Топ-10 самых известных экспонатов эрмитажа

Топ-10 самых известных экспонатов эрмитажа

Большой (Старый) Эрмитаж

Из Павильонного зала двигаемся вдоль Невы и попадаем в Большой (Старый) Эрмитаж. Он хоть и называется «Большим», но по площади самый маленький. Занимает один длинный коридор из совмещенных комнат вдоль Невы.

Залы Большого (Старого) Эрмитаж

Строился как расширение для коллекции Екатерины II. Но впоследствии сделали жилые царские апартаменты. Сейчас здесь размещена коллекция итальянской живописи эпохи Возрождения XIV-XV веков.

Залы Большого (Старого) Эрмитаж

Меня впечатлила роспись на доске кассона – висит на уровне глаз. Так было принято расписывать сундуки для хранения одежды. Там изображен римский полководец, который после взятия Нового Карфагена возвращает пленницу её жениху. А выкуп, который принесли богатые родители, отдаёт молодым в качестве свадебного подарка.

Роспись на доске кассона, Большой (Старый) ЭрмитажАнфилада и двери, Большой (Старый) Эрмитаж

Далее преодолев несколько комнат, попадаем в зал Леонардо да Винчи

Обратите внимание на два бесценных шедевра Эрмитажа, картины Леонардо да Винчи: Мадонна Литта и Мадонна Бенуа

Написаны они не по церковным канонам и предназначены для приветной молитвы. На картине «Мадонна Литта» в руках у младенца щегол. Именно эта птица выдернула шип и окровавленного тела Христа.

Леонардо да Винчи: «Мадонна Литта»

А на картине «Мадонна Бенуа» обратите внимание на возраст Мадонны, она в виде девочки. А младенец серьёзен, как взрослый

Тут прослеживается символика грядущих великих событий.

Леонардо да Винчи: «Мадонна Бенуа»

На этом мы покидаем Старый Эрмитаж. Совсем рядом проходим мимо входа в Эрмитажный театр и Зимний дворец Петра I. Вход туда по отдельным билетам. Театр, кстати, действующий, можно сходить на представление.

Эрмитажный театр

Капелла Медичи: описание

В гробнице Медичи человек попадает в совсем иной мир, не тот, что был на улице. Вас охватывает чувство тоски и впечатление, что вы находитесь на площади. Вокруг находятся необработанные фасады домов, потому что темные пилястры, наличники на редких окнах, сами окна, светлые стены этого ансамбля дают тревожное ощущение средневековой улицы и площади. Именно такое пространство, которое включает человека в быстро текущий поток времени, создал Микеланджело. Гробница мастера – это размышление о мере изменчивости, длительности и краткости существования, запечатленное в слиянии архитектуры и скульптуры.

Малый Эрмитаж

Это здание в стиле классицизма представляет собой часть императорского дворцового ансамбля. Оно было спроектировано зодчими Ж.Б. Валлен-Деламотом и Ю.М. Фельтеном в 1764 г. и строилось до 1775 г..

В результате получился любопытный симбиоз строгого классицизма и помпезного барокко. Два противоположных фасада – как две стороны одной медали. Один, выходящий на набережную Невы, провозглашает незыблемость принципов кондового классицизма, а другой — на линии фасадов Зимнего дворца вторит им барочными мотивами.

В Романовской галерее выставлены предметы средневековья, украшенные эмалями, есть выставка фаянсовой посуды. Из этой галереи можно пройти к экспозициям голландской и фламандской школы рисунка.

В Петровской галерее восхищают немецкие полотна и скульптуры 15-18 веков. Обязательным для ознакомления является Павильонный зал. Его великолепный интерьер заставит задержаться здесь надолго. В этом пространстве можно увидеть замечательные часы Павлин. Их мелодичная музыка звучит каждую среду в 19 часов.

Все помещения имеют определенную тематику и отведены для:

  • экспонатов Античного мира – Римские мозаики и Римский рельеф;
  • работ живописцев Германии, Голландии, Фландрии и Нидерландов 15-18 вв.;
  • Романовской галереи с отделами Европейского средневековья и живописи Нидерландов 15 в.

По арочному переходу второго этажа можно перейти в следующий корпус.

Дальнейшее развитие Эрмитажа

Императоры Александр I и Николай I уделяют большое внимание дальнейшему развитию музея: они закупают уже не только коллекции, но и отдельные произведения художников. В Риме на распродаже коллекции Джустиниани были приобретены «Лютнист» Караваджо и картина Боттичелли «Поклонение волхвов», которая сейчас находится в Вашингтоне

В 1819 г. была куплена «Мадонна в пейзаже», предположительно кисти Джорджоне. Жозефина Богарне, императрица Франции в 1804-1809 гг., первая жена Наполеона I, подарила Александру I камею Гонзага, а после её смерти была приобретена и вся галерея дворца Мальмезон, происходившая в основном из Касселя. В 1814 г. было приобретено собрание испанской живописи Кузвельта.

Караваджо «Лютнист» (около 1595 г.)

Караваджо «Лютнист»

Это одна из ранних картин Караваджо. В работах этого цикла любовное чувство символически передаётся или через образы плодов (как бы приглашающих зрителя насладиться их вкусом), или музыкальных инструментов: музыка — символ мимолётного чувственного наслаждения. Сам художник считал «Лютниста» наиболее удавшимся ему произведением живописи.

«Камея Гонзага» (III век до н.э.)

«Камея Гонзага»

«Камея Гонзага» — знаменитая камея (ювелирное изделие или украшение, выполненное в технике барельефа на драгоценных или полудрагоценных камнях или на морской раковине) из трёхслойного сардоникса, относящаяся к лучшим образцам античной глиптики (искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях). Согласно общепринятому мнению, является самой знаменитой камеей Эрмитажа.

Камея представляет собой парный портрет эллинистических супругов, царей Ливии, Македонии, Фракии и Боспора Киммерийского Лисимаха I и Арсинои II. Парный портрет эллинистических супругов устремлён на Запад. Камея выполнена в III в. до н. э. неизвестным автором в Александрии Египетской.

Именно при Николае I была реализована идея превращения Эрмитажа в публичный музей: в 1852 г. Эрмитаж был открыт для посещения, хотя вход в него все-таки был ограничен – надо было получать специальный пропуск в придворной конторе. Николай I внес также существенный вклад в пополнение картинной галереи Эрмитажа, но при советской власти важнейшие из купленных им полотен были проданы в США. На второй распродаже коллекции Кузвельта был куплен шедевр Рафаэля «Мадонна Альба» и «Три Марии у склепа Христа» Аннибале Карраччи.

В 1845 г. по завещанию Татищева (дипломата и коллекционера) к собранию прибавились диптих Робера Кампена «Троица. Богоматерь у камина», ранний диптих ван Эйка «Распятие. Страшный Суд» и другие работы старых мастеров. Примерно тогда же на аукционе коллекции короля Нидерландов Виллема II были приобретены «Благовещение» ван Эйка, «Пьета» Себастьяно дель Пьомбо и «Снятие с креста» Госсарта. В Венеции купили работы мастеров итальянского Ренессанса, в том числе шедевры Тициана (например, «Несение креста») и Пальмы Веккьо.

Представительства Эрмитажа в других городах

Эрмитаж создал особую форму своего присутствия в регионах России и за рубежом — это постоянно действующие культурные и выставочные центры.

Так центры есть в Казани (центр «Эрмитаж-Казань»), Выборге (центр «Эрмитаж-Выборг»), Омске (центра «Эрмитаж-Сибирь»), Екатеринбурге (центр «Эрмитаж-Урал»), Амстердаме (выставочный центр «Эрмитаж-Амстердам» / Hermitage Amsterdam).

Научный и культурный центр «Эрмитаж-Италия» был открыт в 2007 году в Ферраре, с целью осуществления совместной научной работы по изучению коллекций итальянского искусства и российско-итальянских культурных связей. С 2013 года центр «Эрмитаж-Италия» находится в Венеции: в его пользование были переданы помещения на площади Святого Марка в здании Старых Прокураций.

Пьета (1499)

Эта скульптура на тему оплакивания Христа стала новой ступенькой в творчестве Микеланджело. Именно с неё начинается эпоха Великого Возрождения. Она была создана для гробницы кардинала Жана Билэра , но впоследствии была установлена в соборе Святого Петра в Ватикане и изображает момент прощания Девы Марии с Иисусом. Мария держит на руках своего мёртвого сына, только что снятого с креста и оплакивает его, скорбно склонившись над его телом. Лицо Марии прекрасно и скорбно, складки её платья бережно обволакивают обнажённое тело Христа и поражают своей натуральностью.

Микеланджело первый в истории изобразил две фигуры в одной скульптуре, гениально выполнив композицию, в основе которой лежит треугольник. Ранее скульпторы изображали Богоматерь и Христа раздельно. Микеланджело перешагнул традиции и в результате представил публике нечто новое и нетрадиционное. Эта скульптура смотрится очень цельно и грандиозно. Микеланджело выбил своё имя на перевязи платья Марии. Тогда молодому скульптору было всего 23 года, но он уже понимал, какой высоты может достичь его мастерство.

3

Перевод в мрамор замысла скульптора

Микеланджело как истинный ваятель (пластика – не его дело) бронзу не любил, практически по бронзе не работал, а ваял из мрамора. Микеланджело рубил мрамор самостоятельно, видел в этом почти мистический смысл освобождения статуи из безжизненной материи, хотя и у него были ученики и помощники. Более поздние скульпторы не были столь сентиментальны и пользовались услугами мраморщиков.

Это для бронзовых скульптур не надо уметь копировать модель, там возникают проблемы с отливкой – об этом писалось на СКУЛЬТПРИВЕТ, в частности, на примере памятника Петру I работы Фальконе.

Например, Антонио Канова, который жил лет на триста позже Микеланджело, при создании своих работ часто ограничивался глиняной моделью, а мрамора его руки могли не касаться.  Канова лично сделал по молодости одну мраморную скульптуру, подорвав при этом здоровье. Он поставил скульптуру на поток, лепя лишь модели, иногда небольшого размера, а далее начиналась целая эпопея с переводом в мрамор, иногда заканчивавшаяся через десятки лет, иногда уже после смерти автора. Перевод в мрамор часто делали молодые скульпторы, а иной мраморщик был профессиональней иного скульптора (например, братья Трискорни), работала таким образом целая команда

Микеланджело было трудно. У него не было приспособлений, которыми пользовались последующие поколения скульпторов для переводя замысел в мрамор. Микеланджело иногда, особенно в молодости сам ездил за Каррарским мрамором, он и сам рубил. Не забывал и о делах земных: когда очередной папа Лев X (был папой с 1513 до 1521) предложил брать мрамор в другом месте, Микеланджело «для выгоды» своего друга владельца Каррары всячески тормозил реализацию папского предложения.

Процесс обработки мрамора ему явно нравился, в этом он видел некий мистический ритуал восхождения к совершенству. Микеланджело, видимо, в значительной мере отождествлял скульптуру с ваянием по мрамору, поэтому в его поэтических образах фигурирует «божественный молот». Мало что умевший Роден, напротив, с большим презрением относился к твердым материалам, нехорошо высказывался по этому поводу. «Перелопатил тонны глины и все понапрасну», — как о нем выразился скульптор Домогацкий.

У Микеланджело производство скульптур не было поставлено на поток. По воспоминаниям Вазари, Микеланджело сокрушался, что сваял за свою долгую жизнь так мало скульптур.

По сути, Микеланджело работал «на глазок», только вот «глазок» у него был недюжинный.

Чтобы ваять в мраморе, надо иметь некое визуальное подспорье. Это либо рисунок, либо глиняная модель (или из другого мягкого материала, в котором можно корректировать модель сколько угодно). Потом начинается перевод в мрамор. Возникают проблемы, так как метод работы «на глазок» очень несовершенен и чреват ошибками.

У более поздних ваятелей такие проблемы перестали возникать, поскольку они (или их помощники) делали полноразмерную модель из глины, потом на модель наносили точки (пункты) и с помощью прибора, напоминающего циркуль, в зафиксированном мраморном блоке могли в точности указать положение любой точки в пространстве в соответствии с моделью. Об этом уже шла речь.

Наш скульптор А. Н. Рамазанов в своих записках мимоходом заметил, что работать без полноразмерной модели по твердому материалу означает заведомо испортить вещь. Перенос модели по пунктам (точкам) в мрамор не есть творческий процесс, да и оболванивает мраморный блок не сам скульптор. На СКУЛЬТПРИВЕТ приводился пример, когда у французского скульптора Прадье (19 век) в одной из работ сбились пункты и это чуть не загубило мрамор, что говорит о механистичности этого метода перевода модели в мрамор по пунктам. Сам скульптор мог подключаться только к финальной обработке мрамора (эффект «последней руки»). Именно по этой причине П. М. Третьяков не любил приобретать мраморную скульптуру, считая ее творением не самого скульптора.

Примеры экспозиций

Коллекция «Западноевропейская скульптура»

Она насчитывает более 2 000 экспонатов, среди которых — работы итальянских французских, австрийских, британских и других скульпторов. Гордость экспозиции — статуя великого Микеланджело и собрание работ Антонио Кановы. Значительную часть коллекции составляют скульптуры французских авторов XV-XX веков, включая произведения Антуана Гудона, Огюста Родена и Аристида Майоля.

Коллекция русской живописи XVII-XX веков

В экспозицию вошло более 4000 полотен, в основном портреты царей и великих князей, военных, чиновников и деятелей культуры. Собрание картин XVIII столетия представлено работами Андрея Матвеева, Луи Каравака, Ивана Вишнякова, Владимира Боровиковского. В собрание живописи XIX-XX веков вошли полотна Василия Перова, Константина Маковского, Ивана Крамского, Ильи Репина. Здесь также можно увидеть произведения Алексея Егорова, Василия Шебуева, Федора Бруни, Кузьмы Петрова-Водкина.

Русская печатная графика

Коллекция включает в себя порядка 40 000 гравированных и литографированных эстампов. По ней можно проследить все этапы развития этого вида искусства и познакомиться с работами отечественных и европейских мастеров. В основе собрания — гравюры, которые поступили в Императорский Эрмитаж после XVIII века. В 1830-1850 годах в коллекцию музея вошли эстампы из частных собраний Александра Гассинга и Павла Карабанова, а в 1941 году Эрмитаж получил 11 000 экспонатов из Государственного музея Этнографии народов СССР и 2000 — из Артиллерийского исторического музея.

Экспозиция «Научные приборы и инструменты»

В ней представлены приборы и инструменты из частной коллекции Петра I: армиллярные сферы, солнечные часы, астролябии, подзорные трубы. Интересны коллекции чертёжных и медицинских механизмов, а также походная аптечка Петра I. В экспозиции представлены также коллекции механических часов, театральных биноклей, очков и фотоаппаратов.

Материалы Турфана

Экспонаты этой экспозиции собраны в Восточном Туркестане, где проходил Великий шёлковый путь. В ходе двух экспедиций, которые возглавляли Михаил Березовский и Сергей Ольденбург, были получены фрагменты стенных росписей, глиняные и деревянные скульптуры, фрагменты архитектурного декора, монеты и печати. Всего в экспозиции три коллекции, каждая из которых включает в себя около восьми сотен предметов.

Самые известные картины Эрмитажа

Художественных экспонатов в Эрмитаже тысячи. Но есть такие, которые притягивают к себе туристов не зависимо от их художественных вкусов. Будучи в музее их нужно увидеть обязательно.

«Мадонна Лита»

«Мадонна Лита» — небольшая картина Леонардо да Винчи размером всего 42х33 см, но привлекает к себе толпы туристов. Долгие годы она находилась во владении Герцога Литты и куплена Эрмитажем в 1865 году, хотя и была в ужасном состоянии. Картина была написана предположительно в конце XIV — начале XV веков по заказу короля Людовика II.

«Возвращение блудного сына»

Картина «Возвращение блудного сына» написана на тему библейской притчи о блудном сыне. Сюжет был интересен Рембранду поэтому он трижды писал картины на эту тему. В Эрмитаже мы можем видеть последний, самый известный вариант, созданный в 1666 году. Это была последняя картина, написанная художником перед смертью.

«Танец» Анри Матисс

Картину «Танец» Анри Матиссу заказал Сергей Щукин в 1910 году. Однако творение было не принято ни публикой, ни критикой и Щукин не решился забрать заказа. Через пару дней он все же передумал и панно забрал. Картина отличается яркими красками, отсутствием проработки света и теней. За буйное творчество критики называли Матисса «диким», а слово «фовизм» закрепилось за всем направлением.

«Бульвар Монмартр в Париже»

Серию картин, посвященных бульвару Монмартр, Камиль Писарро создавал в течение 2 месяцев в 1897 году. Для этого он в течение 2 месяцев жил в номере гостиницы, окна которой выходили на этот бульвар. В конце позапрошлого века это была самая красивая и оживленная улица Парижа. Художник запечатлел бульвар в разное время суток, получилась серия картин. Одна из 13-ти картин представлена в Эрмитаже.

Черный квадрат

К. Малевич нарисовал вовсе не квадрат, ведь в фигуре нет параллельных сторон. Однако за картиной прочно закрепилось это название. «Черный квадрат» это часть триптиха, который прославился больше чем две его остальные части — «Черный круг» и «Черный крест».

3. Рисунки Микеланджело

Микеланджело предпочитал скульптуру, а сделавшие его таким знаменитым фресковые росписи не доставили ему удовольствия, хотя, несомненно он понимал, что он сотворил, тем более на фоне других художников. Вазари неоднократно приводил примеры того, как художники, включая Рафаэля, ходили подсматривать в целях самообразования, что рисует Микеланджело. Микеланджело же посетителей не очень любил, один раз даже с папой обошелся невежливо.

Эта живописная часть его творчества не является предметом статей на СКУЛЬТПРИВЕТ, кроме того, все это в огромном изобилии можно посмотреть где-угодно и заодно узнать, чем сивилла отличается от пророка.

Рисовал Микеланджело много, но многое внезапно сжег в конце жизни. Рисунки являются неотъемлемой частью работы скульптора (хотя далеко не все скульпторы в те времена хорошо рисовали), на них скульптор вырабатывает замысел, рисует детали, иногда непосредственно использует для переноса в мрамор, о чем писалось в предыдущем пункте, и т. п. В этом смысле рисунки – часть работы над скульптурой.

О перспективных сокращениях. Живописец воспроизводит перспективные сокращения: дальний глаз в изображении в три четверти поворота головы меньше ближнего, а дальняя рука – меньше ближней, линия глаз и линия рта сходятся. Скульптор же, имея в виду перевод в мрамор по рисунку, должен использовать изометрию, то есть исключить всякое перспективное сокращение. Не имея особого желания углубляться в данную тему, приведем, однако, цитату из Вазари, характеризующую подход Микеланджело именно как скульптора при росписи потолка Сикстинской капеллы. Вазари пишет:

Чтобы было понятнее про отсутствие единой точки зрения, приведем в качестве примера картину скульптора классициста Ф. П. Толстого, где он как раз пожертвовал перспективой ради как можно более выигрышного изображения любимых им жены и детей:

Ф.П.Толстой. Семейный портрет. У коридора одна точка схода параллельных прямых, а у самого семейства эта точка схода левее

Большое удовольствие смотреть на сохранившиеся рисунки Микеланджело, которые он чудом не сжег. Удивительно, как это он так предвосхитил академическую живопись последующих столетий, хотя ясно, что в целом он уступает многим более поздним выпускникам академий (продолжительность, содержание и размах его творчества не сравниваем). Ниже приведем несколько рисунков Микеланджело или же относящихся к его школе, являющиеся подготовительными рисунками как для скульптур, так и для живописных работ.

Этюды руки и ног. 1501 г.

Редкость: женская фигура, напоминающая Венеру. 1501-1504

Этюд для фигуры папы Юлия II и ангела. 1516–1517. Папа уже умер, а его гробница стала на много десятилетий головной болью скульптора, думается, что и поднять такого папу в небеса — тоже дело нелегкое

Эскиз для Адама на потолке Сикстинской капеллы

Эскиз для сивиллы Дельфийской

Эскиз к «Наказанию Амана»

Экорше

Этюд Голова фавна

Про́клятая душа

Сон Человеческой жизни

Детская вакханалия

А вот рисунки старого Микеланджело.

Эскизы распятия. Около 1560 ( Микеланджело 85 лет)

Закончим более ранним рисунком:

Пьета. Вариант эскиза для надгробия Виттории Колонны, любимой женщины Микеланджело, умершей в 1447 г.

Обратим внимание, что Микеланджело использовал необычную Y-образную форму креста, видимо, какие-то мистические настроения его обуревали, не зря же он прошел неоплатоническую академию Платона в нежном возрасте.   Однако, надпись на кресте, цитата из Данте у исследователей вызывает сомнение в авторстве скульптора, тем более что у него уже были ученики

Скорчившийся мальчик (1534)

Это неоконченная работа Микеланджело, и она интересна тем, что скульптор попытался вписать человеческую фигуру в мраморный блок кубической формы. Эта работа предназначалась для капеллы Медичи, но не была завершена, как и множество других статуй из этого проекта. «Скорчившийся мальчик» сейчас находится в Государственном Эрмитаже в России.

Поза мальчика совсем обыденная — он сидит на корточках и держится рукой за ногу. Можно подумать, что ребёнок поранился и старается зажать ранку пальцами. Микеланджело прекрасно передал формы человеческого тела. Великолепная спина, колени фигуры реальны, тело — словно сжатая пружина, готовая в любое мгновение разжаться. В этом и волшебство великого Микеланджело.

6

Мраморный «Скорчившийся мальчик» Микеланджело

Его Микеланджело сделал лично. Сколько «песен» пропето в адрес этой скульптуры Микеланджело, единственной, оказавшейся в России, в Эрмитаже. А, между тем, для понимания метода работы Микеланджело, точнее, его работы «на глазок», это очень характерный пример.

Микеланджело. Скорчившийся мальчик. Около 1524. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург

Фантазеров по поводу Микеланджело много, а высоких профессионалов по мрамору весьма плодотворного периода в русской скульптуре – середины 19 века, уже давно нет. Дадим им слово. Вот, что написал имевший неплохой опыт работы по мрамору А. Н. Рамазанов в своих широко известных «Материалах для истории художеств в России» (1863 год) как раз про «Мальчика» Микеланджело:

Замечательная оценка, дающая понимание того, что мы видим. В этой скульптуре по мнению Рамазанова Микеланджело выступил в роли престидижитатора (фокусника), который засовывает какую-нибудь гибкую помощницу в маленький кубик (потом, еще и «разрезает», в отличие от Микеланджело). Микеланджело был тщеславным, любил посоревноваться. Однако, по своей неподготовленности «Скорчившийся мальчик» — это экстрим даже для Микеланджело, все тут сделано только «на глазок». С другой стороны, эта работа позволяет оценить «глаз и руку» Микеланджело. Кто-то считает, что эта скульптура предназначалась для надгробия Юлию II, однако, дела это не меняет.

Для выигрышного сравнения Высокого Ренессанса с современным искусством посмотрим на бронзовую скорчившуюся женщину. Увидев в Риме ренессансные творения («Врата рая» во Флоренции и т.п.), Роден решил не отставать от великих, сделал скорчившуюся «девочку» (весьма впрочем возрастную):

Роден. Скорчившаяся женщина. 1882. Бронза. Анатомию он знал плохо, поэтому часто «коверкал» свои модели

Лирическое отступление. Хорошо (или даже очень хорошо) жил при царях И. Е. Репин, вечно недовольный царским режимом. Без сомнения, он впоследствии с грустью вспоминал о царских временах, о чем свидетельствует его автопортрет в 76-летнем возрасте. На северном берегу Финского залива в местечке Куоккала (теперь Репино) километров в 50-ти от Санкт-Петербурга он сделал причудливую «хижину»-дом-мастерскую  под названием «Пенаты», про которые написал книгу «Чукоккала» его сосед и друг К. И. Чуковский, детский сказочник. Кого только не было в этих «Пенатах», а быт там был просто сказочно-экзотический. Репин и сам лепил портреты на досуге, были в его «Пенатах» и копии некоторых знаменитых статуй, например, «Венеры Милоской». А на некоторых старинных фото можно разглядеть и «Скорчившегося мальчика».

Графиня С.В.Панина позирует Репину в мастерской Репина в «Пенатах». Фото, видимо, 1908-1909 годов. Репин рядом с «Мальчиком»

Мадонна с младенцем (1504)

Эту прекрасную небольшую (1,27 м) скульптуру Микеланджело выполнил после работы над грандиозной скульптурой Давида. Но это не значит, что она менее значима, чем Давид. Мадонна с младенцем — прекрасное, утончённое произведение, олицетворяющее Великое материнство, жертвенность ради всего мира своим единственным сокровищем — сыном. Мария наделена прекрасными чертами, но её лицо отражает боль и печаль от того, что ей предстоит испытать. Напротив, младенец Иисус, полон жизни, по-детски непосредственный и любознательный. У него всё ещё впереди, он пытается улизнуть из рук матери, и Мария готова его отпустить, хотя её материнское сердце сжимается от боли за будущие муки сына.

Самые необычные религии мира.

9

Личная жизнь

Доподлинно неизвестно, были у Микеланджело близкие отношения с его пассиями или нет, но гомосексуальная природа его влечения сквозит во многих поэтических произведениях маэстро.

Многие их сонетов и мадригалов он в возрасте 57 лет посвятил 23-летнему Томмазо деи Кавальери (Tommaso Dei Cavalieri). Многие их совместные поэтические произведения говорят о взаимной и трогательной любви друг к другу.

В 1542 г. Микеланджело повстречал Чеккино де Браччи (Cecchino de Bracci), который скончался в 1543 г. Маэстро был так опечален потерей друга, что написал цикл из 48 сонет, воспевающих скорбь и печаль по невосполнимой утрате.

Один из позирующих Микеланджело юношей, Фебо ди Поджио (Febo di Poggio), постоянно просил деньги, подарки и украшения у мастера взамен на ответную любовь, получив за это прозвище “маленький шантажист”.

Второй юноша, Жерардо Перини (Gherardo Perini), также позирующий скульптору, не постеснялся воспользоваться благосклонностью Микеланджело и попросту обворовал своего поклонника.

На закате лет скульптор ощутил прекрасное чувство привязанности и к представительнице женского пола, – вдове и поэтессе Виттории Колонне (Vittoria Colonna), с которой был знаком уже более 40 лет. Их переписка представляет собой знаменательный памятник эпохи Микеланджело.

Эрмитаж при Александре I и Николае I

Следующие российские императоры продолжили дело, которое начала Екатерина II. Они приобретали для музейного собрания целые коллекции и отдельные работы, которых недоставало в Императорском Эрмитаже. Полотна, полученные ими в дар, тоже часто становились частью галереи.

В годы правления Александра I музей пополнился работами Караваджо и Боттичелли. В подарок от императрицы Франции Жозефины Богарне Александр I получил «Камею Гонзага» — парный портрет эллинистических фараонов Египта, выполненный из трёхслойного сардоникса. После смерти правительницы в 1809 году император приобрёл всю галерею дворца Мальмезон. 

В 1814 году для императорской коллекции купили собрание картин Кузвельта, состоявшее из 85 работ испанских художников.

«Камея Гонзага»

Император Николай I также содействовал расширению Эрмитажа. Он приобрёл для музея полотна Аннибале Карраччи и Рафаэля. В 1845 году Д. П. Татищев завещал императорской коллекции полотна Робера Кампена, ван Эйка и других авторов.

Картины ван Эйка, Себастьяно дель Пьомбо и Госсарта были приобретены на аукционе коллекции короля Нидерландов Виллема II. Из Венеции привезли полотна Тициана, Пальмы Веккьо и других мастеров Раннего Возрождения. Они также стали частью императорской коллекции.

В 1851 году для музея купили портрет князя Н. Юсупова, созданный итальянским художником Винченцо Петрочелли.

Большой вклад в развитие Императорского Эрмитажа в XIX веке сделал Андрей Иванович Сомов. С 1886 по 1909 годы он работал хранителем картин и рисунков, а позднее стал старшим хранителем музея. Сомов исследовал и систематизировал художественную коллекцию, а также пополнял фонд новыми произведениями искусства. Он закупал ценные полотна у частных коллекционеров и музеев. Сомова считают родоначальником истории русского искусствознания XIX-XX веков. Результатом его многолетнего труда стал «Каталог Картинной галереи Эрмитажа», который искусствовед выпустил в 1859 году.

Портрет князя Н. Юсупова, В. Петрочелли

Дальнейшее развитие

По примеру Екатерины II многие состоятельные люди в стране увлеклись коллекционированием. Императрица стремилась закрепить за собой славу «просвещённой государыни» и превзойти резиденции европейских правителей красотой и богатством своего двора. Знатоки живописи находили и закупали для неё ценные коллекции полотен.

Постепенно музей пополнялся новыми произведениями искусства:

  • В 1768 году императрица получила более 5 000 рисунков из коллекции графа Людвига фон Кобенцля, среди которых — портрет неизвестного мужчины в шляпе предположительно кисти Жана Фуке. Именно они положили начало развитию собрания графики Эрмитажа.
  • Годом позднее князь А. М. Белосельский-Белозерский приобрёл в Дрездене коллекцию картин графа Генриха фон Брюля. Оно насчитывало 600 работ западноевропейских авторов.
  • В 1772 году в фонд музея вошло собрание живописи барона Пьера Кроза. Купить его императрице помог князь Д. А. Голицын.
  • Ещё через шесть лет галерея пополнилась собранием картин первого британского премьер-министра Роберта Уолпола.
  • Двумя годами позже для музея Екатерины II приобрели 119 полотен из коллекции графа Франсуа Бодуэна в Париже. Среди них было девять работ Рембрандта и шесть портретов ван Дейка.
  • Помимо картин, императрица коллекционировала античные статуи и бюсты. Одним из важнейших приобретений для галереи стала скульптура Микеланджело «Скорчившийся мальчик».
  • Во Франции было куплено собрание резных камней герцога Орлеанского. Специально для них мастер-мебельщик и механик Давид Рентген в Германии создал несколько шкафов.
  • Коллекцию Екатерины II пополнили библиотеки Вольтера и Дидро.

Многие картины были написаны для музея на заказ — это работы Шардена, Гудона, Рёнтгена и других живописцев.

«Портрет молодого человека с перчаткой в руке», Франс Халс«Гуляки», Ян Стен

Ещё до завершения строительства Малого Эрмитажа стало очевидно, что для коллекции необходимы более просторные помещения. В 1770 году императрица издала указ о возведении нового здания, которое получило название Большой Эрмитаж. Работами руководил архитектор Ю. М. Фельтен. Строительство проходило в несколько этапов, окончательный облик здание приобрело лишь при Александре Первом.

В 1783 году ансамбль Зимнего дворца дополнило трёхэтажное здание Эрмитажного театра, возведённое по проекту архитектора Джакомо Кваренги. Строение завершает музейный комплекс, протянувшийся вдоль Невы.

В 1796 году, после смерти императрицы, была составлена опись Эрмитажа. Выяснилось, что за годы правления Екатерина II собрала коллекцию из 3996 картин.

Угловая гостиная императора Николая I

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: