Эрмитаж

Коллекция

Описанию собрания Эрмитажа посвящено немало томов и каталогов. Сегодня коллекция музея насчитывает около 3 млн экспонатов. Публике показывается лишь малая часть собрания. Многие предметы и произведения искусства боятся света и воздуха, поэтому хранятся исключительно в специальных условиях. Доступ к ним имеют только узкие специалисты. Крупнейшее хранилище произведений искусств в стране сегодня – это Государственный Эрмитаж. Живопись, скульптура, графика, памятники истории – коллекция музея позволяет представить всю историю человеческой цивилизации. Собрание включает несколько разделов: культура и искусство первобытного мира, искусство античности, живопись Европы с 13 по 20 века, декоративно-прикладное искусство, монеты. Однако коллекция музея имеет явные пробелы, например, в Эрмитаже, как и в России вообще, нет ни одной картины Вермеера, отсутствуют произведения многих значительных итальянцев, слабо представлено искусство 20 века.

Покупка века

Екатерина собирала то, что тогда было принято коллекционировать — преимущественно искусство Барокко, и отчасти Ренессанса. Она покупала готовые коллекции, но некоторые вещи приобретала и отдельно.


«Возвращение блудного сына», Рембранд ван Рейн, ок. 1666—1669, Государственный Эрмитаж. (Wikimedia Commons)

Самая ее гениальная покупка — «Блудный сын» был такой чрезвычайно удачной одиночной покупкой, сделанной специально с хорошим расчетом.

У нее были консультанты, как в России, так и за границей, были свои миссионеры, которые находили интересные коллекции и предметы и во Франции, и в Германии, и в Италии, и даже в Англии.

Музей Императорский фарфоровый завод

Музей функционирует с 1844 г., когда Николай I решил собрать коллекцию образцов русского фарфора. За это время в нем скопилось больше 30 000 экземпляров фарфора не только из России, но и из Японии и Китая. Среди них есть предметы, не имеющие аналогов во всем мире.

Выставочный комплекс располагается на проспекте Обуховской обороны, 151 (территория завода).

Эрмитажные коты

В штате сотрудников Эрмитажа есть особенная должность – должность эрмитажного кота

Да, именно так — по Эрмитажу важно расхаживают сотни пушистых служителей музея

История их появления берет свое начало в середине 18 века. Тогда только строился Зимний дворец, но уже было очевидно, что его сожрут мыши и крысы еще до окончания строительства.

Стены представляли собой дуршлаг в результате мышиного господства. И тогда императрице Елизавете Петровне рассказали историю о казанских котах, избавивших город от мышей. Императрица тут же приказала привезти 30 котов из Казани для борьбы с Петербургскими грызунами.

Коты очистили Зимний от мышей и по ходу строительства филиалов постепенно завладели всеми его зданиями. Теперь они официально находятся в штате и пользуются всеми привилегиями ценных сотрудников.

Государственный Эрмитаж – жемчужина в коллекции шедевров России, является местом притяжения миллионов посетителей. Он радушно встречает гостей из разных стран и совершенно точно не служит «местом уединения», в соответствии с первоначальным значением этого слова.

В годы правления Александра I

Александр I назначает сотрудников, обеспечивающих достойное хранение, учёт, документирование и экспонирование фондов. За каждым хранителем закрепляют определенные произведения искусства. Коллекция становится разнообразнее, приобретаются работы английских и испанских художников.

Николай I, увлекающийся живописью и военным делом, оставил после себя несколько сотен картин, изображающих батальные стены. При нем создается Военная галерея из портретов русский генералов, принявших участие в войне с Наполеоном. В середине XIX века некогда частное собрание Эрмитажа становится публичным.

После падения императорской власти и с приходом к власти большевиков музейный фонд обогатился, так как в распоряжении музея оказались национализированные частные коллекции. В XX веке посетители смогли увидеть работы выдающегося импрессиониста Винсента Ван Гога и основоположника кубизма Пабло Пикассо. В то же время музей Эрмитаж лишился Бриллиантовой комнаты, перевезенной в стены Московского Кремля.

В период с 1941 по 1945 годы в подвальных помещениях Эрмитажа находилось бомбоубежище. Два млн экспонатов эвакуировали на Урал. До окончания Великой Отечественной войны в залах музея начались реставрационные работы. Культурные ценности доставили в Санкт-Петербург в целости и сохранности. Реставрация понадобилась незначительному количеству предметов.

Сегодня для туристов открыты три этажа. На первом этажи расположены залы, посвященные культуре Кавказа, Древнего Египта, Сибири, античного мира, Азии, Востока. Помещения второго этажа представляют преимущественно европейские страны: Францию, Испанию, Италию, Англию, Нидерланды, Германию и т.д. Самый маленький третий этаж – это Византия, Западная Европа, страны Востока, Центральная Азия.

ЗНАЧЕНИЕ ЭРМИТАЖА КАК СОКРОВИЩНИЦЫ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Нет необходимости доказывать, что значение Эрмитажа велико. Однако, необходимо рассмотреть, в чем именно заключается его значение.

Прежде всего, это — богатство коллекций Эрмитажа. В Эрмитаже сосредоточены произведения различного происхождения. Этим одним в музей вносятся новые измерения, рождается потребность мыслить категориями мирового искусства. Видеть рядом произведения разных стран и времен – это уже значит быть свидетелем, как соревновались на олимпиаде искусств народы мира. Это толкает мысль на сравнение, рождает догадки об общих закономерностях развития мирового искусства.

Многообразие коллекций наглядно показывает, сколь сложны, не похожи друг на друга могут быть пути развития человеческой культуры. Огромный хронологический диапазон эрмитажных коллекций, возможности сопоставления творений, создававшихся в разных странах, помогают человеку ощутить движение истории и осознать себя в ее потоке, подводят к пониманию культуры и искусства сегодняшнего дня.

Не покидая пределы Эрмитажа, пользуясь только его памятниками, можно наглядно представить себе всю художественную историю человечества, начиная с древнего каменного века и до наших дней.

В настоящее время на наших глазах происходят пересмотр и переоценка тех взглядов на историю мирового искусства, многие из которых несколько десятков лет назад считались аксиомами. Горизонты современной истории искусства все более расширяются, европейское преобладание все более сдает свои позиции. Эрмитаж со своими богатствами сможет и должен сыграть в этом деле большую, активную роль. Перед ним открывается обширное поле деятельности, на котором выступают все преимущества нового понимания и истолкования искусства.

Велико значение Эрмитажа как научно-исследовательского центра

Такая работа представляется чрезвычайно важной, особенно в настоящее время. Так, в руках работников Эрмитажа находится все для того, чтобы пролить свет на важнейший раздел мирового искусства, который до сих пор является «белым пятном», — на искусство народов, проживающих на территории нашей страны

Чтобы выявить вклад русского народа в мировую культуру, нужно провести еще много исследовательской и, что очень важно, просветительской работы. «Необходимо избавиться от предубеждений, мешающих признать Андрея Рублева таким же великим художником, как Рафаэль.» Сейчас, когда изучение древнерусского искусства несколько недооценивается, нельзя не радоваться тому, что Эрмитаж включил русскую культуру в свою программу

Где же, как не в Эрмитаже, может быть наглядно показано и национальное своеобразие русского искусства и его место в мировом искусстве?

«Необходимо избавиться от предубеждений, мешающих признать Андрея Рублева таким же великим художником, как Рафаэль.» Сейчас, когда изучение древнерусского искусства несколько недооценивается, нельзя не радоваться тому, что Эрмитаж включил русскую культуру в свою программу. Где же, как не в Эрмитаже, может быть наглядно показано и национальное своеобразие русского искусства и его место в мировом искусстве?

Очень важным является то, что музей не стоит на месте – он постоянно совершенствует, расширяет свои экспозиции. В прошлом он был школой западноевропейского вкуса. Теперь он стал музеем евразийского мира. Не за горами время, когда потребуется включить в его программу и огромный мир Африки, чтобы познакомить зрителей с искусством негров и народов Африки. Ведь отсутствие знаний о культуре не означает отсутствия самой культуры.

Повышает мировую значимость Эрмитажа и его просветительская работа. Ежегодно более 3-х с половиной миллионов посетителей музея знакомятся с высокими достижениями духовной культуры человечества, получая радость от общения с творениями мастеров прошлого. Занятия для детей, экскурсии для взрослых, группы для иностранцев, лекции, читаемые в лекториях музея, на предприятиях Санкт-Петербурга, в других городах и даже странах, помогают людям приобщиться к миру прекрасного.

Пропаганда искусства в музее – это не только отдача накопленных ценностей, раздача их страждущим искусства. Это общение музея с тем, что в мире самое живое, — с человеком.

Очень важно, какими глазами посетители Эрмитажа смотрят на его богатства. Это должны быть глаза не любопытствующие, а глаза знающие

Наверное, исходя из этого, можно сформулировать основную цель существования музея, — помочь людям вступить в мир искусства не как его пассивный наблюдатель, а как его полноправный участник.

Открытые двери

Ко времени правления ее внука императора Николая I стало ясно, что это собрание искусства давно переросло «частную семейную коллекцию». Романовы приняли решение предоставить широкой публике возможность насладиться шедеврами.

В предыдущие десятилетия эта привилегия была доступна лишь избранным, по особому разрешению. Например, Пушкин сумел попасть в залы только благодаря рекомендации Жуковского — наставника цесаревича. Очень мечтали об открытых залах члены Академии художеств: так, Карл Брюллов старался водить во дворец своих учеников, чтобы разбирать с ними творчество Рубенса и Ван Дейка.

Однако помещения Зимнего дворца, которые мы сегодня привыкли ассоциировать с Эрмитажем, остались частными покоями императорской фамилии. Для открытия музея было специально построено здание Нового Эрмитажа (рядом с Зимним дворцом), украшенное десятью гранитными атлантами скульптора Александра Теребенева.

Это было первое здание в России, специально возведенное для размещения музея. Постройка заняла 11 лет. Его архитектором был Лео фон Кленце — придворный мастер короля Людвига I Баварского, любитель классицизма, превративший Мюнхен в «Новые Афины». После его отъезда на родину надзором за стройкой занимались Василий Стасов и Николай Ефимов.

Подбор экскурсионных туров

«Спутник» регулярно обновляет информацию по действующим экскурсиям. Записаться на них и оформить бронь можно в режиме онлайн. Это удобно: даётся гарантия, что ваше место не займут. А ознакомиться с текущими предложениями вы сможете в каталоге экскурсий по Петербургу.

Музей Эрмитаж — место, которое нужно посетить обязательно. Здесь будет интересно даже тем, кто не претендует на звание эксперта в искусстве

Залы с множеством экспонатов привлекают внимание и вызывают желание узнать больше. А интерьером можно любоваться часами

Поэтому выберите подходящую экскурсию и отправляйтесь лицезреть культурное достояние России и всего мира.

Екатерина II меценатом стала осознанно, а коллекционером — случайно

Во время Семилетней войны с русской администрацией работал немецкий купец-поставщик Иоганн Эрнст Гоцковский. Это был совершенно коммерческий человек, и одним из его занятий была покупка картин для короля Фридриха II. Внезапно он разорился, и, чтобы выплатить долг прусской казне, он захотел продать уже собранные полотна. Картины внимательно посмотрели специалисты в Берлине, оценили, нашли их подходящими и соответствующими по цене, и поскольку с этого купца взять больше было нечего, то так приобрела Екатерина свою первую коллекцию.

Малый Эрмитаж, здание, где начинался музей. (Wikimedia Commons)

Картины приехали в Петербург, где для них, естественно, никакого места не было предусмотрено. И тут как раз возникла идея камерного, закрытого, интимного пространства, которое получило название «Эрмитаж». И в галерее, окружавшей маленький садик, развесили первую коллекцию императрицы. И так, совершенно случайно, началось собрание «Эрмитажа».

«Екатерина II — законодательница в храме богини Правосудия», Д. Левицкий Д. Г., 1783, Русский музей. (Wikimedia Commons)

А дальше была целая полоса удачных покупок. Екатерина II была тем человеком, который мог заплатить много и сразу. Она почти не торговалась, но старалась проверять качество картин, хотя и ошибки случались, а их было очень мало. Покупались целые удачные коллекции, каждая из которых была маленьким музеем, включавшим не только живопись, но и графические собрания, иногда и скульптуру. И так постепенно Эрмитаж заполнялся.

В настоящее время

В конце 1980-х годов представители галереи объявили, что у них хранятся «трофейные» работы мастеров импрессионизма и неоимпрессионизма, считавшиеся утраченными с момента окончания войны. Со временем они вошли в постоянную экспозицию галереи.

После распада СССР Эрмитаж начал пополнять коллекции произведений искусства XX столетия. В этот период музей приобрёл работы Утрилло, Руо, Сутина и других авторов, которые никогда ранее не выставлялись в российских музеях. В 2002 году фонд галереи дополнила одна из версий «Чёрного квадрата» Малевича.

В 2007 году начал работу проект «Эрмитаж 20/21», целью которого стало привлечение общественного внимания к произведениям современных авторов.

«Эрмитаж 20/21». Фото: Alexandr Murashkin

В 2016 году в основном комплексе музея открыли дополнительный вход для гостей с интернет-билетами. Входная зона расположилась со стороны Шуваловского проезда, там, где раньше были императорские конюшни.

В период карантина, связанного с пандемией COVID-19, Эрмитаж начал проводить онлайн-трансляции экскурсий по залам и экспозициям. Всего за две недели виртуальными гостями галереи успели побывать более 10 миллионов человек из разных стран.

Знаковым событием для музея стало открытие представительств в Амстердаме, Венеции. Кроме того, выставочные залы работают в Казани и Выборге.

Эрмитаж в Амстердаме, Казани и Выборге

Сегодня Эрмитаж включает в себя шесть соединённых между собой строений. Главный музейный комплекс располагается по адресу: СПб, Дворцовая набережная, 30-38. Ближайшие станции метро: «Невский проспект», «Гостиный двор» и «Адмиралтейская». 

Общая площадь музейного комплекса — 233 345 м², экспозиционно-выставочная площадь занимает 100 000 м². Всего в зданиях Эрмитажа работает 365 залов.

Билеты онлайн

Для визита в музей билеты необходимо приобрести онлайн tickets.hermitagemuseum.org

итолько на определенные сеансы и маршруты. Это сделано для того, чтобы распределить потоки людей. На каждый сеанс допускается не более 100 человек. То есть попасть в музей смогут не все желающие.

  • Сеансы: 11.00, 11.30, 12.00, 13.00, 14.00, 16.00, 17.00, по средам, пятницам и субботам дополнительные сеансы в 17:30, 18.00.
  • Продолжительность одного сеанса: 2 часа.
  • Необходимо подойти к входу в музей за 15 минут до начала сеанса. Проход на экспозиции должен быть осуществленне позднее 30 минут после начала сеанса, после этого времени билет аннулируется и не подлежит возврату.

Билет действителен для прохода только в указанный день и сеанс. Печатать билеты не обязательно, достаточно считать штрих-код на экране смартфона.

Продажа билетов осуществляется только на ближайшие 2 недели, так как правила могут меняться в зависимости от эпидемиологической ситуации.

Если не раскупили все билеты онлайн, то в кассу поступают остатки. Можно попробовать купить билет на месте, на то время к которому подошли. Но в выходные, праздники, высокий сезон – это точно не сработает.

Покупайте билеты заранее.

В Главный корпус на ближайшую неделю может быть все раскуплено. В Главный штаб обычно бывают билеты даже на завтра-послезавтра.

Если нет билетов на нужную дату или не смогли купить через сайт музея, можно проверить через Спутник8. Они часто выкупают заранее для своих клиентов и потом продают остатки. Будет с небольшой комиссией (точно дешевле бутерброда в Эрмитаже), но больше никак не попасть в музей.

Дальнейшее развитие

По примеру Екатерины II многие состоятельные люди в стране увлеклись коллекционированием. Императрица стремилась закрепить за собой славу «просвещённой государыни» и превзойти резиденции европейских правителей красотой и богатством своего двора. Знатоки живописи находили и закупали для неё ценные коллекции полотен.

Постепенно музей пополнялся новыми произведениями искусства:

  • В 1768 году императрица получила более 5 000 рисунков из коллекции графа Людвига фон Кобенцля, среди которых — портрет неизвестного мужчины в шляпе предположительно кисти Жана Фуке. Именно они положили начало развитию собрания графики Эрмитажа.
  • Годом позднее князь А. М. Белосельский-Белозерский приобрёл в Дрездене коллекцию картин графа Генриха фон Брюля. Оно насчитывало 600 работ западноевропейских авторов.
  • В 1772 году в фонд музея вошло собрание живописи барона Пьера Кроза. Купить его императрице помог князь Д. А. Голицын.
  • Ещё через шесть лет галерея пополнилась собранием картин первого британского премьер-министра Роберта Уолпола.
  • Двумя годами позже для музея Екатерины II приобрели 119 полотен из коллекции графа Франсуа Бодуэна в Париже. Среди них было девять работ Рембрандта и шесть портретов ван Дейка.
  • Помимо картин, императрица коллекционировала античные статуи и бюсты. Одним из важнейших приобретений для галереи стала скульптура Микеланджело «Скорчившийся мальчик».
  • Во Франции было куплено собрание резных камней герцога Орлеанского. Специально для них мастер-мебельщик и механик Давид Рентген в Германии создал несколько шкафов.
  • Коллекцию Екатерины II пополнили библиотеки Вольтера и Дидро.

Многие картины были написаны для музея на заказ — это работы Шардена, Гудона, Рёнтгена и других живописцев.

«Портрет молодого человека с перчаткой в руке», Франс Халс«Гуляки», Ян Стен

Ещё до завершения строительства Малого Эрмитажа стало очевидно, что для коллекции необходимы более просторные помещения. В 1770 году императрица издала указ о возведении нового здания, которое получило название Большой Эрмитаж. Работами руководил архитектор Ю. М. Фельтен. Строительство проходило в несколько этапов, окончательный облик здание приобрело лишь при Александре Первом.

В 1783 году ансамбль Зимнего дворца дополнило трёхэтажное здание Эрмитажного театра, возведённое по проекту архитектора Джакомо Кваренги. Строение завершает музейный комплекс, протянувшийся вдоль Невы.

В 1796 году, после смерти императрицы, была составлена опись Эрмитажа. Выяснилось, что за годы правления Екатерина II собрала коллекцию из 3996 картин.

Угловая гостиная императора Николая I

Интересные факты про Эрмитаж

  • Зимний дворец строили четыре тысячи строителей, которые даже не получали денег за работу.
  • В стенах Государственного Эрмитажа находится самое большое за пределами Голландии собрание работ Рембрандта.
  • Здание Зимнего дворца имеет больше тысячи комнат.
  • При Николае I был создан указ, согласно которому в Санкт-Петербурге запрещалось возводить дома, превышающие по высоте главную императорскую резиденцию.
  • Эрмитаж славится необычными органическими экспонатами. Посетители могут увидеть древнейшие ковры из шерсти, китайские шёлковые ткани и фрагмент человеческой кожи с вытатуированным рисунком. 6. В 1837 году Эрмитаж был полностью изучен в результате пожара.
  • Фасад Зимнего дворца перекрашивали несколько раз. Первоначальный слегка желтоватый оттенок по цвету напоминал натуральный камень.
  • Внештатными сотрудниками музея являются коты, которые предотвращают размножение грызунов. В Эрмитаже животные появились во времена правления Елизаветы Петровны. Каждая особь привита и стерилизована. Сегодня на территории Эрмитажа проживают пятьдесят кошек и котов. Музей Эрмитаж периодически раздаёт животных. Хозяин, взявший эрмитажного кота, получает возможность бесплатного посещения выставочных залов.
  • На одном из окон дворца высечена надпись, сделанная женой Николая II: «Ники 1902 наблюдает за гусарами. 17 марта».

2.2.3. ВЫСТАВКА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО ОРУЖИЯ XV-XVII вв.

В зале размещено богатейшее собрание западноевропейского оружия XV—XVII веков. В экспозиции отображена эволюция оружия в XV—XVII веках. Сразу при входе в зал № 243, слева, можно видеть вооружение XV века. Рядом с кольчугой, защищавшей тело воина от рубящих ударов меча, находится кинжал для пробивания кольчуг колющими ударами, созданный оружейниками в XV веке. Усовершенствование наступательного оружия повлекло за собой, как это обычно бывает в военном деле, дальнейшее развитие оборонительного оружия—переход на сплошной пластинчатый доспех. Произошло это в конце XIV—начале XV века. В это время в искусстве ряда стран были сильны традиции готики, отразившиеся и на своеобразных удлиненных, с острыми углами формах доспехов, получивших название „готических». Доспех, состоявший из шестидесяти—ста шестидесяти подвижно скрепленных пластинок, весил шестнадцать двадцать кг (не считая веса кольчуги, дополнительно надевавшейся под него). Для ведения боя в подобном вооружении требовалась особая выносливость, специальная тренировка воина. С этой целью уже с IX века проводились турниры рыцарей. Первоначально применяли боевое оружие, и поединок нередко приводил к серьезному увечью и даже гибели участников. В дальнейшем были разработаны особые правила ведения боя, использовано более безопасное специальное турнирное оружие. Оно расположено справа от готического доспеха и в ряде других разделов выставки.

Боевое оружие, служившее рыцарям в междоусобных войнах, использовалось ими и в борьбе с крестьянами, поднимавшими восстания против своих угнетателей—феодалов, а также против войск горожан, отстаивавших свои права и независимость городов. Крестьянское вооружение, в основу которого зачастую были положены привычные для крестьян формы орудий их труда: боевая коса, боевой бич, боевой цеп, „моргенштерн» (утренняя звезда) -выставлено неподалеку от кольчуги, у стены слева.

Разнообразное вооружение пехоты горожан находится в центральной части зала, у стены напротив окон. Это огромные двуручные мечи весом и четыре семь кг, которыми сражались особые отряды пехоты, древковое оружие алебарды, глефы, расседлыватель (им захватывали рыцаря за горлo и сбрасывали с коня), стрелковое оружие (витрина слева), в частности арбалеты. стрела из которых (так называемый болт) пробивала рыцарские латы.

Рядом с этой витриной выставлен доспех, появившийся в XVI веке („максимилиановский» —якобы изобретенный немецким императором Максимилианом). Гофрированная поверхность пластин, придававшая броне большую) прочность, подвижное соединение доспеха со шлемом. Уменьшение веса и другие усовершенствования способствовали широкому распространению этого нового вооружения.

Многие экспонаты выставки отличаются виртуозностью художественного оформления. Таковы, например, пушка работы итальянского оружейника XVII века Мадзаролли, ствол которой украшен гирляндами виноградных лоз и фигурками античных божеств, бронзовый позолоченный щит с чеканным изображением сцены сражения, исполненный немецким мастером Зигманом, а также другое турнирное и охотничье оружие.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: