ТВОРЧЕСТВО
Остаде написал большое количество жанровых картин малого формата и большей частью юмористического содержания, повествующих о жизни горожан и крестьян.
Для первого периода творчества А. ван Остаде, к которому относятся около 40 полотен, характерны чёткие, живые образы и едкий юмор.
Картины второго периода отличаются мастерским владением полутенями, наивностью сюжетов и мягкостью юмора. Теперь он предпочитает светлые тона, пронизанные ярким светом и подчеркнутые игрой полутонов («В школе», 1641, Париж, Лувр; «Крестьянский дом», Брюссель, собрание Т. Медденса; «Странствующий музыкант», 1648, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Палитра художника отличается холодными желтыми тонами, иногда коричневыми, или какими-то необыкновенными «золотисто-зелеными», а также богатой гаммой прозрачных синих и оранжевых с розовыми, сиреневыми и коричневыми оттенками («Драка крестьян», Мюнхен, Старая пинакотека; «Веселые пьяницы», Гаага, Маурицхёйс; «Сельский концерт», ок. 1650, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Два «Семейных портрета» (1654, Париж, Лувр, и Гаага, музей Бредиуса), написанные в черных и коричневых тонах, лишены всякой фантазии, живости, но и вульгарности, в которую художник иногда впадает.
Картины третьего периода (в большинстве своём интерьеры с изображением людей) выделяются тщательностью исполнения и светлыми, сияющими тонами. Произведения проникнуты настроениями умиротворенности, лиризма, тонкого юмора («В деревенском кабачке», 1660, Дрезден, Картинная галерея). С сердечностью и проникновенностью обрисован живой образ голландского крестьянина в картине «Флейтист».
Остаде еще более удаляется от брауверовской выразительности в картинах «Постоялый двор» (Лондон, Бэкингемский дворец) и «Отдых путешественника» (1671, Амстердам, Гос. музей). Жизнерадостность и веселая атмосфера в знаменитой картине «Деревенский скрипач» (1673, Гаага, Маурицхёйс) будут восприняты его многочисленными учениками и подражателями, такими, как Корнелис Дусарт, который завершил несколько его картин, Корнелис Бега, М. ван Мюсхер и Рихард Бракенбург.
Тему творческого труда раскрывает картина Остаде «Живописец в своей мастерской» (1663, Дрезден, Картинная галерея) — своеобразный автопортрет художника. Мягкий свет, проникая сквозь большое окно с узорчатыми плетениями, освещает и объединяет разбросанные в беспорядке вещи, скромную обстановку мастерской и фигуру углубившегося в работу живописца за мольбертом. Вид мастерской и самозабвенно работающего в ней художника вызывает доброе чувство: просторное помещение, залитое светом из красиво зарешеченного окна, беспорядок, который можно счесть творческим… Все выполнено в теплых гармоничных тонах. Одним словом, картина создает романтическое настроение, вызывает грусть по былым временам и состоянию полной погруженности в творчество.
Биография:
Возможно, Золотой век голландской живописи получил такое название не только потому, что подарил миру великих живописцев Рембрандта, Яна Вермеера, Франса Хальса, Питера де Хоха и других, но и благодаря появлению так называемых «малых голландцев». «Малые» они не по талантам, а по небольшим камерным картинкам, пользовавшимся огромной популярностью у местного населения.
Одним из «малых голландцев» и является Адриан ван Остаде. Родился он в декабре 1610 года в городе Харлеме, в семье простого ремесленника. Но, тем не менее, из трех сыновей двое стали художниками – Адриан и Исаак.
В 24 года Адриан вступает в сообщество художников г. Харлема. В 1657 году он женится. В 1662 году становится главой Гильдии художников. Вот, собственно, основные вехи жизни Адриана. Но творческий путь его намного богаче и интереснее.
Адриану повезло учиться у прославленного Франса Хальса. Почти до 30 лет он подражает ему и рисует картины в его манере
Также под влиянием шедевров Рембрандта, Адриан начинает уделять внимание изображению света и тени, этой важной составляющей в живописи, благодаря которой эмоции людей становятся более живыми, а фигуры более выразительными. Но это будет позже
А пока начальный период творчества Адриана ван Остаде характеризуется небольшими жанровыми картинками из быта простого люда. Фигуры крестьян, лавочников, танцоров, пьяниц, игроков и прочих обывателей художник вырисовывает очень четкими контурами, и образы получаются немного резкими, но колоритными.
Из-под кисти художника выходят очень интересные жанровые сценки — с юмором, иногда с едким сарказмом, со знанием привычек и обычаев местного населения. Стоит рассмотреть его живописные картины, такие как «Ссора», «Кутеж крестьян в таверне», «Драка», «Крестьянин в красном берете курит трубку» и по ним легко будет представить нравы того времени.
Постепенно работы Адриана приобретают теплоту и мягкость, отточенность техники, полет кисти делается свободным, более продуманными становятся сюжеты и композиционные построения. В картинах также присутствуют юмор и улыбки.
И этот второй этап творчества уже сформировавшегося живописца ознаменован такими полотнами как «Бродячий музыкант», «Крестьянин расплачивается с долгами», «Счастливые крестьяне» и множеством других, прекрасно выполненных произведений.
Примерно с 1649 года Адриан ван Остаде уже зрелый художник, с огромной работоспособностью и с узнаваемым стилем. Сюжеты почти те же, что и раньше — быт и жизнь людей, но исполнение картин становится все блестящее и виртуознее: «Портрет семьи», «Алхимик», «Интерьер таверны с крестьянами, пьющими под окном», «Деревенская гостиница», «Двор коттеджа», «Деревенский скрипач», «Учитель». А также он рисует много портретов.
Великолепен его автопортрет, написанный в 1663 году – «Мастерская художника». Как чудесно передает автор общее настроение творческого человека, поглощенного любимым делом. Дневной свет проникает сквозь ажур мозаики и мягкими лучами озаряет мастерскую, различные предметы и рабочее место творца. Все наполнено теплом и гармонией.
Умер Адриан ван Остаде на 75-ом году жизни в Харлеме, в городе из которого он никогда не выезжал. Но это не помешало ему стать художником с мировым именем.
Благодаря тому, что его произведения нравились русскому государю Петру I, картины голландца появились в Эрмитаже Санкт-Петербурга. Также эти небольшие по формату картинки разошлись по всему свету – музеи Вены, Мюнхена, Гааги, Парижа и даже Пензы, могут гордиться тем, что в их арсеналах есть работы Адриана ван Остаде.
Картины незамысловатые, иногда наивные, но такие характерные, веселые, живые, с танцующими, ссорящимися, гуляющими или работающими простыми деревенскими людьми.
Биография[ | ]
Портрет Адриана ван Остаде работы Э. А. Ревейля Адриан ван Остаде учился у Франса Халса и работал в его манере до 1639 г. На его дальнейшее творчество оказала манера письма Рембрандта. Остаде написал большое количество жанровых картин малого формата и большей частью юмористического содержания, повествующих о жизни горожан и крестьян. Героями его картин становились курильщики, выпивохи, игроки, шарлатаны, танцующие, драки и тому подобное, иногда портреты. Для первого периода творчества А. ван Остаде, к которому относятся около 40 полотен, характерны чёткие, живые образы и едкий юмор.
Картины второго периода отличаются мастерским владением полутенями, наивностью сюжетов и мягкостью юмора. Картины третьего периода (в большинстве своём интерьеры с изображением людей) выделяются тщательностью исполнения и светлыми, сияющими тонами. Картины Адриана ван Остаде хранятся в картинных галереях Берлина, Дрездена, Вены (Императорская картинная галерея, галерея Лихтенштейн), в Лувре, в Мюнхене, в Амстердаме, Гааге, Санкт-Петербурге, Пензе, Рязани и др.
Помимо картин сохранилось много акварелей, рисунков пером и гравюр Адриана ван Остаде.
Среди его учеников был Рихард Бракенбург.
Остаде, Адриан ван.
Адриан ван Остаде представлен в Эрмитаже шестнадцатью картинами, из которых лишь одну невозможно оставить за ним. Эти картины рисуют нам его развитие, и остается без иллюстраций лишь полоса в его творчестве, когда он превратился в изумительно близкого имитатора Рембрандта. Для этой стороны искусства Остаде необходимо видеть его картины в Лувре и в Дрездене. Однако некоторое влияние Рембрандта можно проследить и на картинах 1640-х годов в Эрмитаже, в особенности же на “Шинок” (В наст. время — “Беседа у огня”).
Ранний период Остаде характеризован в Эрмитаже двумя картинами странного, белесоватого металлического тона, почти еще лишенными нежной горячей светотени, которая впоследствии стала его главной прелестью. На картине “Драка”(1637 г.), совершенно по рецепту Блоота и Броувера, изображена драка мужиков, мятущимся озверелым фигурам которых придан какой-то фантастический характер. Отдаленно они даже напоминают сатанинских героев на картинах Босха и П. Брейгеля. Такие же странные, очень условные и жуткие образины заседают и на картине “Крестьянское угощение”. Но затем резкость техники исчезает вместе с этими видениями навсегда из творчества Остаде, и вместо них появляются мягкая теплая светотень и нежная живопись, которая постепенно становится все красивее и свободнее. Одновременно тип его фигур становится правдоподобнее и симпатичнее. Отражением переходного фазиса в Эрмитаже могут служить “Деревенский праздник”, “Шинок” и “Пирушка”, помеченная 1642 годом.
В совершенной зрелости, наконец, Остаде предстает в прелестном ряде отдельных маленьких фигурок ( “Странствующий музыкант”, 1648; “Старуха в окне”; “Осязание”, “Зрение” и “ Вкус”, 1681; “Пекарь”) и в трех миниатюрных картинах из серии пяти чувств: “Осязание” (раненный в драке крестьянин перевязывает ногу), “Зрение” (ученый с хартией в руке), помеченной 1651 годом, и “Вкус” (крестьянин со стаканом пива), “Булочник, возвещающий о выходе свежего хлеба” (“Пекарь”), вероятно, также когда-то входил в серию “чувств” и означал “слух”.
Адриан ван Остаде. Зрение. Ок. 1635. Дерево, масло. 20х25. Инв. 998.
Наконец, редким образчиком тонкого понимания Остаде пейзажа (заимствованного, впрочем, у Рембрандта, главным образом, из офортов его) является картина “Пейзаж с пастухами и стадом”, помеченная 1645 годом.
Адриан ван Остаде. Деревенские музыканты. 1645. Дерево, масло. 39хЗ0,5. Инв. 904. Из собр. Кроза, Париж, 1772.
Последний период Остаде самый блестящий, самый зрелый, представлен у нас всего лишь одной и то недостаточно значительной картиной “Деревенские музыканты”, неразборчивую пометку на которой нужно, кажется, читать: 1656.
Томас Вейк. Алхимик. Дерево, масло. 41хЗ5,5. Инв. 1942. Из собр. Кроза, Париж, 1772.
Картины Остаде имели довольно значительный успех у современников, быть может, по той же причине, по которой успехом пользовался во Фландрии Тенирс — благодаря известным веселым ноткам, известному, иногда не очень уместному изяществу, с которым переданы грубые сюжеты. Успех же Остаде позволил ему создать целую школу, из которой вышло несколько хороших художников, продливших преемственным путем приемы мастера до первых годов XVIII века.
Автопортрет
Картина под названием « Семейный портрет», хранящаяся в Лувре, когда-то считалась автопортретом художника среди его семьи: на этой работе, позирующей в элегантной одежде в роскошной комнате, появляется отец, сидящий рядом со своей женой. их дети — мальчик и пять девочек, а также пара молодоженов. Эта картина сильно отличается от остальных работ ван Остаде. У последнего, как известно, была только одна дочь, что делает тезис о автопортрете маловероятным.
В Рейксмузеуме в Амстердаме со спины изображен художник, сидящий за мольбертом. В углу работает краситель, ученик готовит палитру, а на полу спит черная собака. Работа выполнена около 1640 года. Реплика этой картины, датированная 1663 годом, находится в Дрезденском музее (ср. 1- й илл.). Возможно, что на этих двух экземплярах ван Остаде изображал самого себя, но, к сожалению, его лица не видно. Художник также изображает себя работающим на холсте в гравюре; он там изображен в профиль.
Лицо художника известно нам по другой картине начала 1650-х годов « Портрет семьи Де Гойер и художника» , которая в настоящее время находится в музее Бредиуса в Гааге
Архивные исследования фактически позволили идентифицировать его вместе с семьей Де Гойер, важной амстердамской семьей: это мужчина, сидящий слева.
ТВОРЧЕСТВО
Остаде написал большое количество жанровых картин малого формата и большей частью юмористического содержания, повествующих о жизни горожан и крестьян.
Для первого периода творчества А. ван Остаде, к которому относятся около 40 полотен, характерны чёткие, живые образы и едкий юмор.
Картины второго периода отличаются мастерским владением полутенями, наивностью сюжетов и мягкостью юмора. Теперь он предпочитает светлые тона, пронизанные ярким светом и подчеркнутые игрой полутонов («В школе», 1641, Париж, Лувр; «Крестьянский дом», Брюссель, собрание Т. Медденса; «Странствующий музыкант», 1648, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Палитра художника отличается холодными желтыми тонами, иногда коричневыми, или какими-то необыкновенными «золотисто-зелеными», а также богатой гаммой прозрачных синих и оранжевых с розовыми, сиреневыми и коричневыми оттенками («Драка крестьян», Мюнхен, Старая пинакотека; «Веселые пьяницы», Гаага, Маурицхёйс; «Сельский концерт», ок. 1650, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Два «Семейных портрета» (1654, Париж, Лувр, и Гаага, музей Бредиуса), написанные в черных и коричневых тонах, лишены всякой фантазии, живости, но и вульгарности, в которую художник иногда впадает.
Картины третьего периода (в большинстве своём интерьеры с изображением людей) выделяются тщательностью исполнения и светлыми, сияющими тонами. Произведения проникнуты настроениями умиротворенности, лиризма, тонкого юмора («В деревенском кабачке», 1660, Дрезден, Картинная галерея). С сердечностью и проникновенностью обрисован живой образ голландского крестьянина в картине «Флейтист».
Остаде еще более удаляется от брауверовской выразительности в картинах «Постоялый двор» (Лондон, Бэкингемский дворец) и «Отдых путешественника» (1671, Амстердам, Гос. музей). Жизнерадостность и веселая атмосфера в знаменитой картине «Деревенский скрипач» (1673, Гаага, Маурицхёйс) будут восприняты его многочисленными учениками и подражателями, такими, как Корнелис Дусарт, который завершил несколько его картин, Корнелис Бега, М. ван Мюсхер и Рихард Бракенбург.
Тему творческого труда раскрывает картина Остаде «Живописец в своей мастерской» (1663, Дрезден, Картинная галерея) — своеобразный автопортрет художника. Мягкий свет, проникая сквозь большое окно с узорчатыми плетениями, освещает и объединяет разбросанные в беспорядке вещи, скромную обстановку мастерской и фигуру углубившегося в работу живописца за мольбертом. Вид мастерской и самозабвенно работающего в ней художника вызывает доброе чувство: просторное помещение, залитое светом из красиво зарешеченного окна, беспорядок, который можно счесть творческим… Все выполнено в теплых гармоничных тонах. Одним словом, картина создает романтическое настроение, вызывает грусть по былым временам и состоянию полной погруженности в творчество.
Приложения
Библиография
- (nl) Корнелис де Би , Золотой кабинет свободного искусства живописи , Антверпен, Джоаннес Мейсенс,1662, 258 с. ( читать онлайн ).
- Британская энциклопедия , одиннадцатое издание (общественное достояние).
- Луи Годфруа, Гравюра Адриана ван Остаде , Париж, у автора, 1930, 87 стр. in-4°
- Адам фон Барч , Художник-гравер , том. 1, Вена, JV Degen impr.,1803 г.( читать онлайн ) , с. 351-388.
- (en) Корнелиус Хофстеде де Гроот ( перевод Эдварда Г. Хоука, перевод с немецкого на английский), Резюме-каталог произведений самых выдающихся голландских художников семнадцатого века, основанный на работах Джона Смита , т. 1, с. 3, Лондон, Макмиллан,1910 г.( читать онлайн ) , с. 140-436.
- (de) Бернхард Шнакенбург, « Die Anfänge des Bauerninterieurs by Adriaen van Ostade » , Oud Holland , № 85 ,1970 г..
- (в) Тимоти Коул , « Старые голландские мастера: Адриан Ван Остаде » , журнал Century , vol. 48, № 2 ,июнь 1894 г.( читать онлайн , консультироваться по16 мая 2018 г.)
внешние ссылки
О других проектах Викимедиа:
Адриан ван Остаде на Викискладе?
-
Записи авторитета :
- Виртуальный международный авторитетный файл
- Международный стандартный идентификатор имени
- Национальная библиотека Франции ( данные )
- Система документации университета
- Библиотека Конгресса
- Gemeinsame Normdatei
- Национальная библиотека Испании
- Королевская библиотека Нидерландов
- Национальная библиотека Польши
- Национальная библиотека Польши
- Национальная библиотека Израиля
- Библиотека польского университета
- Апостольская библиотека Ватикана
- Чешская национальная библиотека
- Национальная библиотека Армении
- WorldCat
- Ресурсы изобразительного искусства :
- АГОРХА
- Национальная галерея Финляндии
- Музей Дж. Пола Гетти
- Национальная галерея Канады
- Королевская академия художеств
- (en) Художественный институт Чикаго
- Искусство Великобритании
- (от + до) Художники Мира Онлайн
- (ru) Художественная галерея Окленда
- Выгода _
- (ru) Британский музей
- (в дополнение к) Баварская государственная коллекция живописи
- (в) Купер-Хьюитт, Смитсоновский музей дизайна
- (ru) ЭКАРТИКО
- (da + en) Кунстиндекс Дания
- (en) Художественный музей Нельсона-Аткинса
- (исп + ан) Музей Прадо
- (от + до) Музей Штеделя
- (en + es) Музей Тиссена-Борнемисы
- (ru) Национальная художественная галерея
- Национальная галерея Виктории
- (ru) Национальная портретная галерея
- (ин + св) Национальный музей
- (nl+en) RKDисполнители
- Те Папа Тонгарева
- (ru) Объединенный список имен артистов
- (ru) Работы Адриана ван Остаде в Государственном музее
- Работы Адриана ван Остаде в Музее Новой Зеландии Те Папа Тонгарева
- Библиография Адриана ван Остаде
- Портал живописи
- Портал гравюры и эстампа
- Портал 17 века _
- Портал Нидерландов
Студия И. Галереи интерьерной живописи
Исаак ван Остаде(около 1621-1649)- выдающийся нидерландский живописец 17 века, брат и ученик Адриана ван Остаде.
Исаак ван Остаде родился 2 июня 1621 года в Харлеме, Нидерланды,в семье льняного ткача Яна Хендрика ван Эйндховена. Был младшим братом известного художника Адриана ван Остаде. Художественные способности у мальчика проявились рано, однако данных о его художественном образовании не сохранилось. Есть основание предполагать, что живописи учился у собственного брата. Стал работать самостоятельно с конца 30-х годов 17 века. В начале 1640-х годов он начал специализироваться на композиции, в сочетании с жанровыми мотивами и пейзажами.Позднее художник писал сцены на открытом воздухе, пейзажи, выдержанные в серебристых тонах и тонко передающие особенности освещения (“Замерзшее озеро”, 1642, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Таверна на замерзшей реке”, 1645, Национальная галерея, Лондон; “Путник у входа в дом”, 1649, Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид). В 1643 году Исаак Ван Остаде, стал членом гильдии святого Луки в Харлеме, и в том же году начал изображать темы, встречающиеся в работах Питера Ван Лара, голландского живописца, который специализировался на сценах уличной жизни среди скромных социальных классов. Стиль Исаака Ван Остаде претерпел полное превращение, и он стал использовать тонкий метод, используемый у итальянских художников в изображении фигур и зданий. Это особенно проявляется «В таверне с лошадью на водопое», в настоящее время картина находится в Государственном музее Амстердама.
Сцены путешественников отдыхающих у дверей постоялого двора стали возвращающимся лейтмотивом в его работе, как это делали зимние пейзажи, в которых чувствуется влияние таких художников, как Яна ван Гойена и Саломона ван Рейсдаля. Исаак ван Остаде также сотрудничал с другими художниками, рисовал фигуры своих композиций, в частности, для Якоба ван Мосшера. Исаак ван Остаде умер 16 октября 1649 года в Харлеме, Нидерланды, в возрасте двадцати восьми лет от простудного заболевания. Многие из его незавершенных работ были завершены его братом Адрианом ван Остаде. Несмотря на свою короткую жизнь, он написал около ста картин, которые очень близки по сюжетам картинам его брата, вследствие чего их часто путают. Исаак ван Остаде оказал существенное влияние на творчество многих художников, включая Класа Моленара, Корнелиуса Деккера, Роелофа ван Вриса, Яна Вейнантса и Йоханнса Оуденрогга. Большинство произведений Исаака ван Остаде находится в частных английских коллекциях. Картины Исаака ван Остаде хранятся в музеях Берлина, в Лувре и в мюнхенской Старой пинакотеке.
По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Большая Иллюстрированная энциклопедия живописи(под редакцией Е.В. Ивановой, Н.Ю. Николаева)” ОЛМА Медиа Групп”, Москва 2011 г.
В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние
.
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Адриан родился в Харлеме в 1610 г. и был .крещен 10 деекабря в церкви Св. Бавона. Отец его мелкий ремесленник к тому времени сменил профессию пекаря на ткача. Из трех сыновей Остаде-старшего только средний — Ян продолжил семейное дело и унаследовал ткацкую мастерскую отца. Адрииан и Исаак стали живописцами. Несмотря на большую разниицу в возрасте — 11 лет — они бьши очень дружны между собой: их связывали общность интересов и совместное творчество. Адриан ван Остаде учился у Франса Халса и работал в его манере до 1639 г. Уже здесь он твердо определился в выборе наиболее приемлемого для себя нааправления в искусстве — жанровой живописи.
В 1634 Остаде вступил в гильдию живописцев Харлема и в 1662 стал ее старшиной. До самой смерти он почти не покидал Харлем, за исключением краткой поездки в Амстердам в 1657, где он женился.
Около 1640 его стиль меняется, что связано с влиянием светотени Рембрандта.
Примерно с 1660 Остаде постепенно приглушает светотень, а формы становятся более мощными и утонченными. В этот последний период были созданы такие картины, как «Алхимик» (1661, Лондон, Нац. гал.), «Голландский кабачок» (1663, Брюссель, Кор. музей изящных искусств), «Крестьяне на постоялом дворе» (Гаага, Маурицхёйс), которые близки произведениям Стена и Метсю.
Жизнь Остаде, не богатая внешними событиями, была наполнена непрерывным кропотливым трудом.
Большим почитателем его искусства был Петр I, положивший начало собранию произведений Остаде в Росссии.
Произведения Остаде были особенно высоко оценены в XVIII в., когда его имя ставили в один ряд с именем Рембрандта; его известность продолжалась и в XIX в.
Картины Адриана ван Остаде хранятся в картинных галереях Берлина, Дрездена, Вены (Императорская картинная галерея, галерея Лихтенштейн), в Лувре, в Мюнхене, в Амстердаме, Гааге, Санкт-Петербурге, Пензе и др. Помимо картин сохранилось много акварелей, рисунков пером и гравюр Адриана ван Остаде.