«Черное море»
Картина написана в 1881 году и тогда же приобретена создателем галереи. Во главе картины — сама стихия. Чувствуется, что вот-вот начнется буря, так как тучи уже сгущаются, а гребни волн заметно растут. Сама палитра полотна необычайно богата. В ней присутствуют и безобидные зеленые оттенки, напоминающие о былом спокойствии, и кусочек голубого неба, который помнит безмятежность, и чернеющие ближе к горизонту волны, символизирующие неизбежность разыгравшейся стихии. Небо и волна гармонично сочетаются друг с другом, стремясь стать единым целым. Отсутствие человека лишь придает творениям природы дополнительную самостоятельность — они кажутся живыми и всемогущими. Где-то вдалеке виднеется одинокий корабль. Он крошечный и беспомощный перед морем, которое способно поглотить его в доли секунды. Это лишний раз свидетельствует о ничтожности перед стихией и одновременно говорит об отваге мореплавателей. Она проявляется в жажде странствий, несмотря на непогоду.
Иван Константинович мастерски передал природу вещей. Картина вдохновляет, картина живет и заставляет жить зрителя. Она как бы намекает на то, что мы дышим, пока внутри нас кипит буря. Она призывает к пониманию нашей ничтожности, но вместе с этим намекает, что нужно не бояться плыть против течения.
Третье место. Тревожная «Радуга»
Как ни крути, а любимая тема живописца — беспокойная вода
. Шторм, покрывающий шрамами морскую гладь и выбрасывающий на берег морских жителей, громовые раскаты, проблески молний в кромешной тьме. Океаническая романтика, прекрасная, но от этого не менее непредсказуемая, чуждая тем, кто не любит море. А уж море Айвазовский любил как никто другой.
На картине изображено его любимое состояние моря. Корабль, опасно накрененный влево, вот-вот поглотит в цитадель обезумевшей горькой воды, пару шлюпок, словно деревяшки, бросает волнами, заставляя сидящих в них людей потерять последнюю надежду на спасение. Но на небе проглядывается радуга. По Библии, радугу Бог создал в клятве больше не насылать потоп на своих чад. Может, это таинственный знак морякам..? Прекрасное полотно с глубоким смыслом.
Пятое место. «Среди волн», впечатляющая и удивительная
Эта картина помещена в конец рейтинга вовсе не потому, что она чем-то хуже других: у Айвазовского не бывает плохих картин. Но именно эта по хронологической последовательности была позже всех предыдущих, и именно ее можно считать определенным, даже знаковым и символичным эдаким «творческим завещанием» мариниста, нашедшего свой неповторимый стиль и вложившего в творение всю свою душу.
Данное полотно можно назвать логическим или, скорее, поэтическим продолжением «Черного моря». Как продолжением, так и завершением. Там буря лишь подает первые признаки, намекает на то, что скоро разразится, здесь же она показывает себя как неумолимую стихию, готовую пожрать сами небеса, темно-зеленой бирюзой прописанные в верхней части картины.
Видно бледные всполохи волн, почти слышен опасный, призывный шум воды. Это ночь, это эпицентр стихийного взрыва. На тот момент восьмидесятидвухлетний Константин Иванович смог показать, насколько трагичной и беспокойной может быть шторм. «В его буре есть упоение, есть вечная красота…» — писал Достоевский еще намного раньше, чем появилась эта картина, картина-кульминация гениального творчества Айвазовского. Шедевр.
И
ван Айвазовский вошел в историю искусства как великий маринист — мастер изображения моря. Но были у него картины и в других жанрах: некоторые написаны в те годы, когда он только искал себя, другие — забава уже признанного мэтра. Взглянем на полотна, в которых Айвазовский узнается с трудом.
Тонущий корабль
Среди самых известны картин Айвазовского, «Тонущий корабль» – одна из самых трагических работ, ведь показывает погибель парусного судна, которое не может сдержать всю мощь морской стихии. Кораблекрушение передано настолько подробно, что заставляет любого зрителя переживать за экипаж несчастного корабля. Небольшой корабль не в силах устоять перед такими большими и могущественными волнами
Айвазовский при написании особенное внимание уделял деталям. Чтобы их увидеть, следует разглядывать картину часами и только тогда можно прочувствовать всю боль судна и моряков, сражающихся со смертью
Первое место. Всемирно известный «Девятый вал»
Об этой картине слагали легенды. Она является лучшим и поистине ошеломляющим творением Айвазовского, в котором он смог передать всю прелесть моря во время шторма. Огромные размеры картины заставляют поднять брови от немого удивления, ведь такая работа, детальная и мастерски написанная в подобных масштабах, под силу вовсе не каждому.
Иван Константинович же написал полотно всего за одиннадцать дней, продолжая традицию скорого письма и ничуть не изменяя ей. Идеальное построение, незаурядный сюжет и само настроение картины поражают даже далеких от искусства обывателей. В центре картины и самой композиции — несчастные, но все же выжившие моряки, зацепившиеся за мачту, которых вот-вот поглотит стихия, поставив крест на их судьбе. А где-то на горизонте легкими, почти беспечными мазками прочерчены первые лучи восходящего солнца. Шторм подходит к концу. Холодный ад отступает. Поистине гармония после разрушения.
«Постоянство памяти», 1931
«Постоянство памяти», 1934, Сальвадор Дали. Находится в Нью-Йоркском музее современного искусства
Художник
Полотно написал испанский художник-сюрреалист Сальвадор Дали
Он сдетства был эксцентричным и притягивающим ксебе всеобщее внимание. За85 лет онсоздал около 1500 произведений, включая сюрреалистические картины, иллюстрации, скульптуры
Сальвадор Дали был известен при жизни. Он стал автором нескольких автобиографических книг, сценариев, разработал логотип Chupa-Chups, работал сУолтом Диснеем над мультфильмом Destino, участвовал всоздании фильмов Луиса Бунюэля иАльфреда Хичкока. Также Дали создал всвоем доме вПорт Лигат 44 бронзовые статуи. Художник вдохновлялся восновном своими сновидениями, самоанализом итеориями Фрейда.
История
Постоянство памяти— небольшое полотно, которое Сальвадор Дали создал всего запару часов, пока его жена Гала была сдрузьями вкино. Сам художник непошел, сославшись намигрень. Изначально Дали писал мыс Креус, новтот день онвзглянул накартину ипонял, что полотну нехватает какой-то идеи, смысла. Онуснул иперед ним предстал образ мягких часов, стекающих светви высохшей оливы. Сам Дали говорит, что наобразы текучих часов его навел мягкий сыр камамбер, которым они ужинали накануне.
Небольшая картина была очень личной для художника. Позже Дали вспоминал, как показал её Гале: Янаблюдал затем, как она разглядывает картину икак отражается наеелице очаровательное удивление. Так яубедился, что изображение производит эффект, ибо Гала никогда неошибается.
Стиль
Постоянство памяти относится к сюрреализму. Мягкие часы выражают основную мысль, озарившую Дали— идею оботносительности времени и его нелинейности. Часы текут вразные стороны, демонстрируя то, как легко вернуться впрошлое или повлиять набудущее. Художник осознавал хрупкость иискусственность привычного понимания времени, очем говорят изображенные накартине твердые часы, поедаемые муравьями, которые символизируют конечность, смертность, разложение.
Однако понятие времени неразрушается полностью— это подтверждают образы яйца, лежащего на берегу, атакже зеркало, будто объединяющее море инебо. В глазах художника время противоречиво иотносительно, нопри этом все равно может существовать исоздавать полотно мира.
Интересные факты
- Сам Сальвадор Дали дал лишь два комментария ккартине: отом, что намягкость часов его навели мысли о камамбере, иотом, что при написании ондумал одревнегреческом философе Гераклите иего высказывании Все меняется, все течет.
- Через несколько дней после написания работы еекупил американец Джулиан Леви, уверяя Дали, что Постоянство памяти непринесет коммерческого успеха ибудет просто висеть унего дома.
Почитайте другие материалы об искусстве на . Например, нашу подборку о сюрреализме в живописи, или о самом дорогом художнике современности .
Картины Верещагина
Любителям истории и описаний военных сражений стоит увидеть знаменитые картины мастера-баталиста – В.В. Верещагина. Сам художник непосредственно участвовал в военных действиях в Средней Азии, служил во время русско-турецкой и русско-японской войны. В основном все его картины являются неким прямым репортажем с места событий, показывая быт и ужасы войны. Такова картина «Шипка-Шейново ( Скобелев под Шипкой)», где Верещагин переносит на холст свои впечатления от знаменитого завершающего сражения в русско-турецкой войне.
Помимо известного шедевра, Русский музей владеет редким полотном, на котором художник не изображает батальные действия. «У дверей мечети» — картина из турецкого периода мастера, рисующая экзотический быт восточной страны.
Последняя картина
На протяжении долгой жизни Иван Константинович Айвазовский создал более шести тысяч картин. Многие полотна он писал с натуры. Но истинным мастерством художник считал умение творить шедевры по памяти. Именно по памяти была сотворена и последняя картина живописца «Взрыв корабля». Художник задался целью еще раз пересмотреть легендарный подвиг греческого повстанца Канариса при взрыве корабля адмирала.
С самого утра 19 апреля 1900 года Айвазовский сел за работу. К вечеру полотно было почти готово. Наклоненный корабль, оторванные части мачт и рей свидетельствуют о только что прозвучавшем взрыве. Греческие повстанцы, спешно покидающие место происшествия, еле виднеются вдали. Для большей достоверности оставалось наложить только несколько завершающих мазков. Уставший живописец решил перенести окончание картины на завтра. Но шедевру суждено было остаться неоконченным: ночью сердце художника Главного морского штаба, адмирала Ивана Константиновича Айвазовского остановилось во сне.
Похоронен великий живописец в родной Феодосии во дворе армянской церкви святого Сергия. На саркофаге выгравирована символическая эпитафия: «Родившись смертным – оставил по себе бессмертную память».
Старость и смерть=»Старость>
Художник Константин Лемох рассказывал, что Николай I, выйдя в море на колесном пароходе, как-то взял с собой Айвазовского. Царь стоял на кожухе одного пароходного колеса, а художник — на другом. И Николай кричал ему: «Айвазовский! Я царь земли, а ты — царь моря!»
Осыпанный многочисленными почестями и почетными званиями (вплоть до контр-адмирала), Айвазовский продолжал писать свои морские пейзажи, которые пользовались огромной популярностью. Всего ему приписывают создание более шести тысяч работ.
Иван Айвазовский. Буря на море ночью. 1849
Иван Айвазовский. Девятый вал. 1850
Иван Айвазовский. Море. Коктебель. 1853
Свое 80-летие он отпраздновал написанием картины под названием «Корабли на Феодосийском рейде. Чествование Айвазовского по случаю его 80-летия» — разумеется, основанной на реальном событии, так велика была его слава на Черноморском побережье. Увы, столь любимых парусников там уже практически не было — настало время пароходов.
Умер Айвазовский внезапно, во сне, в возрасте 82 лет, оставив после себя четырех дочерей и множество внуков. Его последняя картина «Взрыв корабля», посвященная взрыву Константином Канарисом турецкого корабля у острова Хиос в 1822 году, осталась на мольберте неоконченной.
Проститься с ним на улицы вышел весь город, которому он оставил Феодосийскую школу искусств, построенное на его деньги новое здание Феодосийского музея древностей, вдохновленную его энергией и связями железную дорогу, водопровод и морской порт.
Что говорит наука о потопе
Изучая природу, наука, в отличие от религии, сосредоточена на материальном мире. Поэтому ее позиция отличается от богословской, прежде всего, тем, что демонстрирует совсем иной, нежели Библия, подход к случившегося. Под ними понимают «естественные», природные факторы, а не прогрессировавшую духовную деградацию людей или подобные проблемы. Фактически можно сказать, что вопрос «почему» произошла катастрофа, подменяется вопросом «как» она произошла с точки зрения природы. Поскольку как раз об этом не говорят ни Библия, ни какой-либо другой из древних текстов, восходящих к событию, то долгое время ученые находились как бы на перепутьи:
- с одной стороны, им был неясен (собственно, не прояснен даже до наших дней) сам процесс: например, каким образом воды могут покрыть вершины гор, вообще – откуда они появились в таком количестве; это заставляло относить библейский и другие рассказы к области «преданий», «мифов», не имеющих реальной основы;
- в то же время, просто отмахнуться от того, что существуют десятки только письменных (не считая устных) преданий о древней катастрофе, также было антинаучно.
Так возникают различные гипотезы о том, как случилось великое наводнение:
- американцы У. Райан, У. Питмен, российский историк В.А.Сафронов полагают, что случившееся было вызвано резким таянием ледника после «великого оледенения», а само событие могло начаться около 10000 лет назад; вероятно им же вызван резкий подъем уровня морей – Черного и Средиземного – на целых 140 м; именно этот процесс могут отражать предания;
- другие исследователи полагают, что землю затопило подземными водами; ведь, по Библии, дождь продолжался только 40 дней, а само наводнение – 150, причем, по библейскому тексту, кроме «окон небесных» также «разверзлись источники великой бездны» (Быт.7:11); это могло привести к резкому похолоданию, оледенению в приполярных областях земли; останки животных, растений, не свойственных северным широтам, палеонтологи ныне находят в вечной мерзлоте;
- выдвигаются также гипотезы столкновения земли с кометой или метеоритом, упавшими в океан, после чего гигантская волна смысла все живое;
- наконец, американский геолог Г.Рискин говорит о возможной «метановой катастрофе», некоем взрыве газа, накопившегося в водах океана, резко поднявшегося на поверхность после, может быть, падения метеорита; по подсчетам ученого, теоретически мощность такого катаклизма могла быть в 10000 раз больше, чем сила детонации всего запаса ядерного оружия на земле – что действительно представляло планетарную катастрофу.
Будет ли новый потоп?
Впрочем, гипотеза Рискина не пользуется широким признанием коллег. Наука сейчас более склонна считать толчком к катастрофе таяние ледников, поэтому вызывает опасение текущее «глобальное потепление», которое также может вызвать подобные катаклизмы. Разумеется, предавшись этой «борьбе за экологию», совершенно забывают Библию, раскрывающую истинную причину бедствия: людское нечестие, а не «таяние ледника» или «метеорит».
Для христиан несомненна непреложность слов Божиих, что новой подобной катастрофы более не случится. Но это не значит, что время на покаяние однажды не закончится. Просто ожидаемый «конец света» будет, вероятно другим.
Фразеологизм «Всемирный потоп»: что значит и в каких случаях используется
Само это словосочетание, употребляемое вне связи с библейскими событиями, несет на себе отпечаток давних сомнений ученых в факте самого события, высмеивания этой библейской «сказки», так характерном для многих безбожников. Потому «всемирным потопом» скорее иронично называют воду, обильно залившую, например, пол в доме. Лишь когда современный человек оказывается в ситуации вполне реального наводнения, ироничный фразеологизм почему-то перестает быть таковым. Вот тогда, вероятно, нет человека, который не вспомнил бы Ноя.
Смотр Черноморского флота в году (1886)
Это удивительная работа Айвазовского! Речь идет не только о сюжете, но и о мастерстве
Посмотрите как все детально изображено, а нарисовал ее мастер кисти всего за одни сутки, особо уделяя внимание лишь морю, а не кораблям, как можно подумать, не верится, правда? Но это факт. Говорят, что Айвазовский всегда рисовал по памяти и никогда с натуры, такая тогда у него была феноменальная память
Четкость линий и натуральность всех деталей, игра света, сочетание красок и умение правильно колорировать рисунок поражают и восхищают. Не зря весь мир знает Айвазовского как мариниста, а его картины хранятся в музеях и частных коллекциях по всему свету, и их у него больше шести тысяч.
13
«Радуга»
Каждая работа мариниста пропитана романтизмом. Он присутствует даже в изображении бури. Айвазовский в данной картине передал весь ужас и всю красоту огромной волны, которая закрыла собой горизонт. Отчетливо видно и то, как моряки, спасаясь от кораблекрушения, рискуют навсегда остаться в пучине волн разыгравшегося шторма. Однако в этом пейзаже ведущую роль занимают не они, а радуга. Это удивительное природное явление, проявляющееся при игре света. Радуга как будто является единственным светлым моментом в ситуации моряков. Она окрашивает водные брызги смертоносной морской воды в удивительно красивые цвета.
Картина настолько реалистична, что зритель практически становится участником событий. Когда стоишь перед это работой Айвазовского, хочется успеть набрать побольше воздуха, прежде чем волны обрушатся на лодку — и на зрителя. Корабль, покинутый экипажем, близок к тому, чтобы перевернуться и исчезнуть в пучине бушующих волн. Все как будто скоро закончится. А после этого тучи разойдутся и на море установится мир, где продолжит сиять радуга.