Аркадий Райкин
Аркадий Райкин был одним из основоположников современного юмора. Все последующие юмористы во много «выросли» из него.
Пик творческой деятельности Райкина пришёлся на 40-80-е годы. За сорок лет артист приобрел огромную популярность, а его выступления разобрали на цитаты. Особенной известностью пользовались комические сценки, в которых Райкин быстро менял облик. Он моментально переключался с одного образа на другой, а спецификой его юмора была гипербола и острая сатира, доходящая до абсурда. Артист виртуозно владел разными сценическими приёмами. Его живая мимика и жестикуляция заставляла зрителей рыдать от смеха, даже если он молчал. И, наоборот, одно лишь слово «дефицит», сказанное с особой интонацией, звучало, как анекдот. За прошедшие годы его юмор не потерял актуальности, а выступления смотрятся так же уморительно.
Александр Ширвиндт и Михаил Державин
Ещё один пример блестящего дружеского и творческого союза — дуэт Александра Ширвиндта и Михаила Державина. Они начали в 60-е и продолжали шутить до смерти Державина в 2018 году. Их юмор можно назвать интеллектуальным, он искусно построен на полутонах, недосказанности и тонких ассоциациях.
Артисты создали узнаваемые сценические образы. Герой Ширвиндта — циничный меланхолик, апатичный и немногословный, но почти всё, что он говорил, расходилось на цитаты. Персонаж Державина строгий, но при этом простодушный и доверчивый человек. Взаимодействие таких не юмористических героев порождало волну шуток
Даже молчание было смешно, настолько виртуозно артисты владели зрительским вниманием и паузами. Также им здорово удавались пародии
Несмотря на годы сценической деятельности, юмор Ширвиндта и Державина и сейчас не назвать устаревшим. Они тонко чувствовали время, выбирая по-настоящему актуальные темы для своих номеров.
Рина Зеленая
Настоящее имя актрисы Екатерина. Когда она играла в первом в своей жизни спектакле, на афише имя Екатерина не поместилось, и она решила сократить его до «Рина». Этот псевдоним остался с ней на всю жизнь. Девушка стала актрисой совершенно случайно: она шла по улице и увидела объявление о наборе в театральную школу. Вошла и прочитала стихотворение Никитина «Выезд ямщика», чем до слез насмешила знаменитых актеров Певцова и Шатрову. Зеленую взяли в школу.
Первые шажки Рины как актрисы были на сцене театра.
Первые шажки Рины как актрисы были на сцене театра. Затем последовали съемки в картине «Путёвка в жизнь», причем Зеленую даже в титрах не указали. Вместе с Агнией Барто Рина написала сценарий к фильму «Подкидыш» и сыграла в нем небольшую роль. Несмотря на то, что роль была маленькая, Рина смогла показать свой комедийный талант. С тех пор актрису часто приглашали в кино играть небольшие, но смешные роли. Одной из последних работ Зеленой была роль в детективе «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается», где актриса сыграла Миссис Хадсон.
Наталья Крачковская
У актрисы замечательный типаж — она прекрасно смотрится в роли вредной тещи или располневшей жены. Она прекрасно справляется с ролями героинь, будто вышедших из анекдотов. Да и посмеяться над собой актриса не боится. Настоящий успех пришел к Наталье после роли мадам Грицацуевой. Затем последовала комедия «Иван Васильевич меняет профессию», где Крачковская сыграла жену безвольного мужичка. Крачковская играла и в детских фильмах: «Чиполлино», «Царевич Проша», «После дождичка в четверг», «Раз, два — горе не беда!».
Наталья Леонидовна привнесла в кинематограф новый типаж второго плана — боевых и незакомплексованных женщин. В настоящее время Наталья почти нигде не снимается, за исключением реклам и телепередач.
Геннадий Хазанов
Первые шаги в самодеятельности Геннадий Хазанов сделал на сцене КВН в 60-е, но вскоре ушёл и занялся сольной карьерой. Его ориентиром стал Аркадий Райкин. Вслед за кумиром, Хазанов пробовал себя в клоунаде и пародии, затем обратился к сатирическим монологам. За некоторые особенно острые репризы его несколько раз приглашали на Лубянку, «побеседовать». В итоге в 1984 году Хазанова отлучили от концертной деятельности, но он продолжал выступать на закрытых мероприятиях.
Со временем Хазанов отошел от политической сатиры. Ему стало интереснее изучать человеческие характеры и общество. В 90-х он стал реже появляться на сцене и занялся руководством Театра эстрады.
Роман Карцев и Виктор Ильченко
Творческий дуэт Романа Карцева и Виктора Ильченко продлился 30 лет, но память об их искусстве намного пережила самих артистов. Их миниатюры — это зарисовки советского быта, построенные на абсурдных и гротескных ситуациях. Но через эту фантасмагорию проглядывала реальность, знакомые житейские проблемы.
Их персонажи отражали контрасты самих артистов: Карцев — активный, взрывной и подвижный, Ильченко — благоразумный, невозмутимый и медлительный. Их герои были полными противоположностями, они не понимали и не слышали друг друга. Эта «глухота» усиливала ощущение абсурдности происходящего. А в сочетании с неподражаемой пластикой, интонацией и мимикой артистов создавало взрывной эффект у зрителей.
На сцену Карцев и Ильченко выходили вдвоём, но фактически это было трио: большинство лучших миниатюр написал их друг, сатирик МихаилЖванецкий.
КВН
Не считая 15 лет, в которые КВН был запрещён, это самая бессмертная юмористическая передача советского, а теперь и российского телевидения. Первая игра клуба состоялась в 1961 году, а через три года у программы появился постоянный ведущий, Александр Масляков.
В течении десятилетий КВН менялся, согласно духу времени и тенденциям в обществе. Возможно, благодаря такой гибкости и способности адаптироваться к разным условиям, передача существует так долго. Неизменным остается юмор на актуальные темы, облеченный в игровую форму. И для многих молодых артистов, комиков и актёров именно КВН стал первой площадкой, где они смогли заявить о себе.