Боярыня морозова. судьба раскольницы в зеркале изобразительного искусства

Вариант 2

Суриков Василий Иванович (1848 – 1916) – русский художник, автор масштабных исторических картин.

Одной из моих любимых работ В.И. Сурикова является картина «Боярыня Морозова». У этой картины очень богатая предыстория. Морозова Феодосия Прокофьевна – боярыня, которая за поддержку старообрядцев была арестована, лишена всего имущества, а затем сослана в монастырскую тюрьму, в которой умерла от голода.

Каждого персонажа своей картины В.И. Суриков тщательно продумывал, известно, что художник долгое время искал натурщицу для главной фигуры – боярыни, в итоге его тетушка стала прототипом боярыни Морозовой.

На переднем плане картины мы видим сани, на которых в оковах сидит боярыня Морозова. Лицо ее бескровно, абсолютно бледное и безжизненное, выражает полную одержимость. Боярыня подняла свою правую руку с двуперстным крестным знамением. Она крестит толпу, демонстрируя, что даже под угрозой смерти она не отступает от своих принципов «старой вере».

По левую руку боярыни мы видим женщину в красной шубе, это сестра Морозовой – Евдокия. Руки ее крепко сцеплены в замок, она молится. Ее поза говорит о том, что она в отчаяние, она боится за жизнь своей сестры.

Также на переднем плане картины мы видим юродивого, который абсолютно раздетый сидит на снегу. Он дублирует жест Морозовой что говорит о том, что он поддерживает ее. Рядом с ним на коленях стоит женщина, по внешнему виду которой можно сказать, что она бедна. Женщина беспомощно протягивает руку в след уезжающей Морозовой, словно просит милостыню.

В целом сани разделили толпу. Справа от боярыни стоят люди, которые насмехаются над ней, видно, что они ни капли ей, не сочувствуют. Слева – люди, лица которых наполнены страхом. В первом ряду можно заметить три богато одетых женщины, и поза их говорит о том, что они очень соболезнуют Морозовой, в их глазах застыли слезы.

Нельзя не отметить то, как художник искусно изобразил снег. Он настолько реалистичен, что кажется будто вот-вот упадет прямо с картины. Известно, что В.И. Суриков для того, чтобы изобразить снег как можно более точно долгое время наблюдал за ним, отмечая все оттенки и цвета, которые он приобретает в разные условия.

Картина вызывает восторг. Я видела ее в Третьяковской галерее и меня поразили ее масштабы. От нее очень трудно оторваться, чтобы рассмотреть и прочувствовать эмоции всех людей, изображенных на картине, понадобится целый день. Ты словно ощущаешь себя частью картины, словно находишься там, среди людей. Тебя обдает холодом настоящей русской зимы, слышен хруст снега от саней и копыт лошади. Ощущается волнение толпы и тревожные разговоры. На мой взгляд основная мысль описываемой картины в том, что нельзя предавать свои убеждения ни при каких обстоятельствах даже под угрозой смерти.

Оценка работы художника

История картины «Боярыня Морозова» очень необычна хотя бы потому, что эта работа вызвала противоречивые оценки и громкие споры критиков во время передвижной выставки. Кому-то нравится творчество Сурикова, кому-то – нет, но все сошлись во мнении, что данное творение ему удалось на славу. Некоторые критики сравнивали полотно с пестрым персидским ковром, потому что яркие краски так и рябили в глазах, академисты обсуждали различные огрехи картины, такие как неправильные положения рук и т. д. Но все же, самые известные и непреклонные критики при детальном изучении рисунка должны были признать – это действительно шедевр.

До Василия Сурикова никто из живописцев так ярко и непредвзято не изображал людей допетровской эпохи. В центре полотна – бледная, измученная душевными муками, изголодавшая от долгого поста женщина, вокруг нее расположились неуклюжие, грубоватые люди в шубах, торлопах, телогреях. Толпа разделилась на две части, одна сочувствует боярыне, другая – насмехается над ее бедой. Сурикову удалось оживить своих персонажей. Зритель, стоящий возле полотна, чувствует себя в этой толпе и как бы переносится во времени на несколько столетий назад.

Василий Иванович реалистично изобразил событие, имевшее место в истории России. Его работа побудила людей не только узнать о судьбе боярыни Морозовой, но и задуматься над ее поступком. Кто-то воспринимает ее как фанатичку, кто-то восхищается ее несгибаемостью и верностью принципам. Во время появления картины люди сравнивали героиню с народниками и Стенькой Разиным. Это говорит лишь о том, что «боярыни Морозовы» есть в каждой эпохе, всегда найдутся люди, верные своим убеждениям.

Историческая живопись в картинах В. Сурикова и И. Репина

Настоящим виртуозом русской исторической живописи по праву считается Василий Иванович Суриков. Даже далекий от искусства человек наверняка вспомнит его картины о Суворове, Боярыне Морозове или о стрелецкой казни. Это масштабные полотна, которые никого не оставят равнодушными. Интересно то, что многие из них художник создавал не по недавним событиям, а по тому, что было в далеком прошлом. Так, сюжет картины «Утро стрелецкой казни» художнику пришел внезапно, когда он гулял по улицам Москвы и вдруг со всей явственностью увидел в воображении казнь стрельцов. Но на картине это был не просто вымышленный эпизод, так как долгие годы художник изучал историю и кропотливо подбирал нужные ему образы и атрибуты. Сам же образ казни настолько пронзил его, что он многие дни с облегчением просыпался по утрам после ночных кошмаров о казненных. Аналогичным образом он создавал и другие свои картины, которые превратились в целые летописи.

В. Суриков. «Утро стрелецкой казни». 1881 г.

Работы Сурикова пользовались большим успехом. Так, знаменитая картина «Боярыня Морозова» относится к числу первых русских холстов, на которых художнику удалось так полно передать русскую историю. Его работы широко обсуждали в обществе, а именитые персоны даже называли самые высокие цены, чтобы заполучить шедевры в свои коллекции. Например, император Николай II перекупил за 40 тысяч рублей картину «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», которая должна была за 30 тысяч рублей перейти в коллекцию Павла Третьякова. Это были огромные для своего времени деньги, которые многим другим художникам и не снились.

В. Суриков. «Боярыня Морозова». 1884–1887 гг.

Обращался к прошлому в своей живописи и знаменитый художник Илья Ефимович Репин. Его полотна были не менее драматичны, чем у Сурикова, и поднимали острые социальные вопросы. Мало кого оставила равнодушным его известная картина «Бурлаки на Волге» и тем более холст об убийстве Иваном Грозным его сына. Первая картина просто шокировала общество, которое буквально забросало художника противоречивыми отзывами от критики до полного восторга. Вторая работа продолжает потрясать общество и сегодня — до такой степени глубоко художник передал душевный разлад в описанном сюжете. Сам художник писал картину об Иване Грозном в больших муках, неоднократно бросал ее, и, вероятно, эта выстраданная боль и позволила ему так тонко передать все чувства на полотне. Этот сюжет до сих пор воспроизводится в кино, театрах, студиях восковых фигур и на других площадках искусства.

И. Репин. Картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». 1885 г.

Репина особенно волновали сильные личности, которые оставили глубокий след в обществе. Это могли быть известные писатели, композиторы, царские особы или простые люди, которые показали свой сильный характер. Так, непокоренной волевой женщиной предстает перед нами царевна Софья — сестра и опекун Петра I. Гордость и самобытность прослеживается и в образе простой русской девушки в картине «Садко». Пока заморские красавицы пытаются вскружить голову видному жениху драгоценностями и богатыми нарядами, скромная русская девушка стоит в отдалении

Она понимает ценность своей души и не пытается привлечь внимание мишурой.

И. Репин. «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре» (неполное название). 1879 г.

Его знаменитые картины представляют собой сложнейшие клубки эмоций многих персонажей. Так, эмоционально многогранна картина «Крестный ход в Курской губернии» или не менее знаменитый холст «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Именно эти эмоции многофигурных композиций так захватывают зрителей и заставляют часами рассматривать картину и удивляться ей.

И. Репин. Картина «Запорожцы». 1878–1891 гг.

Значение картины

Суриков – несомненно выдающийся мастер исторических полотен. Нельзя пройти мимо, картина цепляет и вызывает живой интерес к судьбам реальных людей и истории России в целом

Это очень важно для нынешних взрослых и детей, для формирования у них правильного отношения к свершившимся историческим фактам. С этой целью в общеобразовательной программе есть сочинение по картине Сурикова «Боярыня Морозова»

История – это жизнь. Надо учиться её понимать. И замечательно, что для этого есть такое прекрасное живописное наследие великого художника, на весь мир известная картина Сурикова «Боярыня Морозова» – сплетение трагедии и героизма, народа и государства.

Все думали, что после смерти жены он уже ничего не создаст

В Петербурге Суриков познакомился со своей будущей женой француженкой по отцу Елизаветой Шаре. Он всю жизнь считал, что ему очень повезло. Елизавета смогла создать комфортные условия для его творчества и родила двух дочерей – Ольгу и Елену.

Портрет Елизаветы Августовны Суриковой, жены художника

Но любимая жена ушла из жизни, когда девочки были еще маленькими. И Суриков не мог простить себе этого всю жизнь. После создания «Боярыни Морозовой» он решил впервые свозить жену в Сибирь и показать родные места. Дальняя дорога на лошадях, пароходами по рекам жарким летом плохо сказалась на здоровье Елизаветы, так как она с рождения страдала пороком сердца. Вернувшись из Красноярска, она тяжело заболела и умерла.

Портрет О.В. Суриковой

Для Сурикова это стало ударом, он каждый день ходил на кладбище, бесконечно заказывал панихиды, много читал Библию, думал о вере и почти не мог писать. Коллеги по цеху тогда решили, что художник больше ничего не создаст.

Спас художника родной брат. Он, никогда не выезжавший из Красноярска, приехал в Москву, чтобы его утешить, занялся племянницами и уговорил его вернуться в Красноярск. На родине брат же подал ему идею написать картину о старинной масленичной забаве «Взятие снежного городка». Эта работа возродила Сурикова. Он свозил ее на выставки в Москву, в Петербург, в Париж. Картина до сих пор путешествует – ее выставляют в разных городах мира.

«Взятие снежного городка»

Религиозная живопись в картинах Н. Рериха, М. Врубеля и А. Иванова

Николай Константинович Рерих внес огромную лепту в развитие исторической живописи благодаря своим путешествиям, открытости миру и неоспоримому таланту. Он не просто бывал в разных странах, но и сам организовывал экспедиции, справляясь со всеми сложностями дальних походов через горы и другие нехоженые места. Будучи тонким наблюдателем с широким мировоззрением и философскими взглядами, художник отражал в своих работах множество нюансов разных мест, народностей и их религий. Рерих мечтал о возрождении художественной Руси, о том, чтобы перейти к изображению в искусстве общества и культуры в целом, а не отдельных персонажей. И не просто мечтал, а активно действовал в этот направлении, создав более семи тысяч картин и написав несколько значительных трудов. В отличие от академистов, Рерих часто творил в стиле модерна.

Н. Рерих. «Святые Глеб и Борис». 1942 г.

Немало внимания Рерих уделял народной тематике и религии. Многие его известные картины полны глубокого смысла, описывают духовные искания, как например работы «Святые Глеб и Борис» или «Святой Сергий Радонежский». Особенно выделяется из картин религиозной тематики «Матерь Мира» — полная символов картина, от которой зрители подолгу не могут оторвать глаз. В этой картине художник воплотил сокровенное — приход на Землю Матери Мира и наступление Новой Эпохи, которое описала в учении «Живая Этика» супруга художника Елена Рерих. Это учение направлено на восстановление гармонии между человеком и природой, и большая роль здесь отводится именно женской духовности. Интересно, что многие полотна Рериха воспринимаются жизнеутверждающими в том числе благодаря особым краскам, рецепт которых он разработал самостоятельно.

Н. Рерих. «Матерь Мира». 1924 г.

Михаил Александрович Врубель пошел еще дальше в использовании стиля модерн, перемещаясь в своем воображении в мистику и отражая на холстах свое необычное видение мира. Как и многим модернистам, пошедшим против канонов классической живописи, Врубелю пришлось продираться сквозь заросли непонимания. Работа без отдыха с огромным напряжением, нападки критиков и трагедия в семье подорвала его здоровье настолько, что он много лет провел в психиатрических больницах. Тем не менее, душевное состояние не мешало ему создавать картины, многие из которых были признаны шедеврами.

Особенный интерес представляет серия картин о демонах. Многолетние рассуждения на эту тему и художественная смелость позволили Врубелю создать более десятка уникальных картин, полных подлинного демонизма, который никого не оставит равнодушным. Демоны сидящие, летящие, поверженные, демоны неразделенной любви — все они отражали страдания самого художника и заставляли его выражать свои глубокие чувства на холстах.

М. Врубель. «Демон поверженный». 1902 г.

В отличие от Рериха и Врубеля, Александр Андреевич Иванов творил свои религиозные полотна в академическом стиле. Он считается художником одной картины, хотя при жизни создал немало интересных произведений, за которые в свое время получал медали и похвалы. Свой главный труд «Явление Христа народу» мастер писал целых двадцать лет, создав около шестисот эскизов (они тоже представляют сегодня большую ценность). Такой огромный период работы над одним холстом был связан с тем, что при изучении Священного Писания Иванов задумал написать великую картину о Мессии. А великая работа и трудов требовала соответствующих.

Полотно получилось просто гигантским, ведь его длина составила более семи метров, а высота — более пяти метров. Работа произвела неизгладимое впечатление на общество: многие именитые художники и критики считали и считают картину гениальным творением, а некоторые называют даже иконой истории. Однако по достоинству этот шедевр оценили не сразу, так как Иванов представил ее в 1957 году, когда всех будоражила тема отмены крепостного права.

А. Иванов. «Явление Христа народу». 1837–1857 гг.

Влияние церковной реформы

Изменения, введённые патриархом Никоном при поддержке царя, привели к расколу общества на две оппозиционные группы. Люди, придерживающиеся старообрядческих обычаев, отошли от православной церкви.

Свою карьеру будущий патриарх Никон начал с редактирования всех книг, которые должны были по своему содержанию соответствовать греческим правилам и уставам. Бо́льшая часть общества, а также царская власть положительно отреагировали на эту реформу, поскольку необходимость изменения церковных обрядов была очевидна. Своеобразная модернизация православной церкви осуществлялась в целях укрепления положения Российского государства на международной арене. Это позволило бы укрепить связи во внешней политике. Ситуацию понимали все: и царь Алексей Михайлович, и вся светская элита, и представители церкви.

Политика реформирования активно начала воплощаться в жизнь с 1650 года. Она положила начало возникновению общественного резонанса. При богослужении введения, связанные с проведённой реформой, состояли в следующем:

  • требование креститься тремя пальцами, а не двумя, новшество встретило массовое неприятие среди русского народа;
  • число поклонов подлежало сокращению (с 6 до 4);
  • совершение крестных ходов против солнца;
  • при причащении было уменьшено количество просфор;
  • поклоны во время молитвы нужно было совершать не до пола, а лишь до пояса;
  • введение в пользование нового Служебника;
  • исправление молитв в соответствии с греческими уставами, что привело к значительному изменению их смысла и усилило недовольство русского народа;
  • иконы, написанные по старому образцу, подлежали уничтожению.

Таким образом, главной идеей картины является донесение до зрителей трагических событий, существовавших в судьбе русского народа. Реформа привела к церковному расколу и множеству человеческих жертв. Старообрядцы (староверы) совершали в этот период самосожжения, выражая тем самым несогласие с проводимой церковью политикой.

Произведение Василия Ивановича Сурикова не позволит современному поколению забыть об этом историческом периоде. Благодаря великому творению русской живописи любой человек сможет почувствовать страх, ужас и безысходность, которые испытывали люди в процессе осуществления радикальных церковных реформ.

С 1887 года по настоящее время картина находится в Государственной Третьяковской галерее. Долгая и кропотливая работа над этим произведением, включающая в себя массу этюдов, доработок и упорных поисков, принесла Сурикову славу и известность в истории русской живописи.

Религия

В это время патриарх Никон проводил реформу православной церкви: унифицировались по современному греческому образцу церковный обряд и книги. Поспешно были преданы анафеме все, кто крестится двумя перстами, это и стало поводом к расколу (причин, конечно же, больше). Эти действия вполне вписывались в курс на централизацию управления государством: одно государство, одна религия с одним, единым обрядом. Впрочем, такие резкость и жёсткость не могли понравиться старообрядцам, считавшим русское православие выше греческого. Это связано с подписанием греками Флорентийской унии, падением Константинополя и концепцией «Москва — третий Рим».

Власяница

Феодосия Морозова была не просто противницей Никона. Она была ярой сторонницей протопопа Аввакума, апологета старообрядчества, с которым она тесно общалась. Оставшись в тридцать лет вдовой, она «усмиряла плоть», нося власяницу. Однако Аввакум попрекал молодую вдову тем, что она недостаточно «смиряет» плоть, и писал ей: «Глупая, безумная, безобразная выколи глазища те свои челноком, что и Мастридия» (призывая по примеру преподобной Мастридии, чтобы избавиться от любовных соблазнов, выколоть себе глаза). Домашние молитвы Морозова совершала «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Но поддержка ею старообрядчества, судя по письмам Аввакума, была недостаточной: «Милостыня от тебя истекает, яко от пучины морския малая капля, и то с оговором».

Академик Александр Панченко, исследуя письма Морозовой к Аввакуму, пишет, что в них нет рассуждений о вере и считает, что Феодосия «не мрачная фанатичка, а хозяйка и мать, занятая сыном и домашними делами».

Алексей Михайлович и Никон перед гробницей святителя Филиппа.

Тишайший царь Алексей Михайлович, поддерживавший реформы, пытался повлиять на боярыню через её родственников и окружение, а также отбирая и возвращая поместья. От решительных действий царя удерживало высокое положение Морозовой и заступничество царицы Марии Ильиничны. Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие». Но после тайного пострига в монахини под именем Феодоры, состоявшегося в конце декабря 1670 года, Морозова стала удаляться от церковных и светских мероприятий.

Сюжет

Впервые историю о стойкой последовательнице старообрядчества Василий Суриков услышал еще в юности от своей крестной Ольги Матвеевны Дурандиной. Четкий замысел сформировался лет через десять. «…Раз ворону на снегу увидал. Сидит ворона на снегу и крыло одно отставила. Черным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом «Боярыню Морозову» написал», — вспоминал живописец.

Перед началом работы Суриков изучил исторические источники, в частности, житие боярыни. Для полотна он выбрал эпизод, когда староверку везли на допрос. Когда сани поравнялись с Чудовым монастырем, она, полагая, что царь видит ее в этот момент, часто крестилась двухперстным знамением. Тем самым она демонстрировала приверженность вере и бесстрашие.


Этюд к картине. (wikipedia.org)

В одной телеге с Морозовой ехала ее сестра Евдокия, также арестованная и в дальнейшем разделившая судьбу Феодосии. Суриков же изобразил ее идущей рядом — это молодая женщина в красной шубе справа от саней.

Морозова изображена чуть ли не старухой, хотя на момент описываемых событий ей около 40 лет. Натурщицу для боярыни Суриков искал очень долго. Уже и толпа была написана, а подходящего лица для центрального персонажа все не встречалось. Решение было найдено в среде старообрядцев: к ним с Урала приехала некая Анастасия Михайловна, ее-то Суриков и написал: «И как вставил ее в картину — она всех победила».

Сани с боярыней «раскалывают» толпу на сторонников и противников церковной реформы. Морозова изображена как аллегория противостояния. У боярыни на руке и у странника справа — лестовки, кожаные старообрядческие четки в виде ступеней лестницы (символа духовного восхождения).


Этюд к картине. (wikipedia.org)

Чтобы передать многочисленные цветовые рефлексы и игру света, художник ставил моделей на снег, наблюдая, как холодный воздух меняет цвет кожи. Даже юродивый в отрепьях писался с человека, сидящего практически голышом на морозе. Суриков нашел натурщика на рынке. Мужичок согласился позировать, и живописец растирал его озябшие ноги водкой. «Я ему три рубля дал, — вспоминал художник. — Это для него большие деньги были. А он первым долгом лихача за рубль семьдесят пять копеек нанял. Вот какой человек был».

Раскол русской церкви был вызван реформой, инициированной патриархом Никоном. Были изменены русские тексты Священного Писания и богослужебные книги; двуперстное крестное знамение заменено на трехперстное; крестные ходы стали проводить в обратном направлении — против солнца; «аллилуйя» произносить не дважды, а трижды. Старообрядцы называли это ересью, приверженцы же новой веры, в том числе и царь Алексей Михайлович, предали их за это анафеме.

Боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова была из высшей аристократии того времени. Ее отец был окольничим, а муж — представителем рода Морозовых, родственников Романовых. По всей видимости, боярыня входила в число придворных, сопровождающих царицу. После смерти мужа и отца она стала распоряжаться огромным состоянием, одним из крупнейших в то время в стране.


«Боярыня Морозова». (wikipedia.org)

Узнав о ее поддержке старообрядцев и помощи сторонникам протопопа Аввакума, Алексей Михайлович поначалу пытался через родственников вразумить строптивую боярыню. Однако безуспешно.

До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях. Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной. Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. Не добившись отказа от приверженности старым обрядам, ее заточили на подворье Псково-Печерского монастыря. Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы.

Через три года боярыню вновь пытали и вновь безрезультатно. Тогда Алексей Михайлович выслал Морозову с сестрой в Боровск, где их заточили в земляную тюрьму. Там они скончались от голода, после чего 14 их слуг были сожжены заживо. Примерно через 6 лет та же судьба — сожжение — ждала и протопопа Аввакума.

Смеющийся поп

Это едва ли не самый яркий типаж из народа, как сейчас сказали бы, из «массовки». Известно, что его прототипом стал Варсанофий Семенович Закоурцев, дьячек Сухобузимской церкви (село Сухобузимское в Красноярском крае). Художник писал его черты по памяти, вспоминая, как восьмилетним ребенком ему пришлось всю ночь править лошадьми по весьма непростой дороге, поскольку сопровождавший его дьячок, по обыкновению, напился.

В этом селе Суриков жил с шести лет. Сюда переехала вся его семья, потому что отец заболел чахоткой и для излечения ему требовалось пить кумыс — целебное кобылье молоко, которое можно было достать поблизости. А спустя два года Суриков поехал на учебу в Красноярск, куда его и повез пьянчужка-дьячок. Вот какие воспоминания об этом событии оставил впоследствии художник:

Описание картины «Боярыня Морозова»

Центральным и поистине магнетическим образом картины является сама боярыня. Одна из самых богатых людей Руси, она едет на простых санях, покрытых соломой. Это – символ предстоящих пыток, мучений и голодной смерти. На момент ареста ей исполнилось всего 43 года, однако на полотне изображена едва ли не старуха.

Измождённая и осунувшаяся, она не теряет силы духа, готова в любой момент дать отпор врагам. В этом образе невероятно сплетаются физическая слабость и духовная сила. Она знает, что обречена погибнуть, но никогда не отступит от своих идеалов.

Боярыня. Этюд для картины «Боярыня Морозова», 1886 годМестонахождение: Третьяковская галерея, Москва, Россия

Не менее ярко изображена и толпа. Художник находил образцы костюмов XVII века, чтобы максимально правдиво отразить события того времени. Разношерстную толпу можно рассматривать очень долго, и самое удивительное – эмоции людей. Они крайне противоречивы, ведь кто-то искренне жалеет Морозову, кто-то вдохновляется её смелостью, кто-то глядит осуждающе или вовсе смеётся.

Обратите внимание, что двуперстием боярыне отвечает лишь юродивый, сидящий на снегу. Прочие, даже её сторонники, боятся оказаться неугодными царю, а потому не решаются на смелый шаг

Сани с Морозовой словно раскалывают людей – так же, как идеи и принципы старообрядцев и реформаторов раскололи общество.

Василий Суриков «Юродивый, сидящий на снегу», этюд к картине, 1885 годМестонахождение: Вятский художественный музей им. В. М. и А. М. Васнецовых, Киров, Россия

«Боярыня Морозова« – поразительная картина, наполненная динамикой и эмоциями, которые мастерски удалось передать Василию Сурикову. Полотно было написано в 1884-1887 годах, однако события второй половины XVII века в ней показаны совершенно точно, а все детали реалистичны и правдивы. Как отметила искусствовед Галина Чурак, глядя на творение Сурикова:

И в этом – поистине мистическое притяжение «Боярыни Морозовой».

Сибирские портреты В. И. Сурикова (К 40-летию со дня смерти художника)

В галерее наиболее замечательных мастеров живописи, представляющих величие и всемирное значение русской культуры, Василий Иванович Суриков (1848— 1916 гг.) по праву занимает одно из самых почётных мест. Имя его, как гениального исторического живописца и великого художника-реалиста, прочно вошло в историю русского и мирового изобразительного искусства.

Художник-демократ и патриот, Суриков глубоко изучил и ярко раскрыл в художественных образах жизнь своей родины, своего народа, его прошлое и настоящее, особенности его быта и национальных традиций.

В своих прославленных произведениях «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы в 1799 году», «Степан Разин», в набросках к неосуществлённым картинам «Красноярский бунт 1695 — 1698 гг.» и «Емельян Пугачёв» Суриков первый в области исторической живописи показал прошлое России как историю народа, историю народных движений за национальное и социальное освобождение.

Превосходный исторический живописец и создатель типических образов, он был и замечательным художником-портретистом. Портреты Сурикова неразрывно связаны со всем содержанием и тематикой его творчества, с общим направлением его исканий. Это в особенности следует сказать о портретах, написанных им во время многочисленных поездок в Сибирь.

Родословная художника и любовь к сибирским людям

Родившийся и выросший в Красноярске, на берегу могучего и быстрого Енисея, среди потомков русских землепроходцев, Суриков особенно горячо любил своих земляков. Современная художнику Сибирь и её жители, живые носители старины в быту, нравах и обычаях, помогли ему правильно понять и воссоздать в своих картинах прошлое русского народа.

Питавший глубочайшее уважение к сибирякам, Суриков с гордостью говорил:

С раннего детства художник хорошо знал вольнолюбивую демократическую родословную своей семьи, начало которой положили его далёкие предки, пришедшие в Сибирь из донских станиц с отрядами легендарного Ермака. В 1628 году казаки Суриковы и Торгошины принимали энергичное участие в постройке Красноярского острога, а позже сражались против кочевников Монголии и Алтая, часто нападавших на сибирские города. Но особенно гордился Суриков тем, что в крупнейшем народном восстании XVII века в Сибири — знаменитом Красноярском «бунте» 1695 — 1698 гг. — весьма активно действовали казаки Пётр и Илья Суриковы и предки его по линии матери — казаки Василий и Иван Торгошины и Василий Черкасов. [См. М. А. Волошин. Суриков. (Материалы для биографии). Журнал «Аполлон» 1916 г., 6—7, стр. 42.].

Их мы видим и в его всемирно знаменитых картинах, и на его не столь широко известных «сибирских» портретах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: