Авиакатастрофа над синаем: 12 версий трагедии

Тела погибших в авиакатастрофе 9268. последние фото пассажиров, погибших в авиакатастрофе в египте

Интересная информация о злополучном рейсе

Самолет Аэробус A321-231, который потерпел крушение, имел номер 663. Сошел с завода в 1997 году, и в этот же период вышел в свой первый рейс. Сначала авиалайнер получил временный номер DAVZK.

После удачно проведенных испытаний самолет был выкуплен компанией «Международная лизинговая финансовая корпорация» (ILFC). Авиапредприятие MEA получило его в лизинг. Лайнер имел 149 пассажирских мест, из которых 31 находились в бизнес-классе и 118 в «экономе». Борт эксплуатировался в течение 6-ти лет до того, как перешел обратно к ILFC.

Интересно, что за это время авиалайнер стал непосредственным участником одного из инцидентов, произошедших также на территории Египта. 16 ноября 2001 года была совершена опасная посадка в городе Каире. По вине пилотов самолет так высоко поднял нос, что хвостовая часть сильно ударила по ВПП.
В результате инцидента пострадавших не было. Ни один из пассажиров рейса (81 человек) и 7 работников экипажа не нуждался в медицинской помощи. Вскоре после вынужденного ремонта судно вновь вернулось в эксплуатацию для выполнения пассажирских рейсов.

Домыслы о причине аварии

Власти Египта быстро заявили о технической неисправности. В средствах массовой информации, однако, также отмечалось, что боевая террористическая организация Wilayat Sinai , входящая в террористический комплекс Исламского государства (ИГ), действует на севере и в центре Синая . В тот же день Вилаят Синай сообщила через свой аккаунт в Твиттере, что разбила российский пассажирский самолет. Раньше появилось видео; На нем изображен самолет на большой высоте под чистым небом, который взрывается и падает на землю. Подлинность фильма поставлена ​​под сомнение. По утверждению египетских властей, нет никаких доказательств того, что это могло быть стрельба.

Американский спутник наблюдения зарегистрировал вспышку тепла над Синаем во время аварии.

4 ноября египетские и российские газеты заявили, что оценка черного ящика предполагает, что возможной причиной аварии мог быть взрыв двигателя, а министр иностранных дел Великобритании Филип Хаммонд заявил, что существует «значительная вероятность» того, что авария « в результате взрыва бомбы на борту российского самолета ».

Согласно заявлениям французской телекомпании France 2 от 6 ноября 2015 года, основанным на оценке бортовых самописцев, европейские следователи по авиационным происшествиям убеждены, что на борту произошел взрыв, который произошел не по техническим причинам.

8 ноября 2015 года предполагаемый член египетской комиссии по расследованию анонимно заявил агентству Рейтер : «Мы на 90 процентов уверены, что это была бомба».

Глава российской внутренней разведки службы ФСБ , Александр Bortnikow , цитировались по 17 ноября 2015 года , как говорят , что следы взрывчатых веществ были обнаружены на обломках и личных вещах пассажиров. В результате Бортников установил: «Можно однозначно сказать, что это был теракт». По словам Бортникова, самодельная бомба имела взрывную силу до 1,5 кг в тротиловом эквиваленте. Сообщается, что некоторые сотрудники аэропорта Шарм-эль-Шейха были арестованы по подозрению в пособничестве и подстрекательстве. ФСБ предложило вознаграждение в размере 50 миллионов долларов за разглашение виновных в авиакатастрофе.

29 января 2016 года агентство Reuters сообщило, что авиамеханик из Egypt Air был арестован по подозрению в контрабанде бомбы на борту от имени «Исламского государства». Кроме того, по подозрению в пособничестве и подстрекательстве были арестованы двое полицейских и сотрудник службы багажа. Лишь в конце февраля 2016 года президент Египта впервые заговорил о нетехнической причине крушения и заподозрил, что террористы создали ее намеренно.

Рейс 9268 в контексте расследования других летных происшествий в Египте

Рейс 9268 теперь является одним из серии инцидентов, в ходе которых в ходе расследования авиационных происшествий в международных масштабах возник спор между египетскими следователями и следственной группой, которая с ними сотрудничает:

  • 31 октября 1999 года Boeing 767 разбился в Атлантике на Египет Air Flight 990 у берегов США , погибли все 217 человек на борту. Управление транспортной безопасности США (NTSB) пришло из-за отклонений в записи диктофона и расследования в контексте первого помощника Гамиля Эль-Батути к выводу, что это была машина, которая может намеренно разбиться, потому что это дисциплинарная мера, потому что о сексуальных домогательствах ожидается. Египетские следователи опровергли тезис о самоубийстве и в своем заключительном отчете объяснили аварию потерей управления в результате неисправности лифта , что, в свою очередь, исключило NTSB. Спор между NTSB и египетскими следователями так и не разрешился.
  • 19 мая 2016 года, Airbus A320-200 упал на Egypt Air Flight 804 из Парижа в Каир в Средиземном море вскоре после вступления египетского воздушного пространства. Все находившиеся на борту 66 человек погибли. В декабре 2016 года египетские следователи заявили, что они обнаружили на телах пассажиров следы взрывчатки, и объявили причиной аварии нападение на машину. Спустя почти год после крушения французские следователи BEA отвергли тезис об атаке и заподозрили пожар в кабине самолета в результате взрыва таблетки и последующей потери управления. Египетские исследователи подтвердили свой тезис об атаке еще на год, прежде чем присоединиться к теории BEA. Окончательный отчет об инциденте еще не опубликован; BEA критикует непрозрачный и некомпетентный способ работы своих египетских коллег.

Дальнейшая история разбившегося самолета

В 2003 года этот же лайнер под номером TC-OAE получила в лизинг перевозчику Onur Air (Турция). Причем изменениям была подвергнута не только бортовая комбинация, но и салон. На службе у «Онур Эйр» самолет стал вмещать 220 мест экономкласса; бизнес-салон было решено убрать.

До 2012 года самолет выполнял рейсы непосредственно Onur Air, саудовской компании Saudi Arabian Airlines и сирийского перевозчика Cham Wings Airlines (последние использовали борт по договору субаренды с Onur Air). Весной 2012 года судно в последний раз вернулось к ILFC.

К перевозчику «Когалымавиа» судно перешло 30 марта. Номер борта был изменен на EI-ETJ. Российский перевозчик, как и предыдущие партнеры ILFC, также заключили лизинговое соглашение. Ровно через месяц самолет был полностью выкуплен голландской компанией AerCap и повторно сдан «Когалымавиа», которая на тот момент уже носила название Metrojet.

Несмотря на столь долгую историю эксплуатации различными перевозчиками, самолет поддерживался полностью в исправном состоянии. Лайнер был оборудован двумя мощными двигателями модели V2533-A5, разработанными International Aero Engines. Последняя эксплуатирующая компания Metrojet («Когалымавиа») предоставила доказательства того, что периодичность и качество всех технических проверок строго соблюдалось.

Согласно документации, последний технический осмотр перед катастрофой произошел 26 октября 2015 года. Плановое обслуживание выполнялось согласно графику и датируется 18 марта 2014 года. Уровень безопасности судна соответствовал коэффициенту 0.67 (максимально 2).

Расследование причин трагедии над Синаем

Расследование падения самолета осуществлялось совместными усилиями нескольких стран мира, включая Египет и РФ, а также представителей «Эйрбас» и IASA.

1.11.2015 началось следствие: анализ информации, содержащейся в бортовых самопишущих устройствах, которые практически уцелели, и исследование останков погибших. В России было возбуждено дело по статьям 263 и 238 Уголовного кодекса России.

То, что остатки авиалайнера нашли на большой территории площадью около 30 км, позволило сделать вывод, что трагедия произошла на большой высоте.

7.11.2015 года официальное руководство Египта высказалось о результатах расшифровки, из которых следовало, что в завершении записи были слышны посторонние громкие звуки. В конце полета зафиксирована высота 9,415 км и скорость около 520 км / ч, судно двигалось под руководством автоматического пилота, которому нужно было набрать высоту.

На тот период озвучивалось несколько версий причин авиакатастрофы:

  • изношенность оборудования воздушного судна;
  • воспламенение топливного бака;
  • повреждение литиевой батареи лайнера.

16.11.2015 года была получена информация, что самолет разбился из-за террористического акта – сработало СВУ, расположенное в задней части аэробуса, общей мощностью 1кг тротиловом эквиваленте. Такой вывод был сделан после того, как на фрагментах самолета, личных вещах и телах погибших были найдены остатки взрывоопасных веществ не российского изготовления.

Анализ остатков самолета показал, что СВУ сработало в задней части судна, в 30-32 рядах.

14.12.2015 года специальная комиссия, организованная руководством Египта, заявила об окончании расследования авиакатастрофы и готовности отчета по ней. В нем указывалось, что в процессе анализа причин трагедии не найдено ничего, свидетельствующего о теракте. Это объясняется тем, что в обратном случае косвенной причиной катастрофы стала бы недоработка службы безопасности аэропорта Египта.

В начале 2016 года действующий глава Египта признал, что авиалайнер потерпел крушение в результате террористического акта.

Причина катастрофы

03.11.2015 из источников в оборонном ведомстве США стало известно, что американский спутник заметил яркую вспышку, соответствующую по месту и по времени аварии аэробуса А321. Никаких доказательств поражения его ракетой не было зафиксировано, так как наблюдался бы температурный след. Воспламенение в воздухе свидетельствовала о том, что трагедия не могла произойти при посадке.

Через несколько дней после авиакатастрофы одна из террористических групп в составе «ИГИЛ» объявила о своей причастности к инциденту. Однако официальное руководство Египта в качестве предполагаемой причины трагедии называла неисправность оборудования.

Ряд представителей СМИ, российские и египетские руководители транспортных ведомств отвергали гипотезу взрыва, называя ее пропагандой.

5.11.2015 года разведывательные службы Соединенных Штатов и Великобритании поддержали неофициальную версию о террористическом акте на основе перехваченных от боевиков «ИГИЛ» сведений о закладке на самолете бомбы.

По предположениям зарубежных спецслужб, высказанных различным СМИ, СВУ было установлено террористами, подчиненными «ИГИЛ», в багажный отсек перед самым вылетом.

16.11.2015 на Совете президента РФ В.В. Путина версию о взрыве самодельного устройства подтвердил руководитель ФСБ России А.Бортников.

13.09.2016 специальная комиссия точно определила, где была расположена бомба: в отделе негабаритного багажа в хвосте самолета. Для установки СВУ боевики воспользовались помощью работника аэропорта Шарм-аль-Шейха: перед самым полетом был заложен пакет со взрывчатым веществом, после чего его прикрыли колясками и чемоданами.

https://youtube.com/watch?v=b8e7sCXDfcc

После трагедии

ss=»article-paragraph»>Первые сообщения в СМИ стали появляться около 10:20 — борт не приземлился, и встречающие в аэропорту забеспокоились

Сначала журналисты писали осторожно: «самолет не выходит на связь», «пропал с радаров». Потом стало понятно — никто из участников рейса на родину не вернется

Обломки упавшего лайнера нашли в тот же день в 50 километрах от города Нехель. МЧС России отправило в Египет пять спецбортов и более 70 спасателей, вместе с египетскими коллегами они несколько дней собирали обломки фюзеляжа, тела, личные вещи, детские игрушки. Поиски велись круглосуточно. То, что осталось от самолета, раскидало по пустыне на 40 квадратных километров.

Источник фото: МЧС России

Версию теракта официально подтвердили только спустя больше двух недель после трагедии. Глава ФСБ Владимир Бортников 17 ноября сообщил, что на борту самолета была заложена бомба мощностью один килограмм в тротиловом эквиваленте. При взрыве самолет буквально развалился в воздухе.

Расследование показало, что бомба могла оказаться в самолете только при участии сотрудников аэропорта. По данным информагентства Reuters, египетские власти задержали двух работников воздушной гавани Шарм-эль-Шейха, хотя представители власти Египта долгое время версию теракта отрицали. Президент страны Абдул-Фаттах Ас-Сиси впервые признал правду только в феврале 2016-го.

Ответственность за содеянное взяла на себя террористическая группировка «Вилаят Синай», подконтрольная ИГИЛ*. В результате крушения погибли 192 взрослых пассажира, 25 детей и семь членов экипажа. Катастрофа стала самой массовой по количеству жертв за всю историю России.

Последствия

Россия приостановила авиасообщение с Египтом в ноябре 2015 года «до налаживания должного уровня безопасности авиационного сообщения». В 2018 году были восстановлены регулярные рейсы в Каир, в июле этого года разрешили коммерческие пассажирские перевозки на курорты Египта. Полностью регулярные и чартерные перевозки в Хургаду и Шарм-эль-Шейх восстановят только с 9 ноября этого года, через шесть лет после катастрофы.

Авиакомпания «Когалымавиа» после теракта обанкротилась. Она направила иски против властей Египта в Постоянный арбитражный суд при комиссии ООН по праву международной торговли в Гааге, сообщал РБК. Перевозчик пытается добиться компенсации в размере 200 миллионов доларов: прямого ущерба из-за теракта и потерянных инвестиций в экономику Египта.

Источник фото: Администрация Санкт-Петербурга

Родственники погибших много лет безуспешно добиваются компенсаций через суды, но их требования отказываются удовлетворить. За все это время людям выплатили только 32 миллиона рублей: от 50 тысяч до миллиона рублей на человека.

Мы постоянно пытаемся напоминать о себе, но сейчас, наверное, столько разных бед в России, что мы со своей трагедией ушли на задний план. Случается что-то страшное, например, убийства в Керчи, и все говорят об этом. А нашу беду общество уже пережило. Это мы ее не пережили. <…> И напоминаем обществу о нашей трагедии с единственной целью, чтобы уберегли люди себя от гибели, чтобы еще раз напомнить о страшном зле под названием терроризм, а не ради жалости к себе

глава благотворительного фонда «Рейс 9268»

В память о погибших на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга открыли памятник жертвам: два сложенных крыла самолета и саркофаг на месте захоронения неопознанных останков пассажиров А321. Еще один мемориал открыт на Румболовской горе в Ленинградской области, на заостренных плитах высечены имена всех пассажиров. Друзья и родственники погибших приходят туда до сих пор, чтобы почтить память жертв Синая.

*ИГИЛ — запрещенная в РФ террористическая организация.

Как власти стран отреагировали на трагедию?

Соболезнования публично выразили главы большого количества стран:

  • Германии;
  • Египта;
  • Болгарии;
  • Латвии;
  • Литвы;
  • Нидерландов;
  • ОАЭ;
  • Украины и т. д.

Среди официальных лиц был даже Папа Римский Франциск. Равнодушных к этой трагедии и пострадавшим в мире просто не было, несмотря даже на неоднозначные политико-экономические отношения.

Однако все же один инцидент имел место быть. Хоть официально Франция выразила соболезнования и поддержку, печально известный журнал Charlie Hebdo сразу опубликовал 3 карикатуры по мотивам авиакатастрофы. Российское правительство и общественность были возмущены. Официальный Париж высказался в поддержку журналистов, сказав, что журнал имеет право «выражать без ограничений собственное мнение обо всем», даже если оно противоречит позиции правительства.

Однако не только Charlie Hebdo взял на себя смелость высмеять трагедию, в которой ни члены экипажа, ни тем более пассажиры виноваты не были. Своим «мнением» также решилось поделиться с миром южнокорейское интернет-издание Korea Times.

Реакция

Президент РФ В.В. Путин выразил слова соболезнования близким и родственникам жертв трагедии. На главу Правительства Д.А. Медведева была возложена обязанность создать комиссию по расследованию причин авиакатастрофы. В. Путин призвал найти и ликвидировать виновных в трагедии террористов.

Соболезнования близким и родственникам погибших, а также всем россиянам, высказали:

  • президенты и премьер-министры боле 50 стран мира,
  • Папа Римский,
  • генеральные секретари,
  • главы религиозных сообществ РФ.

Для родственников погибших пассажиров были открыты «горячие линии»: по телефону можно было узнать всю информацию о пострадавших близких.

Скандальный французский журнал «Шарли Хебдо» выпустил на своих страницах 3 карикатуры, иллюстрирующих авиакатастрофу, вызвавшую резкую негативную критику со стороны российского руководства и общественности. Иллюстрации были названы «кощунственными», «жестокими» и «издевательскими по отношению к жертвам трагедии».

20.11.2015 Совбез ООН выпустил заявление, в котором осудил теракты, в том числе катастрофу над Синаем.

Траур

1.11.2015 года стал днем траура для россиян. В Северной столице состоялся трехдневный траур, в Ленинградской области – четырехдневный.

Следственные выводы

Авиакатастрофа над Синаем встревожила всю мировую общественность, поэтому в расследовании причин крушения приняли участие представители многих стран:

  • Российской Федерации;
  • Египта;
  • Франции;
  • США;
  • Ирландии;
  • Германии.

Согласно правилам расследования, одобренными в Международной ассоциации гражданской авиации, руководителем в этом вопросе должна была выступать египетская сторона. Версия о причастности террористов к крушению была признана действующим президентом Египта только в начале 2016 года. Полный доклад о проведенном расследовании был опубликован представителями Министерства через 2 месяца после выступления президента Египта.

В сообщении было отмечено, что в ходе расследования удалось даже отметить место закладки взрывного устройства. Для выяснения этого вопроса экспертной комиссии пришлось проанализировать все собранные фрагменты разрушенного аэробуса. Анализ фрагментов производился в специальном запасном ангаре на территории каирского авиакомплекса.

По окончании изучения, специалисты смогли подтвердить, что бомба была заложена боевиками в хвосте аэробуса, точнее, в отсеке, используемом для транспортировки негабаритного груза. Как только террористы активировали взрывное устройство, мощнейший взрыв оторвал хвостовую часть самолета, что и стало причиной возникновения неуправляемого пикирования.

Согласно данным, опубликованным в источнике Reuters, были задержаны несколько лиц, которых подозревали в причастности к трагедии. В частности, речь идет о 2-х сотрудниках полиции, механике и грузчике багажного отсека. В агентстве также дополнили, что брат подозреваемого в теракте механика примерно за 12 месяцев до трагедии прибыл на территорию Сирии, чтобы присоединиться к террористической группировке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: