Сколько женщин и мужчин показывают в кино
Тест Бекдел — это способ определения гендерной предвзятости в художественных произведениях. Согласно нему, в любом фильме должно быть:
- минимум два женских персонажа,
- которые разговаривают между собой,
- при этом — не о мужчинах.
Эту формулировку художница Элисон Бекдел забавы ради запечатлела в своем комиксе «Dykes to Watch Out For» в 1985 году. По ее словам, набор правил она позаимствовала у своей подруги Лиз Уоллас, а та — вдохновилась трудами Вирджинии Вулф.
Dykes to Watch Out For, 1985 год
В каждой шутке есть доля правды: так, тест Бекдел (реже — тест Бекдел-Уоллас) стал поводом для дискуссии о репрезентации женщин в поп-культуре — и в кинематографе, в частности.
Сама же Бекдел не считает, что киноленты, которые не вписываются в ее критерии — плохие. Иногда отсутствие девушек в кадре бывает обоснованным: например, когда в фильме — всего один действующий герой или его действие посвящено специфическим обстоятельствам, в которых женщины сложно вписываются в контекст (мужская тюрьма, байопик и так далее).
По анализа 4 000 картин с сайта bechdeltest.com, с 1995 по 2015 годы всего 37% фильмов «провалили» проверку на гендерную репрезентативность. Сейчас на сайте уже 8 930 кинолент:
- 57,6% соответствуют всем трем критериям Бекдел,
- 10,2% — двум,
- 22,1% — одному,
- 10,1% — ни одному из них.
При этом с 2019 по 2020 годы количество главных героинь в самых кассовых фильмах США снизилось с 40% до 29%, — гласит отчет Калифорнийского университета Сан-Диего. В его основе — анализ 1 000 американских кинолент из рейтинга Box Office Mojo и 22 000 персонажей с 2002 по 2020 годы.
При этом в 49% картин 2020 года протагонистами были мужчины, а в 22% случаев — представители обоих полов. Интересная деталь: на площадке с, как минимум, одной женщиной-режиссером и/или сценаристом девушки играют главные роли в 60% фильмов, а в полностью «мужских» командах — только в 17% случаев.
В каких жанрах больше женщин
В 2020 году женщины чаще всего были главными героинями в фильмах ужасов (39%), в драмах (22%) и в боевиках/экшене (22%). Почти половина (49%) мужчин играла протагонистов в драмах, 18% — в боевиках и 15% — в комедиях. Среди основных героев, которые появлялись хотя бы в одной сцене и имели вспомогательную роль в повествовании — 38% женщин (относительно 37% в 2019 году) и 62% мужчин соответственно (относительно 63% в 2019 году).
Женщины более представлены на стриминговых сервисах. По данным USC Annenberg Inclusion Initiative, в 2019 году 41,1% женщин играли главные роли в фильмах, представленных на Netflix (против 38,9% в 2018 году), и 47,3% — в сериалах на этой платформе (против 46,4% в 2018 году). Исследование проводилось на базе анализа 126 фильмов и 180 сериалов, выпущенных на площадке в 2018-19 годах.
Стриминговая площадка реалистично отображает половое распределение в США: согласно переписи населения, на их территории страны живет 50,8% представительниц женского пола.
Жизненные цели и поведение в кадре
Анализ самых кассовых американских фильмов 2020 года показал, что женские персонажи, в отличие от мужских, скорее всего имеют определенное семейное положение в кадре — в 47% кинолент против 35%. При этом у мужских героев чаще, чем у женских, есть идентифицируемое место работы — в 73% фильмов против 57%.
За исполнением должностных обязанностей актеров показывают в 59% случаев, а актрис — в 41% ситуаций. Больше, чем в половине фильмов (59%) актеры занимают роли, тесно связанные с карьерным статусом, а актрисы играют персонажей, которые хотят наладить личную жизнь (54%).
Согласно результатам исследования Вашингтонского университета, женские персонажи чаще обладают меньшим авторитетом, подвергают свои слова сомнению и ведут себя более покорно — в отличие от мужских героев. В рамках исследования ученые использовали сценарии 1 276 фильмов с 1909 по 2013 годы и создали онлайн-базу, которая демонстрирует восприятие разных гендеров на базе речевого анализа.
Сотрудники Университета Невада в Рино также выяснили, что женщины-супергероини обычно нуждаются в поддержке, демонстрируют свои страх, беспомощность и сексуальность — и используют природные элементы, борясь со злом. Мужчины-супергерои же чаще всего действуют самостоятельно и используют экстраординарные способности или оружие при решении конфликтов. Данные выводы основываются на анализе 80 супергеройских фильмов с 1978 по 2009 год с сайта Blockbuster.com.
По данным Всемирного экономического форума (WEF), на преодоление гендерного дисбаланса в разных сферах жизни людям потребуется около 100 лет. «При этом увеличение количества женщин на экране вполне может ускорить этот процесс», — считают в организации.