Его прозвали «Avida Dollars» из-за его любви к деньгам
Сальвадор Дали открыто утверждал, что обожает деньги.
Он прославлял доллары и делал для них все, что угодно, от разработки логотипа знаменитых леденцов на палочке Chupa Chups до рекламы конфет Lanvin, бренди и даже alka seltzer, антацида и обезболивающего. Чтобы не платить по счетам в ресторанах, Дали создавал рисунки на оборотной стороне чеков, зная, что никто в здравом уме не обналичит чек с оригинальным эскизом Сальвадора Дали.
Андре Бретон, придумавший прозвище Авида Доллары для Дали
Любовь Дали к зарабатыванию денег принесла ему огромный финансовый успех, и его личное состояние оценивалось в более чем 30 миллионов долларов. Безумная любовь Дали к деньгам привела к тому, что Андре Бретон придумал для него уничижительный псевдоним Avida Dollars . «Avida Dollars» — это анаграмма для «Salvador Dali», а также фонетическое выражение французской фразы «avide à доллары», означающей «жаждущий долларов».
«Дама с единорогом» (1505–1506), Рафаэль Санти
Если бы историям реставрации картин давали заголовки, то «Даму с единорогом» назвали бы «А был ли единорожек?». Написанная в начале XVI века, полотно Рафаэля изображало некую даму, но впервые оно упоминается под названием «Святая Екатерина Александрийская». К 1959 году состояние картины было плачевным, и ее решили отреставрировать. Тогда и выяснилось, что неизвестную даму по какой-то причине превратили в Святую Екатерину, дорисовав ей главные атрибуты святой: мученическое колесо (символ Божьей избранницы) и пальмовую ветвь. Чтобы образ выглядел более целомудренно, даме даже прикрыли голые плечи, заботливо пририсовав накидку.
Предполагали, что изображение животного переписал сам Рафаэль.
Собака считалась символом верности, и ее появление на картине свидетельствовало о скором замужестве. Единорог же олицетворяет чистоту, и поймать и приручить его могла только девственница
Так реставраторы пришли к выводу, что автор сам изменил символы, вместо преданности акцентировав внимание на целомудрии невесты
Но история единорога, да и всей картины на этом не закончилась. Реставраторы сравнили слои и пришли к выводу, что кисти Рафаэля принадлежит только часть сюжета.
Сам художник не писал не только плащ и атрибуты святой, но и собаку-единорога.
Он выполнил фигуру женщины, пейзаж и небо, а дополнительные детали и собаку дописывал уже другой живописец, предположительно Джованни Сольяни (1492–1544), ученик Лоренцо Креди.
Так что, по сути, известную картину создавали минимум трое человек.
Реставраторы убрали с полотна плащ и колесо с пальмовой ветвью и попытались было восстановить собачку, но потом отказались от этой мысли — слишком велик был риск испортить картину. Так и осталось дама держать на коленях «подсадного» комнатного единорога.
«Дама с единорогом» до реставрации и после
Дом-музей Дали — вторая родина сюрреалиста
Реальное местожительство неординарного художника. Здесь мастер обитал почти полвека, творил шедевры, благоустраивал жилище, превращая заурядную хибару в сюрреалистическое гнездо Сальвадора Дали.
Поэтому сторонникам его художественного стиля нельзя проехать Кадакес, обойти стороной самое любопытное сооружение города — дом-музей Дали.
Образование особняка
Изначально здесь находился Порт-Льигат, простое испанское поселение. Дали приобрел крохотную постройку близ бухты в 1930-м и поселился вместе с женой. Всего супруги прожили тут около 50 лет. За этот промежуток Дали регулярно покупал близлежащие домишки, расширял угодья, обустраивая все по своему эксцентричному вкусу.
Вскоре побережье обратилось целостной системой сооружений, этаким сюрреалистическим лабиринтом. Разрастание продолжалось до конца 60-х. Примерно тогда Гала переехала в подаренный Сальвадором пубольский дворец. Художник оставался в Порт-Льигате, однако из-за смерти жены навсегда покинул этот берег.
Окрестности галереи
Достопримечательностью бухта стала в 1997-м — власти торжественно открыли здесь музей. Сегодня посетители Кадакеса моментально определяют расположение бывшего жилища Дали, стоит лишь приблизиться к поселению Порт-Льигат. Среди неказистых белых хибар проскакивают необычные скульптуры, некоторые крыши венчают куриные яйца. Вход и билетную кассу украшает растущий в лодке кипарис.
Экспозиция помещения
Прихожую, которую посетители видят первой, охраняет забавный белый медведь с лампой. Напротив бело-зеленый диван, напоминающий губы, — копия идентичного элемента одного из экспонатов театра-музея Дали. Слева от входа располагается столовая, дальше библиотека. На книжную полку поставлены чучела лебедей. Вместо люстры над потолком висит букет златоцветов — растение обожала супруга Дали, эти цветы есть почти в каждой комнате.
Важнейшая часть помещения дома-музея — мастерская художника. Миниатюрная комната, заваленная красками, кистями и остальными принадлежностями Дали, с помощью которых сюрреалист писал картины и создавал причудливые статуи. Рядом кладовая, где хранился весь инструментарий. В соседнем помещении автор возился с ювелирными украшениями. На втором этаже находится спальня с исполинским зеркалом, Овальный кабинет Галы и прочие бытовые комнаты.
Внутренний двор
Близ террасы установлена расколотая скорлупа яйца. Ниже туристов ждет просторная площадка с кипой любопытных экспонатов: фаллический бассейн, зона отдыха, розовый губообразный диван, другие странные монументы и памятники. Также внутренний двор позволяет посетить несколько отдельных хижин, например, бывшую голубятню, где сегодня крутят фильмы с участием Дали.
Как попасть внутрь?
Среди рвущихся сюда туристов это распространенный вопрос. Многие путешественники не попали внутрь дома-музея Дали из-за несоблюдения некоторых тонкостей. За посещениями достопримечательности управляющие следят чрезвычайно строго: желающих много, а основное помещение крохотное и тесное. Следовательно для максимально комфортного осмотра внутрь пускают лишь группы из 10 посетителей раз в 15-20 минут.
Поделитесь с вашими друзьями:
8
Поделились
8. Лебеди, отраженные в слонах
- Год создания: 1937.
- Место хранения: приватная коллекция.
Одна из самых известных работ Сальвадора Дали, которая интересна для любого поколения. Рассматривая картину в деталях, мы видим игру воображения. Перевоплощение грациозных лебедей в слонов не скрыто и не завуалировано. Оно настолько очевидно, что пугает своей реальностью. Тут четко просматривается тонкая взаимосвязь действительности с миром иллюзий. Даже облака предстают перед нами навеивая самые разнообразные образы. Сочетание яркого лазурного неба с темно-коричневыми красками берега. Цвета воды даже не перекликаются и не отражают ни единого оттенка небес.
Фигуру задумчивого мужчины, стоящего спиной к водоему, Дали тоже будто спрятал. Автор попытался показать нам, что важен сам процесс перевоплощения, происходящий во время мыслительной деятельности.
20 лет спустя
Созданная через 20 лет картина «Дезинтеграция постоянства памяти» символизирует ядерный мистицизм. В ней отражены размышления Дали о научных открытиях, техническом прогрессе, свойствах атома. Художник был потрясен бомбежкой Хиросимы и Нагасаки. Растекающиеся часы и окружающее пространство буквально распадаются на отдельные части. Элементы выполнены в виде прямоугольных слитков, которые расстоянии удалении выглядят как пули. На картине распадаются дерево, циферблаты, спящее улыбающееся сытое лицо Дали изображено прозрачным довольным. Процесс разрушения затрагивает время и пространство, пронизывает все плоскости. Противостояние живой природы и холодных технологий отражены четко, насколько это возможно.
7. Великий мастурбатор
- Год создания: 1929.
- Место хранения: Центр искусств королевы Софии, Мадрид.
Открывает тройку лучших картин Дали «Великий мастурбатор». Произведение изображает глубины подсознания художника и его противоречивое отношение к сексу. Изображение содержит часто встречаемые эпизоды и других произведений Дали. Саранча – главный страх художника, муравьи – как признак разложения. В центре – обожаемая Гала.
При подробном изучении картины появляются все новые и новые образы. Рядом с изображением Галы – цветок с пестиком в форме фаллоса. Окровавленные ноги мужчины символизируют процесс кастрации. Сам автор на протяжении жизни пытался разгадать символы, навеянные подсознанием и выплеснувшиеся на полотно. Сальвадор Дали очень дорожил этой картиной и постоянно изучал ее.
Он утверждал, что помнит свое существование в утробе матери
Сальвадор Дали родился 11 мая 1904 года в 8:45 по Гринвичу. Он сам описал этот момент как страдание «от ужасного травматизма при рождении». Да, Сальвадор Дали утверждал, что явно помнит его перинатальный опыт и идеальный мир, из которого он пришел. Он сказал, что помнит свое существование в утробе матери, как будто это было вчера.
Жареное яйцо на тарелке без тарелки (1932) — Сальвадор Дали
В 1932 году Дали создал картину под названием «Жареное яйцо на тарелке без тарелки». Эту картину Дали создал, якобы вдохновленный одним из своих внутриутробных воспоминаний. Дали сказал, что самое прекрасное видение, которое он лицезрел в утробе матери, — это «пара яиц, жаренных на сковороде без сковороды». Он воспроизвел это видение в этой картине вместе с цветами, которые он видел: красный, оранжевый, желтый и голубоватый; цвета пламени. Часто его одержимость фантазиями объясняется тем, что Дали жаждал воссоздать райский идеальный мир, который он помнил, в противовес суровой реальности этой жизни.
Время и память
Во время написании картины Дали думал о Гераклите, который считал все происходящее в мире изменчивым и двойственным.
Скоротечность времени и постоянство памяти можно назвать одним из главных мотивов шедевра. Окружающий пейзаж погружен в безвременье. Кажется, что эта пустыня и гора были всегда и никогда не исчезнут. Высохшее дерево символизирует канувшее в Лету античность. Лицо Дали погружено в эту реальность, сливаясь с которой, он засыпает.
Циферблаты являются единственным связующим элементом между вечной природой, человеком и современным миром, они являются признаком технологий, сигналом из настоящего Но даже такие материальные вещи меняют форму и структуру под воздействием времени. Они могут пролежать под палящим солнцем какое-то время, но в итоге также расплавятся. Дали запечатлел воздействие времени на природу, с которой ничего не произойдет, и предметы, которые разрушаются под воздействием солнца, муравьев.
Сальвадор дали диван губы. Венера Милосская с ящиками
Диван-губы и телефон-лобстер не были единственными предметами интерьера, зародившимися в воображении Дали. Еще одна уникальная работа появилась в 1936 году. Как нетрудно догадаться, основой для нее послужила классическая Венера. Взяв за основу древнюю реликвию, Сальвадор воссоздал ее гипсовую копию, заведомо разделив тело женщины на ящики: один из них — в голове, другие в груди, животе и ногах. Художник еще раз напомнил о тайнах женского тела и его сексуальности.
В 1973 году Дали “переиздал” свою скульптуру. Новая Venus à la Giraffe получила длинную шею, из-за которой исчезли малейшие шансы добраться до ящика в голове (ох уж эти женские мысли), зато из ее живота, символизирующего плодородие, выходит длинный ящик, который невозможно закрыть.
В своих работах художник не раз обращался к теме женской сексуальности — на его эскизах были стулья и столы с женскими ногами и руками. Кстати, их воплотили в жизнь все в той же Bd Barcelona Design, как когда-то по эскизам гения был воссоздан столовый набор Mеnagеre с необычными вилками, ложками и ножами в виде улиток и растений.
Мягкая конструкция из вареной фасоли (Предчувствие гражданской войны).
В этой работе Сальвадор Дали рассматривает гражданскую войну в Испании с несколько неясной точки зрения, связанной с его идеологической и политической позицией.
Из-за этой работы и политической двусмысленности художника, сюрреалистическое движение давит на него, и возникает несколько противоречий, поскольку все художники этого аспекта считали себя революционерами левых.
Художник позиционирует событие как нечто неизбежное, в котором Испания «самоуничтожается».
Существо, которое доминирует в этой сцене, образует очертания испанской карты, из которых выходят руки и ноги. Вы можете увидеть рассыпанную на землю запеченную фасоль, которая никого не может накормить.
Холст был написан масляной краской в 1936 году, имеет размер 101 х 100 см и находится в Художественном музее Филадельфии в США.
5 удивительных фактов о Сальвадоре Дали
Факт #1. В переводе с испанского имя Сальвадор означает спаситель. Сам Дали считал, что рожден для того, чтобы спасти искусство от скуки и пустоты. Дали сожалел, что родился не в то время, когда жили настоящие художники, такие как Рафаэль Санти, Диего Веласкес и Ян Вермеер.
Факт #2. Родители Дали еще в детстве внушили ему, что он – реинкарнация его умершего старшего брата, которого также звали Сальвадор. После смерти брата родители были безутешны, и только рождение «второго» Сальвадора подарило им успокоение. Сам Дали оправдывал свои эксцентричные выходки по жизни лишь желанием доказать себе, что он существует как отдельная личность, а не как копия погибшего брата.
Факт #3. Дали дважды был исключен из художественной школы
Во время учебы в Академии изящных искусств в Мадриде Сальвадор отличался слишком экстравагантным поведением и необычной манерой одеваться, но исключен был не за это, а за участие в студенческом протесте. После этого ему позволили вернуться, но перед самыми экзаменами исключили его повторно. Официально Дали так и не получил высшего художественного образования, что не помешало ему стать всемирно известным художником.
Факт #4. Дали не употреблял наркотики и увлекался теорией Зигмунда Фрейда
Несмотря на то, что странные сюрреалистические сюжеты картин Дали могут навести на мысль, что он писал их под действием психотропных средств, это не так. Одна из самых известных фраз художника: «Я не употребляю наркотики. Я сам – наркотик.»
Менять сознание и стимулировать творческую активность Дали мог с помощью специальных техник. В частности – параноидально-критического метода, основанного на теории Зигмунда Фрейда, суть которого заключалась в том, чтобы долго пристально смотреть на предмет, пока он не начнет трансформироваться в другую форму и превращаться в своеобразную галлюцинацию.
Факт #5. Дали необычно ухаживал за женщинами. Специально для своей русской возлюбленной Галы (Елены Дьяконовой), которая была старше художника на 10 лет, Сальвадор Дали создал духи из рыбьего жира, воды и козьего навоза. Объяснил столь эксцентричный набор элементов художник тем, что хочет пахнуть «как баран».
Потолочная люстра Bogates Lamella 566
Потолочная люстра Lightstar Turbio 754061
Настольная лампа Bogates 01099/1
Потолочная люстра Bogates Lamella 566
Ставьте лайк, если было интересно, и , чтобы узнавать все самое удивительное и необычное о дизайне интерьера.
Выбрать стильные светильники по доступным ценам можно в каталоге «ВамСвет
#дизайнинтерьера #дизайнеры #освещение #дизайн
«Анжелюс» (1857–1859), Жан-Франсуа Милле
Однако не всегда скрытое изображение можно обнаружить через странности в слоях. Иногда единственное, что может помочь, — это интуиция гения, как и получилось с самой известной картиной Жана-Франсуа Милле «Анжелюс».
Судьба картины оказалась непростой. Ее заказчик из Америки Томас Эпплтон, тоже художник, по неизвестным причинам решил не покупать полотно. В течение 30 лет картина блуждала от одного коллекционера к другому. Так продолжалось до 1889 года: в этот раз в схватке за право обладания полотном сошлись Лувр и консорциум американских торговых агентов. Американцы победили, заплатив за картину рекордную по тем временам сумму — около 580 тысяч франков. (Правда, уже в 1909-м Лувр все-таки получил заветное полотно благодаря одному из французских перекупщиков.)
Простота и благочестие «Анжелюса» так заворожили зрителей, что почти в каждом французском доме появилась ее репродукция. Однако Сальвадору Дали она показалась вовсе не простой и буквально художника.
После рентгенограммы под привычным сюжетом вечерней молитвы открылась изначальная сцена — похороны младенца в поле. Молитва была вовсе не о богатом урожае картофеля. В ногах женщины стояла корзинка, в которой было укрыто тело умершего некрещеного ребенка этой супружеской пары, которому не нашлось места на христианском кладбище.
Сразу же после открытия спрятанного сюжета начали перепроверять мемуары Милле.
При этом он не стал менять фигуры мужчины и женщины, которые излучали скорбь, несоразмерную обычной вечерней молитве.
Сам Дали, благодаря интуиции которого был раскрыт первоначальный смысл, не особенно удивился и прокомментировал открытие одним предложением:
Создание
Сальвадор Дали написал «Постоянство памяти» в 1931 году, пишет «Википедия». Картина известна под разными названиями: «Мягкие часы», «Твердость памяти», «Время» и др. Художник рассказывал историю появления картины. Однажды после обеда его супруга и муза Гала отправилась в кино с друзьями. Дали остался дома. Его взор зацепился за камамбер, который он и Гала ели за обедом. Сыр медленно таял на дневном солнце. Так к нему пришел образ «мягких часов».
Дали направился в мастерскую, где стояла работа с готовым изображением окрестностей Порт-Льигата. Он добавил новые элементы — тающие часы, классические часы с муравьями и собственную голову. К моменту возвращения жены картина была готова. Когда Гала увидела ее, она сказала, что одного взгляда на полотно достаточно, чтобы запомнить его на всю жизнь. Ее слова оказались пророческими. Образ «мягких часов» стал культовым.
Через три года «Постоянство времени» приобрел неизвестный человек, который передал полотно Музею современного искусства в Нью-Йорке. Там оно находится в настоящее время.
Дали не раз возвращался к образу «мягких часов» в скульптурах и картинах. В 1954 году он переосмыслил «Постоянство времени», создав картину «Дезинтеграция постоянства памяти».
Он изобрел параноик-критический метод сюрреализма
Сюрреализм был влиятельным художественным движением, художники которого отвергли рациональное в искусстве; и вместо этого стремились направить бессознательное, чтобы разблокировать силу воображения. Дали стал самым известным, а также самым финансово успешным художником-сюрреалистом.
«Искушение св. Антония»
Среди наиболее важных вкладов Дали в сюрреализме был параноик-критический метод. Разработанная Дали в начале 1930-х годов, это была техника, с помощью которой художник пытался задействовать свое подсознание посредством систематической иррациональной мысли и самоиндуцированного параноидального состояния. Чтобы достичь этого состояния, Дали часто стоял на голове, пока не потерял сознание. Одним из аспектов паранойи, который был наиболее интересен для Дали, была способность мозга в этом состоянии воспринимать связи между вещами, которые не связаны рационально. По словам Сальвадора Дали, критический по паранойе метод был «спонтанным методом иррационального знания, основанным на критической и систематической объективности ассоциаций и интерпретаций бредовых явлений».
Лебеди, отражающиеся в слонах
Двойные изображения были важной частью параноидально-критического метода Дали. Как и полотно «Метаморфоза Нарцисса», это произведение использует отражение в озере, чтобы создать двойное изображение
Три лебедя перед деревьями отражаются в озере, так что их шеи становятся слонами слонов, а деревья становятся ногами слонов. Пейзаж контрастирует с тишиной озера, поскольку Дали писал вихреподобные изображения, чтобы изобразить фоновые скалы и небеса.
Лебеди, отражающие слонов, считаются знаковой живописью в сюрреализме, поскольку она повышает популярность стиля двойного изображения. Это самый известный двойной образ, созданный Сальвадором Дали; его величайший шедевр с использованием параноидально-критического метода; и одна из самых известных работ в сюрреализме.
Кстати, говоря об озёрах, напомним, что на нашем сайте TopCafe.su есть очень интересная статья с фотографиями про удивительный комплекс Плитвицких озер.
5
4. Метаморфозы Нарцисса
- Год создания: 1937.
- Место хранения: Британская галерея Тейт, Лондон.
Для написания этой известной картины Дали освоил новые техники. Основой сюжета послужила легенда о юноше, который увидел свое отражение в воде и влюбился в самого себя. Он так был опечален от того, что прекраснее никого нет, что умер от любовного наваждения. Но боги пожалели его, и превратили в замечательный цветок – нарцисс. На переднем плане символично изображена фигура самовлюбленного юноши, а справа от него, кисть руки, держащая яйцо. Из яйца прорастает прекрасный цветок. Это перерождение еще символично тем, что изображение руки повторяет контуры самого юноши. На заднем плане можно заметить многочисленные обнаженные тела юношей и девушек, а подле них – шахматную доску. Шахматная доска пустая, без единой фигуры. И лишь в центре, в одиночестве, на пьедестале возвышается прекрасный юноша.
Сальвадор Дали, не скрывал и своей самовлюбленности. Он сочинил целую поэму к картине, в которой сравнивал себя с Нарциссом.
Дали и Веласкес: диалог двух гениев представили в Фигейрасе
«Что нового? Веласкес!»: в творчестве Сальвадора Дали всегда можно обнаружить скрытые или явные влияния, симпатии и фобии. Он нередко в той или иной форме цитировал разных авторов, которыми восхищался на протяжении всей карьеры
Одному из них художник уделял особое внимание — Диего Веласкесу
«Что нового? Веласкес» — под таким названием в Театре-музее Дали в течение года проходила выставка, посвящённая диалогу двух значимых фигур в истории искусства. Экспозиция, которая завершается 3 мая, состоит из одиннадцати картин-трибьютов, написанных между 1960-м и 1982 годами.
Заголовок был взят из статьи Сальвадора Дали «Эврика», написанной в 1976 году:«После импрессионизма вся история современного искусства вращалась вокруг одной цели: реальности. И это может подвести нас к вопросу: что нового? Веласкес».Хорошо известно, как Дали восхищался персонажами и работами Веласкеса.
Его, вероятно, очаровывала практика написания сцен «на месте», что по сути превращало картины великого испанца в фотоснимки. Этот восторг начал проявляться с ранних лет.
Будучи шестиклассником гимназии в Фигерасе в 1919 году, Дали опубликовал в школьном журнале Studium серию портретов под названием «Великие мастера живописи», среди которых был и Веласкес. Из его наследия будущий сюрреалист особо выделял «Менины» (репродукция этой картины даже висела у него в студии) и «Прях».
Явное влияние Веласкеса на творчество Дали видно в работах 1940-х годов, например, в великолепных «Исчезающих образах» (1938). Цитирование можно проследить и в таких полотнах, как «Галарина» или «Корзинка с хлебом».
Слева: Сальвадор Дали, «Галарина» (1945)
В том же десятилетии Дали написал трактат о живописи «Пятьдесят волшебных секретов мастерства» (1948).
В нём приведён сравнительный анализ качеств, которыми должен обладать художник (техника, вдохновение, цвет, сюжет, гениальность, композиция, оригинальность, тайна и подлинность), а так же степень, в которой ими владели Леонардо, Месонье, Энгр, Веласкес, Бугро, сам Дали, Пикассо, Рафаэль, Мане, Ян Вермеер и Мондриан.
В этой личной классификации Веласкес уступает лишь Вермееру, а Мондриан и Мане выступают антиподами художников, которыми восхищался Дали.
Позже, в 50-х — 60-х годах, Дали увлёкся ядерным мистицизмом и масштабными работами.
Слева: Сальвадор Дали, «Фрейлины (Менины)» (1960)
В 1965 году на свет появился «Апофеоз доллара», объединивший наиболее значимые образы иконографии Дали. В нижней правой части картины видна фигура самого художника, сидящего спиной, одетого как Веласкес и пишущего Галу, а фрагменты «Менин» появляется на полотне трижды.
Из 1970-х годов особо стоит отметить скульптуру «Бюст Веласкеса, превращающийся в трёх беседующих персонажей» (1974). На бронзовом лице Дали краской нарисовал монахиню, стоящую на коленях спиной к зрителю (нос) и двух кабальеро с гофрированными воротниками (глаза).
Нижняя часть лица превращается в гостиную с креслами и полом — шахматной доской, а на лбу прописаны всё те же «Менины».
Смысл
Двойственность образа — часто повторяющийся сюрреалистический мотив в картинах Дали. Этот приём художник назвал «параноидально-критическим методом»: прежде чем творить, он должен погрузить себя в параноидальное состояние — это вызовет оптические иллюзии, и любая фигура в глазах будет обозначать нечто другое. Например, если его знаменитый пейзаж с бедуинами у шатра повернуть на 90 градусов, изображение трансформируется в отрубленную голову. На картине «Балерина в голове смерти» фигура в белом платье, подняв руки, превращается в череп.
Изображение: Сальвадор Дали «Параноидный визаж», 1935 год
Изображение: Сальвадор Дали «Балерина в голове смерти», 1939 год
Дали неоднократно рассказывал в интервью и своих книгах, что большую роль в его творчестве сыграли детские травмы и подавленные комплексы. На картинах он часто изображал обнажённые тела, фаллосы, женскую грудь, потому что считал, что в детстве его заставляли стыдиться своего естества. Именно преодолением детской травмы художник оправдывал собственную эксцентричность.
Влияние
Яркий образ губ быстро вошёл в послевоенную поп-культуру Америки и Европы. Энди Уорхол делал серии литографий с отпечатками губ Мэрилин Монро, модельер Эльза Скиапарелли придумала пуговицы в форме губ.
Ив Сен-Лоран в своей «Скандальной коллекции» 1971 года представил бархатное платье, покрытое вышивками губ из пайеток. Модель посчитали тогда слишком вызывающей, специалисты раскритиковали коллекцию, но принт с губами запомнился публике — этого и добивался дизайнер.
Один из самых известных сегодня музыкальных логотипов — губы с языком у Rolling Stones. Его создал студент-дизайнер Джон Паше, когда перед ним поставили задачу отразить в логотипе энергию и чувственность группы.
Логотип Rolling Stones. Изображение: Wikimedia Commons
Стоит отметить, что после создания картины «Лицо Мэй Уэст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты» Дали использовал образ губ и в других работах: в колпачке духов и броши из рубинов с белыми жемчужинами-«зубами».
Великий мастурбатор
Летом 1929 года, когда он готовил свою первую выставку, Дали создал полотно «Великий мастурбатор» . В композиции видно стремление художника к «сексуальной кульминации».
Именно в это время художник познакомился с Галой, женщиной, которая стала его женой. В то время девушка была замужем за поэтом Полем Элюаром.
В этой работе художник выражает свои самые сокровенные желания и опасения по поводу сексуального влечения.
Есть несколько символических элементов с подобными сновидениям характеристиками, что оправдывает анализ многих искусствоведов, относящихся к работе художника, утверждая, что это были бы «сфотографированные сны».
Работа размером 110 x 150 см, написанная маслом на холсте, находится в Национальном музее Centro de Arte Reina Sofia в Мадриде, Испания.
Сальвадор — это на самом деле имя его брата
1 августа 1903 года, примерно за 9 месяцев до рождения Сальвадора Дали, его брат, также называемый Сальвадором, умер от желудочно-кишечных осложнений в возрасте менее 2 лет. Когда художник родился, его родители решили использовать имя своего умершего сына и заверили маленького Дали, что он был реинкарнацией своего старшего брата.
Считается, что эксцентричное и нарциссическое поведение Дали связано с тем, что он хотел любыми способами показать, что отличается от своего покойного брата.
Это событие очень повлияло на всю жизнь и работу художника. Даже в 1963 году он сделал портрет своего мертвого брата. Сейчас он находится с 2013 года в музее королевы Софии в Мадриде.
Подведем итог
Так в чем же секрет успеха «Постоянства памяти»? Лично я нашла для себя 5 объяснений этому феномену:
– Очень запоминающийся образ плавящихся часов.
– Картина заставляет думать. Даже если Вы мало разбираетесь в творчестве Дали.
– В картине собраны все самые интересные образы художника (яйцо, автопортрет, насекомые). Это не считая самих часов.
– Картина лишена сексуального подтекста. Она может быть показана любому человеку на этой Земле. Даже самому маленькому.
– Все символы картины до конца не расшифрованы. И гадать над ними мы можем бесконечно. В этом сила всех шедевров.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Главная иллюстрация: Сальвадор Дали. Постоянство памяти. 1931 г. 24х33 см. Музей современного искусства, Нью-Йорк (МОМА). Ru.wikipedia.org.