15 самых известных картин русских художников

И. Крамской. Серия портретов Александра III

И. Крамской – известный русский портретист. Он создал галерею портретов выдающихся людей своего времени, в том числе писателей Л. Толстого, А. Грибоедова, Н. Некрасова, М. Салтыкова-Щедрина и др.

Возможно, в Александре III И. Крамской видел, кроме императора, ещё и собрата по живописи – известно, что Александр III увлекался живописью и сам неплохо рисовал. Сохранились акварели, написанные его рукой, например вот эта: «Морской пейзаж».

Александр III «Морской пейзаж»

Кроме того, Александр III коллекционировал картины русских художников, в том числе и передвижников. В его собрании были и работы И. Крамского. Это собрание впоследствии составило основу Русского музея императора Александра III (теперь Государственный Русский музей), открывшегося в 1898 г. в Михайловском дворце уже после смерти императора. О музее подробнее читайте на нашем сайте: Государственный Русский музей: история создания.

Крамской создал несколько картин, посвященных коронации императора и императрицы: «Причащение святых тайн государя императора», «Коронование государя императора Александра III в Успенском соборе Московского Кремля 15 мая 1883 г.», «Коронование государыни императрицы Марии Фёдоровны в Успенском соборе Московского Кремля», «Представление государю императору его императорским высочеством атаманов всех казачьих войск, войсковых депутатов».

И. Крамской «Представление государю императору его императорским высочеством атаманов всех казачьих войск, войсковых депутатов».

Портрет императора стал одной из последних работ художника. Полотно было заказано А.А. Половцовым — членом Государственного совета, меценатом, почетным членом Императорской Академии художеств. Он приложил много сил и собственных средств для развития отечественной культуры и искусства. После кончины государя А.А. Половцов передал его в дар музею Императора Александра III.

И. Крамской «Император Александр III»

Портрет создаёт объёмный и пластичный образ императора, его непоказную доброту и миролюбие. И действительно, особенностью царствования Александра III  было отсутствие войн. За свою внешнюю политику он был прозван «миротворцем». В 1893 г. Александр III подписал франко-русскую военную конвенцию, чем обезопасил Россию от растущей агрессивности Германии.

«Утро в сосновом лесу» (1889)

Одна из самых известных картин, которые охватывает русская живопись, и, пожалуй, самая растиражированная работа великого русского пейзажиста Ивана Шишкина, которая во времена СССР даже попала на обертку конфет.

Художник избрал один из своих любимых мотивов: дремучий сосновый лес, добавив к нему непривычный для своих картин элемент в виде животных — семьи медведей. Лесная чаща, все еще частично охваченная туманом, залита первыми лучами солнца, а на сломанных недавней бурей деревьях резвятся трое потешных медвежат под неусыпным присмотром мамы-медведицы. И мы, зрители, будто бы тайком, чтобы не спугнуть, подглядываем за этой любопытной семейкой.

Интересный факт: на самом деле картина была создана в соавторстве с художником Константином Савицким: он и есть тот, кто нарисовал медвежат. Однако Шишкину пришлось удалить подпись Савицкого с картины по требованию коллекционера Павла Третьякова, который хотел приобрести это произведение. Оригинал сейчас и находится среди коллекции Третьяковской галереи.

«Метаморфозы Нарцисса», Сальвадор Дали

Всем знаком Нарцисс из греческой мифологии — человек, который был одержим своей внешностью. Дали написал свою собственную интерпретацию Нарцисса.

История такая. Прекрасный юноша Нарцисс легко разбивал сердца многим девушкам. Боги вмешались и, чтобы наказать его, показали ему его отражение в воде. Нарцисс влюбился в себя и в итоге умер, потому что так и не смог себя обнять. Потом Боги пожалели, что сделали это с ним, и решили его увековечить в виде цветка нарцисса.

На левой части картины изображен Нарцисс, смотрящий на свое отражение. После чего он и влюбился в самого себя. Правая панель показывает события, развернувшиеся после, в том числе и получившийся цветок — нарцисс.

В. Серов «Петр I» (1907)

В. Серов «Пётр I»

Содержание этой картины В. Серова не требует комментариев. Приведем лишь слова художника и критика А. Бенуа, которые точно раскрывают её смысл: «Страшно, судорожно, как автомат, шагает Петр… Он похож на Божество Рока, почти на смерть; ветер гудит ему по вискам и напирает в грудь, на глаза. Еле поспевают за ним испытанные, закаленные «птенцы», с которых он смыл и последний налет барского сибаритства, которых он превратил в денщиков и рассыльных. Глядя на это произведение, чувствуешь, что… в императора Петра I вселился грозный, страшный бог, спаситель и каратель, гений с такой гигантской внутренней силой, что ему должен был подчиниться весь мир и даже стихии».

«Явление Христа народу» (1857)

Русский живописец Александр Иванов положил в основу данной работы третью главу Евангелия от Матфея. Он стремился запечатлеть человечество в тот фундаментальный момент, который изменил его судьбу. Художник писал картину около двадцати лет и скоропостижно скончался после того, как она была завершена. Русская живопись, представленная в Третьяковской галерее, вмещает в себя и эту картину.

Кроме того, что Иисус появляется отдельно от толпы, посланный словно ниоткуда, Иванов дополнительно выделил его визуально среди других людей этого сюжета, облачив его в синие с красным одежды, самые темные и насыщенные в сравнении с остальными персонажами. Но при этом главный акцент произведения делается на простых людей, изображение их лиц, эмоций, когда они видят появление Христа.

Структура композиции произведения на первый взгляд проста, но на самом деле она рациональна: передний план построен так, что на какого бы человека мы ни посмотрели, взгляд обязательно переведет нас к фигуре Иисуса или Иоанна.

Несколько советов для комфортного посещения

Прежде всего по поводу очередей. Они бывают и часто, предугадать заранее сложно. Если какая-то знаменитая выставка, то очередь легко может быть часа на полтора.

Я советую приходить до 11.00. И имейте ввиду — в Русский музей есть 2 входа, если с одной стороны очередь, то с другой вполне может быть свободно.

Экскурсии для всех желающих проходят 2 раза в день — в 13 и 15 часов, стоят 450 рублей за взрослого и 200 за школьника/студента/пенсионера. 

Иногда на экскурсии приходит слишком много людей и сотрудники вводят списки предварительной записи. Я советую перед посещением позвонить по телефону +7 (812) 595-42-48 и уточнить — нужно ли записываться. И на всякий случай напомню — вы идете на экскурсию в Михайловский дворец (Михайловский замок — это другой корпус)

Внизу настоящие лабирины и есть 6 разных гардеробов, если в первых мест нет, то ищите во остальных

Большинство знаменитых картин постоянно ездит по выставкам, поэтому будьте готовы, что вы увидите не все. Я не смог увидеть Девятый вал, Черный квадрат Малевича и несколько других.

Рядом с каждой картиной висит описание в виде QR кода, но он не работает, Есть еще аудиогиды за 300 рублей, но по отзывам там ничего интересного, лучше попробуйте попасть на экскурсию.

Многие пишут об ужасном состоянии музея и плохом освещении — это чистая правда. Рассмотреть картины в коридорах невозможно, все засвечено. Но в главных залах с этим проблем нет.

Не стоит забывать, что Русский музей это старинное историческое здание, поэтому не стоит ждать комфортных условий при его посещении, но богатые экспозиции и редкие шедевры мастеров стоят того, чтобы потерпеть некоторые неудобства.

«Черный квадрат», 1915

«Черный квадрат», Казимир Малевич, 1915

Художник

Казимир Малевич родился вКиеве, попроисхождению был поляком. Он увлекся рисованием еще вдетстве, первую масштабную картину написал в16 лет. Дважды пытался поступить вМосковское училище живописи, ваяния изодчества идважды получал отказ.

Малевич создал уникальное направление вабстракционизме— супрематизм. Занимался разработкой теоретического фундамента этого течения, писал философские труды, преподавал живопись.

История

Идея произведения и супрематизма в целом возникла вдекабре 1913 года. Тогда Казимир Малевич рисовал эскизы декораций кфутуристической опере, где изобразил черный квадрат как противоположность солнечному кругу. Позже Малевич написал Черный квадрат в1915 году наряду сдругими картинами для футуристической выставки. Сам художник датировал работу 1913 годом иназывал ееосновным супрематическим элементом. Датой создания полотна он считал год его придумки.

Простота изображения отражала суть картины— Черный квадрат означал новую веху вживописи, точку отсчета, нуль форм. Вместе сэтим полотном Малевич написал также Черный круг иЧерный крест, которые также легли воснову супрематической системы.

Стиль

Супрематизм развился изабстракционизма ибыл попыткой окончательно уйти отпредметности. Помнению Малевича рисование снатуры также примитивно, как инаскальная живопись.

Супрематизм стремился уравнять художника иприроду— они некопируют, асоздают снуля. Основными инструментами художника стали лишь цвет ипростейшие геометрические фигуры.

Интересные факты

  • Помимо первоначального Черного квадрата 1915 года были написаны еще три авторских повторения картины. Оригинальное полотно хранится посей день вТретьяковской галерее.
  • В2015 году ученые нашли ирасшифровали надпись накартине Черный квадрат. Она звучит так: Битва негров втемной пещере. Надпись предположительно наспех сделана самим Малевичем иотсылает кчерному полотну художника Альфонса Алле Битва негров впещере глубокой ночью, 1882 год.

№14 Джон Констебль (1776-1837)

Стоит водном ряду с Тёрнером как один из лучших английских пейзажистов, не в последнюю очередь из-за своей исключительной способности воссоздавать цвета, климат и деревенский пейзаж романтической английской деревни, а также из-за новаторской роли в развитии пленэризма. В отличие от отчетливо интерпретивного стиля Тёрнера, Джон Констебл сосредоточился на природе, рисуя пейзажи Саффолка и Хэмпстеда, которые он так хорошо знал. Однако, его спонтанные, свежие композиции часто были тщательной реконструкцией, которая во многом обязана его близкому изучению голландского реализма, а также итальянизированным произведениям в духе Клода Лоррена. Известный художник Генри Фюсли однажды высказался, что жизненные натуралистические изображения Констебля всегда заставляли его призвать к их защите!

Знаменитые пейзажи Джона Констебля:

— «Строительство лодки во Флэтворде» (1815), масло, Музей Виктории и Альберта, Лондон

— «Телега для сена» (1821), масло, холст, Национальная галерея, Лондон

И. Левитан «Владимирка» (1892)

И. Левитан «Владимирка»

Казалось бы, какое отношение к истории может иметь простой сельский пейзаж, мастером которого был Левитан? На самом деле, Владимирка – это начальный каторжный этап, по которому арестанты в кандалах шли до пересылочной тюрьмы во Владимире, а дальше путь лежал в Сибирь. Владимирка — так в просторечии называли Владимирский тракт, грунтовую дорогу из Москвы на восток, в сторону Владимира, печально известную тем, что с XVIII века вдоль неё пеше-этапным порядком отправляли сосланных на каторгу в Сибирь заключённых. К концу XIX века, когда была написана картина, заключённых уже отправляли на поездах. Кажется, настроение картины совершенно безнадёжно: грязная разбитая дорога, низкие свинцовые тучи, бескрайняя и горестная Россия. Низкий горизонт подчёркивает бесконечность пути… Но надежда есть. И это впечатление подчёркивается маленькой церковью вдали и просветом у горизонта.

И. Левитан подарил эту картину Третьяковской галерее.

Картины Репина

Главный шедевр Репина «Бурлаки на Волге» также хранят стены Русского музея. Интересно, что главный шедевр был написан художником в молодом возрасте: ему еще не было 30 лет.

Лица персонажей реалистичны и достоверны, так как мастер лично был знаком с каждым из изображенных работников-бурлаков и подолгу вел с ними беседы. Это помогло ему отразить на холсте своеобразный и самобытный характер каждого персонажа.

Репин написал несколько вариантов полотна, причем зритель видит второй вариант, написанный поверх первого. А рядом с шедевром в зале находится эскиз с композицией под совершенно другим углом зрения.

Илья Репин знаменит и другими своими картинами. Например, в музее находится полотно «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», которое еще раз подтверждает мастерство мастера в создании индивидуальных, характерных портретов.

Картина признана исторически недостоверной, но имела шумный успех и была выкуплена императором Александром III.

Особого внимания заслуживает самая масштабная работа художника: «Торжественное заседание Государственного совета».

Этот панорамный шедевр был выполнен Репиным в рамках правительственного заказа в честь столетнего юбилея со дня учреждения совета.

На картине изображен 81 человек. Под монументальное полотно и предшествующим ему шестьюдесятью портретам государственных деятелей выделен отдельный зал с естественной подсветкой – окном в потолке. Каждое из лиц на огромном холсте узнаваемо, а масштабы и реалистичность композиции позволяют зрителю окунуться в эпоху начала 20 века и создают эффект присутствия на этом знаменательном событии.

Художники-передвижники

В конце XIX – начале XX века в России возникло Товарищество передвижных выставок. Его члены с целью широкой пропаганды искусства и эстетического воспитания народных масс организовывали по всей стране передвижные выставки своих работ (отсюда и название). В Товарищество входили лучшие живописцы своего времени.

В.Г.Перов – мастер бытовой живописи. Основная тема творчества – сочувствие убогой жизни трудового люда, русской деревни. Написал «Тройка», «Чаепитие в Мытищах», «Охотники на привале», «Проводы покойника».

И.Н.Крамской – талантливый портретист, исторический живописец. Основные работы: «Некрасов в период последних песен», «Христос в пустыне», «Неизвестная».

Илья Репин – один из самых известных русских художников. Автор гениальных полотен «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», « Тайная вечеря», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Василий Суриков – его работы вызывают преклонение и восхищение гением художника: «Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Покорение Ермаком Сибири».

Валентин Серов проявлял творческий интерес к историческим композициям, теме мифологии. Одаренный портретист, он написал портреты Горького, Ермоловой, Шаляпина, семьи Юсуповых. Одной из лучших работ стал портрет О.К.Орловой «Девочка с персиками». Он признается кульминацией творчества Серова.

Исаак Левитан – мастер русской пейзажной живописи. Его талантливые работы «Вечерний звон», «У омута», «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Березовая роща», «Лунная ночь» отражают подлинно высокий художественный уровень настоящего мастера.

Михаил Врубель. Его творчество исполнено трагизма, героической одухотворенности, в картинах отразился великий декоративный дар художника на все времена. Самые известные работы: «Демон», «Демон сидящий», «К ночи», «Девочка на фоне персидского ковра».

Алексей Саврасов – высокоодаренный художник, создатель русского лирического пейзажа. Иван Крамской писал, что в его картинах живет душа России. Одна из самых знаменитых работ Саврасова – «Грачи прилетели».

Шишкин – сильнейший пейзажист. Критики называют его работы поэмой флоре: «Сосновый бор», «Утро в сосновом лесу», «Лесные дали», «Сосны, освещенные солнцем», «Дубовая роща». Он стал основателем особого жанра портретного пейзажа. Сказочные по красоте и сюжету работы художника Виктора Васнецова: «Богатыри», «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке».

Известные русские художники внесли неоценимый вклад в мировую культуру.

Картины Айвазовского

Невозможно пройти мимо полотен знаменитого художника-мариниста. Английский живописец Уильям Тернер, преклоняясь перед его талантом, посвятил ему стихотворение.

Его «Девятый вал» известен во всем мире; это первое, что приходит на ум при упоминании Ивана Айвазовского. Сам царь Николай I приобрел картину для своей коллекции.

Интересно то, что, ранее живописец никогда не переделывал небо на своих картинах, но в «Девятом вале» оно буквально было переписано заново. В итоге Айвазовский смог добиться невероятного эффекта в изображении пробивающегося сквозь тучи солнца.

В 2005 году на аукционе картина была оценена в 1,704 млн $.

Еще шедевр, хранящийся в Русском музее и написанный незадолго до смерти живописца – «Волна». Это полотно считается наравне с «Девятым валом» одним из сильнейших у Айвазовского.

Когда мы были в Русском музее «девятый вал» был убран, а вместо него висела «Волна»
https://www.instagram.com/p/Bxcc7oJAGJC/?utm_source=ig_web_options_share_sheet

№1 Шишкин Иван Иванович

«Золотая осень», (холст, масло), Шишкин Иван Иванович, Общественное достояние, увидеть пейзаж можно в Пермской государственной художественной галерее

Гений русской пейзажной живописи, академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894—1895) Императорской Академии художеств. Автор десятков всемирно-известных пейзажей.

Был рожден в Вятской губернии у берегов Камы. В 20 лет начал учебу в Московском училище живописи, где проучился четыре года. Уже ранние работы мастера выделяются редкой красотой и узнаваемой техникой. В 33 года за работу «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» ему присвоили звание академика, а затем, через восемь лет, профессора. Академию художеств Шишкин окончил с золотой медалью.Как и другие известные пейзажисты, он писал с натуры, в тех местах, где его никто не мог отвлечь, потревожить. Именно этому живописцу было свойственно передавать мощь, торжественность, величие родной природы. При этом в его картинах нет тяжести, пафоса — напротив, легкость. Даже изображая колосящиеся нивы, вековые деревья, Шишкин прописывал каждую былинку и травинку. Любил изображать нетронутую природу, улавливал поэзию игры света и тени.

Одни из самых известных творений художника — «Утро в сосновом лесу», «Среди долины ровныя», «Лесная глушь», «Полдень. В окрестностях Москвы», «Пруд в старом парке», «Сосна на Валааме», «Рубка леса», «Рожь». В последней он мастерски соединил два основных цвета в русском изобразительном искусстве — золотой и голубой. В его время такая цветовая гамма была характерна для православных икон.

Свой самый известный пейзаж «Утро в сосновом лесу» Шишкин написал совместно с Савицким. Поэтому в рейтинг включена другая полюбившаяся зрителям картина. «Золотая осень» была закончена в 1888 году. Пейзаж является ярким представителем стиля реализм. Картина пробуждает ностальгическое настроение. Несмотря на золотисто-желтую палитру, зритель явно ощущает холод от надвигающихся серых туч.

«Бурлаки на Волге» (1873)

Еще одна прекрасная картина, которой славится русская живопись, написана Ильей Репиным. Темой картины стало жестокое угнетение простых людей и бедняков, порицание общества, которое делает из людей рабов. Полотно словно бы служит призывом к милосердию.

На полотне мы видим вереницу бурлаков — людей, которые тащат по реке против течения наполненное грузом речное судно. Они и являются главным акцентом произведения, а фон — реку, участки суши, корабль — мы почти не замечаем. Удивительно, как художник сумел по-разному изобразить каждого из людей на картине, живо и красочно, хоть с первого взгляда они и кажутся безликой массой.

Картина стала бронзовым призером венской художественной выставки 1873 года, а приобрел ее за три тысячи рублей великий князь Владимир Александрович. Посмотреть на нее можно в Русском музее в Санкт-Петербурге.

«Постоянство памяти», 1931

«Постоянство памяти», 1934, Сальвадор Дали. Находится в Нью-Йоркском музее современного искусства

Художник

Полотно написал испанский художник-сюрреалист Сальвадор Дали

Он сдетства был эксцентричным и притягивающим ксебе всеобщее внимание. За85 лет онсоздал около 1500 произведений, включая сюрреалистические картины, иллюстрации, скульптуры

Сальвадор Дали был известен при жизни. Он стал автором нескольких автобиографических книг, сценариев, разработал логотип Chupa-Chups, работал сУолтом Диснеем над мультфильмом Destino, участвовал всоздании фильмов Луиса Бунюэля иАльфреда Хичкока. Также Дали создал всвоем доме вПорт Лигат 44 бронзовые статуи. Художник вдохновлялся восновном своими сновидениями, самоанализом итеориями Фрейда.

История

Постоянство памяти— небольшое полотно, которое Сальвадор Дали создал всего запару часов, пока его жена Гала была сдрузьями вкино. Сам художник непошел, сославшись намигрень. Изначально Дали писал мыс Креус, новтот день онвзглянул накартину ипонял, что полотну нехватает какой-то идеи, смысла. Онуснул иперед ним предстал образ мягких часов, стекающих светви высохшей оливы. Сам Дали говорит, что наобразы текучих часов его навел мягкий сыр камамбер, которым они ужинали накануне.

Небольшая картина была очень личной для художника. Позже Дали вспоминал, как показал её Гале: Янаблюдал затем, как она разглядывает картину икак отражается наеелице очаровательное удивление. Так яубедился, что изображение производит эффект, ибо Гала никогда неошибается.

Стиль

Постоянство памяти относится к сюрреализму. Мягкие часы выражают основную мысль, озарившую Дали— идею оботносительности времени и его нелинейности. Часы текут вразные стороны, демонстрируя то, как легко вернуться впрошлое или повлиять набудущее. Художник осознавал хрупкость иискусственность привычного понимания времени, очем говорят изображенные накартине твердые часы, поедаемые муравьями, которые символизируют конечность, смертность, разложение.

Однако понятие времени неразрушается полностью— это подтверждают образы яйца, лежащего на берегу, атакже зеркало, будто объединяющее море инебо. В глазах художника время противоречиво иотносительно, нопри этом все равно может существовать исоздавать полотно мира.

Интересные факты

  • Сам Сальвадор Дали дал лишь два комментария ккартине: отом, что намягкость часов его навели мысли о камамбере, иотом, что при написании ондумал одревнегреческом философе Гераклите иего высказывании Все меняется, все течет.
  • Через несколько дней после написания работы еекупил американец Джулиан Леви, уверяя Дали, что Постоянство памяти непринесет коммерческого успеха ибудет просто висеть унего дома.

Почитайте другие материалы об искусстве на . Например, нашу подборку о сюрреализме в живописи, или о самом дорогом художнике современности .

Картины Врубеля

Впечатление от экспозиций, представленных в картинной галерее, будет неполным без мрачных и внушительных полотен первого русского символиста Михаила Врубеля.

В первую очередь следует обратить внимание на его картину по русским сказкам: «Богатырь». Типичное для Врубеля искажение пропорций не выглядит гротескно, а подчеркивает силу и простоту русского былинного персонажа

Интересен факт, что мастер нарисовал картину сразу на холсте, без подготовки, набросков и эскизов

Типичное для Врубеля искажение пропорций не выглядит гротескно, а подчеркивает силу и простоту русского былинного персонажа. Интересен факт, что мастер нарисовал картину сразу на холсте, без подготовки, набросков и эскизов.

В стенах музея хранится и незаконченная картина демонического цикла мастера: «Летящий демон». По мнению многих людей его времени, именно углубление в этот цикл картин привели художника к душевным мукам, а впоследствии и к сумасшествию.

«Над вечным покоем» (1894)

Художник Исаак Левитан писал эту картину, слушая траурный марш Бетховена — вероятно, это одна из причин того, что она получилась одной из самых мрачных в творчестве художника. Один из друзей Левитана охарактеризовал эту работу как «реквием самому себе».

Произведение так и дышит тяжестью: небо затянуто огромными серыми свинцовыми облаками, отчего и водоем будто застыл на месте, и только при внимательном рассмотрении его выдаст мелкая рябь. В небе нет ни одной птицы, словно ничто не может нарушить эту тревожную серость пространства. На переднем плане видим заброшенного вида церквушку, кладбище с накрененными крестами и забытыми могилами и деревья, гнущиеся под напором ветра.

Левитан был несказанно рад, что эта картина попадет в коллекцию к Третьякову, так как считал: именно она является самой удачной и в полной мере раскрывает его мироощущение и передает тяжелые переживания.

Материалы и изображения:http://megapoisk.com/russkaja-zhivopis-shedevry-iskusstva

10. Купание красного коня (Кузьма Петров-Водкин)

Одна из самых знаменитых картин русской живописи – полотно с обычной бытовой сценкой. В небольшом водоеме мальчики купают коней. Две пары в глубине холста изображены фрагментарно, конь с наездником на первом плане прописаны детально. Огромное животное невероятного цвета заполняет собой все пространство полотна. Красный конь здесь ассоциируется с другим значением слова – «красивый». Так на Руси издавна отмечали красоту («красна девица», красная изба, и т.д.). Художнику удалось передать не только красоту животного, но и его силу, мощь, величие. Искусствоведы считают, что в этом образе Петров-Водкин воплотил саму Россию с ее огромными просторами, размахом богатырского начала.

В произведении хорошо заметно влияние символизма: это проявляется в четких линиях, точных мазках, некоторой схематичности изображения

Обращает на себя внимание идеальная береговая полоса, «плоская» вода, предельно малое количество цвета – красный, насыщенный телесный, зеленый. Интересно, что картина датирована 1912 годом, но долгое время считалась символом революционных событий, образцом советского «нового искусства» – максимально аскетичного, конкретного, впечатляюще яркого

Нравится +7 Не нравится -1Вы уже голосовали

И. Айвазовский «Чесменский бой» (1848)

И. Айвазовский «Чесменский бой»

Чесменское сражение – одна из самых героических страниц в истории российского флота. Айвазовский не был (и не мог быть) свидетелем события, которое происходило в ночь на 26 июня 1770 г. Но картину морской битвы он изобразил очень убедительно и достоверно. Взрываются и горят корабли, взлетают к небу обломки мачт, поднимается пламя, и ало-сизые дымы смешиваются с облаками, сквозь которые смотрит на происходящее луна. Но создаётся впечатление, что он присутствовал во время боя, где русскими моряками была одержана блестящая победа.

Сюжетом для картины стал эпизод русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Россия на протяжении десятилетий вела с Турцией войны за обладание Черным и Средиземным морями. Две русские эскадры, вышедшие из Кронштадта, после длительного перехода по Балтике миновали Ла-Манш, обогнули берега Франции и Португалии, прошли Гибралтар и вышли в Средиземное море. Здесь они встретились с турецким флотом, считавшимся тогда сильнейшим в мире. После нескольких военных столкновений турецкий плот в панике укрылся в Чесменской бухте. Российские корабли закрыли выход из бухты и в течение ночного боя практически полностью сожгли и уничтожили турецкий флот. С российской стороны погибло 11 моряков, с турецкой – 10 000.

Чесменская колонна в Царском Селе

Это была беспримерная в истории морских сражений победа. В память о ней была выбита медаль, граф Алексей Орлов, командовавший эскадрами, получил титул Чесменского, а в Царском Селе Екатерина II велела воздвигнуть памятник этой битве – Чесменскую колонну. Она и сейчас возвышается посреди Большого пруда. Ее мраморный ствол завершает аллегорическая скульптура – двуглавый орел ломает мраморный полумесяц.

Картины Куинджи

Самая известная картина Куинджи в Русском музее — это «Лунная ночь на Днепре».

Ради этого шедевра сам художник долго организовывал моновыставку: следил, чтобы правильно подобрали помещение и освещение полотна. Это была первая выставка одной картины в Петербурге, которая собрала аншлаг.

Картина была показана в темной комнате, но краски буквально светились. Пейзажи Куинджи нередко строились на контрасте света и тени, в первую очередь он считался гениальным колористом.

Некоторые утверждали, что он связан с «нечистыми силами». Другие – что краски ему готовит его друг Д. Менделеев. Третьи обвиняли его в скрытной подсветке картин, которая с годами должна исчезнуть.

Картину купил великий князь Константин Константинович – родственник царя и известный меценат. Узнав от Тургенева о необычной картине, которую скоро должен был закончить Куинджи, он отправился посмотреть на нее. Раз в неделю художник открывал свою мастерскую на два часа для посетителей, и как раз в один из таких дней туда заглянул молодой князь. Одет он был скромно — Куинджи подумал, что перед ним обычный морской офицер.

Когда Константин спросил про стоимость, как обычно прямой Куинджи ответил: «Да зачем вам? Ведь всё равно не купите: она дорогая». На повторный вопрос художник задрал цену на 5000 рублей (большие деньги по тем временам), и с удивлением услышал о согласии ее купить. Только потом ему рассказали, что за высокий гость к нему заходил.

«Лунная ночь на Днепре» не дошла до современного зрителя в первозданном виде – она потемнела от воды и сырости на яхте у великого князя. Но очарование таинственного лунного света все равно чувствуется в этом шедевре.

Сразу после выставки, имеющей шумный успех, художник неожиданно перестал появляться на публике.

«Радуга» — это первая работа после двадцатилетнего перерыва, которую Куинджи показал публике. Шедевр художника писался пять лет и не менее известен, чем «Лунная ночь…» Здесь в полной мере видна тяга живописца к нестандартным цветовым решениям и световым эффектам. Очень необычно нестандартное изображение радуги: она не семицветная, а больше похожа на вспышку света. Эта картина обязательна к просмотру для тех, кто хочет в полной мере понять талант мастера.

в Чебоксарском музее есть еще один вариант картины радуга, исполненный Куинджи в меньшем размере.

«Девочка с персиками», 1887

«Девочка с персиками», Валентин Александрович Серов, 1887

Художник

Валентин Серов родился вСанкт-Петербурге винтеллигентной семье композиторов. Сюного возраста проявлял талант крисованию. Первым учителем Серова был Илья Репин, который отмечал вученике большую страсть кживописи.

Серов, искусный портретист, писал Николая Римского-Корсакова, Илью Репина, Николая Лескова, императора Александра III ссемьей иНиколая II. Допоследних лет жизни Серов преподавал вМосковской школе живописи, ваяния изодчества ибыл членом совета Третьяковской галереи.

История

Серов нарисовал Девочку сперсиками вусадьбе Мамонтовых, где ончасто гостил: впервые его отвезла туда мама в10 лет. Многие годы художник регулярно останавливался там ибыл близким другом семьи. Картина была написана с одиннадцатилетний Веры Мамонтовой, дочери хозяина. Втот день все гости пообедали ивышли из столовой, оставив Веру иСерова одних. Вера возбужденно что-то рассказывала художнику, скоторым они были хорошимидрузьями. Валентин, будучи чутким живописцем, уловил детскую непосредственность Веры ипопросил ее позировать десять сеансов.

Врезультате Серов писал работу более месяца. Все, чего ядобивался,— это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь внатуре иневидишь вкартинах. Писал ябольше месяца иизмучил ее, бедную, досмерти, ужочень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности— вот как устарых мастеров— говорил позже художник отом периоде.

Стиль

Портреты Серова относят крусскому импрессионизму. Этот стиль навеян процветающим втот период французским импрессионизмом, отличающимся динамичностью инезавершенностью рисунка, как будтобы сделанного налету.

Однако русский импрессионизм отражал национальные черты: размеренность иосмысленность — наша деревня уступала европейскомутемпу жизни. Вера Мамонтова напортрете расслабленно сидит застолом— лишь румянец нащеках напоминает орезвости девочки.

Интересные факты

  • Скатерть, которой накрыт стол на картине, позднее также станет известной: все посетители усадьбы Мамонтовых расписывались на ней мелом, а Вера позже вышивала по этим следам. Скатерть стала уникальной коллекцией автографов художественного кружка Мамонтовых.
  • Художник Михаил Нестеров очень любил Девочку сперсиками Серова иназывал портреты Репина иВаснецова безжизненными всравнении сним. Онсчитал, что вПариже картина сделает Серова известным, ноунас пока подобное явление немыслимо: примут запомешанного иуберут свыставки,— настолько это ново иоригинально— так онвысказывается всвоих письмах сестре.

«Утро стрелецкой казни» (1881)

Русская живопись XIX века широко представлена и работами Василия Сурикова. Первую картину живописца, которая посвящена теме из русской истории, приютила в своих стенах Третьяковская галерея. В ее основу легла реальная казнь стрельцов вследствие провалившегося восстания 1698 года.

Мы видим на картине мужчин в белых рубахах, которых ведут на погибель. Один из них, рыжеволосый, гневно бросает взгляд на царя Петра I, который восседает на коне и наблюдает за процессией. Лица женщин вокруг полны скорби, печали и страха. Трагичность ситуации подчеркивается благодаря темным, мрачным тонам, в которых выполнена работа. Местность еще слабо освещена только просыпающимся солнцем, поэтому особенно хорошо выделяется на общем фоне белое одеяние стрельцов и красные, как кровь, элементы одежды людей из толпы.

«Последний день Помпеи» (1833)

Русская живопись пережила эпоху романтизма в первой половине XIX века, характерным произведением для которой является знаменитое полотно Карла Брюллова, которое можно увидеть в Русском музее.

Оно изображает сюжет из древней истории: охваченных ужасом жителей древнеримского города Помпеи, в момент перед погребением в раскаленном пепле вулкана Везувий. Кто-то разбегается в стороны, а кто-то в страхе не может сдвинуться с места, кто-то пытается спасти близких или же в спешке уносит ценные вещи.

Данная работа характеризуется сложнейшим пространственным и свето-теневым построением. Сочетание глубоких, ярких оттенков, игры света, античной архитектуры и эмоциональных лиц выглядит торжественно, величественно и несколько театрально, даже при всей трагичности ситуации; произведение насквозь пронизано патетикой. В период написания картины Брюллов жил в Риме, и когда она была закончена, то привела в невероятный восторг итальянскую публику.

В. Суриков «Переход Суворова через Альпы в 1799 году» (1899)

В. Суриков «Переход Суворова через Альпы»

В. И. Суриков удивительно талантливо сумел показать подвиг народа и народного полководца. Хотя Суворов один гарцует на лошади, а остальные пешие, но он неотделим от народа. На картине много персонажей, все они разные, но всех объединяет одно дело. Спуск очень сложен, но движущаяся по скользкому обрыву  группа солдат превращается в лавину, с которой врагу следует считаться.

Мастер батальной живописи В. Верещагин критиковал Сурикова за ошибки. По его мнению, конь не станет перед пропастью спокойно гарцевать. Но Суриков отвечал, что «уход от прямой фактологии нужен ему во имя художественной правды, которая «выше правды жизни»: штыки — чтобы подчеркнуть и усилить впечатление падения в пропасть, гарцующий конь — для привлечения внимания к фигуре полководца».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: