Героическая серия полотен Николая Рериха, посвященная ратным подвигам России
«Великая Родина, все духовные сокровища твои, все неизреченные красоты твои, всю твою неисчерпаемость во всех просторах и вершинах мы будем оборонять».
Н.К. Рерих. «За Родину». Рать. (1900).
«история… сурово наказывает тех, кто ее забывает».
Н.К. Рерих. «Дозор». (1903).
Н.К. Рерих. «Александр Невский поражает ярла Биргера». (1904).
Н.К. Рерих. «Стрелы неба — копья земли». (1915). Холст, темпера. 103 х 188Музей изобразительных искусств. Туркменистан.
«Стрелы неба — копья земли»
Н.К. Рерих. «Богатыри проснулись». (1940).
Н.К. Рерих. «Весть Тирону». (1940). Холст, темпера. 76 х 122. Государственный музей искусства народов Востока. Москва.
«Весть Тирону»
Н.К. Рерих. «Ковка меча». (1941).
«Ковка меча»
Н.К. Рерих. «Борис и Глеб».(1942).
Н.К. Рерих. «Святогор». (1942).
Н.К. Рерих. «Поход Игоря». (1942).
Н.К. Рерих. «Победа». (1942). Холст, темпера. 76 х 122. Дом ученых СО РАН. Россия. Новосибирск.
Н.К. Рерих. «Александр Невский». (1942).
Н.К.Рерих.«Партизаны». (1943). Холст, темпера. 46 х 80. Государственный Русский Музей. Санкт-Петербург.
Н.К. Рерих. «Настасья Микулична». (1943). Холст, темпера. 92 х 153. Новосибирский государственный художественный музей.
«Настасья Микулична»
Н.К. Рерих. «Единоборство Мстислава с Редедей». (1943). Холст, темпера. 57 х 123Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.
«Единоборство Мстислава с Редедей»
Н.К. Рерих. «Весна священная». (1945).
«Мадонна Орифламма». Николай Рерих
история любви Николая и Елены Рерихов
Великие учителя человечества
Частые персонажи картин Рериха – величайшие учителя человечества, такие как Будда или Иисус. Надо сказать, что представители теософского общества, основанного Еленой Блаватской, в унисон ее доктрине настаивали на том, что имя Будды – не имя исторического персонажа, а степень посвящения и эволюции ума. Другими словами, Будда – это тот, кто познал всеобъемлющую мудрость земной сферы бытия и обрел свободу от ограничений физической реальности.
Николай Рерих. Будда-победитель
На картине Рериха «Будда-победитель» сценой служит ущелье пещеры, которая издавна ассоциировалась с потусторонним миром мертвых. Посвящаемый заходил в ее темные стены, символически оставляя мир живых. Он умирал, чтобы родиться заново в новом духовном качестве.
Картина Рериха делает нас свидетелями такого рождения. Стены подземелья озарены золотым сиянием, исходящим от просветлевшего Будды. Это — золотой свет истины, которую он познал в ту ночь перед решающей схваткой с демоном преисподней. И хотя на полотне схватка еще не состоялась, Будда уже назван победителем. Ведь его победу над чудищем ознаменовала победа внутренняя над собственным существом через обретение им мудрости — высшего совершенного знания.
Жизнь Святого Иссы
Рерихи были убеждены в историчности Иисуса. Его личность реальна, и по мнению мистиков, тот отрезок его жизни между 14 и 30 годами, о котором нам мало что известно, Иисус провел именно в Гималаях, проповедуя среди местного населения. Еще в 19 веке российским ученым Н.А. Нотовичем было издано Тибетское Евангелие, переведенное ученым на французский язык. Позже Николай и Елена Рерихи удостоверились в существовании этой рукописи, посетив монастырь, хранящий ее в своих стенах.
Христос в пустыне
Сюжеты с образом Великого Мессии потрясают своим воздействием на сознание созерцающего. Вот он, этот сакральный момент истины, изображенный на полотне «Знаки Христа». Мгновение, когда на учителя человечества снизошло прозрение и он изрек свое пророчество, обращенное к людям и открывающее перед ними истинный путь к спасению.
Знаки Христа. Николай Рерих
«Взяв бамбуковую трость, Он очертил квадрат вокруг отпечатка Его следа, прибавив: «Истинно говорю — ногою человеческою». Потом, отпечатав ладонь, также заключил её в квадрат: «Истинно рукою человеческою». Между квадратами Он начертал подобие колонны и покрыл как бы полусферой.
Он говорил: «О, как Оум проникнет в сознание человеческое! Вот Я сделал пестик и над ним дугу, и заложил основание на четыре стороны. Когда ногами человеческими и руками человеческими будет построен храм, где процветёт заложенный Мною пестик, пусть Моим путем пройдут строители. Почему ждём пути, когда он перед нами?» И встав, тростью смешал начертанное.»
Николай Рерих. Мистерия жизни и тайна творчества
Перекресток путей Христа и Будды
Несомненно, Иисус был известен народам Азии под именем Исса, они называли его лучшим из сынов человеческих. Исса жил среди мудрецов и воинов, но ходил читать свои проповеди и для низших сословий индийского общества, что вызывало непонимание у браминов и кшатриев, ведь на тот момент в Индии было строгое разделение на касты, и низшие сословия приравнивались к рабам, недостойными слышать строки святого писания. Уже тогда Иисус вел свою неустанную борьбу за сердца и умы людей, пытаясь донести до них мудрость великого закона Вселенной: все равны перед Отцом Небесным, и не делает Он различий между своими детьми.
Основные особенности описываемого мира
География
Действие романа происходит в некоем Городе, находящемся вне времени и пространства. Географически Город простирается на узком дугообразном уступе, ограниченном бездонным обрывом на западе и неприступной Жёлтой Стеной на востоке. Солнце неподвижно, оно включается и выключается как некий исполинский светильник, по расписанию:
«… на своём обычном месте медленно разгорается малиновый диск. Сначала диск дрожал, словно пульсируя, становясь всё ярче и ярче, наливался оранжевым, жёлтым, белым, потом он на мгновение погас и сейчас же вспыхнул во всю силу так, что смотреть на него стало невозможно» |
За юг условно принято направление на Солнце, за север — противоположная сторона. На юге от города располагается сельская местность, фермерские хозяйства, болота, водятся дикие животные. Что находится южнее — неизвестно.
Город растёт с севера на юг — новые здания строятся на южной окраине, а северные кварталы забрасываются по мере того, так как там исчезает вода. В результате на севере располагаются необитаемые руины, масштабы которых неизвестны. За пределами Города встречаются необычные формы жизни. Так, на болотах живут «краснухи», досаждающие фермерам, а на пустошах севера обитают «акульи волки».
Население
Люди попадают в Город из разных стран и времён, в пределах XX века. Механика попадания в город не описывается, известно лишь, что это происходит добровольно: к человеку обращается некто и предлагает переместиться в Город и далее жить там, участвуя в некоем Эксперименте. Большинство персонажей находились в сложной жизненной ситуации (реальная угроза жизни, плен, тюрьма, голод, просто жизненный тупик и отсутствие перспектив…) и согласились, восприняв предложение как меньшее из зол.
Население Города составляет приблизительно миллион человек, большинство жителей «приглашены» из реального мира, но имеется и несколько десятков тысяч человек, родившихся уже в Городе. Проблемы языкового барьера нет: все жители Города свободно понимают устную и письменную речь друг друга, при этом каждому кажется, что и он, и все вокруг говорят на его родном языке, даже стихи и песни воспринимаются в адекватном переводе.
Эксперимент
Всем жителям Города при переселении говорится, что они участвуют в некоем Эксперименте. Суть и условия Эксперимента не разъясняются, ни при «вербовке» ни когда-либо потом, и герои могут лишь строить догадки и любые происходящие странности объяснять фразой «Эксперимент есть Эксперимент». Одной из самых популярных тем в разговорах является попытка понять, что собой представляет Город, кем и для чего он создан, в каком времени и пространстве находится и по каким законам существует. Высказываются различные версии: от научного эксперимента инопланетян до первого круга Ада.
У каждого жителя Города есть Наставник, который появляется в некоторые моменты и беседует с человеком, всегда строго один на один. Наставник обсуждает события, эмоции и мотивы подопечного, задаёт вопросы, но никогда не пытается переубедить его или побудить к тому, к чему сам человек не стремится. Наличие Наставника не скрывается, но общение с ним относится к сфере интимного. Наставники не раскрывают секретов Города и Эксперимента.
Жители Города получают работу с помощью распределительной машины, не учитывающей профессии, образования и личных предпочтений. Раз в несколько месяцев работа меняется на новую, внешне безо всякой логики (это называется «правом на разнообразный труд»), но с постепенным улучшением условий и статуса. За отказ от очередного распределения работник наказывается исправительными работами на болотах, после отбытия которых получает работу с самым низким социальным статусом.
Время от времени в Городе начинаются глобальные процессы, затрагивающие всё население. Природа и смысл их неясны. Например, это эрозия построек, превращение воды в желчь (оба события произошли до начала действия), нашествие большого количества неясно откуда взявшихся павианов. Иногда наблюдаются странные, необъяснимые явления, вообще не вписывающиеся в естественный ход вещей, например, «Красное здание», появляющееся ночью в разных местах города, в котором бесследно пропадают люди. На севере, куда герои отправляются в последних частях, эти явления принимают вид явной фантасмагории: люди с отрезанными языками, запершиеся в своих квартирах и сошедшие с ума граждане, ожившие статуи.
Матерь мира
Нельзя ничего не сказать о труде Николая Рериха «Матерь мира», наполненного столь концентрированным символичным содержанием. Образ самой Изиды, хранительницы мудрости и тайного знания изображен на этом полотне. Ее сокрытый лик – обозначение вечной загадки мироздания. Она – владычица сферы разума, духовное начало земного существования. Укрыт ее лик под покровом одежд, и только самым достойным искателям, быть может, однажды станет возможным узреть только часть, но не целое от того, что скрывается под этой плотной материей очевидного для взора человеческого.
Николай Рерих. Матерь Мира
Как можно поверить, что не ведающий смог бы воссоздать на холсте столь проникновенные образы из запредельных сфер Универсума. Не зря говорят, что творческий деятель связан невидимой нитью с иными мирами, откуда он черпает свое вдохновение. Через руки его струится небесный поток божественно воли, открывающий нужное знание на нужном этапе общечеловеческой эволюции. Несомненно, Николай Рерих обладал такой связью, что и вылилось в столь невероятных сюжетах его невероятных картин.
Елена Тайная
УЧЕНИЕ ЖИВОЙ ЭТИКИ. В 5-ТИ ТОМАХ— синкретическое религиозно-философское учение, объединяющее западную оккультно-теософскую традицию и эзотеризм Востока.
&Град обреченный& картина рериха
У Николая Рериха имеется две очень мрачные картины, Град обреченный и Крик змия. Они традиционно считаются пророческими, не смотря на то, что относительно смысла этих их отношения и пророчеств к конкретным историческим событиям ведется большое количество споров.
Аркадий и Борис Стругацких не только позаимствовали у картины Град обреченный наименование, их философский роман-антиутопия в каком-то смысле есть одной из интерпретаций значения этого полотна. У зрителей, привычных с мрачной фэнтезийной трилогией Мервина Пика, картина может привести к с Горменгастом.
На картине, первым обладателем которой был Максим Горький, изображен древний замок громадных масштабов – это и имеется обречённый город и осуждённый. Острые скалы, окружающие крепостные стенки, символизируют опасность и враждебность сил, подкрадывающихся к обитателям города под покровом темноты.
Кое-какие критики склонны видеть в этом сюжете тревожное, гнетущее ожидание революции 1917 года. В подтверждение данной догадки они показывают революционно-красный цвет змея-дракона, кольцом окружившего дремлющий город.
Другие же критики видят в картине предчувствие ужасающих событий на протяжении блокады Ленинграда. В этом случае дракон символизирует невозможность выбраться из вражеского окружения.
А кое-какие специалисты вычисляют произведение пророчеством о приближающейся Первой мировой.
Имеется и еще более эзотерическая интерпретация Града обреченного. Она связана с легендой о сокровищах Навуходоносора, каковые остались в Вавилоне по окончании падения правителя-тирана.
Крепостные стенки Вавилона защищал громадный дремлющий змей. По преданию, греческому царю его друзьям и Льву удалось пробраться в Вавилон и завладеть инсигниями Навуходоносора (а также шапкой Мономаха).
Эти символы царской власти в свое время, пройдя через руки византийских правителей, была во владении столичного царя (Ивана Грозного, как утверждается в одной из предположений легенды). Творческое воображение авторов легенды связало Вавилон с Россией по той причине, что Вавилон упоминается в Апокалипсисе, и следовательно, место рождения Антихриста кроме этого переносится в Россию.
С данной точки зрения возможно заявить, что обреченный Град – ни что иное, как Российская Федерация незадолго до финиша света, ожидающая второго пришествия Христа. Змей, что есть образом и символом Сатаны, кроме этого превосходно вписывается в эту теорию.
Николай Рерих был отлично знаком с данной легендой, поскольку ее обрисовал в одной из собственных статей (Византизм и Российская Федерация) его друг, Владимир Соловьев.
Примерная оценочная цена Града обреченного – от 800 000 до 1 200 000 фунтов, как раз за такую сумму рассчитывали реализовать полотно в ноябре 2014 года на аукционе MacDougall’s. Но клиента не нашлось.
На сегодня самой дорогой картиной Рериха есть полотно Труды Божией матери, оно было реализовано в июне 2013 года за 7,88 миллионов фунтов на аукционе Bonhams.
Николай Рерих картина Град обреченный
Крик змия картина Рериха
Подготавливаетесь к самому главному празднику собственной жизни и желали бы, дабы он был прекрасным и радостным? Обручальные кольца приобрести в Санкт-Петербурге на Vesta-Rings — это как раз то, что вам нужно.
превосходное качество и Большой ассортимент.
Другие художники с пророческим даром
Не только Н.К. Рерих предсказывал будущее своими картинами. К нему обращались художники разных стран и разных времён.
Так К. Юон в своей картине «Новая планета». 1921 г. осмыслил значимость революции 1917 года не только для России, но и для многих стран. Вселенский переворот охватит государства, отчего остро поднимется вопрос не только об изменении государственного строя, но и сохранения планеты во Вселенной.
К. Юон «Новая планета». 1921 г.
Новые грядущие перемены остро чувствовал русский художник М.Б. Кустодиев. Картина «Большевик». 1920 г. содержит предсказание об исторической миссии большевиков-красноармейцев. Он считал революцию гигантским неуправляемым бунтом, а большевика – героем, который привел народ к спасению, отчего образ центральной фигуры метафоричен.
М.Б. Кустодиев. Картина «Большевик». 1920 г.
Странные зарисовки аргентинского художника Бенджамина Парравичине представляют собой тайный смысл о катастрофе атомной электростанции Фукусима1 в Японии, падении американских близнецов-небоскрёбов, появлении телевидения, полётах в космос и другие.
История создания и публикации
Фото: ru-strygackie.livejournal.com
Книга впервые появилась на книжных полках только во время Перестройки, когда журналам «Нева» и «Радуга» разрешили публиковать более смелые произведения отечественных авторов. Книга же была закончена уже в 1972 году.
По признанию самих авторов, рабочее название было «Новый Апокалипсис», однако нынешнее название произведение получило после того, как Борис Стругацкий увидел одноименную картину Рериха.
Тогда писатель признался, что она поразила его красотой, мрачностью и безнадежностью, которая прямо сквозила на невольного наблюдателя.
Песнь о Шамбале
Свои искания Рерих осуществлял вместе с женой Еленой Рерих, которая была его верной спутницей и соавтором его книг. Среди долин гималайских гор вместе они искали таинственную Шамбалу – священный город, обитель Учителей человечества, чьими силами движется эволюция.
Песнь о Шамбале
Шамбала упоминается во многих духовных традициях. Именно здесь по древним преданиям родится новый мессия, которого ждут под именами Будды, Христа или Аватара Вишну. Мудрец знает, что шамбалу можно найти в глубинах собственной души. Она – источник любого знания и любой науки, открывающейся перед внутренним взором искателя. Однако вместе с этим, Елена Петровна Блаватская утверждала в свое время , что это место имеет и физическое расположение на земле, и находится оно не где-то, а в Гималаях в ущелья Тибетского Нагорья.
Гималаи. Розовые горы
Последние статьи
-
Где растёт самая первая яблоня, от которой произошли все сорта на Земле, и при чём здесь лошади сегодня, 12:22 -
Вечная любовь Захара Прилепина: «Маленький домик, русская печка, пол деревянный, лавка и свечка» сегодня, 10:36 -
Владимиру Бортко – 77: Почему известный режиссёр перестал снимать кино, и Как ему удалось 50 лет прожить с одной женщиной сегодня, 09:07 -
+1 Как 35 лет назад советский «Тетрис» захватил мир, а в наши дни стал главным героем одноименного фильма 6.05.2023, 21:50 -
От любовницы и разлучницы до королевы Англии: Малоизвестные факты о Камилле Паркер 6.05.2023, 20:16 -
+1 Знаменитые молочные коктейли из СССР: как их делали, и почему сегодня никто не может этого повторить 6.05.2023, 18:12 -
Кто такие норманы, которые захватили и навсегда изменили Англию 6.05.2023, 16:02 -
Как английский король воевал с супругой: Почему не пустил на коронацию, выгнал из замка и тайно женился на другой 6.05.2023, 14:06 -
Почему стал бездомным заслуженный артист России и лауреат Госпремии Сергей Бехтерев 6.05.2023, 12:27 -
Чем закончились спиритические сеансы Великой княгини Александры, или Месть отчаявшейся супруги 6.05.2023, 10:55
Все статьи
Пророческий дар Рериха
Образ змеев, рептилий, драконов, известный нам по мифологиям многих народов Земли, не обошел в своем творчестве великий русских художних Н.К.Рерих. На многих полотнах этого художника змеи, рептилии — являются образом мирового Зла. И это, наверное, не случайно. Ведь и из Библии нам хорошо известен коварный змей-искуситель.
На картине Рериха «Змей проснулся» можно увидеть древнего богатыря, стерегущего мировое Зло в образе дракона. И хотя дракон проснулся, но и богатырь явно не дремлет — меч его обнажен, и он в любой момент готов вступить в схватку, если Зло начнет поднимать голову. И не случайно на другой картине Рериха — «Меч мужества» — изображен ангел, который принес меч мужества спящим стражам.
Н.Рерих — Меч мужества
Эти картины, написанные в 1912 голу являются явным знаком, предупреждением человечеству, о том, что всем позитивным силам пора просыпаться, ибо Змей Мирового Зла уже проснулся и грозит миру неисчислимыми бедами. Стоит ли напоминать, что подобное предупреждение оказалось пророческим и уже через два года многие страны оказались втянутыми в мировую войну, которая навсегда изменила Старый Свет, принеся неисчислимые страдания народам Европы и спровоцировав последующие революции, войны, бунты и экономические кризисы. И, видимо, как раз именно об этом старался рассказать миру Николай Рерих сюжетом своих картин «Крик Змия» и «Град умерший», написанными в 1914 году. .
Н.Рерих — Крик змия
Так, на первой картине мы видим огненного змия, похоже, вырвавшегося из самых глубин ада и ворвавшегося в размеренную жизнь Европы в виде разрушительной войны. Не случайно, и на картине «Град умерший» («Град обреченный») огнедышащих змей окружил своим телом город, наглухо закрыв все выходы из него. Этот город, обреченный пасть под властью Змея — Мирового Зла, и есть Европа, Старый Свет, который подвергнется сильному разрушению в результате мировой войны.
Н.Рерих — Град обреченный
На фоне грозного огненно-красного неба стоит огромный темный замок, стоит, видимо, века. В его окнах отражаются красные отблески зарева. Кровавое небо — символ грядущей войны, а красные и алые краски — символ идущей за ней революции. На фоне этих красок обреченность старого замка. Художник предвидел неизбежность кровавой войны и революции. И то, что старый мир бесповоротно осужден законом исторической справедливости и законом развития общества, явствует из самого названия картины «Город обреченный». Но есть у Рериха еще одна картина, относящаяся к этому же периоду творчества и с таким же названием и похожим сюжетом.
Град обреченный
Многие из сюжетов картин Н.Рериха, были навеяны ему вещими снами, где в символической форме давались предупреждения о грядущих событиях. Вот как сам Н.Рерих описывал эти «пророческие» сны накануне мировой войны: «Перед войною сны были:
Едем полем. За бугром тучи встают. Гроза. Сквозь тучу стремглав молнией в землю упёрся огненный змей. Многоглавый. Или: Едем серой равниною. Холм высокий темнеет. Смотрим: не холм, а змей серый клубом завился. Ещё задолго были заклятия. Заклинали лихих. Заклинали кривду. Заклинали и зверем, и птицею. Заклинали землёй и водой. Не помогло. Выползли гады. Потом были знамения. Не усмотрели их. Не поверили. Не додумались. Толпой растоптали. И проснулся змей. Поднялся враг рода человеческого. Пытался злословно мир покорить. Города порушить. Осквернить храмы. Испепелить людей и строения. Поднялся себе на смерть. Были заклятия. Были знамения. Остались сны. Сны, которые сбываются».
Свидетельствует о пророческих сюжетах его картин и Е.И.Рерих: «…Все искусство, все писания его от самого начала свидетельствовали о знании им грядущих бедствий и сейчас продолжают утверждать и свидетельствовать о всем происходящем и грядущем. Истинно, Красный Змий проснулся, и крик его наполнил мир. Ангел Последний стоит уже на столбах Света, и тучи с севера летят и сгущаются в местах предуказанных. Огненные драконы Армагеддона уже стелются на землю. Весь цикл событий и последовательность их предуказаны в пророческой серии его картин.»
Таким образом, пророческий дар Н.Рериха позволил ему предсказать в сюжетах своих картин в символической форме многие из трагических событий первой половины ХХ века. Не случайно на картинах этого художника и образ Мирового Зла напрямую связан с образом Змия, рептилии. Этот факт позволяет очередной раз восхититься способности этого талантливого художника считывать информацию с ячеек информационных полей.
Тревожные предчувствия художника
Предчувствия Второй мировой война, печальные раздумья о судьбе Родины воплощены в таких полотнах, как: «Богатыри проснулись».1940 г., «Весть Тирону». 1940 г., «Ковка меча». 1941 г. «Святогор». 1942 г., «Победа». 1942 г. и других.
«Богатыри проснулись».1940 г.
Все картины героического цикла обладают невероятно мощной энергией. Например, «Ковка меча» имеет великий смысл единения народа, ведь началась война. Как в тёмных пещерах искусными мастерами ковался меч для защиты Родины, так денно и нощно всем миром на фронте и в тылу долгих 4 года ковалась победа.
«Ковка меча» 1941 г
На картине «Победа» могучий богатырь одолел змея. Голова отсечена – зло повержено, но победитель начеку: крепко держит обнажённый меч и готов, если потребуется, снова и снова сражаться за Святую Русь, как в XX веке его потомки насмерть стояли под Москвой в 42-ом, остановили коричневую чуму под Сталинградом в 43-ем и в 45-ом разбили её у берлинской стены.
Но тогда, в 1942 картина вселяла веру в будущее, а слова автора о предстоящих победах звучали пророчески.
«Победа». 1942 г
Город будущего
Живописец Николай Константинович Рерих неоднократно в своём творчестве обращался к будущему. Он был уверен в рождении новой эры, собирательным образом которой в его картинах стал Звенигород – город будущего. Полотна «Странник светлого града» 1933 г., «Земля славянская», 1943 г. наполнены верой в добрые силы грядущей эпохи, которая пробудит новое сознание, наполненное великим гуманным смыслом. Когда-нибудь это обязательно произойдёт.
«Странник светлого града» 1933 г.
«Земля славянская», 1943 г.
Вещие сны
В личных дневниках художник писал о вещих снах, которые снились накануне войны, рассказывал их с помощью кисти и красок, предупреждая о страшных бедствиях и напутствуя на грядущее.
Пророчества героических картин Рериха восхищают. Через символические образы он умел предвидеть трагизм и разрушающую энергию зла, причинённого войнами. И как гениальный философ донёс до человечества гуманную идею добра, наполняя свои творения светом и радостью мира торжествующей жизни.