Иероним босх: жизнь и творчество художника

Босх, иероним. картины с названиями. годы жизни (1450-1516)

Живопись

Первые известные картины Босха, которые носят яркий сатирический характер, предположительно относятся к середине 1470-х годов. Так, например, в период 1475-1480 годов создаются работы «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости»).

Картина Иеронима Босха «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи»

Эти произведения гипнотизируют современников. Например, король Испании Филипп II даже вешает картину «Семь смертных грехов…» в своей спальне, чтобы размышления о греховности человеческой натуры ощущались более остро.

В первых картинах Иероним высмеивает людскую наивность, их уязвимость перед шарлатанами, в том числе в монашеском одеянии. В 1490-1500 годах Босх создает еще более жестокую картину «Корабль дураков», на которой изображены монахи. Они распевают песни в окружении простолюдинов, а судном правит шут.

Картина Иеронима Босха «Корабль дураков»

Имеет место в творчестве Босха и пейзаж. Например, в триптихе «Сад земных наслаждений» Иероним изображает мир на третий день Творения Божьего. В центре картины — обнаженные люди, замершие в блаженном полусне, а вокруг них — животные и птицы, поражающие своими размерами.

Картина Иеронима Босха «Сад земных наслаждений»

Самым масштабным из уцелевших произведений Босха считается триптих «Страшный суд». В центральной части изображен непосредственно Страшный суд, где праведникам на голубеющем небе противопоставлены проткнутые стрелами и копьями грешники. На левой створке — Рай в динамике. На переднем плане показано сотворение Евы, на среднем — сцена искушения Адама и Евы яблоком раздора, а на заднем — херувим, который изгоняет их из Эдема. На правой створке триптиха изображен Ад.

Картина Иеронима Босха «Страшный суд»

Босх тяготел к подаче творчества через триптих. Например, картина «Воз сена» также состоит из трех частей. В центральной части изображена обезумевшая толпа, разбирающая на пучки большой воз сена. Таким образом художник обличает алчность.

Кроме того, на полотне можно найти гордыню в образе светских и духовных владык, любострастие во влюбленных парах и чревоугодие — в располневшем монахе. Левую и правую створки украшают уже знакомые мотивы — Ада и грехопадения Адама и Евы.

Картина Иеронима Босха «Воз сена»

По картинам Босха нельзя сказать, что он тяготел к определенному жанру живописи. В его полотнах находили отражение портреты, пейзажи, архитектурная живопись, анималистика и декор. Тем не менее, Иеронима считают одним из прародителей пейзажной и жанровой живописей в Европе.

Отличительная особенность творчества Иеронима Босха заключается в том, что он стал первым из соотечественников, кто создавал этюды и эскизы прежде, чем перейти к полноценному творению. Некоторые наброски так и увидели свет в виде картин и триптихов. Часто зарисовки являлись плодом воображения живописца, вдохновленного образами готических чудовищ, которых он видел на гравюрах или церковных фресках.

Картина Иеронима Босха «Блаженные и проклятые»

Характерно и то, что Иероним Босх не подписывал и не датировал свои произведения. По данным искусствоведов, лишь семь картин были подписаны рукой мастера. Те названия, которые полотна имеют сегодня, возможно, были придуманы вовсе не самим автором, а сохранились по музейным каталогам.

Иероним Босх творил в технике а ля прима (от ит. а la prima — «в один присест»), которая заключается в том, что слой масла заканчивают накладывать до его полного высыхания. В традиционном методе рисования художник ждет, пока высохнет слой краски, прежде чем положить следующий.

Графика — рисунки Иеронима Босха включая и те, что когда-либо приписывались ему:

  • Ведьмы, Париж, Лувр, 1475-1525. Рисунок. Работа Босха.
  • Две ведьмы, музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам. 1450 — 1516. Рисунок. Работа Босха.
  • Два фарисея, Собрание Леманов, музей Метрополитен, Нью-Йорк, 1465 — 1516. Рисунок. Приписывается Босху.
  • Два монстра, Гравюрный кабинет, Берлин. 1450 — 1516. Рисунок. Работа Босха.
  • Слышащий лес и зрячее поле, Гравюрный кабинет, Берлин, 1500. Рисунок. Работа Босха.
  • Искушения Святого Антония, Государственный музей, Берлин, 1465 — 1516. Рисунок. Приписывается Босху.
  • Гнездо сов, музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам. 1450 — 1516. Рисунок. Работа Босха.
  • Погребение Христа, Британский Музей, Лондон, 1507. Рисунок. Приписывается Босху.
  • Наброски монстров, Гравюрный кабинет, Берлин. 1450 — 1516. Рисунок. Работа Босха.
  • Корабль дураков, Париж, Лувр, 1490. Рисунок. Приписывался Босху.
  • Корабль в огне, Академия изобразительных искусств, Вена, 1465 — 1516. Рисунок. Приписывается Босху.
  • Сцены в Аду, Государственный музей, Берлин, 1465 — 1516. Рисунок. Приписывается Босху.
  • Святой Петр, преклонивший колени, Собрании P. and N. de Boer, Амстердам, 1450 — 1516. Рисунок. Приписывается Босху.
  • Монстры и наборски к Искушениям Святого Антония, Париж, Лувр, 1465 — 1516. Рисунок. Приписывается Босху.
  • Монстры, Музей Ашмола, Оксфорд, 1465 — 1516. Рисунок. Приписывался Босху.
  • Дева Мария и Святой Иоанн, Гравюрный Кабинет Дрезденского Замка, Дрезден, 1465 – 1516. Рисунок. Приписывается Босху.
  • Человек-дерево, Альбертина, Вена, 1470. Рисунок. Работа Босха.
  • Десять зрителей, Библиотека Пирпонта, Нью Йорк, 1465 – 1516. Рисунок. Приписывается Босху.
  • Гротескные лица, музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам. 1465 — 1516. Рисунок. Приписывался Босху.
  • Смерть скупца, Париж, Лувр, 1500. Рисунок. Приписывался Босху.
  • Несение Креста — Ecce Homo, Художественный музей Крокера, Сакраменто. 1563. Рисунок. Приписывался Босху.
  • Несение Креста, музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам, 1424 — 1495. Рисунок. Приписывался Босху.
  • Нищие и калеки, Альбертина, Вена. 1450 — 1516. Рисунок. Приписывается Босху.
  • Нищие, Альбертина, Вена. 1450 — 1516. Рисунок. Приписывается Босху.
  • Улей и ведьмы, Альбертина, Вена. 1450 — 1516. Рисунок. Работа Босха.
  • Крестьянин и три фигуры, Гравюрный кабинет, Берлин. 1450 — 1516. Рисунок. Приписывается Босху.
  • Смешная Сцена с Цирюльником, Британский Музей, Лондон, 1477 – 1516. Рисунок. Работа Босха.

Смерть скупца (картина Босха) — это… Что такое Смерть скупца (картина Босха)?

«Смерть скупца» — картина нидерландского художника Иеронима Босха.

Сильно вытянутый вертикальный формат и диагональное построение композиции придают картине сходство с алтарной створкой.

По размеру она совпадает с составленными вместе «Кораблём дураков» и «Аллегорией чревоугодия и любострастия», так что вполне могла быть наружной стороной другой, парной к ним створки.

Все эти картины по контрасту дополняют друг друга — с изощрённой изобретательностью в них раскрыта тема человеческой греховности, позволяя «реконструировать» сюжет некогда объединявшего их триптиха как «Семь смертных грехов».

На картине изображена узкая и высокая спальня, в открытую дверь которой уже заглядывает Смерть. Ангел-хранитель, поддерживая умирающего, пытается обратить его взор к распятию в оконной нише, однако человек всецело занят помыслами о тех материальных богатствах, с которыми ему сейчас суждено будет расстаться.

Одной рукой он машинально тянется к мешку с золотом, который протягивает ему высунувшийся из-под полога бес.

Другой бес с едва обозначенными крыльями облокотился на барьер с переброшенной через него красной мантией и прислонённым к нему рыцарским мечом — то и другое должно указывать на власть и высокое положение, которые также теряет человек, уходя в мир иной.

Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XV в. богословской книге «Ars moriendi» («Искусство умирать»), многократно переиздававшейся в Нидерландах и Германии.

Смерть скупца. 1500. 25,6 х 14,9 см. Кабинет рисунков. Лувр. Париж

Сцена смерти отодвинута на задний план, а ближе к зрителю изображён ещё один скупец преклонного возраста: опуская правой рукой монеты в денежный сундук, он в левой, опирающейся на клюку, сжимает чётки. Соседство эпизодов, обычно изображавшихся отдельно, вероятно призвано акцентировать для зрителя вопрос о выборе жизненного пути. Недаром в сундуке и под ним копошатся дьявольские монстры.

В Лувре хранится рисунок Босха с таким же названием и почти полностью повторяющий композицию картины. Это законченное произведение вряд ли было эскизом к картине, скорее оно появилось при её переводе в гравюру. Изменение формата отразилось на компоновке атрибутов переднего плана — рыцарские доспехи переместились вправо.

Литература

  • Тревин Коплстоун. Хиеронимус Босх. Жизнь и творчество. — М: «Лабиринт-К», 1998.
  • Девитини А. Босх: Пер. с итал./А.Девитини — М: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.
  • Баттилотти Д. Босх: Пер. с итал./Д.Баттилотти — М: «Белый город», 2000.
  • Вальтер Бозинг. Босх: Пер. с нем./В.Бозинг — М: Арт-Родник, 2001.
  • История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под ред. Ц. Г. Нессельштраус. М., 1982
  • Фомин Г. И. Иероним Босх. М., 1974
  • Ш. де Тольнай. Босх. М., 1992
  • Г. Мартин. Босх. М., 1992
  • К. С. Егорова. Три картины Босха на тему «Мыслитель и природа». Сов. искусствознание, вып. 19. М., 1985
  • Р. Х. Марейниссен, П.Рейфеларе. Иероним Босх: художественное наследие. М., 1998

Альбрехт Дюрер

Продолжительность жизни: 21 мая 1471 г. — 6 апреля 1528 г.

Национальность: немец

Альбрехт Дюрер

Альбрехт Дюрер был блестящим художником и рисовальщиком, его наибольшее художественное влияние было оказано на печатное производство. Он начал свою карьеру в качестве ученика Михаэля Вольгемута, который возглавлял большую мастерскую и был лидером среди художников, возрождающих стандарты немецкой гравюры в то время. Еще в двадцатилетнем возрасте Дюрер завоевал свою репутацию и влияние в Европе благодаря своим высококачественным гравюрам на дереве. Он продолжил революцию в печатном производстве, подняв его до уровня самостоятельной художественной формы, и он считается одной из главных фигур в истории печатного искусства. Дюрер общался с крупнейшими итальянскими художниками своего времени, включая Рафаэля и Да Винчи. Его введение классических мотивов в северное искусство было важным вкладом в германское возрождение. Альбрехт Дюрер считается величайшим немецким художником эпохи Возрождения. Он оказал глубокое влияние на художников последующих поколений, особенно в печати.

Шедевр: Меленколия I (1514)

Меленколия I (1514)

Другие известные работы: —

  • Автопортрет в возрасте двадцати восьми лет в пальто с меховым воротником (1500)
  • Молящиеся руки (1508)

Картины Иеронима Босха включая и те, что когда-либо приписывались ему:

  • Две мужские головы, Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам, 1475 — 1525. Приписывалась Босху.
  • Блудный сын, Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам, 1500 — 1510. Картина. Работа Босха.
  • Искушение святого Антония, Прадо, Мадрид, 1500–1525. Картина. Приписывалась Босху.
  • Семь смертных грехов и Четыре последние вещи, Музей Прадо, Мадрид, 1475 — 1480. Картина. Работа Босха.
  • Брак в Кане Галилейской, Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам, 1475 — 1565. Картина. Работа Босха.
  • Страшный Суд, Старая пинакотека, Мюнхен, 1506-1508. Картина. Приписывается Босху.
  • Фокусник, Муниципальный музей, Сен-Жермен-ан-Ле, 1502. Картина. Работа Босха.
  • Поклонение Волхвов, Музей Искусств, Филадельфия, 1499. Картина. Приписывается Босху.
  • Поклонение Волхвов, Метрополитен-музей, Нью-Йорк, 1468 — 1560. Картина. Приписывалась Босху.
  • Корабль дураков, Париж, Лувр, 1491—1500. Картина. Работа Босха.
  • Святой Иоанн на Патмосе, Берлинская картинная галерея, Берлин, 1495 — 1505. Картина. Работа Босха.
  • Святой Иоанн Креститель в пустыне, Собрание Хосе Ласаро Гальдиано, Мадрид, 1489 — 1505. Картина. Работа Босха.
  • Святой Иероним за молитвой, Музей изящных искусств, Гент, 1482. Картина. Работа Босха.
  • Святой Иаков и Чародей, Музей изящных искусств, Валансьен, 1450 – 1516. Картина. Приписывалась Босху.
  • Святой Христофор, Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам, 1496 – 1500. Картина. Работа Босха.
  • Голова Женщины, Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам, 1500. Картина. Приписывается Босху.
  • Голова Алебардщика, Прадо, Мадрид, 1450–1516. Картина. Приписывается Босху.
  • Ecce Homo, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне, 1475 — 1485. Картина. Работа Босха.
  • Ecce Homo, Музей Искусств, Индианаполис, Филадельфия, 1490. Картина. Приписывается Босху.
  • Смерть Распутницы, Частное собрание, Нью-Йорк, 1500 — 1600. Картина. Приписывается Босху.
  • Смерть Скупца, Национальная галерея искусства, Вашингтон, 1494. Картина. Работа Босха.
  • Извлечение камня глупости, Прадо, Мадрид, 1494. Картина. Работа Босха.
  • Распятие с Донатором, Королевские Музеи Изящных Искусств, Брюссель, 1480 — 1485. Картина. Работа Босха.
  • Концерт в яйце, Музей изящных искусств, Лилль, 1561. Картина. Приписывалась Босху.
  • Увенчание терновым венцом, Национальная галерея, Лондон, 1498 — 1505. Картина. Работа Босха.
  • Увенчание терновым венцом, Монастырь Сан-Лоренсо, Эскориал, 1510. Картина. Работа Босха.
  • Несение Креста, Королевский дворец, Мадрид, 1498 — 1505. Картина. Работа Босха.
  • Несение Креста, Музей изящных искусств, Гент, 1510 — 1535. Картина. Приписывается Босху.
  • Несение Креста, Музей истории искусств, Вена, 1500. Картина. Работа Босха.
  • Аллегория чревоугодия и любострастия, Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, 1494-1500. Картина. Работа Босха.
  • Поклонение Младенцу, Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн, 1568. Картина. Приписывалась Босху.

Корабль дураков. 1495—1500 гг.

Иероним Босх. Корабль дураков. 1495-1500 гг. Лувр, Париж. Wikimedia.commons.org

Картина “Корабль дураков”. Почему корабль? Распространённая метафора во времена Босха. Так говорили о Церкви. Она должна “везти” своих прихожан через мирскую суету к духовной чистоте.

Но с кораблём Босха что-то не так. Его пассажиры предаются пустому веселью. Они горланят, пьют. И монахи, и миряне. Они даже не замечают, что их корабль уже никуда не плывёт. Причём так давно, что через днище проросло дерево.

Обратите внимание на шута. Дурак по профессии ведёт себя серьёзнее остальных

Он отвернулся от веселящихся и пьёт свой компот. Без него и так хватает глупцов на этом корабле.

“Корабль дураков” — это верхняя часть правой створки триптиха. Нижняя хранится в другой стране. На ней мы видим берег. Купальщики побросали одежду и окружили бочку с вином.

Двое из них подплыли к кораблю дураков. Посмотрите, у одного из них такая же миска, что и у купальщика рядом с бочкой.

Иероним Босх. Аллегория чревоугодия и любострастия. 1500 г. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, США.

Ранние годы

Голландский живописец эпохи Возрождения Иероним Босх родился около 1450 года (по другим данным – 1453 г.) в Хертогенбосе (герцогство Бургундское, юг современных Нидерландов). Точная дата его рождения неизвестна. Подлинное имя – Иерун Антониссон ван Акен. Семья Босха происходила из немецкого Ахена. Художественное ремесло являлось семейным делом, дед Иеронима Ян ван Акен и почти все его сыновья, в числе которых был и отец Босха, Антоний, были художниками. Работы родственников Босха до наших дней не дошли. У Иеронима было два брата и сестра.

О детстве Иеронима никаких данных нет. Исследователи предполагают, что начальные навыки живописи он получает в семейной мастерской. Первое упоминание о Босхе в архивах Хертогенбоса датировано 1474 годом, здесь его именуют уже как Jheronimus (Иероним). Мастер берет фамилию Босх, видимо желая подчеркнуть свою самостоятельность по отношению к семейному ремеслу.

Данные о жизни художника весьма скупы. Не сохранилось его личных писем, воспоминаний, всё, чем располагают на данный момент исследователи его творчества и жизни, это немногочисленные документы. Упоминания о Босхе есть в архиве братства Богородицы, где состоял художник.

Информационный вакуум породил в ХХ веке многочисленные псевдобиографии, где Босха изображали первым сюрреалистом, магом, алхимиком, наконец, еретиком.

Искусствоведы не могут точно судить о развитии творческих подходов и хронологии произведений художника. Ни на одной из его картин не указана дата создания, художественная техника автора развивается неравномерно и не подчинена законам поступательного движения. В ней заключается собственная логика.

Портрет Иеронима Босха

Сад земных наслаждений. 1505—1510 гг.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1500—1510. Музей Прадо, Мадрид

“Сад земных наслаждений” — самая известная работа Босха. Ее можно рассматривать часами. Но так ничего и не понять. К чему все эти обнаженные люди? Гигантские ягоды? Причудливые фонтаны? Диковинные монстры?

В двух словах. На левой створке изображён Рай. Бог только что сотворил Адама и Еву. Но босховский рай не такой уж райский. Здесь мы видим и Зло. Кошка тащит в зубах мышь. А рядом птица клюёт лягушку.

Почему? Животным можно совершать зло. Это их способ выживания. А вот для человека это грех.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Фрагмент левой створки триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид

На средней части триптиха множество обнаженных людей ведут праздный образ жизни. Волнуют их лишь земные удовольствия, символами которых являются гигантские ягоды и птицы.

Люди предаются греху сладострастия. Но условно. Мы это понимаем через символы. Вы не найдёте откровенной эротики. Только одна пара выглядит не очень пристойно. Попробуйте ее найти.

Если не получится, увидите ее крупным планом в статье “7 удивительных загадок триптиха “Сад земных наслаждений”.

А знали ли вы, что в Эрмитаже хранится копия центральной части знаменитого триптиха? Создана на 50 лет позже последователем Босха. Позы и жесты те же. Только люди в стиле маньеризма. С прекрасными торсами и томными лицами.

У Босха персонажи более плоские и обескровленные. Как болванки, заготовки людей. А зачем писать настоящих людей, если жизнь их пустая, бесцельная?

Сверху: Последователь Босха. Сад земных наслаждений. Фрагмент. 1556-1568 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Снизу: Иероним Босх. Центральная часть триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид

На правой створке мы видим Ад. Здесь те, кто увлекался праздной музыкой или обжорством. Картежники и пьяницы. Гордецы и скупердяи.

Но и тут загадок не меньше. Почему мы здесь встречаем Еву? Она сидит под стулом монстра с птичьей головой. Что за ноты изображены на заду одного из грешников? И почему все-таки бедные музыканты попали в Ад?

Нет, двух слов не хватает. Лучше читайте статью “Путеводитель по Саду земных наслаждений”.

Иероним Босх картины

Иероним Босх – великий нидерландский художник. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя — Иеронимус Антонисзон ван Акен. Имя Босх пошло от того, что все свои работы, он, по неизвестной причине, подписывал сокращённым названием своего родного города Хертогенбос — Den Bosch . В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. На одном полотне можно обнаружить черты средневековой фантастики, мистики, фольклора, притчи, философии, символизма и т.д. Именно поэтому имя его прошло сквозь века и в наше время, по прошествии пятисот лет, его знают и восхищаются его работами.

Иероним родился в большой семье, практически все из членов которой были художниками не в первом поколении. Дед, отец, двое дядей, брат – все были художниками и резчиками по дереву. Профессиональной живописи Босх обучался в нидерландских городах Харлеме и Делфте.

Его творчество волнует и притягивает, оно очень загадочно и, как это ни странно, абсолютно современно. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. Действительно, Босх воплотил в своих полотнах все страхи своего времени, которые удивительным образом перекликаются с нашим, мировоззрение средневековья с их бесами, чертовщиной, ведьмами и т.д. Всё это воплотилось в творчестве великого живописца и теперь его глазами мы можем посмотреть на давно ушедшее время. Самыми знаменитыми картинами нидерландского художника стали Сад неземных наслаждений, Извлечение камня глупости, Семь смертных грехов и т.д.

Неудивительно, что многие ценители живописи видят в Босхе предшественника сюрреализма и других авангардных течений. В своей творческой личности он совместил ещё не родившихся на тот момент художников Сальвадора Дали и Эдварда Мунка. До наших дней дошли слухи или, если точнее сказать – гипотезы, что Иероним Босх был не просто художником. Кроме своего увлечения живописью, он занимался алхимией, спиритизмом, астрологией, оккультными науками, употреблял галлюциногены. Если придерживаться этого мнения, то становятся понятны его образы, откуда брались эти удивительные сцены и ужасные химеры, поучительная ирония и жуткая сатира.

Босха ещё ценят и за то, как он выстраивал перспективу, решал пространственные задачи на своих картинах. Его передний план в основном состоит из неоднородных фигур, которые выстроены цепочкой или волнистыми линиями. Практически на всех картинах можно заметить, что зритель вынужден смотреть на всё происходящее как бы сверху, как сторонний наблюдатель откуда-то с небес. Это очень нехарактерно для его времени, но для таких фигур как этот художник, не бывает ничего характерного. Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил.

Биография Иеронима Босха

Ерун ван Акен родился около 1453 г. в Хертогенбосе (Брабант). Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана сживописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Поскольку о становлении Босха как художника ничего не известно, предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской. Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы — в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари. Так что «Хиеронимус-живописец», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо, из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.

Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе, который в те времена входил в состав Бургундского герцогства, а сейчас является административным центром провинции Северный Брабант в Нидерландах. В соответствии со сведениями о жизни художника, сохранившимися в городском архиве, в 1478 г. умер его отец, и Босх унаследовал его художественную мастерскую. Он вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 г. и состоявшее как из монахов, так и мирян.

Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. В архивных документах имя Босха упомянуто несколько раз: ему, как живописцу, поручались разнообразные заказы, начиная от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства и заканчивая написанием створок алтаря для капеллы Братства в соборе св. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516 г. Торжественность проведения этого обряда подтверждает теснейшую связь Босха с Братством Богоматери.

Затем последовало обучение в нидерландских городах Харлеме и Делфте, где молодой художник познакомилея с искусством Рогира ван дер Вейдена, Дирка Боутса, Гертгена тот Синт Янса, влияние которых ощущалось потом в разные периоды его творчества. В 1480 г. Босх вернулся в Хертогенбос уже свободным мастером-живописцем.

В следующем году он заключил брак с Алейд Гойартс ван дер Меервенне (Мервей). Эта девушка из богатой и знатной семьи принесла в приданое мужу солидное состояние, предоставив ему право распоряжаться им по своему усмотрению. Брак Иеронима не был особо счастливым (супруги не имели детей), но он дал художнику материальное благополучие, положение в обществе и независимость: даже выполняя заказы, он мог себе позволить писать так, как хотел.

Ни одна из дошедших работ Босха не датирована им самим.

Поэтому, предположительно, первые известные его картины, носившие сатирический характер, относятся к середине 1470-х гг. Созданные в 1475-1480гг. картины «Семь смертных грехов», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости») носят ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры.

Не случайно испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Здесь еще чувствуется неуверенность штриха молодого художника, он использует лишь отдельные элементы символического языка, которые позже заполнят все его произведения.

Немногочисленны они и в картинах «Операция глупости» и «Фокусник», высмеивающих людскую наивность, которой пользуются шарлатаны, в том числе и в монашеском одеянии.

Еще острее Босх высмеял церковников в картине «Корабль дураков» (1490-1500гг.), где подвыпившие монашкa и монах горланят песню в компании простолюдинов на утлом суденышке, управляемом шутом.

Резко осуждавший развращенность духовенства, Босх все же вряд ли являлся еретиком, как утверждал современный немецкий искусствовед В. Френглер. Хотя свой путь к постижению Бога он искал вне официальной церкви .

Оценка личности и творчества

Босх справедливо причисляется к числу выдающихся живописцев позднего Средневековья и эпохи Возрождения. До нас дошли около 40 картин художника, возможно их было больше, так как автор подписал только 7 своих работ. Названия, которые картины имеют сегодня, скорее всего придуманы не самим Босхом, а появились позднее, в процессе каталогизации.

Невозможно сказать, что мастер тяготел к какому-то конкретному жанру. В его картинах сочетаются портреты, пейзажи, архитектура. Занимался церковной росписью, создавал гравюры, занимался кузнечным делом. Это подчеркивает разносторонность творческой натуры Босха.

Творчество художника наполнено сатирой на современный ему мир, он высмеивает недостатки и пороки людей. Смело осуждал развращенность служителей культа. За склонность к гротеску, мифологии, получил прозвище «Почетный профессор кошмаров». Входит в число предтечей сюрреализма. Одним из первых живописцев Европы стал изображать на полотнах сцены современной ему повседневной жизни.

Популярность творчества Босха породила многочисленные подделки его произведений, многие копировали манеру работы художника. В связи с этим количество работ, авторство которых признается учеными-искусствоведами за Босхом, со временем уменьшается.

Леонардо Да Винчи

Продолжительность жизни: 15 апреля 1452 г. — 2 мая 1519 г.

Национальность: итальянец

Леонардо Да Винчи

Леонардо да Винчи был идеальным человеком эпохи Возрождения, величайшим Вселенским Гением, который, помимо прочего, был художником, математиком, инженером, архитектором, ботаником, скульптором и анатомом. Однако, в течение четырех столетий после его смерти его слава, прежде всего, почивала на лаврах художника. Детальное знание анатомии, света, ботаники и геологии помогло ему создать некоторые из самых известных шедевров в истории. Да Винчи известен тем, что запечатлевает тонкие выражения, благодаря которым его картины выглядят более живыми, чем другие. Он сделал многочисленные вклады в области искусства, включая его пионерские методы, известные как сфумато, плавный переход от света к тени; и чиароскуро, использование сильных контрастов между светом и темнотой для достижения трехмерного эффекта. Да Винчи нарисовал Мона Лизу, самую известную картину в мире. Другие известные работы в его искусстве включают «Тайную вечерю», наиболее воспроизводимую религиозную живопись; и Витрувианский Человек, один из самых воспроизводимых художественных образов. Леонардо да Винчи, без сомнения, самый известный художник эпохи Возрождения.

Шедевр: Мона Лиза (1517)

Мона Лиза (1517)

Другие известные работы:

  • Тайная вечеря (1498)
  • Витрувианский человек (1490)
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: