Как позировали для фотографий в конце xix

Фотографии фотографов удививших мир

Живые фотоснимки

Спустя пару десятков лет подобные масштабные фото научились снимать многие фотографы, но использовали они их в качестве инструмента пропаганды. 100 лет назад в США в моду вошли так называемые живые фотоснимки – постановочные работы, выполненные с участием массовки, чаще всего солдат и офицеров.

«Так, например, в 1918 году в штате Огайо был сделан из живых людей – портрет американского президента Вудро Вильсона. Более 60 тысяч солдат были выстроены в поле, и каждому был дан определенный флажок для того, чтобы они по команде изобразили портрет Вудро Вильсона, который, правда, был виден только с самолета», – рассказал эксперт.

Фото:  Скриншот видео

Подобные фотографии снимали с высоты: камеру ставили на башню высотой 24 метра. Из-за искажения перспективы людей приходилось расставлять неравномерно. К примеру, на переднем плане фотографии под названием «Статуя свободы» две тысячи человек – этого хватило, чтобы сформировать основную часть статуи. А вот чтобы сделать факел, понадобилось уже 16 тысяч солдат.

«Организация подобных фотографий сродни настоящему полководческому таланту, поскольку полководец должен иметь ту армию, которая его слушает

То же самое происходит и при съемке таких масштабных батальных сцен», – обратил внимание преподаватель кафедры фотожурналистики и технологий МГУ

Неизвестный фотограф

Фотограф, сделавший этот снимок, настоящий профи. Вот только его имени никто не знает. Да и сама история этой фотографии весьма таинственная, местами даже детективная.

«Считается (и это, наверное, правда), что один из фотолюбителей работал в уголовном розыске в Калининской области в городе Тверь, как он сейчас называется. И там во время расследования одного уголовного дела, которое он успешно расследовал, женщина захотела отблагодарить его и подарила ему эту фотографию, зная о том, что он фотолюбитель», – поведал Гаврилов.

Следователь передал фотографию в областной фотоклуб, а в 1993 году она перекочевала оттуда в Союз фотохудожников России. Там снимок заметила фотограф Светлана Пожарская и включила его в свою книгу.

Фото:  Скриншот видео

«Этот снимок стал известен благодаря Светлане Пожарской – замечательному историку фотографии и популяризатору фотографии. Она нашла эту фотографию случайно на стене в Союзе фотохудожников. Она подошла поближе и обомлела от того, какое высочайшее качество этого изображения», – рассказал журналист, преподаватель кафедры фотожурналистики и технологий МГУ Сергей Шахиджанян.

New Orleans Houses, 1935

On assignment for the Farm Security Administration, Walker Evans frequently photographed vernacular housing, street scenes, and signs. His decision to photograph the facades of buildings, like New Orleans Houses, in such a direct manner focuses the viewers’ attention and piques our curiosity about the location. Evans places us in the street, staring at the houses as if we mean to enter them. The houses, however, are closed off to the viewer, with doors and windows shuttered, shades pulled, and curtains drawn.

Between the conspicuously depopulated public zone of the street and the walled off world inside the homes, the porches and balconies are a middle ground where the railings, columns, and fences block, rather than invite, our entrance. Evans kept his distance, as do we.

Alabama Cotton Tenant Farmer’s Wife, 1936

Although portraiture in the traditional sense rarely interested him, Walker Evans’ photograph of Allie Mae Burrough’s face, seen here, is among the most universally recognizable images in the visual discourse of poverty in America. In the sequence of photographs he made of the woman with her back to the bare wood siding of her home, her expression changes slightly in each exposure. Her brow furrows, she chews her lip, and the angle of her head shifts in a perceptible but natural way. She appears intensely aware of the photographer’s presence but innocently did not understand the consequences of the pictures being made and the social reform they would help to achieve.

Заглядывая в будущее

В следующей статье исторической серии мы рассмотрим период 1940-80-х годов, от изобретения многослойных цветных негативов, до появления моментальных камер Polaroid и Fujifilm. Мы также исследуем историю превращения фотографии в инструмент пропаганды и узнаем почему она стала использоваться в рекламе и продвижении продукции!

От переводчика: Это седьмая статья в серии материалов разных авторов, посвященных плёночной фотографии. Предыдущие шесть:

  1. «Плёнка: советы, камеры и первые наставления»
  2. «Оцифровка негативов с помощью фотокамеры»
  3. «Старинные фотокамеры и плёнка. Обзор»
  4. «Руководство: Домашняя фотолаборатория»
  5. «100 фотографий прекрасных винтажных камер»
  6. «Преимущества среднего формата»

История Ландмессера

Символом стойкости и силы духа считается фотография 1936 года, сделанная в Берлине. На снимке изображены несколько сотен человек, вскидывающих правую руку в нацистском приветствии. И лишь один, в самом центре кадра, стоит, демонстративно скрестив руки на груди.

«Некий немецкий журналист в 1992 году обратил внимание на этот снимок и опубликовал его в газете с просьбой откликнуться тех людей, которые что-либо знают об этом человеке. И откликнулась его дочь», – поведал Шахиджанян. Фото:  Скриншот видео

Фото:  Скриншот видео

Так мир узнал имя неизвестного героя – это Август Ландмессер. Снимок сделан в июле 1936-го. К этому моменту Август успел ощутить на себе все ужасы нацистского режима. В 1931 году он вступил в национал-социалистическую рабочую партию – так было проще найти хорошую работу. Но уже через четыре года его исключили за брак с еврейкой.

«Было тяжело. Мама была беременна мной, но это не избавило ее от бесконечных проверок и арестов. Папу тоже взяли под стражу, еще до моего рождения», – поделилась подробностями дочь Августа Ландмессера Ирэн Эклер.

Жена Августа Ландмессера погибла в 1942 году в концлагере. Сам же герой, испытав на себе все ужасы нацистской репрессивной системы, был отправлен в штрафбат и погиб на восточном фронте.

Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое изучайте в программе «Неизвестная история» с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

27. Красота по-китайски

В каждой стране свои понятия о красоте. Долгое время в Китае каноном женской красоты считались маленькие «лотосовые» ножки. Их вид для европейцев был столь же шокирующим, как и способы, которыми достигался такой вид стопы.

Перевязка ступней началась примерно в возрасте пяти лет. Матери обматывали узкие полоски ткани вокруг ног своих детей. В течение следующих пяти лет девочки носили полоски весь день и ночь, не снимая. По мере роста ребенка медленно менялась и форма его ступней. При этом приходилось терпеть физическую жуткую боль.

Эта калечащая традиция продержалась десять веков, и исчезла лишь в 20-м веке.

9. Ребенок, отправленный по почте

Трудно представить, что родитель может преспокойно отправить своего сына или дочь по почте, как обычную посылку. Однако именно так и было в США в начале 20-го века. В 1913 году в Соединенных Штатах вышел «Закон о почте». Однако он был непродуман до конца, чем и воспользовались некоторые ушлые граждане.

В законе было сказано, что почтой можно доставлять живой груз весом до 50 фунтов (22,68 кг). Для сравнения: обычный пятилетний мальчик весит 20-22 кг, а девочка —  19-21 кг.

Поскольку пересылка ребенка стоила меньше доллара, это было дешевле, чем отправлять его на поезде. Например, в 1913 году мадам Луи Бодж получила по почте своего внука, пересылка которого обошлась родителям всего в 15 центов. А миссис и мистер Савис из Пенсильвании переслали по почте свою дочь, которая обошлась им аж в 45 центов.

Подобные «детские посылки» отправляли и принимали в США до 1920 года. А фотография, которую вы видите, как раз и иллюстрировала текст запрета USPS.

Tenant Farmer’s Daughter, 1936

As a means of obscuring the identities of the sharecropper families they documented, Walker Evans and his collaborator James Agee used pseudonyms in the text of their book Let Us Now Praise Famous Men. Despite the way Evans’ photographs laid bare so much of the farmers’ lives, withholding their names made their stories more universal and preserved a semblance of privacy.

Evans wrote that although an artist was not “directly able to alleviate the human condition. He’s very interested in revealing it.” The tragedy of this belief is poignantly revealed in the story of ten-year-old Lucille Burroughs, called Maggie Gudger in the book.

Old Black Point Beach, Niantic, CT, 1967

The beach at Old Black Point was a favorite spot of Walker Evans during the years he lived in Connecticut. Other photographs from this series show a gathering on the beach, a fife and drum corps on parade, and a clambake, all quintessential New England summer activities. Even in the cooler weather Evans enjoyed Old Black Point Beach as a spot for gathering driftwood, one of the many collections on display in his Lyme home.

In the sequence of photographs including this image, Evans shoots from behind the row of seated children, visually playing with the perspective of the straight lines formed by the corps.

6. Гриф и мальчик

Самые необычные фотографии мира могут быть по-настоящему жуткими. Как и история, им сопутствующая. В 1933 году фотограф и журналист Кевин Картер, находившийся в суданском городе Айод, снял маленького, истощенного мальчика по имени Конг Ньонг, который потихоньку полз за своими родителями. Те побежали к самолету за гуманитарной помощью.

За мальчиком внимательно и терпеливо наблюдал стервятник.

Этот снимок принес Картеру Пулитцеровскую премию, всемирную известность, и обвинения в бесчеловечности. Спустя три месяца после получения премии журналист покончил с собой.

Мальчика выходили в пункте продовольственной помощи ООН. По словам его семьи, он умер в 2008 году.

Early life and work

In contrast to the aggressive intrusiveness that even in the 1930s characterized much photographic reportage, Evans’s pictures from this project exhibit an almost courtly reticence to intrude into the most private aspects of his subjects’ lives. And yet, in spite of the absence of vulgar prying, the viewer thinks he knows the so-called Ricketts, Woods, and Gudgers better than any star in the tabloids, perhaps partly because they seem collaborators in the design of their portraits. Perhaps Evans understood that the meagre thinness of the sharecroppers’ lives was rendered most clearly when they had dressed themselves up in their Sunday best.

Early Dawn Farm, Route 156, Lyme, CT, ca. 1955

A careful and patient observer, Evans scoped out his surroundings, often considering how they would photograph. One particular barn near his home in Lyme attracted him for its Coca-Cola sign and the old timber he imagined using to build a studio one day. Stopping to show it off to visiting friends, Evans pointed out, “When we come back around six, half of this wall will be in the shade, divided diagonally by a sharp line. That’s not the right light for my pictures.”

Another barn in Lyme, however, was right for his images. On his way to and from his home, Evans traveled along Route 156, passing the Early Dawn Farm as he went.

Penny Picture Display, Savannah, 1936

One of the benefits of working for the FSA during the Depression was the loan of an 8×10 Deardorff view camera, which Walker Evans used to capture this image of a photographer’s window display in Savannah, Georgia. On the market from 1923 through 1988, these large format cameras were loaded with individual film sheets, good for a single exposure. With its various moving parts and extensions, the camera offered the greatest control for professional photographers in creating their images. Evans sent his 8×10 negatives in individual envelopes inscribed with technical information about the shot back to the FSA headquarters in Washington, D.C., where they were later printed.

Самая большая в мире камера

Уместить на одном кадре целый полк – нелегкая задача. А как насчет локомотива с шестью вагонами? В 1899 году в США одна крупная железнодорожная компания выпустила новый комфортабельный поезд и планировала показать его всему миру. Было очевидно: нужен фотограф, причем самый лучший. Таким на тот момент считался Джордж Лоуренс – новатор и настоящий ас своего дела.

«Фотограф предложил сфотографировать по отдельности каждый вагончик и склеить панораму. Получился бы такой фотошоп конца XIX или начала XX века – фотомонтаж, по сути. Но железнодорожная компания отказалась. Она предложила целых пять тысяч долларов за эту работу, а по тем временам это были огромные деньги, которые позволяли купить чуть ли не дом», – заметил режиссер-документалист.

Лоуренс взял деньги и построил на них камеру – самую большую в мире. Вес этого аппарата – 507 килограммов, фотопластины – 226 килограммов. Еще 120 кило весила смесь каучука и клея, которым обрабатывали подвижную часть камеры. Для своего детища Лоуренс придумал вполне подходящее название – «Мамонт».

Фото:  Скриншот видео

«Бывают тяжелые фотоаппараты, которые иногда не хочется брать с собой. Весят они килограмма полтора-два. Эта камера весила несколько сот килограмм, и требовала для обслуживания целого коллектива из десятков людей», – добавил фотограф.

Со своей задачей «Мамонт» справился на 100%. Получившуюся фотографию было решено отправить на выставку в Париж. Но члены жюри решили, что это какой-то розыгрыш. Председатель жюри лично отправился в Чикаго на встречу с Лоуренсом. Когда он убедился, что и поезд, и фотография реальные, Джордж Лоуренс получил свою заслуженную награду – гран-при и звание лучшего фотографа в мире.

Как была снята фотография

Фотографию отсканировали и выложили в интернет, и с тех пор споры вокруг нее не утихают. Как же неизвестному мастеру больше 100 лет назад удалось сделать такой удивительный кадр?

«Когда я посмотрел эту фотографию вблизи, то мне показалось, что часть людей туда все-таки вклеена. Поротно (рота – это где-то 100 человек) на специально сколоченные скамейки подгонялись люди, ставились перед фотокамерой, и фотограф снимал их отдельно. После этого, когда были готовы все роты, снимки склеивались и еще раз переснимались. Склеивались очень аккуратно, ретушировались, чтобы было незаметно, где ножницы вырезали фигуры. И потом еще раз переснимались», – объяснил Шахиджанян

Фото:  Скриншот видео

По другой версии, фотография все же была снята одним кадром. В оригинале ее размер 44 на 98 сантиметров. Скорее всего, печатали снимок со стеклянного негатива контактным способом. А что за камеру использовал фотограф? Тут мнения тоже расходятся. Ясно одно – это гигантский аппарат с объективом около метра в диаметре.

«В те времена использовали камеры большого формата, на которых были большие носители изображения, грубо говоря, огромные фотопластинки», –отметил Гаврилов.

Снимок Кексгольмского полка стал основой для документального фильма, и это единственный случай в истории кинематографа. Панорамная съемка, в кадре – лица гвардейцев, за кадром – дикторский голос читает письма и воспоминания солдат и офицеров дореволюционной армии.

Фото:  Скриншот видео

Gourd Birdhouses, Hale County, Alabama, 1936

Walker Evans’ image of a gourd tree holds a particular place of honor in the revised edition of Let Us Now Praise Famous Men, which he co-authored with James Agee. In the book, a portfolio of Evans’ photographs from Hale County, Alabama, precedes all of the text, standing as its own essay on the three sharecropper families profiled in the pages that followed.

In the preface to the text, Agee attempts to make the role of the photographs clear, understanding that this type of word and image combination was uncommon. “The photographs are not illustrative. They, and the text, are coequal, mutually independent, and fully collaborative.

By their fewness, and by the impotence of the reader’s eye, this will be misunderstood by most of that minority which does not wholly ignore it. In the interests, however, of the history and future of photography, that risk seems irrelevant, and this flat statement necessary.”

Farmer’s Kitchen, Hale County, Alabama, 1936

The kitchen of the Burroughs family, one of the subjects of Walker Evan’s and James Agee’s book Let Us Now Praise Famous Men, deeply interested Evans as a compositional and technical problem. Two windows in the kitchen provided ample lighting, allowing Evans to forego the use of a flash with his large format camera. In his first attempts to photograph the room, however, the brilliant light proved difficult to control. Evans solved the problem by shifting sideways and eliminating the window from his camera’s view.

The resulting image appears to be an effortless snap of the shutter highlighting the depth of the space illuminated from an unseen source.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: