Кустодиев борис михайлович [1878

Кустодиев борис михайлович [1878—1927]

Биография [ | ]

Через полгода Кустодиев возвратился в Россию и работал в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники».
В 1904 году стал членом-учредителем «Нового общества художников ». В 1905-1907 годах работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел » (известный рисунок «Вступление. Москва»), после его закрытия — в журналах «Адская почта » и «Искры ». С 1907 года — член Союза русских художников . В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств . В это же время Кустодиеву было предложено заменить Серова на посту преподавателя портретно-жанрового класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества , но опасаясь, что эта деятельность отнимет много времени от личной работы и не желая переезжать в Москву, Кустодиев отказался от должности. С 1910 года — член возобновившегося «Мира искусства » .

В 1909 году у Кустодиева появились первые признаки опухоли спинного мозга. Несколько операций принесли лишь временное облегчение; последние 15 лет жизни художник был прикован к инвалидному креслу. Из-за болезни он был вынужден писать работы лёжа. Однако именно в этот тяжёлый период жизни появляются его наиболее яркие, темпераментные, жизнерадостные произведения. В 1913 г. преподавал в Новой художественной мастерской (Санкт-Петербург).

В 1914 г. Кустодиев снимал квартиру в петербургском доходном доме по адресу: Екатерингофский проспект , 105. С 1915 до конца жизни жил в доходном доме Е. П. Михайлова (Введенская улица , д. 7, кв. 50). Был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры . В 1948 году прах и памятник были перенесены на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры (фото могилы).

Иллюстрации к литературным произведениям и театральные работы

Кустодиев прославился и как прекрасный иллюстратор. За свою жизнь он создал немало работ для журналов, которые передавали понимаемый им облик главных героев произведений русской классической литературы. Он замечательно иллюстрировал произведения Лескова, рисовал гравюры и даже карикатуры.

Разные виды русского искусства ценил Борис Кустодиев, картины его активно использовались и в театральный среде. Особенно ярко воплотился талант художника при создании декораций к спектаклям МХАТа. Это работы по произведениям Островского, Салтыкова-Щедрина и даже Замятина (кстати, кисти Кустодиева принадлежит и один из наиболее известных портретов Замятина). Его работы нравились современникам своей простотой, силой воплощения образа и великолепным подбором красок.

Урок русского языка: сочинение-очерк по картине Б.М. Кустодиева «Портрет Фёдора Шаляпина»

Борис Михайлович Кустодиев родился в Астрахани в 1878 году, и там, на волжских берегах, прошли его детство, отрочество и юность. (слайд 2)

Отец его умер, когда Борису было чуть больше года, и двадцатипятилетняя вдова Екатерина Прохоровна Кустодиева тянула четверых детей на пенсию в 30 рублей. В пять лет маленький Боря начал рисовать, в пять же лет впервые испытал потрясение от музыки и сцены, слушая оперу «Иван Сусанин», а в девять лет бесповоротно решил стать художником. До его родного города Астрахани, где не было ни одного музея, добралась XV выставка Товарищества передвижников, и он увидел полотна Репина, Сурикова, Поленова, Крамского, Шишкина. (слайд 3)

Разве мог он себе представить тогда, что через десять лет Илья Репин станет его учителем, а всемирно известный Суриков напишет уже в 1903 году: «О Кустодиев, Кустодиев, его имя страшно успокоительно действует на душу».(слайд4)

В Московское училище живописи, ваяния и зодчества его не приняли как переростка (ему было уже 18 лет), и он уехал в Петербург, где поступил в Академию художеств. В годы учения в Академии (1896-1903) его первый учитель П. А. Власов привил ему любовь ко всему русскому, демократизм вкусов и пристрастий. (слайд 5)

Для начинающего художника очень полезной школой послужила совместная с И. И. Репиным работа над картиной «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея» (1901-1903). Может быть, при создании этого парадного полотна у Кустодиева впервые пробудилось стремление к изображению праздничной стороны жизни, к красочной нарядности. (слайд 6)

К 1910-м годам Б. Кустодиев вполне обретает свой знаменитый кустодиевский стиль, становится всемирно известен и представляет русское искусство за рубежом. Золотые медали сыплются как из рога изобилия. Эти годы он пишет полотна: «Ярмарка», «Праздник в деревне», «Купчиха», «Масленица», «Девушка на Волге». В таких картинах создан собирательный образ родины – России – во всей самобытности народа, обычаев, характерности пейзажа. В них Кустодиев воспевает Русь, русскую землю. (слайд 7)

Кустодиев до галлюцинаций видел свои будущие картины, поэтому писал легко, быстро, в несколько дней он мог написать шедевр. Однако жизнь отравляли приступы болезни. Врачи поставили диагноз: опухоль в спинномозговом канале. Операции не избежать. Полгода Борис Михайлович провёл в больнице. Прикованный к постели, он пишет жене: «Несмотря на всё, я иногда удивляюсь ещё своей беспечности и какой-то где-то внутри лежащей, несмотря ни на что, радости жизни – просто вот рад тому, что живу, вижу голубое небо и горы – и за это спасибо». (слайд

Особое место в жизни художника занимала дружба с Ф. И. Шаляпиным. «Много я знал в жизни интересных и хороших людей, — вспоминал Шаляпин, — но если я когда – либо видел в человеке действительно высокий дух. Так это в Кустодиеве… Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе и нельзя назвать, как героической и доблестной. (слайд 9)

-«Когда возник вопрос о том, кто может сделать декорации и костюмы для «вражьей силы», … решили просить об этом Кустодиева… «С удовольствием, с удовольствием, — отвечал Кустодиев, — я рад, что могу быть вам полезен в такой чудной пьесе. С удовольствием сделаю вам эскизы, займусь костюмами. А пока что, ну-ка попозируйте мне в этой шубе»1 Так родился один из лучших портретов в русской классической галерее. (слайд 10)

Элегантный силуэт громадной фигуры певца обобщён. За широкой спиной в жемчужном уборе раскинулась русская красавица-зима. Можно подолгу любоваться бегом лихих саней, кипением ярких цветов праздничного гулянья, узорами инея. Но главное, не стёрся Человек, Артист… (слайд 11)

Шаляпин высоко оценил портрет. Картина была настолько огромна, что мастерская была для неё мала. И художник не мог охватить фигуру целиком. Холст наклоняли так, чтобы больной Кустодиев, сидя в кресле, мог его писать. (слайд 12)

Незадолго до смерти (1927) Борис Михайлович просит посадить на его могиле берёзу и не ставить надгробную плиту. Он ушёл, но снами остались его картины – праздник России, праздник русской живописи. (слайд 13)

Тревожные знаки художника на картине

«Большевик» — картина, выражающая кроме грандиозности масштабов событий и отношение художника к ним. Огромная фигура шагающего рабочего, по словам автора, передаёт «чувство стихийности» происходящего.

К тревожным акцентам, расставленным художником на полотне, можно отнести:

  • Суровость и беспощадность в выражении лица главного героя – у него глаза фанатика, готового разрушить «старый мир до основанья»;
  • Синие тени на снегу;
  • Ощущение размашистого шага без разбора пути – кажется, что герой давит толпу;
  • Перед рабочим находится церковь, но он не замедляет шага и не обращает на неё внимания – он выше всего, что существует, буквально. Высота церкви меньше роста рабочего.

Большевик с красным безграничным знаменем, символом пролитой народной крови – это обобщённый образ революционера, несущего грандиозные преобразования стране. Они изменят жизнь миллионов. Впереди войны, голод, расколотые семьи, кто-то будет раздавлен тяжёлым сапогом большевика.

Кто возглавлял партию большевиков и меньшевиков?

Участники

  • Позиция некоторых лидеров со временем пересматривалась. Часть переходила на сторону Ленина. Идейные лидеры свободно покидали партию и вступали в отдельные организации. Основной процент одно партийцев составляла рабочая интеллигенция.
  • В 1907 году численность меньшевиков находилась в пределах 40-50 тыс. человек. К 1917 году политическая сила разрослась до нескольких сотен тысяч человек. Их общая политическая деятельность была направлена на объедение пролетариата с буржуазией. Представители партии не рассматривали крестьянство как революционную силу.
  • С началом Первой мировой войны меньшевики заняли сторону правительства и активно пропагандировали гражданский мир. В период Гражданской войны всячески препятствовали агрессивным большевистским движениям, оказывали сопротивление формированию диктатуры пролетариата.
  • Централизованную партию большевиков возглавил В. И. Ленин. Среди активных лидеров стоит отметить деятельность А. Г. Шляпникова, Л. Б. Каменева, И. В. Сталина, Г. Е. Зиновьева. Ленину удавалось убеждать большинство однопартийцев в целесообразности революционного курса и сохранять преимущественное влияние.

Лидер

  • Активная работа представителей большевизма стремительно сформировала сплоченную революционную силу. В период революции ими было организовано множество вооруженных восстаний. Одной из ключевых стратегий было воздействие на народные массы с помощью радикальных лозунгов, печатных брошюр и листовок.
  • Межпартийная борьба большевиков была направлена не только на устранение самодержавия, а и борьбу с крупными политическими силами, выступающими помехой для единоличного захвата революционной власти.

История одного шедевра: «Купчиха за чаем» Кустодиева

Сюжет

На балконе, с которого открывается вид на провинциальный ампир, за чаепитием восседает купчиха. Телом белая, лицом пригожая. Сытая жизнь. Кот рядом раздобревший. Стол ломится, а арбуз соперничает крутостью боков с самоваром. Женщина пьет чай в дорогом парчовом платье с глубоким декольте. Ее сахарные плечи — еще одна сладость на этом празднике жизни. За ее спиной виден другой балкон, где точно так же купеческая семья распивает чай.

Кустодиев выписал идеальный образ «третьего сословия». Купчиха — натуральная красавица, образ которой сложился в фольклоре, а в XIX веке нашел отражение в героинях Островского и Лескова. Движения ее плавны и неторопливы — в таком же ритме живет и провинциальный город.

Русская Венера. 1925 — 1926

Русские женщины, в том числе и купчихи, были частыми героинями кустодиевских работ. Представали они в разных антуражах, позировали для них нередко дворянки с менее пышными формами. Борис Михайлович выписывал саму Русь, правда, время, когда он это делал, уже не соответствовало выбранному образу: на смену дородным кормилицам пришли худосочные революционерки.

Контекст

На дворе стоял 1918-й год. Денег не было, еды тоже — окаянное время. Кустодиев уже тяжело болел, и все тяготы несла на себе его жена Юлия Евстафьевна. По воскресеньям она ходила пилить дрова, платили ей, как и другим чернорабочим, — дровами

«Живем мы здесь неважно, холодно и голодно, все только и говорят кругом о еде да хлебе… Я сижу дома и, конечно, работаю и работаю, вот и все наши новости. Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен», — писал художник театральному режиссеру Василию Лужскому

Для «Купчихи за чаем» Кустодиеву позировала соседка по дому баронесса Галина Адеркас. В жизни студентка-первокурсница обладала значительно меньшими формами, однако художник считал, что красивой женщины должно быть много — худые на творчество не вдохновляли. Его даже называли русским Рубенсом за пышнотелых, дородных женщин, «Волжских Данай».

«Женщина, пьющая чай». Зарисовка с Адеркас

Картина условно делит зрителей на два лагеря: одни считают ее ироничной, другие — ностальгической. Первые утверждают, что Кустодиева писал карикатуру на купеческое сословие, вторые — что русский Тициан вложил в это полотно переживания о судьбе Родины, крушении традиций и разочаровавших итогах революции.

Судьба художника

Борис Кустодиев учился у Ильи Репина. Будучи студентом Петербургской академии художеств, именитый мастер предложил ученику поработать над «Торжественным заседанием Государственного совета 7 мая 1901 года». В академии и сразу после ее окончания Кустодиев считался портретистом. Однако вскоре художник переключился на сюжеты, близкие к фольклору. Он много ездил по России, наблюдал ярмарочную кутерьму, жизнь купцов и простых людей. Все увиденное в дальнейшем станет основой шедевров.

Портрет Ф. И. Шаляпина (1921)

Самые известные свои полотна Кустодиев написал, будучи прикованным к кровати. «Замыслы, один другого заманчивее, так и теснились в голове, — писал Кустодиев — Руки работают. А ноги… Что ж, для работы они не особенно нужны, можно писать и так, сидя в инвалидной коляске». В 34 года у него обнаружили опухоль спинного мозга. Операции результата не дали, и последние 15 лет жизни художник был вынужден работать лёжа.

Наиболее известные работы

Кроме вышеупомянутой «Купчихи за чаем», наибольшую популярность получили следующие портреты Кустодиева: портрет Федора Шаляпина, написанный в 1921 году, портрет Максимилиана Волошина (1924), картина «Большевик» (1920), работа «Русская Венера» (1925), картина «Ярмарка в Саратове».

Все эти полотна пронизаны ощущением красоты народного духа, чувством глубокого патриотизма, их характерными чертами стало буйство красок и монументальность образов.

Русскими богатырями представляются на великий русский певец Федор Шаляпин и литератор Шаляпин стоит в шубе нараспашку, он одет, как франт, но в тоже время в его образе есть что-то народное, могучее и вдохновенное. Столь же огромен и величествен Волошин, голова которого упирается в облака.

На картине «Большевик» главный герой, изображенный на фоне ярко-красного стяга, готов замахнуться на храм. Рост большевика равен высоте архитектурного сооружения. Тем самым художник демонтирует человека новой эпохи, который воспринимает себя победителем старого строя и создателем новой жизни.

Много полотен написал за свою творческую жизнь Борис Кустодиев, картины его поражают зрителей свои размахом и величественностью.

«Русская Венера» и её влияние

За прошедшие 95 лет «Русская Венера» не потеряла своей популярности. Её почти все знают, и она вдохновляет множество других художников, создающих свои варианты. И это не только копии картины, она изображается и в более оригинальных изделиях. Например, вот такие изразцы (https://vesta-ceramica.ru/)

Нашёл в сети даже брошь «Русская Венера»! Это, конечно, совсем уж пародийно выглядит…

Но вдохновляла она не только художников, но и поэтов! Существует целый ряд стихов, посвящённых «Русской Венере». Вот один из них, автор Галина Журба:

Об «на» жена — обнажена,А «на» наполнено соблазном,Непревзойдённостью опасно:Округлость, свет и белизна.

Струится золото волосВ изгибе шеи — смыслом млечнымИ мягко обнимает плечи,Дородность подчеркнув и рост…

Улыбка ясная легка,Ушат с водой, мочало с мылом,Здоровье, молодость и сила,Взлетает лебедем рука…

Клубится пар до потолка,И, Афродитою из пены,Явление её сквозь стеныРоссийской баньки — на века!

А это — Татьяна Юницкая

О, эта русская душа,Непостижимая умами, –Лишь только сердцем, не спеша,Восторга влажными глазами, –

Когда художник и поэт,Играя красками-словами,Напишет дочери портретС распущенными волосами:

Роскошна русая коса, –Исконно девичье богатство, –Горит, как золото, краса,Как шёлк неистовых вибраций!

Клубится пена, пар стоит:– Чем не Венера в русской бане?!..Стыдливость – красоты магнит…А за окном – несутся сани.

Другие купчихи Кустодиева

На нижнем фото — картины Кустодиева (с названиями можно ознакомиться далее), на которых тоже изображены женщины этого сословия:

  • «Купчиха», 1915 год, Государственный Русский музей.
  • «Купчиха, пьющая чай», 1923 год, Нижегородский государственный художественный музей.
  • «Купчиха с зеркалом» 1923 год, Государственный Русский музей.

Это не такие популярные сюжеты с купчихами, но определенно заслуживающие внимания. Все три картины наполнены тем же смыслом, что и «Купчиха за чаем»: на них изображены «хозяйки жизни», полные, нарядные, ухоженные женщины, привыкшие жить красиво и ни в чем себе не отказывать. На третьем полотне интереснее всего выглядит лицо купца, только что вошедшего в комнату и в восхищении замершего перед видом своей красавицы-жены.

История создания

Автопортрет у окна, Кустодиев.

Как член объединения « Мир искусства» Кустодиев интересовался не только образами знати, но и провинциальной повседневной жизнью. Он настоящий поэт купеческого мира. Кустеновские купцы — это разновидность божеств, выразителей народных верований о счастье, сытости и легкости. Но во многих его картинах на тему купеческого мира русский идеал женской красоты приобретает монументальные и гиперболические пропорции, в которых одновременно сочетаются восхищение, ирония, гротеск, прошлое и современность, реальность и вымысел. Даже появилось выражение кустодевские красавицы , которое относится к красоте, присущей той или иной сказке, которая сохранилась с ее старым патриархальным укладом жизни, ее купцами и народными гуляниями в мирных старых провинциальных городах — все, что исчезло повсюду. Именно в этой Руси укрывается Кустодиев, прикованный болезнью к инвалидному креслу. Там он находит жизнь, свет и силу, изобилие и музыку, красоту и удовольствие, короче говоря, все, что ему нужно, чтобы избежать скуки повседневной жизни. Красота была написана в то время как Кустодии испытывают острые приступы из — за его опухоль в спинном мозге , который ногти в своем кресле с ногами парализованы в течение пятнадцати лет.

Фаина Шевченко в русском национальном костюме.

У Кустодиева другие вкусы к живописи, чем к жизни. Образцом для купцов служат полные интеллигентные женщины . Кустодиева не особо привлекает этот тип женщин, а его жена Юлия Евстафена не имеет роста моделей своего мужа, она хрупкая и сдержанная на вид. Кроме того, сам Кустодиев по этому поводу пишет, что «худые женщины не вдохновляют его на творчество». Когда он приглашает Фаину Шевченко , одну из звездных актрис МХАТ , интерпретировать пьесу Антона Чехова , как жанровая актриса она блестяще играет роль смелой женщины, характер, который критик Павел Марков резюмирует так. : «Она ослепительна своей простотой, светлая, полная темперамента и всегда щедрое сердце». Кустодиев познакомился с молодой Фаиной Шевченко, рыжеволосой и богатой, вАвгуст 1914 г.на репетициях спектакля «Смерть Пазухина» по роману Михаила Салтыкова-Щедрина , декорации для которого сочиняет Кустодиев. Она его очаровывает. В этом воплощении Василия Лужского Шевченко берет на себя роль жены статского советника Настасьи Ивановны Фурначевой, богатой дамы Михаила Салтыкова-Щредрина , легкомысленной, ленивой, лет тридцати, покрытой жемчугом — тип модели, который привлекает Кустодиева и заставляет задуматься о создании картины на эту тему. После премьеры3 декабряКустодиев присоединяется к ней в гримерке и ласково спрашивает, согласна ли она ему позировать. И она принимает. Однако, зная сюжет картины, она восклицает: «Ах ты! Я актриса МХАТ и собираюсь позировать обнаженной! Тогда меня увидят тысячи людей, какой позор! » . Кустодиеву удается убедить ее, что это «для искусства», но если она согласится раздеться во имя образа русской женщины, то, по крайней мере, не без согласия и моральной помощи Василия Луйского . Узнав об этой встрече, директор театра Константин Станиславский злится и называет Шевченко «распутником», потом понимает, что не стоит отказываться от перспективных талантов, превращает свой гнев в жалость и берет актрису на новые роли.

Эскиз Кустодиева карандашом. Обложка , этюд для красоты . Модель . Правая нога и левая ступня.

В Москве Кустодиев начинал с рисования карандашом с натуры, затем, вернувшись в Петербург , рисовал на холсте. Сын артиста Кирилл Кустодиев вспоминает:

По словам сына, в начале августа его отец закончил « Красавицу» . Позже он услышал, как она сказала, что именно с этой картиной он нашел свой собственный стиль, который так долго тщетно искал

Вспоминая Павла Федотова и маленьких голландских мастеров , которыми он восхищался, он хотел, как и они, пленить взор зрителя, привлечь его внимание значительными деталями. Но основой его образов остались лубок , купеческие вывески, игрушки ручной работы, русская вышивка и костюмы

Картина отличается от карандашного наброска чертами лица, а также ироничной и преувеличенной стороной образа женщины, уже не имеющей ничего общего с образом модели актрисы Фаины Шевченко .

Живопись [ | ]

Кустодиев начал свой путь как художник-портретист . Уже во время работы над этюдами к репинскому «Торжественному заседанию Государственного совета 7 мая 1901 года» студент Кустодиев проявил талант портретиста. В этюдах и портретных зарисовках к этой многофигурной композиции он справился с задачей достижения сходства с творческой манерой Репина. Но Кустодиев-портретист был ближе скорее к Серову. Живописная пластика, свободный длинный мазок, яркая характеристика внешности, акцент на артистизме модели — это были большей частью портреты соучеников и преподавателей Академии, — но без серовского психологизма . Кустодиев невероятно быстро для молодого художника, но заслуженно завоевал славу портретиста у прессы и заказчиков. Однако, по мнению А. Бенуа :

Уже с начала 1900-х годов Борис Михайлович разрабатывал своеобразный жанр портрета, вернее, портрета-картины, портрета-типа, в котором модель связана воедино с окружающим её пейзажем или интерьером. Одновременно это обобщённый образ человека и его неповторимая индивидуальность, раскрытие её через окружающий модель мир. По своей форме эти портреты связаны с жанровыми образами-типами Кустодиева («Автопортрет » (1912), портреты А. И. Анисимова (1915), Ф. И. Шаляпина (1922)).

Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). В начале 1900-х он несколько лет подряд выезжает на натурные работы в Костромскую губернию. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции — сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна . Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр . На глубоко реалистичной основе Кустодиев создавал поэтическую мечту, сказку о провинциальной русской жизни. Большое значение в этих работах придаётся линии, рисунку, цветовому пятну, формы обобщаются и упрощаются — художник обращается к гуаши , темпере . Для работ художника характерна стилизация — он изучает русскую парсуну XVI-XVIII вв., лубок , вывески провинциальных лавочек и трактиров, народные промыслы.

В дальнейшем Кустодиев постепенно всё более смещается в сторону иронической стилизации народной и, особенно, быта русского купечества с буйством красок и плоти («Красавица », «Русская Венера » , «Купчиха за чаем »).

Для «Русской Венеры» у Кустодиева не было готового холста. Тогда художник взял свою же картину «На террасе» и стал писать на ее обратной стороне. Борис Михайлович был сильно болен. Он мог только сидеть в специальной коляске не более двух-трех часов в день, преодолевая страшную боль во всем теле. Иногда не мог взять в руки кисть. Жизнь его в это время была подвигом. Это полотно стало как бы итогом его жизни — спустя год Кустодиев скончался.

Один из друзей художника вспоминал:

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Тайга, наша кормилица, хлипких не любит Понятно, что тайга окружает местных жителей, только от неё они и могут добыть себе пропитание. По крайней мере, так было раньше… Сейчас, конечно, лучше с транспортом…
  • Сочинение Печорин и Грушницкий (сравнительная характеристика 9 класс) В романе «Герой нашего времени» Лермонтов описывает мужчин своего времени. Чтобы роман читали, должна быть интрига, борьба между мужчинами. Вот они двое – Печорин и Грушницкий. Оба такие разные и внешнее, и внутренне.
  • Дружба и взаимоотношения Печорина и Максима Максимыча в романе Герой нашего времени Максим Максимыч в романе Лермонтова «Герой нашего времени» возможно единственный персонаж, находивший в Печорине что-то положительное. Штабс-капитан по натуре человек простой, далекий от тонкостей светской жизни.

Описание и скрытый смысл картины

Характеристика полотна:

  • Жанр написания картины – модерн.
  • На сегодняшний день полотно «Русская Венера» располагается в Нижегородском государственном художественном музее.
  • Полотно картины Бориса Кустодиева достигает ширины 175 см и высоты 200 см.
  • Мотив картины – отображение души русской женщины (на полотне красуется русская красавица – пышнотелая, с гладкой и румяной кожей, ниспадающими вниз золотисто-рыжими длинными косами, искрящая здоровьем и полна радости девушка Эпохи Возрождения).

Стоит отметить, что Кустодиев – художник, который уделяет внимание не только переднему плану, но и заднему фону. Так, живописец старался передать через картину психологическое настроение

Чтобы понять это, достаточно уделить внимание обстановке, в которой находится купальщица «Русской Венеры».

Несмотря на всю жизненную веселость, образ девушки не должен вводить зрителя в недоумение. Именно поэтому Кустодиев принял решение отобразить незамысловатые вещи: пену, мыло, облако пара, подпись-картуш, которая указывает на образную отсылку к Венерам-Афродитам, относящимся к эпохе Античности и Возрождения. Однако, как считал сам художник, именно в полумраке можно оправдать всю прекрасность наготы человека, его целомудрия и кокетливой псевдостыдливости.

С не меньшим трепетом Кустодиев отобразил русскую баню. Однако девушка напоминает настоящую Венеру греческой легенды, которая была рождена в морской пене, располагается в пене и в жаре русской баньки. Несмотря на трудности при создании пены и пара, художник сумел достичь уникального решения: одной рукой мастер взбивал пену, а другой – писал картину «Русская Венера». Также стоит отметить, что они длительное время не могли найти банный веник. Практически все время дочь Бориса Кустодиева позировала с линейкой вместо веника. Однако, когда картина была практически завершена, мастер раздобыл веник, изготовленный из березы.

Не зря для отображения русской души Кустодиев выбрал баню, поскольку именно в этом месте, как свидетельствует старое русское поверье, человек способен очистить не только тело, но и душу, получить внутреннее успокоение. Даже обстановка, изображенная на полотне «Русская Венера» передает простоту, открытость и добродушие русского человека, которые передаются через наготу девушки и ее естественный образ.

[править] Работа над картиной

Так началась работа над картиной.

Шаляпин приходил к Кустодиеву в его петроградскую квартиру на сеансы позирования, во время которых пел. А художник, работая над картиной, тоже подпевал ему.

Комната, где они находились, названная красивым словом «мастерская», была столь маленькая, что картину художник вынужден был писать по частям: «На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом. С ее помощью можно было приближать холст к креслу самому, без посторонней помощи, наклоняя его к себе настолько, что можно было кистью доставать до его поверхности или удалять от себя для того, чтобы проверить написанное»

. Б. Кустодиеву приходилось работать, глядя вверх, как при росписи плафонов. Холст все время поворачивали по-разному, чтобы прикованному к креслу художнику удобнее было, но охватить фигуру Шаляпина в шубе полностью он не мог.

Большие сложности возникли еще с одним персонажем, запечатленным на картине — шаляпинской собакой, об этом потом рассказывал сын Бориса Кустодиева: «Любопытно было смотреть, как „позировала“ любимая собака Федора Ивановича — черно-белый французский мопс. Для того чтобы он стоял, подняв голову, на шкаф сажали кошку, и Шаляпин делал все возможное, чтобы собака смотрела на нее»

.

А попутно шла работа в театре над постановкой оперы, и Шаляпин сам на руках выносил Бориса Кустодиева, усаживал в специально добытый им каким-то образом грузовик, где умещалось инвалидное кресло, таким образом они приезжали в театр.

Картина была завершена в 1921 году, но целиком на нужном расстоянии автору так и не довелось увидеть ее.

Певцу его портрет понравился. Готовое полотно Федор Иванович забрал с собой. А потом, уехав из России, увез.

«Купчиха за чаем»

Выше на фото самая знаменитая картина Кустодиева под названием «Купчиха за чаем», которую он создал в 1918 году. Именно с этим полотном чаще всего ассоциируют выражение «кустодиевская барышня», под которой подразумевают пышнотелую, белокожую, дородную и роскошно одетую женщину.

Свою самую знаменитую купчиху Борис Кустодиев писал со своей землячки, астраханской баронессы Галины Адеркас. В центре сюжета — Галина в образе жены купца, в бархатном платье и модной чалме, в веселом настроении пьющая чай из блюдца за богатым столом на террасе или балконе.

Центром сюжета стал так называемый домашний рай — обильная трапеза, пышная и богато одетая женщина в центре, ласковый кот и великолепный пейзаж за спиной. Купчиха спокойна и самодовольна, отчего складывается впечатление, что она и вправду хозяйка мира. Главная героиня полотна смотрит чуть в сторону — либо задумавшись, либо внимательно слушая собеседника, не попавшего на полотно. Картина написана маслом на холсте в стиле импрессионизма, позволяющим ощутить сиюминутность момента. Увидеть эту картину можно в петербургском Государственном Русском музее.

[править] Борис Кустодиев

Художник Борис Кустодиев (1878—1927) к этому времени был очень болен. Еще в 1911 году у него врачи обнаружили туберкулёз позвоночника. Хирургическое вмешательство не помогло, и художник чувствовал себя всё хуже, а с 1916 года и все последние 15 лет был прикован к инвалидному креслу. И он рисовал, рисовал много. Он выработал свою манеру изображения мира, куда путь ему стал закрыт, — лубочно праздничную, яркую, пеструю, идущую от народной картинки. Художник А. Н. Бенуа сказал про его творчество: «…настоящий Кустодиев — это русская ярмарка, пестрядина, „глазастые“ ситцы, варварская „драка красок“, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями…»

.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: