«иродиада над отрубленной головой иоанна крестителя, поддерживаемой саломеей» (история картины). саломея, иудейская принцесса саломея дочь иродиады

Царство Божие для всех

30 лет спустя Иоанн Креститель возвещает
людям то, что будет проповедовать Иисус: настала полнота времен, Царство Божие
уже близко. Эта проповедь предшествует появлению Христа.

К Иоанну приходят совершенно разные люди.
Фарисеи и саддукеи слышат от него: «Змеиные отродья, кто вам внушил мысли
бежать от грядущего возмездия?» Они ему говорят: «Мы не змеиные отродья. Наш
отец Авраам. На каком основании ты нас так унижаешь?» В ответ он возвещает суд,
что из камней придорожных, то есть из язычников, из тех, кого вы не считаете
людьми, Бог сделает детей Авраама. Они станут Церковью Нового Завета. А вы — то
дерево, у основания которого уже лежит секира. На иконах Иоанна Крестителя это
красиво изображается. У его ног лежит секира, которая отсечет ему голову. Он
одновременно и пророк грядущего суда, и первый мученик.

К Предтече приходят блудницы,
преступники, мытари, римские солдаты-оккупанты. Это не только иудеи, но и
язычники, которые хотели стать иудеями, частью народа, наследниками Завета. Потрясает,
с какой добротой Иоанн с ними обращается: и вам есть место в Царствии Божьем.
Для этого просто не нужно грабить. Довольствуйтесь тем жалованием, которое
получаете. Мир погрязает в коррупции, но вы в этом не участвуйте. Царство Божие
не для избранных — для меня и моих друзей. Оно для всех. Не в моей компетенции
распоряжаться им.

Наконец, к Иоанну приходит Иисус. Это
первое Его появление на публике. Он еще никак Себя не зарекомендовал. Кто-то
знает о Его существовании, поскольку живет рядом. Но никто не знает, кто Он.

События последних дней жизни Иоанна Крестителя

В сегодняшней статье мы не будем рассматривать чудесные обстоятельства зачатия, рождения и наречения имени пророка Иоанна, а также его родственные связи с Самим Спасителем. Аскетическая жизнь в пустыне и проповедь покаяния во грехах народу израильскому также останутся вне фокуса нашего внимания. Обо всём этом мы поговорим в другое время – в дни празднования рождества святого Предтечи. Сегодня же постараемся вспомнить о том, как окончилась его земная жизнь.

Ирод Великий – тот, по чьему приказу убили 14 000 младенцев в Вифлееме, был женат пять раз и по своей смерти оставил несколько детей от разных жён. Что характерно, минимум двое из них также носили имя «Ирод». Ирод Филипп I и Ирод Антипа – двое из четверых тетрархов (правителей) Палестины. Был среди детей Ирода Великого и Аристовул, дочь которого звали Иродиадой.

Иродиада была женщиной весьма распутной. Мало того, что она вступила в близкородственный брак со своим родным дядей – Иродом Филиппом I, так ещё и была ему неверна. Она сбежала от своего дяди-мужа к своему второму дяде – Ироду Антипе, которого отвратила от законной жены (Ирод Антипа был женат на дочери аравийского царя Арефы) и стала открыто блудно сожительствовать с ним.

В то время пророк Иоанн Предтеча уже был широко известен и почитаем в среде народа израильского. Множество людей приходило к нему на Иордан, посмотреть на великого постника, послушать его проповедь покаяния и совершить погружение в священную реку в знак очищения и оставления своих грехов.

Святой пророк регулярно и громогласно обличал нечестие Ирода Антипы и Иродиады, за что был схвачен воинами тетрарха и брошен в темницу. Однако Ирод страшился народного гнева и видел в святом Иоанне человека божьего, поэтому опасался казнить или же мучить его.

В некое время четверовластник пировал со своими знатными приближёнными, а Саломия, дочь Иродиады, танцевала перед гостями. Танец её был столь красив, что восхитил всех собравшихся и Ирод громогласно пообещал перед собранием, что за это выполнит любое желание девушки.

Саломия решила посоветоваться с матерью, а та, пылая жаждой мести, повелела ей просить голову пророка. Когда Саломия озвучила своё желание, Ирод Антипа был вынужден, чтобы не уронить авторитета перед своими людьми, распорядиться казнить святого Иоанна.

Пророку отрубили голову и принесли её на блюде Иродиаде. Предание гласит, что голова пророка и после отсечения продолжала обличать блудницу и Иродиада в ярости исколола язык святого булавкой, а саму его честную главу проткнула кинжалом. Потом блудница распорядилась закопать голову в отхожем месте, отдельно от тела святого, так как боялась, что он воскреснет, если части тела будут погребены вместе.

В итоге, тело святого забрали его ученики и с честью похоронили в Са­ма­рян­ском го­ро­де Се­ва­стии. Честная глава тоже не осталась поруганной. Благочестивая Иоанна, жена Хузы, который был домоправителем Ирода, тайно выкопала святыню, омыла и её положила в чистый сосуд. Затем она перенесла сосуд с головой праведника в другое из многочисленных поместий Ирода на Елеонской горе и погребла там.

Нечестивцы ещё при жизни получили воздаяние за свой грех. Саломия зимой провалилась под лёд на реке Сикорис и была сжата льдинами так, что только её голова оставалась на поверхности, а всё тело и руки – подо льдом в ледяной воде. Попытки выбраться были тщетны и, в конце концов, острые льдины отрезали её голову, а тело унесло подо льдом и его так и не нашли. Иродиада пришла в ужас, когда получила голову любимой дочери на точно таком же блюде, на каком сама некогда выпросила честную главу Предтечи.

Оскорблённый позором дочери, царь Арефа пошёл войной на Ирода Антипу и разбил его. Император Гай Калигула, раздражённый поражением тетрарха на границе империи, сослал его в Галлию, а оттуда в Испанию. Согласно преданию, в Испании Ирод и Иродиада погибли во время землетрясения (по другим данным – умерли в темнице).

Казнь Крестителя Господня произошла ещё до страданий, распятия и воскресения из мёртвых Господа Иисуса Христа, так как в Евангелии упоминается, что узнав о чудесах Спасителя, Ирод Антипа подумал, что это Иоанн Креститель воскрес из мёртвых.

Танец семи покрывал

Оскар Уайльд в 1891 году написал пьесу «Саломея», и главную роль исполняли ведущие танцовщицы того времени. Эта партия была привлекательна из-за того, что можно было проявить фантазию в самом танце семи покрывал – Оскар Уайльд упрочил легенду, что волшебство танца Саломеи состояло в том, что она одну за другой снимала с себя семь вуалей, и в итоге осталась абсолютно обнаженной, чем и покорила царя.

Одной из исполнительниц роли Саломеи в начале ХХ века стала известная танцовщица Ида Рубиштейн. Художником спектакля был Лев Бакст, создавший для нее сложный костюм со множеством украшений. Форма ее одеяния должна была быть по-восточному чарующей, но вместе с тем не возмутить трепет общественности, поэтому художник прячет обнаженное тело танцовщицы под воздушными драпировками и множеством цепей.

Картины с отрубленными головами: почему их так много?

Барочным картинам нужны страсти и эмоции. Разбираемся, почему были популярны сюжеты с отрубленными головами и причем тут Библия.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, автор книг «Искусство ХХ века. Ключи к пониманию» и «История искусства

Просто о важном», более 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина.

Поговорим о популярной теме в живописи 17 века — сценах с отрубленными головами. Кто вообще до такого додумался и зачем?

Барокко любит драматизм. А что может быть более драматичным, пугающим и пробирающим до мурашек, чем натуралистично написанная отрубленная голова?

Библия полна сценами насилия. Художники пишут религиозные сюжеты — а Библия и жития святых предлагают большой выбор страшных тем для живописи.

Караваджо выбирает самые жуткие моменты. Любойсюжет можно написать по-разному, но его картины полны насилия и боли — для драматического эффекта.

Караваджо. Юдифь, убивающая Олоферна, 1598

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

«Юдифь и Олоферн» — популярный сюжет у художников, начиная с Возрождения. Иудейка, спасшая город от завоевания, стала символом патриотизма и победы истинной веры над язычеством.

Как к теме подошел Караваджо?

Юдифь совершила убийство, чтобы спасти город. Бетулию в Иудее осадили войска ассирийцев

Юдифь пришла в лагерь завоевателей и привлекла внимание полководца Олоферна — а потом отрубила Олоферну голову, тем самым обезглавив всю армию.

Караваджо пишет саму сцену убийства, хотя обычно художники изображали уже отрубленную голову. Получилось очень натуралистично — возможно, художник видел в Риме настоящие казни, всегда привлекающие толпы зевак.

Композиция усиливает драму. Красный полог с драпировкой — активное пятно прямо над фигурой Олоферна. Это добавляет сцене динамики и эмоциональности.

Караваджо. Саломея с головой Иоанна Крестителя, 1607

Убийство Иоанна Крестителя — еще один важный для христианства сюжет, на этот раз из Нового Завета. Его писали все, от Джотто и Дюрера до Гюстава Моро и Василия Сурикова. Сам Караваджо несколько раз обращался к этому образу.

В чем особенности картины Караваджо «Саломея с головой Иоанна Крестителя»

Саломея — падчерица иудейского царя Ирода Антипы. Ее мать Иродиада желала смерти Иоанна Крестителя, но царь был против. Тогда Иродиада подговорила дочь, и та попросила отчима исполнить ее желание.

Смерть остается за кадром. У Саломеи в руках блюдо с головой Иоанна Крестителя. Девушка будто выносит ее навстречу зрителю. Палач еще держит в руках меч — убийство произошло несколько секунд назад.

Картина очень эмоциональна. Переданы разные грани человеческих эмоций: старая служанка смотрит на молодого убитого с грустью, палач на Саломею — с вожделением, а сама девушка отвернулась — ей жутко и неприятно держать в руках такой страшный предмет.

1. Караваджо. Давид с головой Голиафа, 1610
2. Микеланджело. Страшный суд, фрагмент Святой Варфоломей, 1537–1541

Картины Караваджо:

1. Давид с головой Голиафа, 1599
2. Давид с головой Голиафа, 1607
3. Давид с головой Голиафа, 1610

Караваджо написал три картины на сюжет «Давид с головой Голиафа». Сравните, чем они отличаются друг от друга.

При описании предлагаем обратить внимание не только на персонажей и общее настроение, но и на композицию, свет и колорит.

Зачем ещё сын менял картины отца

Есть работы, которые, как говорится, сделаны под копирку. Несмотря на их огромное количество. Так, знаменитую брейгелевскую «Ловушку для птиц» Питер Брейгель и его мастерская копировали более сотни раз.

Питер Брейгель Младший. Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц. 1615-1620. Частная коллекция. Фото из личного архива.

Для понимания масштабов: в России хранится не менее 3 таких копий. В частной коллекции Валерии и Владимира Мауергауз, в Пушкинском музее в Москве и в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Скорее всего, такие копии есть и в других частных коллекциях.

Я их даже не буду показывать все, так как они очень похожи. И в сравнении нет смысла. Это тот случай, когда заказчик требовал «точно такую же» и Питер не отступал от шаблона почти ни на шаг.

Выше мы разобрали, почему у оригиналов и реплик не совпадали цвета.

Но порой Брейгель Младший изменял и композицию отца. И делал он это намеренно. Посмотрите на две их картины.

Сверху: Питер Брейгель Младший. Путь на Голгофу. 1620-е. Частная коллекция. Арт Волхонка, 2020. Снизу: Питер Брейгель Старший. Путь на Голгофу. 1564. Музей истории искусств, Вена. Wikimedia Commons.

У отца Христос с крестом теряется в толпе. И если вы не видели ранее этой картины, то у вас уйдёт какое-то время, чтобы найти главного героя.Сын же делает фигуру Христа крупнее и помещает ее на передний план. Вы почти сразу можете его увидеть.

Почему же сын так изменил композицию, не воспользовавшись готовой калькой? Дело опять же во вкусах заказчиков.

Питер Брейгель Старший закладывал определенную философию, изображая так мелко главного героя. Ведь это для нас распятие Христа — ключевое и самое трагичное событие Библии. Мы понимаем, как много он сделал для спасения людей.

А вот современники Христа едва ли это понимали, не считая немногочисленной группы приближенных к Сыну Божьему. Людям не было дело до того, кого там ведут на Голгофу. Разве что с точки зрения зрелища. Это событие терялось в ворохе их ежедневных забот и дум.

Но Питер Брейгель Младший не стал так усложнять сюжет. Заказчикам нужен был просто «Путь на Голгофу». Без многослойности смыслов.

Он упростил и отцовскую задумку «Семи дел милосердия».

Картина создана по фразе из Евангелия от Матфея. Она гласит, что его накормили, напоили, одели, к больному ходили, в заключении посещали, как путника принимали. В Средневековье к его словам добавили еще одно дело милосердия – захоронение по христианским законам.

На гравюре Питера Брейгеля Старшего мы видим не только все семь благих дел, но и аллегорию милосердия – девушку по центру с птицей на голове.

Сверху: Питер Брейгель Младший. Семь дел милосердия. 1620-е. Частная коллекция. Фото: Арт Волхонка, 2020. Снизу: Питер Брейгель Старший. Милосердие. 1559. Музей Бойманса ван Бенингена, Роттердам. Фото: The Hand of the Master, 2018.

А сын не стал ее изображать и превратил сцену почти в просто жанровую. Хотя мы по-прежнему на ней видим все дела милосердия.

Семь дел милосердия: 1. Одеть 2. Накормить. 3. Напоить. 4. Посетить в заключении. 5. Похоронить по-христиански. 6. Дать кров путнику. 7. Посетить больного.

Волшебство искушения

Французский живописец Гюстав Моро визуализирует желание Саломеи, изображая момент, который всегда оставался за кадром в живописи. Моро нашел художественное решение, где слово Саломеи приобрело видимую форму, и страшный подарок предстал перед ней в образе видения. Полуобнаженная танцовщица предстает на фоне абстрактного храма, похожего на храм Соломона, давно разрушенный. Никто не знает, как выглядело величественное сооружение, но в XIX веке в живописи появилась тенденция изображать его, проявляя фантазию и делая не похожим на все соборы и храмы, построенные после.

В начале ХХ века изменилось отношение к природе женщины. Появился образ femme fatale, женщины-вамп, и многие художники были зачарованы образами демонических красавиц. В истории Саломеи на первый план вышла не ее жестокость и роль в гибели Иоанна Крестителя, а та магическая женственность, которая заставила царя выполнить все ее желания. В картине немецкого художника Франца фон Штука тело Саломеи по-змеиному гибкое, и эту ассоциацию поддерживает изумрудный цвет. Позади нее – сам дьявол, который подносит ей голову на подносе, но его самого практически не видно: яркий свет выхватывает из темноте только девушку и ее жертву.

Интересные факты

«Иоанн Креститель» также известен под названием «Святой Иоанн Креститель». Эта картина признается последней, сотворенной кистью Леонардо да Винчи. Конечно это может быть и не так, но по крайней мере из тех, что дошли до нашего времени, она действительно последняя.

  1. В качестве модели для своей работы «Иоанн Креститель» художник обратился к своему ученику Салаи (демоненок). Многие исследователи до сих пор спорят насчет того, какие отношения связывали Леонардо да Винчи и этого юношу, не лишённого женского изящества и красоты. Предположительно, между ними были не только профессионально-рабочие отношения, но и интимные. Возможно творца вдохновило сочетание сложного характера юноши и его ангельская красота, за которую ему сходили с рук грехи;
  2. Леонардо да Винчи не единожды переписывал свою картину, на это он потратил не один год. Автор наделяет своего персонажа атрибутами, которые свойственны оригинальному образу — за счёт этого фигура узнаваема для исследователей и ценителей;
  3. В своей картине он сотворил некую особенность — лицо юноши, изображённого Леонардо да Винчи, можно отнести как к мужскому, так и к женскому образу;
  4. Эксперты сошлись во мнении, что Леонардо да Винчи использовал андрогенную внешность как символ начала маньеризма в сфере европейского искусства;
  5. Так как картина, написанная гением, далека от оригинальной фигуры, ее часто признают, как признак богохульства;
  6. Был найден эскиз Леонардо да Винчи, именуемый «Ангелом во плоти». Изображённая фигура и ее поза очень схожа с той, что изобразил автор на картине «Иоанн Креститель». Вероятно, эскиз и картина были написаны в одно время;
  7. Есть предположение, что шкура, накинутая на плечо Иоанна Крестителя, и крест не были написаны Леонардо да Винчи, а являются заслугой другого художника. За счёт этих деталей картину и прозвали «Святой Иоанн Креститель»;
  8. Также есть предложение, что на картине изображён Гермес Трисмегист, возглавляющий пантеон магико-оккультного учения (герметизм). Предполагают, что Леонардо да Винчи изучил книги «Герметический корпус» и зашифровал их знания в своих творениях;
  9. «Иоанн Креститель» напоминает «Мона Лизу» («Джоконду»). В красивых чертах лица прослеживается схожая полуулыбка.

Все высказанные факты и противоречия ни капли не снижают достоинства и гениальности картины. Леонардо да Винчи достиг в своей работе «Иоанн Креститель» зрелости и вершины своих умений. Его мастерство переходит границы человеческого понимания, от чего и остаётся не до конца изведанным.

Что было в день казни на самом деле

Иосиф Флавий говорит о ней вообще без подробностей – просто констатируя, что «неудобный» царю Иоанн был обезглавлен.

«Саломея с головой Иоанна Крестителя» (Лондон), ок. 1607/1610, картина итальянского мастера Микеланджело да Караваджо, ныне находящаяся в коллекции Национальной галереи в Лондоне.

Евангелисты сообщают, что приказ об этом царь отдал, будучи на пиру, после того, как перед гостями, собравшимися чествовать день рождения правителя, плясала «дочь Иродиады». У историков до сих пор нет единого мнения, реален ли этот эпизод:

  • сомнительно, чтобы царица и ее дочь вообще принимали участие в таком пире – это было не в традициях тех лет; впрочем, добавляют другие ученые, здесь возможны были и исключения;
  • труднее разрешить другое противоречие: Евангелисты именуют Саломею «девицей», но к тому времени она была замужем – за своим дядей (подобные родственные браки были в порядке вещей), еще одним сыном Ирода Великого, Филиппом II; а подобные пляски перед мужчинами были совершенно неуместны для замужней женщины даже у язычников.

Таким образом, за достоверные можно признать лишь такие события, как:

  • факт самой казни;
  • очевидное влияние Иродиады на решение казнить пророка.

Кстати, свт. Иоанн Златоуст (V в.), говоря об этом эпизоде в одной из своих проповедей, только жену Ирода и упоминает, а о ее дочери – ни слова: «Снова Иродиада беснуется, снова смущается, снова пляшет, снова требует у Ирода беззаконного усечения главы Иоанна Крестителя…»

А вот о том, был ли танец, и все последующее – совершенно достоверно сказать нельзя. Некоторые историки усматривают в Евангельской истории просто отсылку к античным преданиям, где сюжет пира, танца гетеры и исполнения ее просьб разгоряченным царем встречается не раз и не два

Возможно, Евангелистам было важно просто подчеркнуть, насколько близок был Ирод к язычеству, как он был нечестив – и именно таким образом историю понимали современники, а затем – христиане первых веков, для которых духовное содержание события было намного важнее конкретики

155 заключительных слов

Каждое время ценит в живописи что-то свое. В семнадцатом веке были важны возможность продать картину, история, театральность, удивительные детали-подробности. Из тех, кто писал только с модели, вспоминается лишь Караваджо. Остальные работали по образцам-гравюрам или двум-трем эскизам, а бОльшую часть картины выдумывали, писали из головы.

В девятнадцатом веке на смену театральным картинам пришли полотна, которые показывали затейливые сюжеты и были «прямо, как в жизни». Кинематографа тогда еще не придумали, но costume piece уже изобрели. Этот «реализм» потребовал другого подхода, например Суриков, мог писать «Боярыню Морозову» три года (а считая с первого наброска то и все шесть), сделать более ста эскизов маслом (и все с натуры), ради большей выразительности писать-изучать несколько раз одни и те же модели и, в конце концов, продать картину за двадцать пять тысяч рублей (которые все расходы окупили).

В двадцатом веке опять все поменялось, и «Боярыней Морозовой» сейчас трудно восхищаться, не помогли ей сто этюдов… Историческая живопись волновать перестала и интересным оказался лишь взгляд художника на натуру.

История

Иоанн был сыном пожилой, долго остававшейся бесплодной пары храмового священника Захарии и праведной Елизаветы, которая приходилась родственницей самой Деве Марии.

Семья жила в местечке Эйн-Керем, неподалеку от Иерусалима. Сейчас здесь есть Церковь Посещения. Она построена на том месте, где встретились Дева Мария и Елизавета когда они обе были беременны. Мария потом ушла домой, а у Елизаветы через несколько месяцев родился Иоанн. Другая церковь расположена прямо там, где был дом Иоанна.

Вскоре после его рождения пришло распоряжение Ирода убить всех младенцев. По преданию, Елизавета взяла сына и ушла, чтобы где-нибудь спрятать его. И тогда гора раскрылась перед ней и она смогла укрыться там и спасти Иоанна.

А Захария, его отец, как священник принимал участие в богослужениях и обрядах в иерусалимском храме. Возможно и сам Иоанн стал священником. Но сердцем и душой он напоминал скорее пророков Ветхого Завета.

Еврейский философ Авраам Гешель, живший в XX веке, говорил о пророках, как о людях с особым ухом, которые могли слышать то, что другие люди не слышали.

Христианские традиции относят Иоанна Крестителя к таким пророкам как Илия, Иеремия, Исаия — к тем, у кого было это внутреннее ухо, восприимчивое к слову господа.

В 30 лет Иоанн слышит призыв Господа на особое служение. Он должен стать гласом вопиющего в пустыне, предшественником Мессии. Он удаляется в пустыню иудейскую и, облачившись в одежду из верблюжьей шерсти, живёт там строгим аскетом и подвижником.

Иоанн живёт и проповедует возле речной переправы на территории современной Иордании. На восточном берегу реки Иордан его речи находят отклик среди жителей страны. Послушать пророка приходят десятки людей, ведь Израиль давно живёт в ожидании мессии, истинного царя из рода Давида.

И теперь Иоанн говорит им:

Он призывает всех:

Иоанн проповедует Крещение-Покаяние для прощения грехов и совершает обряд погружения в воду реки Иордан, которая всегда считалась рубежом Святой земли. Подобно тому, как вода омывает тело, Покаяние очищает душу.

Иоанн напоминает своим соплеменникам одного из величайших пророков прошлого — Илью, который жил на 8 веков раньше. Он не только проповедовал на том же участке реки Иордан, где жил Илья, но и одевался, как Илья — минимум одежды. Питался, как Илья. У него была даже длинная борода, как у Ильи.

Иоанн Креститель пришел исполнить миссию пророка Ильи, он не был его физическим воплощением. Христос Сказал:

Вскоре вокруг Иоанна собирается целая община последователей, его учениками становятся и два галилейских рыбака, которые пришли сюда, преодолев десятки километров пешком, — Андрей и Иоанн из Вифсаиды.

Вскоре на берегу Иордана среди толпы появляется и сам Иисус из Назарета. Благодаря пророческим силам Иоанн понял, кто перед ним. Христос просит крестить его.

Безгрешный Иисус уравнивает себя с падшими, заблудшими людьми, чтобы разделить с ними бремя грехов и подать исцеление их душам. Получив Откровение об Иисусе Христе, он говорит о нём народу:

Иоанн в своих речах всё чаще начинает выступать с критикой власти царя Ирода. И тот начинает опасаться, как бы власть Иоанна над массами не привела к беспорядкам.

Иоанн критиковал Ирода за развод с первой женой и женитьбу на супруге родного брата. Мы также можем утверждать на основании материалов историка Иосиф Флавия, что Иоанн не одобрял поступков Ирода и на политическом уровне.

Иоанна заточили в крепость. Но и здесь он не собирается молчать и продолжает оставаться угрозой для царской семьи. Иродиада, та самая вторая жена царя, ищет повода разделаться со своим врагом.  Она переживает, что царь пропадает по ночам в темнице, беседуя с Иоанном.

Подходящий случай выпал вскоре, во время празднования дня рождения царя Ирода. Перед гостями танцевала дочь Иродиады — Саломея. Её зажигательный танец приводит в восторг именинника. Ирод обещает ей в награду всё, что она не попросит. И она, посоветовавшись со своей матерью, просит отсечённую голову Иоанна на золотом блюде. Голова была преподнесена в подарок Саломее, которая взяла это блюдо и поставила к ногам своей матери Иродиады. Так, несгибаемым свидетелем Правды Божией, погиб Иоанн Креститель.

«Иродиада над отрубленной головой Иоанна Крестителя, поддерживаемой Саломеей» (история картины): oksana52

Картина принадлежит кисти голландского художника Питера Франса де Греббера (Pieter Fransz de Grebber, ок.1600-1653). Семья художника имела тесные связи с духовенством и все дети Гребберов воспитывались в строгих католических традициях. Питер де Греббер высоко ценится как мастер исторической живописи и портретист. Этот голландский живописец явился одним из предтечей школы «Гарлемского классицизма», характерными чертами которой являются использование светлых оттенков и четкой, ясной композиции. На его стиль живописи повлияли Рубенс (его учитель) и Рембрандт.

Картина «Иродиада над отрубленной головой Иоанна Крестителя, поддерживаемой Саломеей» была написана в 1640 г. Согласно Евангелию Иоанн Креститель (Иоанн Предтеча) является не только ближайшим предшественником Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии, но и реальной исторической фигурой. Свою аскетичную жизнь он провел в пустыне, проповедовал покаяние для иудеев, крестил Иисуса Христа в водах Иордана. Праведная жизнь Иоанна Крестителя закончилась арестом и казнью, и к этим событиям имели прямое отношение те две женщины, что изображены на картине. Обратимся кратко к истории жизни и их личностям до того, как судьбы этих трех людей пересекутся.

Иродиада (ок 15 до н.э.-после 39 н.э.) – иудейская царевна, была внучкой Ирода I Великого и дочерью Аристобула. Иродиада вышла замуж за своего дядю Ирода Филиппа I, в браке с ним она родила дочь Саломею. Ее мать Иродиада вступила в связь с единокровным братом своего мужа — Иродом II Антипой – тетрархом Галилеи. Эта преступная связь была поруганием иудейских законов, и Иоанн Креститель стал именно тем иудеем, который выступил в их защиту. Он явился к Ироду II Антипе и смело указал ему на греховность связи с Иродиадой. За это Иоанн Креститель был заключен в крепость Махерон на Моавитском нагорье. Эта женщина не смогла простить ему таких высказываний, и помимо ареста стала добиваться казни Иоанна Крестителя. Но Ирод II Антипа не спешил его казнить, так как Иоанн и его проповеди были очень известны среди иудеев, и его убийство могло вызвать волнения среди народа. Но не зря у современного человека имя Саломеи рисует в сознании образ роковой женщины. На праздновании дня рождения Ирода II Антипы Саломея так очаровала и заворожила царя своим танцем, что он пообещал ей выполнить любое ее желание. Наученная своей матерью Саломея попросила принести ей отрубленную голову Иоанна Крестителя. К Иоанну Крестителю был послан спекулатор, он отсек голову проповеднику и принес ее на блюде Саломее, а та отдала ее Иродиаде.

На картине мы видим, как Саломея держит отрубленную голову Иоанна Крестителя, в то время как Иродиада пронзает его язык толстой иглой. Саломее не слишком приятно это зрелище. Эта сцена не соответствует Библейскому сюжету, но указывает на то, что Иродиаде даже так не удалось скрыть истину: как оказалось, Иоанн Креститель был прав, когда говорил, что брак с Иродиадой принесет конец царству Ирода II Антипы. Он потерпел поражение в сражение со своим бывшим тестем Аретом IV, королем Набатеи, из-за поруганной чести своей дочери, которую Ирод оставил ради Иродиады. Калигула сослал Ирода II Антипу вместе с семьей в 37 г. в Галлию, где он умер два года спустя в нищете и безвестности. Многие усматривают в этом Божье наказание Ироду за казнь Иоанна Крестителя.

Как же дальше сложилась судьба Саломеи? Известно, что Саломея вступила в брак со своим дядей Иродом Филиппом II, а после его смерти она стала женой своего двоюродного брата Аристобула (сына Ирода Халкидского) и родила ему троих сыновей. Таким образом, Саломея стала царицей Халкиды и Малой Армении. Надо сказать, что танец Саломеи и ее личность были изображены и воспеты многими художниками; они видели в ней и ее танце не только порочную красоту, но и всевластие женского обольщения.

via

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

При чем тут алкоголь?

Для современников и для самого Захарии Иоанн Креститель — назорей (нацер или назир). Это люди, которые приносили временные обеты, посвящая себя Богу. В знак принадлежности Ему они не подстригали волос (история Самсона, Самуила), не пили вина, ничего хмельного. В Новом Завете, помимо Самого Христа, назореем был апостол Павел, что многое объясняет в его судьбе и писаниях.

Иоанн Креститель посвящен Богу, он назорей
от утробы матери, то есть на всю жизнь, продолжающуюся в вечности. Ученики
Иоанна в дальнейшем будут спорить с учениками Христа. Иоанн настоящий назорей,
не ест и не пьет. На его фоне Иисус — странный раввин, который любит застолья и
с праведниками, и с грешниками. Он как будто не назорей. Назорей, согласно
ветхозаветным пророкам, в частности Амосу, — это образ того, кем может быть сын
Израиля, самый совершенный пример, идеал для подражания. Но для христиан образ
посвященности Богу — это крещение.

Источники

Nadine Sine. Cases of Mistaken Identity: Salomé and Judith at the Turn of the Century, German. Studies Review 11, no. 1 (1988). pp. 9-29. Cases of Mistaken Identity_ Salome and Judith at the Turn of the Century.pdf — Google Диск

Kevin R. Brine, Elena Ciletti, Henrike Lähnemann. The Sword of Judith: Judith Studies across the Disciplines. Cambridge, United Kingdom: OpenBook Publishers, 2010. The Sword of Judith: Judith Studies Across the Disciplines | Open Book Publishers

Rebecca Proppe. Donatello’s Judith and Holofernes: a Symbol of Tyranny and Virtue in Renaissance Florence. Concordia Undergraduate Journal of Art History, Vol.11, (2015): pp. 15-26. Donatello’s Judith and Holofernes: a Symbol of Tyranny and Virtue in Renaissance Florence | Rebecca Proppe — Academia.edu

Kelley Harness. Echoes of Women’s Voices: Music, Art, and Female Patronage in Early Modern. Echoes of women’s voices : music, art, and female patronage in early modern Florence : Harness, Kelley Ann, 1960- : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive

Цветок вместо лица Бога, Иисус без головы и пламя на лике Мухаммеда: безголовая эмблематика и мистика

В Средневековье были распространены не только буквальные, но и символические изображения обезглавленных людей и святых. К примеру, на эмблеме из сочинения французского писателя Гийома де ла Пьера «Театр мудрости» обнаженная девушка держит в руках гигантский пальмовый лист, на котором написано: «Тяжело увидеть женщину без головы». Во французском это слово означает еще и «разум» — так чудовищный образ превращается в визуальную метафору проповеди Павла, направленной против неразумных женщин, которые держат голову непокрытой (1Кор. 11: 2–16).

Абсолютно другой смысл заложен в этот безумный на первый взгляд рисунок Спасителя из французского сборника ребусов начала XVII века. Фраза «Христос без головы на дороге» была омонимична выражению «Господь дарует тебе здоровье». Только зная французский и произнеся вслух описание увиденного, можно было понять замысел художника.

Помимо нелепых ребусов, изображение Бога, лишенного головы, использовалось и в религиозной иконографии. Медиевист Михаил Майзульс обнаружил нечто подобное в иллюстрации к сочинению британского теолога XII века Гонория Августодунского. В своем комментарии на библейскую Песнь Песней богослов разделил христианскую историю на четыре фазы, каждая из которых символически соотносилась с одной из «невест» Христа: дочерью фараона, вавилонской блудницей, Суламифью и Мандрагорой. Гонорий описывает, как в последнюю из этих эпох враг рода человеческого посягнет на христиан и, верховодя иудеями и язычниками, попытается основать собственную Церковь. Ее на иллюстрации символизирует голова Иисуса, водружаемая на торс обнаженной женщины — Мандрагоры. В Библии этим словом названо растение, которое может помочь завести детей бесплодной паре.

На уникальном изображении Троицы из английской псалтири XIII века лицо Бога Отца скрыто узором в форме золотого четырехлистника. Непонятно, был ли этот образ таким изначально или его «отцензурировали» позже. Французский историк Жан Вирт предполагает, что узор мог появиться в XIV веке, когда среди теологов вновь обострились споры о том, позволительно ли вообще придавать Богу Отцу человеческий облик.

В основе иконографических экспериментов такого рода лежали утверждения, что Господа нам суждено познать лишь через отрицание всех Его определений. Этот метод мышления назывался апофатической (негативной) теологией, а занимались ею такие гиганты богословия, как Августин (IV–V века) и Псевдо-Дионисий Ареопагит (V–VI века), Бонавентура (XIII век) и Майстер Экхарт (XIII–XIV века).

Подобные приемы были более характерны для исламской иконографии, где не приветствовались (хотя и не везде официально запрещались) изображения людей и животных, не говоря уже о Всевышнем.

На других оно закрыто тканью или пламенем, символизирующим Божественное благословение, — так персонаж становился в некотором роде безлицым или безголовым.

Похожий прием использован в необычной исламской рукописи, созданной в Турции в середине XVIII века. На портретах султанов все головы заменены огромными розами, чтобы не смущать религиозную публику.

***

С изобретением гильотины в 1791 году декапитация стала более будничным явлением — доходило даже до того, что некоторые люди с суицидальными наклонностями собирали эти орудия казни у себя дома. Безголовые персонажи перекочевали в фольклор, а изображения декапитированных святых стали красноречивым свидетельством ужасов варварского прошлого, невозможных сегодня, в мире без смертной казни.

Несколько лет назад медиа всколыхнули видеоролики террористической организации ИГИЛ (запрещена на территории России), в которых головы заложникам отрезали в прямом эфире. Они прогремели на весь мир не в последнюю очередь благодаря тому, что оказались удивительно кинематографичны. Так средневековое обезглавливание, давно забытое, снова ненадолго вошло в медийный дискурс.

Впрочем, в современной культуре имеет место не только темная, агрессивная и кровавая, но и витальная, жизнерадостная безголовость. В 2002 году каталонский художник Тони Мужал создал необычную фестивальную фигуру, представляющую собой женское тело. На месте головы гигантессы находится крест с одной из башен собора Саграда Фамилия — в ее честь и названа странная кукла. На праздничных гуляниях 2,5-метровая Креспинелла обычно соседствует с другими фигурами великанш, которые не так уж и редки в фестивальной культуре Каталонии.

Судьба останков Иоанна Крестителя

После казни Предтечи его останки вернули ученикам, которые похоронили пророка в г. Себастии. В то время еще не существовало традиции предавать тело земле. Согласно давнему христианскому обычаю умерших помещали в каменные гробы и оставляли в пещерах.

Именно так был похоронен Иоанн Креститель, однако в IV столетии его прах грубым образом потревожили. Это произошло при императоре Юлиане Отступнике, по инициативе которого народ стал возвращаться к языческим культам. По приказу правителя тело Иоанна Крестителя изъяли из гробницы и сожгли, после чего развеяли пепел. Именно поэтому сегодня не существует всех останков пророка, но сохранилась его могила. Позже на месте захоронения святого возвели православную церковь, которую впоследствии сменила мусульманская мечеть.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: