Наука, скрывающаяся за сюрреалистическими картинами сальвадора дали

Судьба художника

Дали — автор более 1500 художественных произведений. Картины, иллюстрации, литографии, графика, скульптуры, театральные декорации и костюмы, ювелирные украшения.

Создавая все это разнообразие, Дали придумал и себя — от усов до истеричного поведения. Он видел, как много талантливых людей, которых не заметили. Поэтому о себе художник напоминал регулярно в самой эксцентричной из возможных манер.

Даже смерть Дали превратил в перфоманс: по завещанию, его должны были похоронить так, чтобы по могиле могли ходить люди. Что и было исполнено после его кончины в 1989 году. Сегодня тело Дали замуровано в пол в одной из комнат его дома в Фигерасе.

Гала Дали — «демонесса гения»

В 25 лет Дали встретил единственную любовь всей своей жизни — эмигрантку из России Елену Дьяконову, которая называла себя Галой Элюар. Она была старше художника на десять лет и состояла в браке с его другом. Этот союз супруги позиционировали как свободный. Между Сальвадором и Галой возникла серьёзная страсть, и женщина оставила своего мужа, чтобы стать для Дали любовницей, а затем и женой. Для художника Гала была не только музой, но и своего рода менеджером. Благодаря её усилиям картины Дали стали популярны во многих странах, и его слава приобрела совершенно иные масштабы. Сальвадор слыл в обществе эпатажной личностью с весьма причудливой манерой поведения. Даже его внешний вид говорил о том, что он — натура эгоцентричная и бесконечно творческая. Постоянные безумные выходки Дали шокировали его отца, из-за чего у них были напряжённые отношения. Последней каплей стала надпись на одной из картин художника о том, что он с наслаждением плюёт на портрет умершей матери. Хотя в действительности он всей душой любил свою мать и тяжело переживал её уход из жизни. Дали вело неудержимое стремление шокировать и изумлять публику. Однажды он перессорился и с членами сюрреалистической тусовки, к которой принадлежал, на прощание заявив, что сюрреализм есть он. А его эпатаж с нездоровым восхищением Гитлером и вовсе шокировал коллег. В преддверии Второй мировой войны, успев окончательно разорвать отношения с единомышленниками, Сальвадор вместе с Галой отбыли в США.

Художник был узнаваем и в этой стране и быстро добился ещё большего успеха. Любители роскоши скупали его картины за огромные суммы. К тому времени Дали нажил приличное состояние. В Америке он пробовал себя как дизайнер, ювелир, иллюстратор, сотрудничал с Хичкоком и Уолтом Диснеем. Сальвадор не изменял себе и продолжал совершать эксцентричные поступки. Он мог провести выставку в акваланге или в экстравагантном костюме метафизического куба, мог выйти на прогулку с муравьедом, о чём потом писали многочисленные издания. Но по-настоящему известность он почувствовал после выпуска своей автобиографии под названием «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Её экземпляры разлетелись как горячие пирожки. Книга, написанная в лёгком жанре, получилась несколько странной и даже шокирующий, но, безусловно, индивидуальной. Постепенно Дали прискучило в Америке. Он выдохся от излишне насыщенной и эпатажной жизни. После восьми лет, проведённых в этой стране, художник и его жена возвратились на родину, в любимую Каталонию. Здесь Дали построил большой дом-музей, который получил название «Дворец ветра». Живопись Сальвадора в Испании приобрела особенно академический характер: работы, в основном пейзажи и классические картины, стали более спокойны. Дали проникся идеями католицизма, и в картинах засквозила религиозная тема. На 54-м году жизни художник обвенчался со своей музой. Но, несмотря на венчание, их чувства охладевали. Гала, как и раньше, придерживалась свободной любви, и её всё чаще видели в окружении молодых кавалеров. Супруги нередко ссорились. Всё это привело Дали к глубокой депрессии, что не замедлило сказаться на творчестве — полотна наполнились печалью и скорбью. Сальвадор купил для Галы замок, в котором она жила отдельно от него. Он же имел право посещать свою возлюбленную только с её письменного разрешения. Это длилось более десяти лет.

Любовь

В 1926 художник впервые встречает свою будущую жену Галу́ (Елену Дмитриевну Дьяконову), бывшую тогда женой поэта Поля Элюара. Сблизившись с Сальвадором, Гала, однако, продолжает встречаться со своим мужем, заводит попутные отношения с другими поэтами и художниками, что в то время казалось приемлемым в тех богемных кругах, где вращались Дали, Элюар и Гала.

Понимая, что фактически увёл у друга жену, Сальвадор в качестве «компенсации» пишет его портрет:

В 1934 г. неофициально вступает в брак с Гало́́й (официальное венчание произошло в 1958 году в испанском городке Жирона)…Дали, обожавший все нетрадиционное, все “наоборот”, женился на удивительной женщине, которая вполне была ему под стать. Гала в переводе с французского означает “праздник”. На самом деле так и было: для Дали Гала стала праздником вдохновения, главной моделью. Они не расставались 53 года.

Брак Дали и Галы был довольно странным, скорее это был творческий союз. Дали не мог жить без своей “половины”: в быту он был довольно непрактичным, закомплексованным человеком, боялся всего: и езды в лифте, и заключения договоров. Гала говорила: “Утром Сальвадор совершает ошибки, а во второй половине дня я их исправляю, разрывая легкомысленно подписанные им договоры”. Они представляли собой вечную пару — лед и пламень.

В то же время его отшошения с Галой были достаточно сложны.. В 1968 году Дали покупает для Галы замок в деревне Пу́боль, в котором она жила отдельно от мужа, и который он сам мог посещать лишь по письменному разрешению супруги. В 1982 году Гала умирает.

Мятежник в Мадриде

Будучи студентом художественного факультета Академии Сан-Фернандо в Мадриде, Дали разработал свой фирменный модный стиль одежды. С длинными волосами и штанами до колен. Он также прочитал “Толкование снов” Зигмунда Фрейда. Его анализ подсознательного человеческого разума оказал глубокое влияние на карьеру Дали.

В художественной школе Дали был непослушным учеником. Которого однажды исключили из художественной школы за то, что он руководил студенческим протестом. А в 1925 году он отказался сдавать устный экзамен по истории искусств. Поэтому он так и не получил степень официально. Заявив: “Я бесконечно больше и умнее, чем эти три профессора. И поэтому я отказываюсь, чтобы они меня проверяли. Я слишком хорошо знаю эту тему”.

Жизнь в Каталонии

Родился Сальвадор Доминго Фелипе Хасинто Дали I Доменек в 1904 году в Фигерасе, Каталония. Родители Дали заставили его поверить в то, что он был реинкарнацией своего старшего брата. Который умер всего за 9 месяцев до его рождения. Бурный и непредсказуемый ребенок, Дали был склонен к вспышкам гнева в семье и с друзьями.

Но он рано проявил склонность к искусству. Которую его родители стремились поощрять. Его художественный взгляд был особенно привязан к каталонской сельской местности. Которая продолжала влиять на его искусство, когда он стал взрослым. Еще будучи подростком, Дали поступил в Мадридскую школу изящных искусств. Но его мать, умерла год спустя, когда ему было всего 16 лет, и эти переживания оставили его крайне убитым горем.

Известные картины Сальвадора Дали последних лет

С 1949 по 1962 год в творчестве Дали период, известный под названием «ядерного мистицизма» – художник потрясён ядерными взрывами в Японии и находит в случившемся вдохновение. С 1960-х до конца своей жизни живописец будет восхищаться наукой и её достижениями, даже страшными и разрушительными. Направление художественного искусства Сальвадора Дали последних лет – сюрреалистическая живопись, часто с использованием стереоскопии и голографии.

Краткий список наиболее известных картин:

  • «Расщепление атома» (1947);
  • «Атомная Леда» (1949);
  • «Мадонна Порт-Льигата» (1949);
  • «Галатея со сферами» (1952);
  • «Христос Святого Иоанна Креста» (1952);
  • «Галлюциногенный торреро» (1968-1970) – по признанию художника в этой работе он весь, поскольку на этом холсте разные планы, в том числе даль, заняты почти полным собранием образов живописца;
  • «Дали со спины, пишущий Галу со спины…» (1977);
  • «Ласточкин хвост» (1983).

Произведения художника – гордость музеев и частных коллекций по всему миру.

«Постоянство памяти» Сальвадора Дали, увидевшие однажды – уже не забудут

История картины «Слоны» Сальвадора Дали

Картина «Горящий жираф» – что Дали сказал потомкам

Сюрреализм — «Божественное безумие».

Сюрреализм, направление в искусстве, в котором разум чужд, оно берет начало из «до»-разумного, подсознательного начала. Сюрреализм зародился во Франции к началу 1920-ых годов. Суть философии сюрреалистов в том, что бы отказаться от заранее продуманного плана и устранить препятствия для самостоятельного роста произведения, в результате этого может возникнуть нечто чудовищное с точки зрения непосвященного человека, но, преодолев предубеждения, зритель включится в предложенную художником игру фантазии, погрузиться в его сновидческий мир. Зигмунд Фрейд доказывал, что при ослаблении контроля со стороны бодрствующего сознания в цивилизованном человеке просыпается дикарь или ребенок. На этом основании сюрреалисты заявляли, что бодрствующий разум не способен к художественному творчеству. В их представлении разум может лишь добывать научные знания, но искусство возникает только из «до»-разумного, подсознательного начала. Некоторые представители данного искусства, например Де Квинси, принимали опиум, что бы подавить рассудок и дать простор воображению. Сюрреалисты во всяком случае с не меньшим рвением стремились достичь таких психологических состояний, при которых выходит на поверхность то, что обычно скрывается в глубинах нашей души

Существовали эксперименты с воссозданием сновидений в живописи, и это заслуживает внимание. Во сне нередко появляется странное ощущение, что объекты возникают и исчезают, прорастают друг в друга

Собака может оказаться одновременно и нашим начальником, а соседний парк – пустыней. Эти наплывы и взаимопревращения объектов передавал в своей живописи один из ведущих представителей сюрреализма Сальвадор Дали. Проживал он в Соединенных Штатах Америки, но по происхождению он был испанцем. В произведениях Дали обрывки реальности наслаиваются таким образом, что в кажущемся безумии проступает какой-то смысл. Подобные картины могут послужить дополнительным комментарием к вопросу о причинах неудовлетворенности художников задачей «писать, что видит глаз». Они знают, что нельзя «изобразить» реальную вещь, если просто смотреть на нее широко открытыми глазами. Начинать приходится с другого – взять краски и, вооружившись набором известных форм, выстроить требуемый образ. Эта простая истина часто ускользает от нас потому, что в изобразительном искусстве прошлого каждая красочная форма соответствовала только одному элементу натуры: коричневые вертикали – древесные стволы, зеленые точки – листья. Картины Дали, где одна и та же форма служит изображением одновременно нескольких предметов, наглядно демонстрируют исходную многозначность красочных конфигураций на плоскости – точно так же, как удачный каламбур демонстрирует многозначность слова и зависимость его значения от употребления в контексте. И все же, как велики, при всем сходстве методов, его отличия от созданий современного искусства. Можно было бы сказать, что образы Дали возникли из грез, но то были коллективные грезы целого народа, видение судьбоносной силы, властвующей над племенем.

Расцвет таланта

После отчисления из Академии он уехал в Париж, где и познакомился с сюрреализмом. Там же он встретил Пабло Пикассо. Сюрреалисты любили шокировать публику, а Сальвадор Дали уже к этому времени очень преуспел в этом направлении. И надо сказать, что во Франции это оценили.

Пабло Пикассо. Фото Man Ray. 1922 г.

Сальвадор Дали хотел быть выше, чем Пикассо. Он был уверен в своей гениальности. И уже в конце 20-х годов он на высочайшем уровне отточил свой образ и создал свою индивидуальность: отрастил знаменитые усы, отработал свой фирменный взгляд с выпученными глазами.

Пожалуй, это больше была игра в сумасшествие, чем сумасшествие на самом деле. Его племянница рассказывала, что когда она гостила у него в доме, он был абсолютно нормальным человеком. Но когда кто-то звонил в дверь, он просил, чтобы она не открывала, пока он не наденет маску Сальвадора Дали.

Да и друзья его вспоминали, что он был спокойным и рассудительным человеком, а его поведение было лишь образом, в который он входил для удивления и провокации публики.

Дали запрещал себя фотографировать, когда он рисовал картины. Потому что во время работы он был настоящим, самим собой — спокойным, сосредоточенным и чуть сгорбленным.

Несколько картин Дали – «Портрет отца», «Автопортрет», «Женская фигура у окна», «Молодая женщина, увиденная со спины», «Порт-Альгер», понравились критикам и поклонникам. А картина «Корзинка с хлебом» получила признание на  международной выставке в США.

Сальвадор Дали.Корзина с хлебом. 1926 г.Сальвадор Дали.Женская фигура у окна.1925 г.

Молодость Сальвадора Дали

В 1921 году у Дали умирает мать, и это заставило его быстро повзрослеть. Теперь ему надо было самому устраивать свою дальнейшую жизнь. Как и многие другие молодые испанские художники начала ХХ века, Сальвадор Дали в 1922 году отправился изучать живопись в Академию изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде. Это учебное заведение с ярко выраженным прогрессивным характером приглашало многих интеллектуалов того времени читать лекции, проводить конференции и организовывать выставки. Среди них были, например, такие знаменитости, как Мария Кюри, Луи Арагон, Ле Корбюзье и другие.

Будучи студентом, Сальвадор Дали освоил множество разных художественных стилей и проявил необычайные технические способности как живописец. В Мадриде его особенно привлекли Веласкес и Сурбаран, а также мастера эпохи Возрождения и маньеризма. Дали также исследовал все направления моды в изобразительном искусстве того времени: импрессионизм, пуантилизм, футуризм, кубизм и неокубизм, фовизм.

Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо, Мадрид

Своим свободолюбием и вспыльчивостью Сальвадор Дали вызывал резкое недовольство у руководства Академии Сан-Фернандо. В 1926 году он был из нее исключен за неподобающее поведение. Его отец был крайне раздражен, но согласился, чтобы сын продолжил учебу в Париже. Через какое-то время Дали встретился там с Пикассо. «Когда я попал в дом Пикассо, я был тронут и напуган, как если бы Папа меня принял лично». В эти годы Дали увлекался кубизмом и применял в своих работах чистые цвета, свойственные кубистам. Кроме того, в них он смело соединял техники живописи, которым научился раньше, в четко сформулированные композиции.

В конце 1920-х годов под влиянием научных идей Зигмунда Фрейда об эротическом значении подсознательного он пришел к созданию собственного художественного стиля. Этому же способствовала его связь с парижскими основателями движения сюрреализма – группой художников и писателей, провозглашавших превосходство человеческого подсознания над разумом. Среди них были, например, поэты Андре Бретон, Федерико Гарсиа Лорка и режиссер Луис Бунюэль, которые позже войдут в группу под названием «Поколение 27-го года».

Сюжет и символическое значение

Несмотря на то, что многие картины Дали носят провокационный, экспериментальный характер, в этой работе автор постарался воплотить глубокий религиозный и мистический смысл. На написание картины Сальвадора Дали вдохновил рисунок, сделанный Святым Иоанном Креста (1542—1591), изобразившим своё экстатическое видение Распятия сверху, как бы глазами Отца. Крест на этом рисунке выступает в качестве моста между Богом-Отцом и смертным миром, изображённым внизу картины. Дали утверждал, что его, как и Иоанна Креста, посетили два экстатических видения, в которых и сформировался замысел этой работы. Сам Сальвадор Дали объяснял замысел этой картины так:

Треугольник, который образуют руки Христа на картине, традиционно считается аллюзией к образу Святой Троицы, голова Христа образует центр этого треугольника. Треугольник стрелой направлен сверху вниз, что олицетворяет жертву, направленную от Бога к человечеству. Внизу картины художник изобразил пейзаж и лодки Порт Лигата, содержащие в то же время Евангельские аллюзии. По первоначальному замыслу художник отказался от изображения на картине Ран Христа, тернового венца, гвоздей, и хотел заменить их на красные гвоздики, которые он намеревался вложить в руки Христа. Однако он вовсе отказывается от этой идеи, стремясь показать «метафизическую красоту Христа», красоту через то, что Он воплощает, то есть показать величие жертвы Спасителя не ужасом Его ран, как другие художники, а Его красотой. Исполнение креста и ткань, сложенная наверху его, указывает нам ещё и на Евхаристическое значение креста — крест предстаёт зрителю столом, на котором находится Пресуществившийся Хлеб.

Творчество Сальвадора Дали

Один из самых ярких представителей направления – Сальвадор Дали. В своих работах он умудрялся сочетать и классические каноны, и сюрреалистические идеи. Он, подобно Фрейду, старался сразу после сна погружаться в работу, записывая яркие образы. Только сохранял их не на бумаге с помощью слов как известный психоаналитик, а воссоздавал на холсте необычные картины, поражающие воображение.

Почему Сальвадор Дали предпочитал творить по утрам, а иногда даже вскакивал ночью?

Одна из самых узнаваемых его работ – «Постоянство времени». У нее есть и другое название – «Мягкие часы». На полотне изображены четыре механизма. На циферблатах, которые как будто начали плавиться в пустыне, мы видим разное время. Картина наталкивает на мысли о быстротечности всего происходящего и смертности.

Сальвадор Дали “Постоянство времени” (Мягкие часы)

Сюрреализм и Дали

Сюрреализм заявил о себе в 1924 г., когда Андре Бретон выпустил «Манифест сюрреализма». Это направление концентрируется на идее иррационального и бессознательного. Следуя идеям Фрейда, сюрреалисты полагают, что человеком управляют скрытые желания, фобии и страхи, а задача художника – воплотить их на полотне.

Несмотря на то что Дали обычно причисляют к сюрреализму, с этим направлением он триумфально порвал еще в 1936 г., после чего провозгласил свой знаменитый манифест:

Источник вдохновения художника – его личные переживания, сокровенные желания и фобии. Его искусство – это честный разговор человека, который пытается понять самого себя. Для художника нет запретных тем, поэтому его картины часто кажутся скандальными и неприличными.

Давайте рассмотрим три ключевые картины Сальвадора Дали и разберем на их примере основные символы его творчества.

Парижский сюрреализм

В 1926 году Дали отправился в Париж, совершив поездку, которая изменила его жизнь. Посещение студии Пикассо и наблюдение за работами кубистов, футуристов и сюрреалистов глубоко повлияли на его образ мышления в искусстве. Вернувшись в Испанию, Дали создал картины, которые переместились за пределы реальности в метафизические сферы.

С символическими мотивами в фантастических пейзажах, включая “Аппарат и рука” , 1927 год. И “Мед слаще крови” , 1927 год. Всего через год Дали создал радикальный фильм “Un Chien Andalou”. Его жестокие графические и сексуальные образы вызвали волну шока и изумления среди парижских сюрреалистов. Которые ранее пригласили его приехать в Париж и присоединиться к их делу.

Детство и юность художника

Рождению будущего сюрреалиста предшествовало трагическое событие. Первенец его родителей умер от менингита, прожив чуть больше года. Своим появлением второй ребенок привнес в семью утешение и веру в то, что в нем воплотилась душа умершего мальчика. Даже имя ему дали такое же — Сальвадор.

Когда ребенку исполнилось 5 лет, мать отвела Дали на могилу брата и рассказала о своих домыслах по поводу реинкарнации. Этот эпизод наложил первый отпечаток на становление личности.

В 1908 г. в семье появляется дочь — Анна Мария. Брат и сестра были близки: дети крепко дружили, делились секретами и поддерживали друг друга. Для маленького ребенка со сложным характером, комплексами и страхом такая поддержка много значила.

Впоследствии Анна стала главной натурщицей молодого художника. Но духовная близость не сохранилась на всю жизнь. Отношения разладились после того, как в жизни Сальвадора появилась Гала. Возлюбленная заменила ему всех.

Рисунки Дали вызывают восторг у друзей и знакомых его родителей. Он без ложной скромности рассказывает о своем блистательном будущем, где он знаменитый импрессионист. Но близятся события, которые навсегда изменят стиль и направление его произведений.

Дали с сестрой

Сон

В произведении «Сон» Дали воссоздал вид большой, мягкой головы и практически отсутствующего тела. Однако, в этом случае, лицо, не является автопортретом. Сон и мечты — это превосходство в сфере бессознательного. Костыли всегда были торговой маркой Дали, намекая на хрупкость поддерживающих сторон, которые поддерживают «реальность», но здесь ничто, даже собака, не кажется по своей сути стабильным, так как подперто.

Все, что изображено на полотне, кроме головы, купается в бледно-голубоватом свете, дополняя чувство отчуждения от мира дневного света и рациональности. В произведении «Сон» Сальвадор Дали вернулся к классическому сюрреалистическому мотиву. Сны — это сущность многих фрейдовских теорий из-за их доступа в бессознательное, до-профессиональная тема для сюрреалистов, в том числе Дали.

11

Интерпретация Дали

Сам Дали мало комментировал свой шедевр. Только рассказал, что на образ плавящихся часов его вдохновил растекающийся на солнце сыр. А при написании картины он думал об учении Гераклита.

Этот античный мыслитель говорил о том, что все в мире изменчиво и имеет двойственную природу. Что ж, двойственности в «Постоянстве времени» хоть отбавляй.

Но почему именно так художник назвал свою картину? Может, потому что верил в постоянство памяти. В то, что, только память о каких-то событиях и людях может сохраняться, несмотря на течение времени.

Но точного ответа мы не знаем. Вся прелесть шедевра именно в этом. Вы можете сколь угодно долго биться над загадками картины, но так и не найти всех ответов.

Личная жизнь

В 1929 г. Сальвадор встретил единственную любовь и музу всей его жизни – русскую эмигрантку Елену Ивановну Дьяконову, которая тогда была замужем за поэтом Полем Элюаром. Девушка предпочитала называть себя – Гала.

В результате Дали и Гала начали тайно встречаться. Осознавая, что он по сути увел у друга жену, Сальвадор в знак «компенсации» написал для Элюара его портрет. Между тем отец и сестра художника были ярыми противниками их романа.

Сальвадор Дали и его жена Гала

Отец лишил Сальвадора всякой материальной помощи, однако это не решило проблему. Влюбленные обосновались на побережье в Кадакесе в скромной лачуге без каких-либо удобств. Именно тут Дали начал создавать свои первые шедевры.

В 1934 г. пара узаконила свои отношения, став официальными мужем и женой. Долгие годы между ними была полная гармония, но в начале 60-х годов они стали все чаще ссориться. При этом Гала постоянно изменяла ему. Биографы отмечают, что ее любовь не была лишена расчета, с которым она «вступила в брак с гением».

В 1968 г. сюрреалист купил для своей музы замок, где она жила отдельно от него. Интересен факт, что Дали мог приезжать в замок только с письменного разрешения жены. Около 8 лет мужчина искал вдохновения в модели по имени Аманда Лир.

Между ними были исключительно платонические чувства. Сальвадору было достаточно просто часами наблюдать за девушкой, наслаждаясь ее грацией и красотой. Карьера Лир разрушила их взаимоотношения, и художник с легкостью расстался с ней.

Жираф в огне

Работу «Жираф в огне» рассматривают как выражение личной борьбы Сальвадора Дали с гражданской войной, происходящей в его родной стране. На полотне написаны две женские фигуры с неопределенными фаллическими формами, выступающими из их спины. Руки, предплечья и лицо ближайшей фигуры урезаются до мышечной ткани под кожей. Напротив, открываются выдвижные ящики, выступающие из левой ноги и сундука фигурки.

Сальвадор Дали был большим поклонником знаменитого невролога Зигмунда Фрейда, и некоторые картины Дали были под влиянием фрейдистских теорий. Эти открытые ящики могут быть отнесены к психоаналитическому методу Фрейда и относятся к внутреннему, подсознательному внутри человека. Живое изображение жирафа на заднем плане было описано Дали как «мужским космическим апокалиптическим монстром». Он считал это предчувствием войны.

3

Разрыв с единомышленниками

Перед Второй мировой войной у Дали начались все более серьезные идеологические столкновения с Андре Бретоном и его окружением из-за отсутствия у него политической позиции. Большинство основателей сюрреализма объявляли себя сторонниками левых идей и противниками немецкого нацистского режима. Дали, считавший себя аполитичным, отказался публично осудить нацизм в Германии. Это привело к его скандальному исключению из движения сюрреалистов в 1934 году и разрыву с его бывшими коллегами. После этого он углубился в творчество и стал много заниматься проектированием театральных декораций, интерьеров модных магазинов и дизайном украшений.

Юность

Подростку было всего 14, когда его работы уже выставлялись в родном Фигерасе. Спустя три года, в 1921 году, не стало матери – 17-летний юноша тяжело переживал утрату – они были очень привязаны друг к другу. Отвлечься помогает то, что пришло время учиться всерьёз. Отец хотел для сына земной профессии, но тот выбрал рисование. К этому же времени относится первый автопортрет Дали «С рафаэлевской шеей», написанный с отсылкой к кумиру, великому художнику эпохи Возрождения Рафаэлю Санти.

В том же, 1921 году, Сальвадор поступает в Академию изящных искусств в Мадриде. Здесь амбициозный и целеустремлённый студент раскрывает свои незаурядные способности, которые стремительно развивались благодаря исключительной работоспособности и упорности юноши. В его времяпрепровождении не было походов в кино, кафе, по друзьям, как у других студентов – после занятий Дали спешил уединиться в своей комнате, чтобы усердно работать, постигая и себя, и искусство. По воскресеньям пропадал в Прадо, и в целом вёл почти отшельнический образ жизни.

Замкнутость и сосредоточенность на творчестве не помешала познакомиться с неслучайными людьми в богемном обществе – Федерико Гарсиа Лорка, литератор, станет другом художника на всю жизнь, а Луис Бунюэль, режиссёр, ещё и соавтором в кинематографе. Сальвадор Дали в юношеские годы максимализма и исканий увлекается Фрейдом – вероятно, в психологических исследованиях учёного он ищет объяснения собственным причудам и раскрытия секретов внутреннего мира и личности вообще.

Стили живописи Сальвадора Дали в годы учёбы самые разные: импрессионизм, кубизм, дадаизм. Всё модернистское его невероятно захватывает. Несмотря на то, что живопись была вожделенной целью Дали, в 1926 году его отчислили из Академии – консервативное руководство не желало видеть и признавать уникальный авангардизм студента, который обладал яркой индивидуальностью и, в свою очередь, вступал с преподавателями в открытое противостояние.

Ничуть не расстроившись, уверенный в себе художник едет в Париж, столицу свободных нравов и центр притяжения творческой молодёжи.

11 скрытых символов «Постоянства памяти», узнав о которых вы начнете понимать и другие картины Дали

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.Присоединяйтесь к нам в
и

1. Плавящиеся циферблаты. Символизируют нелинейное время. Если в двух словах, это время, где прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно (например, такое происходит во сне). Именно из-за этой нелинейности мы можем видеть в одной композиции сразу три времени. Те часы, что висят на голом дереве, обозначают прошлое. На столе, стекающие в бездну, — настоящее. На спящем объекте — будущее. Почему каждый из циферблатов располагается на определенной поверхности — читайте в расшифровках этих объектов, ведь все это неспроста.

2. Оранжевый овал. На переднем крае стола — это тоже часы. Но они, в отличие от трех других, твердые, потому что символизируют время линейное, где прошлое и настоящее уже не существуют одновременно. Мы не можем управлять такими часами, они неумолимо идут вперед. Художник отказывается признавать такое время, поэтому кладет часы циферблатом вниз, а сверху располагает муравьев. Что означают эти насекомые — смотрите в следующем пункте.

3. Муравьи. Эти насекомые буквально облепили оранжевые часы. Муравьи во всем творчестве мэтра означают гниение, разложение и смерть. Такая ассоциация возникла у художника еще в детстве. Однажды маленький Сальвадор увидел кишащих на мертвой летучей мыши муравьев — и это его потрясло. Здесь на картине муравьи поверх часов — символ быстротечности всего земного.

4. Муха. Для Дали мухи былифеями Средиземноморья». В «Дневнике одного гения» он писал: «Они несли вдохновение греческим философам, которые проводили жизнь под солнцем, облепленные мухами». В мухе автор зашифровал музу — вдохновение, которое посетило его при написании картины.

5. Растекшийся объект. На земле распластано нечто. Впрочем, если дать волю воображению, то отчетливо видны очертания лица спящего человека: нос с характерной горбинкой, язык, ресницы и даже пшеничная бровь. Это автопортрет художника. «Сон — это и есть смерть или по меньшей мере это исключение из реальности, или, что еще лучше, это смерть самой реальности, которая точно так же умирает во время любовного акта», — писал Дали. Похожие автопортреты часто встречаются в творчестве художника. Особенно крупно — на полотне «Великий мастурбатор».

6. Зеркало. Означает переменчивость и непостоянство — оно способно отражать как реальность, так и мир сновидений.

7. Сухое дерево. Дерево на картине — олива, знак мудрости в античности. Художник считал, что в современном мире той «правильной» мудрости больше нет. Поэтому дерево мертво и часы на нем — это символ минувшего.

8. Пустынный берег. Пейзаж неслучайно выглядит таким заброшенным. Это олицетворение тоски и душевной пустоты автора в тот период. Поэтому и себя он изобразил как рыбу, выброшенную на берег.

9. Море. Для художника море было символом вечности, бессмертия и идеальным местом для путешествий. Именно в море течение времени не объективно, а подвластно внутреннему ритму сознания путешественника — так считал Дали.

10. Горы. На картине — мыс Креус рядом с городом Фигерас, родиной Дали. Этот пейзаж узнаваем и встречается на многих полотнах художника. К воспоминаниям из детства Сальвадор относился с трепетом и любил переносить их на свои картины.

11. Яйцо. Один из самых узнаваемых символов на работах Дали. Есть он и на «Постоянстве памяти» — крошечный овал на берегу моря, у гор. Яйцо на всех картинах мастера — символ перемен и рождения чего-то нового. Образ художник взял у орфиков — древнегреческих мистиков. По мифологии, из Мирового яйца родилось первое двуполое божество Фанет, создавшее людей. А две половинки скорлупы образовали небо и землю — этим и обусловлено расположение яйца на картине.

«Постоянство памяти»

Согласно рассказам Дали, однажды он остался дома один и наблюдал, как над огнем свечи плавится сыр. Для него этот процесс превратился в образ бесконечно тянущегося времени. Мы снова видим профиль художника, ландшафт родного Фигераса, а вокруг – плавящиеся часы, которые показывают, как во сне работает время. Оно теряет привычный линейный ход, и во сне за минуту можно прожить целую жизнь. Часы на картине буквально плавятся, потому что в мире бессознательного время теряет свою форму, не имея границ и рамок.

Но присмотритесь: здесь также есть часы «из реальности». Они единственные не потеряли свою форму – но они перевернуты, их ход остановлен, и они покрыты муравьями, что, по Дали, означает уничтожение привычного хода времени.

Также мягкость, бесформенность – это то, что спорит с рациональностью, ведь в нашем мире предметы имеют четкие очертания и не меняют форму каждую секунду, как это бывает во сне. Поэтому мотив «расплавленности» можно увидеть в других работах Дали.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: