Самые известные и красивые картины айвазовского

Самые известные картины ивана айвазовского с названиями — «лермонтов»

Неаполитанский залив в лунную ночь. 1842 г.

Иван Айвазовский. Неаполитанский залив в лунную ночь. 1842 г. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского, г. Феодосия, Крым

Особенно хороши были у Айвазовского ночные пейзажи. “Неаполитанский залив в лунную ночь” – одна из первых таких работ.

Очень яркая, но далёкая луна. Лунная дорожка. Дымящий Везувий. На переднем плане высоченные деревья. Монастырь. Двое монахов в белом.

Луна была такой яркой, что некоторые посетители на полном серьезе заглядывали за картину. Надеясь найти там зажженную свечку. Которая сзади подсвечивает картину.

Пейзаж написан во время длительного турне по Европе. Поначалу туда его отправила Академия художеств. Картины Айвазовского хорошо продавались в каждой стране. Поэтому он смог позволить себе продлить путешествие. В его загранпаспорте по возвращению в Россию насчитывалось 130 виз!

Луна часто появлялась на картинах Айвазовского. Но невероятный ночной свет он мог изобразить даже без луны. Как на картине “Взгляд из Байдарских ворот”.

Иван Айвазовский. Взгляд из Байдарских ворот, Чёрное море. 19 век. Частная коллекция

На картине – отраженный лунный свет. Мы видим чуть ли не каждый камешек в горах. Фантастическое зрелище. Повествующее о самых прекрасных видах природы на нашей планете.

Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал. 1880 г.

Иван Айвазовский. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал. 1880 г. Одесский художественный музей

Иногда Айвазовский вписывал в свои морские пейзажи важную персону. Около десятка раз он это проделывал с Пушкиным.

Правда на большинстве из них фигура поэта мелкая. Черты лица еле различимы. Узнаваем он лишь по характерным бакенбардам. Как, например, на картине “Пушкин в Крыму…”

Айвазовский был художником-романтиком. Для которого природа всегда величественнее человека. Каким бы великим этот человек ни был. Отсюда “мелкие” Пушкин, Наполеон или Петр I.

Но есть одно исключение. На картине “Прощание Пушкина с морем” фигура поэта покрупнее.

Иван Айвазовский (в соавторстве с И. Репиным). Прощание Пушкина с морем. 1877 г. Всероссийский музей А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург. Wikipedia.org

Но эту картину сложно назвать исключением. Потому что Пушкина написал … Илья Репин.

Об этом его попросил Айвазовский. Знаменитый маринист признавал, что Репину гораздо лучше удаются портреты. И даже не обижался на критику с его стороны.

Однажды Репин обратил внимание, что фигуры у Айвазовского освещены солнцем с обеих сторон. И что это противоречит природе

На что Айвазовский нисколько не обидевшись, ответил “Ах, Илья Ефимович, какой же вы педант”.

Интересно, они заранее договорились, что работа будет подписана только именем Айвазовского? Думаю, Репин не возражал. Судя по тому, как скромно он оценил свою работу: “Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку”.

Среди волн. 1898 г.

Иван Айвазовский. Среди волн. 1898 г. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского, г. Феодосия, Крым. izi.travel

“Среди волн” – самая большая картина Айвазовского. 285 на 429 см. Как вы думаете, сколько писал ее художник? Несколько лет? Долгие месяцы?

10 дней! И это в свои 80 лет! Правда за эту работу Айвазовский чуть не поплатился своим здоровьем.

Чтобы написать верхнюю часть, он поднимался на деревянный помост. Но однажды забылся и начал двигаться спиной назад, чтобы оценить написанное. Он полетел вниз… К счастью его успел подхватить слуга. А иначе травмы было бы не избежать.

“Среди волн” очень реалистичная картина. Здесь нет слишком яркой луны. Лишь широкий луч. Нет и эффектно накренившихся кораблей… Хотя нет.. Одна лодка все-таки была.

Когда Айвазовский показал своё творение близким, высказался один из его зятьев, корабельный инженер. Он удивился, как эта хрупкая лодка-скорлупка держится на волнах.

Айвазовский вышел рассерженный. На следующий день шлюпка на картине исчезла. Художник безжалостно ее закрасил.

Есть у него ещё одна похожая работа. Чёрное море. Лишь тёмные волны. Небольшой шторм. Здесь есть и парусник. Вы его видите? (Картина кликабельна).

Иван Айвазовский. Чёрное море. 1881 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва. wikipedia.org

Хождение по водам

Хождение по водам. 1888. Государственный музей истории религии

«Сразу после этого Он велел ученикам сесть в лодку и плыть на другой берег, не дожидаясь, пока Он отпустит народ. Расставшись с народом, Он поднялся на гору, чтобы помолиться в одиночестве. Когда наступил вечер, Он был там один. А лодка была уже на расстоянии многих стадий от берега, она боролась с волнами, потому что ветер был встречный. На рассвете Иисус направился к ним — Он шел по морю. Когда ученики увидели, что Он идет по морю, они перепугались. «Это призрак!» — закричали они в страхе. «Успокойтесь, это Я! Не бойтесь!» — тотчас заговорил с ними Иисус. Тогда Петр сказал Ему: «Господь, если это Ты, вели мне пойти к Тебе по воде». «Иди», — сказал Он. Петр вышел из лодки и пошел по воде, направляясь к Иисусу, но увидев, как силен ветер, испугался и стал тонуть. «Спаси меня, Господь!» — закричал он. Иисус сразу протянул руку и, подхватив его, сказал: «Маловер, зачем ты усомнился?» Когда они вошли в лодку, ветер стих» (Евангелие от Матфея, 14:22–32)
.

Иван Константинович Айвазовский «Всемирный потоп», 1864

Русский музей, Санкт-Петербург

Романтизм

В 1862 году Айвазовский пишет два варианта картины «Всемирный потоп», и затем в течение жизни неоднократно возвращается к этому библейскому сюжету. Один из лучших вариантов картины Всемирный потоп написан им в 1864 году.

Именно море обычно предстает у него универсальной основой природы и истории, в особенности в сюжетах с сотворением мира и потопом; впрочем, образы религиозной, библейской или евангельской, иконографии, равно как и античной мифологии, нельзя причислить к самым большим его удачам.

Море пенное вновь предстаёт на картине великого мариниста. Этот художественный холст явно показывает дикую жизнь морской стихии, нежели сказ из библии. Акцент делается в сторону моря, его красоте и жёсткости, контуры кисти художника показывают преимущество морских волн над всеми.

Катастрофический гребень волны не щадит никого. Установлены чёткие законы, по которым живёт морская стихия. Они неумолимы и жестоки. Морская роскошь затмевает полный вид художества, так как сила выделяется с быстротой мысли

Очень важно было для творца показать то, как может быть сильна природа пред человеком. Победить её невозможно, и если попал в морскую пучину – назад не вернуться

Люди, которые гибнут в морской бездне, показывают амплуа этого катаклизма

Могучая стихия привлекает к себе внимание настолько сильно будто гипнозом. Манящий печальный набор красок предсказывает гибель людей и невозможность спастись

Контраст художественной картины дополняет ужас и отчаяние человека, который остался наедине с морской стихией.

Вместе с водой уходят грехи и мрак, это не смерть – показал художник. Представленная стихия – проблеск надежды и веры, сквозь мрак и печаль. Для людей единственный шанс очиститься и получить милость от творца. Конечный результат картины предполагает выход из бездны в другой мир – область добра и света.

Интересные факты

  1. Почитателем творчества Ивана Константиновича был Александр III. По его просьбе имя художника было дано фонтану, который появился после проведения в Феодосию водопровода из имения Субаш, принадлежащего живописцу.
  2. Работоспособность Айвазовского поражала современников. На создание одного полотна у него уходило не более 10 дней. Секрет свечения воды и неба на полотне достигался использованием самой ходовой краски — ультрамарина, иногда с добавлением охры.
  3. В разгар холодной войны по просьбе Жаклин Кеннеди картины Айвазовского были размещены в Белом доме в комнате Франклина Рузвельта, где шли переговоры с иностранными дипломатами. Это способствовало снижению напряженности между США и СССР.

Детство и юность

Родился будущий художник в 1871 году в Феодосии в семье Геворка и Рипсиме Гайвазовских. Мать Ованеса (настоящее имя живописца, его армянский вариант) была по национальности чистокровной армянкой. Отец происходил из армян, переселившихся из Западной Армении, оказавшейся под владычеством турок, в Галицию. В Феодосии Геворк поселился под фамилией Гайвазовский, записав ее на польский манер.

Отец Ованеса был удивительным человеком, предприимчивым, смекалистым. Он знал турецкий, венгерский, польский, украинский, русский и даже цыганский языки. В Крыму Геворк Айвазян, ставший Константином Григорьевичем Гайвазовским, весьма успешно занялся торговлей. В те времена Феодосия стремительно росла, приобретя статус международного порта, но все успехи предприимчивого купца свела к нулю эпидемия чумы, вспыхнувшая после войны с Наполеоном.

К моменту рождения Ивана у Гайвазовских уже был сын Саргис. Старший брат художника в монашестве принял имя Габриэл. Затем родились еще три дочери, но семья жила в большой нужде. Репсиме помогала мужу, продавая свои искусные вышивки. Иван рос смышленым и мечтательным ребенком. С утра он просыпался и убегал на берег моря, где мог часами наблюдать за входившими в порт судами, маленькими рыбацкими лодочками, любуясь необыкновенной красоты пейзажами, закатами, штормами и штилями.

Свои первые картины мальчик писал на песке, а через несколько минут их смывал прибой. Тогда он вооружился кусочком угля и украсил рисунками белые стены домика, где жили Гайвазовские. Отец посмотрел, хмурясь на шедевры сына, но не отругал его, а крепко задумался. С 10 лет Иван работал в кофейне, помогая семье, что вовсе не мешало ему расти умным и талантливым ребенком.

В детстве Айвазовский сам выучился играть на скрипке и, конечно, постоянно рисовал. Судьба свела его с феодосийским архитектором Яковом Кохом, и этот момент принято считать поворотным, определяющим в биографии будущего гениального мариниста. Заметив художественные способности мальчика, Кох снабжал юного художника карандашами, красками и бумагой, давал первые уроки рисования. Вторым покровителем Ивана стал градоначальник Феодосии Александр Казначеев. Губернатор оценил умелую игру Вани на скрипке, ведь он и сам нередко музицировал.

В 1830 году Казначеев определил Айвазовского в симферопольскую гимназию

В Симферополе на талантливого ребенка обратила внимание жена таврического губернатора Наталья Нарышкина. Иван стал часто бывать у нее дома, причем светская дама предоставила в его распоряжение свою библиотеку, коллекцию гравюр, книги о живописи, искусстве

Мальчик непрестанно работал, копировал известные произведения, рисовал этюды, эскизы.

Переход евреев через Красное море

Переход евреев через Красное море. 1891. США, Собрание К. и Э. Согоян

«И Господь сказал Моисею: «Протяни руку над морем — воды вернутся и потопят египтян, и колесницы, и всадников!» Простер Моисей руку над морем — и к утру море вернулось. Прямо навстречу его водам бежали египтяне — и вверг Господь египтян в бездну морскую! Вернулась вода и поглотила их всех — и колесницы, и всадников, и все войско фараоново, что погналось по дну моря за сынами Израилевыми. Ни один египтянин не уцелел! А сыны Израилевы прошли по дну моря, как по суше; по правую руку от них стояла стена воды, и по левую — стена воды. Так спас Господь в тот день сынов Израилевых от египтян» (Исход, 14:26–30)
.

Краткая история полотна

Произведение «Всемирный потоп» создано в 1864 г. На воплощение этого сюжета мариниста вдохновили итальянские религиозные фрески и картины, виденные им в Риме, Венеции и Ватикане. Работу над масштабным полотном Айвазовский начал еще в 1862 г., но после он заново взялся за работу над тем же произведением. В результате появились два варианта картины – одна написана акварелью на листе бумаги, другая – масляными красками на холсте. Жанрово «Всемирный потоп» принадлежит к религиозной живописи, композиция его близка к направлению романтизма.

Впервые «Всемирный потоп» был представлен широкой аудитории на ежегодной выставке, организованной Академией художеств. Картина имела колоссальный успех и была с восторгом принята критиками и простыми зрителями. В 1865 г. Айвазовский продал полотно императору Александру II, который, в свою очередь, передал его в Эрмитаж. В 1882 г. картина побывала в Москве, на Всероссийской выставке, а в 1891 г. – на Международной выставке в Германии, в Берлине. На данный момент «Всемирный потоп» хранится в Государственном русском музее в Михайловском замке (Петербург).

Живопись

В 1836 году состоялась выставка, где были представлены произведения Таннера и молодого Айвазовского. Одна из работ Ивана Константиновича была удостоена серебряной медали, также его похвалила одна столичная газета, француза же упрекнули в манерности. Филипп пожаловался императору на непослушного ученика, который не имел права выставлять работы на выставке без ведома учителя.

Картина «Девятый вал» Ивана Айвазовского / @ivanaivazovsky_official

Формально француз был прав, и Николай повелел убрать картины с выставки, а сам Айвазовский впал в немилость при дворе. Талантливого художника поддержали лучшие умы столицы, с которыми он успел свести знакомство, — Василий Жуковский, Алексей Оленин. В итоге дело решилось в пользу Ивана, за которого вступился Александр Зауервейд, преподававший живопись императорским отпрыскам.

Николай наградил Айвазовского и даже отправил его вместе со своим сыном Константином на Балтийский флот. Зауервейд стал учителем Айвазовского по классу батальной живописи. Через несколько месяцев, в сентябре 1837 года, талантливый студент получил золотую медаль за картину «Штиль», после чего руководством академии было принято решение выпустить художника из учебного заведения, поскольку оно ему ничего уже не могло дать.

В 20 лет Иван Айвазовский стал самым молодым выпускником Академии художеств (по правилам ему полагалось учиться еще три года) и отправился в оплачиваемое путешествие: сначала в родной Крым на два года, а затем на шесть лет в Европу. Счастливый живописец вернулся в Феодосию, затем путешествовал по Крыму, участвовал в высадке морского десанта в Черкесии.

После недолгого пребывания в Петербурге в 1840 году Айвазовский уехал в Венецию, оттуда — во Флоренцию и Рим. Во время этого путешествия Иван Константинович встретился со старшим братом Габриэлом, монахом на острове Святого Лазаря, познакомился с Николаем Гоголем. В Италии художник изучал произведения великих мастеров и много писал сам. Везде он выставлял свои картины, многие раскупались сразу же.

«Радуга» Ивана Айвазовского / @ivanaivazovsky_official

Его шедевр «Хаос» пожелал купить сам папа римский. Услышав об этом, Иван Константинович лично подарил картину понтифику. Растроганный Григорий XVI вручил живописцу золотую медаль, а слава о талантливом маринисте прогремела на всю Европу. Затем художник посетил Швейцарию, Голландию, Англию, Португалию и Испанию.

Побывав на островах Греческого архипелага и у берегов Малой Азии, художник собрал большую коллекцию набросков, по мотивам которых была создана картина «Чесменский бой». Вскоре появилась самая знаменитая картина живописца — «Девятый вал».

На пути домой корабль, на котором был Айвазовский, попал в шторм, разразилась страшная буря. Некоторое время ходили слухи, что маринист погиб, но, к счастью, ему удалось вернуться домой живым и невредимым.

Разбогатев и став знаменитым, Айвазовский много сделал для родной Феодосии: основал школу искусств и картинную галерею, музей древностей, спонсировал строительство железной дороги, городского водопровода, питавшегося из его личного источника. По мотивам морских пейзажей Крыма было создано множество картин, в том числе известное полотно «Море».

В коллекции живописца несколько автопортретов разного возраста, в том числе и с любимым музыкальным инструментом — скрипкой. Памяти встречи с Александром Пушкиным, которая состоялась в 1836 году на одной из выставок, Иван Константинович создал несколько портретов поэта. Среди них «А. С. Пушкин в Крыму», «А. С. Пушкин в Гурзуфе», «Пушкин на берегу Черного моря».

Иван Айвазовский и Анна Саркизова /

В последние годы жизни маринист начал поиски новых художественных приемов, в частности разнообразия цветовой гаммы и отказа от импровизационной манеры письма. Одной из ярких работ, представляющих течение реализма в творчестве автора, стало полотно «Радуга», появившееся в 1873 году.

Айвазовский был известен тем, что часто дарил картины или продавал их ради благотворительности. Так случилось и в 1892 году. Иван Константинович посвятил два полотна раздаче продовольствия американскими филантропами в России из-за разразившегося в то время в центральных районах империи голода.

Работы российского живописца были известны в Америке: Академия художеств уже отправляла за океан 15 работ мастера, которые годом позднее были представлены в Чикаго. Сам живописец посетил Нью-Йорк, где прошла экспозиция его работ, куда вошли те картины — «Раздача продовольствия» и «Корабль помощи». Полотна были переданы в дар галерее искусств Коркоран.

Всемирный потоп — Айвазовский и все, что связано с ним

В жизни живописца был интересный случай. В Венеции к нему подошел мужчина, предложил нарисовать картину в обмен на колбасу. Потом выяснилось, это был владелец колбасной фабрики. Художник слегка удивился, но согласился на бартер.

Картина Айвазовского Всемирный потоп, где ковчега изображено не было, появилась на свет в 1884. Потом живописец попал в бурю, находясь в Бискайском заливе. В одной из местных газет опубликовали заметку о смерти знаменитого художника. Не секрет, после смерти автора работы ценятся больше, поэтому продавцу картин Айвазовского за время, пока правда не стала известна, удалось продать полотна по завышенной цене.

Иван Константинович благодаря знаменитости был богат. Денежные запасы он тратил не только на себя, а помогал развиваться городу, где он жил. На выделяемые им средства в Феодосии было построено учебное заведение, учреждение, где собирались, изучались, экспонировались, хранились памятки естественной истории, материальной/духовной культуры. Под покровительством Ованнеса в приморском городе появилась галерея, железная дорога, водопровод (частично им финансировался).

Из этого можно сделать вывод о том, что Айвазовский был не только талантливым, но и щедрым человеком.

История знаменитой картины Ивана Айвазовского на библейскую тему «Всемирный потоп».

Всемирный потоп — одна из самых известных картин великого русского художника Ивана Константиновича Айвазовского. Картина была написана в 1864 году. Холст, масло. Размеры: 246,5 х 369 см. В настоящее время находится в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург.

Всемирный потоп — картина религиозного направления. Здесь Айвазовский изобразил библейскую сцену, которая повествует о том, как весь мир был поглощён водами. В результате этой катастрофы, погибли все, кроме Ноя, который смог спасти при помощи построенного им ковчега самых разных животных. Однако на своей картине Иван Константинович изобразил вовсе не Ноя и его ковчег, как делают это другие художники, помещая в центр изобразительного повествования ключевую фигуру библейской истории. Художника-мариниста больше привлекла трагедия обычных людей, которые пытаются спастись от наступающего моря.

Айвазовский в первую очередь известен именно как непревзойдённый художник-маринист. Море в его картинах зачастую является главной темой произведения. Художник был всецело поглощён непреодолимой мощью водной стихии, её красотой, загадками, бесконечностью и даже жестокостью. Конечно же, Айвазовский просто не мог пройти мимо такого сюжета, где море губит практически всё живое на земле.

На картине изображены люди, которые спасаются от наступающей стихии и бушующих волн на самой вершине скал. Пытаются спастись не только люди, но и животные, но беспощадная стихия с лёгкостью смывает их в морскую пучину. Эту трагедию художник подчеркнул мрачными тонами в правой части картины. Однако в левом верхнем углу мы можем увидеть яркий свет, который говорит о том, что потоп призван освободить землю от грехов. Яркий свет является на картине символом того, что подразумевает сама история всемирного потопа — обновление мира, наступление царства добра и света.

Всемирный потоп картина Айвазовского | Люди | Истории

24 марта 2017, Люди

История знаменитой картины Ивана Айвазовского на библейскую тему «Всемирный потоп».

Всемирный потоп — одна из самых известных картин великого русского художника Ивана Константиновича Айвазовского. Картина была написана в 1864 году. Холст, масло. Размеры: 246,5 х 369 см. В настоящее время находится в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург.

Всемирный потоп — картина религиозного направления. Здесь Айвазовский изобразил библейскую сцену, которая повествует о том, как весь мир был поглощён водами. В результате этой катастрофы, погибли все, кроме Ноя, который смог спасти при помощи построенного им ковчега самых разных животных. Однако на своей картине Иван Константинович изобразил вовсе не Ноя и его ковчег, как делают это другие художники, помещая в центр изобразительного повествования ключевую фигуру библейской истории. Художника-мариниста больше привлекла трагедия обычных людей, которые пытаются спастись от наступающего моря.

Айвазовский в первую очередь известен именно как непревзойдённый художник-маринист. Море в его картинах зачастую является главной темой произведения. Художник был всецело поглощён непреодолимой мощью водной стихии, её красотой, загадками, бесконечностью и даже жестокостью. Конечно же, Айвазовский просто не мог пройти мимо такого сюжета, где море губит практически всё живое на земле.

На картине изображены люди, которые спасаются от наступающей стихии и бушующих волн на самой вершине скал. Пытаются спастись не только люди, но и животные, но беспощадная стихия с лёгкостью смывает их в морскую пучину. Эту трагедию художник подчеркнул мрачными тонами в правой части картины. Однако в левом верхнем углу мы можем увидеть яркий свет, который говорит о том, что потоп призван освободить землю от грехов. Яркий свет является на картине символом того, что подразумевает сама история всемирного потопа — обновление мира, наступление царства добра и света.

Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

«Трескотня, вопли, вой…»

Творческое плодородие Айвазовского было колоссальным, этаким неиссякаемым рогом изобилия, часто вызывавшим критику со стороны критиков за некоторую поверхностность его творчества. Айвазовский оставил нам около 6000 картин, для сравнения: Левитан написал около тысячи, Нестеров — несколько сотен.

Удовлетворенность повседневной жизнью, феодосийская усадьба, по словам Чехова, «роскошна, как-то сказочна; такие владения, вероятно, находятся в Персии », а роль« отца города », благотворителя, мецената, который в Феодосии управляет системой водоснабжения и строит археологический музей и картинную галерею, участвует в строительстве железной дороги и устраивает в городе грандиозные фестивали, где гостей угощают супом «Черное море», пуншем «Везувий», ликером «Флуд» и десертом «Кальма» — все это названия картин Айвазовского.

Сама атмосфера театральных ужинов, сказочная усадьба легко сочетается с возвышенной романтической атмосферой оперы самого Ивана Константиновича.

Романтизм (Романтизм — идейно-художественное направление конца XVIII — первой половины XIX веков. — Ред.), С одной стороны, приукрасил действительность, превратив ее в сказку, в мечту, где полно идеальная жизнь цветущей красоты и гармонии. Впереди «Вид Константинополя в лунном свете» (1846 г.) и «Море. Коктебель» (1853 г.) Айвазовского, его тропинки в лунном свете по гладкой поверхности ночного моря и «впитывающие» воды венецианской лагуны of noi — это сказка на море с ароматом таинственности, уносящая нас в прекрасные далекие дали.

Закат над Великой Лаврой. Сант’Атос. 1846 г

С другой стороны, это искусство культивировало пафос свободы, индивидуального протеста, героизма, титанической личности или экзотического образа, короче всего, что бесконечно далеко от прозаики, мелочности и пошлости повседневной жизни. И вот романтическая морская живопись Айвазовского щедро одарила нас штормами и кораблекрушениями во всех концах света: «Буря в Северном Ледовитом океане» (1864 г.), «Буря в Северном море» (1865 г.), «Петр I в Красной Горке, свет огонь для сигнала умирающих кораблей »(1846 г).

Достоевский иронично прокомментировал тягу этого художника к внешним «картинным» эффектам, сравнивая Айвазовского с Дюма-отцом: «Г-н Дюма пишет необычайно легко и быстро, г-н Айвазовский пишет тоже. Оба они поражают своей необычайной зрелищностью, потому что они совсем не пишут обыденное, они презирают обыденное .. у обоих сказочный характер: растяжки, треск, крики, завывания ветра, молнии…»

Однако за искусством салона, частью которого было творчество Айвазовского, стоит особое сознание и видение мира, не касаясь его, трудно выбрать правильный критерий оценки творчества художников салона.

Интересные факты

«Всемирный потоп» — одна из известнейших картин, иллюстрирующих Ветхий завет. Айвазовский отобразил ее со всем мастерством мариниста, реалистично отразив ощущение ужаса и безысходности перед лицом беспощадной природной катастрофы. Несколько любопытных фактов об этой картине и ее авторе:

  1. На финальном этапе работы Айвазовский назвал «Всемирный потоп» лучшей своей картиной.
  2. Полотно было представлено на персональной выставке мариниста в Академии художеств вместе с другой религиозной картиной «Хаос». И она, и «Всемирный потоп» были куплены Александром II, большим поклонником творчества Айвазовского.
  3. В 1897 г. другой император – Николай II – подарил «Всемирный потоп» вместе с некоторыми другими картинами Русскому музею.
  4. Холст имеет настолько масштабные размеры, что оригинал редко выставляется в галерее музея – он занимает слишком много места.

Айвазовский редко писал картины со сложным сюжетом, но такие произведения как «Всемирный потоп» доказывают, что художнику-маринисту подчинялись любые жанры и темы. Он обладал талантом реалистичного отображения и мрачной красоты бушующей стихии и шокирующей остроты человеческой драмы.

картины на религиозные сюжеты. «Сотворение мира», «Всемирный потоп» и другие.

Великий пейзажист-маринист писал не только морские виды. Среди его наследия можно найти и картины на религиозные сюжеты — иллюстрации библейских историй. Впрочем, и тут он не изменял себе: почти в каждом полотне фигурирует водная стихия.

Посмотрим на Священное Писание глазами Айвазовского (с помощью современного перевода Библии Российского библейского общества).

Сотворение мира

Сотворение мира. 1864. ГРМ

«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля была пуста и пустынна, тьма была над пучиной, и дух Божий веял над водами. И сказал Бог: «Да будет свет». И появился свет. Бог увидел, как хорош свет, и отделил его от тьмы, дал свету имя «день», а тьме — имя «ночь». Настал вечер, настало утро — первый день. И сказал Бог: «Пусть средь воды будет свод, разделяющий воды надвое». И стало так. Бог создал свод, и отделил воды под сводом от вод над сводом, и дал своду имя «небо». Настал вечер, настало утро — второй день» (Книга Бытия, 1:1–8).

Всемирный потоп

Всемирный потоп. 1864. ГРМ

«Сорок дней длился потоп. Когда вода стала прибывать, она приподняла ковчег, и ковчег поплыл. Вода все прибывала и затопляла землю. Ковчег плавал, а вода поднималась все выше, пока не покрыла самые высокие горы, какие есть под небом. На пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и горы исчезли под водой. И погибли тогда все, кто жил на земле: и птицы, и скот, и звери, и все твари, какими была полна земля, и все люди. Все, в чьих ноздрях было дыхание жизни, все обитатели суши, — все умерли. Все, что было на земле, — и люди, и скот, и всякая живность, и птицы небесные — все было сметено с лица земли. Уцелел лишь Ной и те, кто был с ним в ковчеге. Наводнение продолжалось сто пятьдесят дней» (Книга Бытия, 7:17–24).

Сошествие Ноя с горы Арарат

Сошествие Ноя с горы Арарат. 1889. Национальная галерея Армении

«В двадцать седьмой день второго месяца, когда земля просохла, Бог сказал Ною: «Выйди из ковчега, вместе с женой, сыновьями и женами сыновей. И всех животных выведи — и птиц, и скот, и живность, снующую по земле: пусть земля будет ими полна, пусть они будут плодовиты и многочисленны». И Ной вышел из ковчега, вместе с сыновьями, женой и женами сыновей, а следом вышли звери, мелкая живность, птицы — все обитатели земли, вид за видом» (Книга Бытия, 8:14–19).

Переход евреев через Красное море

Переход евреев через Красное море. 1891. США, Собрание К. и Э. Согоян

«И Господь сказал Моисею: «Протяни руку над морем — воды вернутся и потопят египтян, и колесницы, и всадников!» Простер Моисей руку над морем — и к утру море вернулось. Прямо навстречу его водам бежали египтяне — и вверг Господь египтян в бездну морскую! Вернулась вода и поглотила их всех — и колесницы, и всадников, и все войско фараоново, что погналось по дну моря за сынами Израилевыми. Ни один египтянин не уцелел! А сыны Израилевы прошли по дну моря, как по суше; по правую руку от них стояла стена воды, и по левую — стена воды. Так спас Господь в тот день сынов Израилевых от египтян» (Исход, 14:26–30).

Хождение по водам

Хождение по водам. 1888. Государственный музей истории религии

«Сразу после этого Он велел ученикам сесть в лодку и плыть на другой берег, не дожидаясь, пока Он отпустит народ. Расставшись с народом, Он поднялся на гору, чтобы помолиться в одиночестве. Когда наступил вечер, Он был там один. А лодка была уже на расстоянии многих стадий от берега, она боролась с волнами, потому что ветер был встречный. На рассвете Иисус направился к ним — Он шел по морю. Когда ученики увидели, что Он идет по морю, они перепугались. «Это призрак!» — закричали они в страхе. «Успокойтесь, это Я! Не бойтесь!» — тотчас заговорил с ними Иисус. Тогда Петр сказал Ему: «Господь, если это Ты, вели мне пойти к Тебе по воде». «Иди», — сказал Он. Петр вышел из лодки и пошел по воде, направляясь к Иисусу, но увидев, как силен ветер, испугался и стал тонуть. «Спаси меня, Господь!» — закричал он. Иисус сразу протянул руку и, подхватив его, сказал: «Маловер, зачем ты усомнился?» Когда они вошли в лодку, ветер стих» (Евангелие от Матфея, 14:22–32).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: