Приметы, традиции и обряды на Кузьминки
Осенние Кузьминки — это яркий народный праздник, в который люди старались встретиться с родственниками и просто хорошо провести вечер. Главной традицией был отдых. В наши дни сторонники народных традиций тоже предпочитают откладывать тяжелый труд на потом. Накануне праздника или 14 числа утром можно очистить дом от негативной энергии.
Если в прошлом люди подкармливали так называемого дворового — духа, который следил за скотом, домашними животными и огородом, то сегодня далеко не у всех есть свой двор. Вместе этого люди задабривают домового, оставляя ему вечером 14 ноября сладости и молоко на блюдечке. Завершается данный обряд словами: «Дом береги, за людьми смотри. Я тебя покормлю да любовь свою подарю».
Если у вас все же есть двор или место, в котором живут домашние животные, скот, птицы, то в этот день нужно обойти это помещение и окропить его святой водой. Многие так и делали, чтобы усмирить разбушевавшегося дворового, который обижал животных.
Одной из традиций была свадьба на Кузьминки. Согласно приметам, такая свадьба должна была подарить влюбленным много счастья в жизни. Если до свадьбы еще далеко, на Кузьминки можно познакомиться с родителями невесты или жениха, сходить в гости к родным или собрать всех у себя дома.
В это время также проводились куриные именины. Более богатые родственники дарили нуждающимся кур. В современном мире эта традиция имеет иную интерпретацию. 14 ноября постарайтесь сделать что-то доброе для своих родственников. Это не обязательно должен быть материальный подарок.
Согласно приметам, если 14 ноября выпадет много снега, значит весна будет долгой и половодной. Если к 14 числу уже успеют замерзнуть реки, можно ждать лютой зимы и очень жаркого лета в следующем году.
Легенда о Кузьмодемьяне
Кузьмодемьян, говорят старики, был первый человек у Бога, как мир был создан. Этот Кузьмодемьян первый был кузнец и первый плуг сделал в свете. Тогда ещё не было плугов он первый его придумал. Кузня его была на 12 верст, у неё 12 дверей, 12 молотов.
В те времена в лесных дебрях и непролазных трущобах и болотах жил многоглавый и крылатый Змий. Междy людьми нашей земли и Змеем существовал тяжёлый договор: люди должны были ежегодно посылать к немy на пожеренье по девице. Там, где Змей появлялся люди гинули, как трава под ногами скота, и как просо на солнце.
Однажды кузнец ковал первый плуг, когда к кузнице прилетел, гонясь за жертвой, змей-людоед. Кузьмодемьян спрятал её у себя и запеp толстые железные двери кузницы. Когда Змей оказался y самой кузни, кузнец предложил емy: «Пролижи в дверях дыркy, тода я посажу тебе на язык». Змей лижет железную дверь кузни, а кузнец в это время pазогревает клещи. Когда Змей просунул язык в пролизанную им дыpy, кузнец схватил Змея за язык pаскалёнными клещами. Чувствуя, что теряет силы, Змей предложил: «будем мириться: пусть будет вашего света половина, а половина — нашего… переделимся». На что Кузьмодемьян ответил: «Лучше переорать (перепахать) свет, чтобы ты не перелезал на нашу сторону брать людей — бери только своих». Запряг его в выкованный им плуг и начал орать на нём гигантскую бороздy. Проорал ровную бороздy аж от Черниговской губернии так прямо до Днепра. И где они прошли остался вал со pвом на южной стороне, который есть и поныне. Как проорал до Днепра, змей дюже утомился и хотел пить. Дорвавшись, наконец, до воды, Змей пил, пил и лопнул.
Историческая справка.
Дамиан и Косьма (переделанное простанарод. Демьян и Кузьма) были родными братьями-погодками. Их мать, после смерти отца от рук язычников, привила детям любовь и тягу к христианству. Возмужавши, братья стали распространять Веру Христову в своём поселении Азий (совр. Сев. Иран), но вскоре были освистаны и с позором изгнаны из города.
Но семья не отчаялась, и вскоре переехав в Парфию (юго-совр.Вост Турция, зап. Иран), братья начали перенимать у местных врачей лекарское дело.
Спустя несколько лет Дамиан с Косьмой открыли собственную практику, где успешно лечили и исцеляли даже обречённых, смертельно больных людей. Ещё большую славу им принёс тот факт, что за свои услуги, они не взимали даже малой платы.
Вскоре, решением местного царя, лекари-бессеребрянники были объявлены чем-то вроде местной достопримечательности и перешли на полное государственное содержание, но так и не согласились брать более минимально необходимой для выживания меры.
Однажды братьями была излечена уже умирающая женщина. Она была нищенкой, и не зная, чем и отблагодарить своих спасителей, предложила им всё что на тот момент имела— 3 куриных яйца. Кузьма не смог отказать слезным увещеваниям, и принял дар. Узнавший об этом Дамион сильно осерчал и обвинил брата в нарушении обета не стяжательства. Он даже прилюдно воспретил хоронить своё тело близко с Косьмой.
После кончины братьев, благодарные горожане занялись над выполнением наказа Демьяна. Но когда похоронная процессия была уже готова, в толпе показался верблюд, который иногда возил братьев по больным. Он остановился и речью приказал похоронить братьев рядом, потому что Косьма не нарушал обета, а принял яйца от больной, не ради корысти, а, чтобы обрадовать спасённую. Шокированные произошедшим люди, не рискнули ослушаться.
Приметы и поговорки на Кузьминки осенние
- Кузьминки — встреча зимы.
- Если днем стоит теплая погода, то зима будет теплой.
- Если пошел снег, то весной река разольется.
- Если на Кузьминки осенние деревья полностью не сбросили листву, то зима будет лютой, а урожай не уродится.
- Кузьма-Демьян с гвоздем, Никола с мостом.
- Закует Кузьма-Демьян, до весны красной не расковать.
- Кузьма закует, а Михайло раскует (часто 21 ноября бывала оттепель).
- Кузьма-Демьян — кузнец, кует лёд на земле и на воде.
- Из кузьмо-демьяновой кузницы мороз с горна идёт!
- Батюшка Кузьма-Демьян — куриный Бог.
- Кузьма и Демьян «куют» свадьбу.
- Обычно в этот день бывают умеренные морозы.
- К вечеру мороз ослабевает — к пасмурной погоде на следующий день.
- Петух стоит на одной ноге — к морозу.
Слайды и текст этой презентации
еще не совсем опали, и редкие листочки
еще удерживаются на деревьях – то на другой год в это время будет сильный мороз.
Слайд 5Издавна на Руси в эти дни провожали
осень. С 1- по 14 ноября прекращались
все работы в поле, в деревнях играли свадьбы, провожали парней в рекруты, а девушки устраивали веселые посиделки в самой большой избе села – пекли курники, пели танцевали и рукодельничали.
Слайд 6 рассказывает, что давным-давно, более тысячи
лет назад, жили на белом свете два
брата, Косма и Домиан, такие искусные врачи, что могли только одним словом исцелять от тяжелых болезней и людей, и животных. Они считались покровителями ремесел, в первую очередь кузнецов да лекарей, и звались «бессребрениками» (нежадные, бескорыстные).
ЛЕГЕНДА
Слайд 8В России день Кузьмы и Демьяна назывался
Праздник девичества, Курячий праздник, Курятник- и широко отмечался.
Слайд 9За день, а то и за три
дня снималась изба, где собирались справлять кузьминскую
вечеринку; девушки ходили по домам, собирали продукты к ужину
«Ссыпчины»
хороводы, плясали.
КУРНИК
Слайд 12А угощались кашей из разных круп свежего
урожая. Блюда с курятиной были на столе
обязательно, поскольку в народе Кузьма и Демьян считались покровителями кур и этот же день также называли
«Курьи
именины»
Слайд 13На Кузьминки доигрывались последние свадьбы.
«Кузьминки» издавна слыли
девичьим праздником. Девушки на выданье просили святых
сковать свадьбу накрепко, как лед на реке.Разыгрывались и так называемые
«Поцелуйные
игры»
в роли Кузьмы в стародавние времена выступало
соломенное чучело, наряженное в мужскую одежду.
«Женитьба
Кузьмы»
Слайд 21 открытие женского рукодельного сезона
девичьи посиделки
Слайд 22С Кузьмы и Демьяна женщины садились за
зимнюю пряжу и, обращаясь к святым, просили
помочь им не отстать в работе от остальных женщин «Батюшка Кузьма-Демьян! Сравняй меня позднюю с ранними».
покровителями ремесел.Повсеместно в этот день справляют свой
праздник кузнецы.
рукомесленниками
Слайд 27Литература
интернет ресурсы:С. Черноскутова «Про Семена-летопроводца, про
Синичкин праздник, про зимних богатырей и многое
другое…»Народный праздник: Кузьминки (День Кузьмы и Демьяна) .http://www.villina.net/publ/ju…14 ноября-Кузьминки, праздник христианских святых, бессеребрянников http://prezent-decor.blogspot.…
Народные приметы о погоде 14 ноябряКузьминки — об осени поминки. Если на Кузьму-Демьяна лист остаетсяhttp://www.meteoprog.by/ru/new…подготовила: музыкальный руководитель г. БратскаСтародубцева Е.И. МБДОУ «ДСКВ №90»
Традиции и обряды на Кузьминки осенние
Главные традиции 14 ноября — вечеринки, окончание свадебного сезона, прядение, кузнецам запрещено работать.
— Святые Косма и Дамиан считались покровителями семейного очага, кузнецов, а потому большим грехом было работать в этот день в кузнях. По народным представлениям, святые эти сами занимались кузнечным делом, ковали плуги и раздавали их людям для возделывания земли. В народных загадках кованую железную цепь называли Кузьмой: «Узловат Кузьма, развязать нельзя». На Кузьму (Косму) и Демьяна (Дамиана) доигрывали последние свадьбы — ковали счастье молодых.
— 14 ноября было принято прикармливать дворового — духа, следящего за домашним скотом. Если дворовой был «лихим», обижающим животных, то проводили следующий обряд: садились верхом на самую нелюбимую дворовым лошадь, катались на ней по двору, при этом размахивая помелом и крича: «Батюшка дворовой, не разори двор и не погуби животину!» Другое помело обмакивали в деготь и размахивали им чуть ниже, надеясь попасть дворовому по лысине, с такой отметиной лихой дух сбегал со двора.
— Кузьминки были крестьянским праздником завершения молотьбы. В этот день готовилась каша из зерновых нового урожая. Устраивалась братчина со всевозможными угощениями и обязательным пивом, которое варилось в этот же день с раннего утра пожилыми мужчинами и женщинами. Для проведения праздника отводилась отдельная изба, а продукты для бартчины собирались по всей деревне, причем особенностью было то, что часть продуктов должна была быть похищенной у кого-либо.
— Об этом обычае знали все, поэтому хозяйки специально оставляли без присмотра на столе в избе яйца, молоко, картошку и другие продукты, чтобы «похитить» их было легче всего. На Кузьминки хозяйкой в доме становилась девушка на выданье. Она готовила для всей семьи обрядовую еду, угощала всех. По обычаю, первой едой в этот день было круто сваренное яйцо, которое, по поверьям, ограждало людей от бесплодия. Другим обязательным блюдом на столах была куриная лапша.
— На Кузьму и Демьяна отмечали куриные именины. Те, кто был побогаче, отправлял своим более бедным родственникам в подарок кур. Крестьянские женщины приносили в этот день в дар боярыням (женам помещиков) кур, а те в ответ их одаривали лентами. Таких «челобитных кур» было принято содержать в почете — кормить овсом, ячменем и никогда не убивать. А яйца, которые они несли, считали лечебными.
Кузьминки осенние: традиции и обычаи
Ноябрьские Кузьминики часто называли «курячими именинами» или «курячим праздником». В этот день в церковь носили кур и варили кашу, которую не только ели сами, но и предлагали отведать святым покровителям дня:
Кузьма и Демьян, приходите к нам кашу хлебать.
В день Кузьмы и Демьяна – куриная смерть (режут кур).
На Кузьму-Демьяна – цыпленка попу, а курицу на стол.
С этого дня начинали на продажу бить кур, жарили куриное мясо, в курятниках служили молебен и кропили их святой водой. Называли этот обряд – «кур молить». Чтобы птица водилась, в этот день обязательно нужно отведать блюдо из куриного мяса. Во время еды кости куриные не ломали, чтобы птица не болела.
Святых братьев воспринимали как покровителей счастливой семейной жизни и домашнего очага. К образу чудесных кузнецов обращались в святочных и свадебных песнях.
Повсеместно Кузьминики считались девичьим праздником. Существовал обычай, по которому девушка-невеста в этот день считалась хозяйкой дома. Она готовила кушанья для всей семьи. Почетным угощением была куриная лапша.
В ряде мест незамужние девушки, дабы доказать свою готовность вступить в брак, в этот праздник в снятом помещении устраивали ссыпчины – вскладчину покупали продукты и устраивали пиршество. Вечером они принимали парней, угощали их куриной лапшой (куриным супом). Празднование длилось до утра. Если все угощения были съедены, то парни отправлялись на промысел – воровали соседских кур. К таким кражам крестьяне относились снисходительно, если и ругались, то больше для порядка.
В некоторых местах было принято, чтобы девушки ходили по деревне и выпрашивали продукты, из которых потом готовили кушанья. Этими блюдами они угощали приглашенных парней и взрослых, заглянувших к ним на огонек.
В Пензенской губернии существовал обычай устраивать «похороны Кузьмы-Демьяна». Девушки делали чучело: набивали мужские штаны и рубаху соломой, приделывали к ним голову. Чучело опоясывали кушаком, обували в старые лапти и сажали в центре избы. Сначала «женили Кузьку» на одной из девушек, потом укладывали на носилки и несли за околицу или в лес. Там чучело раздевали, солому раздергивали, плясали на ней, а потом сжигали. В нижегородских деревнях чучело не сжигали, а топили в реке. На следующий день девицы устраивали поминки, на которые приглашали парней, делали брагу, варили кашу, пекли блины. Первый блин непременно отдавали парням.
На кузьминских гуляниях пели песни, водила хороводы, участвовали в разнообразных играх.
История праздника
По церковному преданию в городе Азий жили два брата Косма и Дамиан. Мать, пресвятая вдова Феодотия воспитала их в христианской вере. За распространение православия они были изгнаны из родного города и поселились в Парфии.
Когда братья выросли, они выучились у персов врачеванию и стали безвозмездно помогать людям. За это Господь наградил их даром исцеления любых болезней у человека и животного.
Однажды они вылечили тяжелобольную женщину. В награду она уговорила Косму взять в благодарность 3 куриных яйца. Дамиан разозлился на брата. Он посчитал, что тот нарушил обещание не брать платы за помощь. Он наказал, чтобы его похоронили подальше от брата.
После смерти чудотворцев люди решили выполнить требование Дамиана и похоронить их в разных частях города. В этот момент в толпе появился верблюд, которому помогли братья, и потребовал, чтобы братьев похоронили вместе, потому что Косма взял яйца не в награду, а чтобы не обидеть бедную женщину. Не смогли люди противиться воле Господа и похоронили их в одной могиле.
На месте захоронения построили храм. Считалось, что святые после смерти продолжали лечить людей.
Однажды юноша тяжело заболел, перестал узнавать своего отца. Старик привел сына в храм и молился святым чудотворцам об его исцелении. Невидимые святые возложили руки на голову молодого человека, и он выздоровел.
Братья лечили не только христиан, но и язычников. Один раз с просьбой о помощи пришел в храм некий эллин. Чудотворцы вылечили его. Тот поверил в Господа и стал распространять христианство в родном городе.
Часть мощей святых бессребреников сегодня хранится в афонском монастыре.
Святые Косма и Дамиан считаются также покровителями детей. Они защищают их от бед, наставляют в вере, как учителя. Их житие как пример грамотности и стремления к обучению читают ученикам воскресных церковных школ.
По народному поверью Кузьмодемьян был первым кузнецом на Руси. Он придумал и выковал осенью первый плуг, чтобы весной землю вспахать.
В тот день прилетел на охоту Змей. Кузьмодемьян заманил его хитростью в кузницу, схватил за язык горячими клещами и предложил разделить плугом землю, чтобы тот поедал людей только со своей половины. Много километров пропахал Змей, устал и захотел пить. Пил он из реки долго, пока не лопнул.
Другие названия
Кузьма и Демьян, Кузьма-Демьян — рукомесленники, Кузьма, Демьян, Кузнецы, Батюшка Козмодемьян, Кузьминки. Курячий праздник, Курьи именины, Куриная смерть, Рукомесленники, Козьма и Демьян Курятники, Кузьминки осенние, Курытники, Курятники; «Кузьма і Дзямян» (белорус.), «Кузьма-сякач» (полес.), «Врачи, Врачеви» (серб.), «Безмитни Врачеви» (серб.), «Свети Врач, Кузма и Демиан» (болг.), «Светите Врачове, Врачи, Враче-безмитниче» (болг.).
В этот день почитаются в том числе: православными славянами — Косма и Дамиан, а славянами-католиками — Собор всех святых; чьи имена присутствуют в названиях дня.
Приметы на Кузьминки, 14 ноября
На улице стукнет сильный мороз, если петух прячет одну ногу. В этот день зима начинает приходить к власти. На следующий день не стоит ждать солнечной погоды, если к вечеру мороз становится слабее. Зимой будет много теплых дней, если в это время за окном прекрасная погода. В эти дни морозы утром не являются чем-то особенным. Не стоит ждать теплой зимы и хорошего урожая, если в этот день на деревьях еще есть листья. До середины января на улице будет тепло, если в этот день на дорогах встречается грязь.история Весной будет много воды, если в этот день на улице лежит снег. На улице не потеплеет, если лужи и озера покрылись льдом.
Обряды и традиции:
- На «Кузьминки осенние» на Руси было принято дарить друг другу кур-несушками в качестве подарков. Такая птица считалась талисманом приносящими удачу. Кур никогда насильственно не убивали, а после естественной смерти, хоронили в глубоких ямках, наговаривая свои сокровенные желания.
- Незамужние девушки в этот день организовывали Кузьминские Гуляния. Загодя до обозначенной даты, они собирались в отдельной избе и начинали готовить там пиво. Под вечер 14 ноября избу посещали неженатые парни и празднество можно было считать открытым. Когда вся снедь и выпивка съедалась, натешившаяся молодёжь шла «шкоднячать»: воровать домашнюю птицу и всякие мелочи, что «плохо лежали». На праздник, подобные кражи считались за шалость, и никак не наказывались;
- В этот день в году официально разрешалось последний раз справлять свадебные торжества, а кузнеца запрещалось работать, иное засчитывали за тяжкий грех.
Народные поверья приметы на 14 июля – День Кузьмы и Демьяна
Летние кузьминки считались днем откровений и открытия тайн. Поэтому старались быть осторожными как в поступках, так и в словах.
На Кузьминки тайное скрыть не получится.
А любящим людям советовали не бросать пустых слов и обещаний.
Ссоры, начатые на Кузьминки, оборачивались непримиримыми скандалами и ухудшением отношений.
Особое внимание придавалось сновидениям. Если во сне на Кузьминки увидеть ключ, а также книгу или письмо, ждать скорых перемен
Что приснится на Кузьминки – то скоро исполнится.
Наблюдали за погодой и примечали признаки будущих перемен.
Если серп луны на ночном небе будет иметь красный оттенок – ждать сильного ветра. А наличие на месяце затупленных краев обещало скорые ливни.
Традиции на Кузьминки, 14 октября
В давние времена кузнецы в этот день не работали. Это считалось большим грехом. Ведь крестьяне верили в то, что святые защищают всех кузнецов. По этому поводу известно много оригинальных пословиц.
В народе люди верили в существование не только домового, но и дворового. Это существо следило за порядком во дворе. Дабы он не навредил животным, хозяева готовили для него разнообразные угощения. Если же это не помогало, то людям приходилось проводить обряды.
Еще в этот день люди отмечали событие, которое получило название «братчины». Все жители деревни собирались в одном доме, где накрывали шикарный стол. Блюда приносили все жители. Однако угощения должны были быть ворованы. Все крестьяне об этом знали и делали вид, что совсем не замечают воров.
Традиционно к этому празднику в семье готовили молодые девушки, которые мечтали встретить своего будущего супруга. Потенциальные женихи благодаря угощениям могли найти не только красивую, но и хозяйственную барышню. Ведь в давние времена последний фактор был ключевым. С ленивыми никто не хотел идти под венец.
Однако в этот день существовали и другие традиции. Богатые люди обязательно в этот день делали подарок бедным родственникам. Это были куры. Такую птицу люди очень берегли. Она умирала своей жизнью. В народе верили, что она несет лечебные яйца.
Божий кузнец
Так случилось, что в русской народной традиции имена братьев давно слились воедино. Предания рассказывают, например, о Божьем кузнеце Кузьме-Демьяне, который победил страшного змея, сковал железной цепью, впряг в плуг и пропахал на нем землю до самого Черного моря.
Кроме того, кузнец Кузьма-Демьян «кует лед на земле и на водах», а также «доковывает»… свадьбы, что не успели сыграть в октябре и начале ноября. Потому и пели ему величальную:
Уж как шел Кузьма-Демьян На честной пир, на свадебку. Ты нам скуй, Кузьма Демьянович, Скуй-ка свадебку неразрывную, Не на день, не на неделюшку, Не до мая, не до августа, А на веки вековечные, Неразрывные, нерасстанные!
На Кузьму-Демьяна справляли Кузьминки — это сразу несколько праздников.
Праздник Летние кузьминки: обряды и традиции
В молитвах христиане на Косму и Дамиана просят святых помочь избавится от недугов и хворей. Братья издревле считались покровителями всех лекарей.
Поэтому в этот день люди, чья жизнь связана с медициной, хоть с традиционной, хоть с народной или альтернативной, ставят свечи древним целителям. А в молитвах просят сил на врачевание и божьей защиты.
На Летние кузьминки народные целители брались лечить болезни нервного характера, а также заговаривали навязчивые мысли.
На Кузьминки в самом разгаре был летний покос. А в некоторых районах только начинались работы по сенокосу.
Огородники также в этот день были заняты нелегкой работой. Прежде всего, 14 июля старались выполоть все грядки. Считалось, что сорняки, выполотые на Кузьминки, долго не будут расти в огороде.
Также начинали сбор урожая. Первыми убирались ранние корнеплоды, которые берегли для своего стола и готовили на продажу.
В это день продолжали сбор ягодных культур, а именно крыжовника и малины. Из них варили джемы, варенья, конфитюры, закатывали ягодные компоты.
Применяли ягоды и в приготовлении различных блюд. Пекли пироги, делали соусы и добавляли во вторые блюда. Например, с крыжовником тушили или запекали цыплят.
Кузьминки считаются женским праздником. И хоть день и был посвящен работе в поле или огороде, а также в хлопотах по дому, к вечеру все барышни собирались гурьбой, чтобы отпраздновать «Женские братчины».
Пир устраивался вскладчину.
Готовилась, прежде всего, каша, которая называлась сборной кашей или кашей-сыпчиной.
В общий котел клали все, что принесли бабы и девки к столу.
А вот блюда из продуктов скоромных на столы не выставлялись. Обязательно дополняли угощение пивом да домашней наливкой.
Хоть посиделки и считались женскими, еды готовили впрок, чтобы и на долю нищих, бедных соседок хватило. Праздник сопровождался задушевными разговорами и народными песнями.
До захода солнца на Летние кузьминки было положено попросить прощения у близких и друзей. И неважно было, виновен человек в чем-либо – прощение попросить нужно было обязательно и искренне. А вот в Белоруссии на Полесье на Кузьминке было запрещено работать как в поле, так и в огороде. День носил название Кузьма-сякач
А вот в Белоруссии на Полесье на Кузьминке было запрещено работать как в поле, так и в огороде. День носил название Кузьма-сякач.
Не работали 13 июля и кузнецы, так как Кузьма всегда считался и их покровителем.
Кузьминки осенние: история праздника
На Руси Косму и Дамиана (в обыденном языке Кузьму и Демьяна) почитала с древних времен. Если в канонических житиях святые представлены как врачеватели душевных и телесных недугов, то в народе их чаще представляли «рукомесленниками», которые ни с кого не брали денег за работу. Братьев-чудотворцев нередко воспринимали как одного святого и называли Кузьмодемьян (Космодемьян).
С давних пор на Руси братьев-чудотворцев почитали также устроителями супружеской жизни и покровителями ремесленников, в основном кузнецов. В народном представлении Кузьма (Косма) имел непосредственное отношение к кузнечеству. Его наделили обширными, многогранными способностями и качествами – вполне человеческими и в то же время магическими и чудесными, – какими обладали кузнецы. В глазах простых людей главное призвание христианских святых (врачевание) представлялось как своего рода перековка больного, его переделывание и закаливание.
В одноименных глаголах «куй» и «ковать» одно из древнейших и главных значений – создавать, творить, а также обрабатывать, переделывать, превращать, изменять, придавать любой вид. Кузнецы в мифологии – творцы мира, первые пахари, маги и колдуны, искусные врачеватели, имеющие дела с металлами, наделенными в обрядовой практике народов сверхъестественными способностями: с того времени, когда люди научились добывать металл (медь, железо), металлические изделия применялись как мощные талисманы, обереги и пр.
В народном фольклоре часто встречается образ кузнеца, а понятие «ковать» применяют к различным природным явлениям и ситуациям (образовательным, семейно-брачным, воспитательным, военным и др.). До сих пор существуют выражения: «ковать кадры», «кузнец своего счастья», «сковал недуг», «сковал мороз».
Кузьма и Демьян в народе славятся кузнецами в прямом и переносном смысле.
Кузнец Кузьмадемьян кует лёд на земле и на водах.
Без Козьмодемьяна не заковать зиме реку.
Кузьма закует, а Михаил раскует (часто в
бывает оттепель).
Козьма с гвоздем, Николай ( ) с мостом.
Кузьминики осенние кузнецы считали своим профессиональным праздником. В этот день им запрещалось работать: из страха перед своими святыми покровителями и из уважения к ним.
Кузьма и Демьян являются покровителями не только кузнечного искусства и кузнецов, но и женского рукоделия. С этой даты женщины усердно принимались за прядение и просили святых помочь не отстать в работе от тех, кто начал прясть раньше: Кузьма и Демьян, сравняйте меня позднюю с ранними
.
В некоторых легендах и былинах святых братьев связывают с земледельческими работами – они молотильщики и пахари. Существовало предание, что Кузьма и Демьян охотнее всего нанимались молотить. Они никогда не требовали платы за свою работу и только просили, чтобы их вовремя кормили кашей. От этого братьев иногда называют «кашниками».
В некоторых местах в день Кузьмы и Демьяна «чествовали овин», приурочив начало молотьбы к этой дате. В овин несли кашу, угощали молотильщиков и угощались сами. Немного каши оставляли в овине для его хозяина – овинника.
Ещё в этот день вспоминали домового, который, согласно поверью, в ноябре особенно безобразничает и буйствует. Чтобы успокоить разбушевавшегося духа, его либо задабривали, оставляя всякие угощения, либо гнали помелом.
Святых братьев (покровителей любого ремесла) в народе воспринимали и как носителей знаний. Для наших предков Кузьма и Демьян стали молитвенными помощниками в просвещении разума и обучении грамоте. В Древней Руси учебный год начинался, когда все сельскохозяйственные работы подходили к концу: или с 1 ноября (в день Кузьмы и Демьяна), или с 1 декабря ().
Поверья на праздник Кузьминки
Мамы, которые купают в этот день детей, не должны выливать воду. Это стоит сделать завтра. В противном случае ребенок будет капризным и не сможет заснуть. В этот день стоит обязательно помолиться святым и попросить у них здоровья для всех членов семьи. Те люди, которые в этот день съедят сердце курицы, не будут иметь никаких проблем со здоровьем на протяжении целого месяца. Жизнь вскоре очень поменяется, если в этот день в голову пришла очень интересная идея. Хозяева не будут иметь проблем с разводом кур, если в этот день покушают блюда из их мяса. Если в этот день посмотреть в глаза человеку, которому оказали денежную помощь, то не стоит ждать ничего хорошего. Стоит ожидать хороших новостей, если в этот день в доме ночью было слышно мяуканье кошки.
Святые бессребреники Косма и Дамиан: история праздника
В простонародье праздник получил название Летние Кузьминки. Церковь в этот вспоминает древних чудотворцев, которых звали Косма и Дамиан. Удостоились братья такой чести за свои деяния. Будучи лекарями, они беззаветно служили людям и Господу.
Дар исцеления позволил мужчинам вылечить много нуждающихся и богатых, скромных и корыстных, знатных и безвестных пациентов. Но за свою помощь людям врачи денег и вознаграждений не брали. За что и были прозваны в народе бессребрениками.
За свою веру братья и пострадали, как большинство гонимых христиан в те времена. Ведь удостоилось им жить в тяжелые, в религиозном понятии, времена – в 3-4 веке в Великом Риме.
За открытые проводи братьев арестовали и предали суду, где главным обвинением было занятие мужчин чародейством. И, наварное, нелегко было мужчинам доказать свою непричастность к колдовству, но волей случая или Всевышнего во время процесса случилось чудо.
У Карина, правившего в тот час императора так свело шею, что процесс пришлось прекратить. А правитель вынужден был прибегнуть к помощи целителей, которых буквально пару минут назад сам предавал суду.
Дар братьев был неоспорим, и император вынужден был признать подсудимых невиновными и отпустить.
Пережив и суд неверующих, и гнев правителя, Косма и Дамиан погибли от руки своего же наставника. Не выдержал врач славы и известности своих учеников – зависть изъела его душу.
Заманив хитростью братьев в горы с ложной целью сбора целебных трав, старик убил святых целителей-чудотворцев. Тела братьев безжалостно скинул в воды горной стремительной реки.