«нарцисс смотрящий в воду» брюллов карл павлович: загадка картины

Карл брюллов “всадница”: описание картины

Портрет Авроры

Год создания: 1837

Красота Авроры (1808–1902) будет вечно жива, ведь однажды она получила подарок от мужа – Павел Демидов (1798–1840) попросил Карла Брюллова нарисовать жену. Художник долго корпел над портретом Авроры, в итоге получилась невероятная красота. Этот портрет до сих пор «жив», он проиллюстрирован практически в каждой книге по искусству, где есть имя художника.

По легенде, Аврора славилась необычайной красотой и была очень доброй. Это в ее честь назвали знаменитый крейсер. Но к несчастью, судьба к княгине Авроре не была благосклонна: в 1840 она потеряла мужа. Аврора унаследовала огромное состояние и сумела разумно его применить.

В 1846 она решила покончить с трауром и снова вышла замуж – за Андрея Карамзина (1814–1854), но в 1854 году его убили турки. После этого княгиня построила капеллу во Флоренции и посвятила свою жизнь благотворительности.

Брюллов-документалист

Несмотря на всю “театральность”, о которой говорит Бенуа, в картине Брюллова много правды.

Место действия не было выдумано мастером. Такая улица у Геркуланских ворот на самом деле есть в Помпеях. И руины храма с лестницей там до сих пор стоят.

А ещё художник лично изучал останки погибших. И часть героев он нашёл именно в Помпеях. Например, погибшую женщину, обнимавшую двух дочерей.

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. Фрагмент (мать с дочерьми). 1833 г. Государственный Русский музей

На одной из улиц были найдены колеса от повозки, разбросанные украшения. Так у Брюллова возникла идея изобразить гибель знатной помпеянки.

Она пыталась спастись на колеснице, но подземный толчок выбил из мостовой булыжник, и колесо наехало на него. Брюллов изображает уже самый трагичный момент. Женщина выпала из колесницы и погибла. А ее малыш, оставшись в живых после падения, плачет у тела матери.

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. Фрагмент (погибшая знатная женщина). 1833 г. Государственный Русский музей

Среди обнаруженных скелетов Брюллов видел и языческого жреца, который пытался унести с собой свои богатства.

На полотне он показал его крепко прижимающим к себе атрибуты для языческих ритуалов. Они состоят из драгоценных металлов, поэтому жрец прихватил их с собой. Выглядит он не в очень выгодном свете по сравнению с христианским священнослужителем.

Его мы можем определить по кресту на груди

Он отважно смотрит на разъяренный Везувий. Если взглянуть на них вместе, то понятно, что Брюллов специально противопоставляет христианство язычеству не в пользу последнего

Слева: К.Брюллов. Последний день Помпеи. Жрец. 1833 г. Справа: К. Брюллов. Последний день Помпеи. Христианский священнослужитель

“Правильно” рушатся и здания на картине. Вулканологи утверждают, что Брюллов изобразил землетрясение в 8 баллов. Причём очень достоверно. Именно так и разваливаются строения при подземных толчках такой силы.

Слева: К. Брюллов. Последний день Помпеи. Разрушающийся храм. Справа: К. Брюллов. Последний день Помпеи. Падающие статуи

Очень продумано у Брюллова и освещение. Лава Везувия так ярко освещает задний фон, так насыщает красным цветом постройки, что кажется, что они горят.

При этом передний план освещен белым светом от вспышки молнии. Этот контраст делает пространство особенно глубоким. И правдоподобным заодно.

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. Фрагмент (Освещение, контраст красного и белого света). 1833 г. Государственный Русский музей

Община (мiр)

Фирс Журавлев. «Крестьянская сходка»

Община – это форма организации крестьянского общества. Она также называлась словом мiр, которое согласно правилам дореволюционной орфографии писалось с так называемым десятеричным i, чтобы различать слова «мир» (как отсутствие ссоры, вражды) и «мiр» (как община).

Община несла коллективную ответственность за своих членов, могла выбирать из своей среды представителей и коллективно решать касающиеся всех её членов вопросы. Одной из главных социальных целей большевиков после революции 1917-1918 годов было разрушение общинного строя – это было нужно, чтобы подорвать саму основу исконного крестьянского коллективизма.

Нашествие Гензериха на Рим

Год создания: 1836

Брюллов писал портреты известных людей, работал в историческом жанре, к которому и относится картина «Нашествие Гензериха на Рим». Картина отражает трагический момент в жизни древнеримской цивилизации. Полотно было написано в 1836 году, мысль о его создании посетила Брюллова еще в 1833 году, когда он был в Италии.

Известную картину заказал Алексей Алексеевич Перовский (1787–1836). Жанр – историческая живопись. На картине мы видим, как войско разграбляет предводителя племени вандалов античного государства. Событие происходит в 455 году. Африканские воины безжалостно создают разруху вокруг, а основной момент в картине – похищение Евдокии (401–460) и ее дочек.

Тема, сюжет и композиция

Поэма повествует о жизни бахчисарайского хана Гирея. Действие поэмы относится к 18 веку.

Хан Гирей посещал свой гарем, когда уставал от войны. Он выбрал красавицу Зарему, ещё ребёнком увезённую из Грузии. Грузинка пылко и страстно полюбила Гирея. Но Гирей охладел к ней, потому что любит новую пленницу – польскую княжну Марию. Голубоглазая Мария была тихого нрава и не могла привыкнуть к жизни в плену. Зарема умоляет Марию отдать ей Гирея. Мария сочувствует грузинке, но для неё любовь хана – не предел мечтаний, а посрамленье. Мария желает только смерти и вскоре умирает. О причине её смерти можно догадаться по тому, что Зарему в ту же ночь тоже казнят. В память о Марии Гирей сооружает фонтан, впоследствии названный фонтаном слёз.

Эпический сюжет в поэме соседствует с лирическими отступлениями: татарская песня, которую поют наложницы, восхваляя Зарему; описание пленительной бахчисарайской ночи; чувства, вызванные у лирического героя видом дворца Бахчисарая. Лирическое обращение к собственной возлюбленной Пушкин сократил, выпустив, как он выразился, «любовный бред». Но несколько стихов сохранилось в рукописи и печатается в современных редакциях.

К поэме Пушкин подобрал эпиграф персидского поэта Саади: «Многие… посещали сей фонтан…» Как видно из эпиграфа и названия, главное действующее лицо в поэме – фонтан слёз. Тематика поэмы связана со слезами, грустью. У каждого героя трагическая судьба, но его печаль, грусть, отчаяние вызваны разными причинами. Гирей грустит сначала потому, что возлюбленная тоскует по утраченной родине и не отвечает ему взаимностью, а потом об умершей Марии. Зарема плачет и молит, потому что её разлюбил Гирей, княжна Мария просит смерти, потому что не мыслит своей жизни в неволе. Этим трём героям противопоставлен злой евнух, который не ведает не только любви, но и иных чувств.

Вирсавия

Год создания: 1828–1832

Историческая «Вирсавия», написанная акварелистом Брюлловым, основывается на библейском сюжете и явно демонстрирует талант художника. Полотно отлично передает идею неувядающей, завораживающей женской красоты. Картину художник написал, пребывая в Италии, однако результат его не впечатлил, поэтому он оставил ее незаконченной.

Полотно передает исторический момент – согласно легенде, царь Давид (1035 до н. э. – 970 до н. э.) увидел молодую жену своего полководца Урии. Вирсавия была так красива, что поразила его. Он послал ее мужа на смерть, а сам забрал девушку в свой дворец, за что был наказан смертью первенца.

Использованные материалы

  • Топурия Н. А., «Брюллов Карл Павлович», Православная энциклопедия, Т. 6, С. 282:

  • Игнатий Брянчанинов, свт. Полное собрание писем: в 3 т. Т.3: Переписка с мирянами / Сост. О.И. Шафранова. — М.: Паломник, 2011, с. 593-596 (Письмо свт. Игнатия к К.П. Брюллову и комментарий к нему И.А. Виноградова)

  Ацаркина Э., К.П. Брюллов. М., 1963:

  Гоголь Н.В. Последний день Помпеи // Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: . Т.8. Статьи. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — : Изд-во АН СССР, 1952, с. 109, 110:

  , О иконопочитании. (С одобрения духовной цензуры) // Москвитянин. 1846. Т.7. С. 117-119. Цит. по: Игнатий Брянчанинов, свт. Полное собрание писем: в 3 т. Т.3: Переписка с мирянами / Сост. О.И. Шафранова. — М.: Паломник, 2011, с. 595-596 (комментарий И.А. Виноградова к письму свт. Игнатия к К.П. Брюллову).

  Успенский Л.А., Богословие иконы Православной Церкви. Изд. 2-е. — М.: ДАРЪ, 2008, с. 315.

  Игнатий (Брянчанинов), свт. Понятие о ереси и расколе:

Немного о К. И. Брюллове

Живописец родился в 1799 году в семье, которая, начиная с прадеда, была связана с искусством. Закончив Академию художеств с золотой медалью, он вместе с братом Александром, даровитым архитектором, отправляется в Рим. В Вечном городе он плодотворно работает, пишет портреты и картины, которые восхищают публику, критиков и венценосных особ. Шесть лет над монументальным плотном работал Карл Брюллов. «Последний день Помпеи» (описание картины и ее восприятие итальянцами можно выразить одним словом – триумф) стал шедевром для жителей страны. Они считали, что полотно художника вызывает мысли о героическом прошлом их родины именно в то время, когда вся страна охвачена борьбой за свободу.

Описание картины Николы Пуссена «Нарцисс и эхо»

Картина под названием Нарцисс и эхо, созданная художником Пуссеном, вызывает у тех, кто на нее смотрит, достаточно противоречивые, а иногда и отталкивающие друг друга эмоции. Но в конечном итоге эта работа заставляет человека задуматься о том, как устроена жизнь и какое место он занимает в ней.

Отдельный интерес работа вызывается не только из-за своего эмоционального содержания, но также и из-за своего технического исполнения. Дело в том, что картина выполнена по всем правилам, нормам и стандартам такого стиля художественного искусства, как классицизм.

Впереди построен своего рода «треугольник», состоящий из главных персонажей картины. Художник специально подобрал спокойные, мягкие цвета, среди которых преобладает красно-коричневый. Каждый участок тела героев освещен неярким, но заметным солнечным светом. Вся композиция построения делится на два плана – это задний, в виде пейзажа, и передний, где отображены главные герои.

Весь сюжет, изображенный на картине ее творцом и автором Пуссеном, строится на одной из самых популярных легенд со времен античности

Важно то, что в этом произведении нет никакой динамики, то есть картинка полностью статична. В ней чувствуется реалистичность происходящего и своя собственная, неповторимая и ни на что не похожая атмосфера

После продолжительного осматривания картины можно почувствовать запах леса и дыхание ветра, насладиться красивым щебетанием птиц и охладиться в обволакивающем журчании одного небольшого ручейка.

К слову говоря, ручей на картине не изображен, но, при рассматривании пейзажа и прощупывании атмосферы его можно представить себе.

Отдельного внимания заслуживает взгляд персонажа Эхо. В нем читается горделивость, задумчивость и спокойствие. Она словно знает заранее, что все будет хорошо, и Нарцисса накажут за самолюбие.

Брюллов «Всадница»: описание картины

Центральной фигурой полотна является Джованина Пачини. Она сидит на горячем скакуне. Видно, что девушка абсолютно уверена в себе. Она сидит прямо и гордо, несмотря на то что лошадь горячится. Джованина только что вернулась с прогулки — это видно по легкому румянцу на ее щеках. Но на ее личике есть некоторая ангельская отрешенность. Девушка одета по последнему слову моды: светло-голубая амазонка, шляпка с темно-зеленой вуалью, развевающейся по ветру.

Вся картина пронизана движением: конь встает на дыбы, пес бросается навстречу.

На балкон выбежала маленькая девочка — Амалиция. Она услышала топот коня. На ее лице видны и восторг и боязнь. Эта девчушка с восторгом любуется наездницей. Лицо ее отражает те чувства, которые она испытывает к своей сестре — обожание. Девочка просто одета: кружевные панталончики и домашнее розовое платьице. Настоящее, непосредственное чувство придает мягкости надменному величавому портрету.

Фоном картины является тенистый парк. Деревья колышет сильный ветер. А на небе собираются грозовые тучи.

Брюллов, как и многие художники, использовал классическую форму построения парадного портрета — треугольник. Такая композиция встречается у Тициана, Веласкеса, Рубенса, Ван Дейка. Силуэт девушки и коня образует эту фигуру. Однако художник решает отойти от традиций, вводя новую фигуру в композицию.

Второй оригинальной находкой является лохматый пес. Его присутствие создает впечатление, что перед персонажами также есть пространство.

Конный портрет в те времена подразумевал всадника, который являлся венценосной особой. Брюллов решил нарушить этот официальный канон. И молодая воспитанница уже сидит в царственной позе на вороной лошади.

Левая часть шедевра

Продолжаем наше описание картины «Последний день Помпеи». Слева Брюллов изобразил ступеньки, ведущие к гробнице Скавра. На них собралась еще одна группа людей: женщина, смотрящая прямо на зрителя, художник с красками в ящике на голове, мать с двумя девочками, спокойный христианский священник, языческий жрец с драгоценностями под мышкой, мужчина, накрывающий плащом жену и маленьких детей.

Еще один «герой» полотна – это свет, точнее — его эффекты. Холодный оттенок молнии контрастирует с заревом вулкана. На его фоне панорама гибнущего города смотрится очень трагично и реалистично.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ, связанные с Карлом Брюлловым

  • До 1822 года Карл и Александр Брюлловы носили фамилию своих предков Брюлло. И только с высочайшего разрешения императора Александра I они русифицировали свою фамилию, добавив к ней русское окончание «въ».
  • Художник был глух на левое ухо. Причиной этому стала полученная в детстве от своего отца, очень строгого человека, пощёчина за какой-то проступок.
  • Любимой привычкой Карла Брюллова, оставшейся ещё со студенческих времён, была работа над картиной под чтение вслух.
  • Брюллов лично ходатайствовал об освобождении из крепостничества Тараса Шевченко, будущего великого украинского поэта. С этой целью Брюллов по просьбе Жуковского написал его портрет для императорской фамилии, который тот и разыграл в придворной лотерее. После выкупа Шевченко стал одним из любимых учеников Брюллова.
  • Известно, что после первой встречи Брюллова с Шевченко художник сказал познакомившему их П. Сошенко: «Мне его лицо нравится. Не холопское оно». Это впечатление и сыграло свою роль в дальнейшем участии художника в судьбе великого украинского поэта.
  • Живя в Петербурге, Брюллов никогда не брался за групповые портреты приезжих московских чиновников или купцов с их столичными товарищами. Отказывая, он всегда говорил одну и ту же фразу: «У вас есть собственный превосходный художник», намекая на В. А. Тропинина. Этим живописец лишний раз выказывал своё уважение таланту московского портретиста.
  • Некоторые картины Брюллова по неизвестным причинам заканчивали его ученики. К числу таких работ относится портрет И.А. Крылова: его правая часть была дописана одним из учеников живописца Ф. Горецким.
  • «Портрет археолога Микеланджело Ланчи» — последняя работа Брюллова — стала одной из первых картин, купленных П.М. Третьяковым для своей коллекции.

ПУБЛИКАЦИЯ russtu.ru

по МАТЕРИАЛАМ svistanet.com allpainters.ru и muzei-mira.com

Особенности сюжета

Для анализа полотна нужно учитывать все его детали. Брюллов изобразил извержение вулкана, которое погубило древнеримский город. Место действия — улица Гробниц. Особенности окружающей обстановки:

  • темные грозовые тучи;
  • ярко-красное зарево;
  • молнии длинные и острые.

Но не буйство стихии интересно художнику. Он изображает людей, которые пытались спастись. Основная тема картины — отражение человеческих душ, их сути. Многие в минуту опасности показали свое великодушие, самоотверженность и мужество: сыновья несут своего немощного отца, юноша пытается спасти мать. Один только христианский священник смотрит на все происходящее без тени страха.

В центре полотна женщина, которая разбилась насмерть в повозке, и ее ребенок. Полуобнаженные персонажи прикрыты полупрозрачной тканью. Это позволяет понять, что Брюллов был хорошо знаком с античным искусством.

Учеба

В десять лет он с легкостью поступил в Академию художеств в Петербурге. Мальчик был настолько хорошо подготовлен, что его мастерство поразило преподавателей.

Как известно из биографии Карла Брюллова, он очень хорошо учился в академии. Преподаватели иногда поражались его таланту и мастерству. Первой серьезной картиной юного художника стала работа «Нарцисс, смотрящий в воду». В основе этого произведения был положен миф о молодом человеке по имени Нарцисс, который без устали любовался своей внешностью. Эта картина принесла юному художнику Брюллову первую награду – золотую медаль академии художеств. Признание таланта Карла было безоговорочным.

По мнению знатоков, этот момент в биографии Карла Брюллова можно считать отправной точкой для дальнейшего творчества.

История одного шедевра

История картины «Последний день Помпеи» нам известна, поэтому мы с радостью поделимся ею с читателем.

Как мы упоминали ранее, Брюллов часто посещал Италию, где много работал. К слову, на этой земле он и умер, там нашло последнее пристанище его тело. В 1827 году живописец посетил раскопки древнеримского города, расположенного под Неаполем. Поселение похоронила лава Везувия, который внезапно проснулся. Этот момент как раз и запечатлела картина.

Последний день Помпея встретила бурлящей жизнью. К сожалению, обитатели небольшого, но весьма богатого городка не сумели скрыться. Большинство из них погибло от горячей вулканической массы, другие задохнулись от ядовитых испарений и пепла. И лишь немногим удалось спастись. Зато вулкан оказал человечеству неоцененную услугу – он как бы законсервировал жизнь того времени, сохранив в первозданном виде жилища знати, стенные росписи, мозаичные полы, картины, цветы. Расчищая от налета пыли, пепла, грязи и земли территорию, археологи находят большое количество предметов, а сам город сегодня является музеем под открытым небом.

Единство Пушкина и Брюллова

«Бахчисарайский фонтан» – одна из самых известных картин Карла Брюллова. Она была написана в 1838-1849 годы. Сегодня увидеть её можно в музее А.С.Пушкина в Москве, где произведение искусства хранится по сей день. Интересно, что «Бахчисарайский фонтан» стал своего рода «памятником» великому поэту. Как я уже отметила, Брюллов и Пушкин дружили на протяжении многих лет.

Проводить в последний путь погибшего друга живописец не смог по причине ухудшившегося состояния здоровья. В качестве дара своему павшему товарищу Брюллов создал свою знаменитую картину. Несложно сосчитать, что над «Бахчисарайским фонтаном» он работал более десяти лет. Написание картины было начато вскоре после похорон Александра Сергеевича Пушкина.

В качестве сюжета для своего произведения Брюллов избрал поэму Пушкина «Бахчисарайский фонтан». Исследователи предполагают, что история эта была услышана Пушкиным от Софьи Станиславовны Потоцкой. Женщина рассказывала, что среди её дальних родственниц была девушка по имени Мария.

Её пленил хан Керим-Гирей. Несчастная невольница не смогла жить на чужбине, она умерла в стенах гарема. Современники вспоминали, что история эта произвела сильнейшее впечатление на поэта. Он отправился в Бахчисарай. И хотя дворец хана находился в плачевном состоянии, Пушкин всё равно поддался очарованию старины. Вскоре родилась и сама поэма.

Карл Павлович Брюллов «Автопортрет», 1833 годМестонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Брюллов К.П.

Брюллов (Брюлло) Карл Павлович (1799, Санкт-Петербург — 1852, Манциана близ Рима)
Живописец, акварелист, рисовальщик.
Член Миланской, Пармской академий и Академии Св. Луки в Риме, профессор Флорентийской Академии художеств, почетный вольный общник Императорской Академии художеств.
Первоначальные художественные навыки получил у отца — академика «орнаментной скульптуры» и живописца-декоратора П.И. Брюлло. Учился в Академии художеств у А.И. Иванова и А.Е. Егорова (1809-1822). В 1822-1835 — пенсионер в Италии на средства Общества поощрения художников. Работал в Риме, Милане, Неаполе. За картину «Последний день Помпеи» (1833) награжден большой золотой медалью на выставке в Париже и избран профессором 2-й степени ИАХ (1836). По возвращении в Россию жил в Петербурге. В 1836-1849 преподавал в Академии художеств, профессор, вел класс исторической живописи.
В 1842-1847 исполнял монументальные росписи для Казанского и Исаакиевского соборов в Петербурге. С 1849 жил за пределами России, с 1850 — в Италии.
Крупнейший представитель академической исторической живописи, автор многочисленных портретов, в том числе ряда композиционных портретов-картин.

Вирсавия. 1830-е (?)

Брюллов К.П.Холст, масло87,5 х 61,5

Русский музей

Аннотация

Вирсавия, по библейскому преданию, жена царя Давида. Как правило, Вирсавию изображали у источника вместе со служанкой и арапчонком. Этот сюжет был чрезвычайно популярен в европейской живописи как своеобразный торжественный гимн женской красоте. Именно так его написал Брюллов, трактуя, однако, библейскую сцену в духе так называемого итальянского жанра, получившего широкое распространение в русском искусстве 1840-х. Полотно, по всей видимости, было написано в начале 1830-х в Италии. В ГТГ находится большая неоконченная картина Брюллова на тот же сюжет.

Биография автора

Брюллов (Брюлло) Карл Павлович (1799, Санкт-Петербург — 1852, Манциана близ Рима)
Живописец, акварелист, рисовальщик.
Член Миланской, Пармской академий и Академии Св. Луки в Риме, профессор Флорентийской Академии художеств, почетный вольный общник Императорской Академии художеств.
Первоначальные художественные навыки получил у отца — академика «орнаментной скульптуры» и живописца-декоратора П.И. Брюлло. Учился в Академии художеств у А.И. Иванова и А.Е. Егорова (1809-1822). В 1822-1835 — пенсионер в Италии на средства Общества поощрения художников. Работал в Риме, Милане, Неаполе. За картину «Последний день Помпеи» (1833) награжден большой золотой медалью на выставке в Париже и избран профессором 2-й степени ИАХ (1836). По возвращении в Россию жил в Петербурге. В 1836-1849 преподавал в Академии художеств, профессор, вел класс исторической живописи.
В 1842-1847 исполнял монументальные росписи для Казанского и Исаакиевского соборов в Петербурге. С 1849 жил за пределами России, с 1850 — в Италии.
Крупнейший представитель академической исторической живописи, автор многочисленных портретов, в том числе ряда композиционных портретов-картин.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: