Жанры фотографии

Бытовой жанр в живописи XVII века

Как самостоятельный вид искусства начал свое оформление в XVII веке. Итальянские художники-караваджисты ставили во главу угла реалистическую живопись

Бытовой жанр в изобразительном искусстве развивается семимильными шагами, так как мастерам было важно воспроизвести натуру, человека, предметы вокруг него. Любимой темой становится одиночество человека, а как изобразить его на портрете, не прибегая к окружающим объектам? Сочетание человека и предметов вокруг него становится главным, а контрасты света и тени подчеркивают мысли художников

Голландский бытовой жанр обретает свои отличительные черты. Прежде всего, художники рассказывают об обыденной жизни крестьян и ремесленников, но при этом поэтизируют правду, и преподносят их работу как нечто уютное, замечательное и светлое. Голландцы идеализируют простой труд крестьянина – достаточно посмотреть работы П. де Хоха, Я. Вермеера, А. ван Остаде.

Я. Вермеер. Служанка с кувшином молока (Молочница)

Одной из любимых тем становится идея веселой, разгульной жизни, сборищ с выпивкой и играми, музыкальными представлениями. Здесь нет откровенных пьяниц, просто такова жизнь – без веселья и довольной улыбки прожить на этом свете достаточно тяжело.

Питер де Хох. Пустой бокал.

Среди караваджистов яркую роль в развитии жанра сыграли П. Рубенс, Д. Веласкес. Причем первый отходит от голландского изображения идеальной жизни простого человека и рассказывает в своих работах о тяжелых переживаниях, разочарованиях и противоречиях жизни. Будучи послом и дипломатом, посещая различные страны и увлекаясь искусством, Рубенс умел четко передать всю правду о жизни простого населения.

Рубенс с помощниками. Скотный двор зимой.

Появляются сценки о правде, морали, сатирические высмеивания – в картинах Ж. Греза, Жан-Батиста Шардена.

Некоторые художники того времени изображают только мир аристократии – здесь бледные дамы и внимательные кавалеры пишут, читают, музицируют, занимаются простой жизнью, которую пока еще художники не научились высмеивать. Сюжет бытового жанра в творчестве Г. Терборха – жизнь дам в красивых платьях, ухаживающих за ними кавалеров. Аристократический, изысканный мир, вроде и богатый, но достаточно простой.

Герард Терборх. Бокал лимонада.

Художники того времени обратили внимание на сцены быта не просто так. Это было время расцвета и всех других видов живописи

Портрет, пейзаж, бытовой жанр стали главными темами благодаря тому, что уменьшились заказы на религиозную католическую тематику. При этом мастерам было необходимо как-то продолжать свое творчество. Их не пугали ни монотонные и угрюмые цвета без контрастов, ни отсутствие красивой архитектуры. Простые изображения крестьян, сельчан, моряков, их бедных жилищ и обычной жизни становятся воплощением эпохи.

Фотография дикой природы

Жизнь дикой природы фотографировать очень и очень тяжело. Фотографы, связавшие свое творчество с этим жанром фотоискусства, добровольно обрекают себя на значительные трудности. Порой их работа даже несет серьезную опасность для жизни. Мастерам этого жанра просто необходима хорошая и дорогостоящая аппаратура, мощные длиннофокусные объективы, при помощи которых можно снимать животных на безопасном для самого себя расстоянии. Оригинальные снимки животных, сделанные в среде их естественного обитания, всегда дороги не только в эмоциональном плане, но и чисто в материальном. И это естественно: далеко не каждый из нас готов предпринять подобного рода экспедицию как физически, так в денежном эквиваленте: как мы уже сказали, аппаратура, необходимая для такой съемки, обычно очень дорога. 

Фотографией дикой природы в основном занимаются специальные издательства. Самые известные из них — Animal Planet и National Geographic.

Помимо наличия дорогостоящей и совершенной фотоаппаратуры, фотограф, занимающийся этим жанром фотографии, должен обладать определенными чертами характера. Ему должен быть привычным риск, нипочем холод и жара, он должен быть внимательным и терпеливым. Должен знать повадки животных, их жизнь.

Самым известным фотографом, работающем в этом жанре, можно назвать Марио Герта.

Откровенная социальная фотография

Это, наверное, наиболее сложный и драматичный жанр искусства фотографии. Его без преувеличения можно смело назвать самым эмоциональным и конфликтным. Кадры в этом жанре почти всегда делаются «скрытой камерой», то есть человек, оказавшийся в поле зрения фотографа, обычно не знает, что его фотографируют.  Он не смотрит в объектив фотокамеры, не обращает на фотографа своего внимания. Социальные фотографии можно увидеть в основном в газетах, журналах, книгах, сегодня – на новостных Интернет-порталах и так далее. Естественность выражения предмета съемки — вот отличительная черта этого жанра фотографического искусства. В этих снимках зачастую полностью отсутствуют какая-либо игра, постановка, режиссура. Социальную фотографию можно назвать основой, базой фотожурналистики. Снимки, сделанные в этом жанре, естественно и натурально отображают настоящие, неподдельные, живые эмоции изображенных на них персонажай. Они без особых украшательств показывают и транслируют в сознание зрителя эмоции и чувства людей, находящихся в кадре. Происходит это, как мы уже сказали, по причине того, что фотографируемый не видит фотографирующего. Или по каким-то другим причинам просто не обращает на него внимания.

В некоторых случаях эмоциональное воздействие таких фотографий на зрителя столь велико, что издатели не рискуют печатать их в средствах массовой информации.

Вот несколько имен фотографов, которые работали или работают сегодня в сфере социальной фотографииИван Шагин,  Анри Картье-Брессон,  Беки Депуртер,  Алекс Маси,  Инге Мор,  Доротея Ланж, Кристофера Андерсон,  Роберт Капа,  Якоб Август Риис,  Даршан Рагубира,  Александр Гляделов,  Хирои Кубато, Джордж Роджер,  Ляля Кузнецова,   Георгий Пинхасов,   Кристина Гарсия Роберо, Льюис Хайн,   Дэвид Сеймур, Тина Модотти,  Арно Фишер.

Пейзаж

Без преувеличения можно сказать, что жанр пейзажа в фотографии — самый популярный из всех ее жанров. В то же время, пейзаж — самый благодарный жанр. Дело тут в том, что фотографу зачастую нет никакой нужды выдумывать что-то. Окружающий мир, природа любого из многочисленных уголков нашей величественной планеты Земля красивы сами по себе. Творец сам позаботился об этой красоте и гармонии. Очень многие фотографы различных стран посвящают пейзажу всё свое творчество без остатка, занимаются им всю жизнь.

Жанр пейзажа в фотографии, точно так же, как и фотографирование дикой природы, требует от занимающегося им огромного внимания и терпения. Для того, чтобы иметь хороший результат, великолепный снимок, достойный внимания самого строгого критика — зрителя, его автору нужно потратить огромное количество времени и сил, как физических, так и моральных. Например, для того чтобы сделать красивый снимок рассвета, на съемку нужно выходить задолго до того, как солнце покажется над горизонтом в нужном фотографу месте. А чтобы снять потрясающий своими красками закат, нужно очень долго его дожидаться. А порой можно и вообще не дождаться того, что хочет фотограф. Жанр пейзажа не терпит никакой суеты, никакой спешки. Точно так же как не терпит этого сама природа. Природа открывается во всей своей красе и величии только тем, кто ее любит, кто понимает ее.

Популярность фотографического пейзажа связана так же еще и с тем, что этим жанром может заниматься практически каждый, имеющий фотоаппарат, даже самый простой. Пейзаж доступен каждому, и поэтому многие им занимаются. Для многих это не более чем просто хобби, для других — отчет для друзей и родных о путешествиях в дальние стран или о поездках в лес в выходные. Но внешняя доступность фотографирования пейзажей не означает простоту этого дела. Сделать хороший пейзаж удается далеко не каждому мастеру фотографии. И зависит это даже не от того, что именно фотографирует фотограф, а как он это делает, как он видит окружающий мир, какими изобразительными средствами пользуется в своем творчестве.

Лидером в мировой пейзажной фотографии можно назвать Ансела Адамса, посвятившему пейзажу всю свою жизнь. Своими работами в этом жанре известны так же Дэйв Хакер, Алекс Маклин, Дон Хонг-Оай, Уильям Абранович, Брайан Кософф, Майкл Левин.

Фотографирование растений

С того дня, как считающаяся первой в мире женщиной фотографом Анна Аткинс сделала первые же в мире фотографии отдельных растений, прошло больше чем сто лет (трудно поверить, что родилась она более двухсот лет назад, за два месяца до Пушкина, в марте далекого 1799!). И с тех пор фотографированию растений посвятило свое творчество множество мастеров фотографии. В этом жанре фотоискусства раскрыли себя сотни и сотни фотографов разных стран. В истории фотографии были даже такие мастера, которые снимали исключительно овощи, фрукты и цветы. Этот жанр искусства фотографии включает в себя не только съемку еды и продуктов питания в целом. Тут предмет, который фотографирует фотограф, не просто объект съемки. Растение в этом случае выступает как объект для постановки фотографических опытов, как предмет искусства. Фотография, созданная в этом жанре, должна не просто документально передать внешний вид объекта, а показать его красоту, совершенство. Фотографирование отдельных растений – это один из видов минимализма в фотоискусстве. Это очень интересный жанр. Непосвященному в тонкости фотомастерства обывателю на первый взгляд может показаться, что для того, чтобы сфотографировать, скажем, яблоко, картофелину или бутон розы совсем необязательно обладать какими-то знаниями и опытом. Но это в корне неверное мнение. Фотографу, занимающемуся подобного рода творчеством, нужно обладать не только мастерством, знанием техники, законов композиции и многого другого. Ему необходимо иметь особое чувство стиля, такта в искусстве.

Великолепные снимки растений делали уже упомянутая нами сегодня Анна Аткинс, а так же Денис Брихат и Джойс Теннесон.

Расцвет в XIX веке

Бытовой жанр в живописи 19 века получил широкое распространение во всем мире. Он становится выражением народного мнения, демократическим посылом для простых граждан, выраженным через картины мастеров. Художники бытового жанра появились во всех национальных школах по всему миру. В Германии – Лейбл, Менцель. Во Франции – Милле, Курбэ.

Главными героями становятся те лица, которые показывают всю сущность человеческого сообщества

Те, кто никогда не был замечен, те, на кого старались не обращать внимание. Это отвергнутые обществом люди – рабы и обездоленные, больные и калеки, нищие и пьяные, заключенные и военнопленные

Жан Батист Дебре. Наказание раба-африканца.

Нерешенные социальные проблемы проходятся волнами не только по всему миру, но и искусству. Даже без намеков и символизма в живописи прослеживается истинное настроение эпохи. Изнурительный труд низших слоев, тяжелая сельская жизнь, сложные человеческие отношения. Среди известных жанровиков того времени следует отметить В. ван Гога, П. Гогена, Ф. Милле, П. О. Ренуара.

Э. Мане. Баррикада в Париже.

Жанры фотографии — ST. ТОМАС БОЛЬШЕ ФОТОГРАФИИ

Жанры фотографии (c)

Важная часть профессии фотографа — выражать свои мысли о том, как следует читать изображение. Сначала вы должны научиться доверять себе и проявлять уверенность не только в том, как общаться вербально, но и в образе, который вы проецируете на себя.

Это упражнение не только поможет нам охватить важный аспект учебной программы: жанры фотографии, но и поможет вам научиться выражать свои мысли.

Вы будете исследовать один  (1)  жанровые темы в основном в Интернете  ТОЛЬКО ОДИН ЧЕЛОВЕК на тему (некоторые исключения) Вы будете выполнять работу в PowerPoint – вся работа должна выполняться в учебное время с использованием версии программного обеспечения, школа  Презентация должна быть продолжительностью  8 минут (макс. ) . Не менее 20 слайдов (1 название, 17 контента, 1 вопрос и 1 цитируемая работа) , но может быть больше. Пожалуйста, не вырезайте и не вставляйте – используйте свои слова . Приложите в конце слайд с указанием веб-сайтов, на которые вы ссылались. Пожалуйста, включите 2 вопросов на слайде по предмету, чтобы задать их классу

Важно: Все работы должны быть вашей компиляцией! Вы будете оцениваться по содержанию и тому, как оно представлено на уровне университета/колледжа . Вы должны быть готовы представиться, когда придет ваша очередь

​Что нужно включить в презентацию:

  • История объекта (когда это началось?)
  • Основная ранняя информация о фотографе/объекте
  • Покажите отличные примеры фотографий, которые помогут проиллюстрировать вашу тему
  • Популярные фотографы, если таковые имеются
  • Оборудование, которое будет использоваться ) фотоаппараты, объективы, специальные предметы
  • Для какой цели служили фотографии (как они использовались)?
  • Как к ним относились в обществе (положительно/отрицательно)?
  • Ваши общие мысли

Не забудьте подготовить презентацию таким образом, чтобы предоставить максимальное количество информации. Включите всю необходимую информацию и изображения, чтобы ваша аудитория хорошо понимала, о чем ваша тема.

Некоторые жанры на выбор

  • Пейзаж — Природный
  • Пейзаж — Город   
  • Portrait
  • Abstract
  • News
  • Editorial
  • Architectural
  • Sports  
  • Vernacular 
  • Fashion
  • Identity
  • Street Photography
  • Праздничные снимки
  • Рекламная продукция
  • Изобразительное искусство
  • Документальный
  • Медицинский криминалистический
  • Откровенный
  • Под водой Война
  • Фото из кружки
  • Панорама
  • Папарацци
  • Или выберите один из вариантов (пожалуйста, сначала запустите его мной)

Особенности и разновидности фотопортрета

Центром любого портрета является человек, а все другие объекты и предметы имеют лишь второстепенное значение, помогающее восприятию и пониманию главного героя.

Не важно, в какой обстановке сфотографирован человек: в бытовой (студийный или художественный портрет), вовремя каких-либо событий, соревнований (репортажный). Главное остается главным — отражение индивидуальности героя снимка, неповторимых черт человека, его характера

Все события, обстановка, окружающая среда лишь дополняют представления и ощущения зрителей.

Студийный портрет в современном фотоискусстве занимает примерно половину жанра. Вторая половина отдана репортажному портрету, хорошо зарекомендовавшему себя в различных статьях, очерках, репортажах и журналистике

Основное различие состоит в том, что у фотографа в студии есть больше возможностей преобразить внешность человека, а при репортажной съемке важно умение запечатлеть момент, наиболее полно отображающий происходящее в эмоциях

Фотограф: Дмитрий Агеев

Для создания наиболее точного портрета, фотограф часто использует такие художественные приемы, как создание фона, игру света и тени, определенное расположение фотоаппарата и технические параметры съемки: резкость и прочие настройки, оптику, а также положение человека и его позу.

Интересные публикации на сайте

Эротическое фото

Жанр эротики в фотоискусстве, так же, как и некоторые другие, включает в себя элементы нескольких жанров. Что-то он заимствует из модной фотографии, что-то из портрета, а порой и из пейзажа и репортажа. По большому счету, эротическая фотография — это фотография обнаженного тела человека. Степень эротичности, обнаженности зависит тут целиком от фотографа, от его замысла, от самой идеи снимка. От того, какие цели и задачи ставит перед собой автор.

Вот имена самых известных мастеров эротической фотографии: Игорь Мухин, Александр Гринберг, Ньютон Хельмут, Ирина Ионеску, Нобуёси Араки, Берт Штерн, Франтишек Дртикола, Брассай, Роберт Мэпплторп, Жозефина Сакабо.

Особенности жанровой фотографии

Перейти к содержимому

Жанровую фотографию без лишних преувеличений можно назвать самой сложной и субъективной категорией. Спорить о жанровости отдельно взятого снимка неблагодарная затея. Исторически сложилось, что жанровой считается фотография демонстрирующая событие, человека в какой-либо ситуации, действии. Все это атрибуты документальной фотографии, где нет места постановке. Но в истории фотографии известны случаи, когда жанровая фотография целиком продумана и постановочна.

Каждый сам для себя должен решить, где заканчивается жанровость и начинается постановочное фото. По правде говоря, в природе отсутствует не постановочная фотография. Даже полностью случайный кадр не может существовать без вмешательства фотографа, что по сути и является ничем иным как постановкой. Представим другую ситуацию: фотограф скомпоновал кадр и выжидает нужную ситуацию для того чтобы своевременно нажать кнопку спуска затвора.

Любопытно сравнение репортажной фотографии и жанровой. При всей внешней схожести у них достаточно и различий. Репортажные портреты политиков, деятелей культуры, гражданских активистов или просто обычных людей остаются всего лишь сканированием реальности без всякого намёка на жанровость. Но стоит поместить кого-либо из вышеперечисленных людей в определённую ситуацию с ярко выраженным действием, историей или даже взаимодействием объекта съёмки с окружением – этот снимок в тот же час смело причисляем к жанровому.

В мире все относительно и фотография не исключение. Глупо разделять жанры фотографии по чётким канонам. А как же быть с пейзажем, где присутствует человек. Это портрет или пейзаж? Кстати говоря, только лишь классическому пейзажу, да натюрморту невозможно причислить жанровость. Даже съёмку моделей для глянцевых журналов при желании можно наделить и жанровостью, и репортажностью при этом не отнимая постановочности.

Портретная фотография уже начала своё стремительное движение к жанровой категории. Все чаще можно увидеть правдоподобные портреты документального стиля с продуманным светом и заранее обозначенной темой. Да, это не чистая жанровая фотография, но её присутствия нельзя отрицать. Фотография не может стоять на месте, эта взаимосвязь жанров и дальше будет усиливаться.

Статья написана специально для сайта Про фото PRO

Немного истории

Возвращаясь к истории появления фотографии нельзя не упомянуть, что самый старый из сохранившихся снимков дотирован 1826 годом и сделана Ж. Ньепсом. Процесс экспозиции на тот момент длился более 8 часов. Сам же термин «фотография», что походит от древнегреческого – светопись, появился спустя 13 лет. С момента появления первых черно-белых снимков, фотография развивалась и совершенствовалась благодаря изобретателям и ученым из разных уголков мира. Желание получить фотографию в цвете реализовалось в 1862 благодаря британскому физику Дж. Максвеллу. С начала 20-го столетия фотография стала доступна простым обывателям, когда в продаже появились запатентованные Братьями Люмьер фотопластины, позволяющие получать цветные фотоснимки. Такие виды фотографий, как цветные и черно-белые с тех самых пор и до наших дней активно сосуществуют. Процесс изготовления фотографии в первой половине 20-го века занимал значительное время, но все изменилось в 1948 году, когда компания «Палароид» выпустила первый фотоаппарат, позволяющий делать моментальные снимки.

Конец двадцатого столетия можно назвать временем цифровой фотографии, которая c 1990 года (когда компания «Kodak» выпустила первый цифровой фотоаппарат) стала неотъемлемым спутником людей во всем мире. Именно цифровой способ преобразования информации позволил вытеснить пленочную форму ее отображения из большинства сфер применения.

Учитывая особенности более вековой истории фотографии, модно выделить разные ее виды по отдельным признакам.

Виды фотографий

  • Первым признаком, который напрашивается сам собой, является цветность фотографии: черно-белая или цветная.
  • В зависимости от принципа получения фотографии выделяют: пленочную фотографию, цифровую фотографию, электрографическую фотографию.
  • Учитывая характер восприятия изображения на фотографии, различают плоскую и стереоскопическую (объемную) фотографию.
  • В зависимости от вида деятельности, в котором применяется, можно выделить такие типы фотографий: научная, публицистическая, художественная.
  • В соответствии с характером изображаемого объекта фотографии делятся на жанры.

Выделяют следующие жанры фотографий:

Пейзаж – вид фотографии, который запечатлевает элементы природы. Это может быть сельский пейзаж (лес, пруд, поля), морской, либо городской пейзаж (улицы, архитектура).

Портретные фото – виды фотографий, которые представляют собой изображение человека или нескольких людей. Портреты делятся на индивидуальные, парные и групповые.

Уличная фотография относится к документальному виду и отображает людей в общественных местах.

Репортаж – жанр фотографии, который заключается в фиксации интересных моментов жизни.

Жанровая фотография отображает какой-то сюжет или действие.

Наряду с представленными жанрами также выделяют рекламную, документальную фотографию, а также, жанр репродукции, фотоохоты и макросъемки.

Портрет

Жанр портрета весьма широко распространен во всех видах и жанрах изобразительного искусства. И фотография тут, конечно же, далеко не исключение. Точно так же, как и в пейзаже, популярность, внешняя простота и доступность этого жанра не говорят о том, что он доступен каждому, кто взял в руки фотоаппарат. Присмотритесь внимательно к фотографическим портретам, сделанным великими мастерами этого жанра. Портрет — это не просто фотография человека, на которой он похож сам на себя внешне. Хороший, настоящий портрет передает характер человека, его внутренний мир. Для того, чтобы создать по-настоящему хороший фотопортрет, нужно обладать огромным опытом, знанием человека, его психологии, умением понимать портретируемого. Кроме всего прочего, нужно знать и понимать свет, уметь правильно его организовать… Портрет можно и даже нужно назвать самым сложным жанром из всех жанров фотографии.

Самыми лучшими фотопортретистами мира можно назвать Моисея Наппельбаума и Юсуфа Карша. Так же жанр портрета своим творчеством и свои имена в нем прославили и прославляют Александр Родченко, Лилиан Басман, Синди Шерман, Марио Герт, Диана Арбус, Виктория Уилл, Ева Арнольд, Берт Штерн и множество других великолепных мастеров фотографии.

Определение

На самом деле грань между просто портретом и жанровой его разновидностью достаточно условна. Просто изображение человека без каких-либо событий на заднем плане можно смело относить к жанру портрета в целом. А вот появление на заднем плане деталей или других людей, имеющих какое-либо, хотя бы небольшое, отношение к происходящему на переднем, уже можно назвать жанровым портретом. Поэтому, очевидно, многие произведения, заведомо являющиеся представителями портретного искусства, можно с такой же легкостью причислить к жанровой его разновидности. Таким образом, особенности жанрового портрета — это соотнесение персонажа или нескольких на переднем плане с окружением.

Фотография

Жанровый портрет в фотографии определяется аналогично. Если фон или задний план не имеет истории, связанной с передним, на котором располагается человек или несколько, то, очевидно, это просто портрет. Однако любая, самая незначительная связь, а то и просто намек на нее, автоматически переносит фотографию в разряд жанрового портрета, естественно, при условии, что на переднем плане наблюдается один или несколько человек.

Жанровый портрет, как, впрочем, и жанровая живопись, похож на своеобразное зеркало, в котором люди видят себя, постигая то, кем они на самом деле являются. Истоки понятия восходят к изображению сцен обыденной жизни, то есть чуть ли не к временам наскальных рисунков. Впоследствии подобное искусство проявлялось в наглядном представлении праздников и других мероприятий, происшествий и т. п. Все это примеры классической жанровой живописи. Понятие с появлением фотографии, а затем и проявления ее как отдельного искусства среди изящных его форм, перекочевало в нее, сформировав здесь собственные законы. Именно этим канонам теперь и следуют фотографы, снимающие жанровый портрет.

Самым главным законом при создании таких снимков стало требование наличия сюжета. Тематикой зачастую являются события повседневной жизни, случайные сцены из контекста обыденности, социальная и бытовая среда людей. Таким образом, основным отличием портрета от жанровой его разновидности можно назвать отсутствие процесса, действия или намека на него.

Ограничение во времени съемки портрета

Раньше, когда фотография как вид искусства только зарождалась, фотографы работали с длинными экспозициями, и люди должны были сидеть неподвижно перед камерой довольно долгое время.

Благодаря этому снимок получался «глубже» — отображались черты характера, но терялось ощущение мимолетности момента, легкости. Сегодня с развитием технологий кадры получаются за мгновения, и на них необходимо совместить и «сиюсекундный» момент жизни, и наиболее типичные черты, которые позволяют узнать данного конкретного человека.

В отличие от живописного художника, который имеет много времени для знакомства с моделью, чей портрет он пишет, фотограф крайне ограничен в сроках. За более короткий период времени фотограф должен увидеть не только психологический образ человека, его внешние и внутренние особенности, найти наиболее характерные позы для портрета и выражения, но и составить композицию из света, теней, фона и окружения, подчеркивая индивидуальность и уникальность момента.

Уличная фотография

Жанр уличной фотографии не менее интересен и увлекателен, чем два описанных выше. И, к тому же, он не менее сложен, чем они. Уличная фотография —  это, прежде всего, документальная фотография. Она близка по своей сути к жанру социальной фотографии.  Но ее спектр несколько шире. Уличная фотография —  это далеко не просто фотографирование улиц различных городов. Это документирование повседневной жизни, быта обыкновенного человека, его обыденности, жизнедеятельности в своей привычной среде. Хороший снимок, сделанный в этом жанре, обычно отражает душу улицы, предает зрителю ее настроение, показывает ее жизнь естественно, без прикрас, без какого-нибудь внешнего вмешательства автора фотографии. Уличную фотографию в какой-то мере можно отнести к фотожурналистике.

Этим видом фотографического искусства известны в основном информационные агентства. Самое популярное из них сегодня — «Magnum».

Прославили уличную фотографию такие мастера, как Александр Родченко, Хо Фань, Элиот Эрвитт, Альфред Эйзенштадт, Эрнст Хаас, Стюарт Д. Гальперин, Дайдо Морияма, Ринко Каваучи,  Трент Парк, Эли Рид, Тай Кэй Чин, Зое Штраус,  Сибилла Бергеманн, Диана Арбус, Ева Арнольд,  Андре Кертес, Роберт Франк, 

Темы бытового жанра в XVIII веке

В Италии жанровая живопись расцвела в XVIII веке. Особенностью художников  этой страны становятся известные на весь мир сценки из персонажей комедии масок, итальянского театра, венецианского карнавала. Даже в простых описаниях жизни бедноты художники подчеркивают необычность и причудливость происходящего вокруг. При этом, рассказывая о комедийных сюжетах, мастера бытового жанра пишут смешные сценки в мрачной атмосфере, свойственной для того времени.

А. Маньяско. Обучение сороки

Когда речь заходит о понятии бытовой жанр, особенности его развития можно проследить по французской линии. Практически не замечающие ранее этот жанр художники начинают писать свои работы в данном направлении. А. Ватто, Ф. Буше, К. Верне, Ф. Мерсье – это совсем не полный список известных жанровиков того времени. У некоторых жанровая живопись играет роль наставления и морали, у других – развивается по принципу идеализации, свойственной голландским художникам. В ней встречаются и признаки барокко, рококо, они или очень реалистичны или наоборот, искусственно-ложные.

Ф. Мерсье. Юный дегустатор.

Художники обращаются к новым техникам, видам красок, рисуют миниатюры и крупные полотна, гравюры, пробуют пастель и масло. Появляются и первые коллекционеры. Но это не дань искусству, а скорее новая мода, признак престижа.

Среди мастеров других стран следует обратить свой взгляд на бытовой жанр известных художников: У. Хоггарта и Т. Гейнсборо из Великобритании, Ф. Гойя из Испании, известного немецкого гравера Д. Н. Ходовецкого.

У. Хоггарт. Предвыборный банкет.

От эпохи Возрождения до эпохи расцвета

Постепенно рисунок становится частью рассказа, который художники пытаются донести до потомков. Они описывают реальные события как жизни обычных людей, так и знаменитостей, целых городов и стран.

Картины бытового жанра начали писать мастера эпохи Возрождения. Жанровые сценки постепенно отделяются от религиозной живописи. В Италии творили Джотто, Лоренцетти, позже Джоржоне и Бассано, в Нидерландах П. Брейгель, Ян ван Эйк. Все они часто соединяли в картинах повседневную жизнь с известными событиями своего времени, рассказывали о мирном труде и жизни современников.

П. Брейгель старший. Охотники на снегу.

История развития бытового жанра XVI века дошла до нас и во французской миниатюре братьев Лимбургов, в немецкой гравюре Шонгауэра.

Городской, или архитектурный пейзаж

Если говорить в общем, в широком смысле, архитектурный городской пейзаж – это прежде всего фотографирование города, его эстетики, красоты, культуры. Фотографирование зданий и сооружений, существующих в городской среде, живущих в ней своей собственной жизнью. Городской пейзаж немного схож с жанром уличной фотографии. Различие двух этих жанров фотографического искусства прежде всего в том, что пейзаж подчеркивает красоту улиц, а не то что на них происходит.

Сложность и интерес этого жанра в том, что при своей работе фотограф вынужден использовать тот свет, который имеет место быть в конкретном месте в конкретный момент. В отличие от студийной или репортажной съемки, при съемке городского пейзажа невозможно использовать дополнительные осветительные приборы. Днем это обычно всего один источник света – солнце. В ночном городе число источников света измеряется сотнями, если не тысячами. Это и огни рекламы, и фары автомобилей, и свет из окон домов, и уличные светильники различных форм и систем… Порой свою роль может сыграть даже огонек сигареты курящего прохожего. А луна? Это тоже великолепный источник света. Про нее никак нельзя забывать.

Современная техника и опыт творческой работы в жанре городского пейзажа позволяют современным мастерам фотографии создавать великолепные по своей красоте и глубокие по содержанию работы. Они умеют работать со светом и тенью, с композицией, ставят всевозможные эксперименты…

Вот имена известных фотографов, которые занимаются городским пейзажем: Йозеф Судек, Дэйв Хакер, Сюзан  Барнштейн, Стюарт Д. Гальперин, Джозеф Заруб,  Хо Фань, Уильям Абранович.  

Русский бытовой жанр

Быт крестьян, его сложность и тяжесть, выходят на первое место. Появляется понятие русского реализма, превратившего направление живописи в глубокое, социально направленное средство критики царской России, прославляя простого человека и обличая чиновников. Показатель значимости жанра в стране можно увидеть в любом музее – достаточно сравнить картины любого художника того времени. Небольшие портреты знаменитостей и огромные масштабные полотна, изображающие обычных людей («Бурлаки на Волге», «Ремонтные работы на железной дороге» К. А. Савицкого и пр.).

Основоположник бытового жанра в русском реализме, А. Венецианов, прежде всего, изображал в своих картинах очаровательную повседневность крестьянской жизни. Тяготы и страдания отходили на второй план.

А. Г. Венецианов. Гумно.

В России направление получило признание благодаря передвижникам. Бытовой жанр передвижников просто кричал с картин о том, что крепостное право устарело, переросло себя, что необходимы перемены в жизни простого человека. 

Самой масштабной фигурой среди этих жанровиков следует назвать И. Е. Репина. Это имя – ключевое, когда речь заходит о русском реализме того времени. Он охватил своим творчеством все возможные направления – от пейзажа до истории. Но бытовой жанр стал наиболее востребованным как в его время, так и в настоящее. Именно он писал картины «на злобу дня», соединяя многие жанры в единое. И именно его картины – источник изучения и вдохновения на уроках искусства, литературы, русского языка.

И. Репин. Бурлаки на Волге.

Не отставал в показе тягот жизни народа и В.И. Суриков.

В. Суриков. Утро стрелецкой казни.

Социально-бытовые проблемы доносили до людей художники П. Федотов, К. Брюллов, С. Коровин, И. Крамской, К. Савицкий и др. Причем многие рассказывали о разных сословиях, часто смешивая в одной картине сразу несколько историй. Часть их них просто повествовали, часть высмеивали, где-то добро шутили, а где-то показывали весь ужас сложившейся ситуации.

П. Федотов. Сватовство майора.

Не отставали художники и в изображениях купеческой повседневной жизни. Например, этим прославился Б. Кустодиев.

Б. Кустодиев. Купчиха за чаем.

Бытовой жанр – это не только возможность полюбоваться творениями мастеров. Прежде всего, это история человечества. Причем, в отличие от исторического жанра, с которым тесно переплетается в некоторых моментах, бытовая живопись дает нам сведения о самых простых идеях, желаниях и воплощениях людей. Фрагменты реальности с разных картин складываются в единое целое, что позволяет узнать нам больше правды о жизни наших предков.

Источники

  1. Детская энциклопедия для среднего и старшего возраста. Том 10: Литература и искусство / Д.Т. Благой, Л.И. Тимофеев, В.Н. Шацкая. – М.: Издательство Академии Педагогических наук РСФСР, 1961 г. – стр. 336-340.
  2. Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7, часть 1 / Гл. ред. М. Аксенова. – М.: Издательство Аванта +, 1998 г. – 688 с.
  3. Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7, часть 2 / Гл. ред. М. Аксенова. – М.: Издательство Аванта +, 2000 г. – 656 с.
  4. Справочник школьника. История мировой культуры / сост. Ф.С. Капица, Т.М. Колядич. – М.: Филолог. Об-во «Слово», Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, ТКО «АСТ», 1996. – 610 с.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: