Альтернативная история живописи xix века

Применение орнаментов

Традиция использовать орнаменты во многих странах Африки тянется до сих пор. В каждом из узоров отображается накопленная веками мудрость предков, мировосприятие и вера. Африканские орнаменты и узоры не создавались просто так, в них вкладывали особый смысл.

В зависимости от значения узоры применялись для разных ритуалов и церемоний. Их могли наносить на предметы быта и украшения, на вещи, которые отправлялись в могилу вместе с покойником, на предметы, которые использовали для ритуалов, на оружие.

Часто, африканский орнамент наносился на одежду. В Западной Африке для этого была придумана специальная техника. Орнамент выцарапывали на воске, который перед этим наносился на ткань. Затем ткань вываривали в кипящей краске. Воск таил под воздействием температуры, но рисунок отпечатывался на ткани. Ещё одним способом было нанесение орнамента деревянными штампами, которые смачивали в краске.

Другим материалом для нанесения узоров является кожа. Чтобы защититься от врагов или одержать победу на охоте, африканцы расписывают себя символами. Некоторые наносятся для определенных случаев и обрядов, другие можно носить постоянно.

Ндебеле

Общее название нескольких южноафриканских племён. В 1883 году война с другими народами принесла большие трудности: жители потеряли свои соломенные дома. Новые жилища начали строить из глины, а женщины стали расписывать их стены, обозначая статус и социальную принадлежность своей семьи.

Традиция росписи жилья ндебеле переходит от матерей к дочерям, олицетворяет уровень женского мастерства и, в отличие от многих африканских паттернов, не несёт в себе сакрального или религиозного значения.

До семидесятых годов ндебеле рисовали руками, затем женщины начали использовать кисти из перьев — линии стали аккуратнее и во всех узорах появилась тонкая чёрная обводка.


Кисти ндебеле. Фото: Wikimedia Commons
Современный вид росписи ндебеле на домах. Фото: Wikimedia Commons

Ндебеле — один из самых известных африканских паттернов. Его используют в полиграфии, логотипах, дизайне интерьера, одежды.


Коллекция Сэнди Мазибуко на Oxford Fashion Show в Париже. Фото: House of Fabrosanz
Мурал с использованием паттерна ндебеле на ограждении футбольного центра Nike в Йоханнесбурге. Фото: Nike / Karabo Poppy Moletsane

Художница Эстер Малангу из Южной Африки научилась росписи ндебеле у матери. В 1991-м она получила запрос от BMW и оформила выставочный BMW 525i, а в 2016-м — модель 7-й серии.

Адире

Паттерны адире начали массово производить в Нигерии в двадцатых годах XX века после пришествия европейцев в Африку. В шестидесятых он стал очень популярен среди хиппи. Каждый сюжет адире имеет историческую трактовку, иногда связан с астрологией или отношениями между племенами.


Адире с изображением короля и королевы на ткани, сотканной с использованием крахмала кассавы. Изображение: Victoria and Albert Museum / London
Фрагмент адире с изображением скорпиона, означающий, что женщина, носившая эту одежду, пользовалась уважением. Изображение: Victoria and Albert Museum / London
Чехол для планшета с адире. Изображение: Society6
Рюкзак JanSport с адире. Изображение: Ubuy

Король народа Йоруба решил разукрасить свой «бентли» паттернами адире и поручил это Ронке Адемилуи, хозяйке фабрики по производству национального текстиля и одежды Adire Oodua Textile Hub. Таким образом король выражает Ронке почтение за обучение и предоставление рабочих мест молодёжи и женщинам в Нигерии.

Цвета Африки

Все узоры имели смысловую нагрузку не только по оттиску, но и по цвету.
и узор белого цвета символизировали духовное единство с богами. Так же об африканском стиле можно почитать в .

Белый орнамент трактовали как цвет чистоты и дружелюбия

Красный цвет имел различное значение. Так, в племенах Бакуба и Ашанти это цвет траура. Для племен Центральной части он символизировал крепкое здоровье и долгую жизнь. Нанесение орнаментов красного цвета на тело больного стимулировало к выздоровлению.

Желтый цвет – это цвет юношей и использование его в росписи для мальчиков было под запретом.
Детям до 8 лет были разрешены красный и белый цвета. За нарушение запрета следовало наказание.

Желтая африканская роспись по телу

Бамилеке ндоп

Назван в честь народа Западного Камеруна. Голубые линии паттерна абстрактны и геометричны, а традиционный цвет фона индиго символизирует небо и сильную душу. Племена Камеруна используют бамилеке ндоп для сакральных церемоний.


Бамилеке ндоп. Изображение: Afrilege

В Камеруне построили отель в стиле племён Бамилеке, чтобы погрузить гостей в культуру народа Центральной Африки. Паттерн использовали для оформления сайта, фасада и комнат.


Сайт отеля Zingana. Скриншот: сайт отеля Zingana
Башни отеля Zingana. Фото: отель Zingana

Дизайнер Франциска Муноз Олива разработала дизайн плакатов для фестиваля культуры сообщества бамилеке.


Постеры с бамилеке. Дизайнер Франциска Муноз Олива. Изображение: фестиваль культуры сообщества бамилеке / Франциска Муноз Олива

Англо-бурская война

Драматические события происходили на Юге Африки. Это было единственное место на континенте, где белые воевали с белыми: англичане с потомками голландских переселенцев — бурами. Борьба за Южную Африку была долгой, упорной и несправедливой с обеих сторон.

В начале XIX в. Капская колония перешла в руки Англии. Новые хозяева отменили рабовладение и тем самым нанесли сильнейший удар по земледельческому и скотоводческому хозяйству буров, основанному на рабском труде. В поисках новых земель буры начали свое великое переселение на север и восток, в глубь континента, безжалостно уничтожая местное население. В середине XIX в. они образовали два независимых государства — Оранжевое Свободное Государство и Южно-Африканскую Республику (Трансвааль). Вскоре на территории Трансвааля были Найдены огромные запасы алмазов и золота. Это открытие и решило судьбу бурских республик. Англия сделала все возможное, чтобы прибрать сказочные богатства к своим рукам.

В 1899 г. разразилась англо-бурская война. Симпатии многих людей мира были на стороне маленького бесстрашного народа, бросившего вызов крупнейшей державе того времени. Война, как и следовало ожидать, закончилась в 1902 г. победой Англии, которая стала безраздельно господствовать на Юге Африки.

Южная Африка в 1800—1900 гг.

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

Верховный вождь Лобенгула и его народ

Лобенгула — верховный вождь народа матабеле

Продвигаясь в глубь континента, буры вытеснили матабеле с территории Трансвааля в междуречье Замбези — Лимпопо. Но и здесь изгнанники не нашли покоя. Борьба за междуречье, на которое претендовали и англичане, и буры, и португальцы, и немцы, подогревалась слухами о богатых месторождениях золота на новых землях матабеле. Наиболее крупной силой в этой борьбе были англичане. Под угрозой применения силы они заставили Лобенгулу «подписать» (поставить крестик) в 1888 г. неравноправный договор. А в 1893 г. англичане вторглись в земли матабеле. Началась неравная борьба, закончившаяся через три года присоединением междуречья к английским владениям в Южной Африке. Из-за различий культур и представлений о жизни и окружающем мире африканцам трудно было понять европейцев

И все же наиболее дальновидные люди, как, например, вождь Лобенгула, смогли разобраться в обманных маневрах англичан и в их методах борьбы за Южную Африку: «Видели вы когда-нибудь, как хамелеон охотится за мухой? Хамелеон становится позади мухи и некоторое время остается неподвижным, затем начинает осторожно и медленно продвигаться вперед, бесшумно переставляя одну ногу за другой. Наконец, приблизившись достаточно, он выбрасывает свой язык — и муха исчезает

Англия — хамелеон, а я — муха».

Использованная литература:В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX — нач. XX в., 1998.

Картины африканских художников

Африканское искусство всегда является для европейцев и американцев экзотикой, не смотря на то, что теперь можно легко достать работы любых мастеров подходящей тематики. Так как эти картины очаровывают безграничным колоритом и особенными метаморфозами, то выставки с работами художников Африки регулярно проводятся по всему миру.

Всякая картина создаётся художником не просто с помощью кисти, в каждой работе присутствует душа творца и всего его рода, потому что африканцы в каждый штрих способны вложить тайный смысл, непонятный человеку с другого континента. И все такие мелочи передают мощную энергию Африки, зашифрованную в мелких мазках.

Вот некоторые известные художники Африки:

  • Малангатана Валенте Гвенья;
  • Атхи-Патра Руга;
  • Гатинья Ямокоски;
  • Патриция Токав-Седх;
  • Барри Абдул;
  • Пауло Акиики.

Художник из Мозамбика Малангатана Валенте Гвенья однозначно прославил свою Родину, так как он был даже удостоен звания «Художник года» (1997 г), которое присудило ЮНЕСКО. Умер он 3 года назад в Португалии.

Малангатана в работах объединял традиционные для африканских картин приёмы динамики и гротеска с европейскими техниками.

В его творениях просматриваются черты народного искусства из родного Мозамбика — яркие цвета, контрастные сочетания. Всё это поддерживает главную идею — неототемизм, который подчёркивает равноправие между всеми людьми и другими существами на планете.

Известные картины:

  • «Птиц тоже ловят»;
  • «Люди и звери».

Другой африканец, Атхи-Патра Руга, продолжает трудиться на территории Родины, его не прельщают комфортные условия современной Европы. Его творения всегда очень яркие и динамичные, во многом это заслуга того, что в картинах он использует разнообразнейшие цветы. Помимо полотен он ещё создаёт и всевозможные скульптуры с теми же цветами.

Персонажи и сюжеты Атхи-Патра Руга берёт из знакомых с детства мифов, он желает их популяризировать, так как эти рассказы поучительные и занимательные.

Мастер для своих картин использует материалы, добытые в окружающей местности или сделанные собственноручно (бамбук, шкуры, холсты из тростника). В украшении готовых холстов также применяются цветы.

Художница из Африки Гатинья Ямокоски покинула родину, однако, и в Америке она всячески культивирует родную ей культуру. Гатинья является владелицей виртуальной галереи, через которую художники из её родного континента могут продавать свои творения, привезённые ею лично.

К тому же Ямокоски сама пишет картины, передающие особенности традиций и обычаев Кении, где она родилась.

Классическая африканская живопись имеет множество отличий от классической европейской, чем всегда привлекала к себе внимание и художников и многих зрителей. Ранее такое искусство живописи Африки считалось примитивным, но тем не менее всегда пользовалась популярностью

Африканский стиль оказал влияние на многие современные стили живописи

Ранее такое искусство живописи Африки считалось примитивным, но тем не менее всегда пользовалась популярностью. Африканский стиль оказал влияние на многие современные стили живописи.

Живопись Африки — это, прежде всего, яркие насыщенные цвета этого континента. Все оттенки красного, оранжевого и желтого, коричневого и охры — цвета солнечной пустыни, саванны земли. И, контрастирующий с ними, ярко-зеленый — цвет джунглей и разнообразной тропической растительности.

Отличительной особенностью африканской живописи является также практическое отсутствие перспективы, одноцветный фон с небольшим количеством оттенков, присутствие различных орнаментов и знаков. Часто наблюдается связь сюжета картины с миром духов.

В творчестве художников много мистики, жизненной силы и экспрессии. В основном в сюжетах изображаются бытовые сцены повседневной жизни людей, либо дикие животные Африки с привычным для них пейзажем.

Эфиопия против европейской колонизации

Еще в XVI в. Эфиопию пытались завоевать турки-османы и португальцы. Но все их попытки были безуспешными. В XIX в. интерес к ней стали проявлять развитые европейские державы, особенно Англия. Она открыто вмешивалась во внутренние дела этой африканской страны, а в 1867 г. 15-тысячная английская армия вторглась в ее пределы. Европейские солдаты были вооружены ружьями нового образца. Произошло одно, но решающее сражение — битва человека с машиной. Эфиопские войска были разбиты, а император, не желая сдаваться, застрелился. Англичане потеряли всего двух человек.

Побежденная страна лежала у ног завоевателей, но Англия не смогла воспользоваться плодами своей победы. Произошло то же, что и в Афганистане. Против завоевателей были и природа и люди. Англичанам не хватало продовольствия, питьевой воды. Их окружало враждебно настроенное население. И они были вынуждены покинуть страну.

В конце XIX в. над Эфиопией нависла новая угроза. На этот раз со стороны Италии. Ее попытки установить протекторат над Эфиопией были отвергнуты умным и дальновидным императором Менеликом II. Тогда Италия начала войну против Эфиопии. Менелик обратился к народу с воззванием: «Из-за моря пришли к нам враги, они нарушили неприкосновенность наших границ и стремятся уничтожить нашу веру, наше отечество… Я собираюсь выступить в защиту страны и дать отпор врагу. Пусть всякий, у кого есть силы, следует за мною». Эфиопский народ сплотился вокруг императора, и ему удалось создать 100-тысячную армию.

Император Менелик II лично руководит действиями своей армии. В битве под Адуа итальянцы из 17 тыс. солдат потеряли 11 тыс. убитыми и ранеными. В борьбе за целостность своей страны Менелик II старался опереться на Россию. Последняя, в свою очередь, была заинтересована в сильной независимой Эфиопии

В марте 1896 г. произошло знаменитое сражение под Адуа. Впервые африканская армия сумела разгромить войска европейской державы. Более того, был подписан мирный договор, по которому Италия признавала суверенитет Эфиопии — единственного независимого африканского государства в конце XIX в.

Африка в наши дни

Модный сегодня африканский
цветок покорил подиумы.
Крючкомсоздаются целые полотна африканского узора, где шестиугольный
цветок основа композиции.

Светские львицы могут дополнить свой образ экспрессивным клатчем, вывязанным
крючком в африканском стиле.

Вязаный клатч из африканских цветов

Романтичные особы могут вывязать
крючком нежные африканские мотивы для украшения сумки и одежды.

Сумка из африканских цветков

Пошаговая инструкция вывязывания афроцветка:

  1. Красной ниткой вывязать 5 в.п. и замкнуть кольцо.
  2. Далее провязываем 3 в.п. — подъем, 1 сн замкнуть в кольцо. Последовательность провязать 5 раз и дополнить 1 в.п. и соединительным столбиком, образовывающим верхнюю петлю подъема. Нить обрезать.
  3. Присоединить нитку контрастной пряжи. Набираем от арки из в.п. следующую последовательность: 3 вп, 1 сн, 1 вп, 2 сн в начальную арку. Потом вывязываем 2 сн — 1 вп — 2 сн с пятикратным повторением для арок из 1 вп. Не забыть соединения с крайней петлей подъема.
  4. Продолжаем 1 сс в арку из 1 вп, далее 3 вп подъем, 6 сн. Переходим от арки к арке провязывая 7 сн в каждой, объединяя соединительным столбиком. Обрезаем затянутую нить.
  5. Прикрепляем синюю нить к краю четвертого ряда. Начиная от воздушной петли, провязываем 7 сбн к предыдущему ряду и 1 сн в промежутке двумя рядами ниже. Повторить 6 раз. Соединение закрепить на первом сбн. Нить срезать.
  6. Белую нитку крепим в конце 5 ряда. Вяжем 3 вп — 3 сн — 1 вп — 1 сн. После повторяем 3сн — 1 вп — 4 сн — 1 вп — 1 сн. Заканчиваем узор 3 сн — 1 вп. Соединение в верхней петле.
    Мебель, декорированная африканскими цветками смотрится очень оригинально

    Крючком можно связать салфетки различного размера для стилизации повседневного приема пищи.

    Коврики для горячих кружек

    Цветок, как узор, может быть применен для создания детских игрушек в африканском стиле. Дети будут в восторге от такого мягкого друга.

    Детские мягкие игрушки из африканских цветков

    Африканские мотивы экспрессивны, колоритны и энергичны.

    Африканский шестиугольный цветок

Кенте

Самый популярный текстильный узор Западной Африки. Традиционно кенте ткали из толстых хлопковых нитей, а для королевских семей — из шёлка.

Существует как минимум 350 разновидностей паттернов кенте, самые популярные из них — адвинаса, абакофо мму ман и сика футуро.

Адвинаса — паттерн, означающий престиж. Основное отличие кенте адвинаса в смешанной технике его производства.


Текстиль с паттерном адвинаса. Изображение: Project Bly
Подарочные пакеты с паттерном адвинаса. Фото: Venus Island

Абакофо мму ман — паттерн, символизирующий демократию и участие народа в управлении нацией. Сплетение девяти квадратов в центре повторяет очертания церемониальной стрижки королевских советников. Ношение абакофо мму ман означало поддержку политической атмосферы.


Кенте абакофо мму ман. Изображение: Afrikan Attire

Компания «Египетские авиалинии» купила три самолёта для «Ганских международных авиалиний». Гана расположена в центре Западной Африки и с появлением первых собственных самолётов должна стать одним из важных транспортных хабов на континенте.

Проект имеет важное значение для государства, поэтому хвост и турбины самолётов украсили паттерном абакофо мму ман — исторически он символизирует участие народа в управлении страной. Дизайн самолёта Boeing 787-9

Изображение: страница The Boeing Company в Twitter


Дизайн самолёта Boeing 787-9. Изображение: страница The Boeing Company в Twitter

Сика футуро — символ Ганы как одной из главных территорий по золотодобыче. Сика футуро переводится как «золотая пыль». Жёлтый, оранжевый и красный считаются цветами золота и богатства. В XI веке только короли могли использовать этот паттерн.


Ткань сика футуро. Изображение: Tribalgh
Головной убор с сика футуро. Изображение: Ayan Boutique

Емаа да, или «то, что не случалось раньше», — паттерн, когда-то поразивший короля Асанте своей уникальностью и непохожестью на другие. В XVIII веке его использовали люди высокого ранга как символ креативности и инноваций.


Кенте емаа да. Изображение: Project Bly
Кенте емаа да в домашнем интерьере. Изображение: Project Bly

Несмотря на особенности значений видов кенте, паттерны можно сочетать между собой. Например, для популярной в Гане радиостанции Kente Садик Гаруба создал логотип и приложение, где сочетает паттерны сика футуро, емаа да и другие. Радио транслирует музыкальные и культурные программы и продвигает хайлайф-музыку.

Древнейшее искусство африканской живописи

В целом все искусство африканской живописи довольно разнообразно и произведения авторов разных частей материка сильно отличаются друг от друга. Выделяются много отдельных направлений и стилей, как правило, в зависимости от местности. Их огромное множество и описать все сразу не представляется возможным. Мы будем постепенно знакомиться с ними на нашем сайте.

Можно выделить несколько основных областей зарождения африканской живописи. В первую очередь это территория Западной Африки — Гвинея, бассейн реки Нигер, Ангола и Конго. Здесь формировались древнейшие африканские цивилизации, довольно обособленные от остального мира, и потому имеющие свои ярко выраженные аутентичные черты.

Искусство живописи в традициях Восточных несет отпечаток влияния арабского ислама, поскольку жители этих территорий всегда активно общались между собой. Жители Судана, Ганы, Мали активно торговали с Северной Африкой, Египтом и потому местное искусство носит здесь свои характерные черты.

Африканское побережье Индийского океана своими культурными традициями тесно связано с искусством Ирана, Индии и остальным исламским миром.

Живописное искусство древней Абиссинии наоборот мало перемешивалось с другими многочисленными и отличается своей особенной очень узнаваемой стилистикой. В этом районе популярны изображения на библейские темы, ведущие свои корни от росписи древних православных храмов и иллюстраций древних манускриптов.

Отдельно можно выделить и традиции древней цивилизации Йоруба, и культуру района Зимбабве, и, конечно же, живописное искусство жителей древней Южной Африки.

Вплоть до XIX века считалась примитивной, однако, как это ни странно, имела большое влияние на Европейское изобразительное искусство. Необычные формы взяли себе на вооружение различные авангардистские течения. Особо заметно это стало в начале XX века. С тех же пор, африканская живопись стала рассматриваться как серьёзное искусство, которое требует особого внимания.

Африканский стиль отличается мощной экспрессией, энергией, которая воплощается как в самих формах, так и в символах их сопровождающих. Ещё одним непременным атрибутом является присутствие в работах африканских мастеров сакральной связи с миром духов и Богов. Удивительно, но цвета, которые превалируют на картинах африканских художников, очень точно отображают цвета пейзажей этого континента. Яркие, зёлёные — как джунгли, жёлтые — как пустыни и саванны, красные — как жаркое и палящее солнце. Кроме того, характерным цветом для африканской живописи являются различные оттенки коричневого, начиная о палевого, до почти красного. Идёт ли такое сочетание цветов ещё от наскальных рисунков или является позднейшим изобретением здешних мастеров неизвестно. По этой теме написано масса книг и научных статей, однако самого секрета уникальной живописи этого континента так никто и не разгадал.

Африка, особенно Южная Африка, долгое время оставалась нетронутой и недоступной для Европейцев. Местные племена жили в своём мире, не общаясь с остальным, поэтому их искусство так не похоже на привычное нам. Оно развивалось самыми непредсказуемыми путями и в результате стало настолько обособленным, своеобразным, что первые зрители даже не могли понять, что это очень красиво и профессионально сделано. Канонические формы, традиционные мотивы, жизнь и быт, заботы и хлопоты, верования, страхи и чаяния жителей континента, где не бывает холодов и снега, отображаются в их рисунках и картинах и являются непонятными для людей, которые воспитывались плод влиянием совершенно иных идей и ценностей. Если наши далёкие предки могли полностью понять и проникнуться подобной живописью, то современному человеку это стало делать всё сложнее.

Что же такое Африканская живопись
!? Если попытаться рассказать о ней в нескольких словах, то это: одноцветный фон, с несколькими оттенками; основной мотив произведения занимает практически всё пространство; отсутствует перспектива; присутствие орнамента и неких знаков; сама живопись выполнена широкими и размашистыми мазками или линиями; гротескные формы; динамика. Только со стороны это кажется примитивным. Многие авангардисты прошлого и нашего времени находят в этом особую гениальность. Такие формы современной живописи, как кубизм, примитивизм и некоторые другие были созданы только благодаря африканскому искусству.

Если вам необходима качественная, надёжная и долговечная

Берлинская конференция

Франция и Португалия не скрывали своего недовольства. Еще бы! Ведь их обошли в тот самый момент, когда они планировали захват конголезских территорий. Возникшие споры были разрешены на Берлинской международной конференции, созванной в 1884 г. по инициативе германского канцлера Бисмарка.

Представители 14 европейских государств «узаконили» на конференции территориальный раздел Африки. Для приобретения любой территории достаточно было «эффективно оккупировать» ее и своевременно уведомить об этом остальные державы. После такого решения бельгийский король мог быть совершенно спокойным. Он стал «законным» владельцем территорий, в десятки раз превышавших размеры его собственной страны.

Темы африканского искусства

Все искусство народов Африки можно разделить на три обширные темы. Первая из них — это своеобразный симбиоз Леса и Поселения. Члены племен носят специальные маски и наряды, отдавая дань этой двойственности: например, мужское начало преподносится в образе слона, сильнейшего животного, а женское — напротив, в ухоженном, максимально удаленном от «естественного» образе, представляющем цивилизацию и контрастирующим с диким, необузданным мужским.

Вторая тема — это отношения между полами. Занятие искусством в Африке нередко использовалось (и используется), как своеобразная «терапия», позволяющая семейным проблемам рассасываться и испаряться.

Третья большая тема — это проблема контроля над естественными и сверхъестественными силами, дабы достичь желаемого.

Каждому региону континента присущ свой стиль в искусстве. В западном регионе принято отдавать дань великим предкам и приносить символические жертвоприношения, что очень заметно влияет на общую картину местных предметов искусства. В Центральной же Африке искусство более прикладное, и здесь распространена оригинальная земляная архитектура, вышивка, ювелирные и кожаные изделия, замысловатые прически. Но что бы ни создавали африканские умельцы, их творчество всегда ярко и жизнерадостно, ведь оно призвано воспевать жизнь!

В наше время африканские мотивы очень популярны во всем мире. Многие сувенирные лавки могут предложить товары в «африканском» стиле, которые люди с удовольствием покупают в свои дома и украшают ими интерьеры. А у вас дома есть что-то африканское?

По словам современного немецкого художника Сабины Барбэ
(Sabine Barber), вдохновением для её творчества может стать всё что угодно: будь то человек или природа. Благодаря незаурядному таланту и безудержной фантазии она создаёт поистине прекрасные картины, в которых полным ходом кипит жизнь. Убедиться в этом поможет замечательная подборка работ, посвященных Южной Африке, где запечатлены не только этнические портреты, но и красочные пейзажи дикой природы.

Сабина рисует с раннего возраста, но лишь став мамой двоих детей, она всерьёз увлекалась живописью, отдав своё предпочтение маслу и пастели. По словам автора, именно пастель дарит ей уникальную свободу и непосредственность, делая работы по настоящему мягкими и глубокими

И совсем неудивительно, что эти картины производят на зрителя неизгладимое впечатление, даря ощущение спокойствия, гармонии и умиротворения, ведь есть в них что-то особенное, что привлекает внимание, вызывая улыбку, не оставляя равнодушным…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: