Самые известные картины шагала

Шагал, марк захарович :: ежевика – еврейская академическая вики-энциклопедия

Фрагменты биографии художника

Будущий художник, Мовша Хацкелевич был старшим из семерых детей приказчика Х.М. Шагала и его супруги Ф.М. Черниной, которые венчались в 1886 г. и являлись друг другу кузеном и кузиной. М. Шагал учился на дому, хорошо знал древнееврейский язык (библейский иврит), Тору и талмуд. Затем окончил Витебское четырехклассное училище. Проучившись один год в школе Ю. Пэна, отличного педагога и деятеля еврейского ренессанса, переезжает в Петербург.

Свое художественное образование Шагал продолжил в рисовальной школе, возглавляемой Н.К. Рерихом, куда его приняли сразу на третий курс. С 1909 по 1911 годы учился в частной школе у Льва Самойловича Бакста, который был дружен с С. Дягилевым.

В 1909 г. М. Шагал встретил Берту (Беллу) Розенфельд, учившуюся на Высших женских курсах в Москве, и влюбился. Это не было мимолетным увлечением, Белла стала его музой, она дарила ему вдохновение. Все женские образы на картинах М. Шагала смотрят на зрителей глазами его любимой женщины, память о которой он хранил на протяжении всей своей долгой жизни. М. Шагал жил в сложное время. Вокруг бушевали войны, революции. Он часто переезжал, менял работу. В 1916 году в семье Марка и Берты появилась дочь Ида.

В 1920 г. Марк Шагал переезжает в Москву и начинает работать в Еврейском камерном театре, которым руководил Алексей Грановский. Он принимал активное участие в становлении театра — оформлял росписями стены, выполнял эскизы для декораций и костюмов. В 1921 г. состоялось открытие театра, ознаменовавшееся премьерой спектакля «Вечер Шолом Алейхема», над которым также трудился художник.

По личному приглашению Амбруаза Воллара, торговца картинами, который поддерживал многих одаренных художников, Шагал с семьей в 1923 г. переезжает в Париж, где в 1937 г. получает гражданство Франции. Но в 1941 г., в связи с происходящими в Европе событиями, Марк Шагал был вынужден уехать в США. Спустя несколько лет Белла умирает от заражения крови. После завершения Второй мировой войны, в 1947 г. художник с новой женой, дочерью бывшего британского консула Вирджинией Макнилл-Хаггард, и маленьким сыном Дэвидом возвращается во Францию. Но создать настоящую семью с ней не получилось, они расстались через три года.

Отношения с Валентиной Бродской, владелицей лондонского салона моды, дочерью крупного сахаропромышленника и мецената, в 1952 г. завершились браком.

С 1960 года в творчестве М. Шагала наступили изменения. Он увлекся монументальными видами современного искусства:

  • с увлечением изготавливал различные мозаики, красочные витражи, даже создавал гобелены, занимался скульптурой;
  • выполнил ряд заказов для здания парламента в Иерусалиме, после этого ему предложили много заказов по украшению синагог и христианских храмов в Европе.

Согласно заказу французского президента Шарля де Голля, в 1964 г. Шагал работает над росписью плафона парижской Гранд Оперы и выполняет ряд серьезных работ в США. В 1973 г. художник посетил СССР. Его работы были выставлены в Третьяковской галлерее.

Работы Марка Шагала были известны во всем мире, его работы заслужили большое внимание многих творческих людей и критиков. За долгую творческую деятельность он был удостоен высшей правительственной награды французского государства — Большого креста Почетного легиона

К 90-летию художника в Лувре была создана выставка его работ. Умер М. Шагал в 1985 г. в Сен-Поль-де-Ванс.

Я и моя деревня (1911)

Сцены из жизни деревни переплетаются с личным восприятием самого художника. Сложная диагональная композиция разделена на две части. В правой части крупное зелёное лицо художника, с левой стороны — голова ягнёнка. Эти двое пристально смотрят в глаза друг другу. Голова ягнёнка прозрачная, сквозь неё просматривается женщина, доящая корову.

В верхней части картины изображена деревня, по дороге между домов идёт крестьянин, а навстречу ему женщина, причем она изображена вниз головой. Всё вместе создаёт причудливую картину, которая передаёт ностальгию художника по родным местам.

2

В ЧЕМ ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ЯЗЫКА МАРКА ШАГАЛА

Прежде всего, у Шагала особая, сферическая перспектива. Он видит мир с высоты птичьего или ангельского полета, желает объять мир целиком. И это тоже связано с его восприятием жизни, желанием подняться над бытом, над неуютным миром. Он считал, что человек создан свободным, способным летать, для любви, а именно любовь и поднимает человека над миром. Хотя в начале ХХ века все в какой-то мере мечтали летать, преодолевать пространство и время.

– Художник, куда это годится? Что скажут люди?

Так честили меня в доме моей невесты, а она по утрам и вечерам таскала мне в мастерскую теплые домашние пироги, жареную рыбу, кипяченое молоко, куски ткани для драпировок и даже дощечки, служившие мне палитрой.

Только открыть окно – и она здесь, а с ней лазурь, любовь, цветы.

С тех давних пор и по сей день она, одетая в белое или в черное, парит на моих картинах, озаряет мой путь в искусстве. Ни одной картины, ни одной гравюры я не заканчиваю, пока не услышу ее «да» или «нет».

Над городом, 1918 г. Государственная Третьяковская галерея

Как и многие художники, Шагал был увлечен революцией, и в ее первую годовщину его назначили комиссаром искусства в Витебске. Художник должен был разрисовывать улицы и делать плакаты. Но неожиданно разразился грандиозный скандал: вместо красных флагов большевистское начальство увидело на плакатах летающих коров, ангелов и влюбленных, парящих над землей.

Комиссары были, кажется, не так довольны. Почему, скажите на милость, корова зеленая, а лошадь летит по небу? Что у них общего с Марксом и Лениным?

Шагал не мог понять причины недовольства, он же за свободу! А полет – это и есть выражение свободы. К тому же тогда он был влюблен – художник обожал свою молодую жену Беллу. Состояние, когда человек может творить, любить, лететь на небо – в понимании Шагала это и было абсолютной свободой. Революционная карьера художника на этом и закончилась.

День рождения, 1915 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк, США

Нисколько не удивлюсь, если спустя недолгое время после моего отъезда город уничтожит все следы моего в нем существования и вообще забудет о художнике, который, забросив собственные кисти и краски, мучился, бился, чтобы привить здесь Искусство, мечтал превратить простые дома в музеи, а простых людей – в творцов.

Но путь Шагала продолжался и, вдохновленный своей любовью, он работает без устали и пишет все, что видит его глаз и чувствует душа. Шагал видит мир преображенным. С одной стороны, в этом мире все просто, близко, узнаваемо: дома, люди, коровы… Оттого и язык Шагала кажется наивным, простым, это почти детский лепет, но за этой простотой и наивностью открывается удивительная философская глубина. Иногда кажется, что рисунок какой-то неправильный, композиции сбивчивы, но если внимательно присмотреться, Шагал очень четко выстраивает картины, более того – часто создает композицию как музыкальное произведение, полифонию. У него звучащие краски, запоминающиеся образы.

Здесь, в Лувре, перед полотнами Мане, Милле и других, я понял, почему никак не мог вписаться в русское искусство.

Почему моим соотечественникам остался чужд мой язык.

Почему мне не верили. Почему отторгали меня художественные круги. Почему в России я всегда был пятым колесом в телеге.

Почему все, что делаю я, русским кажется странным, а мне кажется надуманным все, что делают они. Так почему же?

Не могу больше об этом говорить.

Я слишком люблю Россию.

Художник над Витебском, 1977-78 гг. Частная коллекция

Примечания

  1. Шагал и Витебск. — Минск: Беларусь, 2008. — 90 с. — ISBN 978-985-01-0783-1. (см. ISBN )

  2. ↑ Ошибка цитирования Неверный тег ; для сносок не указан текст
  3. Шагал, Марк Захарович (Chagall, Marc Zakharovich), картины Шагал, биография Шагал — Живопись, Картины Художника
  4. «Хацкель Давидович Сагал, Бабиничский мещанин Могилёвской губернии» (1874).
  5. Витебская энциклопедия
  6. Юлия Степанец «Из истории семьи Шагалов»
  7. Воспоминания Г. Я. Юдина
  8. Людмила Хмельницкая «Марьяся Шагал: до и после революции»
  9. Яви мне мой путь
  10. Начало пути
  11. Владимир Денисов «Неизвестные страницы биографии Марка Шагала витебского периода»: Бабиновичи до 1840 года были уездным городом, затем относились к Оршанскому уезду Могилёвской губернии.
  12. Довид Иоселевич Сагал (1874)
  13. Юлия Степанец «Из истории семьи Шагалов: новые архивные документы»
  14. Тематический перечень документов к виртуальной выставке, посвящённой 125-летию со дня рождения Марка Шагала
  15. Сведения о городских недвижимых имуществах в III части Витебска (1904): «Домовладелец — Шагал Хацкель Мордухович, мещанин. Краткое описание имущества: 1-этажный жилой деревянный дом; 1-этажный каменный жилой дом; 1-этажный деревянный жилой дом во дворе. Собственной земли 130 кв. саж.»
  16. В книге воспоминаний «Мой мир» Марк Шагал указывает, что после смерти деда со стороны отца, бабушка Башева (мать отца) вышла вторым браком замуж за деда Шагала со стороны матери Менделя Чернина (1818—1890); в их доме в Лиозно будущий художник и провёл значительную часть своего детства.
  17. Владимир Денисов «Неизвестные страницы биографии Марка Шагала витебского периода»: В «Списке лиц, желающих поступить в Витебское городское училище в 1898 году» под № 62 значился Шагал Мовша Хацкелев, мещанин, вероисповедания иудейского, родившийся 24 июня 1887 г.
  18. Тематический перечень документов к виртуальной выставке, посвящённой 125-летию со дня рождения Марка Шагала
  19. Семён МАРТЫНОВ. Легка на подъем (рус.). Вокруг света (03 мая 2016). Проверено 18 июня 2016.
  20. Сестра Беллы Шагал — Хана (Анна Наумовна) Розенфельд (1881—1956), дочь витебского купца 2-й гильдии Шмуля-Нейеха Розенфельда, вышла замуж за экономиста Абрама Моисеевича Гинзбурга.
  21. Марк Шагал. Роспись плафона для Парижской оперы. 1963 — 1964
  22. ↑ Статья «Шагал Марк» в Электронной еврейской энциклопедии
  23. «Страсти по Шагалу» просмотр online
  24. Марк Шагал. Нереальная реальность // БелВидеоЦентр
  25. Полтавський театр ляльок «Портрет з літаючим годинником. Марк Шагал «Моє життя» — ілюстрації» (укр.)
  26. Фильм «Эпоха Адама Мицкевича» удостоен Диплома с отличием на IX конкурсе имени Гедройца
  27. Google віншуе Марка Шагала з днём народзінаў
  28. Шагал — Малевич.
  29. В Петербурге открыли памятную доску Марку Шагалу. Российская газета (28.03.2014). Проверено 29 марта 2014.

Литература

  • Апчинская Н. Марк Шагал. Портрет художника. — М.: 1995.
  • Апчинская Н. В. Театр Марка Шагала: конец 1910-х — 1960-е гг. Витебск : ВГТУ, 2004. — 22 с — (Научно-популярная серия Музея Марка Шагала; вып. 4).
  • Мак-Нил, Давид. По следам ангела: воспоминания сына Марка Шагала. М., Текст, 2005.
  • Мальцев, Владимир. Марк Шагал — художник театра: Витебск—Москва: 1918—1922 // Шагаловский сборник. Вып. 2. Материалы VI—IX Шагаловских чтений в Витебске (1996—1999). Витебск, 2004. С. 37-45.
  • Музей Марка Шагала в Ницце — Le Musee National Message Biblique Marc Chagall («Библейское послание Марка Шагала»)
  • Хаггард В. Моя жизнь с Шагалом. Семь лет изобилия. М., Текст, 2007.
  • Хмельницкая, Людмила. Музей Марка Шагала в Витебске.
  • Хмельницкая, Людмила. Марк Шагал в художественной культуре Беларуси 1920-х — 1990-х годов.
  • Шагал, Белла. Горящие огни. М., Текст, 2001; 2006.
  • Шатских А. С. Гоголевский мир глазами Марка Шагала. — Витебск: Музей Марка Шагала, 1999. — 27 с. (см. ISBN )
  • Шатских А. С. «Благословен будь, мой Витебск»: Иерусалим как прообраз шагаловского Города // Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева / Под ред. М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. — М.: 2000. — С. 260—268.
  • Шишанов В.А. «Если уж быть министром…» // Бюллетень Музея Марка Шагала. . № 2(10). С. 9-11.
  • Круглов Владимир, Петрова Евгения. Марк Шагал. — СПб.: Государственный Русский музей, Palace Editions, 2005. — С. 168. — ISBN 5-93332-175-3. (см. ISBN )
  • Шишанов В. «Эти молодые люди были ярыми социалистами…»: Участники революционного движения в окружении Марка Шагала и Беллы Розенфельд // Бюллетень Музея Марка Шагала. . № 13. С. 64-74.
  • Шишанов В. Об утраченном портрете Марка Шагала работы Юрия Пэна // Бюллетень Музея Марка Шагала. . № 14. С. 110—111.
  • Шишанов, Валерий. Марк Шагал: Этюды к биографии художника по архивным делам
  • Шишанов В. А. Витебский музей современного искусства: история создания и коллекции. 1918—1941. Минск: Медисонт, . — 144 с.
  • Шишанов В. А. Несколько строк из жизни Марка Шагала / В. А. Шишанов // Мишпоха. 2010. № 26. С. 46 — 50..
  • Шишанов В. А. «Наконец появился царь…» // Шагаловский международный ежегодник, 2008: сб. статей; под ред. А. М. Подлипского. — Витебск: Витеб. обл. тип., 2010. — С. 69 — 73..
  • Изобразительное искусство Витебска 1918—1923 гг. в местной периодической печати : библиограф. указ. и тексты публ. / сост. В. А. Шишанов. — Минск : Медисонт,2010. — 264 с.
  • Мухин А. С. Витражи Марка Шагала в Реймсском соборе. // Изобразительное искусство, архитектура и искусствоведение русского зарубежья. СПб., 2008. С. 144—148.
  • Шишанов, В. А. «Двойной портрет с бокалом вина» – в поисках источников сюжета картины Марка Шагала / В. А. Шишанов // Марк Шагал и Петербург. К 125-летию со дня рождения художника / Науч. ред. и сост. : О.Л. Лейкинд, Д.Я. Северюхин. – С.-Петербург : Издательство «Европеиский Дом», 2013.– С. 167–176.

В Петербурге

Наконец терпение лопнуло. Имея 27 рублей в кармане, единственные деньги от отца на художественное образование, и неодобрение родни, морально тяготившее Марка, в 1907 году он отправился в новую жизнь. Тогда по царскому указу евреи, не имея вида на жительство, не могли жить в столице, и отец помог добыть справку, что сын поехал в Санкт-Петербург по поручению купца за товаром. Провалив экзамен в Училище технического рисования барона Штиглица, Марк был без экзаменов принят в школу Общества поощрения художеств сразу на третий курс. Через некоторое время стал стипендиатом, 10 рублей в месяц в течение года – это было целое богатство для бедного провинциала.

В Петербурге пришлось пережить много мытарств, поисков меценатов, выслушать сотни нравоучений, сменить уйму каморок и углов, поработать слугой у адвоката, даже посидеть в тюремной камере за отсутствие вида на жительство. Чтобы его получить, пришлось поучиться у мастера по вывескам. Учёба в школе Общества поощрения художеств Шагала совершенно не удовлетворила. Промучившись два года, он бросил её.

Затем, в 1909 году, поступил в школу Бакста Льва Самойловича (1866-1924), которая была единственной в столице на то время с явными европейскими веяниями. За уроки целых 30 рублей в месяц платили добрые люди, Марк упорно ходил на занятия и трепетно ждал похвал мастера. В этот период он понял, что в рисовании, как и в общем образовании способен учиться только с точки зрения получения новых сведений и общего развития. Но создавая художественный этюд, он должен следовать лишь своим инстинктам.

Америка. Потеря

В 1941 году, когда Францию уже контролировали нацисты, Шагал получил приглашение от руководства Музея современного искусства в Нью-Йорке переселиться в США на время войны. Но вернуться во Францию, как планировали, Шагалы не успели: в 1944 году скоропостижно умерла Белла, дорогая Муза художника. Он физически оставался живым, он дышал, двигался, но душевно умер вместе с любимой женой. Прошёл почти год, прежде чем Марк Захарович, окружённый заботой дочери, начал приходить в себя. Ида заинтересовала отца задачей проиллюстрировать книгу воспоминаний Беллы, которая навсегда осталась любимой женщиной художника.

Над городом (1918)

Продолжение темы летающих влюблённых. Картина изображает летящую пару — Марка и Бэллу. Пара мечтательно парит над Витебском. Скорее всего, автор изобразил душевное состояния своей супружеской пары. Безграничную любовь и счастье. Мужской образ написан в грубоватом кубическом стиле. Его зелёная рубашка словно изломана множеством треугольников. Женский образ более мягок и спокоен.

Город под летящей парой выглядит сказочным. В огороде одного двора пасётся зелёная коза. Зелёный — самый любимый цвет художника. Это символ жизни.

Картина наполнена юмором и одна маленькая, присевшая у забора, фигурка как бы «приземляет» картину, и напоминает об обыденности человеческой жизни.

8

Дополнительные материалы

Книги о Шагале и альбомы художника

  • «Марк Шагал, альбом» / вступ. ст. Д. В. Сарабьянов. — М.: Изобразительное искусство, 1988. — 46 с.
  • «Марк Шагал, альбом» / вступ. ст. Д. В. Сарабьянов. — Усть-Илимск: Сибирь, 1992. — 46 с.
  • «Шагал. Возвращение мастера» / С вступительным словом Андрея Вознесенского. — М.: Советский художник, 1988. — 326 с.
  • Шагал М. З. «Ангел над крышами». Стихи. Проза. Статьи. Выступления. Письма. / Сост., авт. предисл., комментар., пер. с идиша Л. Беринский. — М.: Современник, 1989. — 222 с. — ISBN 5-270-00677-4
  • Шагал М. З. «Моя жизнь» — М.: Азбука, 2000. — 416 с. — 5000 экз. — ISBN 5-267-00200-3. Электронные версии: «Мой мир» — пер. Дмитрия Веденяпина, «Моя жизнь» — пер. Н. С. Мавлевич
  • «Марк Шагал. Здравствуй, Родина!» / Третьяковская галерея. — Сканрус, 2005. — 352 с. — ISBN 5-93221-072-9
  • «Марк Шагал об искусстве и культуре» / Под ред. Б. Харщава. — М.: Текст, 2009. — 320 с. — (Чейсовская коллекция). — 3500 экз. — ISBN 978-5-7516-0768-5
  • Апчинская Н. Марк Шагал. Портрет художника. — М.: 1995.
  • Апчинская Н. В. Театр Марка Шагала: конец 1910-х — 1960-е гг. Витебск : ВГТУ, 2004. — 22 с — (Научно-популярная серия Музея Марка Шагала; вып. 4).
  • Мак-Нил, Давид. По следам ангела: воспоминания сына Марка Шагала. М., Текст, 2005.
  • Мальцев, Владимир. Марк Шагал — художник театра: Витебск—Москва: 1918—1922 // Шагаловский сборник. Вып. 2. Материалы VI-IX Шагаловских чтений в Витебске (1996-1999). Витебск, 2004. С. 37-45.
  • Хаггард В. Моя жизнь с Шагалом. Семь лет изобилия. М., Текст, 2007.
  • Хмельницкая, Людмила. Марк Шагал в художественной культуре Беларуси 1920-х — 1990-х годов.
  • Белла Шагал (текст), Марк Шагал (иллюстрации). «Горящие огни». М., Текст, 2001; 2006.
  • Шатских А. С. «Благословен будь, мой Витебск»: Иерусалим как прообраз шагаловского Города // Поэзия и живопись: Сб. трудов памяти Н. И. Харджиева / Под ред. М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 260—268. — ISBN 5-7859-0074-2
  • Шишанов В. А. «Если уж быть министром…» // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2003. № 2(10). С. 9-11.
  • Шишанов В. «Эти молодые люди были ярыми социалистами…»: Участники революционного движения в окружении Марка Шагала и Беллы Розенфельд // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2005. № 13. С. 64-74.
  • Шишанов В. Об утраченном портрете Марка Шагала работы Юрия Пэна // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2006. № 14. С. 110—111.
  • Шишанов, Валерий. Марк Шагал: Этюды к биографии художника по архивным делам
  • Шишанов В. А. Витебский музей современного искусства: история создания и коллекции. 1918—1941. Минск: Медисонт, 2007. — 144 с.
  • Шишанов В. А. Несколько строк из жизни Марка Шагала / В. А. Шишанов // Мишпоха. 2010. №26. С. 46 — 50..
  • Яков Басин К вопросу о попытках дискредитации имени и творчества Марка Шагала в белорусских СМИ в 1987—2002 гг.. Заметки по еврейской истории (№8(155) август 2012 года). Проверено 15 августа 2012.

Источники и ссылки

В Викицитатнике есть страница по темеМарк Шагал

  • Марк Шагал, биография, избранные работы
  • Сайт о Марке Шагале: биография, картины, фотографии
  • Шагал, Марк Захарович в библиотеке «Старатель»
  • Марк Шагал в Швейцарии. «Библейское послание» Новое о Шагале — малоизвестные страницы

Рецензии

  • Александра Смирнова, «В мерном пламени меноры»(Рецензия на книгу Беллы Шагал «Горящие огни»)
  • Шварц Анна, «И прошли семь лет изобилия» (Рецензия на книгу второй жены М. Шагала Вирджинии Хаггард «Моя жизнь с Шагалом. Семь лет изобилия.)
  • Михаил Эдельштейн, Рецензия на книгу Давида Мак-Нила «По следам ангела»

Статьи и эссе

  • Мейер, Мерет. Фрагмент биографии Марка Шагала.
  • Леонид Кацис, «Шагал сквозь призму идишкайта»
  • Письмо Марка Шагала Лео Кенигу
  • Эссе И. Шесткова «Скрипач»
  • Евгения Гершкович, «Еврейская луна над Чёрным горизонтом»
  • Мария Эндель Неизвестный Шагал. booknik.ru (22 августа 2013). Проверено 30/10/2013.

Музеи

  • Витебский музей Марка Шагала
  • Шишанов В. А. Витебский музей современного искусства: история создания и коллекции (1918—1941)
  • Хмельницкая, Людмила. Музей Марка Шагала в Витебске.
  • Музей Шагала в Ницце — «Библейское послание Марка Шагала»
  • Музей Марка Шагала в Ницце — Le Musee National Message Biblique Marc Chagall(французский сайт)
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ШАГАЛ Марк в ЭЕЭ

7 июля 1887 год, местечко Лиозно недалеко от Витебска, Белоруссия – 28 марта 1985 год, Франция

Русский живописец и график, гротескный художник, так же многие его считают французским художником, авангардистом. Писал иллюстрации в стиле экспрессионизма к театральным постановкам. Ирреальные произведения художника колоритны и выразительны.

Марк Шагал выходец из бедной еврейской семьи. Отец работал складским грузчиком. С самого детства мальчик обладал неуёмной фантазией и в возрасте 15 лет твёрдо решил стать живописцем, что не приветствовали родители. Будучи глубоко верующими, они следовали законам иудаизма, в котором изобразительное искусство считается грехом и неподобающим ремеслом.

В 1900 году Марк Шагал зачисляется в Витебское училище, рассчитанное на четыре года обучения. В 1906 году учится в витебской художественной школе Ю.М. Пэна. Юный художник вознамерился продолжить учёбу в Петербурге, куда и отправляется с приятелем. Отец был против, но дал ему на художественное образование 27 рублей.

В Петербурге Марк Шагал обучался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, поступив без экзаменов он попал в третий класс. Школу возглавлял Н.К. Рерих. Приятель Виктор Меклер и Тая Брахман, дочь витебского врача помогли Шагалу войти в круг молодой интеллигенции. С 1909 по 1911 год русский художник учился в частной художественной школе Е.Н. Званцевой, под руководством Л.С. Бакста.

Осенью 1909 года, когда Марк Шагал посещал Витебск, Тая познакомила его с будущей женой Беллой Розенфельд, учившейся в лучшем учебном заведении для девушек – Школе Герье в Москве. Об этой встрече художник пишет позднее в своей книге «Моя жизнь».

В 1911 году Марк Шагал поехал в Париж, который полюбил сразу. В Париже художник продолжает учёбу и также находит много друзей из мира искусства. В 1914 году молодой художник возвращается на Родину, к близким и родным людям. Начало Первой Мировой войны препятствовало возвращению Шагала в Европу. В 1915 году Марк Шагал жениться на Белле. Год спустя у них родилась дочь Ида, посвятившая в дальнейшем свою жизнь исследованию творчества отца.

В 1915 году Шагал в Петрограде поступает на службу в военно-промышленный комитет. В 1916 году Шагал становится членом Еврейского общества поощрения художеств. Когда революция окончилась русский художник со своей семьёй едет в Витебск, где его учредили уполномоченным комиссаром по делам искусств.

С 1920 года, по протекции А.М. Эфроса, Марк Шагал работает в Еврейском камерном театре в Москве. А в 1921 году преподаёт в еврейской трудовой школе-колонии, которая была организована для беспризорников. В Литве в 1922 году проходит выставка русского художника, откуда он переезжает в Германию. И, наконец, в 1923 году семья Марка Шагала была приглашена в Париж, здесь художник провёл всю оставшуюся жизнь во французской Ривьере, 60 лет. Причина отъезда русского художника за границу заключается в его не принятии беспредметного искусства в послереволюционный период истории России, в годы бунтарства и новаторства.

После смерти Беллы Резенфельд Марк Шагал женился на Валентине Бротской. Этот брак также послужил взлёту в искусстве. В это время художник получил всемирное признание, высокие награды, множество выставок работ: картин, графики, витражей, скульптур, керамики и мозаики… По масштабности с Марком Шагалом не может сравниться не один художник 20 века. Марк Шагал расписывает Гранд Оперу, витражи средневековых соборов.

Личная жизнь

В 1909 году в Витебске приятельница Шагала Тея Брахман познакомила его со своей подружкой Бертой Розенфельд. Он в первую же секунду знакомства понял, что эта девушка для него всё – его глаза, его душа. Он был уверен сразу же, что перед ним его жена. Он ласково называл её Беллой, она стала для него единственной и неповторимой музой. Со дня их знакомства тема любви заняла в творчестве Шагала главное место. Черты Беллы можно узнать почти во всех изображённых художником женщинах.

В 1915 году они поженились, а в следующем 1916 году на свет появилась их малышка Ида.

Белла была главной любовью в его жизни, после её смерти в 1944 году, он запрещал всем говорить о ней в прошедшем времени, как будто она куда-то вышла и сейчас вернётся.

Второй супругой Шагала стала Вирджиния Макнилл-Хаггард, она родила художнику сына Дэвида. Но в 1950 году они расстались.

В 1952 году Марк женился третий раз. Его супруга Вава – Валентина Бродская – владела в Лондоне салоном моды.

  1. Ученик Леона Бакста
  2. Монументальное искусство Марка Шагала

Р
одители Марка Шагала мечтали, чтобы сын был бухгалтером или приказчиком. Однако он стал художником с мировым именем, когда ему не исполнилось и 30 лет. Марка Шагала считают своим не только в России и Беларуси, но и во Франции, США и Израиле — во всех странах, где он жил и работал
.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: