Снежные вершины
Данная работа художника находится в Чувашском государственном художественном музее в городе Чебоксары.
Исследователи творчества Куинджи часто говорили о том, что живописец способен был придать любому пейзажу чувство красоты и необычайности мира, эта способность отразилась в его произведении «Снежные вершины».
Картина отличается от работ художников-передвижников, в ней автор отказывается от всякого намерения исследовать, он меняет его на простое желание наслаждаться открывшимися видами.
Природа в этом произведении осмысливается художником как часть сил космоса, несущих красоту и величие.
Радуга (картина Куинджи) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Радуга» — картина русского художника Архипа Куинджи (1841/1842—1910), написанная в 1900—1905 годах. Картина является частью собрания Государственного Русского музея ( Ж-1530). Размер картины — 110 × 171 см.
Картина «Радуга» считается одним из шедевров позднего периода творчества Куинджи. По композиции и тематике она созвучна со значительно более ранней картиной художника «После дождя», написанной в 1879 году. В картине используются несколько мотивов, характерных для творчества русских художников — мотивы хлебного поля, дороги и радуги.
Вот как описывает картину «Радуга» писатель Михаил Неведомский, автор биографии Куинджи:
Зелёная равнина-поле между двумя отлогими, ровными, как валы, холмами; на правом холме — хуторок: типичный малороссийский ландшафт… Солнечный свет, пробившись сквозь облака, ударил в склон холма почти в центре картины, и она светится только тут: всё остальное на земле — в полутени… А по небу громоздятся тучи; справа ещё не кончился ливень, и его длинные, чуть косвенные, тёмные полосы спускаются с самого верха и донизу… В небе (посредине — на фоне оранжевых, светлых облаков, а по правую и левую сторону — на фоне тёмной буроватой тучи) сияет широкий мост радуги: тона её удивительно чисты и легки… Черная, ещё затянутая нитями дождя даль даёт импрессионизирующее мрачное пятно… |
Существует также другая, меньшая по размеру картина Куинджи «Радуга» (1885—1895, бумага на картоне, масло, 20 × 31 см), хранящаяся в Чувашском государственном художественном музее в Чебоксарах.
Биография Куинджи
Архип Иванович Куинджи (при рождении Куюмджи) родился 15 (27) января 1842 года в Мариуполе. Он рос в семье сапожника Ивана Христофоровича, который получил прозвище Еменджи, то есть «трудовой человек».
Мальчик осиротел, когда ему едва исполнилось 6 лет. После этого его воспитывали близкие родственники.
Детство и юность
Куинджи с самого детства много трудился. Довольно рано он успел поработать пастухом, помощником хлеботорговца и принять участие в церковной стройке.
Архип Куинджи любил животных, часто защищая их от издевательств хулиганов. Кроме этого он всегда приходил на помощь слабым товарищам. Первым учителем будущего художника был преподаватель-грек, который обучил его основам греческой грамматики.
Портрет работы В.М. Васнецова, 1869 г.
После этого Куинджи недолго обучался в местном училище. Стоит отметить, что его мало интересовали какие-либо дисциплины кроме рисования. Талантливый подросток рисовал при каждом удобном случае и использовал для этого все, что только мог.
Когда 11-летний Куинджи работал на стройке храма, он не переставал думать о художественном искусстве. После рабочего дня Архип шел в комнату, где проживал на тот момент, и до глубокой ночи расписывал ее стены.
Когда окружающие заметили в юноше творческие задатки, они посоветовали ему стать учеником Ивана Айвазовского.
В результате Куинджи пошел пешком в Феодосию, где проживал знаменитый маринист. Интересен факт, что Айвазовский не увидел в парне никакого таланта. И хотя он отказался обучать его живописи, художник не стал прогонять мальчика из мастерской.
Иван Константинович Айвазовский поручил Архипу красить забор и подготавливать краски. Через 2 месяца юноша решил вернуться домой, где начал трудиться в фотостудии. Позже Куинджи поехал в Петербург, мечтая стать студентом Академии художеств.
Разрыв с передвижниками
Товарищество во многом сдерживало талант и ограничивало творчество Куинджи, уверенного в своих силах мастера с безупречной репутацией, осознающего степень популярности своего имени среди русских и европейских живописцев. Поэтому выход его из организации был предрешён и являлся делом времени. К решительному шагу художника подтолкнула анонимная газетная статья, в которой критиковались Товарищество передвижников и творчество Куинджи. Впоследствии автором статьи оказался друг по Товариществу Клодт М.К.
Тем не менее дружба со многими художниками, членами Товарищества, не прекращалась и после выхода Куинджи из состава к концу 1879 года.
Художник Куинджи
На протяжении 2 лет Архип пробовал поступить в академию, но оба раза неудачно. В этот период биографии им была написана картина «Татарская сакля», которую Куинджи представил на Академической выставке. Благодаря этому, ему позволили стать вольнослушателем занятий в Академии.
В скором времени в биографии Куинджи произошли важные события. Он близко познакомился с такими выдающимися художниками, как Илья Репин, Иван Крамской и Виктор Васнецов.
Под их влиянием талантливый парень написал несколько мрачных картин, которые были прекрасно восприняты критиками.
После поездки на Валаам в 1870 г. Куинджи написал 2 великолепных пейзажа – «Ладожское озеро» и «На острове Валааме». Последнюю картину приобрел для своей коллекции Павел Третьяков. Через 3 года он представил на выставке свой новый шедевр «Снег», который в 1874 г. получил бронзовую медаль в Лондоне.
В 1876 г. в творческой биографии Куинджи появилась картина «Украинская ночь». Зрители восхищались тем, насколько мастерки был передан лунный свет на фоне темной ночи. С этого времени художник создал ряд полотен в стиле романтизма.
Архип Куинджи являлся первопроходцем в русском искусстве в отношении использования яркого цвета, за счет применения дополнительных цветов. Вскоре он решил покинуть общество передвижников, поскольку хотел радоваться жизни, а не объяснять ее.
В 1879 г. Куинджи представил на обозрение свою трилогию: «Север», «Березовая роща» и «После дождя». Искусствоведы отмечают в этих работах влияние импрессионистов, хотя и в малой степени.
В 1880 г. Архип Иванович объявил о выставке, на которой была представлена только одна его работа – «Лунная ночь на берегу Днепра». Интересен факт, что полотно находилось в темном помещении и освещалось лишь лучом электрического света.
В таких условиях пейзаж выглядел невероятно реалистично. Складывалось впечатление, будто Луна действительно светится. Зрители даже заходили за картину, чтобы убедиться в отсутствии какой-либо другой подсветки.
Произведение Куинджи вызвало настоящий ажиотаж в обществе. Его везде обсуждали, восхищаясь необыкновенным талантом мастера.
Во время написания своего шедевра художник по-прежнему экспериментировал с красками. В частности, он применил битум, который при воздействии воздуха и света начинал темнеть. Позже его работу купил великий князь Константин Константинович.
В 1882 г. Куинджи организовал очередную выставку, на который были 2 его картины – «Березовая роща» и «Лунная ночь на Днепре». Стоит отметить, что последний пейзаж многие считают лучшим в его биографии. Во время его написания, одним из первых зрителей еще незаконченной картины был Иван Тургенев, с которым художник поддерживал хорошие отношения.
Портрет художника Архипа Ивановича Куинджи (Репин, 1877 г.)
После этого Архип Куинджи перестал появляться в обществе и на целых 20 лет исчез из виду. Он полностью посвятил себя творчеству, однако при этом никому не показывал свои шедевры.
Во время поездки на Кавказ, живописец стал свидетелем редкого явления. Он увидел свое увеличенное отражение на ярко окрашенном облаке. После этого Куинджи написал ряд горных пейзажей.
В 1901 г. Архип Иванович согласился показать своим ученикам и близким друзьям свои последние картины. В их числе оказалось полотно «Христос в Гефсиманском саду», до глубины души поразившее всех зрителей.
Незадолго до смерти Куинджи были написаны такие картины, как «Радуга», «Вечер на Украине» и «Днепр утром».
Хотел бы научиться…
Куинджи знал, что хочет рисовать, что у него это получается, видели это и другие люди. Несмотря на небогатое происхождение и необходимость с детства трудиться, зарабатывая на хлеб, художник чувствовал, что его талант должен быть запечатлен в картинах.
Он хотел совершенствоваться, рисовать профессионально, показывать свои картины на выставках. Думаю, что каждый талантливый человек хотел бы быть замеченным и оцененным.
Вероятно, хотел этого и Куинджи, поэтому в 1865 году попытался поступить в Императорскую Академию художеств. Для этой цели он уехал в столицу, но ни в первую попытку поступления, ни во вторую студентом не стал.
Императорская Академия художеств, слушателем которой был Архип Куинджи
Лишь в 1868 году Архип Иванович обратил на себя внимание, показав одну свою картину на выставке от Академии. От этой картины в наши дни, к сожалению, сохранилось только название «Татарская сакля в Крыму», но тогда она произвела должное впечатление
После этого художнику позволили стать вольнослушателем курсов Академии художеств, тогда-то он и познакомился с известными передвижниками. Идеи товарищества нашли отражение в творчестве Куинджи.
Влияние передвижничества видно в его работах «Осенняя распутица», «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт в Мариуполе». Со своими работами Архип Иванович стал участвовать в выставках передвижников. Картины Куинджи имели большой успех в товариществе, и художник ещё более уверился в своих силах и таланте.
Посещение курсов в Академии художеств живописец бросил и занялся творчеством. Имя Архипа Куинджи стало произносится всё чаще в художественной среде, он стал на слуху, его признали как нового восходящего художника.
Сюжет картины географически связан с родными местами художникаА.И.Куинджи «Чумацкий тракт в Мариуполе», 1875 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Сочинение по картине А. И. Куинджи «Радуга»
Я люблю картины, на которых изображена природа, но с особой любовью и трепетом я отношусь к произведениям, на которых нарисована радуга. Так редко в реальной жизни удается ее увидеть, а порой в суете повседневной жизни ее мы просто не замечаем. Эта картина написана на позднем этапе творчества Куинджи. Рисовал он ее около пяти лет.
Глядя на картину мы видим, необъятный простор русской степи, извилистая дорога, петляет, прячется за горизонтом, уводя нас в свои неведомые дали. Тучи рассеиваются и мы видим, что начало проглядываться солнышко, где-то
в дали еще идет дождь. Между тучами во всей своей красе, перед нами предстает радуга, со всем своим многообразием цветов.
Пусть прошел дождь, но вот появилось солнышко, и прохлада пропадает, солнечные лучи начинают пригревать нас. Трава засияла при солнечном свете капельками от дождя.
Мы видим, как радуга отражается в этих капельках и нам становится весело, хочется бежать и потрогать ее своими руками, прикоснуться к прекрасному.
Пейзаж
написан яркими красками, небо переливается разными оттенками, от темно-синего, до светло-голубого. Трава тоже нарисована в некоторых местах темной, в некоторых яркой, например, там, где только приглянулось солнышко. Мы разучились видеть прекрасное в простых явлениях природы.
Перестали радоваться таким мелочам, стали хмурыми и злыми. Нам не хватает человеческого тепла и доброты, а еще человечности по отношению к друг другу. Зависть и озлобленность поселилась в нас.
Теперь если у твоих родителей не большой достаток, и они не могут позволить купить тебе дорогую игрушку, ты невольно становишься изгоем среди сверстников.
(1
Сочинение по картине Радуга Куинджи
Красивое природное явление – радуга, не менее таинственное и чарующее. Она всегда бывает после дождя, когда из-за туч появляется солнце и озаряет всё вокруг.
Радуга всегда сверкает семицветием, и цвета располагаются в определённой последовательности. Это физическое явление – солнечный луч преломляется в дождевых каплях.
Художник писал эту картину почти 5 лет, будучи уже зрелым мастером.
На картине мы видим поле с травой или зерновыми культурами, которое располагается между двумя пологими холмами. Удобное местоположение. Это – степь, поблизости ни одного деревца, чтобы можно было человеку укрыться от палящего солнца.
Кое-где видны стога из травы. Вот и на переднем плане картины травы нет – она скошена. Резкий контраст с нескошенными полями с высокой травой. Дорога, как змея, извивающаяся вдоль полей, уходит к горизонту. Она как-бы разрезает поля на два больших лоскута. Через определённые промежутки от главной дороги вправо и влево отходят узкие тропинки. Они делят огромные лоскуты ещё пополам.
Участки с травой изображены перпендикулярно, и за счёт этого эффекта картина визуально раздвигается вширь. Это сделано для того, чтобы зрительно увеличить радужную дугу, создать ощущение широты русской земли.
Видно, что дождь был продолжительный и обильный – прибил всю пыль и на дороге видны большие лужи. Вода ещё не впиталась в землю. Возможно, даже бушевала гроза, и гремел гром. Кажется, что в воздухе пахнет озоном.
Небо занимает большую часть пространства. Оно разноцветное. Где его не коснулись солнечные лучи, оно цвета морской волны. А где из-за облаков вынырнуло солнышко – оно голубое, и какое-то бездонное. Художник не стал выписывать всё радужное многоцветие.
Он изобразил её в виде электрической дуги, соединяющей края картины. Она своим ярким светом как-будто разорвала мрачный плен. Тучи раздвинулись, пришёл конец темноте и мраку. Всё озарено ярким светом. От его сиянья видно, что с правой стороны на пологом холме белеют деревенские домики.
Из такого обычного природного явления только истинный певец родной земли кистью и красками сумел создать настоящий шедевр.
2 сочинение
Несмотря на некую однообразность пейзажа (взору зрителя открывается лишь бескрайняя степь), картина А. Куинджи «Радуга» несказанно радует глаз приятной цветовой гаммой и волшебством изображенного момента.
Трава неимоверно зелена – очевидно, живописец не преминул подметить, что прошедший сильный дождь лишил ее пыли и грязи, подарил ей новую жизнь и радость неожиданного обновления. Но некая желтизна говорит о том, что вероятно, уже конец лета.
Тем не менее, пейзаж прекрасен, а красующаяся в самом центре картины, радуга не может не радовать глаз зрителя – ведь, как ни крути, многие мечтали покататься на ней в детстве, а некоторые были бы не против и сейчас!
Стиль картины: реализм с некими оттенками декоративности. Виною тому чрезмерно яркие цвета и оттенки. Однако, они вовсе не портят картину. Скорее, наоборот – придают ей своеобразный колорит. Кажется, что, глядя на работу Куинджи, человек может ощущать даже запах, который источают трава и почва после грозы – а небесный свет, источаемый радугой, дает надежду на светлое будущее.
Так, что, несмотря на минимум деталей, элементов и персонажей, холст достаточно красив и приятен – хотя, конечно, в реальности все оттенки выглядели бы немного тусклее, нежели изображенные живописцем. Тем не менее, «Радугу» можно назвать одной из самых выразительных в творчестве автора – причем, насыщенность цветов здесь только на руку, она наполняет душу восторгом от происходящего момента!
Архипа Куинджи не зря называют «мастером света»: его умение играть с оттенками, цветовой гаммой, варьировать оттенки достойно высочайшей похвалы! Кажется, что производить подобное способен только настоящий мастер и гений, коим художник и являлся. Безусловно, остальные картины автора также заслуживают пристального внимания – но тот факт, что свет на данном холсте просто великолепен, отрицать действительно сложно!
`
Радуга в живописи
Алексей Кондратьевич Саврасов. Радуга. 1875.
Радуга:
Разноцветная дугообразная полоса на небе, образующуюся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях.
Дождь всё ещё звенел над степью. От Гремячего Лога до дальнего пруда, в полнеба, стала горбатая, цветастая радуга. (Шолохов. Поднятая целина.)
Словарь русского языка. Москва, «Русский язык». 1984.
* * *
Алексей Кондратьевич Саврасов. Пейзаж с радугой.
Ф. Тютчев. 1830. |
Архип Иванович Куинджи. Радуга. 1900-е.
Радуга в субботу – дождь на всю неделю (Ирландия).
Если радуга появляется вечером, она предвещает ясный день; если же утром – то на другой день следует ждать дождя. Точно такая же примета существует у немцев.
Многие дикие народы боятся радуги. Например, дикари острова Ниас не решаются даже взглянуть на радугу, считая, что это огромная сеть, поставленная мощным духом, чтобы поймать их тени. А тени они отождествляют с душами. А тени они отождествляют с душами.
В свете этого факта представляется интересным тот ритуал, который мы наблюдали несколько лет назад в одном из посёлков Северной Англии. Едва завидев радугу, здешние дети тут же сложили на земле крест из двух палочек. Когда мы спросили, зачем они это сделали, они ответили просто: «Чтобы откреститься от радуги».
Углубившись в изучение странных обычаев и поверий, мы провели небольшое расследование. Посёлок назывался Лидс (Западный Райдинг, Йоркшир), и наши расспросы показали, что обычай «Отгонять радугу» всё ещё был популярен среди здешних стариков.
Он заключался в том, чтобы сделать крест из двух палочек и положить на их концы четыре камешка. Но каким образом это помогало от радуги? Старики не могли нам ничего объяснить: они знали лишь, что радуга должна растаять, поскольку так говорили их родители и родители их родителей.
Что же касается причины, по которой это должно случиться, то они никогда не знали и не интересовались ею.
После того, как скандинавский бог Один построил свой небесный дворец, он провёл к нему мост Бифрост, по которому можно было туда проникнуть.
Бифрост был трёхцветным, и посередине него пролегла красная полоса, ибо он был из огня и должен был поглощать души, недостойные вступить во дворец. Таким образом, Бифрост, или Дорога Богов, превратился в Дорогу Душ, восходящих на небеса.
- В Норвегии и Дании до сих пор можно найти старые надгробные камни с руническими надписями типа: «Нагейлфр построил этот мост для своего сына Анунда.»
- Что за мост подразумевается здесь?
- Конечно же, радуга – древний Бифрост, по которому души переправляются через Млечный Путь к месту своего вечного успокоения.
Скандинавское влияние в северных графствах Англии было очень сильным: многие здешние названия имеют скандинавское происхождение.
Поэтому вполне можно предположить, что радуга и по сей день остаётся здесь мостом для душ, уходящих на небеса – то есть, приметой близкой смерти.
Отогнать радугу – значит продлить чью-то жизнь; вот почему дети из северных графств складывают крестики, чтобы «откреститься от радуги».
В Австрии и кое-где в Германии до сих пор считается, что души умерших детей поднимаются на небеса по радуге.
Идея сравнить радугу с мостом принадлежит античным народам. Деметра, древнегреческая богиня смерти, имела среди своих жриц Капитул Моста; а саму её называли Владычицей Моста. В Риме жрец был строителем мостов, понтификом, поскольку он принимал на себя заботу о душах, переправляющихся в иной мир.
Энциклопедия суеверий. Москва, «Локид» — «Миф». 1995.
* * *
Архип Иванович Куинджи. Радуга. 1900-1905.
Архип Иванович Куинджи. После дождя. Радуга.
Архип Иванович Куинджи. Радуга. Этюд.
Архип Иванович Куинджи. Радуга.
Архип Иванович Куинджи. Радуга.
Борис Ольшанский. Волхова с радугой. 2002.
Иван Константинович Айвазовский. Радуга. 1873.
Николай Никанорович Дубовской. Радуга.
ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.
Примечания[ | ]
- Архип Иванович Куинджи. Галерея картин художника — Радуга. 1900—1905 (неопр.) (HTML). www.kuinje.ru. Дата обращения 14 июля 2012.
- Государственный Русский музей — Живопись, XVIII — начало XX века (каталог). — Ленинград: Аврора и Искусство, 1980. — С. 163. — 448 с.
- Архип Иванович Куинджи — Радуга (1900—1905) (неопр.) (HTML). rodon.org. Дата обращения 14 июля 2012.
- Куинджи Архип Иванович — Радуга, 1900—1905 (неопр.) (HTML). www.art-catalog.ru. Дата обращения 14 июля 2012.
- Куинджи — Радуга (1900—05), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург (неопр.) (HTML). www.artprojekt.ru. Дата обращения 14 июля 2012.
- М. П. Неведомский. Архип Иванович Куинджи. Биография-характеристика. Посмертие (часть 3)(неопр.) (HTML). www.kuinje.ru. Дата обращения 11 июля 2012.
- Коллекция: мировая художественная культура — Куинджи Архип Иванович — Радуга. 1885—1895 (?) (неопр.) (HTML) (недоступная ссылка —история ). Российский общеобразовательный портал, artclassic.edu.ru. Дата обращения 14 июля 2012.
- Куинджи Архип Иванович — Радуга (неопр.) (HTML). www.centre.smr.ru. Дата обращения 14 июля 2012.
Популярные сочинения
- Ученье — свет, а неученье — тьма — сочинение-рассуждение Тьма представляет собой отсутствие света, так говорят мудрецы и, пожалуй, так определять тьму вполне логично. Там, где отсутствует свет, туда приходит тьма, которая является по своей сути только недостатком.
- Сочинение-описание по картине Зима в лесу. Иней Шишкина (3 класс) Творчество Ивана Ивановича Шишкина отличается тем, что он в своих работах старался отразить широту и все многообразие русской души и природы родного края. В частности, хорошо ему удавалась природа лесов
- Сочинение Руслан из поэмы Руслан и Людмила Пушкина (образ и характеристика) Центральным персонажем произведения в данной великолепной поэме, написанной гениальным писателем Александром Пушкиным, является Руслан. Будучи еще совсем юным князем, Руслан не боится оказаться в сражениях
Творчество Куинджи
С ранних лет проявилось у него влечение к живописи; он рисовал, где только мог, на стенах, заборах и обрывках бумаги.
Побывав ретушером у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге, он пишет большую картину: «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868 году, и становится вольнослушателем академии.
В 1873 Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль.
В том же 1873 году он выставляет в Вене свою картину «Вид на остров Валаам», в Петербурге — «Ладожское озеро». В 1874 на выставке товарищества передвижных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875 году — две: «Степи» и «Чумацкий тракт», в 1876 — знаменитую «Украинскую ночь». Критики единодушно оценивают выдающиеся достоинства его работ.
В 1878 году «Украинская ночь», вместе с «Видом на остров Валаам» и «Чумацким трактом», появляется на всемирной выставке в Париже.
В 1878 выставляет «Лес» и «Вечер в Малороссии», возбудивший массу споров и создавший много подражателей. В 1879 году Куинджи выставляет «Север», «Березовую рощу», «После грозы»; в том же году Куинджи покинул выставки товарищества передвижников. В 1880 он устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Ночь на Днепре»; выставка эта имела успех небывалый, о ней писали не только обычные художественные критики, но и Полонский, Страхов, Менделеев, Тургенев.
В том же году картина была выставлена в Париже. В 1881 году, также отдельно, Куинджи выставил «Березовую рощу», имевшую столь же крупный успех, а в 1882 «Днепр утром» вместе с «Березовой рощей» и «Ночью на Днепре».
После этой выставки до самой смерти своей Куинджи нигде больше картин своих не выставлял, а до 1900-х годов никому и не показывал. С 1894 по 1897 год Куинджи был профессором-руководителем высшего художественного училища при Академии Художеств.
В академии Куинджи сошелся с Репиным , В. Васнецовым и другими и вместе с ними примкнул к группе передвижников; для этого периода наиболее характерны его «Осенняя распутица», «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт», хотя в последней уже замечается уклонение от тщательного выписывания деталей и стремление к обобщению.
Куинджи смело пролагал путь к импрессионизму; он сам говорил, что художник — тот, кто умеет уловить и воссоздать внутреннее единство. Его увлекал прежде всего световой эффект, его целью была передача впечатления от света; он изучал законы сочетания дополнительных тонов для передачи силы света. Иной раз погоня за силой света приводила его к излишне театральным эффектам; манера его была иногда груба, рисунок примитивен, но его роль в русской живописи громадна; он был первым вполне самобытным русским импрессионистом.
Несмотря на то, что с 1882 года Куинджи ничего не выставлял, он много работал в своей мастерской и глубоко интересовался искусством; близкое участие принимал он и в выработке нового устава Академии Художеств; вступив в руководство пейзажным классом, он, пробыв профессором всего три года, создал целую школу художников.
Человек исключительной доброты, он стремился помочь своим ученикам и товарищам и советом и материально; его мечтой было освободить художника от власти рынка, дать ему возможность развить свой талант вне тяжелых материальных забот. Таким частичным избавлением представлялись ему и учрежденные им премии; той же цели должно было служить и общество его имени, обеспеченное им крупным капиталом, распорядителями которого являлись сами художники.
Радуга (картина Куинджи) Википедия
«Радуга» — картина русского художника Архипа Куинджи (1841/1842—1910), написанная в 1900—1905 годах. Картина является частью собрания Государственного Русского музея ( Ж-1530). Размер картины — 110 × 171 см.
История и описание
Картина «Радуга» считается одним из шедевров позднего периода творчества Куинджи. По композиции и тематике она созвучна со значительно более ранней картиной художника «После дождя», написанной в 1879 году. В картине используются несколько мотивов, характерных для творчества русских художников — мотивы хлебного поля, дороги и радуги.
Вот как описывает картину «Радуга» писатель Михаил Неведомский, автор биографии Куинджи:
Зелёная равнина-поле между двумя отлогими, ровными, как валы, холмами; на правом холме — хуторок: типичный малороссийский ландшафт… Солнечный свет, пробившись сквозь облака, ударил в склон холма почти в центре картины, и она светится только тут: всё остальное на земле — в полутени… А по небу громоздятся тучи; справа ещё не кончился ливень, и его длинные, чуть косвенные, тёмные полосы спускаются с самого верха и донизу… В небе (посредине — на фоне оранжевых, светлых облаков, а по правую и левую сторону — на фоне тёмной буроватой тучи) сияет широкий мост радуги: тона её удивительно чисты и легки… Черная, ещё затянутая нитями дождя даль даёт импрессионизирующее мрачное пятно… |
Существует также другая, меньшая по размеру картина Куинджи «Радуга» (1885—1895, бумага на картоне, масло, 20 × 31 см), хранящаяся в Чувашском государственном художественном музее в Чебоксарах.
Успехи в творчестве и личной жизни
Присоединившись к передвижникам, художник получил больше возможностей для демонстрации своих картин. К тому же, он теперь мог зарабатывать на своем творчестве. Благодаря им, молва о таланте Куинджи разнеслась по всей России. Вера Лагутенкова – кандидат искусствоведения – про товарищество передвижников:
Первая картина художника, которую Павел Третьяков купил для своей галереиА.И.Куинджи «На острове Валааме», 1873 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
За картину «Снег» Архип Иванович был удостоен бронзовой медали на международной выставке, которая проходила в Лондоне. 1875 год ознаменовался для Куинджи поездкой во Францию, где он подготовился к своей свадьбе, заказав костюм для церемонии.
В Мариуполе молодой художник обвенчался с дочерью местного купца. Невесту Архипа Ивановича звали Вера Леонтьевна Кечеджи-Шаповалова. Эту девушку он полюбил ещё давно, будучи совсем юным. Свадебное путешествие молодых совершилось на любимый остров Валаам.
В 75-м году Куинджи написал картину «Степи», а год спустя из-под его кисти вышла «Украинскую ночь». Эти картины были восторженно приняты публикой, на них художник потрясающе распределил свет. Техника Куинджи стала новым веянием в русской живописи.
В 1878 году живописец отметился на парижской Всемирной выставке. Его картины и там вызвали восхищение у искушенной публики. Французский критик Дюранти высоко оценил работы русского художника, отметив, что ему присуща оригинальная национальность в творчестве.
В том же 78-м году Куинджи начинает писать «Вечер на Украине» – картина, которую художник завершит лишь спустя 23 года. Увлекшись изучением импрессионизма, в 79-м году Архип Иванович создает серию картин, в которых улавливаются приемы, применяемые импрессионистами. Это были картины «Север», «Берёзовая роща», «После дождя».
А.И.Куинджи «Вечер на Украине», 1878 год, частично доработана в 1901 годуМестонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия