Федор тютчев стихи о природе

Природа в лирике ф. и. тютчева

Тема природы в стихотворениях Тютчева для детей

Уважительному отношению к природе, пониманию окружающего мира стали обучать еще с ранних лет. И стихотворения из творчества Фёдора Ивановича, дошедшие до настоящего времени, сильно в этом помогают. 

В раннем возрасте детям легче понять природу, насладиться ее роскошью. В процессе обучения дети понимают всю ценность окружающего мира и чувствуют с ним взаимосвязь.

Нельзя исключать того, что вместе с тем дети также обучаются проявлению чувств к родине. Ведь природа напрямую с ней связана, и, в первую очередь, любовь проявляется к родным пейзажам, деревьям, бескрайним просторам.

В школьную программу, начиная с младших классов, включены такие популярные произведения Тютчева, как «Весенняя гроза», «Листья». 

А вот отрывок из стихотворения «Осенний вечер»:

«Есть в светлости осенних вечеров


Умильная, таинственная прелесть:


Зловещий блеск и пестрота дерев,


Багряных листьев томный, легкий шелест,


Туманная и тихая лазурь».

В этом стихотворении Фёдор Иванович передал ощущения печали и внутреннюю опустошенность в период своего пребывания в Мюнхене. Поэт выразил чувства тоски по родине, показывая, что он не забыл свой дом, и связь с родной землей так же прочна. 

Но в то же время поэт старается не поддаваться депрессивному настроению, описывая и приятные мгновения («таинственная прелесть», «легкий шелест», «тихая лазурь»).

Тютчев производит параллель между человеком и природой, считая, что в природе каждый может рассмотреть свое отражение, будто бы смотрясь в зеркало. В произведении природа переживает изменения, и автор сочувствует этому, однако подчеркивает, что не стоит этого бояться. 

История не пишется само собой, а создается человеком и окружающим его миром. Все когда-нибудь применит новые формы, осень сменится зимой, зрелость – старостью. Вместе с тем придет что-то новое и необычное: удивительная зима или мудрость. 

Автор хотел объяснить, что жизнью надо наслаждаться здесь и сейчас, ценить каждый ее момент.

Пейзажная лирика

Пейзажная лирика помогла Тютчеву рассказать о своих чувствах по отношению к «Великой матери». 

Автор любил вдаваться в детали, досконально описывая особенности и характерные черты конкретной местности, чтобы читатель мог соединить воедино весь пейзажный образ в своем воображении.

Исключительное внимание поэт уделял весне. Весна у автора, как и у большинства других людей, ассоциируется с пробуждением заспанной природы, остротой ощущений, радостными событиями, смехом и улыбкой

Такие стихотворения всегда переполнены восторгом и торжествующим ликованием души, сменой чего-то устаревшего на новое.

Прочитаем два отрывка из «Весенней грозы»:

«Люблю грозу в начале мая,


Когда весенний, первый гром,


как бы резвяся и играя,


Грохочет в небе голубом».

Анализ этого произведения прост и понятен. Стихотворение охарактеризовано приходом весны, вознесением творческого потенциала, описанием зрелищного и удивительного явления природы. Весенняя гроза в изображении автора несет в себе два смысла, одно из которых связано со страшным и опасным явлением. 

С другой стороны, гроза сопровождается радостным событием окончательного перехода с зимы на весну:

«Гремят раскаты молодые,


Вот дождик брызнул, пыль летит,


Повисли перлы дождевые,


И солнце нити золотит».

Люди счастливы, так как вместе с уходом зимы, их покидают все негативные эмоции и моменты, которые смывает чистый дождь. Весь окружающий мир переполняется радостными эмоциями, а человек находит гармонию во взаимосвязи с природой.

Весенние воды

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..»

Анализ стихотворения

Ф. Тютчев был преданным поклонником русской природы. Основная часть его творчества посвящена родному пейзажу. Стихотворение «Весенние воды» было написано Тютчевым еще в молодости (1830 г.), но оно сразу же стало очень популярным и прославило имя начинающего поэта.

Оно было создано за границей. Несмотря на то, что Тютчев утверждал о значительном сходстве весны в Европе и России, это свидетельствует об огромной любви поэта к своей родине и удивительной способности по памяти описывать ее красоту.

Тютчев использует характерную для его творчества композицию из трех строф. В первой дается описание первых признаков приближающейся весны. Зима еще не отступила («белеет снег»), но в природе уже заметны значительные изменения.

Они связаны с неуклонным таянием снега и выражаются в появлении первых ручьев, которые сопровождаются совершенно новыми торжествующими звуками («шумят», «гласят»). «Весенние воды» выводят природу из длительной спячки и символизируют возрождение жизненных сил.

Тютчев использует олицетворение в описании весенних ручьев. Они превращаются в одушевленные существа, которые «бегут» и «будят» весь необъятный мир. Во второй строфе этот прием усиливается благодаря введению прямой речи. Звуки ручьев сливаются в один ликующий призыв: «Весна идет!».

Они выступают в роли главных глашатаев весны, призванных оповестить природу о скором чудесном преображении. Шествие весны можно сравнить с появлением волшебной королевы, гонцы которой повсюду распространяют радостное известие о ее приходе.

В третьей строфе появляется еще одна волшебная группа персонажей, являющихся спутниками весны, которые призваны поддержать и укрепить ее власть. «Хоровод… майских дней» следует за своей королевой. Ранняя весна еще ограничена остатками зимнего могущества: снегом, ночными заморозками, холодными ветрами. Только в мае зима окончательно уступит свои права, и природа расцветет во всем своем великолепии.

Благодаря большому количеству глаголов стихотворение очень динамично, точно передает ощущение стремительности талых вод. Эмоциональность подчеркнута рефреном «весна идет».

Стихотворение «Весенние воды» создает в душе радостное и светлое настроение. Первые ручьи символизируют расцвет не только природы, но и человеческих жизненных сил. Они связаны с творческим вдохновением и надеждами на счастливое будущее.

Стихи Тютчева о весне (включая «Люблю грозу в начале мая»)

Здесь сможете найти произведения Тютчева для детей начальной школы и ребятишек постарше. Учите такие с наслаждением и чистыми помыслами в душе. И не заметите как жизнь меняется к лучшему. Взрослым будет интересно почитать такие четверостишия и вспомнить школьные годы.

**********

Весенние воды

Еще в полях белеет снег,А воды уж весной шумят —Бегут и будят сонный брег,Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:«Весна идет, весна идет,Мы молодой весны гонцы,Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,И тихих, теплых майских днейРумяный, светлый хороводТолпится весело за ней!..»

**********

Чтение помогает нам видеть больше возможностей и открывает доселе неизвестные пути. Воспользуйтесь ими!

**********

Весенний дождь

Еще светло перед окном,В разрывы облак солнце блещет,И воробей своим крылом,В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,Качаясь, движется завеса,И будто в золотой пылиСтоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,От лип душистым медом тянет,И что-то к саду подошло,По свежим листьям барабанит.

**********

Все наши начинания так или иначе зарождаются в мыслях и намерениях. Будьте осторожны и не попадитесь в ловушку мусорной литературы. Читайте классиков.

**********

Весеннее успокоение

О, не кладите меняВ землю сырую:Скройте, заройте меняВ траву густую!..Пускай дыханье ветеркаШевелит травою —Свирель поет издалека,Светло и тихо облакаПлывут надо мною…

**********

Отправляйте ссылку на прекрасные стихи своим друзьям, и даже коллегам по работе.

**********

Весенняя гроза (Люблю грозу в начале мая)

Люблю грозу в начале мая,Когда весенний, первый гром,как бы резвяся и играя,Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,Вот дождик брызнул, пыль летит,Повисли перлы дождевые,И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,В лесу не молкнет птичий гам,И гам лесной и шум нагорный —Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,Кормя Зевесова орла,Громокипящий кубок с неба,Смеясь, на землю пролила.

**********

Ничто так не развивает память, как заучивание стихов. Сделайте этот процесс приятным и полезным — учите в приподнятом настроении.

**********

Итальянская весна

Благоуханна и светлаУж с февраля весна в сады вошла —И вот миндаль мгновенно зацвела,И белизна всю зелень облила.

**********

Только вчитайтесь в эти строки, они несут в себе много положительной энергии! Читайте классические произведения великих поэтов и развивайте свои познания.

**********

Любовь земли и прелесть года

Любовь земли и прелесть года,Весна благоухает нам!..Творенью пир дает природа,Свиданья пир дает сынам!..Дух жизни, силы и свободыВозносит, обвевает нас!..И радость в душу пролилась,Как отзыв торжества природы,Как Бога животворный глас!..Где вы, Гармонии сыны?..Сюда!.. и смелыми перстамиКоснитесь дремлющей струны,Нагретой яркими лучамиЛюбви, восторга и весны!..Как в полном, пламенном расцвете,При первом утра юном свете,Блистают розы и горят;Как зефир в радостном полетеИх разливает аромат:Так, разливайся, жизни сладость,Певцы!.. за вами по следам!..Так порхай наша, други, младостьПо светлым счастия цветам!..*Вам, вам сей бедный дар признательной любви,Цветок простой, не благовонный;Но вы, наставники мои,Вы примете его с улыбкой благосклонной.Так слабое дитя, любви своей в залог,Приносит матери на лоноВ лугу им сорванный цветок!..

**********

Нет, моего к тебе пристрастья

Нет, моего к тебе пристрастьяЯ скрыть не в силах, мать-Земля…Духов бесплотных сладострастья,Твой верный сын, не жажду я…Что пред тобой утеха рая,Пора любви, пора весны,Цветущее блаженство мая,Румяный свет, златые сны?..Весь день в бездействии глубокомВесенний, теплый воздух пить,На небе чистом и высокомПорою облака следить,Бродить без дела и без целиИ ненароком, на лету,Набресть на свежий дух синелиИли на светлую мечту?..

**********

Смотри, как на речном просторе

Смотри, как на речном просторе,По склону вновь оживших вод,Во всеобъемлющее мореЗа льдиной льдина вслед плывет.На солнце ль радужно блистая,Иль ночью в поздней темноте,Но все, неизбежимо тая,Они плывут к одной мете.Все вместе — малые, большие,Утратив прежний образ свой,Все — безразличны, как стихия, —Сольются с бездной роковой!..О, нашей мысли обольщенье,Ты, человеческое Я,Не таково ль твое значенье,Не такова ль судьба твоя?

**********

Благодарим каждого читателя нашего блога, заходите к нам почаще и берите только самое лучшее из информации.

Наслаждайтесь стихами великого поэта и подарите частичку теплоты своим близким.

Весенняя гроза

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

Анализ стихотворения

Тютчев по праву считается одним из лучших русских поэтов, воспевавших в своих произведениях природу. Его лирическим стихотворениям свойственна удивительная мелодичность. Романтическое преклонение перед красотой природы, умение заметить самые незначительные детали – вот главные качества пейзажной лирики Тютчева.

Произведение было создано в 1828 г. за границей, но в середине 50-х гг. подверглось значительной авторской переработке.

Стихотворение «Весенняя гроза» — восторженный монолог лирического героя. Это образец художественного описания природного явления. Для многих поэтов весна – самое счастливое время года. С ней связывают возрождение новых надежд, пробуждение творческих сил.

В общем смысле гроза – опасное явление, связанное со страхом удара молнии. Но многие люди ждут первой весенней грозы, с которой связывают окончательную победу над зимой. Тютчев смог великолепно описать это долгожданное событие. Грозная природная стихия предстает перед читателем веселым и радостным явлением, несущим в себе обновление природы.

Весенний дождь смывает не только грязь, оставшуюся после суровой зимы. Он очищает людские души от всех негативных эмоций. Наверно, каждый в детстве стремился попасть под первый дождик.

Первую грозу сопровождает «весенний… гром», отдающийся в сознании лирического героя прекрасной музыкой. В звучащую природную симфонию добавляются журчание ручьев и пение птиц. Вся растительность и животный мир торжествуют при этих звуках. Человек также не может остаться равнодушным. Его душа сливается с природой в единой мировой гармонии.

Размер стиха – четырехстопный ямб с перекрестной рифмой. Тютчев использует разнообразные выразительные средства. Эпитеты выражают светлые и радостные чувства («первый», «голубом», «проворный»). Глаголы и деепричастия усиливают динамику происходящего и часто являются олицетворениями («резвяся и играя», «бежит поток»). Для стихотворения в целом характерно большое количество глаголов движения или действия.

В финале поэт обращается к древнегреческой мифологии. Это подчеркивает романтическую направленность творчества Тютчева. Использование эпитета «высокого» стиля («громокипящий») становится заключительным торжественным аккордом в природном музыкальном произведении.

Стихотворение «Весенняя гроза» стало классическим, а его первая строка «Люблю грозу вначале мая» часто употребляется в качестве крылатого выражения.

Еще земли печален вид

Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит —
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась…

Душа, душа, спала и ты…
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты?..
Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь…
Или весенняя то нега?..
Или то женская любовь?..

Анализ стихотворения

Федор Иванович Тютчев (5 декабря 1803 – 27 июля 1873) – известный отечественный поэт и публицист. У него можно найти произведения на пейзажную, любовную, философскую лирику, а также стихи о Родине и Европе.

История произведения

Стихотворение «Еще земли печален вид» опубликовали только после его смерти. Дата написания неизвестна, однако мнения литературоведов сошлись на том, что оно было написано в ранние годы творчества. Опубликовали его лишь после смерти Федора Тютчева.

Жанр стихотворения

Произведение Тютчева литературоведы относят к двум жанрам: пейзажная лирика, потому что в нем описывается приход весны, и философская, так как это событие меняет душевное состояние личности.

Размер

Четырехстопный ямб помогает мастеру слова передать всю чувственность и сложную философскую мысль произведения, а кольцевая рифмовка способствует легкости восприятия читателями стихотворения. С помощью этого приема Федор Иванович завершает мысль внутри каждой строфы, делая его необычным и уникальным.

Средства выразительности

У Тютчева в стихотворениях много средств выразительности. В данном стихе присутствуют олицетворения, которые используются в описании природы, а также эпитеты и метафоры.

  1. Олицетворения: «Природа улыбнулась», «Природа не проснулась».
  2. Эпитеты: «Мертвый стебель», «Редеющий сон».
  3. Метафоры: «Золотит твои мечты», «Душа спала».

Федор Тютчев один из самых известных российских поэтов. Он не только мастерски описывает гармонию между человеком и природой, но и также умеет передавать чувства и переживания читателю. Стихотворений поэта насчитывается более 400, ими зачитываются и их любят по всему миру. В школьной программе Федора Тютчева до сих пор изучают вместе с другими известными российскими поэтами и писателями.

Стихи про зиму

Зима недаром злится

Зима недаром злится,

Прошла ее пора —

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все нудит Зиму вон —

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:

Умылася в снегу,

И лишь румяней стала,

Наперекор врагу.

Снежные горы

Уже полдневная пора

Палит отвесными лучами,—

И задымилася гора

С своими черными лесами.

Внизу, как зеркало стальное,

Синеют озера струи,

И с камней, блещущих на зное,

В родную глубь спешат ручьи.

И между тем как полусонный

Наш дольний мир, лишенный сил,

Проникнут негой благовонной,

Во мгле полуденной почил,—

Горе, как божества родные,

Над издыхающей землей

Играют выси ледяные

С лазурью неба огневой.

Не то, что мните вы, природа

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть яз

Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?..

Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой!..

Анализ стихотворения

Стихотворение «Не то, что мните вы, природа…» (1836 г.) считается одним из центральных во всем творчестве Тютчева. Поэту было несвойственно выступать с какими-либо заявлениями или обвинениями.

Он вообще воздерживался от высказывания своего мнения, предпочитая описывать красоту природы. В данном произведении поэт отступает от своего правила. Он выступает в защиту объекта своего преклонения – природы. Тютчев считает, что его современники забыли о значении окружающего мира, прельстившись учениями грубых материалистов.

Достаточно смелым было обвинение поэта, направленное против строгих служителей церкви, считающих природу лишь «приложением» к высшему творению – человеку. К сожалению, аргументы автора остались неизвестны, так как вторая и четвертая строфы были вырезаны цензурой и в дальнейшем не могли быть восстановлены.

Тютчев твердо заявляет о независимой и самостоятельной сущности природы, которая занимает равное с человеком положение («в ней есть душа, …свобода, …любовь»). Все природные явления и объекты возникли не в результате чьей-то воли или желания, а посредством собственной тяги к жизни.

Человек должен осознать, что все окружающее обладает не только физическими, но и духовными свойствами. Людей, которые не понимают этого, Тютчев считает слепыми и глухими. Рассматривая природу в качестве своей мастерской, они сами уподобляются бездушным автоматам.

Для них закрыто все богатство окружающего мира, его красота и неповторимость. Они не способны к проявлению высоких чувств. Огородившись непроницаемой стеной от природного мира, такие люди никогда не чувствуют вдохновения. Их внутренний мир убог и ограничен.

В финале стихотворения Тютчев бросает в сторону своих оппонентов самое страшное обвинение. Неуважение к природе делает таких людей настолько бесчувственными, что даже «голос матери» не сможет расшевелить их души.

В этом заявлении отчетливо проявляется собственная позиция автора. Тютчев неоднократно заявлял, что считает природу родной матерью человека. В своих произведениях он часто использовал этот образ. Читайте еще: Стихи спокойной ночи.

Произведение «Не то, что мните вы, природа…» доказывает, что Тютчев мог не только мирно воспевать красоту пейзажа, но и в случае необходимости грудью вставать на его защиту. В какой-то степени поэта можно считать одним из предшественников современного движения экологов.

Сочинение на тему: «Душа и природа в поэзии Тютчева»

Интересно, что Федор Тютчев оказался самым понятным и близким по духу автором для многих людей. Он настолько полно передавал настроение свое и природы, что в последствии стал почитаемым кумиром многих людей. 

Тютчев помог людям прочувствовать их единство с окружающим миром, увидеть его красоту и начать ценить, дорожить каждым прожитым моментом.

И все это оправдано, ведь в творчестве Фёдора Ивановича тема природы играет значительную роль, отображает всю глубину эмоций, передающих состояние не только человека, но и природы в целом. Это может говорить лишь об одном: человеческая душа и природа неразрывно связаны между собой. 

Даже самые короткие стихотворения отражают состояние природы, как озеро – облик человека. Такое явное сопоставление человека и природы можно увидеть в произведении «Еще земли печален вид»:

«Душа, душа, спала и ты…


Но что же вдруг тебя волнует,


Твой сон ласкает и целует


И золотит твои мечты?».

Всегда наступает момент, когда необходимо написать сочинение на заданную тему. Чаще всего при выборе темы, связанной с природой, многие учащиеся останавливаются на теме природы. Для того, чтобы добиться максимально положительного результата и получить удовольствие от проделанной работы, необходимо изучить всю возможную информацию. 

Главное, не только прочитать, но и понять суть написанного, погрузиться в мир поэта, постараться уловить мысль и чувства, которыми тот хотел поделиться.

План сочинения в таком случае будет состоять из нескольких обязательных пунктов: биографии автора, главных тем его творчества, описания проблемы, которую поэт поднимает, и отрывков произведений с последующим анализом. В конце нужно высказать свое мнение по указанной теме, описать свои чувства и эмоции.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: