Художник константин савицкий (1844

Картины Константина Савицкого

Картины Константина Савицкого пронизаны восхищением природой, сочувствием к нелегкой судьбе русского крестьянства и искренним интересом к жизни простого люда. За сострадание к обездоленным и угнетенным художника позже назовут «Некрасовым в живописи» и «печальником горя народного». Среди признанных шедевров:

  • «Охотник» (1874) — прототипом героя стал Аполлинарий Михайлович Васнецов.
  • «Встреча иконы» (1878) — образ Богоматери визуально разделяет присутствующих на тех, кто привез икону и тех, кто пришел помолиться ей.
  • «Темные люди» (1882) — после окончания выставки, на которой впервые демонстрировалась картина, художник немного смягчил кровожадные лица героев.
  • «На войну» (1888) — после ряда критических замечаний художник переписал картину. Первую версию он разрезал на части.
  • «Отец» (1896) — отчаянные, молящие, упрямые глаза отца больного ребенка стали смысловым центром произведения.
  • «Инок» (1897) — автору позировал один из учеников художественного училища Пензы. Во время первой русской революции этот молодой человек выстрелит в жандарма.

Для творчества художника характерны умелое объединение множества персонажей в одном произведении, сдержанный колорит. Яркие же, контрастные цвета в его произведениях уравновешивают, а не усиливают друг друга.

Интересные факты

На картине Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу» Константин Савицкий нарисовал всех медведей, но выкупивший шедевр Павел Михайлович Третьяков стер его подпись с холста скипидаром. Художники сумели сохранить дружбу, а справедливый Шишкин отдал часть гонорара за работу своему соавтору.

На онлайн-портале Very Important Lot всегда можно принять участие в тематических аукционах, ознакомиться с работами современных художников и недорого купить оригинальные картины для личной коллекции.

Примечания

  1. стипендиат Императора Александра II
  2. Савицкий, Константин Аполлонович // Ремень — Сафи. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — С. 483. — ( :  / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 22).
  3.  (недоступная ссылка)
  4.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 сентября 2013.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 сентября 2013.
  5. . городской краеведческий портал «Солнечный город Пенза». Дата обращения: 27 сентября 2013. (недоступная ссылка)
  6. . Художественные музеи и картинные галереи России. Отдел художественных музеев России Государственного Русского Музея. Дата обращения: 27 сентября 2013. (недоступная ссылка)
  7. . Информационное агентство «PenzaNews». Дата обращения: 27 сентября 2013.
  8. . Информационное агентство «PenzaNews» (31 октября 2011). Дата обращения: 27 сентября 2013.

Работает

  • 1860: Группа людей прощается , картон, масло, Эрмитаж в Санкт-Петербурге.
  • 1868: Портрет уличного музыканта , холст, масло, 107  см X 80  см.
  • 1872: У окна или Дети с цыплятами , гуашью, акварелью и карандашом, 24,5  см X 33,7  см
  • 1874: Охотник , холст, масло, 97,5  см X 153,7  см
  • 1874: Ремонтные работы на железнодорожной линии , холст, масло, Третьяковская галерея в Москве.
  • 1875: Море в Нормандии или Рыбаки в опасности , холст, масло
  • 1876; Путешественники в Оверни , холст, масло, Русский музей в Санкт-Петербурге
  • 1876: русская крестьянка на опушке леса
  • 1878: Осень в лесу , холст, масло
  • 1878: Вручение иконы , холст, масло, Третьяковская галерея в Москве.
  • 1879: Мечты
  • 1880: юная белорусская девушка
  • 1883: Подозреваемые , холст, масло, Русский музей в Санкт-Петербурге
  • 1883: Беглецы , картон, масло, Третьяковская галерея в Москве.
  • 1884: Рабочий
  • 1885: Отпевание на кладбище девятого дня , холст, масло, Третьяковская галерея в Москве.
  • 1886: Крестьянин , картон, карандаш, 21,27  см X 12,7  см.
  • 1888: На войне , холст, масло, Русский музей в Санкт-Петербурге
  • 1890: Домашняя сцена
  • 1892: На окраине села
  • 1893: Первый шлейф , картон, гуашь, Нижегородский музей изобразительных искусств.
  • 1895: В ожидании приговора , холст, масло, Третьяковская галерея в Москве.
  • 1897: Монах , холст, масло.
  • 1902: На мельнице
  • 1902: Автопортрет
  • 1903: Быстрый спуск , холст, масло.

Для нижеследующих названий работ даты не найдены.

  • На вершине острова , холст, масло, 70  см X 176,5  см , Третьяковская галерея в Москве.
  • В деревне
  • Перед трибуналом
  • Дети дома
  • Беглецы в Сибири
  • Зима в лесу , холст, масло, 37  см X 26  см
  • Ведьма
  • Поле
  • Мертвая лошадь
  • Отец
  • Прихожая
  • Деревня Косино . Эта деревня находится в Польше.
  • Нищий
  • Натюрморт с мальвами , холст, масло, 101,95  см X 85,72  см
  • Крестьянин
  • Крестьянка с корзиной, в лесу
  • Портрет Е.К. Савицкого
  • Портрет жены художника и их сына Жоржа
  • Портрет Николая Карловича Грандковского , Третьяковская галерея в Москве
  • Плачущий солдат , Русский музей в Санкт-Петербурге
  • Больная лошадь

Жизнь и творчество

Детские и юношеские годы будущего художника прошли в Таганроге. Впоследствии он писал: «Таганрог, Азовское море, родная моему сердцу Франковка согревают и поддерживают меня, картины родины вдохновляют мое художественное творчество». Интерес к живописи у Кости Савицкого проявился рано. Бывая с родителями на берегу моря или в Приазовской степи, он делал зарисовки с натуры. И в гимназии, куда мальчик был определён в десятилетнем возрасте, любимым занятием его были уроки рисования.

https://youtube.com/watch?v=dpET0nwE464

Шишкин Иван Иванович (189 картин, часть 1/2)

Все видео

Большое влияние на развитие таланта юноши и формирование его общественно-эстетических взглядов оказало общение с выдающимися представителями русской культуры — И. Е. Репиным, И. И. Шишкиным, В. М. Васнецовым, М. М. Антокольским, Стасовым, и другими.

Константин Савицкий вскоре становится одним из лучших учеников Академии. Его классные работы удостаиваются пяти серебряных медалей. В 1871 году за отличное исполнение конкурсной картины «Каин и Авель» на библейский сюжет Савицкий получает золотую медаль.

После окончания Академии художеств и двухгодичного пребывания за границей К. А. Савицкий принимает самое активное участие в деятельности «Товарищества». «Ремонтные работы на железной дороге» — картина, которая стала одним из первых полотен, посвященных жизни нового для того времени класса рабочих.

О направленности тематики творчества К. А. Савицкого говорят названия его картин: «Погорельцы», «Темные люди», «На войну», «Пастух», «Крючник», «Спор на меже» и многие другие.

Более 20 лет отдал Константин Аполлонович педагогической деятельности. Он работал в художественных училищах Петербурга, Москвы, Пензы. В 1897 году ему было присвоено звание академика живописи. Среди многочисленных учеников художника был и его сын Георгий, впоследствии известный мастер, лауреат Государственной премии.

Рекомендации

  1. .
  2. Доминик Ларедо, «  Ницца в Санкт — Петербурге: Serge фон Derwies Галерея: неопубликованной каталог коллекции Von Derwies (1904)  ,» Русский журнал , п о  37,2011 г., стр.  150 ( DOI   , www.persee.fr/doc/russe_1161-0557_2011_num_37_1_2473, по состоянию на 8 мая 2020 г. ).
  3. (ru) Киричек М. (Киричек М. С.), «  родился во Франковке, а точнее в Бароновке (Родился на Франковке, точнее, на Бароновке …)  » , 11 февраля , Таганрог, МУП «Редакция газеты» Таганрогская правда «»,1995 г., стр.  7
  4. Андрей Лебедев, Амбулаторные; общество передвижных художественных выставок , Ленинград, художественное издательство,1982 г., стр.  81-83
  5. (ru) Веретенников В. (Веретенников В.), «  Савицкий в Динабурге (Художник Савицкий в Динабурге)  » , , ХРОНОС — всемирнания инемирнаня инстожник в Динабурге) , , ХРОНОС — всемирнания инемирнания20 января 2000 г.
  6. (ru) , Pnzea News (Информационное агентство «PenzaNews») (по состоянию на 27 сентября 2013 г. )
  7. (рус) »  Два автора А утром в сосновом лесу (Два автора одной картины» Утро в сосновом лесу «)  » , 13 июня , Дом искусств,2012 г.

«Встреча иконы»

Эта картина считается одним из самых лучших полотен Савицкого и заслуженно находится в постоянной экспозиции Государственной Третьяковской галереи. По своим размерам – 141 на 228 см – картина считается небольшой, но по количеству задействованных в ней персонажей «Встреча с иконой» – глобальное полотно, на котором изображен единый герой – простой народ.

Знаменитый критик того времени Владимир Васильевич Стасов о картине писал так: «Господин Савицкий нежданно-негаданно привез на передвижную выставку картину, хотя и небольшую, но превосходную, хотя и грязно и серо написанную, но полную такого содержания, таких типов и такой правды, которые делают ее одним из самых значительных и важных созданий станковой русской школы».

С большой симпатией на полотне изображены крестьяне, принарядившиеся и с радостью и надеждой спешащие на встречу с чудотворной иконой. Совсем иные чувства, по мнению критиков, испытывал художник, выписывая образы священнослужителей. Лицо приехавшего в деревню протопопа бесцветно, глаза тусклы, нос красного цвета. А отвернувшийся в сторону дьячок и вовсе занят непотребным делом – нюхает табак. Поговаривали, что таким образом художник «отплатил» динабургским священнослужителям.

Старики и старухи, мужчины, женщины, дети…Некоторые молятся с верой в чудо, другие – сдержанно, иные просто стоят в безмолвии и безнадеге. «В картине… сто разных желаний, надежд и ожиданий несутся из этих бедных человеческих грудей вокруг иконы…», — писал Стасов.

Савицкий Константин Аполлонович (1844-1905)

Типичный представитель передвижничества,
замечательный мастер жанровой живописи К. А. Савицкий был
разночинцем по происхождению.

Учился в АХ (1862-73) вместе с
И. Е. Репиным, дружба с
которым, а также сближение с И.
Н. Крамским, М. М. Антокольским,
И. И. Шишкиным, В. В.
Стасовым предопределили во многом идеалы и творческие стремления
художника.

Уже в годы ученичества он связал свою
деятельность с ТПХВ, стал его экспонентом. За это академическое
начальство отчислило Савицкого перед самым конкурсом на большую
золотую медаль, что лишило молодого художника академического
пенсионерства и поставило в трудное материальное положение.

Лето 1873 г. Савицкий вместе с
И. Н.
Крамским проводит на станции Козловка-Засека под Тулой, где
«возгорается» замыслом картины «Ремонтные работы на железной дороге»
(1874) — первого и одного из наиболее значительных своих
произведений. Вслед за Репиным, написавшим за год до того
«Бурлаков», Савицкий в картине отражает не отдельный, пусть даже
значимый, факт, а целое явление современной ему жизни, сохраняя
естественность и непреднамеренность жизненной сцены. Главным героем
монументального полотна становится крестьянство.

В сложной, но мастерски построенной композиции,
где представлено огромное количество людей, движущихся в различных
направлениях, Савицкому удалось прекрасно передать ритм и
напряженность тяжелейшего труда крестьян, ставших
рабочими-поденщиками на строительстве железной дороги. Здесь впервые
с небывалой силой проявилось то «хоровое начало» (В. В. Стасов),
которое будет свойственно творчеству художника и позднее. Двое
персонажей первого плана (мужчины с гружеными тачками) намеренно
выделены среди остальных, в них подчеркнуты сила, упорство,
решительность. Колорит картины строится на тональном единстве серых,
желтых, сине-серых, коричневых красок.

Показанная на III передвижной выставке, эта
картина сделала имя автора широко известным и получила положительную
оценку в среде художников и в прессе. П. М. Третьяков приобрел ее
для своей галереи. После продажи картины молодой художник смог
выехать во Францию, где уже жили его друзья — пенсионеры АХ
И. Е. Репин и
В. Д. Поленов. Вместе с ними
Савицкий изучал опыт французских живописцев, работал над проблемой
пленэра.

В созданных им во Франции картинах — «Море в
Нормандии (Рыбак в беде)» (1875), «Путешественники в Оверни» (1876)
— он в основном сосредоточился на передаче световоздушной среды.
Последняя многофигурная композиция интересна как развернутая
жанровая сцена, где с большой наблюдательностью переданы различные
социальные типы.

Константин Аполлонович Савицкий (1844-1905 гг.)

Савицкий, Константин Аполлонович (1844-1905) — живописец, Отец Г.К. Савицкого. Первоначально учился живописи, пользуясь советами Л.Ф. Лагорио и А.Е. Бейдемана. В 1867-1873 гг. учился в Академии художеств, затем совершенствовался в Париже. С 1872 г. — экспонент, с 1874 г. — член Товарищества передвижных художественных выставок.

С 1895 г. — действительный член Академии художеств, с 1897-го — академик. Автор реалистических многофигурных картин на острые социальные темы. Его героями выступают народные массы. Одним из первых в русском искусстве отобразил труд рабочих в картине «Ремонтные работы на железной дороге» (1874, ГТГ).

Крестьянская тема остро поднимается в картинах «Спор на меже» (1897, Государственный центральный музей современной истории России), «Павшая лошадь» (ГТГ). Трагедийное звучание приобретают народные сцены в полотне «На ворйну» (1888, ГРМ) — блестящем в композиционном отношении. Работал в области книжной и журнальной иллюстрации.

Исполнил офорты и литографии. Преподавал в Центрольном училище технического рисования барона Штиглица, Московском училище живописи и зодчества. С 1897 по 1905 г. — директор Пензенского художественного училища. Среди его учеников — Г.Н. Горелов, Г.К. Савицкий, К.Ф. Юон. Работы Савицкого К.А.

также имеются в музеях Архангельска, Астрахани, Екатеринбурга, Казани. Пензы, Перми, Саратова, Смоленска, Минска, Полтавы.

Панихида в 9-й день на кладбище. 1885 г. Холст, масло. 86х140 см. Государственная Третьяковская галерея

Эта картина, экспонированная как на XIII, так и на XIV выставках передвижников, была для Константина Аполлоновича Савицкого одним из его самых любимых и творчески глубоко выношенных произведений. Художник показывает освященную народным обычаем встречу осиротевшей семьи у свежей могилы на девятый день после погребения. …Мерно рокочет голос священника.

Поток выработанных вековой традицией слов-формул воздействует на присутствующих не содержанием, а лишь общим торжественным звучанием, под которое каждый из присутствующих предается воспоминаниям, связанным с памятью об ушедшем из жизни человеке. Выразительны старик в шинели и склонившаяся на его плечо женщина в крепе.

Проникновенности изображения способствует и мотив зимней природы. Если в предшествующих работах Савицкого пейзаж чаще всего обозначал место и время действия, то в «Панихиде» он связывает все компоненты картины общей эмоциональностью.

Серьезные творческие успехи Савицкого в разработке проблемы колорита — еще одно подтверждение того, какую большую роль в деятельности передвижников в восьмидесятые годы играло художественное воплощение распространяемых ими идей.

Спор на меже. 1897 г. Государственный музей Революции СССР.

Холодно и голодно

У мирового суда. 1894 г. Пермская государственная художественная галерея

Встреча иконы. 1878 г. Холст, масло. 141х228 см. Государственная Третьяковская галерея

Передвижничеству с его смелой программой обличения пореформенной деятельности, приходилось не раз, говоря словами Н. А. Некрасова, ловить «…звуки одобрения Не в сладком рокоте хвалы А в диких криках озлобления».

Это особенно наглядно обнаруживает «встреча», которую дружно оказала реакционная печать картине Константина Аполлоновича Савицкого «Встреча иконы», находившейся в составе шестой передвижной выставки.

Так обозреватель газеты «Русские ведомости» безоговорочно заявлял: «Здесь что ни фигура — то или идиот, или большая каналья. Лицо выползающего из колымаги попа с малиновым нагрудником и болтающимся наперстным крестом просто отвратительно.

Ни одного человеческого лица не встретите вы и в этой группе несчастных забитых крестьян, взапуски спешащих подлезть под икону… Я все-таки не понимаю, зачем же нужно изображать эти вульгарные, отталкивающие сцены».

И в заключение, как главный аргумент «основательности» своей критики, он записал: «Такое полотно я ни за что не повесил бы в своем кабинете».

Но передвижники и не ставили своей творческой целью украшение гостиных или кабинетов господских холуев. Именно поэтому В. В. Стасов, приветствуя быстрое возмужание таланта Савицкого в коллективе Товарищества, указал, что выдающиеся достоинства его картины «делают ее одним из самых значительных и важных созданий новой русской школы».

Путешественники в Оверни. 1876 г. Государственный Русский музей

Пожар в деревне. Государственная Третьяковская галерея

Иллюстрация к комедии Н.В. Гоголя «Женитьба»

«С нечистым знается» 1879 г. Государственная Третьяковская галерея

Дети кормят цыплят у хлева. Офорт

Иллюстрация к повести М.Ю. Лермонтова «Фаталист»

У крутого спуска. 1902 г. Холст, масло. 71,5х89. Пензенская областная картинная галерея

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: