Юношеские годы
Художник детства начал увлекаться искусством. Он любил наблюдать за природой, и все переносил на холст с удивительной точностью и чистотой. Тогда родители отправили мальчика в среднюю художественную школу в Костроме.
В 1989 году, после армии, Олег перебрался в Ярославль и поступил в Академию живописи И.С. Глазунова на факультет ваяния, проектирование и строительство в мастерской пейзажа.
В 1995 — защитил дипломную «Уходящая Россия» . На достигнутом молодой человек не остановился. Он прошел курсы реставрации в Санкт-Петербурге им. Репина.
Творчество В поисках вдохновения художник путешествовал по миру. Рисовал с натуры, создал пейзажи храмов, деревенских церквей. В заброшенных, старинных городах он видел истинный русский колорит.
Пейзажи Молчанова выражают его любовь к Родине. Проникновенные работы выполнены в смешанном стиле — романтический реализм и монументальное искусство. Большинство творений выполнены по деревенским религиозным мотивам.
Станковая живопись выполнена маслом и исключительно на холстах. Многие сравнивают работы с чем-то возвышенным, не зримым для простого взгляда. Они словно погружают зрителя в это место, наполняют чувствами умиротворения и покоя.
Не продается вдохновенье…
— Вы профессиональный театральный художник. Окончили Театральную академию в Санкт-Петербурге. Откуда такая страсть к театру?
— Своему пристрастию к театру я обязан классному руководителю-преподавателю Крымского художественного училища. Она была супругой главного режиссера театра. Поэтому мы были вхожи на все спектакли и для нас это было основное развлечение. Спектакль «Мастер и Маргарита» произвел на меня впечатление, которым я поделился с преподавателем. Тогда она мне сказала: «А не поступить ли тебе в театральный институт?!» Так что мое глубокое погружение в театр началось ни много ни мало с «Мастера и Маргариты». А затем со мной начинаются удивительные истории. Например, после второго курса училища я поступаю в институт, когда конкурс был больше сотни человек на место.
— Театральный институт каждый год выпускает немало художников. Но редко кому из них удается добиться успеха. А Вам удалось…
— Я не знаю, насколько правомерно слово «удалось». Мне кажется, что говорить о себе, как о чем-то свершившемся, глупо. Любой успех, удача — это не результат, а маленький шажок по направлению к самореализации.
Вообще я не знаю, что можно назвать успехом. Наверное, когда ты умрешь и посчитают, сколько ты всего сделал, будет легче выделить более удачные или менее удачные работы. Но театр — это синтез. Ты не всегда можешь развернуться здесь в полном объеме как художник. И это правильно. Ведь это не твоя персональная выставка. Здесь работают актеры и режиссеры со своей концепцией, трудятся целые цехи. Из всего этого складывается спектакль, который либо производит впечатление, либо нет.
— Но Вы довольно востребованный художник как в России, так и за рубежом…
— Я не делаю для этого ровным счетом ничего. Обо всем, что касается продажи работы, замечательно сказал Пушкин: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать».
Театральный художник может расширять границы стереотипов. Например, если бы я был актером и играл комедийную роль, меня всегда бы приглашали на комедийные роли. И больших усилий мне бы стоило сменить амплуа. То же самое с художником. Мне интересны и драматический театр, и музыкальный театр. С каждой новой работой ко мне появляется интерес у новых режиссеров. Например, недавно я работал в Сан-Франциско над оформлением балета. Со многими постановщиками мы уже сработались. Они приглашают меня на новые спектакли.
— Значит, у Вас есть уже своя команда. И кто ее члены, если не секрет?
— Да. Есть режиссеры, актеры, костюмеры, изготовители декораций, которым я доверяю: они максимально точно и органично выражают мою идею. Перечислить всех невозможно. Но любимыми членами моей команды теперь стал коллектив театра «Творческая мастерская».
Игра в пинг-понг
— Наверняка, чтобы получать удовлетворение от своей работы, Вам нужно найти общий язык с режиссером…
— Когда взаимопонимание с режиссером органично, то моя работа похожа на игру в пинг-понг: режиссер забрасывает идею, ты на нее реагируешь каким-то решением, а оно уже толкает постановщика на новые идеи и т.д. Конечно, так работать интереснее. Я не люблю трудиться по принципу: я придумал, а режиссер обживает.
— И какие спектакли, на Ваш взгляд, действительно получились?
— Мне очень нравятся мои работы в Петербурге: «Отверженные» и «Обломов». В последнем вся сцена — это огромное одеяло. И это больше, чем оформление. За этим читается уже какая-то идея, а отношение к персонажам меняется.
— А как насчет «Вишневого сада»?
— И долго Вы колдовали над сценографией спектакля, чтобы создать у зрителей впечатление о саде как о мираже?
— Времени на раздумья у меня было немного. Я приехал в Петрозаводск, вышел на сцену «Творческой мастерской», поговорил с Иваном Петровичем и закрылся в кабинете. До поезда оставалось часа четыре. Вот за это время и родился мой проект.
— Кажется, Вы отдаете предпочтение только драматическому театру?
— Нет, я люблю работать и над музыкальными спектаклями. Недавно в Питере состоялась премьера «Собаки на сене». Там нет тонкого психологизма, но зато есть легкость, праздник, музыка. Этот жанр рождает совсем другое оформление: яркие костюмы, красивые декорации. Ощущаешь себя, как на карнавале, празднике, который устраиваешь для зрителей и, конечно, для самого себя.
— А в Вашей жизни часто бывают праздники?
— Как и у всех, наверное. Мы живем в такое время, когда, если ты хочешь чего-то добиться, нужно очень много работать и быть ответственным за свое дело. Домой обычно приходишь без сил. Но если ты концентрируешься только на этом, то жизнь превращается в каторгу. Мне кажется, что праздник — это то ощущение, которое мы сами к себе либо допускаем, либо нет. Оно с нами. Другое дело, что найти праздник в повседневной жизни, поймать, зацепить — это искусство. Я пытаюсь овладеть этим искусством.
Художник ОЛЕГ МОЛЧАНОВ. Выставка в залах РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ (Пречистенка, 21) с 11 февраля
10 Фев 2014 | От: арт-релиз.рф
ХудожникОЛЕГ МОЛЧАНОВВыставка в залахРОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ(Пречистенка, 21)с 11 февраля
11 февраля 2014 года в 16.00 в залах Российской академии художеств (ул.Пречистенка, 21) открывается выставка произведений заслуженного художника России, члена-корреспондента Российской академии художеств Олега Молчанова.
В экспозицию вошли живописные произведения, созданные преимущественно в последние годы.
Продолжатель традиций русской реалистической пейзажной живописи, О.Молчанов в своих работах создает лирический образ России, тонко чувствует и передает поэзию родной природы. Художник родился в 1966 г. в Костромской области. Окончил Ярославское художественном училище, в 1995 г. – Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, мастерскую пейзажа. С 1997 года — член Союза художников России. С 2000 г. участвует в реставрации храма Преподобного Сергия Радонежского в Высоко-Петровском монастыре в Москве, в 2013 г — в строительстве часовни «Царская Голгофа» в Ипатьевской слободе в Костроме. Художник является попечителем храма Апостола Иоанна Богослова в Костроме.
ХудожникОЛЕГ МОЛЧАНОВВыставка в залахРОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ(Пречистенка, 21)с 11 февраля
О.Молчанов совершил многочисленные творческие поездки по стране и за рубежом. Вошедшие в экспозицию работы прежде всего являются результатом вдумчивой, кропотливой работы на натуре. На картинах — возрожденные храмы и скромные деревенские церкви, величественный Байкал и русский Север, заброшенные деревни и древние города, сохранившие неповторимый русский колорит. Особое место в творчестве художника занимает Плес, маленький городок на берегу Волги, который с детства стал его второй родиной.
Художник мастерски передает переходные состояния природы, любимые его мотивы – ранний снег, мартовское солнце, золотая осень, туманное утро. Тонкий колорист, О.Молчанов чуток к малейшим нюансам изменений цвета, движению световоздушных масс, игре светотени, соотношению предметов: деревьев, изб, зимнего ручья, каждый из которых гармонично и естественно существует в пространстве картины
Работая на натуре, художнику важно, по его признанию, «не замучить», «не засушить», «не убить живое чувство».
Художник обращается к сложному жанру пейзажа-картины, который наиболее полно выражает мировоззрение художника, его чувства и мысли. Как сказал о живописных работах Молчанова писатель В.Распутин, «чистые, добрые, спокойные, тихие, располагающие к размышлению, к молитве, к пониманию глубоких истин
«Тихая моя Родина» — это они и есть».
О.Молчанов – участник художественных выставок во многих российских городах и за рубежом: в Германии, США, Черногории и других странах. Персональные выставки Молчанова состоялись в Бремене и Гамбурге. Вашингтоне и Москве, Киеве и Курске.
ХудожникОЛЕГ МОЛЧАНОВВыставка в залахРОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ(Пречистенка, 21)с 11 февраля
Тонкие, одухотворенные полотна О.Молчанова отличаются правдивым проникновением в самую суть русского пейзажа. По словам художника, ему хочется «своим творчеством хоть в малости отразить чистый, сокровенный лик моей Родины, прикоснуться к тайным потокам красоты и силы русской природы».
Выставка открыта по 2 марта 2014 года.
ХудожникОЛЕГ МОЛЧАНОВВыставка в залахРОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ(Пречистенка, 21)с 11 февраля
ХудожникОЛЕГ МОЛЧАНОВВыставка в залахРОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ(Пречистенка, 21)с 11 февраля
Искусство уложиться в смету
— В России выражение «бедный художник» стало устойчивым. А современный театральный художник беден?
— Мне кажется, что это изначально неправильный взгляд на ситуацию. Во-первых, если ты художник, то ты уже не бедный. Не с точки зрения финансов, а с точки зрения духовности, внутренней наполненности
Страсть к реализации делает художника настолько самодостаточным, что порой уже не так важно, сколько ты получишь денег, как ты живешь. Но, конечно, мне не нравится тема бедного художника и в финансовом плане
Западный рынок в отличие от нашего позволяет художнику продаваться успешно и жить достойнее. Чтобы рождать образы, нужно быть сытым, иметь крышу над головой и иметь средства для того, чтобы хоть краски купить.
— Гонорары, получаемые Вами на Западе, не сравнить с российскими…
— Безусловно, там платят больше. Но это деньги — не все. Удачная работа за меньшие деньги стоит больше двух не совсем удачных за большие гонорары. Если ты настоящий художник и знаешь, как должно быть, чтобы было красиво, то тебе очень сложно принимать то, что, на твой взгляд, несовершенно.
— Но, чтобы сделать красиво, нужно потратить немало времени…
— Конечно. Ты в отличие от людей, которые занимаются работой в нормированные часы, более уязвим. Ну как заставить фантазию замолчать?! И когда придумываешь очередной спектакль, то ты весь в нем. Ты не можешь остановиться ни на секунду. И не дай Бог, если у тебя что-то не получается. Это все: ты засыпаешь с этой мыслью и просыпаешься с ней. Тем более что у каждого спектакля свой язык со своей грамматикой. Сказав А на русском языке, ты должен сказать Б, В, Г тоже на русском языке. Если ты используешь другой язык, то ты пользуешься другим алфавитом. И все это нужно в голове разложить, сложить. Это может произойти как за дни, недели, месяцы, так и за считанные секунды.
— Для воплощения каждой идеи нужны средства. Не раздражает то, что в наших театрах много денег на сценографию не дают?
— В этом и заключается мастерство художника. Ведь главное — не только придумать эффектное решение, но и придумать его таким образом, чтобы оно вошло в смету, которую представляет дирекция. Как минимальными усилиями добиться максимального эффекта, не учат нигде. Это приходит с опытом. И не всегда спектакль, на который тратятся миллионы, выглядит эффектнее, чем спектакль за более скромные деньги, но интереснее придуманный. Хотя, безусловно, когда есть финансирование и у тебя есть возможность сделать все, что ты хочешь, спектакль только выигрывает.
— А у Вас есть свои собственные мастерские в Питере?
— Нет. Но я сотрудничаю с разными мастерскими.
— Вы следите за технологией изготовления Ваших задумок?
— Максимально тщательно
Важно контролировать процесс, чтобы в результате получилось то, что ты хотел
— А мастера, воплощающие Ваши идеи, не разочаровывали?
— Всякое бывало. Например, один портной сшил по моему заказу 20 пар перчаток. Когда девушки, занятые в шоу, надели их, оказалось, что перчатки крохотные: пальцы длиной 3-4 сантиметра. Я пришел ругаться к портному, а он сказал: «Нормальные перчатки!» И надел их — на его руке они великолепно сидели.
Молчанов Борис Николаевич — Интернет-энциклопедии Красноярского края
Борис Николаевич Молчанов придумал технологию создания картин из замши и кожи, которая не имела аналогов в мире.
Профессиональный долганский художник, заложил основы развития профессионального искусства Таймыра. Член Союза художников СССР, участник многочисленных международных и всероссийских выставок. Почетный гражданин Таймыра.
Борис Николаевич Молчанов родился 1 января 1938 г. в семье оленевода в фактории Камень Авамского района (ныне поселок Хантайское Озеро Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района) Красноярского края. Умер художник 17 августа 1993 г.
Обучаясь в интернате в городе Норильске, Борис Николаевич начал посещать кружок изобразительного искусства. В 1951 г. на X Всероссийской детской выставке в Москве был удостоен диплома III степени. В 1979 г. Б. Н. Молчанов окончил Красноярское художественное училище им. В. И. Сурикова. В 1982 г. был принят в состав Союза художников СССР.
Молчанов в совершенстве владел практически всеми техниками и жанрами в изобразительном искусстве. Это пейзажи, портреты земляков, натюрморты и жанровые сцены. Достигнув многого в изобразительном творчестве, мастер не прекращал поиска, он всегда старался найти еще какой-то способ, с помощью которого можно было наиболее полно передать все великолепие богатой и древней культуры Таймыра.
Главным венцом творчества художника стали картины из замши и кожи. Технология их создания не имела аналогов в мире — Борис Николаевич придумал ее сам. Он брал летние покрытия чумов — изношенные, прокопченные, откочевавшие по тундре не один десяток лет, и из них и на них создавал свои произведения. Этот материал в его понимании был наиболее органичным и выразительным для рассказа о Таймыре — о суровой, бескрайней и удивительной по своей красоте тундре, о нелегкой и аскетичной жизни земляков, об уникальном мире природы Крайнего Севера.
Именно эти кожаные картины, выставленные в Центральном доме художника в Москве, сделали имя Бориса Молчанова известным. Работами заинтересовались искусствоведы, музеи и коллекционеры. Они признали, что это совершенно новый жанр изобразительного искусства, причем, как показало время, жанр одного художника. Сейчас кожаные картины Молчанова стали достоянием музеев Москвы, Красноярска, Норильска и Дудинки, украшением частных коллекций в России. Они известны и за пределами нашей страны и хранятся в коллекциях в семи странах мира: Франции, США, Исландии, Финляндии и других.
Художник имеет право на вольности
— Судя по Вашему плотному графику работы, дома Вы бываете нечасто. Как супруга относится к Вашим бесконечным разъездам?
— Ее достают и мои разъезды, и мои творческие кризисы, и творческие запои, когда меня с утра до ночи не бывает дома. Конечно, она страдает. Но мне кажется, что мы научились воспринимать друг друга такими, какие мы есть.
— Но Вы, молодой красивый мужчина, постоянно находитесь среди красивых театральных див. Художник, ищущий новые образы, может позволить себе какие-то вольности, или, чтобы загореться творческими идеями, ему не нужно бросаться в омут любовных приключений?
— Художник имеет право на вольности. Сам процесс работы в театре предполагает игру не только на сцене… Но искать себе новых муз — тоже глупое занятие. Безусловно, встречи с красивыми женщинами, которые производят впечатление, заставляют острее воспринимать окружающую действительность. И я ничего против этого не имею. Но мне нравится моя жена. С ней приятно и комфортно. Она меня понимает как никто другой.
— Но у женщин Вы наверняка имеете успех…
— Может быть, и имею
Но это неважно. Главное — человеческие отношения
Хоть женщине, хоть мужчине приятно чувствовать себя значимым, приятно чувствовать какое-то внимание. И все вокруг этого строится
Если человек тебе нравится, ты на него реагируешь. Когда ты его воспринимаешь и он тебя воспринимает, появляется некий внутренний контакт, который позволяет как-то раскрыться. Это очень дорого стоит. Я сейчас внимательно отношусь к друзьям, новым людям, которые мне симпатичны. Моя жизнь так складывалась, что я без конца переезжал из одного города в другой, и в результате все мои друзья растеряны по всему миру. Поэтому я знаю, насколько ценно для человека иметь друзей, которые тебя понимают, с которыми можно пообщаться без всяких реверансов и условностей. Когда я нахожусь в Лондоне и мне звонит мой приятель из Сан-Франциско и говорит: «Олег, я узнал, что ты в Англии, давай встретимся на Пикадили», это здорово.
— Многие представители творческого бомонда, чтобы быть в центре внимания, постоянно участвуют в каких-то тусовках. А Вы бываете на таких мероприятиях?
— А когда?! Если ты много работаешь, то не тусуешься. Если тусуешься, то не работаешь.
— Ну а время на помощь супруге по хозяйству выделяете, или художник гвоздь в стену сам забить не может?
— Это серьезная проблема. Моя жизнь идет кампаниями. Если какое-то мероприятие не входит в текущую кампанию, то гвоздь может вбиваться в течение полугода. Но если идет кампания забивания гвоздей, то все гвозди в квартире будут забиты.
— А кампании по приготовлению пищи случаются?
— Я не умею готовить. А вообще здорово, когда мужчина готовит. Это то, что прививается с детства. Я обожаю пищу, приготовленную руками своих друзей и знакомых. Мне повезло, потому что моя жена отлично готовит. И я не хочу мешать ей творить.
— Свою квартиру отделали на вкус художника? Или и на это толком времени нет?
— На что-то действительно нет времени. И этим занимается супруга, которая все равно советуется со мной. Я принимаю самое непосредственное участие в домашних интерьерных перестановках. Но не хочется на этом зацикливаться. Зачем превращать свою жизнь в бесконечное освоение каких-то пространств, тратить время на покупку портьер и обоев?! Я считаю, что, если есть деньги, лучше отправиться в путешествие. Потратить их на какие-то эмоциональные переживания, впечатления, а не на благоустройство своей квартиры.
— А часто путешествуете по миру?
— Да. Были бы время и желание. Вообще, хорошо, когда человек чего-то хочет. Хуже, когда уже ничего не хочется.
— И чего Вам сейчас хочется?