Самые известные картины Ивана Трофимовича Хруцкого
Натюрморты Ивана Хруцкого воспевают щедрость природы, сытость и благополучие. В большинстве его работ встречается один и тот же зеленовато-серый кувшин — будто личная подпись автора, его отличительный знак. Подобные кувшины в то время можно было встретить во многих домах. Среди лучших картин Ивана Хруцкого:
- «Плоды и птичка» (1833) — налитые соком ягоды сияют и переливаются, а домашняя канарейка своим присутствием оживляет композицию, вносит в нее нотки веселья и озорства.
- «Портрет неизвестной с цветами и фруктами» (1838) — загадочная женщина с обручальным кольцом фигурирует во многих произведениях. Возможно, с ней связана какая-то романтическая история. Фрагмент картины (фирменный кувшин) напечатан на тысячерублевой банкноте Республики Беларусь выпуска 2000-го года.
- «Цветы и плоды» (1839) — теплые краски согревают душу, дарят ощущение гармонии. Половинки аппетитного персика — как символ чудесного лета. В кувшине (том самом!) стоит пышный букет.
- «В комнатах» (1855) — произведение впускает нас в тихий мир художника, наполненный воздухом и светом, передает атмосферу, в которой протекала его жизнь. Маленький сын, держащий в руках гитару, и скрипка, висящая на стене, указывают на любовь к музыке.
Описание картины Хруцкого «Цветы и плоды»
Картина изображает в центре полотна вазу с цветами. красивых и очень милых мелкие сиреневые и белые цветочки сочетаются с крупными розовыми и голубыми бутонами и раскрывшимися цветами. Пышность букету придают веточки ковыля и какие-то красивые широкие длинные листья полевых трав.
Общее впечатление от вазы с цветами радостное, хорошее. Картина вызывает ощущение свежести и приподнимает настроение.
Описание сможет сделать даже ребенок. Настолько она проста, доступна, но в тоже время глубока и емка на изображенные предметы. Помимо вазы с цветами, на картине четко прорисован стакан с водой. Совершенно прозрачная чистая вода, в которой плавает лимонная долька.
Корзина с цветным виноградом и плетеный ящик с сочными персиками, тыква и груши также выдвинуты на первый план в произведении. На заднем же фоне виднеется графин с водой.
Хруцкий Иван – Цветы и плоды ГТГ 900 Картин самых известных русских художников
Хруцкий Иван Фомич известен как мастер натюрморта, также писал портреты, интерьеры, пейзажи, иконы. Натюрморты Хруцкого чрезвычайно красочные и декоративные. Его натюрморты-картины с очень сложной композицией, объединяющей множество разнообразных овощей, плодов и цветов. Эти произведения вызывают восхищения зрителей и критиков-профессионалов. полотно И. Ф. Хруцкого натюрморт под названием «Цветы и плоды». В центре картины изображён роскошный букет цветов в вазе
Моё внимание привлекли два больших алых брата-пиона, свесивших тяжёлые головки книзу. В композицию букета входят ещё два пиона, они не эдак велики, но тоже прекрасны, их нежно–розовый окрас оттеняет яркость других цветов
Великолепны бархатные ирисы, выделяющиеся своей необычной формой, сиреневатой окраской. На мой взор, в них есть намёк на фантазию, на вдохновение, полёт мысли…
Внизу пристроилась застенчивая раскрасавица-роза, я не сразу заметила её, но была очарована изяществом королевы цветов. Рядышком с нею расположилась парочка жёлтых, как два солнышка, нарциссов. Они словно излучают свет и придают радостное, летнее расположение букету. А вот раскрытые крылышки тюльпанов, они утончённы, хрупки. Житье этих представителей флоры так недолговечна, что они, будто чего-то опасаясь, трусливо спрятались за другими цветами.
В бронзово-медной вазе с незатейливым орнаментом и рельефным рисунком, изображающим собак на лоне природы, красиво смотрятся не лишь садовые, но и полевые цветы. Они обрамляют букет, придают ему неповторимое обаяние, наполняют жизнью. Естественно смотрятся сине-голубые колокольчики рядышком с колосьями пшеницы. Разные по форме и цвету листья чуть виднеются среди цветов. Неповторимый букет! Рядышком с вазой стоит наполовину наполненный водой стакан, а в нём золотистая долька лимона. Мне как будто, что фрукты, находящиеся возле этого стакана, кажутся более сочными. Ничего никак нет лишнего на картине. Художник продумал каждую деталь Справа на полотне я вижу плетёное лукошко, а в нём поверх листьев внимательно разложены спелые персики. Они так и просятся в рот, видать кто-то не утерпел и, разломив сочный плод, приготовил его, для того чтобы съесть. За лукошком – целая корзинка ягод белой, красной и чёрной смородины. Слева устроилась большая коричневатая тыква. На ней янтарные грозди винограда, они выглядят весьма аппетитно, поэтому, наверное, художник маленькую веточку этих ягод написал на переднем плане картины
Рядышком с тыквой – три сахарные груши, по одной из них ползёт муха, её внимание привлёк сочный фрукт
Неужели этот натюрморт может оставить кого-нибудь равнодушным! Я, когда вижу перед собой такую полную жизни картину, испытываю влюбленность ко всему, что меня окружает.
Биография Ивана Трофимовича Хруцкого
Иван Хруцкий появился на свет 27 января (8 февраля) 1810 года в торговом местечке Улла Витебской губернии. Как старший сын, он обязан был пойти по стопам отца — униатского священника. В 1820 году мальчика отправили учиться в Полоцкий лицей католического ордена пиаров. Он получил прекрасное образование, но так и не сделал карьеру священнослужителя.
В 17 лет юноша отправился в Петербург и на протяжении двух лет трудился подмастерьем у английского портретиста Джорджа Доу (George Dawe). Одновременно он посещал занятия в Императорской Академии художеств как вольный слушатель и копировал шедевры мастеров эпохи Ренессанса в Эрмитаже. В 1830-м начинающего художника приняли в Академию. Основы живописи Иван Трофимович изучал в классе Александра Григорьевича Варнеки, среди его наставников были известные академисты Карл Павлович Брюллов и Федор Антонович Бруни, пейзажист Максим Никифорович Воробьев.
Учебное заведение Иван Трофимович окончил в 1836-м, а в 1837-м сам император Николай I презентовал живописцу часы на золотой цепи, поощрив его «к дальнейшим трудам».
Публика обожала картины Ивана Хруцкого: красочные, живые, они рождали в душе зрителей ощущение праздника. Он серьезно взялся за натюрморты и уверенно занял практически пустовавшую творческую нишу. В то время на пике популярности был исторический жанр, а пейзажи, натюрморты и даже портреты относили к «малым» жанрам — их авторы не могли претендовать на громкую славу.
Возможно, наш герой был не очень амбициозен, но он явно не ошибся в своем истинном призвании. Заказы сыпались со всех сторон, художник зачастую воссоздавал свои работы снова и снова — ведь каждый желал иметь точно такую же картину, которую у кого-то увидел. До наших дней дошло целых восемь версий «Натюрморта с биноклем»!
Заимствуя мотивы у голландских художников XVII века, живописец сумел в корне изменить общее настроение произведений, придав им мажорное звучание. Опрокинутые кубки, перезрелые фрукты, погасшие свечи — все то, что символизирует у голландцев бренность бытия, у Хруцкого выглядит гимном щедрости природы и радости жизни. Его картины абсолютно точно «за здравие», а не «за упокой», а стаканы всегда наполовину полны.
Не меньшей популярностью пользовались и портреты, часто дополненные красивой вазой с цветами или корзиной с фруктами. Особую выразительность им придавало использование контрастного освещения. Во многих работах отчетливо прослеживаются черты стиля бидермейер с характерной для него тщательной прорисовкой подробностей интерьера и бытовых деталей.
За свои выдающиеся заслуги Иван Хруцкий в 1839 г. удостоился звания академика. В том же году скончался его отец, и Иван Трофимович оставил столицу, верных поклонников, выгодные заказы и возвратился на родину, чтобы поддержать осиротевшую семью. В 1844-ом он купил имение под Полоцком и построил там дом по собственному эскизу. В 1845 г. художник женился.
В 1846 году Иосиф Семашко, архиепископ, пригласил его работать в Вильно. Любимое дело перестало приносить удовольствие: заказчик безапелляционно вмешивался во все. Живописец писал портреты ближайших соратников Семашко, иконы, делал зарисовки Вильно и его окрестностей. К сожалению, произведений того периода сохранилось очень мало.
В 1855 г. Хруцкий покинул надоедливого покровителя и вернулся домой. Он вел скромную, уединенную жизнь, немного работал над портретами и совсем забросил натюрморты… Последней картиной Ивана Хруцкого стал «Автопортрет» (1884). Скончался художник 13 января 1885 года, его тело покоится в фамильной усыпальнице на территории имения Захаричи.
Месть митрополита
Резиденцией стал закрытый после 1831 года монастырь тринитариев в Тринополе (сейчас Trinapolis на севере Вильнюса в районе Верки), а церковью — барочный костел.
Гонорар, правда, митрополит предлагает не очень щедрый — тысячу рублей серебром, но предоставляет для жизни свою виленскую квартиру и обеспечивает стол. Работа затягивается, мелочный Семашко требует от художника все новых и новых бонусов, причем значительная часть их — копии классических западноевропейских картин. Заказчик вмешивается и в оригинальные сюжеты, тщательно регламентируя изображения на каждом из полотен: портреты ближайших соратников Семашко, пейзажи Вильны и окрестностей…
Плоды и свеча. Вторая половина 1830-х. Из коллекции Национального художественном музее Беларуси.
Наконец работа были завершена. 1000 рублей за восемь лет оказываются мизерной платой. Но для Хруцкого главное — возможность вернуться в Захарничи. Он становится здесь почти отшельником, никак не комментируя события личной и общественной жизни, не давая повода для доносов и слежки. Живет скромно, пишет мало, все больше для себя: интерьеры усадьбы, семейные портреты…
Так проходит 30 лет. Одна из последних работ — написанный в 1884 году, за год до смерти, автопортрет. Как и во многих портретах Хруцкого, здесь применен прием контрастного освещения, когда свет падает на лицо и правую, «рабочую», руку. Автопортрет демонстрирует достоинство, чувство собственной значимости, но ощущается и какая-то затаенная горечь… Реализовано ли все, о чем мечталось? Стоили ли компромиссы той цены, которая за них заплачена?
Алесь Белый
Натуральность написания фруктов
Художник Хруцкий картины старался написать максимально естественно. И ему это, несомненно, удавалось. Глядя на сочные персики, крупные виноградины и блестящий соком лимон, сложно не ощутить их вкуса и не захотеть сию же минуту попробовать.
Работа живописца заслуживает отдельной похвалы за нативность, натуральность изображенных предметов. Вот лежит груша. Румяная с одного бока, будто только что сорванная с дерева, где с одной стороны она была прикрыта тенью листвы, а другой обращалась к солнцу. Рядом можно видеть вторую грушу, но уже разрезанную пополам. Она сочная, блестящая от сладкой влаги. Даже семена прорисованы настолько четко и точно, что в натуральности не остается сомнений.
Именно благодаря такой особенности великого художника, как естественность написания натюрмортов, он и сумел прославиться и стать очень знаменитым. Таких людей мало, ведь в XVIII-XIX веках немногие писали натюрморты, тем более такие качественные и прекрасные по исполнению и содержанию.
Описание картины Хруцкого «Цветы и плоды» можно свести и к моменту построения композиции для работы над картиной. Очевидно, что художником были продуманы все мельчайшие подробности расположения каждого предмета, поворот каждого фрукта и плода, положение всех предметов на поверхности стола.
Описание картины Хруцкого «Цветы и плоды»
Яркий натюрморт, выполненный сочными красками, собирает в себе прекрасные дары природы, результаты труда человеческого, пожалуй, всего летнего сезона. Здесь июньские пионы и ирисы соседствуют с июльскими грушами, виноград августа с сентябрьской тыквой, заморские лимоны с теплолюбивыми персиками. Настоящая картина-песня красоте и урожаю.
В центре композиции керамическая или фаянсовая ваза с объёмным рисунком – лисицы в окружении зелени – наверное, пришли воровать виноград (подобные вазы в 1830-е годы были буквально ширпотребом и производились в Петербурге на фабрике Поскочина).
В вазе красуется эффектный букет. Он составлен из бордовых и розовых махровых пионов, голубовато-сиреневых ирисов с бархатистыми язычками, жёлтых и белых крупных, наполовину раскрывшихся бутонов с жёлтой сердцевиной, мелкой россыпи белых цветочков и голубых незабудок. Есть в роскошном букете и гости с полей – хлебные колосья и васильки. Растения срезаны с листвой, которая своей разнообразной зеленью делает охапку цветов ещё пышнее и наряднее.
Ваза стоит на близком ей по цвету столе с трещиной. Серая гамма с землистым оттенком напоминает о том, что вся эта душистая красота – дары земли.
Слева натюрморта на столе небольшое, плетёное из широкой бересты лукошко
Дно его выстлано виноградными листьями, поверх которых осторожно уложены бархатные персики с нежной сочной мякотью. Один из них, разломленный пополам, лежит тут же у ящичка и, кажется, источает умопомрачительный аромат
Половинки персика говорят о том, что плод был именно разломлен – косточка легко отделилась от одной из половинок, да и ножа нигде не видно. Только совершенно спелый персик при нежном прокручивании по природной ложбинке способен так разломиться.
За лукошком большая корзина отборной смородины всяких сортов, какие только есть в садах – белой, чёрной, красной. Поверх ягод брошено несколько лёгких веточек овса.
Справа от вазы – изящные груши (на одной сидит муха, привлечённая сладким ароматом), разрезанный лимон, блестящее яблоко и крупная ребристая тыква, на которой красуется янтарная гроздь винограда. Небольшая его веточка повисла на краю стола перед грушами, как бы приглашая зрителя оторваться от стола и пойти в пышный сад.
В тени за тыквой посверкивает графин с водой. Наполовину наполненный ею стакан, тут же у вазы. В нём виднеется долька лимона, которая освежает и без того сочный натюрморт, насыщенный ароматами цветов и плодов.
Сын священника, художник, дворянин
Иван появился на свет 27 января 1810 года. Его семья жила в Улле — сейчас это агрогородок в Бешенковичском районе. Отец, Фома (Томаш), был священником униатской церкви, а потому старший сын Иван поступил учиться в Высшее училище католического ордена пиаров в Полоцке. Позже в этом здании будет расположен Полоцкий кадетский корпус. Наставники ордена обучали воспитанников математике, физике, латыни, риторике и стихосложению, метафизике. Возможно, именно там Иван решил стать художником.
В 1827 году юноша окончил училище, но в Беларуси не было высших учебных заведений, где он смог бы развить талант живописца. Для этого нужно было учиться в академиях Санкт-Петербурга, Москвы или Европы. В том же году он отправился в столицу Российской империи и стал вольноприходящим студентом Императорской Академии художеств, которую окончил в 1836 году.
Во время учёбы Хруцкий познакомился с земляками-шляхтичами, также проживавшими в Петербурге. Благодаря их помощи и содействию, молодой художник получил право посещать Эрмитаж для копирования работ европейских мастеров, что в то время было очень значимым подспорьем в изучении живописи. Также какое-то время он провёл в мастерской известного британского художника Джорджа Доу, который в те годы по приглашению работал в России.
Уже в 30-х годах XIX столетия произведения Хруцкого набирают популярность. Объединив в своих картинах классический стиль исполнения, белорусский художник добавил в свои работы элементы романтизма. Таким подходом он сумел вернуть утраченную моду на натюрморты. Его картины украсили стены салонов и гостиных богатых горожан.
Полотна Хруцкого покупали прямо с выставок в Академии, а Петербургское общество поощрения художников даже устраивало лотереи, в которых разыгрывались работы Ивана. У любителей живописи о Хруцком сложилось мнение, как о высокопрофессиональом художнике, и в 1839 году ему было присвоено звание академика. Знатные люди Беларуси, России и Литвы заказывали портреты у признанного мастера.
В 1839 году из-за смерти отца Иван Хруцкий вынужден был вернуться на родину, чтобы взять на себя обязанности по обеспечению семьи. Последующие пять лет он усердно работает над портретами, которые ему заказывали белорусские дворяне. В середине сороковых годов Иван купил имение возле Полоцка, в Захарничах, и с семьёй переехал туда жить.
В то же время к нему, как к художнику, с объёмным заказом обратился виленский архиепископ Иосиф Семашко. Для живописца это стало большой удачей: десять лет постоянной востребованной работы, а значит, и стабильный заработок. Вплоть до 1855 года Иван Хруцкий писал портреты священнослужителей и иконы для храмов, работал над копиями полотен великих мастеров и рисовал пейзажи виленских окрестностей. Вернувшись в своё имение, белорусский живописец продолжал писать натюрморты и портреты, преимущественно детские.
В 1863 году на территории Северо-Западного края вспыхнуло восстание под предводительством Кастуся Калиновского. Оно принесло перемены как в жизни светского общества, так и в деятельности мастера. Шляхтичи-повстанцы были большей частью убиты или сосланы, часть из них эмигрировала в Европу. Заказчиков у Ивана Хруцкого не стало, и он последние двадцать лет прожил в своём имении, не интересуясь делами внешнего мира. Художник даже не узнал, что одна из его работ была куплена Третьяковской галереей.
Умер Иван Фомич Хруцкий 13 января 1885 года и был похоронен в фамильном склепе.
Цветочные композиции выражают глубокое уважение почившему, его прижизненным заслугам.
Возложить венок
Путь картины в ГТГ
Законченная в 1839 году, картина имела успех на осенней Академической выставке и принесла заслуженные награды автору. Через некоторое время её купили богатые петербургские промышленники и коллекционеры Варгунины.
Павел Михайлович Третьяков с начала 1884 года находился в Петербурге (в поисках шедевров посещал выставки). В марте Варгунины устроили аукцион, на котором Третьяков приобрёл несколько произведений, в том числе за пятьсот рублей «Цветы и плоды» кисти Хруцкого. Всего в ГТГ 12 картин этого автора.
С тех пор картина – любимый экспонат посетителей Третьяковки, в том числе детей.
Творческая деятельность
Иван Фомич Хруцкий известен как художник работавший в русле русской академической школы. В историю искусства он вошёл своими натюрмортами.
Первые датированные этюды художника — «Натюрморт с вазой» и «Натюрморт с птичкой» — относятся к 1832 году. Главное направление творчества Хруцкого в этот период — работа над натюрмортом, именуемым в официальных документах как «живопись цветов и фруктов». В это время он создаёт группу похожих по стилю работ — «Плоды и птичка» (1833); «Фрукты» (1834); «Виноград и фрукты», «Натюрморт с яблоками, виноградом и лимоном», которые отличались простотой композиции.
Вскоре И. Ф. Хруцкий перешёл от ранних постановок, состоящих лишь из нескольких предметов, к значительным по размерам натюрмортам-картинам со сложной композицией, объединяющей множество разнообразных овощей, плодов и цветов: «Цветы и плоды» (1836, 1839); «Натюрморт со свечой», «Цветы и фрукты», «Плоды, фрукты, битая дичь», (все 1830-х годов).
В 1836 году за картину «Цветы и плоды» И. Хруцкий был награждён Академическим Советом большой серебряной медалью
В том же году ему было присвоено звание свободного художника «во внимание к хорошим сведениям в ландшафтной живописи». Пейзажной живописью Иван Хруцкий занимался на протяжении всего последующего творчества («Вид на Елагином острове в Петербурге», 1839; «Вид в имении», 1847). Часто пейзаж служил фоном в портретах и жанровых полуфигурах художника
Так, в наиболее значительной его работе 1830-х годов — «Портрет жены с цветами и фруктами» (1838) — молодая женщина изображена у стола, заставленного корзинами с плодами, графином с водой и букетом в керамической вазе. Фоном для всей сцены служит осенний пейзаж, решённый в багряных тонах. Подобная композиция, представляющая собой некий синтез жанрового портрета, натюрморта и пейзажа, появилась у Хруцкого как дань романтизму
Часто пейзаж служил фоном в портретах и жанровых полуфигурах художника. Так, в наиболее значительной его работе 1830-х годов — «Портрет жены с цветами и фруктами» (1838) — молодая женщина изображена у стола, заставленного корзинами с плодами, графином с водой и букетом в керамической вазе. Фоном для всей сцены служит осенний пейзаж, решённый в багряных тонах. Подобная композиция, представляющая собой некий синтез жанрового портрета, натюрморта и пейзажа, появилась у Хруцкого как дань романтизму.
Если работа И. Хруцкого «Портрет жены» стоит ближе к академическому направлению, представленному такими художниками, как К. П. Брюллов и Ф. А. Бруни, то другая картина «Старуха, вяжущая чулок» (1838) сближает его с художниками, не имевшими академического образования, например, с А. Г. Венециановым и особенно В. А. Тропипиным. В 1838 году за эту работу, а также за натюрморт «Цветы и плоды» Иван Хруцкий был награждён малой золотой медалью.
24 сентября 1839 года И. Ф. Хруцкий «за отличные труды в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей» был удостоен звания академика живописи. С этого времени Хруцкий перестает писать эффектные натюрморты.
После переезда в Полоцкую губернию Хруцкий не оставляет занятий живописью, однако теперь в его работах преобладает иная ориентация и иные направления. С 1845 по 1855 годы художник выполнил большое количество работ по заказам своего покровителя — литовского митрополита Иосифа Семашко. Он пишет иконы для Александро-Невского собора в Ковно (1847), для церкви Святого Иосифа Обручника в Тринополе (1849), пещерной церкви Трёх Мучеников в Вильно (1850—1851); для архиерейского дома в Вильно — 32 портрета лиц духовного звания (в том числе копии с литографий и живописных оригиналов). Для городской и загородной резиденций митрополита Иван Фомич исполнял виды Вильно и его окрестностей, натюрморты и интерьеры, копии с картин европейских мастеров. В этот период Хруцкий принимает участие в издании так называемого «Виленского альбома» Я. К. Вильчинского — серии литографированных городских видов, выпущенных в Париже.
Название и традиции
«Цветы и плоды» – обобщённое название подобного типа натюрморта. Традиция составлять композицию и изображать дары земли получила широкое развитие в европейском искусстве XVII века (особенно в Голландии). С появлением Петербургской Академии художеств (основанной в 1757 году) натюрморты прижились и в России.
Почитая европейские традиции, живописец Хруцкий поместил на свой натюрморт экзотические лимон, персики и виноград; остальные «герои» полотна – из отечественных садов, полей и огородов. Особенно тёплым поклоном родине выглядят васильки с колосками.
Композиция в целом классическая. Её традиционность состоит ещё и в совершенстве воображаемого треугольника с вершиной над крупным розовым цветком (по вертикальной оси картины).
Иван Трофимович Хруцкий. Мастер портретов.
(Портрет мальчика. 1834 год.)
В Захарничи Хруцкий сильно заинтересовался написанием портретов. И вот тут опять Иван Хруцкий начал на своих портретах рисовать выдуманные персонажи. Причем, не
всегда это были чисто выдуманные люди. Иногда это были реальные люди, но в таких одеждах и в такой обстановке, в которой они реально никогда не были.
(Семейный портрет. 1854 год. Русский Музей, Санкт-Петербург.)
Самая знаменитая картина того периода «Семейный портрет». На ней изображены молодая женщина и ее трое детей. Они гуляют в парке. Женщина присела на скамейку, а
дети с книгами примостились рядом. Иван Хруцкий выбрал для матери и детей очень изящные позы, он сам придумал сюжет и наполнил картину каким-то необычайным
спокойствием и любовью.
(Девушка с фруктами. 1854 год. Русский Музей, Санкт-Петербург.)
Это, вообще, очень характерно для Хруцкого писать портреты так, словно он какой-то сказочник, который сочиняет сказки про красивую сказочную жизнь, наполненную
красотой, спокойствием и любовью. Это очень нереальный мир фантазий живописца. Но вместе с тем это очень добрый и красивый мир, где нет места злу, войне, динамике,
кризису и изменениям.
(Портрет незнакомки с фруктовой корзинкой. 1835 год. Русский Музей, Санкт-Петербург.)
Биография:
Белорусский художник И. Ф. Хруцкий появился на свет 27 января 1810 года, в селе Улла Витебской области. Он посвятил живописи всю свою жизнь. Мастер кисти славился великолепными натюрмортами и групповыми портретами. Он был заслуженным человеком, который вложил в свой труд огромный запас духовной энергии, творческого совершенства и безграничного интереса к окружающему миру. Весь его жизненный путь был полон добра, тепла, божественной любви к людям и неисчерпаемого полёта вдохновения!
Будущий художник родился в многодетной семье священника, польского дворянина Томоша Фомы Хруцкого. Мать занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. С детских лет ребёнка окружала религиозная атмосфера. Ему нравилось занятие отца, и он с интересом посещал храм. Иван очень любил природу, животных, уединение. Его привлекало всё необычное. Он должен был продолжить семейную традицию и стать священником.
В десятилетнем возрасте родители отправили сына в Полоцк, где мальчик поступил в высшее пиарское училище. Монашеский католический орден занимался христианским воспитанием и обучением молодёжи. В нём Иван получил великолепное образование. Обучение проводилось на польском языке. Учителя лицея преподавали закон Божий, иностранные языки, математику, геометрию, физику, географию, природоведение и рисование. Мальчик быстро схватывал все знания. В лицее он проявлял большой интерес к рисованию. Священником Иван Хруцкий так и не стал, но сохранил в душе всё то, что было ему дорого!
В семнадцать лет молодой человек отправился в Санкт-Петербург. Там он был зачислен в знаменитую императорскую академию художеств, работал учеником у английского пейзажиста Джорджа Доу, который его обучил разным секретам художественного мастерства. Наставник рисовал портреты русских полководцев для военной галерее Зимнего Дворца. Под его талантливым руководством Хруцкий творил три года.
Молодой человек получил разрешение посещать Эрмитаж, где занимался копированием работ великих мастеров. Он был знаком с известными живописцами, которые показали ему на холсте мир прекрасного! Иван Хруцкий учился в мастерской М. Воробьёва, в классе А. Варнеса, у великих академистов К. Брюллова и Ф. Бруни
Мастер кисти писал полотна в венецианской манере живописи, уделяя большое внимание крестьянским бытовым сценам
В 1836 году он закончил обучение в Академии и получил звание свободного художника. Хруцкий был почётно награждён в Академии художеств большой и малой серебряными медалями. Это была его огромная заслуга в художественном искусстве. Он писал картины для императорской семьи. Император Николай 1 торжественно вручил ему часы на золотой цепочке в награду за творческие труды.
Одарённый художник с удовольствием занимался пейзажной живописью. Он изобразил на холсте Елагин остров и свой родной край. Портреты людей мастер кисти любил рисовать на фоне натюрмортов. Он был отличным мастером своего дела, трудился серьёзно и на славу! Ему хорошо удавались работы с изображением фруктов, цветов и овощей.
«Портрет неизвестной с цветами и фруктами» — особенная авторская работа художника! Она размещена в национальном художественном музее Белоруссии. Её сюжет изображён на современной тысячной купюре Беларуси. Многие его художественные шедевры имели успех на выставках. В картинах художника веял стиль «бидермейер», который он использовал при написании семейных, бытовых сцен и непревзойдённых интерьеров. В них он лирично воспевал любовь к семье.
В 1839 году, после кончины отца, он уехал из Петербурга на родину и стал опорой для своих близких. В своих пенатах он создавал портреты. В 1844 году художник построил дом и возделал шикарный сад. Через год Иван Хруций женился на Анне Бембновской, католичке, дочери военного офицера.
1846 год принёс художнику предложение о сотрудничестве с митрополитом И. Семашко. Он писал ему картины на заказ. Хруцкий работал на благо церкви восемь лет: писал иконы для храмов, соборов и монастырей, а также для загородного дома митрополита. Он создавал портреты его друзей и коллег, виды окрестностей литовского местечка Вильно, различные интерьеры, натюрморты, копии с картин европейских художников.
В 1855 году он написал портрет поэта Адама Мицкевича. Одна из его последних художественных работ «Автопортрет», 1884 год.
Иван Фомич Хруцкий покинул земной мир 1 января 1885 года. В наше время на почтовых марках и открытках выпущены изображения, посвящённые его незабываемому творчеству. К 200-летию со дня рождения художника вышла в свет серебряная монета номиналом двадцать рублей. Память о художнике будет вечна!
Награды
- Орден Октябрьской Революции
- Орден Трудового Красного Знамени
- Орден «Знак Почёта»
- Орден Отечественной войны II степени[возможно, речь идет про него (судя по дате/месту рождения) ]
- Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»[возможно, речь идет про него (судя по подразделению ]
- Премия имени М. В. Ломоносова I степени (1973, совместно с учениками) — за исследование новых типов фосфорорганических соединений
- Заслуженный деятель науки РСФСР
- Премия имени А. М. Бутлерова[нет в источнике 1435 дней ]К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)
- Премия имени Н. Д. Зелинского (1963) — за цикл работ по элементоорганическим соединениям
- Золотая медаль имени А. Н. Несмеянова (1985) — за цикл работ по элементоорганическим соединениям, опубликованных в 1974—1984 годах
НАШИ ЛЮДИ
JWoww Живопись
американская художница
JR (художник) Живопись
это флайпостинг больших черно-белых изображений в публичных местах, в манере освоения антропогенной среды граффити-художниками
Alva Noto Живопись
сценическое имя звукового художника Карстена Николая , работающего в стилях экспериментальной электронной музыки , одного из основателей лейбла raster-noton
Яшке, Владимир Евгеньевич Живопись
российский художник и поэт
Яшвиль, Наталья Григорьевна Живопись
русская художница и общественная деятельница
Яхилевич, Михаил Фритиофович Живопись
российский и израильский художник, дизайнер, художник сцены
Ясуи, Сотаро Живопись
японский художник
Ясновский, Фёдор Иванович Живопись
русский художник-пейзажист, мастер акварели
Некоторые работы И. Ф. Хруцкого
- «Натюрморт с вазой» (1832)
- «Натюрморт с птичкой» (1832)
- «Плоды и птичка» (1833)
- «Фрукты» (1834)
- «Виноград и фрукты»
- «Натюрморт с яблоками, виноградом и лимоном»
- «Портрет мальчика» (1834)
- «Портрет молодой женщины с корзиной» (1835)
- «Цветы и плоды» (1838)
- «Натюрморт со свечой» (1830-е)
- «Цветы и фрукты» (1830-е)
- «Плоды, фрукты, битая дичь» (1830-е)
- «Портрет жены с цветами и фруктами» (1838)
- «Старуха, вяжущая чулок» (1838)
- «Вид на Елагином острове в Петербурге» (1839)
- «Портрет П. Е. Рубцова» (1841)
- «Портрет А. М. Рубцовой» (1841 ?)
- «Натюрморт» (1842)
- «Натюрморт с подсвечником, цветами и фруктами» (1846)
- «Вид в имении» (1847)
- «Мастерская художника» (без года)
- «Битая дичь, овощи и грибы» (1854)
- «Митрополит Иосиф Семашко слушает в своем кабинете доклад секретаря» (1854)
- «В комнате» (1854)
- «Семейный портрет» (1854)
- «Портрет велогонщика» (1855)
- «В комнатах усадьбы художника И. Ф. Хруцкого Захарничи» (1855)
- «Портрет Миколая Малиновского» (1855)
- «Автопортрет» (1884)
- «Натюрморт». В собрании Одесского художественного музея.
- «Фрукты. Натюрморт». В собрании Одесского художественного музея.