10 работ альбрехта дюрера, которые нужно знать

Портреты 1520-х годов

Портрет в 1520-е годы становится основным жанром в творчестве Дюрера. В это время создал изображения в гравюре на меди виднейших гуманистов своего времени Альбрехт Дюрер. Основные произведения следующие: в 1526 году — портрет Филиппа Меланхтона, в 1524 — Виллибальда Пиркхейма, в 1526 — Эразма Роттердамского. В живописи в 1521 году появляется «Портрет молодого человека», в 1524 — «Мужской портрет», в 1526 — «Иероним Хольцшуэр» и другие работы. Эти небольшие произведения отличаются безупречной композицией, классической завершенностью, чеканностью силуэтов. Они эффектно усложнены очертаниями огромных бархатных беретов или широкополых шляп. Композиционный центр данных работ — лицо, данное крупным планом, созданное тонкими переходам теней и света. В едва заметной мимике, во взгляде широко раскрытых глаз, в очертаниях слегка изогнутых в улыбке или полуоткрытых губ, в энергичном рисунке скул и движении нахмуренных бровей можно рассмотреть следы напряженной духовной жизни. Открытая Альбрехтом в его современниках сила духа обретает большой масштаб в диптихе «Четыре апостола» (на фото ниже), последней живописной работе мастера (1525 год). Она была написана Дюрером для нюрнбергской ратуши. Представлены огромные фигуры евангелиста Марка, апостолов Павла, Петра и Иоанна, которые олицетворяют, по свидетельству современников мастера, 4 темперамента.

Портрет Максимилиана I

Портрет Максимилиана I. Своего покровителя Дюрер изображал несколько раз на разных картинах, а вот портрет Максимилиана первого стал одной из известных на весь мир картин. Император изображен, как и полагается монархам, богатые одеяния, надменный взгляд, от картины так и веет высокомерием. Как и в других картинах художника присутствует своеобразный символ. Император держит в руке гранат, символ изобилия и бессмертия. Намек на то, что именно он обеспечивает народу достаток и плодородие. Виднеющиеся на очищенном кусочке граната зерна символ многогранности личности императора.

7. Автопортрет Дюрера

Это один из трех цветных автопортретов знаменитого живописца. На нем Дюрер высокомерно поднял себя до социального положения, которое, по его мнению, соответствует художнику его способностей.

На нем яркая, экстравагантная одежда, демонстрирующая влияние итальянской моды, и дорогие кожаные перчатки. Поза Дюрера полна спокойствия и уверенности, и сам он доминирует над живописным пространством полотна. Он смотрит на зрителя холодным ироничным взглядом.

Любопытно, что Дюрер первым из западных художников написал несколько автопортретов в течение своей жизни. Они — прекрасное свидетельство развития его таланта. Свой первый автопортрет немецкий художник написал в 1484 году. Тогда ему было всего 13 лет.

Творческий путь

1490 год стал началом традиционного для начинающих художников странствия с целью учебы у мастеров других стран. За четыре года молодой Дюрер побывал в городах Германии, Швейцарии, Нидерландов, где совершенствовался в технике живописи, получил навыки гравировки на меди.
В 1493 году в Страсбурге Альбрехтом написан «Автопортрет с чертополохом», который он послал в Нюрнберг в качестве подарка невесте, выбранной ему отцом.
В 1494 г. Дюрер возвращается в родной город и вступает в брак с Агнесой Фрей, дочерью друга отца.
По прошествии двух месяцев после свадьбы художник отправляется в очередное путешествие, на этот раз в Италию.
Итальянские мастера Мантенья, Беллини, Поллайоло, ди Креди, оказали огромное влияние на творчество молодого Дюрера. Характерными для этого периода являются акварельные зарисовки пейзажей, которые стали новшеством в искусстве Западной Европы. В последующие годы художник использует их при создании гравюр.
После возвращения в Нюрнберг в 1495 году художник открывает собственную мастерскую и следующие десять лет занимается гравюрами. Он начинает применять новые техники гравировки, создает гравюры на меди.
Благодаря своему крестному Антону Кобергеру, который был известным в Германии издателем, Альбрехт начинает продажу своих работ, участвует в оформлении изданий различных произведений. Для выпущенного в 1498 году Кобергером «Апокалипсиса» художник создал 15 ксилографий, что прославило его в Европе, как мастера гравюры.
В этот период написан ряд известных произведений живописи, среди которых портрет отца и «Поклонение волхвов».
С 1505 по 1507 год Альбрехт Дюрер опять находится в Италии. Цели его поездки неясны, мнения специалистов расходятся. Известно, что большую часть времени он провел в Венеции. Под влиянием венецианской школы живописи значительно изменилась манера письма художника. Его работа «Праздник венков из роз», выполненная на заказ, заставила других художников признать его талантливым живописцем, а не только специалистом по гравюрам.
Образцом для подражания для Альбрехта Дюрера стал Джованни Беллини, с которым у него сложились дружеские отношения. Считается, что картины венецианского периода «Мадонна с чижиком» и «Христос среди учителей» написаны под влиянием и по просьбе Беллини.
В 1507 г. Альбрехт Дюрер с сожалением покидает Венецию, где его высоко ценили и даже предлагали денежное содержание.
С 1509 г

художник становится членом Большого Совета в Нюрнберге и приобретает в собственность дом в Циссельгассе, где сейчас находится его музей.
Основное внимание в этот период Дюрер сосредоточил на совершенствовании гравюрного мастерства, поскольку именно гравюры составляют его основной доход. Он выполняет их как на заказ, так и для продажи.
В 1512 г

знаковой для Альбрехта работой становится создание иллюстраций для «Книги фехтования» по заказу Максимилиана I, императора Священной Римской империи. После этого немецкий художник находится под покровительством императора.
В течение следующих семи лет Дюрер получает многочисленные заказы, пишет портреты Максимилиана I. Не имея финансовых возможностей достойно оплатить труд художника, император назначает ему пожизненное содержание из суммы городских налогов, предоставляет грамоту для защиты против копирования гравюр.
После смерти Максимилиана городской совет остановил выплату пенсии художнику до распоряжения нового императора. В 1520 г. Дюрер с женой отправляется в Нидерланды, где должен пройти коронацию новый император Карл V.
Сохранился «Дневник путешествия в Нидерланды», в котором художник в ярких красках описывает события, местные обычаи, достопримечательности, произведения искусства нидерландских мастеров. Его везде ждал радушный прием, поскольку известность мастера распространилась по всей Европе.
Во время путешествия Дюрер плодотворно работает, пишет графические портреты, при его участии создается триумфальная арка для въезда Карла V.
4 октября 1520 г. новый император подтвердил право Альбрехта Дюрера на ежегодную выплату в 100 гульденов. После этого события художник прекращает ведение дневника.
Вернувшись в Нюрнберг в 1521 г., Дюрер продолжает занятия живописью. В последние годы им были созданы глубокие произведения, в которых отразился дух нидерландского искусства.
В Нидерландах художник заразился, предположительно, малярией. Болезнь не отпускала его в течение семи лет и стала причиной смерти. Альбрехт Дюрер умер 6 апреля 1528 г. в возрасте 56 лет.

Автопортрет (1500 г.)

Рисунки и гравюры

Гравюры

Наибольшую известность Дюрер получил как непревзойденный гравер. Художник делал гравюры, как на меди, так и на дереве

Ксилографии Дюрера отличались от его предшественников мастерством и вниманием к деталям. В 1498 г

художник создал серию гравюр «Апокалипсис», состоявшую из 15 листов. Эта тема была весьма актуальна к концу 15 века. Войны, эпидемии, голод создали у народа предчувствие конца времен. «Апокалипсис» принес Дюреру небывалую популярность, как на родине, так и за ее пределами.

1498 Четыре всадника Апокалипсиса

Далее последовали серии гравюр «Большие страсти», «Жизнь Марии». Библейские события мастер помещает в современное ему пространство. Люди видят знакомые пейзажи, одетых, так же как они, персонажей и сопоставляют все происходящее с собой и своей жизнью. Дюрер стремился делать искусство понятным и для простого народа, при этом подняв уровень художественного мастерства на невиданную до него высоту.

1510 Взятие под стражу

Гравюры его пользовались большой популярностью, их даже стали подделывать, в связи с чем Дюрер осуществил свою вторую поездку в Венецию.

Кроме серий художник работает и над отдельными рисунками. В 1513 ‒ 1514 годах выходят в свет три самых знаменитых гравюры: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия». Эти работы по праву считаются венцом пути художника, как гравера.

1514 Меланхолия

Как гравюрист Дюрер работал в разных техниках и жанрах. После него осталось около 300 гравюр. После смерти мастера его работы широко тиражировались, вплоть до 18 века.

1513 Рыцарь, смерть и дьявол

Рисунок

Альбрехт Дюрер известен и как талантливый рисовальщик. Графическое наследие мастера впечатляет. С немецкой скрупулезностью он хранил все свои рисунки, благодаря чему до нас дошло их около 1000 штук. Художник постоянно тренировался, делая эскизы и зарисовки. Многие из них стали самостоятельными шедеврами. Так, например, широко известны рисунки «Руки молящегося», «Портрет матери», «Носорог» и др.

1508 Руки молящегося

Дюрер первый среди европейских художников стал широко использовать акварельную технику. Акварель известна с 15 века в Европе. Это были сухие краски, которые растирались в порошок. В основном ее использовали для оформления книг.

1495 Вид на Инсбрук

Известна серия пейзажей, выполненных Дюрером акварелью: «Вид на Арко», «Замок в Альпах», «Замок в Тренто», «Вид на Инсбрук», «Двор старого замка в Инсбруке» и др.

1494 Дворик замка в Инсбруке с облаками

Удивительно детально проработаны натуралистические рисунки Дюрера: «Молодой заяц», «Кусок дерна», «Ирис», «Фиалки» и др.

1502 Молодой заяц

Известные картины Дюрера

Художник создал много произведений, которые до сих пор активно обсуждаются ценителями искусства, но самая известная работа — «Четыре всадника апокалипсиса». За 3 года на библейскую тематику Дюрер создал 15 гравюр, они дважды публиковались.

Иллюстрация демонстрирует слова из Откровения, где говорилось о четырех всадниках на разноцветных конях, среди них Голод, Смерть, Завоевание  Война. Сразу за конями следует Ад, как написано в Библии, он изображен зубастым чудовищем. Расположенный над всадниками ангел напоминает о том, что все понесут ответственность за свои деяния.

Художник специально изобразил всех персонажей очень близко, чтобы создавалось впечатление, что они скоро покинут рамки гравюры. Через это произведение Альбрехт делился с людьми своими мыслями о будущем и призывал помнить о том, что расплата неизбежна.

Рассмотрим остальные известные произведения:

  • «Адам и Ева». Молодые люди изображены здесь до Грехопадения, они находятся по разные стороны дерева. Картина получилась уникальной из-за плавных линий и того, насколько реалистично все изображено.
  • «Мадонна с младенцем перед аркой». Картину обнаружили в небольшом итальянском городе только после Второй мировой войны. Художник подарил свою работу женскому монастырю, искусствоведы признали ее подлинность.
  • Автопортрет. Альбрехт нарисовал картину с собственным изображением в цвете. Так Дюрер показал свой социальный статус через модную итальянскую одежду, высокомерный взгляд и легкую ухмылку.
  • «Руки Молящегося». Изображение нарисованных рук используют для выражения скорби или сопровождают им новое издание Библии. Изначально руки изображались в качестве эскиза, позже художник хотел изобразить апостола, но картину уничтожил огонь во время пожара в мастерской.

Упорство художника и его чувство пропорций позволило Дюреру не только создать произведения, которые до сих пор имеют огромную ценность, но и повлиять на следующие поколения творческих людей.

Созерцание Иеронима

Вторая из ряда «мастерских гравюр» — работа «Святой Иероним в келье» (1514 г.). Гравюра воплощает второй путь добродетельной жизни. Это жизнь созерцательная, приближающая человека к истине через интеллектуальный труд. В келье, похожей на кабинет самого художника, трудится Святой Иероним — покровитель переводчиков. Дюрер изображает его в момент работы над Вульгатой — Библией на латинском языке. Впоследствии данный перевод станет первой книгой, напечатанной Иоганном Гутенбергом на станке. Этот сюжет становится довольно популярным в Германии начала 16-го века в связи с Реформацией и переводом Библии на немецкий язык Мартином Лютером. Так Дюрер показал свою приверженность гуманистическим тенденциям.


А. Дюрер. Святой Иероним в келье, 1514 г. (Британский музей)

На гравюре можно заметить знакомые ещё с первой картины предметы — песочные часы, череп и собаку. Но в данной работе особенно выделяется лев. Он находится на гравюре неспроста. Согласно легенде, лев стал постоянным спутником Иеронима Блаженного после того, как святой достал из его лапы занозу

Помимо удивительной точности в изображении фигур животных и людей, Дюрер уделяет особое внимание светотеневому построению пространства данной гравюры. Благодаря строгой ритмичности резцовой гравюры, многообразию направления и глубины штрихов свет в картине, «пробиваясь» сквозь витражные окна, добавляет ей большей выразительности.

Звездная и географическая карты Дюрера

В 1515 году Дюрер выполнил три знаменитые гравюры на дереве, с изображением карт южного и северного полушарий звёздного неба и восточного полушария Земли. Эти произведения искусства являются одновременно ценнейшими памятниками науки. Работа над гравюрами проходила в сотрудничестве с видными немецкими учеными Иоганном Стабием (инициатор проекта) и Конрадом Хейнфогелем (нем. Konrad Heinfogel). Карта звёздного неба Дюрера, которая стала первой в истории отпечатанной типографским способом, была подготовлена, вероятно, к 1512 году. Набросок карты с градусной сеткой, по-видимому, сделал Стабий. По этим данным, по свидетельству Иоганна Доппельмайра, Хейнфогель «прилежно изготовил на плоскости» расположение звёзд, «привлекая применявшийся ещё в то время каталог неподвижных звезд Птолемея, которое затем Альбрехт Дюрер снабдил надлежащими фигурами… и для пользы любителей астрономии представил в гравюре на дереве». На двух листах карты звёздного неба фигуры созвездий изображены согласно греческой мифологической традиции. Изображения двух полушарий даны в стереографической проекции с центрами в полюсах эклиптики. В левом верхнем углу листа с южным полушарием помещён герб кардинала Ланга, в правом — текст посвящения, а внизу слева размещены гербы И. Стабия, К. Хейнфогеля и самого А. Дюрера и надпись на латыни: «Иоганн Стабий направил — Конрад Хейнфогель расположил звезды — Альбрехт Дюрер заполнил круг изображениями». В четырёх углах карты северного полушария изображены в фантастических одеяниях выдающиеся древние астрономы: Арат из Сол (слева вверху), Клавдий Птолемей (справа вверху), Марк Манилий (слева внизу) и Ас-Суфи (справа внизу).

На географической карте Дюрера, также выполненной в сотрудничестве с И. Стабием и К. Хейнфогелем, изображён «Старый Свет» — Европа, Азия и Африка, то есть те же области, которые были картографированы Птолемеем. Сам Дюрер также принимал участие в многолетней подготовке издания «Географии» Птолемея на латинском языке, которую вёл В. Пиркгеймер. Несмотря на традиционные черты, карта содержит много новых особенностей, отражающих уровень развития географических знаний в эпоху Возрождения. В географической карте Стабия-Хейнфогеля-Дюрера для передачи шарообразности Земли была применена перспективная проекция с точкой зрения, находящейся вне глобуса на расстоянии утроенного диаметра, из которой точки земной поверхности спроектированы на плоскость чертежа. Разработкой методов проектирования Дюрер интересовался уже как художник. Карта является, кроме того, и несомненным образцом искусства гравюры. По краям карты приведены мастерские изображения нескольких дующих на Землю ветров.

Руки Молящегося

Руки Молящегося. Еще одна очень известная картина Дюрера была много раз скопирована, напечатана на открытках, марках и даже монетах. История картины поражает своей символичностью. На холсте изображена, не просто рука набожного человека, а родного брата Дюрера. Еще в детстве братья договорились заниматься живописью по очереди, так как известность и богатство от этого ремесла приходит не сразу и не всем, один из братьев должен был обеспечивать существование другого. Первым за живопись взялся Альбрехт, и когда пришла очередь брата его руки уже отвыкли от живописи, он не мог писать. Но брат Альбрехта был набожным и смиренным человеком, он не огорчился на брата. Эти руки и отражены в картине.

Библиография

  • Бартрум Д. Дюрер / Пер. с англ. — М.: Ниола-Пресс, 2010. — 96 с. — (Из собрания Британского музея). — 3000 экз. — ISBN 978-5-366-00421-3.
  • Бенуа А. История живописи всех времён и народов. — СПб.: Издательский Дом «Нева», 2002. — Т. 1. — С. 297—314. — 544 с. — ISBN 5-7654-1889-9.
  • Бергер Я. Дюрер. — М.: Арт-Родник, 2008. — 96 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-88896-097-4.
  • Альбрехт Дюрер. Гравюры / Пред. А. Боре, прим. А. Боре и С. Бон, пер. с фр. А. Золотовой. — М.: ООО «Магма», 2008. — 560 с. — 2000 экз. — ISBN 978-593428-054-4.
  • Брион М. Дюрер. — М.: Молодая гвардия, 2006. — (Жизнь замечательных людей).
  • Дзуффи С. Большой атлас живописи. Изобразительное искусство 1000 лет / Научный редактор С. И. Козлова. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — С. 106—107. — ISBN 5-224-03922-3.
  • Дурус А. Еретик Альбрехт Дюрер и три «безбожных художника» // Искусство : журнал. — 1937. — № 1.
  • Зарницкий С. Дюрер. — М.: Молодая гвардия, 1984. — (Жизнь замечательных людей).
  • Немировский Е. Мир книги. С древнейших времён до начала XX века / Рецензенты А. А. Говоров, Е. А. Динерштейн, В. Г. Утков. — М.: Книга, 1986. — 50 000 экз.
  • Львов С. Альбрехт Дюрер. — М.: Искусство, 1984. — (Жизнь в искусстве).
  • Либман М. Дюрер и его эпоха. — М.: Искусство, 1972.
  • Королёва А. Дюрер. — М.: Олма Пресс, 2007. — 128 с. — (Галерея гениев). — ISBN 5-373-00880-X.
  • Матвиевская Г. Альбрехт Дюрер — учёный. 1471—1528 / Отв. ред. канд. физ.-мат. наук Ю. А. Белый; Рецензенты: акад. АН УзССР В. П. Щеглов, д-р физ.-мат. наук Б. А.
  • Розенфельд; Академия наук СССР. — М.: Наука, 1987. — 240, с. — (Научно-биографическая литература). — 34 000 экз. (в пер.)
  • Невежина В. Нюрнбергские граверы XVI в. — М., 1929.
  • Нессельштраус Ц. Литературное наследие Дюрера // Дюрер А. Трактаты. Дневники. Письма / Перевод Нессельштраус Ц.. — М.: Искусство, 1957. — Т. 1.
  • Нессельштраус Ц. Рисунки Дюрера. — М.: Искусство, 1966. — 160 с. — 12 000 экз.
  • Нессельштраус Ц. Дюрер. — М.: Искусство, 1961.
  • Норберт В. Дюрер. — М.: Арт-Родник, 2008. — 96 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9794-0107-2.
  • Сидоров А. Дюрер. — Изогиз, 1937.
  • Черниенко И. Германия на рубеже XV-XVI веков: эпоха и её видение в творчестве Альбрехта Дюрера: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук: 07.00.03. — Пермь, 2004.

Альбрехт Дюрер: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

2.8/5 — (6 голосов)

4. Семь печалей девы

Этот полиптих включает в себя центральное изображение размером 108 х 43 см и семь прилегающих панелей (размером около 60 х 46 см). В их число входят:

  1. «Обрезание Христа».
  2. «Бегство в Египет».
  3. «Двенадцатилетний Христос в храме».
  4. «Несение креста».
  5. «Прибивание Христа к кресту».
  6. «Христос на кресте».
  7. «Оплакивание Христа».

Работа была заказана Фридрихом III, курфюрстом Саксонии.

Современные ученые склонны приписывать Дюреру только центральную панель, другие, вероятно, были сделаны его учениками по рисункам мастера. Центральная панель, изображает скорбящую Богоматерь, тогда как остальные части полиптиха изображают Иисуса в разные моменты его земной жизни.

Живопись Дюрера

Этот художник прославился своим многогранным творчеством, огромным спектром интересов и идей. Основными направлениями его творчества стали рисунок, гравюра и живопись. В общей сложности Дюрер оставил после себя 900 картин: неудивительно, что по объему таких работ Альбрехта часто сравнивают с величайшим Леонардо да Винчи. Этот художник работал карандашом, углем, акварелью, тростниковым пером и серебряным штифтом, но во главу угла он всегда ставил особую концепцию создания своих композиций. Важную роль в его творчестве играла религиозная тематика, что характерно для эпохи Средневековья.

Отличительной чертой этого художника является его нестандартное мышление и склонность к экспериментам, что и позволило мастеру развиваться, создавая столь популярные и уникальные картины. Первым крупным заказом стала роспись особняка Зебальда Шрейера. Эта работа удостоилась исключительных похвал, поэтому неудивительно, что в скором времени курфюрст Саксонский заказал у Дюрера свой портрет. Альбрехт при написании картин следовал европейским традициям: он изображал своих моделей в три четверти на фоне пейзажа, при этом, в отличие от других художников, прорабатывал задний фон с мельчайшими деталями.

Самыми известными работами этого художника являются:

  • Четыре ведьмы.
  • Адам и Ева.
  • Поклонение волхвов.
  • Меланхолия.

Особое место в творчестве этого художника занимали гравюры. В своей мастерской на родине в Нюрнберге Дюрер осваивал новую технику выполнения изображений, что позволило ему добиться невероятной реалистичности. Работы этого художника прекрасно продавались, живописец работал с крупными изданиями, писал на заказ портреты и картины. Так, например, в 1497 году для издания «Апокалипсиса» Дюрер с использованием ксилографии изготовил несколько иллюстраций. Именно эта работа и принесла художнику общеевропейскую известность.

В начале XVI века Дюрер перебирается на Апеннины, и именно итальянская школа оказала существенное влияние на этого живописца. Он освоил технику написания человека в движении и со сложных ракурсов, избавившись от присущей для его раннего творчества готической угловатости. Альбрехт в Венеции получил множество заказов на роспись соборов и монастырей.

Потрясающая Венеция, итальянские творческие страсти

Впечатление от бурной Италии, где уже пышным цветом развивался Ренессанс, было фантастическим: роскошная архитектура, энергичная жизнь, великолепные краски и новые идеи захлестнули молодого и жаждущего творческих открытий художника. По сравнению с Нюрнбергом, где царило Средневековье, Италия была свежим ключом. Известно знакомство Дюрера со знаменитыми современниками: братьями Беллини, другими мастерами и в том числе, вполне вероятно, с Тицианом и Джорджоне. Найти общий язык с горячими итальянцами было нелегко, зачастую Альбрехту приходилось отмахиваться от враждебных выпадов живописцев, которые ругали работы Дюрера, обвиняли его в нарушении традиций античности, при этом сами копировали его работы в церквях.

Как художник Дюрер приезжал учиться и работать в Италию несколько раз. Находчивый Пиркгеймер подал другу идею доказать на практике, что германский художник не хуже ревностных итальянцев владеет законами композиции и чутьём колорита. Так была создана картина под названием «Праздник чёток», триумфальная работа Дюрера, восхитившая самого Беллини. Это произведение стало отправной точкой немецкого Ренессанса.

Живопись

Творчество Дюрера безгранично, как и спектр идей и интересов. Живопись, гравюра и рисунок стали основными направлениями деятельности. Деятель искусства оставил наследие, исчисляемое 900 листами изображений. По объему и разноплановости работ искусствоведы сравнивают его с Леонардо да Винчи.

Рисунок Альбрехта Дюрера «Заяц»

Дюрер работал углем, карандашом, тростниковым пером, акварелью и серебряным штифтом, ставя во главу угла рисунок как этап создания композиции. Большую роль в творчестве Дюрера играла религиозная тематика, что соответствовало тенденциям в искусстве той эпохи.

Нестандартное мышление, склонность к поискам и экспериментам позволяли мастеру постоянно развиваться. Одним из первых заказов стала роспись дома горожанина Зебальда Шрейера. Узнав об успешной работе художника, курфюрст Саксонский Фридрих Мудрый заказал ему свой портрет, и этому примеру последовали патриции Нюрнберга. Дюрер следовал европейской традиции, изображая модель на фоне пейзажа в трехчетвертном развороте и детально прорабатывая мельчайшие нюансы изображения.

Гравюра Альбрехта Дюрера «Меланхолия»

Гравюры занимали центральное место в деятельности творца. Циклы работ появлялись в его мастерской в Германии. Дебютные экземпляры созданы с помощью Антона Кобергера. Нюрнберг располагал к экспериментам и поискам, поэтому на родине мастер применил новые техники.

Работы хорошо продавались. Живописец сотрудничал с городскими изданиями, создавая изображения на заказ. В 1498 году он изготовил ксилографии для издания «Апокалипсис», что принесло автору известность в Европе. Дюрера приняли в общество гуманисты, лидером которых был Кондрат Цельтис.

В 1505 году художник создал для Сан-Бартоломейской церкви в Венеции алтарный образ под названием «Праздник четок». Сюжет описывает доминиканских монахов, молящихся с четками. В центре изображения – Дева Мария и младенец Иисус.

Итальянская школа повлияла на манеру живописца. Он совершенствовал технику описания человеческого тела в движении и сложных ракурсов

Художник понял важность гибкости линий и избавился от присущей его манере готической угловатости. Он получил много заказов на алтарные образы

Венецианский совет предлагал Дюреру большое вознаграждение, чтобы творец остался в Италии, но он был верен родине. Слава Дюрера быстро росла и вскоре позволила приобрести дом в Циссельгассе.

Картина Альбрехта Дюрера «Поклонение волхвов»

«Поклонение волхвов» написано по возвращении из Италии и демонстрирует черты, присущие итальянскому Ренессансу. Картина описывает библейский сюжет. Работы Дюрера, созданные в период с 1507 по 1511 годы, отличаются симметрией, прагматичностью, строгой манерой изображения. Дюрер следовал пожеланиям заказчиков и придерживался консервативной традиции, не ограничивавшей цикл его венецианских работ.

Встреча с императором Максимиллианом I стала знаковой для творческого деятеля. Ознакомившись с произведениями живописца, правитель заказал изготовление собственного портрета. Но расплатиться сразу не смог, поэтому назначил художнику ежегодную премию. Она позволила Дюреру отойти от живописи, заняться гравюрой и научными исследованиями. «Портрет Максимиллиана» известен на весь мир: венценосная особа изображен с желтым гранатом в руках.

Картина Альбрехта Дюрера «Портрет Максимиллиана I»

Немецкий художник повлиял на изобразительное искусство Северной Европы в 16 столетии. Он превознес жанр автопортрета, сохраняющий образ для потомков. Интересный факт: Дюрер тешил тщеславие собственными портретами. Он воспринимал подобные изображения как способ подчеркнуть статус и запечатлеть себя на конкретном жизненном этапе. Это дублирует современные возможности фото. Интересны его автопортреты с остролистом и в одежде, отделанной мехом.

Дюрер хранил рисунки, созданные в период обучения, поэтому графические работы мастера сегодня составляют одну из крупнейших коллекций в мире. Работая над изображением, Альбрехт Дюрер не был ограничен желаниями заказчика и раскрывался в нем максимально. Такую же свободу он чувствовал, создавая гравюры.

Гравюра Альбрехта Дюрера «Рыцарь, смерть и дьявол»

«Рыцарь, смерть и дьявол» – известнейшая гравюра художника, символизирующая жизненный путь человека. Вера охраняет его от искушений, дьявол ждет момента для порабощения, а смерть отсчитывает часы до кончины. «Четыре всадника Апокалипсиса» – работа из библейского цикла. Победитель, Война, Голод и Смерть сметают всех и вся на пути, воздавая каждому по заслугам.

Работа и творчество

За свою жизнь Альбрехт создал невероятное количество гравюр, икон, портретов и пейзажей. Уже при жизни его считали великим мастером, он был званым гостем у многих императоров. Самые знаменитые произведения:

  • полиптих «Семь скорбей» (1500);
  • автопортреты (1493, 1498, но особенно известна работа, написанная в 1500);
  • картина «Христос среди учителей» (1506);
  • «Четыре апостола» (1526).

Последней работой мастера стала картина «Путь на Голгофу», нарисованная за два месяца до смерти. Оригиналы его работ сегодня находятся во многих музеях мира: от Бостона и Нью-Йорка до Вены и Мадрида.

Дюрер считается одним из классиков Северного Возрождения. Однако ни один мастер не может формироваться без учителей и примеров для подражания. Колоссальное влияние на творчество Дюрера оказали:

  • первый учитель Михаэль Вольгемут;
  • немецкий гравировщик Мартин Шонгауэр;
  • итальянские художники Андреа Мантенья и Джованни Беллини;
  • немецкий мастер резьбы по дереву Ганс фон Кульмбах.

↑ Биогафия Альбрехта Дюрера кратко


Альбрехт Дюрер – немецкий живописец и знаменитый европейский мастер ксилографии, один из величайших западноевропейских мастеров эпохи Ренессанса, появился на свет 21 мая 1471 года от рождества Христова в городе Нюрнберге. В пору, когда отцветали яблоневые сады, а в воздухе разливался запах молодой зелени, в семье Дюреров родился очередной ребенок и родители молили бога, чтобы он оставил его в живых. Очевидно, в это время Великий и Всемогущий был в хорошем расположении духа и оставил на родившемся младенце печать благословения, ведь из 19 детей, которые произвела на свет его мать Барбара Дюрер, в конце концов, выжил только он один. Очень рано его тщеславный, но очень целеустремленный отец, да и сам маленький Альбрехт, поняли, что ювелирных дел мастером он не станет и не продлит дело отца. Старшему Дюреру это было очень не по душе, ведь он почти половину жизни потратил, чтобы стать полноценном гражданином Нюрнберга, но он сумел рассмотреть в своем сыне склонность к пониманию прекрасного, поэтому отдал его в обучение к ведущему Нюрнбергскому художнику Михаэлю Вольгемуту.

Под руководством опытного мастера молодой Дюрер сумел освоить живопись, но и ремесло гравировки по дереву и меди. Завершив образование, он в 1490 отправился в путешествие по городам Германии, а потом и дальше, в Швейцарию и Нидерланды. Эта поездка заняла четыре года, которые были очень плодотворными, ведь молодой художник продолжал совершенствоваться в живописи и искусстве обработки гравюр Вернувшись в родной Нюрнберг, молодой Альбрехт почти сразу женился и зажил своим домом. Однако даже молодая жена не смогла остановить его от путешествия в Италию, которое он предпринял вскоре после женитьбы.

Знакомство с искусством знаменитых итальянцев Мантеньи, Лоренцо ди Креди, Полайоло и других мастеров, произвело на Дюрера неизгладимое впечатление и подстегнуло в нем желание творить самому. Он возвращается в родной город, полный замыслов и планов, и последующее десятилетие его творческой жизни было самым насыщенным и плодотворным. В период с 1495 по 1505 годы создана значительная часть гравюр, получивших в последствии мировое признание. В 1505 году Дюрер еще раз посещает Италию, может быть в надежде, что этот благословенный край художников и музыкантов, еще раз напитает его вдохновением.

В 1520 году он совершает путешествие в Нидерланды, где заразился неизвестной болезнью, которая будет мучить его до конца жизни.

Интересные ответы

  • Ломоносов — сообщение доклад Михаил Васильевич Ломоносов – это самый великий учёный-естествоиспытатель мирового значения в истории России. Он обладал широкими энциклопедическими знаниями, совершил множество открытий в сфере химии и физики.
  • Животные степи — сообщение доклад Степью называют большую и ровную местность, на которой расположены холмы, покрытые травой. Лишь вблизи водоемов растут мелкие кустарники и деревца. И хотя степные просторы поражают своими размерами
  • Ягуар — сообщение доклад Ягуар – это очень крупный и красивый хищник из семейства больших кошек, из рода пантер. Живут ягуары в Северной и Южной Америках, в тропических и горных лесах, на океанском побережье.
  • Окружающий мир
  • Бобры — сообщение доклад Бобры – млекопитающие животные, ведущие полуводный образ жизни. Являются вторыми по размеру представителями отряда грызунов, уступая первенство лишь капибаре

Биография Альбрехта Дюрера

Будущий художник родился 21 мая 1471 года в Нюрнберге, в семье ювелира Альбрехта Дюрера, прибывшего в этот немецкий город из Венгрии в середине XV века, и Барбары Хольпер. У Дюреров было восемнадцать детей, некоторые, как писал сам Дюрер Младший, умерли «в юности, другие, когда выросли». В 1524 году из детей Дюреров были живы только трое — Альбрехт, Ханс и Эндрес.

Будущий художник был третьим ребёнком и вторым сыном в семье. Его отец, Альбрехт Дюрер Старший, свою венгерскую фамилию Айтоши (венг. Ajtósi, от названия села Айтош, от слова ajtó — «дверь».) буквально перевёл на немецкий как Türer; впоследствии она трансформировалась под влиянием франкского произношения и стала писаться Dürer. О своей матери Альбрехт Дюрер Младший вспоминал как о благочестивой женщине, прожившей нелёгкую жизнь. Возможно, ослабленная частыми беременностями, она много болела. Крёстным отцом Дюрера стал известный немецкий издатель Антон Кобергер.

Некоторое время Дюреры снимали половину дома (рядом с городским центральным рынком) у юриста и дипломата Иоганна Пиркгеймера. Отсюда близкое знакомство двух семей, принадлежащих к разным городским сословиям: патрициев Пиркгеймеров и ремесленников Дюреров. С сыном Иоганна, Виллибальдом, одним из самых просвещённых людей Германии, Дюрер Младший дружил всю свою жизнь. Благодаря ему художник позднее вошёл в круг гуманистов Нюрнберга, лидером которых был Пиркгеймер, и стал там своим человеком.

C 1477 года Альбрехт посещал латинскую школу. Поначалу отец привлекал сына к работе в ювелирной мастерской. Однако Альбрехт пожелал заниматься живописью. Старший Дюрер, несмотря на сожаление о потраченном на обучение сына времени, уступил его просьбам, и в возрасте 15 лет Альбрехт был направлен в мастерскую ведущего нюрнбергского художника того времени Михаэля Вольгемута. Об этом рассказал сам Дюрер в «Семейной хронике», созданной им в конце жизни, одной из первых автобиографий в истории западноевропейского искусства.

У Вольгемута Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву. Вольгемут вместе со своим пасынком Вильгельмом Плейденвурфом выполнял гравюры для «Книги хроник» Хартмана Шеделя. В работе над самой иллюстрированной книгой XV века, какой считают специалисты «Книгу хроник», Вольгемуту помогали его ученики. Одна из гравюр для этого издания, «Танец смерти», приписывается Альбрехту Дюреру.

Праздник четок

Праздник четок. Самая узнаваемая картина Дюрера была написана для Сан-Бартоломейской церкви в Италии. Художник в течение нескольких лет писал эту картину. Картина насыщена яркими красками, так как такая тенденция становилась популярной в ту пору. Названа картина так из-за отраженного в ней сюжета, доминиканских монахов, использовавших в своих молитвах четки. В центре картины Дева Мария с младенцем Христом на руках. В окружении, молящиеся, среди которых папа Юлиан второй и император Максимилиан первый. Младенец – Иисус раздает всем венки роз. Доминиканские монахи использовали четки строго белого и красного цветов. Белые символизируют радость Богородицы, красные кровь Христа при распятии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: