Поль сезанн — paul cézanne

Выбор жизненного пути

Учитывая то что Поль отдавался учебе полностью, он был удостоен множества наград за хорошие успехи. Выбор его направления был типичным для тех времен, обязательное наличие религиозных предметов не смущало юношу, но особого интереса тоже не вызывало. Ему удавалось запомнить сложные тексты на разных языках за короткое время что он в будущем не раз использовал как свой козырь. Мир живописи манил Поля с малых лет, но доступа к самому процессу создания картин у него не было. Лишь после окончания колледжа он смог попробовать свои силы в живописи. Отец юноши видел, что душа его сына тянется к миру искусства и пойдя против своих желаний разрешил ему отправится в Париж.

Берега Марны (вилла на берегу реки)

Краткая биография

  1. После ухода из университета Поль начал изучать художественное мастерство дома, в специально оборудованной для этого мастерской. Уроки ему давал местный художник Жозеф Жибер.
  2. В 1861 г. после долгих уговоров отец отпустил молодого человека в Париж, где тот поступил в Академию Сюиса. Впечатлённый работами столичных художников, он начал искать свой собственный стиль. Юноша часто посещал Лувр, особенно восхищаясь работами Делакруа.
  3. Через несколько месяцев сомневающийся в собственном таланте Поль вернулся в родной город и даже недолго поработал в банке отца, но затем снова уехал в Париж. Картины начинающего живописца успехом не пользовались, но Сезанн продолжал усердно трудиться. В столице его поддерживал друг Эмиль Золя, а также художник Камиль Писсаро, сумевший разглядеть талант в смелых картинах молодого человека.
  4. Позднее Сезанн сделал попытку поступить в престижную школу искусств Эколь-де-Бозар, но его работы сочли «слишком буйными».
  5. В 1864 г. молодой художник предложил несколько своих работ для выставки в Салоне, но комиссия их отвергла. С упорным постоянством Поль ежегодно предлагал Салону картины, получая отказ за отказом.
  6. Из Парижа художник часто приезжал в Экс, в родительский дом. Он зависел от отца материально и боялся его. Этот страх ощущается в картине «Портрет Луи-Огюста», написанной в 1866 г.
  7. Ранние картины Сезанна были очень эмоциональными, полными мрачных красок и сюжетов. Например, «Натюрморт с хлебом и яйцами» 1875 г., «Вскрытие» 1869 г., «Тающий снег в Эстаке» 1870 г. и др.
  8. Последовав совету Писсаро, Сезанн с семьёй в 1872 г. перебрался в небольшой живописный город Понтуаз. Там художник под влиянием старшего товарища начал писать в импрессионистской манере, его палитра стала светлее, мазки легче.
  9. В 1874 г. состоялась первая выставка импрессионистов, участие в которой принял и Сезанн с картинами «Новая Олимпия», «Дом повешенного» и несколькими пейзажами. Выставка вызвала настоящий скандал и шквал критических статей в прессе.
  10. В 1877 году Сезанн представил несколько работ на Третьей выставке импрессионистов. К ней он написал портрет коллекционера Виктора Шоке, одного из первых почитателей нового художественного направления.
  11. В 1880 г. художник гостил у Золя. Тогда он написал известную картину «Замок Меданн».
  12. В последующие годы живописец много работал, постоянно совершенствуя свой стиль и технику, но продолжал оставаться не известным широкой публике.
  13. В 1886 г. резко оборвалась дружба Сезанна и Эмиля Золя. В этом году был издан роман уже ставшего знаменитым Золя под названием «Творчество». Образ главного героя книги – художника-неудачника – был списан писателем с друга. Поль был оскорблён до глубины души, и с тех пор бывшие друзья перестали общаться. Эта книга также была встречена критически всеми импрессионистами.
  14. В том же году скончался отец живописца, оставив сыну хорошее наследство. Поль, не обеспокоенный больше своим материальным положением, смог с удвоенной силой отдаться творчеству. Он уединился в своей студии в родительском доме.
  15. Живя в Эксе, Сезанн множество раз пишет знакомый с детства вид на гору Сент-Виктуар, стремясь ухватить и передать на полотне истинную сущность горы. Одной из самых известных работ с этим видом стал пейзаж, созданный в 1887 г.
  16. В 1890 г. художник написал портрет горячо любимого сына.
  17. В том же году по заказу Виктора Шоке была написана картина на театральную тематику «Пьеро и Арлекин», для которой художнику позировал сын и его друг.
  18. В 1892-1896 гг. была написана серия картин «Игроки в карты».
  19. Признание к живописцу пришло только в 1895 г., когда его полотнами заинтересовался известный торговец произведениями искусства Амбруаз Воллар. Он организовал в Париже первую персональную выставку художника, представив публике около 150 его картин. У Сезанна появилось множество поклонников – начинающих художников.
  20. В 1897 г., после смерти матери, художник был вынужден продать отцовское поместье и переселиться на съёмную квартиру.
  21. В 1901 г. он приобрёл участок земли в Эксе и организовал там студию.
  22. К наиболее известным картинам Сезанна 1900-х гг. относятся: «Натюрморт с яблоками и апельсинами», «Дорога у горы Св. Виктории», «Большие купальщицы».
  23. Одной из последних работ живописца стал акварельный портрет садовника Валье 1906 г.
  24. В середине октября 1906 г. при работе на пленэре художник попал под сильный дождь и простудился.
  25. 22 октября 1906 г. Поль Сезанн скончался от воспаления лёгких.

Автопортрет (1890)

Учёба в Эксе

В 1848 году Поль становится полупансионером в школе Сен-Жозеф. Он прилежный ученик, усидчивость позволяет быть на хорошем счету. Уроки рисования Поль особенно не выделял, занимался с таким же усердием, как и другими предметами. Но обрадовался, когда отец подарил ему коробочку акварельных красок и увлечённо раскрашивал картинки в журналах.

В 1852 году 13-летний Поль поступил в коллеж Бурбон – настоял отец, ведь здесь учились дети из местных добропорядочных семейств. Учится по-прежнему ровно и одинаково прилежно по всем предметам. В стенах коллежа Поль тесно сдружился с Эмилем Золя, будущим писателем. Они не были одноклассниками, но однажды заступившись за Золя, которого обижали, Поль сам обрёл в нём больше, чем опору. Третьим товарищем стал Батистен Байль, одноклассник Поля. Троица неразлучных друзей упивалась книгами и мечтами, взрослела, с годами их дружба только крепла. В 1858 году Золя с матерью уехал учиться в Париж. Поль очень страдал, но взросление это и умение расставаться, и строить свою взрослую жизнь.

Поль Сезанн Автопортрет: Описание произведения

Сезанну не особо нравилось, как он выглядел. На этом портрете ему 36 лет, но он рано полысел, из-за стеснительности и вспыльчивости не пользовался популярностью у женщин и слыл чудаком. Он придумал для себя светский образ нерасторопного, грубоватого медведя, сварливого увальня. Имитировал южный акцент, таскал картины на тележке, по делу и без дела ругался, подолгу молчал. В этой эффектной роли удобно было прятаться и паясничать, скрывать неловкость и мириться с непониманием. Сезанну удалось разыграть этот шутовской образ даже в чужих пьесах: в книге Амбруаза Воллара и некоторых последовавших за ним биографов.

Настоящий Сезанн – интеллектуал, мудрец, проницательный наблюдатель, читатель, отшельник, пророк и вдохновитель всего последовавшего за ним современного искусства. Этот Сезанн со временем прорисовывается в изданных воспоминаниях близких друзей, в восторженных отзывах молодых художников. И всегда – в автопортретах.

Только за 1875 год Сезанн пишет 3 автопортрета (1, 2), и еще несколько – в ближайшие пару лет. И это значит, что конец 1870-х – время самого интенсивного самопознания для художника. Потому что автопортрет для него – всегда важный инструмент самоанализа, а возможно и самовоспитания, и самоорганизации.

Так же, как живописными средствами Сезанн вскрывает непреходящую суть горы Святой Виктории или старой сосны, яблока или покосившегося дома, так же он обходится сам с собой.

Часто в нескольких изображениях его жены трудно опознать одного и того же человека, но при этом легко почувствовать, в каком она была настроении и о чем могла думать. Каждый автопортрет Сезанна – это образ человека-горы, человека-глыбы.

Но это глыба в становлении, глыба, внутри которой непрерывно происходят геологические, тектонические, мистические процессы.

За всю жизнь Сезанн напишет 26 живописных автопортретов – и при этом ни одного за последние 10 лет жизни. Пытаясь проанализировать эту плотность самоосознающей энергии художника в 70-80-е и последовавшее за этим молчание историк культуры Питер Гэй писал:

«Наиболее важные автопортреты Сезанна… выглядят подчеркнуто замкнутыми. Абсолютно всё – форма, цвет, лысая голова, широкие плечи – подчинено общей идее… Он накладывал краску короткими заметными параллельными мазками, стремясь скорее к живописности, нежели к жизненности.

Автопортреты выдают его главный секрет: он всю жизнь пытался навязать своей неуправляемой, возможно, даже хаотической сущности хоть какой-то порядок…

Хореографическая сказка

…Прелестная Коломбина стоит на балконе, печально вглядываясь вдаль (как некогда Медора в «Корсаре»). Опекун Кассандр приказывает слуге Пьеро зорко следить за затворницей. Она любит бедного Арлекина, но к ней упорно сватается Леандр — весьма комичный дворянчик (похожий на Гамаша из «Дон Кихота»).

Шаловливая Пьеретта, жена Пьеро, выманивает у незадачливого супруга ключ и отпирает двери. Теперь Коломбине никто не помешает пойти на свидание! Недотёпа Пьеро же, похоже, сам не знает, кого слушаться, а кому помогать.

А вот и Арлекин. Он поёт серенаду Коломбине. Радости влюблённых нет предела! Но…

Трусливый Пьеро привёл Кассандра! Бедолагу Арлекина бьют и выбрасывают бездыханным с балкона! Того самого, где Коломбина ждала возлюбленного на свидание.

Но что это? Появляется волшебное видение! Это добрая фея. Не из стихов ли Пьеро она возникла? Он при всей своей трусости был поэтом.

Фея возвращает Арлекина к жизни и дарит ему волшебную палочку, которая не раз поможет нашему герою.

Тем временем приходит Леандр — жених, ненавистный Коломбине. Он, кажется, готовится петь серенаду? Кассандр насильно приводит свою воспитанницу на балкон.

Но тут появляется Арлекин — живой и невредимый! С помощью волшебной палочки он опускает на землю высокий балкон, где стоит Коломбина. Девушка оказывается в объятиях возлюбленного! Они устремляются на весёлый карнавал.

Вот только туда же Кассандр приводит Леандра — не без помощи Пьеро. И тут уже всё готово к бракосочетанию. Вдруг на месте нотариуса оказывается фея. Кассандру ничего не остаётся, как благословить Арлекина и Коломбину. Счастливые влюблённые радостно танцуют свой свадебный дуэт.

К. А. Сомов, «Арлекин и дама», 1921 г.Фото: artchive.ru

…В искусстве персонажи комедии дель арте возникают постоянно. Характеры их меняются, появляются новые нюансы. Создатели произведений импровизируют с этими героями — порой трудно угадать, в какой ипостаси они предстанут в очередной раз. Но часто бывает и так, что каждый зритель видит в них нечто своё, неизвестное другим. Они будят фантазию. И заставляют видеть мир по-новому.

Поль Сеза́нн

  • Слайд 1
  • Слайд 2
  • Поль Сеза́нн французский художник, яркий представитель постимпрессионизма
  • Слайд 3

Презентация на тему : Художник-постимпрессионист Поль Сезанн. Работу выполнила: Кулянчич Лиляна 11 «И» класс

Биография Поль Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года.

Он был единственным сыном Луи-Огюста Сезанна и Анны-Элизабет — Онорин Обер. Его отец женился на матери, когда Полю было 5 лет, а старшей из двух его сестер — 3 года . В 1852 году Сезанн учится в колледже Бурбон вместе с будущим известным писателем – Эмилем Золя, который на всю жизнь останется его самым близким другом.

Слайд 4

Произведения Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника. Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания. Противоречия были изначально свойственны и психическому миру художника, и его художественным устремлениям.

Слайд 5

Курильщик — Поль Сезанн. Между 1890-1892. Холст, масло. Зеленоватым оттенком он, как скульптор, объемно лепит фигуру и расставляет рефлексы цвета на руках мужчины. Сезанн не прописывает глаза курильщика, оставляя вместо них темные пятна краски. Абстрагируясь от бытовых аспектов, он развивает тему отрешенности от повседневной суеты.

Слайд 6

Игроки в карты — Поль Сезанн. 1890-1892. Холст, масло.

Самих карт на полотне почти не видно, поскольку автор заинтересован фигурами своих героев, их манерой сидеть за столом, сдержанными и одновременно яркими одеждами — то есть пластикой и цветом .

Основательны и почти неподвижны игроки — мир вокруг них кажется вылепленным из того же материала, что и они сами. Однородная «фактура» людей и окружающего пространства особенно привлекала художника.

Слайд 7

Персики и груши — Поль Сезанн. 1895. Холст, масло. Сезанн сопоставлял различные предметы ( мебель , посуду, фрукты), выявляя их геометризованную сущность — куб, шар, призма, конус, пирамида, цилиндр — при помощи обводки контуров черным цветом. Художник стремится передать не фактуру вещей, а их массу, форму, объем как производное одной субстанции — материи.

Слайд 8

Пейзаж в Эксе (Гора Святой Виктории) — Поль Сезанн. 1905. Холст, масло. Поль Сезанн словно спрессовывает время и геологические пласты, смешивает близкие и дальние планы.

Пространство подчинено кисти живописца: оно то сферически прогибается, то опрокидывается прямо на зрителя.

Слайд 9

Пьеро и Арлекин — Поль Сезанн. 1888-1890. Холст, масло. Моделями были сын художника Поль (Пьеро) и его друг Луи Гийом (Арлекин ).Друзья представлены персонажами итальянской комедии, разыгрывающими извечный конфликт темпераментов.

Сезанн стремится выявить изначальную геометрию материальных предметов: жесткие, словно из мела, почти острые углы граней гофрированного воротника и конус, поставленный на диск шляпы Пьеро, полемизируют с красно-черными ромбами трико и выгнутой треуголкой Арлекина.

Слайд 10

Поль Сезанн. «Современная Олимпия». 1873 г. Масло, холст. Вдохновленный скандальной картиной Мане 1863 года, Сезанн создает здесь необычайно экспрессивную версию этой темы.

Слайд 11

« Яблоки». 1878 г . «Ваза с фруктами». 1880 г.

Слайд 12

« В лесах». 1885 г .

  1. Слайд 13
  2. «Каштаны и усадьба в Жа де Буффан». 1876г
  3. Слайд 14

«Мадам Сезанн на желтом стуле». 1888-90 г. «Портрет мадам Сезанн». 1885 г .

Слайд 15

«Гора Сен-Виктуар с большой сосной». 1887 г.

Слайд 16

«Парочки, отдыхающие на берегу пруда». 1875 г.

Слайд 17

«Пиршество». 1867 г. «Увертюра к Тангейзеру». 1869 г.

Слайд 18

«Искушение Святого Антония». 1867-70 г. «Большие Купальщицы». 1905 г.

Слайд 19

Художественное наследие Сезанна составляет больше 800 работ маслом, не считая акварелей и других произведений. Никто не может подсчитать количества работ, уничтоженных, как несовершенные, самим художником за годы своего долгого творческого пути.

Слайд 20

Из работ Сезанна можно делать для себя самые разные художественные выводы. Каждый может взять для себя из работ Сезанна то, что хочет, а не то, что диктовал раньше художественный канон. Именно поэтому творчество Сезанна остаётся своеобразной «художественной кладовой» для современных художников.

Слайд 21

Большое спасибо за просмотр!

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Яворская Н. В. Сезанн. — М., 1936
  • Перрюшо А. Сезанн. Пер. с франц. — М., 1966
  • Сост. Яворская Н. В. Поль Сезанн: Переписка. Воспоминания современников. — М., 1972
  • Сост. Барская А. Л. Поль Сезанн: Альбом. — 1975
  • Линдсей Дж. Поль Сезанн. Пер. с англ = J. Lindsay. Cezanne: His Life and Art. — L.: Evelyn, Adams and Mackay, 1969. — М.: Искусство, 1989
  • Venturi L. V. 1—2 // Cezanne, son art, son oeuvre. — Paris, 1936
  • Rewald J. The ordeal of Paul Cezanne. — London, 1950
  • Novotny F. Cezanne und das Ende wissenschftlicher Perspektive. — Wien, 1938
  • Badt K. Die Kunst Cezannes. — Munchen, 1956
  • Мурина Елена. Сезанн. — М.: Искусство — XXI век, 2014

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, , 

Поль Сезанн: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

3.5/5 — (4 голоса)

Мальчик в красном жилете

Мальчик в красном жилете, 1895

Сезанн редко прибегал к услугам профессиональных моделей. Однако, исключением является серия картин мальчика в красном жилете, которую художник рисовал с итальянца Микеланджело ди Росса. Картины из этой серии часто сравнивают с работами старых мастеров – они поражают богатством цвета, «смелые, мощные, отличающиеся той выразительностью формы, которой мы восхищаемся в работах мастеров Высокого Ренессанса, и удивительной живостью и глубиной цвета» (Мейер Шапиро). Самая известная из них — мальчик, опирающийся локтем на стол перед ним, и смотрящий на лист бумаги. В настоящее время он находится в собрании фонда Эмиля Бюрле в Цюрихе и оценивается в 109 миллионов долларов.

Личная жизнь

Сезанн, страдавший от фобии прикосновений и способный разве что сбрить бороду, чтобы завоевать понравившуюся женщину, был женат на натурщице Мари-Гортензии Фике.

Встреча будущих супругов произошла в Париже в 1869 году, когда Сезанну было тридцать лет, а Фике едва исполнилось девятнадцать. Через год влюбленные уже жили вместе. В 1872-ом Мари родила избраннику сына, который при крещении получил имя Поль.

Картина Поля Сезанна «Дома у дороги»

После рождения наследника чувства живописца к супруге постепенно остывали. Разлуки, случавшиеся во время сезонных переездов Сезанна то в Париж, то в Экс-ан-Прованс, усугубляли и без того шаткое положение дел.

Сначала их отношения были тайными. Ни Поль, ни Мари не стремились вести общее хозяйство. Сезанн, опасавшийся родительского гнева, приложил немало усилий, чтобы отец не узнал о его возлюбленной.

Портреты жены Поля Сезанна

Открыто признать связь с Гортензией и официально усыновить Поля получилось только в 1886 году, когда они наконец поженились. В итоге за двадцать лет супружеской жизни Сезанн написал маслом двадцать четыре портрета Гортензии. После того как супруги развелись, натурщица продолжала позировать Полю.

Биография

В 1874 году в Париже, ставшим в то время местом художественной революции, открылась первая выставка художников, которых впоследствии назвали импрессионистами. Это событие вызвало шквал негатива со стороны критиков, привыкших оценивать работы, выполненные в соответствии с канонами классической живописи.

Портрет Поля Сезанна

Творчество Клода Моне и Огюста Ренуара не поддавалось осмыслению, а их картины осуждали и высмеивали. В ряду недооцененных творцов был и постимпрессионист Поль Сезанн, в чью сторону отпускались самые нелицеприятные высказывания.

Сейчас холсты живописца, которого при жизни игнорировали и не понимали, украшают лучшие музеи Европы и продаются на различных аукционах за баснословные суммы денег.

Создание нового стиля в искуссте

 Большинство картин раннего и зрелого периода написано маслом, которым художник отдавал предпочтение в  этот период

Чуть позже Сезанн начал уделять внимание акварели, приемы работы с которой перенес в масляную живопись – перестал предварительно грунтовать холсты, как результат – работы стали облегченный, создается впечатление, что они подсвечиваются с внутренней стороны. Из цветов художник предпочитал зеленый, голубой  и охристый – благодаря именно этим цветам он достигал желаемого результата

Творчество французского художника Поля Сезанна оказало огромное влияние, как на искусство Франции, так и на мировое искусство. Сезанн был одним из первых художников Франции, который стремился соединить  в своих картинах традиции двух эпох – классицизма и романтизма. В своем творчестве он не стремился искать собственный стиль, Сезанн мыслил шире – он стремился создать новый стиль в искусстве – и он положил ему начало своим творчеством.

ВНИМАНИЕ!http://anysite.ru

Темный период

Картина Заголовок Датировано Габаритные размеры Место проведения выставки Город Страна
Пейзаж с ветряной мельницей 1860 г. 26 × 33  см Christie’s Лондон Соединенное Королевство
Башня Цезаря 1862 г. 19 × 30  см Музей Гране Париж Франция
Суд Парижа 1862–1864 гг. 15 × 21  см Частная коллекция
Хлеб и яйца 1865 г. 59 × 76  см Художественный музей Цинциннати Цинциннати Соединенные Штаты
Угол реки 1865 г. 33 × 41  см Фонд Барнса Филадельфия Соединенные Штаты
Отец художника Луи-Огюст Сезанн 1865 г. 167 × 114  см Национальная галерея Лондон Соединенное Королевство
Мастерская печь 1865 г. 42 × 30  см Национальная галерея Лондон Соединенное Королевство
Сахарница, груши и синяя чашка 1865–1866 30 × 41  см Музей Гране Париж Франция
Отец художника, читающий «L’Evénement» 1866 г. 199 × 119  см Национальная художественная галерея , Вашингтон Соединенные Штаты
Человек в ватной шапочке (дядя Доминик) 1866 г. 80 × 64  см Метрополитен-музей Нью-Йорк Соединенные Штаты
Портрет монаха (дядя Доминик) 1866–1867 гг. 65 × 54  см Метрополитен-музей Нью-Йорк Соединенные Штаты
Голова старика (отец Рувель в Беннкуре) 1866 г. 51 × 48  см Музей Орсе Париж Франция
Портрет мужчины 1866 г. 82 × 66  см Частная коллекция
Портрет Антония Валабрега 1866 г. 116 х 98 см Национальная художественная галерея Вашингтон Соединенные Штаты
Марион и Валабрег уезжают по причине 1866 г. 39 х 31 см Частная коллекция Мексика
Женщина в зеркале 1866–1867 гг. 17 х 22 см Музей Гране Париж Франция
Адвокат (дядя Доминик) 1866–1867 гг. 62 х 52 см Музей Орсе Париж Франция
Черный Сципион 1867 г. 107 × 83  см Художественный музей Сан-Паулу Сан-Паулу Бразилия
Подбирать 1867 г. 90,5 × 117 см Музей Фитцуильяма Кембридж Соединенное Королевство
Траншея 1867–1868 гг. 19 х 33 см Фонд Барнса Филадельфия Соединенные Штаты
Ахиллес Импераир 1867–1868 гг. 200 × 120 см Музей Орсе Париж Франция
Искушение святого Антония 1867–1869 52 × 73 см Фонд EG Bührle Цюрих Швейцарский
Оргия 1867–1870 гг. 130 × 81 см Частная коллекция
Подготовка к похоронам (вскрытие) 1867–1869 49 × 80 см Частная коллекция
Увертюра Тангейзера: Мать и сестра художника 1868 г. 57 × 92 см Эрмитаж САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Россия
Христос в подвешенном состоянии 1869 г. 170 × 97 см Музей Орсе Париж Франция
Мадлен 1869 г. 165 × 124 см Музей Орсе Париж Франция
Черный маятник 1869–1871 гг. 54 × 73 см Частная коллекция
Поль Алексис читает Эмилю Золя 1869–1870 гг. 130 × 160 см Художественный музей Сан-Паулу Сан-Паулу Бразилия
Чтение Пола Алексиса у Золя 1869–1870 гг. 52 × 56 см Частная коллекция
Портрет Антония Валабрега 1866–1870 гг. 60 × 50 см Музей Дж. Пола Гетти Лос-Анджелес Соединенные Штаты
Железнодорожная траншея 1870 г. 80 × 129 см Новая пинакотека Мюнхен Германия
Пастораль 1870 г. 65 × 81 см Музей Орсе Париж Франция
Купальщицы 1870 г. 33 × 40 см Частная коллекция
Человек в соломенной шляпе (Портрет Бойера) 1870–1871 гг. 55 × 39 см Метрополитен-музей Нью-Йорк Соединенные Штаты
Растаявший снег в L’Estaque 1870 г. 73 × 92 см Фонд и коллекция Эмиля Г. Бюрле Цюрих Швейцарский

Начало творческого пути

Девушка у пианино

В том же 1858 году в Эксе открывается музей. Хранитель его Жозеф Жибер, художник-портретист, по собственной инициативе даёт бесплатные уроки рисования. С другом детства Филиппом Солари, который хочет стать скульптором, на занятия начинает ходить и Поль Сезанн. Картины и статуи музея вызывают в нём некоторые грёзы, временами он берётся за кисть, стараясь по памяти воспроизвести увиденное.

В конце 1858 года экзамен на степень бакалавра сдан, и по воле отца Сезанн теперь должен поступить на юридический факультет. Но в нём уже созрело желание рисовать! Приходится буквально раздваиваться, днём занимаясь ненавистным правом, а вечером милым рисованием – Сезанн уже мечтает о Парижской академии художеств. Набравшись смелости, Поль сказал о своём желании отцу, тот был взбешён и велел ему выкинуть из головы эту глупость. Несколько месяцев продолжалось противостояние отца и сына. Луи-Огюст всё же сдался и решил позволить упрямцу вкусить богемной жизни.

Первая поездка в Париж

В 1861 году отец отвёз 22-летнего сына в столицу и назначил ему 150 франков в месяц содержания. Сезанн, поклонник тишины и уединения, начинает знакомиться с шумным и суетным Парижем. Немедленно берётся за работу, поступив в мастерскую Сюиса для того, чтобы подготовиться к экзамену в Академии художеств. В новой для себя среде Сезанн старается не затеряться, заводит приятелей, много занимается, часто встречается с Золя. Но неуверенность в себе от того, что не всё получается, приводит к возрастающему раздражению: а что, если отец был прав? В порыве отчаяния и уныния Поль уезжает в Маркуси, в августе возвращается, но метания не закончились. Однажды Золя застал его в бешенстве – неудовлетворённый своими работами, Сезанн уничтожил их. И уехал домой.

Натюрморт с драпировкой, кувшином и вазой для фруктов

Натюрморт с драпировкой, кувшином и вазой для фруктов, 1894

Это самый дорогой натюрморт, когда-либо проданный на аукционе Sotheby’s: в 1999 году в Нью-Йорке он куплен за 60,5 миллионов долларов. Это также один из лучших натюрмортов Сезанна, а его первым владельцем был Поль Гоген. Жанр натюрморта был идеален для Сезанна в его исследованиях скрытых форм и форм за объектами и множественных перспектив. Здесь мы видим темный занавес, белую скатерть, миску для фруктов и сами фрукты, которые сливаются и перетекают в ткани, миску и друг друга. Каждый из них одновременно и объект и предмет для исследования цвета и формы.

Терпенье и труд…

Через полгода, в начале 1865-го, Сезанн уезжает в Париж. Готовится к Салону, но почти спокоен – уже уверен, что он особенный («Я само напряжение»), в то время как работам принятых на выставку не хватает темперамента (так он считал). И на этот раз полотна Сезанна отклоняются…

Этот сценарий будет повторяться 18 лет! Лишь в 1882 году, единственный раз, произведение Поля Сезанна будет принято в Салон. Поистине упрямство прокладывает дорогу. Но ни тогда, ни десятилетиями позже к такой живописи публика готова ещё не будет. До 55 лет покупать картины художника будет практически один человек – коллекционер Ива Танга.

В биографии Поля Сезанна есть легенда об удаче упорного живописца в виде его встречи с арт-дилером Амбруазом Волларом, который торговал предметами искусства с 1888 года, а в 1893-м открыл собственную галерею в Париже. Месье Воллар, заглянув в мастерскую художника, купил все его картины, полторы сотни полотен. Выставив наиболее скандальные из них, как работа под названием «Купальщики на отдыхе», на витрину своей галереи, хозяин рисковал оставить витрину без стекла, но через некоторое время все работы были раскуплены, принеся Воллару неплохие барыши. В последующем эта человеческая и коммерческая связь укрепилась, художник шутя упоминал арт-дилера как «работорговца». К тому времени, Луи-Огюста Сезанна уже не будет. На наследство Поль на окраине Экса приобретёт домик и устроит там свою затворническую студию, лишь посылая в Париж письма сыну.

Эстак с красными крышами

Эстак с красными крышами, 1885

Эстак — это небольшое селение недалеко от Марселя, и одно из мест, которые Сезанн рисовал снова и снова. В 1876 он писал Писсарро, что » солнце здесь настолько яркое, что видишь предметы силуэтами, и не только чёрно-белыми, но синими, красными, коричневыми, лиловыми». Это место было идеально для художника в его работе с абстрактными образами и цветам. «Эстак с красными крышами» демонстрирует интерес Сезанна к необычным цветам, таким как горящие золотые и лазурные голубые. Но посмотрите на крыши, и вы увидите прямую связь с великим кубистом Жоржем Браком, который приехал в Эстак в 1907 году, вдохновленный Сезанном. Он писал пейзажи, деревья, дома и виадуки, которые ясно показывают влияние великого мастера.

Сюжет

Прованские крестьяне, коротающие свободные часы за курением трубки и игрой в карты, застыли, поглощенные своим занятием. Это своего рода парафраз французской и фламандской живописи XVII века. Правда, в отличие от работ прошлого, где карточная игра разворачивалась в тавернах между подвыпившими простолюдинами, Сезанн представил персонажей как философов. Его игроки сфокусированы, их лица словно окаменели.

«Игроки в трик-трак» братьев Ленан, XVII век. (wikipedia.org)

Серия из пяти полотен была написана между 1890-м и 1895-м. Полотна различаются размерами, количеством персонажей и колористикой. Все они рассеяны по миру. Самая дорогая находится сейчас в Катаре.

1890−1892 гг., Метрополитен-музей, Нью-Йорк. (wikipedia.org)

1890−1892 гг., Фонд Барнса, Филадельфия. (wikipedia.org)

1892−1893 гг., Семейное собрание эмира Катара. (wikipedia.org)

1892−1895 гг., Институт искусства Курто, Лондон. (wikipedia.org)

1894−1895 гг., Музей Орсе, Париж. (wikipedia.org)

Во время подготовки к работе художник долгие часы наблюдал за крестьянами в родном Экс-ан-Провансе. Он сделал более дюжины эскизов, некоторые из которых воспринимаются сегодня как самостоятельные произведения.

Творчество

После выпуска из колледжа Поль Сезанн начал проявлять большой интерес к художественному искусству. Поскольку отец видел сына предпринимателем, он настоял на том, чтобы тот получил юридическое образование.

Одновременно с этим, Сезанн посещал местную школу живописи. Глава семейства был не против этого, поскольку и подумать не мог, что Поль свяжет свою жизнь с искусством. Юноша развивал свои способности, а также посещал разные галереи и выставки.

Позднее Сезанн уговорил отца позволить ему посетить Париж, куда его давно звал Эмиль Золя. Это привело к тому, что в 1861 г. он окончательно обосновался в этом городе, начав готовиться к поступлению в Академию художеств. В это время биографии он познакомился с еще малоизвестными Камилем Писсарро и Клодом Моне.

Достаточно долго Поль не верил в собственные силы. Он переживал, что никогда не сможет отобразить на полотне то, что чувствует и как видит окружающий мир. Параллельно с этим он испытывал стыд за то, что не смог оправдать ожиданий отца.

В результате, постоянные беспокойства подтолкнули Сезанна покинуть Париж и вернуться домой. Здесь он начал работать в банке отца, но правовые вопросы не доставляли ему никакого удовольствия. Вследствие этого, парень вновь уехал в столицу.

Поль намеревался поступить в Академию художеств, но провалил экзамены. В 1863 г. он увидел скандальную картину Эдуарда Мане «Завтрак на траве», которая в тот время вызывала бурю негодования у искусствоведов. Однако именно это полотно, которое вскоре совершит переворот в живописи, во многом помогло Сезанну посмотреть на искусство с другого ракурса.

Тогда же Поль познакомился с Фредериком Базилем, который привел его в мастерскую Марка Глейра, учениками которого были такие мэтры, как Клод Моне и Огюст Ренуар. Изначально по причине врожденной застенчивости в кругу импрессионистов Сезанн чувствовал себя не в своей тарелке.

Первые работы Поля не привлекали внимания культурной общественности, поэтому Салон отказывался их представлять на выставках. Тем не менее, его ободряла поддержка Эдуарда Мане, который тепло отзывался о его картинах. Это помогло ему не отчаяться и продолжить трудиться.

В начале 1870-х годов Сезанн создал ряд этюдов на пленэре, в совершенстве освоив технику мелкого мазка. Самой импрессионистической работой того времени стал – «Дом повешенного». В последующие годы биографии он достиг больших высот как пейзажист.

Поля Сезанна абсолютно не привлекали различные планы пространства. Вместо этого он объединял все планы в одно живописное поле, стараясь достичь полного единства композиции. Отдельные перспективы на его полотнах как бы наплывали друг на друга.

Кроме этого, на пейзажах мастера практически отсутствуют прямые линии. Примечательно, что более 80 работ он посвятил изображению горы Сент-Виктуар. Поль был уверен, что в основе бытия лежит порядок, а также то, что творческая сила способна выстроить из хаоса гармонию.

«Игроки в карты»

Интересен факт, что Сезанн негативно отзывался о творчестве ряда современников, среди которых Гоген и Ван Гог. Это было связано с тем, что эти новаторы-художники отказывались от классицизма и романтизма, произвольно изображая на своих полотнах чисто индивидуальное видение мира.

В противовес этому Поль сочетал в своем творчестве как «классику», так и новые течения. При этом он стремился к 3-мерной живописи, поскольку она по его мнению наилучшим образом отображала на холсте действительную реальность. Вследствие этого он называл картины Гогена – «раскрашенными китайскими картинками».

На рубеже 1880-1890 годов художник уделял большое внимание фигурным жанрам. Тогда же он стал автором цикла полотен, посвященных картежникам

Все они увидели свет под одинаковым названием – «Игроки в карты».

За пару лет до своей кончины в парижском Салоне целый зал был предоставлен для показа работ Поля Сезанна. Данная выставка стала его первым настоящим успехом, более того – триумфом мэтра.

Смерть

Известно, что на протяжении последних лет жизни у художника обострился диабет. Помимо прочего, он страдал от конъюнктивита и гнойника на правой ноге. Для того чтобы добираться до пленэра, живописец каждый день нанимал один и тот же ветхий экипаж, доставлявший его от собственного дома до места назначения.

Когда в октябре 1906 года стало прохладно и самочувствие создателя картины «Дома у дороги» ухудшилось, цена на экипаж резко подскочила, и разгневанный Сезанн прогнал возницу. Из-за того что художник был не в состоянии носить громоздкие принадлежности, необходимые при работе маслом, он перешел на акварель. Правда, даже ходьба с этюдником на спине была для мастера испытанием.

Поль Сезанн в последние годы

Однажды Поль попал в сильную грозу недалеко от горы Сент-Виктуар, на которой он часто писал этюды. По пути домой продрогший живописец потерял сознание. Через пару часов кучер проезжавшего мимо экипажа подобрал мастера и отвез его восвояси. Домоправительница, увидев Сезанна, тут же послала за доктором.

Следующий день был холодным, и, вопреки предписаниям врача, своенравный художник отправился дописывать портрет своего садовника Валье среди лимонных деревьев на холме. Проведя весь день на улице, Поль простыл. У него начался жар. Творец всегда испытывал отвращение к чужим прикосновениям, но в тот день попросил Валье помочь ему спуститься к дому.

Могила Поля Сезанна

Заболев пневмонией, осложненной хроническим диабетом, художник скончался, так и не придя в себя. На протяжении пары дней автор произведения «Купальщицы» бредил, попеременно бормоча себе под нос имена то покойного друга Эмиля, то сына. Сестра Мари, понимая, что брату осталось недолго, пригласила в дом священника, который совершил все полагающиеся обряды.

Картина Поля Сезанна «Купальщицы»

22 октября 1906 года, когда Мари была в церкви, домоправительница обнаружила, что лежащий лицом к стене художник скончался. Объявление о смерти отложили до следующего дня, чтобы жена живописца Гортензия и наследник приехали на похороны Сезанна, проходившие на кладбище Сен-Поль в Экс-ан-Провансе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: