Ход занятия.
Организационный момент: (звучит песня кубанского казачьего хора).
В-ль: — Ребята, как называется край в котором мы живем?
Дети: — Краснодарский.
В-ль: -А как называется наша станица?
Дети: — Фастовецкая.
В-ль: — Все мы знаем. Что у каждого человека есть родина и для нас она Россия. А ласково её можно назвать «Россия- матушка». А есть родина где человек родился и называется такая родина – малой. Наша с вами малая родина – это Кубань. Красивейшее место на земле. И мы можем гордится нашей Кубанью. Наш край расположен на берегах двух морей Азовского и Черного. У нас есть Кавказские горы. А поля. На которых выращивают хлеб. Являются самыми большими по своей площади. И Кубань по праву называют житницей – кормилицей России.
Мой друг, что может быть милей?
Бесценного родного края. Здесь солнце кажется светлей.
Здесь радостней весна злая…
В-ль:- Сегодня я вам представлю ряд картин наших кубанских художников (презентация)
Посмотрите. как красива природа нашего края.
Слайд№1
Ирина Чуприна «Кубанские плавни»
Слайд№2
Николай Михайлюков «Кубанские поля»
Слайд№3
Михаил Иваненко «Черно море.
В-ль. — Послушайте пожалуйста стихотворение В. Нестеренко о нашем крае.
Степные просторы, высокие горы.
Два ласковых моря-Все это Кубань.
Родная станица — Открытые лица.
Густая пшеница – Всё это Кубань.
И хутор и город имеют свой норов
Особенный говор-Всё это Кубань
Не смотрят здесь хмуро
Не ходят понуро
Соею культурой гордиться Кубань!
И песня, что плачет-
И дух наш казачий
Как много ты значишь для всех нас Кубань.
В-ль: А теперь давайте немного отдохнем.
Физминутка
Дует ветер нам в лицо.
Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише.
А деревья выше, выше.
В-ль:-Молодцы.
А теперь я хочу Вас познакомить с картинами ещё одного кубанского художника Олега Булгакова.
— Что изображено на этих картинах?
Дети: — озера, деревья, цветы, трава, небо.
В — ль: — Какое настроение передал художник?
Дети: — Хорошее, спокойной, умиротворенное.
В — ль: О чем вы думаете и вспоминаете, когда смотрите на эту картину?
Дети: — о лете, о хорошем настроении, о купании.
В – ль: — Какие краски использовал художник?
Дети: — зеленую, желтую, белую.
В – ль: — все эти работы выполнены в теплых тонах, а написаны в жанре – летний пейзаж.
В-ль: — Ребята сегодня вы познакомились, с картинами разных художников. Какая картина вам понравилась больше, и почему? (ответы детей).
В- ль: — А теперь представьте, что вы оказались героем этой картины и находитесь не в группе, а на этой красивой поляне. Что вы чувствуете? Какие эмоции вы испытываете? (Вокруг вас цветы, вы идете к озеру, ладошкой касаетесь нежно шелковой травы, слышите пение птиц.)
Вам захотелось окунуться в это озеро? И насладиться летним пейзажем?
Дети: — Да!
В – ль: — Молодцы, у вас здорово получилось.
Сегодня мы с вами увидели, как художники передали красоту нашей малой родины Кубани.
Ну до чего ж, у нас места красивы.
Окинешь взглядом – просто благодать.
Сады щедры и плодотворны нивы
И любо зори ранние встречать.
Я думаю вы узнали много интересного о нашей родине, но а теперь нам пора отправляться на прогулку и продолжать наши наблюдения.
Век позапрошлый: на Север за новой красотой
Если русским художникам первой половины XIX века хотелось непривычных для российской средней полосы пейзажей, то они писали, например, Италию… Однако к концу века образованному русскому обществу все больше и больше хотелось найти и понять себя — свою страну, народ, культуру, историю. Это вообще было время открытий: открывали светящуюся красками древнюю русскую икону, веками прятавшуюся под слоями записей и копоти, открывали и заново прочитывали родную историю. Открывали особенность северной природы — скупой и в то же время очень выразительной, ее красоту, ее цветовое звучание, особенную северную архитектуру.
В 1884 году по инициативе мецената Саввы Мамонтова отправляются в путешествие и открывают для себя Русский Север Константин Коровин (1861–1939) и Валентин Серов (1865–1911). В работах Коровина Север разный — то почти празднично-многолюдный («Базар у пристани в Архангельске» или «Рыбная пристань в Архангельске»), то графично-суровый («Мурманский берег»), то поэтично-загадочный («Ручей святого Трифона в Печенге»), то представляет собой стихию, с которой ежедневно сталкиваются люди, но которая дает им жизнь, средства к пропитанию («Ловля рыбы на Мурманском море»). Людей, которые неразрывно связанны с окружающим суровым миром увидел и Валентин Серов («Поморы»).
«Базар у пристани в Архангельске», Константин Коровин
В 1890-х годах начал свое северное путешествие по Северной Двине Василий Верещагин (1842–1904)
Сегодня его «северные» работы — не только художественная, но и историческая, этнографическая ценность: с присущим ему вниманием к деталям, умением отобразить главное художник запечатлевал древние деревянные храмы, их внутреннее убранство, портреты людей, живущих в тех краях («Внутренний вид деревянной церкви Петра и Павла в Пучуге», «Икона Николы с верховьев реки Пинеги», «Резной столб в трапезной Петропавловской церкви в селе Пучуге Вологодской губернии», «Зырянин»)
«Внутренний вид деревянной церкви Петра и Павла в Пучуге», Василий Верещагин
Художник Александр Борисов (1866–1934), уроженец деревни Глубокий Ручей Вологодской губернии, показал Север таким, каким до него никто из художников не показывал, в том числе холодно сияющим ледниками Новой Земли, куда Борисов отправился в 1900 году в экспедицию, оказавшуюся непростой и опасной («Во льдах Новой Земли», «Ледник Павла Третьякова»). Но его Север — не только находится «В области вечного льда», как называется одна из работ. Даже в таких суровых условиях, которые, казалось бы, категорически не совместимых с понятием уют, живут люди, обустраивают быт («В гостях у самоеда», «Чум ненцев в Малых Кармакулах», «Самоед на берегу моря»).
«Чум ненцев в Малых Кармакулах», Александр Борисов
Михаил Нестеров (1862–1942) поездкой на Соловки открыл для себя другой Север — молитвенный, помогающий своей аскетический строгостью духовному деланию. Здесь человек научается жить в мире со всем окружающим («Лисичка», 1914), а внешнее суетливое движение заменяется напряженным движением души («Молчание», 1903).
«Молчание», Михаил Нестеров
Иван Билибин (1876–1942) на Север начал ездить с 1902 года — чтобы увидеть, познакомиться, запечатлеть (на фотографиях, в картинах, в собственном сознании) красоту народного творчества, которое здесь еще сохранялось. Казалось, слышанное в русских сказках в северных деревнях оживало — в резных предметах быта, в красочных вышивках, в узорных наличниках…
«Село Подужемье. Кемский уезд. Архангельская губерния» 1904 г. Билибин
Север в его работах полусказочен и одновременно — фактически точен. Он передает услышанную музыку края ритмом спускающихся к воде изб, высоких мачт лодок, бревен мощных, высоких деревянных церквей, в которых, однако, чувствуется безжалостная рука времени.
Шмуцтитул к статье И.Я. Билибина «Народное творчество Русского Севера». Журнал «Мир искусства». № 11. 1904 год
Увиденное в поездках Билибин осмысляет и с помощью слова — в статьях «Остатки искусства в русской деревне» и «Народное творчество Русского Севера». Это художественно-этнографический анализ архитектуры, быта, особенностей народного искусства, но с глубоким личным отношением и с болью, что народное искусство исчезает даже здесь, на Севере.
«Птицы все больше фантастические, очень сильно орнаментованные. Наиболее пышным узором считалась “пава-птица”, птица, иногда чрезмерно удлиненная, с громадным древовидным хвостом», — писал Билибин про северную вышивку в статье «Народное творчество русского Севера». Читаешь эти строки и представляешь себе сказочных птиц из работ Билибина…
2
Век прошлый: новый мир и героика Севера
После революции внимание искусства было приковано к построению новой жизни, появлению «нового человека», — на всей протяженности бывшей Российской империи, и здесь географические нюансы были не особо важны. Но уже в тридцатые годы, когда появилась задача показать эту самую новую, изменившуюся жизнь людей во всех уголках страны, художников специально стали отправлять в экспедиции на Север
В таких экспедициях побывал и Михаил Гуревич, позднее ушедший добровольцем на фронт и погибший в 1943 году. Его работы, посвященные Северу, — романтическое яркое проживание увиденной природы, достижений техники («Полярный разведчик “Персей”», 1933; «Волны Баренцева моря», 1933; «Порт Игарка», 1932). Кстати, его работы показывают, что соцреализм еще не захватил власть, не стал единственно возможным способом художественного выражения, и художники могли решать свои художественные задачи иначе, так, как казалось интересным им
Но уже в тридцатые годы, когда появилась задача показать эту самую новую, изменившуюся жизнь людей во всех уголках страны, художников специально стали отправлять в экспедиции на Север. В таких экспедициях побывал и Михаил Гуревич, позднее ушедший добровольцем на фронт и погибший в 1943 году. Его работы, посвященные Северу, — романтическое яркое проживание увиденной природы, достижений техники («Полярный разведчик “Персей”», 1933; «Волны Баренцева моря», 1933; «Порт Игарка», 1932). Кстати, его работы показывают, что соцреализм еще не захватил власть, не стал единственно возможным способом художественного выражения, и художники могли решать свои художественные задачи иначе, так, как казалось интересным им.
«Полярный разведчик “Персей”», Михаил Гуревич
Участвовал в арктической экспедиции и Федор Решетников (1906–1988). В своих «северных» работах он показывает героику арктической жизни, эта героика — и в драматических моментах, и в художественном рассказе о жизни полярников («Больной О. Ю. Шмидт покидает лагерь челюскинцев», 1934; «Первый камбуз на льдине», 1934).
3