Представитель нового направления
Многие сведения о жизнедеятельности Антонелло да Мессина спорны, сомнительны или утрачены. Но совершенно очевидно, что именно он продемонстрировал венецианским художникам светоносные возможности масляной живописи. Тем самым итальянец положил начало одному из ключевых направлений западноевропейского искусства. По примеру многих других художников того времени, Антонелло сочетал нидерландскую традицию оптически точной передачи деталей изображения с живописными новациями итальянцев.
Историки нашли запись о том, что в 1456 г. у героя данной статьи был ученик. То есть, вероятнее всего, живописец появился на свет до 1430 года. Неополитанец Колантонио был первым учителем Антонелло да Мессина, произведения которого будут описаны ниже. Этот факт подтверждает сообщение Дж. Вазари. Как раз в то время Неаполь находился под культурным воздействием скорее Пиренейского полуострова, Нидерландов и Франции, нежели Северной Италии и Тосканы. Под влиянием творчества Ван Эйка и его сторонников интерес к живописи возрастал с каждым днём. Ходили слухи, что герой данной статьи обучался технике масляной живописи именно у него.
Какая она – кающаяся Магдалина?
В основу сюжета картины Тициан положил историю из евангельских текстов. Согласно преданию, Мария Магдалина была спасена Иисусом. До встречи с ним в ней жили “семь бесов”, которые Спаситель сумел изгнать. Мария искренне раскаялась в своей прежней грешной жизни, стала духовной последовательницей Христа и его верной соратницей.
Позднее “кающимися магдалинами” стали называть женщин, прежде ведших развратный образ жизни, но вернувшихся к праведности и труду. Легенда о Марии Магдалине ярко демонстрирует, что даже падший человек, обуреваемый страстями и грешными помыслами, может встать на путь истинный, если обратится к вере.
Фрагмент картины Тициана «Кающаяся Мария Магдалина».Предгрозовой пейзаж за спиной героини
Если взглянуть на знаменитое творение Тициана, становится ясен глубокий и сложный замысел автора. Художник хотел показать не суть покаяния, не сладость религиозного экстаза, а единство внутреннего и внешнего перерождения человека, которое постигает грешник, возвращающийся к праведной жизни.
В облике Марии можно увидеть волнение самого мастера, что с таким трепетом изобразил её. Густые локоны, пышущее здоровьем тело, живая яркая красота женщины наполняют “дыханием” весь её портрет. Облик Марии Магдалины показан в движение. Рука поднята, грудь словно бы вздымается на наших глазах, а складки платья, кажется, вот-вот всколыхнутся. Тициан сумел добиться эффекта “динамики картины”, что превратило его творение в истинный шедевр.
Фрагмент картины Тициана «Кающаяся Магдалина».Художник намеренно проявляет небрежность к черепу
Представитель нового направления
Многие сведения о жизнедеятельности Антонелло да Мессина спорны, сомнительны или утрачены. Но совершенно очевидно, что именно он продемонстрировал венецианским художникам светоносные возможности масляной живописи. Тем самым итальянец положил начало одному из ключевых направлений западноевропейского искусства. По примеру многих других художников того времени, Антонелло сочетал нидерландскую традицию оптически точной передачи деталей изображения с живописными новациями итальянцев.
Историки нашли запись о том, что в 1456 г. у героя данной статьи был ученик. То есть, вероятнее всего, живописец появился на свет до 1430 года. Неополитанец Колантонио был первым учителем Антонелло да Мессина, произведения которого будут описаны ниже. Этот факт подтверждает сообщение Дж. Вазари. Как раз в то время Неаполь находился под культурным воздействием скорее Пиренейского полуострова, Нидерландов и Франции, нежели Северной Италии и Тосканы. Под влиянием творчества Ван Эйка и его сторонников интерес к живописи возрастал с каждым днём. Ходили слухи, что герой данной статьи обучался технике масляной живописи именно у него.
Творчество Антонелло да Мессина
В 1475-1476 гг. да Мессина посетил Венецию, где получал и выполнял заказы, подружился с художниками, особенно с Джованни Беллини, перенявшими у него в известной мере живописную технику.
Стиль художника характеризуется высоким уровнем технической виртуозности, тщательной проработкой деталей и интересом к монументализму форм и глубине фона, свойственным итальянской школе.
На картине «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелами» фигуры отчётливо вырисовываются на озарённом светлом фоне, где смутно различается Мессина, родной город художника. Иконография и эмоциональная трактовка темы связаны с творчеством Джованни Беллини.
Написанные им в Венеции картины принадлежат к числу лучших. «Распятия» (1475, Антверпен) говорит о нидерландской выучке художника.
В 1470-е значительное место в творчестве стали занимать портреты («Юноша», ок. 1470; «Автопортрет», ок.1473; «Мужской портрет», 1475 и др.), отмеченные чертами нидерландского искусства: темный нейтральный фон, точная передача мимики модели.
Творчество Антонелло да Мессина является примером того, как в итальянской живописи примерно с 1470 года новые формы портрета распространяются в различных центрах почти одновременно, иногда — независимо друг от друга, и нередко — благодаря установлению контактов между художественными школами и определяющей роли нескольких ведущих мастеров.
Так, одновременно с Мантеньей в 1470-е годы на далекой окраине — в Сицилии, выдвинулся другой крупнейший мастер портрета — Антонелло да Мессина, который создал ряд произведений, являющихся образцом трехчетвертного погрудного портрета, на десятилетия определившего основной путь развития венецианского портрета (вдобавок, он покорил венецианцев, научив их писать масляными красками).
Сохранилось около 10 достоверных его портретов, но в развитии станковой портретной живописи Раннего Ренессанса он занимает очень важное место
Представитель нового направления
Многие сведения о жизнедеятельности Антонелло да Мессина спорны, сомнительны или утрачены. Но совершенно очевидно, что именно он продемонстрировал венецианским художникам светоносные возможности масляной живописи. Тем самым итальянец положил начало одному из ключевых направлений западноевропейского искусства. По примеру многих других художников того времени, Антонелло сочетал нидерландскую традицию оптически точной передачи деталей изображения с живописными новациями итальянцев.
Историки нашли запись о том, что в 1456 г. у героя данной статьи был ученик. То есть, вероятнее всего, живописец появился на свет до 1430 года. Неополитанец Колантонио был первым учителем Антонелло да Мессина, произведения которого будут описаны ниже. Этот факт подтверждает сообщение Дж. Вазари. Как раз в то время Неаполь находился под культурным воздействием скорее Пиренейского полуострова, Нидерландов и Франции, нежели Северной Италии и Тосканы. Под влиянием творчества Ван Эйка и его сторонников интерес к живописи возрастал с каждым днём. Ходили слухи, что герой данной статьи обучался технике масляной живописи именно у него.
«Мужской портрет»
Эта картина, написанная Антонелло да Мессина в 1474-1475 гг. является одной из его самых лучших работ. Палитра мастера ограничена насыщенным коричневым, чёрным и отдельными мазками телесного и белого цветов. Исключение составляет красная шапка, дополненная выглядывающей тёмно-красной полосой нижнего платья. Внутренний мир нарисованной модели практически не раскрыт. Зато лицо излучает интеллект и энергию. Антонелло очень тонко смоделировал его светотенью. Острая прорисовка черт лица в сочетании с игрой света придаёт произведению Антонелло почти скульптурную выразительность.
«Мария Аннунциата» Антонелло да Мессина
Данная работа, в отличие от картины «Это человек», совершенно другая по настроению. Но от зрителя она также требует внутреннего переживания и эмоционального участия. Что касается «Марии Аннунциаты», Антонелло словно помещает зрителя на место архангела в пространстве. Это даёт чувство мысленного соучастия. Сидящая за пюпитром Дева Мария левой рукой придерживает накинутое на неё голубое покрывало, а другую руку она поднимает. Женщина совершенно спокойна и задумчива, её ровно освещённая, скульптурно вылепленная голова как будто излучает свет на тёмном фоне картины.
«Мария Аннунциата» — это не единственный погрудный портрет женщины, написанный Антонелло да Мессина. «Благовещение» — вот название другого подобного полотна живописца, на котором изображена та же Дева Мария, только в иной позе: она придерживает голубое покрывало двумя руками.
В обеих пытался выразить ощущение духовной связи женщины с высшими силами. Её выражение лица, поза рук и головы, а также взгляд говорят зрителю, что Мария сейчас далека от бренного мира. А чёрный фон полотен лишь подчёркивает отрешённость Богородицы.
«Святой Себастьян»
Эта картина является примером того, как Антонелло состязался в изображении героической обнажённости и мастерстве передачи линейной перспективы со своими североитальянскими коллегами. На фоне мощёной камнем площади тело пронзённого стрелами святого приобретает огромные размеры. Устремляющееся вглубь пространство, фрагмент колонны на переднем плане и перспектива с очень низкой точкой схода утверждают, что живописец использовал в построении композиции принципы евклидовой геометрии.
- Антонелло да Мессина, картины которого был описаны выше, обычно изображал своих героев погрудно, крупным планом и на тёмном фоне.
- Согласно Дж. Вазари, итальянец ездил в Нидерланды, чтобы узнать секрет новой техники живописи. Однако данный факт не доказан.
- До сих пор достоверно не установлено, кто обучал героя данной статьи масляной живописи. По слухам, это был Ван Эйк.
Антонелло да Мессина. Antonello da Messina
Антонелло да Мессина Творчество и биография Антонелло да Мессина Христос в терновом венке, 1476 Музей Лувр, Париж Портрет мужчины, 1478 Государственный музей, Берлин Святой Иероним в келье, 1474 Национальная галерея, Лондон На картине Антонелло да Мессина зритель видит святого Иеронима, погруженного в чтение в своей келье. Только лев справа замер, прислушиваясь к доносящимся снаружи звукам. Возможно, Антонелло да Мессина в некоторых отношениях испытал влияние нидерландской живописи: детали в роде предметов на полках, изразцового пола, птиц, устроившихся на подоконнике, а также характер света — все это напоминает яркий реализм картин Робера Кампена и Яна нан Эйка. Нет никаких свидетельств того, что Антонелло да Мессина когда-либо покидал Италию, но он, видимо, был знаком с техникой нидерландских мастеров. Согласно некоторым источникам, он обучался технике масляной живописи у самого мастера Ван Эйка, а затем принес секрет этого метода в Италию. Более вероятно, что Антонелло испытал влияние фламандских художников в Милане. В 1475-1476 годах Антонелло да Мессина был в Венеции, где его новаторская техника оказала большое влияние на Джованни Беллини и других современников. Антонелло да Мессина (Antonello da Messina) (около 1430–1479) Итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения.
Работал главным образом в Мессине на острове Сицилия. Около 1450 переехав в Неаполь, учился у Николо Колантонио — живописца, связанного с нидерландской традицией. В 1475–1476 работал в Венеции. Антонелло да Мессина был дружен со многими венецианскими художниками, особенно с Джованни Беллини, перенявшими у него в известной мере живописную технику.
Антонелло да Мессина одним из первых в Италии стал работать в технике чистой масляной живописи.
Он заимствовал у нидерландских художников технику масляной живописи, что позволило ему сочетать свойственные северным живописцам тщательность письма, обилие деталей, глубину светонасыщенного цвета с монументальностью замысла, тонкой передачей пространства, света и воздуха, спокойствием и классической уравновешенностью образов («Распятие, Мария и Иоанн», 1475, Национальная галерея, Лондон; «Святой Себастьян», Картинная галерея, Дрезден).
Зрелое творчество Антонелло да Мессина представляет собой сплав итальянских и нидерландских элементов. Написанные им в Венеции картины считаются лучшими в его творчестве.
Антонелло да Мессина также внес значительный вклад в развитие ренессансного портрета (так называемый «Кондотьер», 1475, Музей Лувр, Париж). Искусство Франции. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. История зарубежного искусства.
От эпохи романского стиля и готики средневековья до современности.
Базовая конструкция и технология
Фигура изображена в трехчетвертном повороте, типичном для индивидуальных портретов Антонелло. Голубая накидка с конструкцией из двух треугольников также использовалась Антонелло для изображения Марии Благовещения в Старой пинакотеке в Мюнхене , которое было выполнено годом ранее, в 1474 году . Мария смотрит за пределы картины, но не на зрителя, а на самого архангела Гавриила.Это представление позволило Антонелло обойтись без самого архангела, что в противном случае необходимо из-за основного отрывка из Библии. Фронтальный зритель картины должен, чтобы понять программную последовательность картины, представить архангела стоящим или стоящим на коленях слева от него.
Точно так же необычно простое изображение Мадонны, не такое, как обычно, а на более поздних его картинах, с пышными складками на парчовом или золотом фоне в изображениях более ранних художников, следует за взглядом Антонелло на сцену Благовещения: он изображает ее в момент Благовещения как простую еврейскую. Женщина, которая поначалу удивлена прокламацией. Простая шерстяная одежда с несколькими тяжелыми складками — пионерское предвидение Высокого Возрождения .
Расположенная по диагонали кафедра словно вырывается из плоскости картины и открывается зрителю.
Антонелло перенял симметричную строгость картины у Пьеро делла Франческа , с работами которого он познакомился во время поездки в Урбино в 1460-х годах .
Также бросается в глаза очень сдержанная окраска и простой фон
Антонелло хотел сосредоточить внимание зрителя на эмоциях Мэри.. Антонелло создал картину маслом по дереву
Он был первым итальянским художником, который ввел эту технику в итальянскую живопись, переняв ее у голландских художников. Только благодаря этому переходу от ранее распространенной техники темперы к масляной, он смог создавать свои картины с тонкой детализацией, типичной для него.
Антонелло создал картину маслом по дереву. Он был первым итальянским художником, который ввел эту технику в итальянскую живопись, переняв ее у голландских художников. Только благодаря этому переходу от ранее распространенной техники темперы к масляной, он смог создавать свои картины с тонкой детализацией, типичной для него.
литература
- Бернард Беренсон: итальянские художники эпохи Возрождения. 2-е издание. Phaidon, Цюрих, 1966 г.
- Моника Бонечи (ред.): Искусство и история Палермо и Монреале. Casa Editrice Bonechi, Флоренция 1999, ISBN 88-476-0218-1 .
- Вольфганг Браунфельс : Малая история итальянского искусства. DuMont Buchverlag, Кельн, 1984, ISBN 3-7701-1509-0 .
- Патрик де Ринк: Искусство читать картинки. Старые мастера расшифровывают и понимают (= Искусство чтения картинок. Том 1). Партас, Берлин 2005 г., ISBN 3-86601-695-6 .
- Уилл Дюрант: Великолепие и упадок итальянского Возрождения (= культурная история человечества. Том 8). Südwest Verlag, Мюнхен 1978, ISBN 3-517-00562-2 .
- Фриц Кнапп : Художественная культура Запада. История искусства и художественных мировоззрений со времен падения античного мира. 3 тома. 3–4 издание. Курт Шредер, Бонн и др. 1923.
- Мауро Лукко (ред.): Антонелло да Мессина. Полная работа. Научный руководитель Джованни Карло Федерико Вилла. Belser, Штутгарт 2006 г., ISBN 3-7630-2468-9 , стр. 232
- Макс Семрау : Искусство Возрождения в Италии и на севере (= Wilhelm Lübke (Hrsg.): Grundriß der Kunstgeschichte. Vol. 3). 3-е (из 14-го) издание. Пол Нефф, Эсслинген, 1912.
- Кристиан Стукенброк, Барбара Тёппер: 1000 шедевров живописи с 1300 по 1850 год. Кёнеманн, Кёльн 2005, ISBN 3-8331-1310-3 .
- Герберт Александр Штютцер : Живопись итальянского Возрождения (= библиотека великих художников ДюМона ). DuMont Buchverlag, Кёльн, 1979, ISBN 3-7701-1118-4 .
- Рольф Томан (ред.): Искусство итальянского Возрождения. Архитектура, скульптура, живопись, графика. Специальное издание. Ульманн, Потсдам 2007, ISBN 978-3-8331-4582-7 .
- Джорджио Вазари : Жизни самых известных художников, скульпторов и строителей. От Чимабуэ до 1567 года. Отредактировано и аннотировано Людвигом фон Шорном и Эрнстом Фёрстером . marixverlag, Висбаден 2010, ISBN 978-3-86539-224-4 .
- Роберт Э. Вольф, Рональд Миллен: Рождение современности (= искусство в картинке ). Naturalis-Verlag, Мюнхен, 1987 г., ISBN 3-88703-705-7 .
- Манфред Вундрам : Раннее Возрождение (= Искусство Мира. Серия 2: Культуры Запада. Том 28). 2-е издание. Холле, Баден-Баден 1980, ISBN 3-87355-133-0 .
- Стефано Дзуффи: Возрождение. Искусство, архитектура, история, шедевры. DuMont, Кельн 2008, ISBN 978-3-8321-9113-9 .
Антонелло да Мессина. Как совершенствуется мастерство в живописи?
Шедевр мал размером, всего 46×36,5 см, но по трехмерному пространству и сложной композиции равен большой картине. Его создатель — Антонелло да Мессина, один из самых интересных и выдающихся живописцев XV столетия. Как ясно из имени, происходил он из старинного города Мессины в северо-восточной части острова Сицилия. Лишь узкий Мессинский пролив отделяет Сицилию, омываемую тремя морями, от Италии в ее самой южной оконечности — Калабрии. Географическая близость к итальянскому континенту и постоянная связь с ним в значительной степени определили и художественный облик этого мастера
Его глубоко индивидуальное творчество, в котором своеобразно сочетались стиль, приемы и техники двух разных живописных школ, привлекло к себе внимание многих искусствоведов
Антонелло да Мессина учился в Неаполе у итальянского живописца Колантонио и там же мог широко ознакомиться с произведениями прославленных нидерландских мастеров XV века: Яна Ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, Петруса, Кристуса, Дирка Боутса и других.
Их картины находились в художественных собраниях неаполитанской знати и особенно в коллекции короля Альфонсо, большого любителя живописи. Таким образом, не выезжая за пределы королевства, Антонелло да Мессина имел возможность увидеть и познать новое живописное мастерство и поразительную по цвету и тонкости масляную технику лучших представителей иноземной школы.
Это и наложило глубокий отпечаток на его искусство, особенно раннего периода, до путешествия в северную Италию.
На втором этапе своего творческого пути Антонелло да Мессина достигает расцвета мастерства — изображения человеческой фигуры. К таким выдающимся картинам относится «Благовещение Марии».
На темном фоне четко выделяется полуфигура Марии, закутанная с головой в темно-голубой плащ, спускающийся на лоб.
По контрасту с этим интенсивным цветом, основным в картине, особенно выделяется ее лицо, исполненное в твердых и четко очерченных формах.
В 1475 г. Антонелло поселился в Венеции.
Проезжая через северную Италию, он познакомился с произведениями выдающихся художников того времени — Пьеро дела Франческа и Андреа Мантеньи, которые оказали на него большое влияние.
В Венеции он оказывается в среде крупнейших живописцев этой школы во главе с Джованни Беллини. Прежние нидерландские влияния уступили место новым впечатлениям, новым средствам художественного выражения.
Самым поразительным и выдающимся примером нового живописного видения Антонелло да Мессина является картина «Святой Себастьян» (171×85,5 см), написанная в 1475—1476 гг. в Венеции.
Небольшой формат был обусловлен тем, что она представляла собой левую створку ныне исчезнувшего алтарного образа, в центре которого находилась статуя святого Рока, а на правой створке — изображение святого Христофора.
Эти трое святых почитались как покровители-защитники от чумы.
Посреди дворика с мраморным полом могучее дерево, вершиной уходящее в небеса и срезанное краем рамы. К этому-то дереву и привязан пронзенный стрелами святой Себастьян, чья атлетическая фигура безупречна. Объемность и монументальность фигуры, высота которой достигает высоты двухэтажного палаццо, расположенного слева, подчеркнута также массивным обломком колонны, лежащей у ее ног.
Таков «Портрет молодого человека в красной шапке». Его взгляд устремлен на зрителя, губы сжаты, выражение лица замкнуто и серьезно. Устанавливается какой-то личный контакт между ним и смотрящим на него человеком.
Настолько портретные образы, созданные Антонелло да Мессина, благородны, умны и реалистичны в своем бытии.
К превосходным его картинам относится также «Портрет Тривульцио», человека средних лет в ярко-красной одежде и черном головном уборе.
Портреты Антонелло да Мессина — подлинные шедевры в итальянском искусстве Возрождения. И имя мастера неразрывно связано с этой блестящей эпохой человеческой культуры.