Дальнейшая карьера и путешествия
В 1913 году, в год проведения оружейной выставки, Роберт Генри отправился на западное побережье Ирландии и снял дом недалеко от Дуа на острове Ахилл. Там он написал много детских портретов. Это одни из самых сентиментальных произведений, которые он создал за всю свою карьеру, и они хорошо продавались коллекционерам, когда он вернулся в США, Генри купил дом в аренду в 1924 году.
Санта-Фе, штат Нью-Мексико, был еще одним любимым местом. Анри путешествовал туда летом 1916, 1917 и 1922 годов. Он стал одним из ведущих деятелей в развитии искусства города и призвал к посещению коллег-художников Джорджа Беллоуса и Джона Слоана.
Позднее в своей карьере Генри начал изучать теории цвета Хардести Маратты. Его портрет светской львицы Гертруды Вандербильт Уитни, созданной в 1916 году, основательницы Музея американского искусства, демонстрирует новый, почти кричащий стиль, который он перенял.
В ноябре 1928 года, возвращаясь в США после визита в свой ирландский дом, Анри заболел. В течение следующих нескольких месяцев он постепенно становился слабее. Весной 1929 года Совет по искусству Нью-Йорка назвал Роберта Генри одним из трех лучших ныне живущих американских художников. Он умер через несколько месяцев в июле 1929 года.
биография
Роберт Уильям Вонно родился 17 сентября 1858 г. в г. Хартфорд, Коннектикут. Он учился в Бостон на Массачусетская педагогическая школа теперь называется Массачусетский колледж искусства и дизайна, затем в Париж в Académie Julian под Гюстав Буланже и Жюль Жозеф Лефевр.
Он преподавал в Массачусетская педагогическая школа (1879-1881), на Художественная школа Cowles в Бостон (1884–1885), в Школа Музея изящных искусств, Бостон (1883–1887), а на Пенсильванская академия изящных искусств (1891–1896). Вонно стал членом Национальная академия дизайна в 1906 г.
На поле Фландрии (Coquelicots) Роберт Вонно, 1890 г.
Его самая известная работа На поле Фландрии (также известен как Где спят солдаты и растут маки или же Coquelicots) был написан в 1890 году на полях Грез-сюр-Луан. В этом большом холсте, масло размером 59 x 104 дюймов, использовались активные и выразительные мазки, чтобы воссоздать огненно-красный кадмий маков — сюжет, популярный в то время среди многих художников. Молодая женщина приседает на переднем плане, устраиваясь собирать маки на огромном поле с двумя фигурами на заднем плане. Хотя эта работа считалась самой амбициозной работой Вонно, получившей признание на ярмарках и выставках, картина так и не была продана. Только в 1919 году он был приобретен напрямую Джозефом Дж. Батлером, основателем Института американского искусства Батлера. На поле Фландрии нашел бы постоянный дом. Картина по сей день является частью постоянной коллекции в Янгстауне, штат Огайо.
Цветение яблони Роберт Вонно, 1903 г.
Ретроспективная выставка его работ была представлена в галерее Madron в Чикаго и в Институте Батлера с 1 марта по 9 апреля 2010 г. и со 2 мая по 27 июня 2010 г. соответственно. В экспозицию вошли фотографии колонии художников в Грез-сюр-Луан, сопровождающие их изображения художника, а также бронзовый рельеф, сделанный его женой, скульптором. Бесси Поттер Вонно (1872-1955). Куратором шоу выступила Йен Аззаро, а каталог написала Венди Гринхаус, доктор философии. Его картины находятся в коллекциях Метрополитен-музея, Пенсильванской академии изящных искусств, Художественного музея Индианаполиса, Чикагского художественного института и многих других. Хотя имя Вонно так и не стало нарицательным, его экспериментальный стиль цитируют в мире американского импрессионизма.
биография
Роберт Уильям Вонно родился 17 сентября 1858 г. в г. Хартфорд, Коннектикут. Он учился в Бостон на Массачусетская педагогическая школа теперь называется Массачусетский колледж искусства и дизайна, затем в Париж в Académie Julian под Гюстав Буланже и Жюль Жозеф Лефевр.
Он преподавал в Массачусетская педагогическая школа (1879-1881), на Художественная школа Cowles в Бостон (1884–1885), в Школа Музея изящных искусств, Бостон (1883–1887), а на Пенсильванская академия изящных искусств (1891–1896). Вонно стал членом Национальная академия дизайна в 1906 г.
На поле Фландрии (Coquelicots) Роберт Вонно, 1890 г.
Его самая известная работа На поле Фландрии (также известен как Где спят солдаты и растут маки или же Coquelicots) был написан в 1890 году на полях Грез-сюр-Луан. В этом большом холсте, масло размером 59 x 104 дюймов, использовались активные и выразительные мазки, чтобы воссоздать огненно-красный кадмий маков — сюжет, популярный в то время среди многих художников. Молодая женщина приседает на переднем плане, устраиваясь собирать маки на огромном поле с двумя фигурами на заднем плане. Хотя эта работа считалась самой амбициозной работой Вонно, получившей признание на ярмарках и выставках, картина так и не была продана. Только в 1919 году он был приобретен напрямую Джозефом Дж. Батлером, основателем Института американского искусства Батлера. На поле Фландрии нашел бы постоянный дом. Картина по сей день является частью постоянной коллекции в Янгстауне, штат Огайо.
Цветение яблони Роберт Вонно, 1903 г.
Ретроспективная выставка его работ была представлена в галерее Madron в Чикаго и в Институте Батлера с 1 марта по 9 апреля 2010 г. и со 2 мая по 27 июня 2010 г. соответственно. В экспозицию вошли фотографии колонии художников в Грез-сюр-Луан, сопровождающие их изображения художника, а также бронзовый рельеф, сделанный его женой, скульптором. Бесси Поттер Вонно (1872-1955). Куратором шоу выступила Йен Аззаро, а каталог написала Венди Гринхаус, доктор философии. Его картины находятся в коллекциях Метрополитен-музея, Пенсильванской академии изящных искусств, Художественного музея Индианаполиса, Чикагского художественного института и многих других. Хотя имя Вонно так и не стало нарицательным, его экспериментальный стиль цитируют в мире американского импрессионизма.
Галерея работ
- Американские импрессионисты
-
Джон Адамс,Iridescence of a Shallow Stream, 1902
-
Джон Банди, Autumn Tones, 1909
-
Люси Бэкон,Garden Landscape, 1894-1896
-
Джордж Бейкер,Apple Blossoms, 1916
-
Фрэнк Бенсон,Eleanor and Benny, 1916
-
Джон Брек,Garden at Giverny, 1887
-
Теодор Батлер,School House under Snow, 1903
-
Роберт Воннох,Apple Bloom, 1903
-
Чайльд Гассам,April (The Green Gown), 1920
-
Джозеф Де Камп,Mrs. Ernest Major, 1902-1903
-
Томас Дьюинг,The Days, 1887
-
Мэри Кассат,Cup of Tea, 1880
-
Пол Корнойер,Summer Garden, Gloucester, 1910
-
Уиллард Меткалф,Autumn Roadside, 1918
-
Лила Перри,Haystacks, Giverny, 1896
-
Эдуард Потхаст,The Balloon Vendor, 1910
-
Роберт Рид, The Trio, 1898
-
Теодор Робинсон,La Roche Guyon, 1891
-
Ги Роуз,The Oak, 1916
-
Джон Сарджент,Paul Helleu Sketching with his wife, 1889
Галерея работ
- Американские импрессионисты
-
Джон Адамс,Iridescence of a Shallow Stream, 1902
-
Джон Банди, Autumn Tones, 1909
-
Люси Бэкон,Garden Landscape, 1894-1896
-
Джордж Бейкер,Apple Blossoms, 1916
-
Фрэнк Бенсон,Eleanor and Benny, 1916
-
Джон Брек,Garden at Giverny, 1887
-
Теодор Батлер,School House under Snow, 1903
-
Роберт Воннох,Apple Bloom, 1903
-
Чайльд Гассам,April (The Green Gown), 1920
-
Джозеф Де Камп,Mrs. Ernest Major, 1902-1903
-
Томас Дьюинг,The Days, 1887
-
Мэри Кассат,Cup of Tea, 1880
-
Пол Корнойер,Summer Garden, Gloucester, 1910
-
Уиллард Меткалф,Autumn Roadside, 1918
-
Лила Перри,Haystacks, Giverny, 1896
-
Эдуард Потхаст,The Balloon Vendor, 1910
-
Роберт Рид, The Trio, 1898
-
Теодор Робинсон,La Roche Guyon, 1891
-
Ги Роуз,The Oak, 1916
-
Джон Сарджент,Paul Helleu Sketching with his wife, 1889
дальнейшее чтение
Американский импрессионизм и реализм: знаковая выставка от Метрополитена. Нью-Йорк: Музей искусств Метрополитен. 1991 г..mw-parser-output cite.citation{font-style:inherit}.mw-parser-output .citation q{quotes:»\»»»\»»»‘»»‘»}.mw-parser-output .id-lock-free a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-free a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/65/Lock-green.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-limited a,.mw-parser-output .id-lock-registration a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-limited a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-registration a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d6/Lock-gray-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-subscription a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-subscription a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/aa/Lock-red-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration{color:#555}.mw-parser-output .cs1-subscription span,.mw-parser-output .cs1-registration span{border-bottom:1px dotted;cursor:help}.mw-parser-output .cs1-ws-icon a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4c/Wikisource-logo.svg»)right 0.1em center/12px no-repeat}.mw-parser-output code.cs1-code{color:inherit;background:inherit;border:none;padding:inherit}.mw-parser-output .cs1-hidden-error{display:none;font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-visible-error{font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-maint{display:none;color:#33aa33;margin-left:0.3em}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration,.mw-parser-output .cs1-format{font-size:95%}.mw-parser-output .cs1-kern-left,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-left{padding-left:0.2em}.mw-parser-output .cs1-kern-right,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-right{padding-right:0.2em}.mw-parser-output .citation .mw-selflink{font-weight:inherit}
История
Импрессионизм, как художественный стиль, сформировался во Франции в 1860-х годах. В США (Бостоне, Нью-Йорке и других крупных городах) проводились выставки французских импрессионистов и этот стиль стал известен американской публике. Многие американские художники-импрессионисты обучались во Франции, в частности в Академиях Жюлиана и Коларосси, где их учителями были маститые живописцы Франции.
С 1890-х по 1910-е годы американский импрессионизм развивался в художественных колониях слабо связанных между собой групп художников, которые жили и работали вместе, разделяя общее эстетическое видение окружающего мира. Такие арт-колонии, как правило, образовывались в небольших городках, находящихся в живописных местах, что обеспечивало импрессионистам обильные темы для их работ. В крупных городах, в которые было относительно легко добраться, художники проводили свои выставки и продавали работы.
Среди облюбованных импрессионистами мест были арт-колонии в местечках Кос Коб и Олд Лайм, штат Коннектикут (обе — рядом с проливом Лонг-Айленд); Нью-Хоуп в штате Пенсильвания на реке Делавэр; округ Браун в Индиане. Американский импрессионизм также развивался в Калифорнии в Carmel-by-the-Sea и Лагуна-Бич; в Нью-Йорке на Лонг-Айленде (во многом благодаря влиянию Уильяма Чейза) и в Бостоне, где работали выдающиеся художники Эдмунд Тарбелл и Фрэнк Бенсон.
Некоторые арт-колонии оставались центрами импрессионистского искусства по 1920-е годы. Но этот стиль стал сходить на нет после выставки современного искусства в 1913 году в Нью-Йорке с названием «Арсенальная выставка», где появились первые работы авангардизма и абстракционизма. Первая мировая война и позже последовавшая Великая депрессия — стали закатом импрессионизма в Соединённых Штатах. Тем не менее, это направление имело большое значение в живописи США — в нём работали выдающиеся американские художники, создавшие большое количество работ, которые находятся во многих музеях США.
Школа Ашкана
Одаренный учителем, Роберт Анри вскоре оказался в окружении сплоченной группы коллег-художников. Первая из этих групп стала известна как «Филадельфийская четверка» и включала художников-реалистов Уильяма Глакенса, Джорджа Люкса, Эверетта Шина и Джона Слоана. В конце концов, назвав себя «Угольным клубом», группа обсудила творчество таких писателей, как Ральф Уолдо Эмерсон, Уолт Уитмен и Эмиль Зола, а также их теории об искусстве.
К 1895 году Роберт Анри начал отвергать импрессионизм. Он пренебрежительно называл это «новым академизмом». Вместо этого он призвал художников создавать более реалистичное искусство, уходящее корнями в повседневную жизнь Америки. Он презирал создание импрессионистами «поверхностного искусства». Смелая манера письма Джеймса Эббота МакНила Уистлера, Эдуарда Мане и Диего Веласкеса во время путешествий по Европе вдохновила Анри. Угольный клуб последовал за своим лидером в новом направлении, и вскоре новый подход к реалистической живописи был назван школой Ашкан. Художники восприняли название как насмешливый контрапункт другим движениям.
Картина Анри «Ночь на променаде» показывает толстые, тяжелые мазки нового, более брутального стиля искусства. Анри принял девиз «искусство ради жизни» вместо более традиционного «искусство ради искусства». Реализм школы Ашкан основывался на освещении современной городской жизни. Художники считали жизнь иммигрантов и рабочего класса в Нью-Йорке достойным предметом для художников. Культурные обозреватели провели параллели между художниками Школы Ашкан и появляющейся реалистической фантастикой Стивена Крейна, Теодора Драйзера и Фрэнка Норриса.
Преподавательские должности Роберта Анри помогли повысить его репутацию художника. Его первая должность преподавателя была в Школе дизайна для женщин в Филадельфии в 1892 году. В 1902 году его наняла Нью-Йоркская школа искусств. Среди его учеников были Джозеф Стелла, Эдвард Хоппер и Стюарт Дэвис. В 1906 году Национальная академия дизайна избрала Анри своим членом. Однако в 1907 году академия отклонила работы других художников-ашканцев Генри для выставки, и он обвинил их в предвзятости и ушел, чтобы организовать свою собственную выставку. Позже Анри назвал Академию «кладбищем искусства».
биография
Роберт Вонно родился в Хартфорде, штат Коннектикут, в 1858 году. В возрасте пяти лет его отец умер во время гражданской войны . В 1872 году он начал работать в литографической компании и ходит на вечерние занятия у художника Чарльза Каллахана Перкинса и профессора Уолтера Смита (в) .
Он учился в Массачусетской педагогической школе (в) в Бостоне , что дало ему возможность принять участие в международной выставке столетнего юбилея в Филадельфии . В 1881 году он поступил на курсы Академии Жюлиана во Франции под руководством французских художников Жюля Лефевра и Гюстава Буланже на два года.
Вернувшись в Соединенные Штаты, он преподавал в Художественной школе Коулза с 1884 по 1885 год и в Школе Музея изящных искусств в Тафтсе (ин) с 1883 по 1887 год. В этот период он впервые женился в 1886 году. В следующем году он переехал во Францию и остался в колонии художников Грез-сюр-Луан . Он вернулся в Соединенные Штаты в 1891 году и преподавал в Пенсильванской академии изящных искусств в Филадельфии до 1896 года. Некоторые из этих полотен можно увидеть на Всемирной выставке 1893 года в Чикаго .
В 1899 году он женился во второй раз на скульпторе Бесси Поттер Вонно . Затем он провел эти лета в колонии художников Олд Лайм и проживал в Нью-Йорке. Он присутствовал на Всемирной выставке 1900 года в Париже и на Панамериканской выставке в Буффало в следующем году. Он стал членом Американской академии изящных искусств в 1906 году. В 1907 году он вернулся в Грез-сюр-Луан и оставался там в течение четырех лет. В 1910 г. участвовал в выставках в Мюнхене и Берлине . Вернувшись в Нью-Йорк в 1911 году, он работал портретистом, участвовал во Всемирной выставке 1915 года и преподавал второй раз с 1918 по 1920 год в Пенсильванской академии изящных искусств.
В 1922 году он поселился на постоянной основе во Франции. Он умер в Ницце в департаменте Приморские Альпы в 1933 году и похоронен на кладбище Дак Ривер (в) в Олд Лайме , штат Коннектикут.
Как и большинство художников-импрессионистов, Вонно пишет пейзажи на открытом воздухе , черпая вдохновение в том, что предлагает ему природа. За свою карьеру он писал в основном пейзажи восточного побережья США, а также холсты, изображающие пейзажи тех регионов Франции, где он останавливался. Еще он делает много портретов.
Эти работы можно увидеть или сохранить в Пенсильванской академии изящных искусств в Филадельфии , в Метрополитен-музее и в Американской академии изящных искусств в Нью-Йорке , в Институте американского искусства Батлера в Янгстауне , в Художественном институте. Чикаго , в музее Северной Каролины искусства в Роли , в музее изобразительных искусств в Бостоне , в Дом Вудро Вильсона (в) в Вашингтоне , округ Колумбия , в Миннеаполисе институт искусств , в художественном музее Индианаполиса , в Флоренс Griswold музея в Олд — Лайм и Flint институт искусств (в) из Флинта .
Возвращение в Америку
В 1929 году, когда Роберт Оппенгеймер снова ступил на американскую землю, его первые успехи в Европе уже были известны на родине. Английские и немецкие журналы опубликовали работы Оппенгеймера о применении квантовой теории к распределению интенсивности между различными частотами спектров и поведении свободных электронов при их вхождении в пространство взаимодействия с атомами. После некоторого колебания Оппенгеймер остановил свой выбор на Калифорнийском университете в Беркли, около Сан-Франциско. Говорят, когда декан факультета спросил Оппенгеймера о причинах, побудивших его выбрать Калифорнийский университет, Оппенгеймер удивил его, ответив, что его прельстила богатая коллекция стихов французских поэтов XVI и XVII веков, собранная в университетской библиотеке.
Калифорнийский университет в Беркли
Wikipedia
Из работ, опубликованных Оппенгеймером в тот период, следует отметить исследование превращения лития в бериллий при соударении с протоном. Как и в студенческие годы, интересы Оппенгеймера не ограничивались научными исследованиями. В немецких университетах, которые Оппенгеймер так хорошо знал, нацисты подвергли гонениям ученых «неарийского» происхождения, а вместе с ними и их коллег, которые пытались встать на защиту своих товарищей. До этого Оппенгеймер был довольно безразличен к политическим событиям, но теперь он начал размышлять, а когда в 1936 году над Испанской республикой нависла угроза фашизма, он открыто выступил в ее поддержку. В этот же период своей жизни Оппенгеймер поддерживал отношения с девушкой, которая познакомила его с активными членами коммунистической партии в Калифорнии. И впоследствии это ему аукнулось.
В 1937 году скончался отец Роберта, оставив сыну солидное наследство, которое позволило ему систематически оказывать материальную помощь антифашистским организациям.
Однако вскоре этот порыв прошел. Из Советского Союза начали приходить трагические известия о преследовании физиков-антифашистов, пытавшимся найти там убежище. Это подействовало как холодный душ на прокоммунистические настроения многих интеллигентов Запада. Оппенгеймер отошел от коммунистической партии, членом которой он никогда и не был, но не мог порвать отношения с теми, кто продолжал бороться в ее рядах или сочувствовал ей. Среди них были его близкие друзья и даже брат Франк, который в то время занимался изучением космических лучей.
Роберт Оппенгеймер времен увлечения левыми идеями
sovsekretno.ru
Премия Ферми
Начиная с 1954 года Оппенгеймер несколько месяцев в году жил на острове Сент-Джон, на Виргинских островах США. В 1957 году он приобрел там участок земли, где построил дом прямо на пляже.
Оппенгеймера все больше беспокоила потенциальная опасность, которую научные изобретения могут представлять для человечества. Вместе с Альбертом Эйнштейном, Бертраном Расселом, Джозефом Ротблатом и другими выдающимися учеными он основал то, что впоследствии, в 1960 году, станет Мировой академией искусства и науки. Примечательно, что после публичного унижения, которому он подвергся при расследовании, он не подписывал протестов против ядерного оружия 1950–х годов, включая Манифест Рассела—Эйнштейна 1955 года, и, хотя его и пригласили, он не присутствовал на первой Пагуошской конференции в 1957 году.
Оппенгеймер сказал Джонсону: «Я думаю г-н Президент, что для того, чтобы вручить эту награду сегодня, вам потребовалась некоторая доля мужества»
По настоянию многих друзей Оппенгеймера президент Джон Ф. Кеннеди наградил его премией Энрико Ферми в 1963 году, что рассматривалось, как жест политической реабилитации. Через неделю с небольшим после убийства Кеннеди его преемник Линдон Джонсон вручил Оппенгеймеру эту награду «за вклад в теоретическую физику в качестве учителя и создателя идей, а также за руководство лабораторией Лос-Аламоса и программой атомной энергии в критические годы». Оппенгеймер сказал Джонсону: «Я думаю г-н Президент, что для того, чтобы вручить эту награду сегодня, вам потребовалась некоторая доля мужества». Сказано это было неслучайно: награда возмутила многих видных республиканцев в Конгрессе.
Оппенгеймер умер в своем доме в Принстоне, штат Нью-Джерси, 18 февраля 1967 года в возрасте 62 лет от рака горла.
PS.
Несколько десятилетий импрессионисты боролись за признание. Кто-то полжизни. Кто-то весь свой век. Почему же так долго?
Представьте себя человеком XIX века. Для вас картина – это аккуратно и гладко выписанные тела и предметы. Каждый мазок “спрятан”.
Поэтому любитель живописи делал простой вывод. Эти стараются. А вот эти (импрессионисты) халтурят. Раз мазки видно. И краски не смешивают. И не хотят точно передавать действительность.
Обывателю ещё сложно было осознать, что эти “пачкуны” не хотят копировать реальный мир с помощью традиционных методов. Они мечтают сотворить свои собственные!
Импрессинизм — это школа художественного рыцарства. Он учит быть свободным от канонов и традиций.
Крещение импрессионизмом прошли все великие художники следующих поколений. И Пикассо, и Мунк. И даже Малевич.
Слева: Эдвард Мунк “Улица Лафайет”, 1901 г. Национальная галерея Осло, Норвегия. Справа: Пабло Пикассо “Коррида”, 1901 г. Частная коллекция. Внизу: Казимир Малевич “Весна, яблоня в цвету”, 1904 г. Третьяковская галерея.
Неожиданно увидеть Пикассо-импрессиониста? А уж тем более Малевича, изображающего нежный цвет яблонь. И такого позитивного Мунка.
Все они прошли стадию импрессионизма. Без этого они не смогли бы сделать следующий шаг. В кубизм (Пикассо). В экспрессионизм (Мунк). И даже в супрематизм (Малевич).
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Обвинения
Америка вступала в годы маккартизма. Двадцать первого декабря 1953 года, вскоре после возвращения Оппенгеймера из Англии, где он прочитал серию блестящих лекций по британскому радио и получил в Оксфорде диплом доктора honoris causa, его срочно вызвал в Вашингтон Льюис Страусс, ставший к тому времени председателем Комиссии по атомной энергии. После непродолжительного разговора на самые банальные темы Страусс ознакомил Оппенгеймера с текстом письма генерального директора комиссии генерала Николса.
Составленный Николсом документ представлял собой обвинительный акт, основанный на сообщениях, которые секретные службы подшивали к личному делу Оппенгеймера на протяжении десяти лет
Составленный Николсом документ представлял собой обвинительный акт, основанный на сообщениях, которые секретные службы подшивали к личному делу Оппенгеймера на протяжении десяти лет. В те времена агентство Associated Press следующим образом резюмировало основные обвинения, выдвинутые против ученого:
1. Доктор Оппенгеймер в начале войны поддерживал постоянные взаимоотношения с коммунистами.
2. В 1949 году, будучи председателем Консультативного комитета Комиссии по атомной энергии, он решительно выступал против создания водородной бомбы.
В письме выражались сомнения относительно «правдивости Оппенгеймера, его поведения и даже благонадежности».
Но уже заранее, 3 декабря, президент Эйзенхауэр отдал распоряжение «возвести глухую стену между Оппенгеймером и государственными секретными сведениями».
По материалам документа Николса состоялось административное разбирательстве перед комитетом по делам кадров Принстонского университета. Его судьями были ректор университета, крупный промышленник и профессор химии.
От обвинений, будто Оппенгеймер был советским агентом, не осталось в конце концов ничего. Комитет признал это. Но в прошлом Оппенгеймер посещал коммунистов — этого было достаточно. Двумя голосами против одного, принадлежавшего профессору химии, было решено, что кандидатура Оппенгеймера нежелательна на любых должностях, связанных с доступом к военным секретам, и его контракт советника Комиссии по атомной энергии должен быть расторгнут.
Роберт Оппенгеймер. 1959 год
Филипп Халсман