Десятки тысяч картин без автора

Сомнительные картины в музеях

В запасниках музеев хранится много плохих и безымянных картин. Я не стану о них говорить, пусть они и указаны в каталогах и на сайтах как картины известных и хороших художников. Я приведу один пример, о котором я уже говорил во второй части главы о «Матери Рембрандта».

№ 28 Ян Ливенс Читающая старуха 1621-1623 Филадельфийский музей искусства, 71.4х67.3 см.

Не хочу повторяться (я писал о картине тут), лишь скажу, что когда-то давно коллекционеру John G. Johnson продали одну из безымянных картин, вроде тех, что я привел в самом начале этой главы. Джонсону сказали, что можно приобрести шедевр «Ливенса», он и обрадовался. С 1917 года картина в музее Филадельфии и автора ей не сменили. К Ливенсу картина эта не имеет никакого отношения.

Инерция великое дело. Хоть этого (№ 28) Ливенса в экспозицию и не включили, но на него ссылаются в литературе, а вопросов никто не задает… Примеров таких немерено. Ибо огромное количество безымянной живописи в музеи и историю искусств усилиями ученых все же просачивается.

Остаде, Исаак ван

Скрыть рекламу в статье

Остаде, Исаак ван

Несколько в стороне от разобранной группы стоит Исаак ван Остаде, младший брат и ученик Адриана. Он родился в 1621 году и свое образование получил в Гарлеме. Уже в начале 1640-х годов он пользовался некоторой известностью и возможно, что его достижения сыграли роль в развитии Кампгейзена и Поттера, если только допустить, что художественные произведения в то время могли сразу получить такое распространение и влиять на художников, безвыездно живших в разных городах. В чем, во всяком случае, сомневаться нельзя, это в том впечатлении, которое, в свою очередь, на Исаака должны были производить картины Гойена, Сафтлевена и в особенности Саломона Рюисдаля. Впечатление от них и от творчества брата, бывшего на 11 лет старше Исаака, помогло ему выработать свое очень особенное искусство, дальнейшее развитие которого было прервано смертью на 28-м году.

Подобно Гойену и Саломону Рюисдалю, специальностью Исаака в. Остаде были “катки” и привалы у харчевен. Но у Остаде эти мотивы получили все же своеобразный оттенок. Прелестно нарисованные фигуры приобрели у него большее значение, да и в красках он цветистее, богаче и разнообразнее своих “учителей”, хотя также склонен к эффектам однотонного сероватого характера.

Исаак ван Остаде, вообще очень редкий мастер, представлен в Эрмитаже с большой полнотой — пятью картинами. Прекрасно написанная сцена “Деревенский концерт” приближается к работам Адриана и даже шла за произведение последнего, пока не была открыта монограмма Исаака. “Зимний вид” с его воздушным небом, с его далекой равниной льда, стелющейся за замерзшими лодками, с прелестным низким силуэтом деревьев, харчевни, стога сена и деревенской церквули, с элегантными фигурами мингера с дамой, пришедшими прокатиться на санях, — является едва ли не шедевром мастера.

Изак Янс(Исаак Ян) ван Остаде. Зимний вид. Ок. 1648. Дерево, масло. 71,5х113,5. Инв. 906. Из собр. Кобенцля, Брюссель, 1768

В таком же роде прелестна по своему грустному желтовато-бурому тону картина “Замерзшее озеро” 1642 года, вся насыщенная серым холодным туманом. Настоящим лакомством по своей плотной насыщенной живописи является “Сцена из крестьянского быта”, в котором больше заметны следы влияния Рембрандта и отчасти Лара. Белая лошадь, которая у коллекционеров считается таким-то “патентом” Воувермана, написана здесь с редким мастерством и без малейшей “декоративной позы”. Хуже прочих —, помеченный 1647-м годом и изображающий любимый сюжет Остаде “Постоялый двор”. Впрочем, быть может, ее недостатки можно объяснить себе тем, что вечное повторение по требованию любителей этого мотива могло опротиветь мастеру. В этом причина ее терпкого зеленого тона и невнимательной, рутинной лепки фигурок.

Оглавление книги

биография

Ван Остаде родился в Харлем. Он начал учиться у своего брата, Адриан, с которым он оставался до 1641 года, когда он начал свою собственную практику. В ранний период он почувствовал влияние Рембрандт, и это видно в Забитая свинья 1639 г., в галерее Аугсбурга. Вскоре он нашел стиль, более соответствующий его собственным наклонностям. В 1641–1642 годах он создал картины по образцу своего брата, в том числе «Пять чувств», которые Адриан впоследствии представлял Человек, читающий газету, а Крестьянская дегустация пива, а Рустик мажет свои язвы мазью и Земляк нюхает табакерку. Образец работы Исаака в этот период можно увидеть в Смеющийся хам с кружкой пива, в музее Амстердама; интерьер коттеджа с двумя крестьянами и тремя детьми у костра в берлинском музее; а Концерт, где люди слушают певцов в сопровождении волынщика и флейтиста, а Хам крадет поцелуй у женщины, в коллекции Лаказ в Лувре.

Интерьер в Берлине освещается из окон в том же стиле Рембрандта, что и интерьер Адриана 1643 года в Лувре. За такую ​​картину он получал низкие цены, в которых он мог только подчиняться своему брату. Постепенно он отказался от дачных сюжетов Адриана ради пейзажей в стиле Эсайас ван де Вельде и Саломон ван Рейсдал. Только однажды, в 1645 году, он вернулся к более раннему режиму, когда он произвел Забитая свинья, с мальчиком, надувающим мочевой пузырь, в музее Лилля.

Продвижению Исаака на его новом пути в значительной степени способствовал его предыдущий опыт рисования фигур; и, хотя теперь он выбирал сюжеты либо с деревенских центральных улиц, либо с замерзших каналов, он вдохнул новую жизнь в сцены, изображая оживленные группы людей с изысканным и тщательным изучением живописных контрастов. Он не прожил достаточно долго, чтобы довести свое искусство до высочайшего совершенства. Он умер 16 октября 1649 года в Харлеме, написав около 400 картин (см. Х. де Гроот, 1910).

Первое проявление отказа Исаака от стиля Адриана очевидно в 1644 году, когда были исполнены сцены катания на коньках и санях, которые мы видим в коллекции Лаказ и галереях Эрмитажа. Антверпен и Лилль. Три из этих примеров носят имя художника по буквам Исак ван Остадеи датируются 1644 и 1645 годами. Придорожные гостиницы с остановками путешественников образуют компактную серию с 1646 по 1649 год. Это последняя форма искусства Исаака, имеющая очень четкие особенности. Воздух, который пронизывает его композицию, теплый и солнечный, но мягкий и туманный, как если бы небо было покрыто паром, окрашенным болотным дымом. Деревья представляют собой натирки из умбры, на которых выступающие листва покрыты прикосновениями, закаленными в жидком состоянии средами янтарного лака. Тот же принцип, применяемый к таким деталям, как глазурованный кирпич или проколы в глиняной облицовке коттеджей, придает им нереальный и условный отпечаток.

Эти причуды преодолеваются широкими контрастами света и тени, а также виртуозными фигурами лошадей, всадников, путешественников, деревенских жителей, ссорящихся детей, собак, домашних птиц и крупного рогатого скота. Излюбленное место всегда отводится белой лошади, которая кажется неизменным аккомпанементом, как серая, в схватках и ярмарках. Филип Воуверман.

Лучшие качества Исаака проявляются в зимних сценах. Отсутствие листвы, свежая атмосфера и спокойный воздух холодных январских дней, незапятнанный дымом или паром, исключают использование коричневого оттенка и не оставляют художнику иного выбора, кроме как окрасить изменения огромным разнообразием опаловых оттенков. Затем фигуры мастерски появляются на светлом фоне. Среди придорожных гостиниц стоит отметить находящиеся в коллекциях Букингемский дворец, то Национальная галерея, Лондон, то Коллекция Уоллеса и коллекции Холфорда в Англии, Лувр, Берлин, музеи Эрмитажа и Роттердама, а также собрание Ротшильдов в Вене. Лучшая из ледовых сцен — знаменитая в Лувре.

Для картин и гравюр см. Les Fréres OstadeМаргариты ван де Виле (Париж, 1893). Его офорты см. L’Œuvre d’Ostade, cu description des eaux-fortes de ce maîtreи др. Огюста д’Оранжа (1860); и Каталог raisonné de toutes les estampes qui forment l’œuvre grave d’Adrian van Ostade, автор L.E. Фошо (Париж, 1862 г.).

Домашняя птица из музеев

Пришло время показать музейных, настоящих, а не маскирующихся под Кейпа уток и петухов. Это трудно, потому что почти все птицы художника из подлинных стали в последнее время считаться написанными художниками его окружения. Безоговорочны лишь две таких картины. Это куры и петух Кейпа из Гента.

№ 21 Альберт Кейп Петух и курицы ок. 1650, Музей изящных искусств, Гент, 48х45.1 см.

А вот еще знаменитая утка, в которой мало кто сомневается… кроме меня. Куплена музеем Дордрехта в 2004 году за 230.000 евро.

№ 22 Альберт Кейп Портрет утки Стяйтхен между 1647–1650, Дордрерхтский музей, 35х41.5 см.

Впрочем, есть и еще одна утка, копия с № 22. Находится у английского дилера Andrew Clayton-Payne. Чонгом признанная. Хм. Хотя Чонг и безусловный знаток, но в атрибуции его я не стопроцентно верю. Он, например, приписывает Кейпу ОЧЕНЬ плохо нарисованные портреты (в музее Дордрехта) и ОЧЕНЬ профессионально написанный портрет из Ряйкса. Все картины относит к приблизительно одному и тому же времени, а такой разницы в рисунке у одного художника просто быть не может. Тут Чонга подвело неумение рисовать, а мне, наоборот, помогло.

А подписи? Ведь есть подписи! Из-за грандиозного английского спроса на картины художника подписи его появились на совершенно разношерстных работах в таких количествах, что число этих подписей завораживает своей бесконечностью. Подпись вещь сомнительная и поддается различным интерпретациям. Например, Абрахама ван Калраета (Abraham van Calraet 1622-1722), у которого на беду (или на счастье) были те же самые инициалы, что и у Кейпа, когда-то из-за этих двух буковок почти целиком записали в Кейпы. Помимо прочего Abraham van Calraet писал натюрморты, часто с персиками, и вот считалось, что персики были кейповы, их покупали и радовались, что купили гения. У Хофстеде де Гроота таких насчитано более тридцати. Писал Калрает и коров, и лошадей, так те тоже оказывались кисти Кейпа, сейчас колесу дан обратный ход и коров, на кейповых не похожих, почти автоматически считают Калраетом.

Неизвестный коричневый мужичок

Выше я говорил об атрибуциях бесспорных, даже фальшивые были бесспорными, их никто не принимал всерьез и продажам они не помогли. Сейчас же будет совсем другая история. Картину № 12 как раз пытались перевести из категории работ, которые ценятся лишь на аукционе, в категорию настоящего искусства, годного для музея. И вроде бы получилось. «Мужчина в шляпе и потрепанной одежде» был продан на венском аукционе Doroteum (11.12.2018).

№ 12 Неизвестный художник Мужчина в шляпе и потрепанной одежде 17 век, частное собрание, 25.4х22 см.

Более или менее профессиональная работа. Автор что-то умел, сделал красный нос, не дрогнув, написал морщины, усы и бороду, и они убеждают. Картина неинтересная совершенно, никаких задач художественных поставлено живописцем не было. Сейчас, когда материалы для живописи дешевы и доступны, можно было бы сказать, что художник разогревал руку, но в 17 веке такое было невозможно.

№ 12 а Фрагмент.

Известна с 1994 года, а до того потрепанный, коричневый крестьянин пропадал в безвестности. Поступила панель из туринской галереи (Galleria Caretto), о которой будет ниже.

Небольшой безымянный, анонимный, скучный эскиз… Провенанса нет, документов, копий, упоминаний нет. Как продать? Затем и аукцион, чтоб определить автора и присоединить картину к мировому искусству. Для атрибуции посылают фото в фирму Фреда Мейера. И Фред Мейер авторство устанавливает. Он всегда авторство устанавливает. По его мнению, картину эту написал Исаак ван Остаде, ибо в запасниках Берлинской картинной галереи хранится изображение другого мужичка, на которого похож (по мнению Мейера) наш коричневый. О Мейере я еще расскажу, но сначала мужичок из Берлина.

№ 13 Исаак ван Остаде Крестянин в помятой шляпе Берлинская картинная галерея, 45 x 38 см.

Этот этюд (№ 13) подписан, известен с 1874 года, никем не оспариваем, похож ли на этюд с Доротеума? О цвете по фото нельзя судить, но отрешившись от цветовой гаммы, похож ли? Похож тем, что мужичок. Исаак ван Остаде ли? Поди, знай… Как решим, так и будет. Продали картину на Doroteum за 6.250 евро. Продавцы не разбогатели, но ведь и лучше, чем за 500. Тут не жаль было и Доротеуму дать 25% от цены, и отсчитать гонорар фирме Мейера за консультацию. Не надо думать, что у Мейера было какое-то качественное фото. Не было. И атрибуция опять на основании сюжета. Все равно, что любую прозу, где главного героя зовут Тарас, приписывать перу Гоголя.

Интересно, что Мейер выбрал скромного берлинского мужичка для сравнения, а есть у Остаде еще один получше. Вот он.

№ 14 Исаак ван Остаде Пастух в широкоплой шляпе и с посохом 1642, частная коллекция, 40х31.8 см.

Тут (№ 14) всамделешный Исаак ван Остаде, который известен давно, с 1817 года, и вошел в литературу. Его на Кристис в 2006 году продали за 153.600 фунтов, а не за шесть тысяч. Качество живописи очень хорошее, потому с ним сравнивать мужичка с Доротеума никакого резона – № 12 сразу покажется посредственной работой другого автора. Два других небольших портретика кисти Остаде, «Автопортрет» из Стокгольма и еще один «Крестьянин» из Берлина, другие по манере (что видно даже по фото). Все они трехмерные, не похожи на плоско-профильного с Доротеума, которого механически наложили на коричневый фон. Хотя, конечно, Исаак ван Остаде мог написать и плоского. Ох, я заметил, что тоже сужу об атрибуции по фотографиям, как Фред Мейер… Добавлю еще, что цены на Остаде скачут вразброс – от нескольких тысяч (картина с Доротеума вполне укладывается), до рекордных 1.833.250 английских фунтов за пейзаж в 2010 году.

«Мужчина в шляпе и потрепанной одежде» будет теперь картиной ван Остаде, и никто того не будет опровергать. Не та цена, не тот шедевр, чтобы возиться. Единственная ему грозит опасность, что кто-то решит составить научный каталог Исаак ван Остаде. Тогда картину с Доротеума могут из истории искусств и выгнать.

Случаев таких немного на серьезных аукционах (а Доротеум вполне себе хорош), иначе они перестали бы быть серьезными. Но если учесть, что продаются тысячи и тысячи картин, то… То и набежит число смутных холстов, которые причесали, которым выправили документы и приняли в хорошую музейную компанию, несмотря на сомнительное прошлое.

Сейчас, как и обещано, о Фреде Мейере.

Презентация на тему: » Голландская живопись Адриан ван Остаде Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, пгт. Уренгой Автор-составитель: Дрегун Виктория Николаевна, преподаватель.» — Транскрипт:

1

Голландская живопись Адриан ван Остаде Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, пгт. Уренгой Автор-составитель: Дрегун Виктория Николаевна, преподаватель высшая квалификационная категория

2

Адриан ван Остаде (нидерл. Adriaen van Ostade) (10 декабря 1610, Харлем — 2 мая 1685, Харлем)- нидерландский художник и гравёр. Мастерская художника (Автопортрет). 1663, Картинная галерея. Дрезден

3

Франс Халс Автопортрет Адриан ван Остаде учился у Франса Халса и работал в его манере до 1639 года

4

На его дальнейшее творчество оказала влияние манера письма Рембрандта. Рембрандт Харменс ван Рейн Автопортрет (1640)

5

Остаде написал большое количество жанровых картин малого формата и большей частью юмористического содержания, повествующих о жизни горожан и крестьян. Мужчина, затачивающий перо Музей изобразительных искусств. Будапешт

6

Героями его картин становились курильщики, выпивохи, игроки, шарлатаны, танцующие, драки и тому подобное. Художник писал и портреты. Отдыхающий путник Рейксмузей. Амстердам

7

Крестьянское общество. Эрмитаж Для первого периода творчества Остаде, к которому относятся около 40 полотен, характерны чёткие, живые образы и едкий юмор.

8

Торговка рыбой Рейксмузей. Амстердам Картины второго периода отличаются мастерским владением полутенями, наивностью сюжетов и мягкостью юмора.

9

Картины третьего периода (в большинстве своём интерьеры с изображением людей) выделяются тщательностью исполнения и светлыми, сияющими тонами.

10

В поздних работах художника его палитра становится многоцветнее, крестьяне благопристойнее, а их комнаты прибраннее. The Cottage Dooryard

11

Картины Адриана ван Остаде хранятся в картинных галереях Берлина, Дрездена, Вены (Императорская картинная галерея, галерея Лихтенштейн), в Лувре, в Мюнхене, в Амстердаме, Гааге, Санкт-Петербурге, Пензе и др. Farmers company Sun.

12

Помимо картин сохранилось много акварелей, рисунков пером и гравюр Адриана ван Остаде.

13

Dance at the Inn

14

Ученики Адриана ван Остаде: Исаак ван Остаде — брат Адриана Рихард Бракенбург Ян Стен

15

В беспорядочно заставленной комнате у окна сидит мать с ребенком, а в глубине, на заднем плане, трое крестьян устроили шумную пирушку. Семья, без сомнения, пребывает в крайней нужде, о чем лишний раз свидетельствует грязный пол, усеянный яичной скорлупой и раковинами мидий. Другие предметы обстановки такие, как колесо прялки и рама для мотания шерсти, представляют не развлечение праздных богачей, но инструменты тяжелой работы бедняков. Отказ ребенка от еды, которую предлагает ему мать, возможно, имеет отношение к моральной сентенции — «нищета приходит к тем, кто отвергает то, что им предлагается», однако общее настроение картины скорее декоративное, чем морализирующее. Комната в крестьянском доме, 1642 Музей изящных искусств, Будапешт

16

Источники информации: jpg jpg jpg jpg jpg jpg jpg jpg jpg JPG

Город Адриана ван Остаде. Кто в нем работает?

«Башмачник».

Теплый осенний день. На крыше будки башмачника лежит угревшаяся на солнышке дворняга.

Два мужчины: один пришивает подошву к чувяку, другой расположился напротив на трехногой табуретке, сидушка которой сделана из комля, и курит трубку.

Оба одеты тепло: рубашки с длинным рукавом, накидка тоже с рукавами. На башмачнике поверх рубашки — телогрейка.

У клиента брюки короткие, из-под них видны ноги в чулках. Обувь — мягкая, с задником и со шнуровкой впереди. Шляпа на нем — с полями, на башмачнике — колпак.

Рядом с башмачником около ступенек, ведущих в дом, метла. Справа — водяная колонка, пристроенная к стенке дома (видимо, этот отсек — хозяйственный, хлев или амбар). Еще правее — две связки, не то хворост, не то камыш.

Воду качают из скважины поршневым насосом. К рычагу, ось которого закреплена в кронштейне на стене, прикреплена штанга (шатун), соединенная с поршнем. Надо полагать, что в поршне есть перепускной клапан. Он закрывается, когда шатун тянет поршень вверх, вода поднимается и выходит через гнутую трубку, выливаясь в ведро или кадушку (кадушка стоит рядом с колодцем). Клапан открывается при движении поршня вниз, при этом вода поступает в надпоршневое пространство. Потом все повторяется.

«Помещение», в котором сидит сапожник, не слишком велико, пространство в нем — минимальное, как собачья будка. Места хватает только, чтобы сесть. Люк, которым закрывается эта конура, двухчастный: нижняя половина поворачивается на петлях и опускается, верхняя поднимается. Справа — дверца, которая и ведет в «кабинет».

В руках у сапожника шило, видимо, он пришивает подошву. Рядом с готовыми чувяками лежит еще инструмент, похожий на клещи. Образцы обуви — перед посетителем: чувяки без задника и с задником.

Крыша будки покрыта досками, которые закреплены чем-то вроде шурупов — видно шлиц на всем крепеже. Похоже, что доски обработаны так, чтобы их кромки как бы нависали над стыком, не давая дождю просочиться внутрь.

Этот сапожник принимает клиента. А у другого — перерыв, к нему приехал точильщик.

«Точильщик».

Будка этого сапожника очень похожа на предыдущую. Время действия — начало сентября, на дереве за домом висят яблоки.

Точильщик ездит со своей машиной. На шасси типа тачки — два лонжерона (длинные доски), между которыми на оси стоит колесо. Колесо целиком деревянное: ступица, 6 спиц, обод. Из рисунка не очень ясно, но на ободе должен быть металлический обруч — бандаж. Между лонжеронами — площадка для принадлежностей, в лонжероны вставлены две лапы, на которые весь агрегат опирается во время работы.

Свободные концы лонжеронов разведены настолько, чтобы было место встать между ними и работать. На лонжеронах есть стойки, между стойками — вал, на валу — наждачный круг. Вал приводится в движение кривошипно-шатунным механизмом и педалью (как на ножных швейных машинах). На педали стоит нога точильщика.

Конец педали вставлен в стойку тележки, педаль во время движения вынимается из своего гнезда и укладывается на площадку.

Материал круга — песчаник, из которого делаются мельничные жернова, диаметр — около полуметра, ширина — от 5 до 7 сантиметров (исходя из пропорций рисунка).

Сапожник протягивает точильщику кривой нож, а точильщик сосредоточен (что у него в руках — непонятно).

Над кругом на постаменте стоит кадушка, видимо, с водой для смачивания и очистки круга. На точильщике — надвинутый на глаза колпак (один глаз закрыт совсем) и фартук, потому что работа грязная: вода с камня разбрызгивается, на него летят брызги и песок, отрывающийся от круга при заточке.

«Продавец очков».

Продавец очков ходит от дома к дому, предлагая свой товар. На шее — ящик с очками. Непохоже, что он как-то определяет остроту зрения, какой-то там астигматизм и прочие «измы». Очки подбираются по принципу «лучше — хуже», по существу — так же, как и сегодня, спустя почти 500 лет.

«Пекарь». Где-то рядом живет усатый пекарь. У него только что вышли из печки свежие булочки. И вот он, еще не остывший от жара, в рубашке нараспашку с открытой волосатой грудью спешит протрубить об этом всей округе.

Сейчас подошьют все подошвы башмачники, наточит все ножи точильщик, подберет очки бабуся — и пойдут они все за булками к пекарю: башмачник, точильщик, бабуся…

Теги: художники, картины, живопись, искусство

Пример порядочного подхода к атрибуциям.

1) «Молодая пастушка» (№ 3) без подписи была признана картиной Яна ван Байлерта (Jan van Bijlert 1597-1671) и продана на (11.12.2018) за 5.000 евро на аукционе Dorotheum. До того «Пастушка» была никому не известна, ни в какой литературе не упоминалась, а пылилась где-то в Бельгии. Авторство установил составитель каталога ван Байлерта и его главный знаток Paul Huys Janssen. Янсен самолично поспешил исследовать саму панель, фотографии ему было недостаточно. Это пример правильной, культурной атрибуции, пусть картина и смехотворна (хорошие однофигурные композиции ван Байлерта могут уйти за 10, 20, 50 тысяч евро).

№ 3 Ян ван Байлерт Молодая пастушка частная коллекция, 55х44 см.

2) Подлинность «Натюрморта» (№ 4) Яна де Хема (Jan Davidsz. de Heem 1606–1683/84) была удостверена Фредом Мейером, главным по Хему специалистом, автором каталога художника (вышел в 2016 году). На аукционе Доротеум (21.4.2015), картина была продана за 149.400 евро. Сама картина известна с 1970 года, была сначала продана как картина анонима, но вскоре в авторы предложили Хема (тем более что сохранилась часть подписи), после атрибуции Мейера никаких сомнений не осталось.

№ 4 Ян де Хем Натюрморт 1632, частная коллекция, 75х57 см.

Фирма Фреда Мейера

Фреда Мейера поминал я тут два раза. Первый раз безоговорочно ему поверил, а второй раз заподозрил в нечестности.

Фред Мейер (Fred Meijer 1955-) ученый и голландский искусствовед. Обычно «голландский искусствовед» означает отсутствие доктората (PhD), к которому в Нидерландах историки искусств почему-то не всегда стремятся. Впрочем, Мейер докторат все же защитил, когда ему был 61 год. Молодец

Работал он в RKD (Нидерландский исследовательский институт по истории искусств) якобы негосударственной известной и важной организации по изучению голландского искусства. (Воспользуюсь случаем и поблагодарю RKD за их замечательный сайт, который так помогает в написании этих заметок)

Фред Мейер несомненный знаток натюрморта (и пары других художников), написал каталог Яна де Хема (Jan Davidsz. de Heem) и несколько серьезных статей, во время работы в RKD он начал заниматься атрибуцией, сначала натюрмортов (его специализация), а потом и всего прочего (вовсе не его специализация). 20 лет тому назад атрибуция в RKD стоила 59 евро в час, не знаю, сколько часов тратили на картину искусствоведы. Каждый год RKD давал около 550 заключений, из них Мейер разбирался с 60 картинами. Затем он стал заниматься атрибуциями еще энергичнее, и они уже почти всегда были на основании фотографий. С 2017 года Мейер не захотел делиться и основал собственное искусствоведческое предприятие и продолжил определять авторов для многочисленных аукционов (в том числе для Сотбис и Кристис).

Работа эксперта-знатока предполагает смотреть оптимистическим взглядом на безымянную живопись и давать картинам животворящие атрибуции. В противном случае никто к эксперту не пойдет. Не надо заблуждаться, не каждую картину можно объявить Вермеером или Терборхом, особенно, если есть хороший каталог желаемого художника. Однако если нет никаких особо веских аргументов против, то почему бы и не объявить. Бывает возможно выбрать из 1. «мастер», 2. «мастер с участием подмастерьев», 3. «приписывается мастеру», 4. «другой малоизвестный художник», 5. «копия», 6. «непонятно что». Если вы выбрали пункт 1, 2 или 3, то вам суждено стать экспертом-знатоком. Если 4 и 5, то ваш путь это академическое искусствоведение, которое от рынка не зависит. Пункт 6 в европейской культуре неприемлем, и выбравший его должен будет уехать в Индию, где голландской живописью не интересуются. При этом нужно помнить, что по прошествии времени на сомнительные атрибуции знатоков и на каталоги аукционов начинают ссылаться серьезные искусствоведы. Эдакая диффузия двух несовместимых мнений.

Вернусь к картине Исаака ван Остаде. Мейер не специалист по Исааку ван Остаде. Нельзя быть специалистом по всем художникам и жанрам, но свободное предпринимательство творит чудеса и Фред Мейер сейчас в состоянии определить всё на свете. Мне-то с трудом верится, что можно быть знатоком ВСЕХ голландских и фламандских натюрмортов. «Мужичок в потрепанной одежде» натюрмортом, по-моему, не является. И еще нельзя судить по фотографии, даже по самой лучшей, по самой электронной, по самой цветной. Если сравниваешь с картинами в Берлине, то надо сначала ехать в Берлин, а потом в Вену на аукцион Доротеум. Да, но тогда экспертиза выйдет слишком дорогой (59 евро в час, билеты, отели и прочее) и не выгодной, ведь картина не стоит сотни тысяч. Но без поездок, без оценок самих картин это не экспертиза. Точка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: