Живопись фландрии xvii века. творчество питера пауля рубенса, якоба йорданса, антонио ван дейка, франса снейдерса

Гентский алтарь. Ангелы музицирующие

Гентский алтарь. Ангелы музицирующие, 1432

Хьюберт ван Эйк, старший брат Яна, получил заказ на оформление алтаря от гентского торговца Йоса Вейдта, но умер в 1426 году, оставив своего брата завершать работу. Законченный к 1432 году, он представлял собой полиптих, состоящий из 24-х панелей, окрашенных внутри и снаружи. Высота алтаря около трех метров, а ширина около пяти. Известно, что его много раз вывозили во время европейских войн, и одна панель так и не нашлась после кражи в 1934 году. Работа является прекрасным примером того, как ван Эйк использовал свет и тень для представления глубины. Когда панели закрыты, зрители видят, что пророки и сивиллы объявляют о пришествии Христа, Богородицы и Архангела. Когда они открыты, мы видим (скорее всего) Иисуса Христа, у ног которого лежит корона как указание на то,что он превосходит всех царей; здесь же Иоанн Креститель, Мария, Адам и Ева.

Глава 3. Антонио ван Дейк

Эволюция творчества художника Антонио ван Дейка (1599–1641) предвосхитила и определила путь развития фламандской школы живописи второй половины 17 столетия в направлении аристократизации и светскости. Художник исключительного дарования и таланта, Антонио ван Дейк сохранил приверженность фламандскому реализму. В лучших своих произведениях – в портретах людей разных сословий, социального уровня, разных по душевному и интеллектуальному складу – он верно нашел индивидуальное сходство и проник во внутреннюю духовную сущность модели. Типические образы Ван Дейка дают представление о характере целой эпохи в истории Европы.

«Портрет дамы»

Ван Дейк поступил в мастерскую Рубенса девятнадцатилетним юношей по окончании обучения у Хендрика ван Балена.

Ранние композиции Антонио ван Дейка на религиозно-мифологические темы исполнены под влиянием Рубенса, от которого он унаследовал большое живописное мастерство, умение воссоздавать формы натуры с типичным для фламандцев ощущением чувственной конкретности и достоверности. Дальнейшее развитие творчества ван Дейка шло по пути утраты полнокровности Рубенса. Композиции становились более экспрессивными, формы утонченными, манера письма изысканной и деликатной

Художник тяготел к драматическому решению тем и сосредоточивал внимание на психологических аспектах жизни отдельных героев. Это определило обращение Антонио ван Дейка к портретной живописи

В ней он создал тип блестящего аристократического портрета, образ утонченного, интеллектуального, благородного человека, порожденного аристократической культурой, рафинированной и хрупкой. Герои ван Дейка – люди с тонкими чертами лица, с налетом меланхолии, а порою и скрытой грусти, мечтательности. Они изящны, воспитаны, полны спокойной уверенности и чувства независимости и вместе с тем душевно инертны; это не рыцари, а кавалеры, придворные светские люди или люди утонченного интеллекта, привлекающие духовным аристократизмом.

Ван Дейк начал деятельность со строгих портретов фламандских бюргеров, знати, их семейств. Он писал также художников; позже, работая в Генуе (1621–1627), стал модным портретистом аристократии, создателем официального парадного портрета. Появились сложные композиции с декоративными фонами и мотивами пейзажа и архитектуры. Удлиненные пропорции, горделивость позы, демонстративность жеста, эффектность ниспадающих складок одежды усиливали импозантность образов.

Знакомство с живописью венецианцев внесло в его палитру насыщенность, богатство оттенков, сдержанную гармоничность. Жест и костюм оттеняли характер портретируемого. Эволюцию стиля можно проследить на следующих портретах.

В «Мужском портрете» психологическая характеристика заостряется мгновенно схваченным поворотом головы, вопросительным горящим взглядом, экспрессивным жестом рук, как бы обращающихся к собеседнику.

«Портрет Марии Луизы де Матисс»

В портрете красавицы Марии Луизы де Тассис (между 1627–1632 годами, Вена, галерея Лихтенштейн), лицо которой оживлено лукавым выражением, пышный наряд акцентирует изящество и внутреннюю грацию молодой женщины.

«Гвидо Бонтильо»

Величественная колоннада портретного фона подчеркивает значительность образа Гвидо Бонтивольо (около 1623, Флоренция, галерея Питти), исполненного чувства достоинства

Освещение и насыщенный красный цвет кардинальской мантии концентрируют внимание на лице и изящных руках с длинными пальцами. Сосредоточенная напряженная мысль отражена в задумчивых, тронутых усталостью и грустью чертах

Последние десять лет жизни ван Дейк провел в Англии при дворе Карла I, среди кичливой аристократии. Здесь художник писал портреты королевского семейства, лощеных придворных, часто скрывавших за элегантностью облика внутреннюю пустоту. Композиция портретов становилась усложненной, декоративной, красочная гамма – холодной голубовато-серебристой.

1.2 РУБЕНС КАК СОЗДАТЕЛЬ БАРОККО

Очень немногие художники, пусть даже великие, заслуживают чести называться основоположниками нового стиля в живописи. Рубенс — исключение. Он стал создателем живого и волнующего стиля художественного выражения, позже названного барокко. Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». Стоящая слева женщина в застывшей позе выписана чрезвычайно детально, что характерно для всех предшественников Рубенса. Но героическая фигура рыцаря, его вставшая на дыбы лошадь, энергичные жесты и яркие краски демонстрируют новый интерес, проявляемый Рубенсом к напористому действию, движению, эмоциям. Такие картины, как эта, приблизительно на полвека предвосхитили широкое использование стиля барокко художниками в других европейских странах. «Святой Георгий, поражающий дракона»

Яркий, пышный рубенсовский стиль характеризуется изображением крупных тяжелых фигур в стремительном движении, возбужденных до предела эмоционально заряженной атмосферой. Резкие контрасты света и тени, теплые богатые краски, кажется, наделяют его картины кипучей энергией. Он писал грубоватые библейские сцены, стремительную, захватывающую охоту на животных, звонкие ратные побоища, примеры высочайшего проявления религиозного духа, и все это делал с равным пристрастием к перенесению на холст высочайшей жизненной драмы. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь; без этого ни один художник не может быть великим… Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». Никто не изображал людей и животных в жестокой схватке так, как это делал Рубенс. Все его предшественники тщательно изучали прирученных зверей и рисовали их в сценах вместе с людьми. Такие работы обычно преследовали одну цель — продемонстрировать знания анатомического строения животного и основывались главным образом на библейских или мифологических рассказах. Воображение Рубенса увлекло его далеко за пределы реальности истории, заставляя создавать живой мир, в котором люди и звери сражаются друг с другом в стихийно возникшей схватке. Его охотничьи сцены характеризуются огромным напряжением: страсти накалены до предела, возбужденные люди и животные бесстрашно, с яростью набрасываются друг на друга. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника

Портрет Маргареты ван Эйк

Портрет Маргареты ван Эйк, 1439

Одна из последних работ ван Эйка, портрет его жены 1439 года, когда-то был вывешен в часовне Гильдии Святого Луки в Брюгге, посвященной художникам. После длительной реставрации в Лондоне, портрет в настоящее время висит в Музее Грунинге в Брюгге

Как и во всех портретах ван Эйка, голова увеличена по сравнению с телом, и все внимание сфокусировано на чертах лица и голове. Маргарет смотрит на зрителя, ее красное платье обшито мехом, а волосы уложены по-бургундски

Эта работа долгое время находилась во владении Гильдии художников им. св. Луки. и вплоть до XVIII в. в день св.Луки выставлялась для всеобщего обозрения как образец мастерства.

Фламандский натюрморт. Творчество Франса Снайдерса

В 17 веке натюрморт утвердился как самостоятельный жанр.
В нем отразился интерес к материальному миру, зародившийся еще в нидерландской «живописи вещей» начала 15 столетия.
Фламандские «лавки живности» поражают шумной жизнерадостностью и праздничной декоративностью. Полотна, крупные по размерам, яркие по колориту,
служили украшением стен просторных дворцов фламандской знати, прославляя красоту земного бытия, богатство сельской жизни, плоды земли, моря, рек.

Крупным мастером монументального декоративного натюрморта из даров природы
и «охотничьих сцен» был друг Рубенса живописец Франс Снайдерс (или Снейдерс) (1579—1657). Натюрморты художника Снайдерса — это сказочно-щедрое изобилие различной снеди.
Сочные плоды, овощи, битая птица, олени, кабаны, морские и речные рыбы нагромождены горами на больших дубовых столах кладовых и лавок
(«Натюрморт с лебедем», Москва, Государственный музей изобразительного искусства имени А. С. Пушкина), заполняя все живописное пространство — предметы заслоняют друг друга, свисают со столов и
надают на пол.

Яркие контрастные краски, разнообразные фактуры выделяют их на нейтральном фоне, выявляют их декоративные качества.
Преувеличенные в масштабах предметы кажутся наделенными необычайной жизненной силой, беспокойные линии, их очерчивающие, порождают
динамичный бурный ритм. Однако равновесие цветовых масс, четкие горизонтали столов и лавок организуют композиции, создают впечатление
целостности, монументальности. Выполненная Франсом Снайдерсом серия «лавок» для загородного охотничьего дворца архиепископа Триста
в городе Брюгге (1620-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж) ярко характеризует его творчество.

Снейдерс Франс. Картины →

История зарубежного искусства →

Мадонна канцлера Ролена

Мадонна канцлера Ролена, 1435

Николас Ролен был канцлером герцогства Бургундии. Именно он сидит слева, его руки в молитве обращены к Богородице, которая представляет ему младенца Иисуса, пока ангел парит над ней. Комната, в которой они сидят, выложена роскошной плиткой, колонны позади Ролена увенчаны резьбой, изображающей Семь Смертных Грехов. На заднем плане виден необычный пейзаж с рекой и городом. Можно разглядеть башни, мосты и горы. Это может быть Отён, родной город Ролена. В центре картины, на балконе, находятся двое мужчин в одном из которых многие признают самого художника (человек в красном тюрбане — по аналогии с автопортретом, хранящимся в Лондоне).

В Антверпене (1627- 1632 гг.)

В 1627 году Ван Дейк вернулся в родной Антверпен и стал придворным художником Изабеллы, правительницы испанских провинций Нидерландов. Он задумал создать портреты лучших людей современности. Такой грандиозный проект получил название “Иконография Ван Дейка”.

“Иконография Ван Дейка” (1627-1636 гг.)

Это была серия исполненных по рисункам художника гравированных портретов (офортов) знаменитых современников — живописцев, скульпторов, поэтов, музыкантов, общественных деятелей, ученых, полководцев, меценатов. Над этим проектом художник работал с 1627 по 1636 годы. Для 18 портретов мастер собственноручно гравировал доски — очень четко прорабатывал лица, фигуры и одежды прорисовывал контурами. Остальные портреты выполняли другие мастера по рисункам самого Ван Дейка.

В 1632 году в первом издании “Иконографии Ван Дейка” было 80 офортов. Второе издание в 1645 году (после смерти художника) включало уже 100 . А к концу 18-го века вышло уже более 200 портретов. Эту серию иконографии многократно переиздавали.

А.Ван Дейк. Иконография. Adam van Noort. 1630-1632А.Ван Дейк. Иконография. Gaspar de Crayer. 1630-1632

Ванэйковские «мадонны»

Отдельного внимания заслуживают знаменитые ванэйковские Мадонны: «Мадонна в церкви», «Мадонна каноника ван дер Пале» и «Мадонна канцлера Ролена». Эти работы изобилуют множеством невиданных на то время новшеств:

  • скрупулезной проработкой архитектуры, интерьера, одежды, украшений и предметов быта;
  • грамотной передачей светотени;
  • яркостью красок и многообразием оттенков;
  • продуманной сюжетной линией, в основе которой заложен религиозный символизм.

Мадонна в церкви

Мадонна каноника ван дер Пале

Мадонна канцлера Ролена

Портрет четы Арнольфини

Ещё одна изобилующая символами картина Яна ван Эйка – «Портрет четы Арнольфини» – раскрывает человеческую индивидуальность в обыденной обстановке.

Портрет четы Арнольфини

Герои как будто дают клятву верности друг другу, на что указывают их лица и жесты, а также пёс на переднем плане, олицетворяющий дружбу и преданность. Символично также изображение горящей свечи только над головой молодого человека. Не исключено, что на момент написания картины его возлюбленная умерла, так как свеча над её головой не горит… Апельсины на столе символизируют на неземное блаженство, а яблоко – грехопадение. Щётка символически показывает чистоту отношений между мужем и женой. Чётки – знак благочестия.

Масляная техника Яна ван Эйка

Эмалевидная поверхность картин Ван Эйка — результат использования техники масляного письма, которая позволяет достичь глубины и богатства цвета. Нанося один поверх другого полупрозрачные слои, живописец достигает слитности мазков и получает смягчённые контуры, что делает композицию в высшей степени реалистичной.

Ещё больше реализма и плавности переходов можно достичь методом сфумато, работая по технологии оптических просветов. Мягкие светотеневые взаимоотношения создаются методом «от пятна» ещё на стадии работы наждачной бумагой.

На этапах проработки композиции оптическими смесями и ввода цвета изображение «оживает», а после финишной лессировки маслом и усиления колорита масляными красками приобретает сочность и глубину пространства. Подробнее о стадиях работы по технологии оптических просветов, материалах и инструментах, применяемых для создания реалистичной живописи, можно прочитать в этой книге.

Несмотря на то, что произведения Ван Эйка – ещё не верх совершенства в плане геометрии и пропорций, его усовершенствованная масляная техника была признана в Европе. Она повсеместно укоренилась в Нидерландах, в 15 веке пришла в Германию и во Францию, а чуть позже завоевала сердца итальянских художников.Нередко встречается информация будто бы Ян ван Эйк изобрел масляную живопись. Это утверждение неверно, ведь маслом работали и до него. Однако достижения фламандца на этом поприще и вправду сродни изобретению. Он усовершенствовал состав масляных красок, сделав их намного более прочными и яркими.

За свою жизнь Ян ван Эйк написал более 100 произведений, большинство из которых, к сожалению, не сохранилось. Но даже по уцелевшим работам можно сделать вывод о том, насколько огромен вклад этого художника в мировую живопись.

голоса

Рейтинг статьи

1.3 ПОРТРЕТЫ РУБЕНСА

Само собой, Рубенс был большим мастером портретной живописи, и хотя его работы по своему психологизму и степени постижения модели уступают портретам Тициана, все же, Рубенс по праву входит в число самых значительных портретистов в истории. Портреты Рубенса можно назвать настоящим живописным справочником «кто есть кто» представителей западноевропейской знати XVII столетия. За восемь лет пребывания в Италии он написал портреты многих аристократов, включая самого первого его покровителя герцога Мантуанского. В 1609 году после возвращения в Антверпен Рубенс стал придворным живописцем при правителях Испанских Нидерландов эрцгерцоге Альберте и эрцгерцогине Инфанте Изабелле. На этой должности он получил особую привилегию посещать дома самых богатых и знатных дворян. Он написал портреты английского короля, герцога Бекингемского, графиню Шрюсберийскую, испанского короля Филиппа IV, французских королей Генриха IV и Людовика XIII, польского короля Владислава IV Вазы и Марию Медичи. Во время своих творческих путешествий Рубенс оказался вовлеченным в дипломатическую деятельность. Инфанта Изабелла, отдавая себе отчет в том, что искусство Рубенса давало ему свободный доступ в самые знатные королевские дома Европы, сделала его своим хоть и неофициальным посланником, но лицом весьма доверенным. Рисуя портреты или обсуждая заказы на монументальные декоративные украшения стен дворцов, Рубенс одновременно с этим зачастую вел с королями и принцами секретные переговоры.

«Портрет королевы Франции Марии Медичи»

Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия». Его искусство, характеризуемое его кипучей жизненной энергией, его страстями, является квинтэссенцией грандиозного стиля барокко. Более 1000 картин художника — это монументальное достижение. А ведь оно только одно из многих. Рубенс был поразительно начитанным человеком, его интересы простирались от философии стоиков до изучения редких гемм. Во время своих продолжительных путешествий, когда он старательно штудировал и зачастую копировал произведения искусства различных эпох, он на равных встречался со многими знаменитыми европейскими интеллектуалами. Среди них такие ученые-классики, как Никола Пейреск, Каспар Шиопиус и французский гуманист Пьер Дюпюи. Все они в один голос восхваляли его острый ум и вели с ним продолжительную ученую переписку. «У Рубенса было столько талантов, — заметил один из его покровителей, — что его умение рисовать следует отнести к самому последнему».

Линия горизонта

Также при сравнении картин мы видим ещё одно существенное различие. Фламандцы использовали довольно высокий горизонт. Голландцы же часто его опускали ближе к нижнему краю картины.

На выставке «Золотой XVII век» можно было найти ещё вот такую интересную работу с Христом-садовником.

Ян Брейгель Младший и Ян ван Бален. Явление Христа Марии Магдалине (Христос-садовник). 1640-е. Частная коллекция.

Может показаться, что фламандец превращает сюжет из Библии в бытовой жанр. Однако он, наоборот, буквально описывает событие из Евангелия Иоанна. Когда Мария Магдалина обнаружила, что Христа нет в гробнице, она побрела прочь. И встретила воскресшего Христа.

Поначалу она приняла его за садовника. И спросила, не причастен ли он к исчезновению тела Сына Божьего. И только через мгновение узнала его и захотела дотронуться. После чего Иисус попросил ее не делать этого, ибо не взошёл он ещё на небеса к Отцу Своему.

Давайте проанализируем эту работу согласно уже известным нам особенностям фламандской живописи.

Мы видим яркие цветные пятна одежды героев. Это не совсем трёхцветка. Так как синий цвет был цветом Мадонны. И художник не стал добавлять его в одеяние Марии Магдалины. К тому же сюжет о Христе-садовнике предполагает наличие большого количества зеленого.

Но классическую пейзажную трёхцветку мы тут все же наблюдаем. Охристые оттенки земли на переднем плане, много зеленого на среднем и голубой — на дальнем.

Также мы видим довольно высокий горизонт.

И обратите внимание ещё на одну особенность колорита. Такое цветовое решение называется локальным

Это когда фигуры освещены постановочным идеальным светом. Иллюзия объема создана с помощью светотени. Эта светотень представляет из себя переход от светлых оттенков к темным одного и того же цвета

Такое цветовое решение называется локальным. Это когда фигуры освещены постановочным идеальным светом. Иллюзия объема создана с помощью светотени. Эта светотень представляет из себя переход от светлых оттенков к темным одного и того же цвета.

Однако голландцы понимали, что свет может быть в реальности очень разным, а значит по-разному влиять на цвет. И одними из первых в мире, вслед за поздним Тицианом и Тинторетто, начали использовать так называемый тональный колорит. Это когда изображается реалистичный свет, особенным образом влияющий на цвет объектов и фигур.

Так, у голландца Моленара мы видим пасмурную погоду и рассеянный слабый свет. Фигуры людей местами очень затемнены. И речь вообще не идёт об идеальном освещении каждой фигуры.

Клас Моленар. Зимний пейзаж с катанием на коньках. Середина XVII века. Частная коллекция.

Наоборот, создаётся впечатление, что пространство и фигуры образуют единое целое, как будто все обволокло серо-свинцовым цветом. И даже красные детали одежды в таком освещении выглядят коричневыми.

Фламандское исскусство 17 века, нидерландское искусство, натюрморт, бытовая живопись

Нидерландское искусство разделилось на две школы: фламандскую и голландскую. Феодальное дворянство и католическая церковь играли главную роль в жизни страны и являлись главными заказчиками искусства. Картины для замков, городских домов и величественные алтарные образа — вот главные виды фламандских живописцев.

Центральной фигурой фламандского искусства был Питер Пауль Рубенс. Картины Рубенса полны бурного движения. Обычно для усиления динамики он прибегает к определенной композиции, где преобладает диагональное напрвление. Рубенс понимал и любил античность, он часто претворял мифы в живописные образы

Рубенс обращает внимание к жизни природы. Широкие равнины, тучные стада, могучие деревья, спокойное приволье или разбушевавшаяся стихия переданы с одинаковым чувством реализма и неизменного жизнеутверждения

У Рубенса было много учеников, в их числе Ван Дейк, Ян Брейгель старший.
Наиболее знаменитым, учившимся недолго, был Антонис ван Дейк. В его творчестве большое место занимают сюжеты мифологические и христианские, которые он трактует с присущим ему лиризмом. Но главным жанром ван Дейка становится портрет. Портреты ван Дейка декоративны всем своим строем: пластическим и линейным ритмом, игрой светотени, чему он учился у Караваджо, и конечно, колоритом, в котором воздействие величайшего колориста Рубенса слилось с влиянием колористической школы венецианцев.

Особым жанром во фламандском искусстве 17 века был натюрморт, мастером которого был Франс Снейдерс. В его картинах грудами лежат на столах дары земли и воды: рыба, мясо, фрукты, дичь. Такие натюрморты служили декоративным украшением больших богатых интерьеров, поэтому фламандский натюрморт обычно велик по размеру, в отличии от голландского натюрморта.

Бытовой жанр представлен в искусстве Фландрии одаренным художником Адрианом Браувером. Браувер писал небольшого размера картины бытового жанра. Его герои — крестьяне, городской люд, играющие в карты, пьют, дерутся, горланят песни. В произведениях Браувера нет декоративности фламандской школы, они выполнены в духе голландского реализма и рассчитаны на близкое рассмотрение. Сюжеты иногда драматичны, лица, мимика, позы, жесты, необычайно выразительны, ирония переплетается с горечью, и в в этом смысле Браувер продолжает традиции Брейгеля.
В творчестве последователя Браувера — Давида Тенирса, крестьянская тема трактуется как сельские праздневства. В больших по размеру, но мелкофигурных композициях он представляет праздничное веселье под открытым небом, с танцами, трапезами, мирными беседами.
Во второй половине 17 века крупных мастеров во фламандской живописи нет, но вклад в европейское искусство Фландрией уже был сделан.

‹‹ к списку статей

Арт-курс «Декоративная живопись. Фламандский натюрморт

17 июня 2018 года в 10:00  (по воскресеньям)

Курс из 3 занятий по 4 часа.

Записывайтесь по телефону: 8-925-791-82-68.

Преподаватель: Богушевская Анна 

Запись на курс осуществляется по предоплате.

Заготовку — плашку из массива сосны с обточенными и пробрашированными краями можно приобрести в студии. 40 на 40 см — 500р.

На курсе мы создаем подчёркнуто скромные по композиции и размерам картины в голландском и фламандском стилях. Картины наполнены гармонией сдержанного света, благородных, тонких оттенков коричневого, зеленого, терракотового.

Благодаря современным материалам и декоративной технике мы будем имитировать поверхность старого холста.

Программа обучения включает:

·       Основы колористики (цвет и объем).

·       Краткий экскурс к основам академического рисунка – законы света и тени, нахождение предмета в пространстве.

·       Техники механического старения дерева с помощью различных инструментов.

·       Техника имитации старого холста.

·       Реалистичная живопись в смешанной технике, натюрморт.

На первое занятие принеси:

Шкурку, бинт (отечественного производства), клей пва, кисть для клея   1-1,5 см. (которую не жалко), ёмкость для разведения клея (банка от йогурта, одноразовая тарелка) растрескивающаяся текстурная паста cracle фирмы idea (можно приобрести в студии), резиновый шпатель 3-5 см. шириной.

Четыре философа (1611—1612)

У картины есть еще одно название – «Юст Липсий и его ученики». У Рубенса было особое отношение к данному произведению, поскольку на холсте он изобразил дорогих его сердцу людей: лучший друг Ян Вавериус, бран Филлип, учитель Юстус Липсиус. Над ними гордо возвышается бюст Сенеки.

Над окном висят бордовые шторы, открывающие кусочек пейзажа. Благодаря таким элементам декора фон картины можно назвать помпезным и роскошным. Однако изюминка произведения кроется не в декорациях, а действующих лицах. Каждый из философов отображает определенные эмоции, по которым можно распознать тип их личности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: