Поиск материала «великие художники, часть 54, лукас кранах, 2003» для чтения, скачивания и покупки

Биография Лукаса Кранаха Старшего

Он родился в городке Кронах и, видимо, свою фамилию получил по его названию.

В молодости художник совершил путешествие по Дунаю и побывал в Вене, где заинтересовался творчеством Дюрера, которое, возможно, оказало на него определенное влияние.

В 1505 году Кранах переехал в Виттенберг и поступил на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому. Там он и провел большую часть своей жизни.

В 1508 году курфюрст даровал Кранаху герб (изображение крылатого дракончика), а в 1512 году художник женился на девушке из знатного семейства, родившей ему двух сыновей.

Кранах был весьма уважаемым горожанином, с 1519 года регулярно выбирался в городской совет, а позднее стал бургомистром.

В этой должности он в 1523 году способствовал организации в Виттенберге типографии. На службе у курфюрста, двор которого воспринял гуманистические идеи своего времени, художнику сопутствовал успех.

Лукас Кранах младший (1515-1586). Что-то вроде введения.

Заниматься семейством Кранахов очень сложно. Не успеешь оглянуться – картина, принадлежавшая одному из них, уже числится за другим. Или за мастерской старшего. Или младшего. Или за кем-то из их круга. Дела с атрибуцией у Кранахов обстоят гораздо хуже, чем у Брейгелей. Хотя Брейгелей было больше. Даже портрет Лукаса старшего сменил автора.

Раньше считалось, что это –– автопортрет. Теперь автором портрета Лукаса старшего считается Лукас младший.Всё осложнено и незаурядной оборотистостью Лукаса-папы. В своей мастерской он изготовление картин поставил на поток: “Лукреции”, “Саломеи”, “Венеры”, “Неравные браки”. Для примера – http://cranach.ub.uni-heidelberg.de/wiki/index.php/CorpusCranach:Lucretia#CC-MHM-200-007.Вот и попробуй тут автора определить.Эта Венера сейчас числится за Лукасом младшим,хотя это фрагмент картины старшего.

В общем, пока я на свой страх и риск готовлю к показу Лукаса Кранаха мл., посмотрите Кранаха старшего по соответствующему тегу.

Чтобы не держать открытыми тысячу вкладок.

Поскольку “избранное” во всех браузерах у меня уже забито до отказа, решила ссылки, которыми я пользуюсь всё время, поместить сюда. То, с…

Рецидив

Разговоры с Порфирьевичем Интересно, как он на известные цитаты реагирует. У меня зазвонил телефон – по-моему, его звонок был…

Аукционное

А. Сислей М. Утрилло М. Вламинк – 2 Дж. Северини И. Добринский П. Боннар

http://artifex.ru/%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C/%D0%BB%D1%83%D0%BA%D0%B0%D1%81-%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%85-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%88%D0%B8%D0%B9/http://lilac2012.livejournal.com/412759.htmlhttp://lilac2012.livejournal.com/412759.html

голоса

Рейтинг статьи

Описание и особенности картины

«Вирсавия» описывает классический сюжет из Ветхого Завета, изложенный во 2-й Книге Царств. Согласно легенде, царь Давид увидел молодую жену своего полководца Урии, которую звали Версавия, и был так поражен ее красотой, что послал ее мужа на смерть, а саму красавицу забрал к себе во дворец. За это он был наказан смертью первенца. Основная идея, которую вложил Брюллов в свое полотно на этот сюжет – торжество красоты и ее непреодолимо манящая сила.

Картина имеет сравнительно небольшие размеры – 173×125,5 см. Холст «Вирсавия» обладает формой вертикально ориентированного прямоугольника. Брюллов написал это полотно, по своему обыкновению, масляными красками. Незавершенность композиции наиболее заметна в нижней части картины, лучше всего прорисована сама Вирсавия и ее рабыня.

Цветовая палитра

Полотно «Вирсавия» выполнено в приглушенных теплых естественных тонах. Это цветовое решение придает произведению особую мягкость и правдоподобность. Карл Брюллов использовал для картины следующие оттенки:

  • Темно-коричневый.
  • Кофейный.
  • Кремовый.
  • Светло-бежевый.
  • Бледно-красный.
  • Медный.
  • Серебристый.

Вся композиция «Вирсавия» выдержана в красновато-коричневой гамме – даже листья в верхней части холста окрашены в медный тон. Исключение Брюллов делает только для некоторых деталей костюма героини – в ее волосах мелькает серебристое украшение, да на лежащей рядом одежде виднеются такие же бусины. Особую выразительность картине придает контраст темной кожи служанки-арапки и молочно-белой, словно сияющей кожи ее госпожи.

Сюжет картины

Сюжетная основа работы «Вирсавия» проста и незамысловата. В центре композиции Брюллов изобразил главную героиню, моющуюся в бассейне – лицо ее обращено прямо к зрителю. Ниже, в правом углу – ее темнокожую служанку, восхищенно взирающую на свою хозяйку. Вокруг купальщицы разбросана ее одежда.

Дальний план картины «Вирсавия» размыт и практически незаметен – только тонкие лозы и редкие листочки над головой центральной фигуры. Догадаться о том, откуда Брюллов сюжет для произведения и что за героиня на нем изображена, можно только по названию

Автор убрал из композиции все лишнее, оставив только две центральные фигуры на фоне бассейна, чтобы сосредоточить на них все внимание созерцателя

Контекст

Основной смысл холста «Вирсавия» в любование красотой обнаженного женского тела, торжество жизни и природного начала в человеке. Эти идеи перекликаются с образами и художественным мировоззрением эпохи расцвета эпохи Возрождения. Этим «Вирсавия» перекликается с другими женскими портретами, которые Брюллов создал под впечатлением от путешествия в Италию.

Еще одна идея, которую Брюллов пытается донести до зрителя – непреодолимый, губительный соблазн. Его не избежит ни один смертный, узревший столь совершенную красоту, какой обладает Вирсавия. Именно поэтому художник старается изобразить героиню картины такой, какой ее видел Давид – таким образом он как будто ставит зрителя на место библейского героя. Своим мастерством Брюллов заставляет обывателя поверить, что он стал случайным свидетелем чего-то сакрального, запретного, недоступного взору обычного человека.

Где находится сейчас

Утратив интерес к завершению работы «Вирсавия», Брюллов отдал ее в коллекцию Академии художеств. На сегодняшний день представленная картина хранится в знаменитой Третьяковской галерее, вместе с другими известными картинами этого художника.

Неприятности Давида и Вирсавии

И здесь хочу обратить внимание – нет ни единого слова о том, что Вирсавия сама соблазняла Давида. Во время купания она и не подозревала, что царь наблюдает за ней. Отказать же ему она не могла – тем более, что с визитом к ней явились “слуги” царя

Явно в случае отказа они принудили бы её отправиться в дворец, ведь Давид приказал без красавицы не возвращаться

Отказать же ему она не могла – тем более, что с визитом к ней явились “слуги” царя. Явно в случае отказа они принудили бы её отправиться в дворец, ведь Давид приказал без красавицы не возвращаться.

Конечно, Вирсавия не была “грешным сосудом”, однако ситуация получилась поистине парадоксальная

Давид развлекался с супругой Урии, а сам Урия отважно сражался на поле боя, отстаивая честь своего государства и, конечно, царя. На первый взгляд казалось, что интрига с Вирсавией оказалась очередной удачей Давида, но на самом деле было не так. Через некоторое время женщина сообщила царю, что ждёт ребёнка

Выдать дитя за сына или дочь Урии было невозможно – тот по-прежнему находился в военном походе. Давид же не на шутку встревожился

Через некоторое время женщина сообщила царю, что ждёт ребёнка. Выдать дитя за сына или дочь Урии было невозможно – тот по-прежнему находился в военном походе. Давид же не на шутку встревожился.

Педро Берругете «Царь Давид», XV век

Интересные факты

«Вирсавия» — не самая знаменитая из исторических работ, которые создал Брюллов. Интересных фактов о ней можно найти не так много:

  1. Незавершенность работы «Вирсавия» особенно хорошо просматривается в изображении воды – в недостаточно прорисованной текстуре бассейна.
  2. Во взгляде героини можно заметить оттенки грусти и обреченности – Брюллов намекает на то, что Вирсавия уже догадывается об ожидающей ее участи.
  3. Выбор тематики с восточным колоритом обусловлен не только интересов автора к ветхозаветским легендам, но и модой эпохи романтизма на экзотический антураж древнего Востока.
  4. Единственная символическая деталь на картине – стрекоза, порхающая над головой молодой женщины. Она символизирует легкость, молодость и жизненную энергию.

«Вирсавия» — одна из нескольких работ раннего периода творчества, которые Брюллов отказался закончить. В эти годы живописец постоянно экспериментировал, оттачивая и совершенствуя свой художественный метод – и быстро бросал почти оконченные картины, если они не могли в полной мере отразить вложенных в них мыслей, чувств и идей.

Творчество Лукаса Кранаха Старшего

Лукас был близким другом Мартина Лютера, чью доктрину он поддерживал в своих многочисленных рисунках, гравюрах на дереве.

Вскоре Кранаха прозвали художником Реформации. Он был быстрым, плодотворным художником. Наивный, причудливый, часто неуклюжий в своих гравюрах, он, однако имел свежий, оригинальный стиль, теплую, богатую палитру.

Среди самых известных работ художника: «Repose in Egypt» (государственный музей Берлина), «Judgment of Paris» (выставочный зал Карлсруэ), «Adam and Eve» (галерея Куртолда, Лондон), «Crucifixion» (Веймар). Среди знаменитых портретов в биографии Лукаса Кранаха – Джона Фредерика, автопортрет (Уффици). Также художник был совершенным мастером миниатюр. Он выполнил несколько гравировальных досок, дизайнов для гравюр на дереве.

Сын и ученик Лукаса, Лукас Кранах младший (1515–86), продолжил традицию отца, переняв его мастерскую, подпись, а также популярность. Их работы часто неразличимы.

Провалившийся план

По законам Моисея, женщину, совершившую блудодеяние, следовало карать смертью. Её участь должен был разделить и любовник. Конечно, если бы Давид приказал Вирсавии никогда не упоминать его имени, она бы не выдала правителя. Но царю было искренне жаль возлюбленную. От себя хочу заметить, что Давид, как кажется, действительно любил Вирсавию, однако не меньше он дорожил собственным положением.

Однако Давид был царём, а значит, имел и возможности, и расчётливый ум. В его голове родился прекрасный план, который было просто осуществить. Давид тут же вызвал Урию из армии – якобы с целью разузнать о ситуации на поле боя. Напоив воина вином, он отправил того домой, посоветовав не робеть перед супругой, которую давно не видел. Однако вместе с Урией он послал и соглядатаев, что должны были донести о ходе дел.

Утром царя ждало разочарование. Вместо того, чтобы предаваться любви с супругой, Урия просидел всю ночь на пороге своего жилища. Как заметил он, не до страстей ему в те мгновения, когда боевые товарищи складывают головы на поле боя. Выходило, что ребёнка, который должен был появиться в скором будущем. нельзя было выдать за сына Урии.

Рембрандт «Вирсавия с письмом Давида», 1654 годМестонахождение: Лувр, Париж, Франция

Меланхолия, пожирающая своих детей

Три обнажённых младенца играют с шаром: один держит обруч, а двое других намереваются через этот обруч прокатить шар явно большего диаметра. Это метафора тщетности усилий и увлечённости людей бессмысленными занятиями. За детьми наблюдает женщина. Она погружена в свои мысли и, не глядя, строгает прут, возможно, собираясь сделать ещё один обруч.

Символами меланхолии были собака и плотницкое дело, именно поэтому эти образы присутствуют на полотне. В эпоху Возрождения меланхолия ассоциировалась с Сатурном. Кранах представил его в облике женщины, а не мужчины. Последнее было бы логичнее: Сатурн был римским богом земледелия, которого позднее отождествили с предводителем титанов Кроносом, пожирателем своих детей. Сатурн считался богом, научившим людей обрабатывать землю, выращивать растения и строить дома. К этому отсылает сцена в верхнем левом углу: первобытные люди осваивают животноводство.


Лукас Кранах Старший «Меланхолия», 1532. (wikipedia.org)

До 20-го века меланхолия считалась психическим расстройством, вызванным избытком желчи в организме. Знали о ней со времён Гиппократа, который, собственно, и предложил этот термин. В разных трактовках работы Кранаха меланхолия определяется как губительное равнодушие к миру, греховность уныния, игра с судьбой или невозможность возвращения в детство. Есть также версия, согласно которой Кранах визуализировал идею своего друга Мартина Лютера, считавшего меланхолию средоточием сатаны, сокрушаемым верой и духовной радостью.

Идею изображения меланхолии в образе крылатого человека Кранах позаимствовал у Альбрехта Дюрера, который на 18 лет ранее создал гравюру с тем же названием. По одной из версий, это был своего рода автопортрет, где Дюрер изобразил себя в образе крылатой женщины.


Альбрехт Дюрер «Меланхолия I», 1514. (wikipedia.org)

Во времена Дюрера меланхоликов делили на три типа. К первому относили людей с богатым воображением (художники, поэты, ремесленники), ко второму — людей, у которых рассудок преобладает над чувством (учёные, политики, чиновники), к третьему — тех, у кого развита интуиция (богословы и философы). Сам Дюрер относил себя к первому типу.

В руках у крылатого гения, застывшего с выражением угрюмой задумчивости, — циркуль, на коленях — книга, эмблема знания, учёности, интеллекта. На поясе — ключи и мешок с деньгами как знаки власти и богатства. Особая деталь — чернильница: «чёрную желчь», якобы вызывающую меланхолию, сравнивали с чернилами. Эта гравюра — символическое предупреждение об опасности сверхнапряжения душевных сил.

«Меланхолия» Кранаха после завершения в 1532 году попала в коллекцию замка Готторп. В то время там хозяйствовал датский король Фредерик I, который сделал дворец основным местом своего пребывания.

Приложения

внешние ссылки

О других проектах Викимедиа:

Лукас Кранах Младший , на Викискладе?

  • Ресурсы изобразительного искусства  :
    • АГОРХА
    • Художественная библиотека Бриджмена
    • (en)  Художественный институт Чикаго
    •  Выгода _
    • (в)  Британский музей
    • (в дополнение к)  Баварская государственная коллекция живописи
    • (da + en)  Кунстиндекс Дания
    • (en)  Художественный музей Нельсона-Аткинса
    • (от + до)  Музей Штеделя
    • (en + es)  Музей Тиссена-Борнемисы
    • (ru)  Взаимное искусство
    • (ru)  Национальная художественная галерея
    • (ин + св)  Национальный музей
    • (nl+en)  RKDисполнители
    • (от + до +)  Sandrart.net
    • (ru)  Объединенный список имен артистов
  • Музыкальные ресурсы  :
    • Дискогс
    • (в дополнение к)  Международный справочник музыкальных источников
  • Записи в общих словарях или энциклопедиях  :
    • Энциклопедия Брокгауза
    • немецкая биография
    • Британская энциклопедия
    • Универсальная энциклопедия
    • Шведский национальный энциклопедин
    • Саксонская биография
    • Магазин норске лексикон
  • Записи авторитета  :
    • Виртуальный международный авторитетный файл
    • Международный стандартный идентификатор имени
    • Национальная библиотека Франции ( данные )
    • Система документации университета
    • Библиотека Конгресса
    • Gemeinsame Normdatei
    • Национальная библиотека Испании
    • Королевская библиотека Нидерландов
    • Национальная библиотека Польши
    • Национальная библиотека Польши
    • Национальная библиотека Израиля
    • Библиотека польского университета
    • Национальная библиотека Швеции
    • Норвежская библиотечная база
    • Чешская национальная библиотека
    • WorldCat
  • Портал живописи
  • Портал гравюры и эстампа
  • Портал Возрождения
  • Портал Священной Римской империи

Работает

1535-1549

Весенняя нимфа (1545-1550)

Христос благословляет детей

  • Геркулес и Омфала в Копенгагене, 1535 г.
  • Двор рыболовства и охоты на медведя в Кливленде, 1540 г.
  • Харитас в Веймаре, 1540 г.
  • Каспар фон Минквиц в Штутгарте, 1543 г.
  • Анна фон Минквиц в Штутгарте, 1543 г.
  • Дворная охота на оленей, кабанов и лисиц в Мадриде, 1544 г.
  • Жертвоприношение Илии в Лейпциге, 1545 г.
  • Мужской портрет в Сан-Франциско, 1545 г.
  • Портрет герцога Саксонского Августа , ок. 1545, мелованная бумага, наклеенная на картон, темпера, 36 × 25  см , Музей изящных искусств в Реймсе
  • Весенняя нимфа в Метрополитен-музее в Нью-Йорке между 1545 и 1550 годами.
  • Христос благословляет детей в музее МЕТ между 1545 и 1550 годами.
  • Портрет 28-летнего мужчины (вероятно, автопортрет) в Варшаве, 1546 г.
  • Истина и ложь церкви , позади алтаря в Великой церкви Виттенберга, 1547 г.
  • Гора добродетелей в Вене, 1548 г.
  • Обращение Павла в Германский национальный музей в Нюрнберге, 1549 г.
  • Проповедь святого Иоанна Крестителя в Брауншвейге, 1549 г.

1550–1559

  • Лукас Кранах Старший. — в галерее Уффици во Флоренции, 1550 г.
  • Геракл и пигмеи — в Дрезденской картинной галерее, 1551 г.
  • Спящий Геракл и пигмеи — в Дрезденской картинной галерее, 1551 г.
  • Христос на кресте , запрестольный образ, большая церковь в Веймаре . Завершение в 1555 году работы Лукаса Кранаха Старшего началось в 1552 году.
  • Аллегория искупления — Эпитафия для Иоанна Фредерика Саксонского и его семьи в Гердеркирхе в Веймаре, 1555 г.
  • Князь-курфюрст Иоахим II Бранденбургский охотничий домик Грюневальд, Берлин, 1555 г.
  • Воскресение Христово в Лейпциге, 1557 г.
  • Воскресший — Эпитафия Грегору фон Ламбергу в главной церкви Виттенберга, 1558 г.
  • Воскресение Лазаря Эпитафия для мэра Михаэля Мейенбурга, Нордхаузен, церковь Святого Власия, 1558 г.
  • Филипп Меланхтон во Франкфурте-на-Майне, 1559 г.

1560-1569

  • Крещение Иисуса Эпитафия для Иоганна Бугенхагена в главной церкви Виттенберга, 1560 г.
  • Картина Иоахима Эрнеста фон Анхальта в Галле, 1563 г.
  • Картина Агнес фон Анхальт в Галле, 1563 г.
  • Портрет высокопоставленной дамы в Вене, 1564 г.
  • Рождественская эпитафия » Поклонение пастухов» Касперу Нимегку в главной церкви Виттенберга, 1564 г.
  • Князь Александр Саксонский — в Дрезденской картинной галерее, 1564 г.
  • Принцесса Елизавета Саксонская — в Дрезденской картинной галерее, 1564 г.
  • Анна Саксонская, жена курфюрста — в Дрезденской картинной галерее, 1564 г.
  • Маркграф Жорж Фредерик фон Анспах-Байройт в Потсдаме 1564
  • Жорж Фредерик де Бранденбург-Ансбах в Берлине, 1564 г.
  • Князь-курфюрст Август Саксонский — в Дрезденской картинной галерее, 1565 г.
  • Распятие Христа, эпитафия для Сары Краков в главной церкви Виттенберга, 1565 г.
  • Эпитафия Тайной вечери для Иоахима фон Анхальта в Дессау, церковь Св. Иоанна, 1565 г.
  • Портрет 44-летнего мужчины в Праге 1566 г.
  • Портрет 32-летней женщины в Праге, 1566 г.
  • Эпитафия Лозы Господня для Пола Эбера в главной церкви Виттенберга, 1569 г.
  • Эпитафия Варфоломею Фогелю в главной церкви Виттенберга, 1569 г.

1570–1579

  • Эпитафия для «Агнес фон Анхальт» в монастырской церкви Нинбург, 1570 г.
  • Маграве Георг дер Фромме фон Бранденбург-Ансбах (без шляпы) в Берлине, 1571 г.
  • Маграве Георг дер Фромме фон Бранденбург-Ансбах (в шляпе) в Берлине, 1571 г.
  • Добрые пастыри, эпитафия Der gute Hirte четы Драхштедтов в церкви Виттенберга , 1573 г.
  • Распятие, Die Kreuzigung Christi в Дрездене , 1573 г.
  • Молитва на Елеонской горе , эпитафия Das Gebet am Ölberg Анне Хетцнер в церкви в Виттенберге, предоставленная церковью в Дитрихсдорфе, 1575 г.
  • Курфюрст Иоганн Фридрих в боевых доспехах Мюльберга в Берлине, 1578 г.
  • Курфюрст Иоганн Фридрих в повседневном платье, Берлин, 1578 г.
  • Маргарет Элизабет фон Ансбах-Байройт в Мюнхене, 1579 г.

После 1580 г.

Ханс фон Линдау

  • Воскресение Христа, «Die Auferstehung Christi» — эпитафия Михаэлю Тойбнеру (?) В Кройцлингене , 1580 г.
  • «Эрих Фолькмар фон Берлепш» в Кляйн-Урлебене , 1580 г.
  • «Лукреция фон Берлепш» в Кляйн Урлебене, 1580 г.
  • «Ганс фон Линдау» в Оттендорфе , 1581 г.
  • Виноградник «Der Weinberg», алтарь в Зальцведеле , 1582 г.
  • Распятие Христа, алтарь Die Kreuzigung Christi de Colditz в Нюрнберге , 1584 г.
  • Сияние Павла, эпитафия Blendung des Paulus , посвященная Вейт Эртель, в церкви Виттенберга , 1586 г.
  • Венера и любовь, Венера унд Amor в Пинакотека в Мюнхене
  • Илия и священник Ваала, Илия и Баальпристер , Дрезден
  • Лот и его дочери, Looth und seine Töchter
  • Флейта греха, Sinnflut
  • Алтарь Шнебергера, Алтарь Шнебергера в церкви Св. Вольфганга в Шнеберге
  • Алтарь , Altarretabel в часовне замка Августусбург .

Известные картины

Портрет дамы, 1526. Дерево, масло, 88,5*58,6 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Богатые одежды и украшения молодой, умной, красивой женщины выписаны художником с миниатюрной тщательностью. В портрете переплелись тенденции искусства северной и южной Европы. Идеально пропорциональные черты лица свидетельствуют о влиянии на художника традиций ломбардской живописи. Его картины с элементами как готики, так и маньеризма были популярны при дворе саксонских курфюрстов.

Мадонна с младенцем под яблоней, около 1530. Дерево, масло, перенесено с дерева на холст, 87*59 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Живописец обращается к идее искупительной жертвы Христа и представляет младенца как нового Адама. Яблоко наряду с грехопадением символизирует возможность искупления первородного греха и спасение через грядущую жертву Христа. Фигуру Девы Марии и младенца с яблоком в руке отделяет от пейзажа на заднем плане усыпанная плодами яблоня.

Портрет Мартина Лютера, 1543. Дерево, масло, 21*16 см. Уффици, Флоренция.Глубокая духовная близость связывала Кранаха и Мартина Лютера (1483–1546). Художник создал несколько его портретов. Будучи пламенным сторонником и проводником идей Реформации, он пытался отразить их в изобразительном искусстве и создал знаменитую серию гравюр для вышедшей в 1522 «Библии Лютера». Для заказчиков-католиков он писал иконы в традиционной манере.

Портрет доктора Иоганна Ширинга, 1529. Дерево, масло, 51,5*35 см. Королевский музей изящных искусств, Брюссель. Кранах создавал замечательные портреты представителей бюргерства. Он передавал индивидуальные черты заказчиков, проникая в глубину их характеров и находя для их воплощения изобразительные средства, отражающие влияние итальянской портретной живописи.

Отдых на пути в Египет, 1504. Темпера, масло, 60*51 см. Картинная галерея, Берлин. Первое датированное и подписанное художником произведение отличают четкая композиция и свободное расположение фигур в пространстве. Кранах переносит евангельскую сцену в типичный для Южной Германии лесной предгорный пейзаж. Состояние природы создает неповторимое настроение, подчеркиваемое мастерски выполненными тональными переходами. Это близкая к романтизму трактовка уникальна для немецкой живописи.

Адам и Ева, 1528. Дерево, масло. Левая часть 172*63 см, правая часть 167*61 см. Уффици, Флоренция. Без сомнения в трактовке образов прародителей человечества Кранах опирается на одноименные творения Дюрера. Библейская тема дала художнику возможность изображать красоту человеческого тела. В моделировании стройных фигур Адама и Евы, не обладающих большой пластичностью, обнаруживается сочетание готических и маньеристских тенденций.

Венера, 1529. Дерево, масло, 38*22 см. Лувр, Париж. Частое обращение к образу Венеры, для трактовки которого характерны тонкие, изящные линии, свидетельствуют о влиянии на Кранаха итальянского стиля. Одним из первых среди немецких художников он начал писать картины на античные и мифологические сюжеты с изображением обнаженного женского тела. В его работах подобного рода прослеживается ясный эротический подтекст. Прозрачная вуаль — пример художественного мастерства — выписана таким образом, что не прикрывает, а подчеркивает прелести богини.

Отдыхающая речная нимфа, после 1537. Дерево, масло, 48*73 см. Музей изящных искусств, Безансон.
Знаменитые изображения обнаженных женских фигур Кранаха отвечают идеалу утонченной грации и манящей чувственности. Он постоянно обращался к классическим женским образам. Полотно Джорджоне «Спящая Венера» вдохновило Кранаха на создание цикла о нимфах. Надпись «Не беспокой сон нимф священного ручья» несет в себе аллегорический подтекст. Художник создал три варианта картины.

Источник молодости, 1546. Дерево, масло, 122,5*186,5 см. Картинная галерея, Берлин.
Тема картины — бессмертие и вечная молодость, мистическая вера в очищающую и живительную силу воды. К источнику, принадлежащему Венере и Купидону, приезжают пожилые женщины, которым даруется преображение; они купаются и выходят из него молодыми и прекрасными. Затем женщины направляются к накрытым столам, танцуют и предаются любовным утехам. Мужчины тоже могут омолодиться, вступив с ними в союз. Кранах, следуя вкусам высшего света, ограничил тему исключительно мирскими аспектами.

Лукас Кранах Старший Плоды ревности серебряный век

Лукас Кранах — один из крупнейших художников немецкого Возрождения. Наряду с такими мастерами, как Дюрер и Ганс Гольбейн Младший, он в большой мере определил характер немецкого искусства первой половины XVI века. Вместе с тем из всех троих именно Кранах был самым сложным и противоречивым, и его искусство, пожалуй, в меньшей степени отвечало критериям Ренессанса. Политический пафос и злободневность тематики перемежаются у него со сложным ученым аллегоризмом и надуманностью гуманистических сюжетов; острота портретных характеристик — с маньеристической изломанностью форм, грубовато прямолинейный язык агитационных гравюр — с острой, иногда болезненной чувственностью мифологических картин. «Серебряный век» Кранаха—один из ярких примеров этой сложности и противоречивости. Сюжет картины до сих пор не удалось полностью идентифицировать. Известно, что она составляла часть серии, выполненной между 1427 и 1435 годами. Первоначально серия условно называлась «Борьба страстей», и соответственно этому считалось, что в московской картине представлены «Плоды ревности».

Лукас Кранах Старший Плоды ревности серебряный век 1472—1553. Дерево, масло. 0,56 X 0,38

В начале XX века удалось установить, что эта серия была навеяна произведением древнегреческого поэта Гесиода «Труды и дни», где дается периодизация человеческой истории, которую поэт разделяет на пять этапов. Первый, когда обитатели земли были совершенными людьми, незнавшими старости и болезней, Гесиод назвал Золотым веком; второй, гораздо менее совершенный,— Серебряным. Считается, что у Лукаса Кранаха — это именно Серебряный век. Если это так, то в двух стоящих женских фигурах справа, окруженных неразумными детьми, следует видеть иллюстрацию к первым строкам; в левой части картины представлено возмужавшее Человечество, обрекающее себя на беды собственной глупостью. Однако сравнение со строками Гесиода может помочь в расшифровке чисто сюжетной стороны изображения. Образный смысл его этим не исчерпывается. И, конечно, для самого художника, как и для его зрителей, такое изображение имело более широкий смысл, связанный с современной проблематикой. Не лишено значения, что группа на переднем плане изображена на фоне сочной, густой листвы, как бы символизирующей праисторическую растительность; на заднем плане Кранах изображает далекий пейзаж с силуэтами средневековых построек — поэтический образ современности, служащей фоном этой аллегории прошлого. А может быть, этот современный пейзаж, так же как и острохарактерные лица персонажей, особенно женских, следует истолковывать как поэтический намек на то, что толкование серебряного века относится художником не только к далекому прошлому человечества, но и к его настоящему. В этой картине Кранаха чрезвычайно многослойной по своему образному языку, можно найти изобразительные цитаты: и в фигуре мужчины, изображенной в сильном ракурсе, и в фигуре сатира, крепко обхватившего руками женщину, возникают мотивы, характерные для итальянского ренессансного искусства с его интересом к сложным ракурсам, к сильным анатомически акцентированным движениям. Фигуры в центре и в правой части картины по характеру движения и построению тел скорее тяготеют к позднеготической традиции, которой Кранах отдавал дань, в произведениях зрелого и позднего периодов своего творчества. Картина поступила в Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в 1924 году из собрания Д. И. Щукина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: