Гвоздев Роман Витальевич
Роман Гвоздев. Фото: Фотография предоставлена художником
«Местом своего рождения выбрал г. Владивосток, в ныне далёком 1976 году. Закончил, с отличием, детский сад, затем с горем пополам школу, а заодно факультет истории и философии ДВГУ (ДВФУ). В итоге, поступил в аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию по специальности «07.00.07». По этой причине на данный момент не только художник, но и учёный – этнограф, этнолог и антрополог. Тем не менее, рисую гораздо дольше, чем занимаюсь наукой — начал буквально до детсадовского возраста.
Закат. Ослиные уши. Бумага, акварель, белила. 48х62. 2016 год. Фото: Фотография предоставлена художником
Зеленая волна. Бумага, акварель, белила. 48х62. 2017 год. Фото: Фотография предоставлена художником
Пирс на острове Петрова. Бумага, акверель. 48х63. 2018 год.. Фото: Фотография предоставлена художником
Рассвет в Китайской дымке. Бумага, акверель, белила. 49х33. 2016 год.. Фото: Фотография предоставлена художником
Шторм на Набережной. Бумага, акварель, белила. 49х33. 2016 год.. Фото: Фотография предоставлена художником
1 / 5
Не могу никого назвать в качестве своих наставников. Не сложилось. Учился всему сам. Изначально увлекался графикой, как и большинство прямо в школьных тетрадях. Позже освоил масляную технику, движимый, идеей написания реалистичного моря и волн — влияние Айвазовского.
Затем ушёл от реализма в полную изобразительную абстракцию – безответные чувства веская причина сойти с ума. И даже первая персональная выставка под названием «Красная запятая» была именно в этом направлении. Затем были портреты и вновь море. И вот, когда уже почти получилось написать маслом, что хотел, художественные поиски неожиданно привели в акварель. Пришлось многое начинать заново. Но акварель как воронка затянула своей непредсказуемостью, сложными эффектами и вот уже несколько лет продолжает открывать новые грани. Всё это привело к персональной выставке-проекту «Я просто жду свою волну» и, главное, чёткому осознанию себя художником. По-прежнему идеей фикс является написание реалистичного моря, морского прибоя, только уже в технике акварели».
Природа: как формировался карельский рельеф
Около 18 тысяч лет назад вся территория Карелии была покрыта льдом. Климат менялся: ледник то подтаивал, то, наоборот, становился мощнее. Прибавьте землетрясения — и вот вам карельский рельеф, говорят геологи.
Ледник
Из талых вод ледника в Карелии возникло более 60 тысяч озер. Большинство из них вытянуто в северо-западном направлении — так двигался ледниковый покров.
“В Карелии выдающийся и всем известный сельговый рельеф. Сельга в переводе с финского — гряда, — говорит Татьяна Шелехова, старший научный сотрудник Института геологии КНЦ РАН. — Например, в Заонежье узкие длинные заливы, похожие на норвежские фьорды, чередуются с грядами, которые слегка прикрыты мореной (ледниковыми отложениями, смесью валунов, песка и глины)».
Длинные гряды встречаются в Ругозерье, северо-западном Приладожье, в районе Калевалы.
Следы деятельности ледника можно увидеть по всей республике:
· шрамы, рытвины и борозды на кристаллических породах;
· валуны, галька и пески, которые приняли свою форму в результате переноса талыми ледниковыми водами на большие расстояния;
· «бараньи лбы» — гладкие скалы, обработанные ледником; «курчавые скалы» — скопление «бараньих лбов» — есть в Заонежье и других районах республики;
· Ладожские шхеры – возникли в результате обработки ледником кристаллических пород (они имеют изометричную и округлую формы благодаря гранитоидному составу).
Интересные факты
- Этнограф в раннем детстве переболел черной оспой. В зрелом возрасте он всегда помогал больным, работал добровольцем в приюте для прокаженных.
- Попов открыл первую в Якутске художественную мастерскую и фотолабораторию.
- После смерти Ивана Васильевича в Якутии провели несколько персональных выставок с работами художника.
- В декабре 2022 года состоялась премьера фильма «Не хороните меня без Ивана», в основу сюжета которого легла реальная история из жизни художника. Друг Попова Степан Бересеков периодически впадал в летаргический сон и, чтобы не быть погребенным заживо, путешествовал со своим спасителем. Однажды этнограф спас его во время отпевания в церкви.
Творчество
В Петербурге Иван получил возможность развивать свой талант, он занимался в студии Александра Маковского. В 1905 году мужчина вернулся в Якутию, пополнял этнографические коллекции для музеев. Попов раскапывал могилы в поисках древних артефактов, записывал местные легенды и мистические истории, провел опись всех старинных церквей в регионе.
Учеба в Академии художеств положительно повлияла на репутацию сына священнослужителя, фактически он стал основоположником изобразительного искусства в Якутии. Мужчина является автором целой серии портретов чиновников и епископов, кисти профессионального иконописца принадлежат иконы «Спас Нерукотворный» и «Вседержатель». Сейчас произведения Попова можно увидеть во всех музеях региона и в частных коллекциях.
Первый профессиональный художник Якутии много времени уделял созданию копий работ мастеров мирового уровня, таких как Леонардо да Винчи и Карло Дольчи. Иван Васильевич относил себя к представителям русской школы реализма. К сожалению, многие из его произведений безвозвратно утеряны. Попов сотрудничал с музеями Петербурга, в столице ценили его фотографии, в которых мастеру удавалось передать бедственное положение якутян.
Родной дед передал внуку любовь к этнографии, Иван Васильевич с помощью картин передал тонкости быта местного населения. Художник испытывал уважение к якутскому народу, в своих дневниковых записях называл якутов честными людьми, готовыми на самопожертвование. Попов уделял много времени образованию детей, постоянно находился в разъездах и открывал в улусах школы.
Иван Попов с художниками Якутии / Фото: «Якутскъ»
Якутский этнограф пытался спрятаться от ужасов Гражданской войны, однако затворничество не уберегло его семью от катастрофы. Родной брат художника Николай Попов был расстрелян, за родственные связи со священнослужителями мужчина подвергался преследованию. Последние годы жизни Иван Васильевич провел на посту метеоролога.
Век позапрошлый: на Север за новой красотой
Если русским художникам первой половины XIX века хотелось непривычных для российской средней полосы пейзажей, то они писали, например, Италию… Однако к концу века образованному русскому обществу все больше и больше хотелось найти и понять себя — свою страну, народ, культуру, историю. Это вообще было время открытий: открывали светящуюся красками древнюю русскую икону, веками прятавшуюся под слоями записей и копоти, открывали и заново прочитывали родную историю. Открывали особенность северной природы — скупой и в то же время очень выразительной, ее красоту, ее цветовое звучание, особенную северную архитектуру.
В 1884 году по инициативе мецената Саввы Мамонтова отправляются в путешествие и открывают для себя Русский Север Константин Коровин (1861–1939) и Валентин Серов (1865–1911). В работах Коровина Север разный — то почти празднично-многолюдный («Базар у пристани в Архангельске» или «Рыбная пристань в Архангельске»), то графично-суровый («Мурманский берег»), то поэтично-загадочный («Ручей святого Трифона в Печенге»), то представляет собой стихию, с которой ежедневно сталкиваются люди, но которая дает им жизнь, средства к пропитанию («Ловля рыбы на Мурманском море»). Людей, которые неразрывно связанны с окружающим суровым миром увидел и Валентин Серов («Поморы»).
«Базар у пристани в Архангельске», Константин Коровин
В 1890-х годах начал свое северное путешествие по Северной Двине Василий Верещагин (1842–1904)
Сегодня его «северные» работы — не только художественная, но и историческая, этнографическая ценность: с присущим ему вниманием к деталям, умением отобразить главное художник запечатлевал древние деревянные храмы, их внутреннее убранство, портреты людей, живущих в тех краях («Внутренний вид деревянной церкви Петра и Павла в Пучуге», «Икона Николы с верховьев реки Пинеги», «Резной столб в трапезной Петропавловской церкви в селе Пучуге Вологодской губернии», «Зырянин»)
«Внутренний вид деревянной церкви Петра и Павла в Пучуге», Василий Верещагин
Художник Александр Борисов (1866–1934), уроженец деревни Глубокий Ручей Вологодской губернии, показал Север таким, каким до него никто из художников не показывал, в том числе холодно сияющим ледниками Новой Земли, куда Борисов отправился в 1900 году в экспедицию, оказавшуюся непростой и опасной («Во льдах Новой Земли», «Ледник Павла Третьякова»). Но его Север — не только находится «В области вечного льда», как называется одна из работ. Даже в таких суровых условиях, которые, казалось бы, категорически не совместимых с понятием уют, живут люди, обустраивают быт («В гостях у самоеда», «Чум ненцев в Малых Кармакулах», «Самоед на берегу моря»).
«Чум ненцев в Малых Кармакулах», Александр Борисов
Михаил Нестеров (1862–1942) поездкой на Соловки открыл для себя другой Север — молитвенный, помогающий своей аскетический строгостью духовному деланию. Здесь человек научается жить в мире со всем окружающим («Лисичка», 1914), а внешнее суетливое движение заменяется напряженным движением души («Молчание», 1903).
«Молчание», Михаил Нестеров
Иван Билибин (1876–1942) на Север начал ездить с 1902 года — чтобы увидеть, познакомиться, запечатлеть (на фотографиях, в картинах, в собственном сознании) красоту народного творчества, которое здесь еще сохранялось. Казалось, слышанное в русских сказках в северных деревнях оживало — в резных предметах быта, в красочных вышивках, в узорных наличниках…
«Село Подужемье. Кемский уезд. Архангельская губерния» 1904 г. Билибин
Север в его работах полусказочен и одновременно — фактически точен. Он передает услышанную музыку края ритмом спускающихся к воде изб, высоких мачт лодок, бревен мощных, высоких деревянных церквей, в которых, однако, чувствуется безжалостная рука времени.
Шмуцтитул к статье И.Я. Билибина «Народное творчество Русского Севера». Журнал «Мир искусства». № 11. 1904 год
Увиденное в поездках Билибин осмысляет и с помощью слова — в статьях «Остатки искусства в русской деревне» и «Народное творчество Русского Севера». Это художественно-этнографический анализ архитектуры, быта, особенностей народного искусства, но с глубоким личным отношением и с болью, что народное искусство исчезает даже здесь, на Севере.
«Птицы все больше фантастические, очень сильно орнаментованные. Наиболее пышным узором считалась “пава-птица”, птица, иногда чрезмерно удлиненная, с громадным древовидным хвостом», — писал Билибин про северную вышивку в статье «Народное творчество русского Севера». Читаешь эти строки и представляешь себе сказочных птиц из работ Билибина…
2
Сколько могут стоить картины Сурикова. Примеры уходов
Как мы писали выше, Николай II утверждал, что картины Сурикова обязательно должны стать народным достоянием, а не храниться в частных коллекциях. Так и вышло, ведь значительная часть его произведений сегодня рассредоточена во многих крупных музеях, особенно известные масштабные полотна. На аукционах же появляются в основном этюды, эскизы или графика, да и те выставляют редко. Их стоимость отнюдь не маленькая, так как коллекционеры готовы платить за них десятки и сотни тысяч долларов. Например, эскиз жены стрельца к холсту «Утро стрелецкой казни» был продан в 2004 года на торгах Christie`s за 106 тысяч фунтов стерлингов, а этюд казака к холсту «Покорение Сибири Ермаком» ушел за 55 тысяч фунтов стерлингов там же, но уже в 2010 году.
Эскиз жены стрельца к картине «Утро стрелецкой казни». 1880 г.
Кстати, сам Суриков не стеснялся называть высокие цены за свои этюды. Когда однажды к нему пришли И. Грабарь и его знакомый коллекционер, художник называл цену за каждый этюд в районе 5 тысяч рублей. В ответ на просьбу сбавить цену он возразил, что он бы и рад, да имя не позволяет ему это сделать. Как видим, сегодня его этюды тоже в цене.
Изредка уходят и небольшие картины художника. Так, в декабре 2013 года с торгов «Знакъ-Арт» продали сразу две его картины. Первой оказался небольшой портрет размерами 30,5 х 21 повзрослевшей Оли Суриковой, написанный художником в 1897 году. Его приобрели почти за 91 тысячу долларов. Вторая работа представляет собой пейзаж «Крым. Ай-Петри», созданный живописцем в начале XX века. Картина ушла с молотка за 121,2 тыс. долларов. Обе эти работы, а также названный выше эскиз жены стрельца образуют тройку самых дорогих на сегодня картин, проданных на официальных торгах.
В. Суриков. Потрет О.В. Суриковой. 1897 г.
Вообще за период с 1989 по 2021 годы на торги выставляли только 63 работы Сурикова, среди которых живописных работ 37, а остальное — графика. Их средняя стоимость составила почти 30 тысяч долларов. Из них была продана 41 работа, причем большая часть уходов состоялась до 2008 года. За последнее же десятилетие число выставленных картин и вовсе сократилось до десятка, так как коллекционеры не торопятся расставаться с уже купленными шедеврами Сурикова. Нетрудно догадаться, что более крупные работы могут вызвать ажиотаж и будут претендовать на многомиллионные суммы.
Большая любовь Василия Сурикова к русской истории, наблюдательность, талант и трудолюбие сделали свое дело. Именно благодаря их сочетанию художник оставил нам в наследие эпические произведения, которые сегодня украшают лучшие музеи и трепетно хранятся в частных коллекциях.
Личная жизнь
Иван Васильевич женился в 1909 году, его избранницей стала Лукия Никитина, девушка из бедной якутской семьи. Совместная личная жизнь супругов сложилась трагически: жена заразилась туберкулезом, а все попытки Попова вылечить любимую завершились провалом. Беременность усугубила течение болезни, после рождения дочери Фомаиды женщина скончалась.
Второй раз художник женился, когда ему исполнилось 50 лет, он сделал выбор в пользу якутянки Феклы Халыевой. Жена тоже переболела туберкулезом, однако в этот раз художник сумел излечить возлюбленную. У Попова родились пятеро детей — три сына и две дочери.
Детство и юность
Иван Попов родился 7 мая 1874 года в селе Ытык-Кюёль в Якутской области Российской империи в семье священнослужителя. Мальчик пошел по стопам отца и получил образование в Якутской духовной семинарии, служил в церкви. Он много путешествовал по родному краю, общался с шаманами и заключенными.
Иван Попов в детстве с семьей / Фото: «Якутскъ»
В детстве Попов испытывал тягу к рисованию. Так как в Якутии не было никаких школ, Ивана можно назвать художником-самоучкой. Родители не поддерживали хобби сына, однако родственники нашли компромисс — парень стал преподавать в семинарии, а в 1902 году отправился в столицу, где обучался на иконописца.
Увлечение внука поддерживал его дед, протоиерей Димитриан Попов, с именем которого связано зарождение якутской письменной литературы. Он оказал огромное влияние на Ивана, мальчик всегда внимательно слушал рассказы, основанные на эпизодах из жизни родственника. Поддержку молодому человеку оказывал также епископ Мелетий. В автобиографии будущий художник дал священнослужителю следующую оценку:
Самые знаменитые картины Василия Сурикова
Картина Сурикова «Утро стрелецкой казни»
После окончания Академии художеств Василий Суриков поселился в Москве и с восторгом гулял по его улочкам, рассматривал дома, храмы, прохожих… Во время одной из таких прогулок вблизи Кремля в его воображении внезапно так отчетливо представилась казнь стрельцов, что этот образ больше уже не мог выйти из его головы. Хотя реальные казни проходили в 1689 году, то есть за два века до этого, Суриков словно бы вместе со стрельцами переживал их. Он так погрузился в изучение истории стрельцов, что каждую ночь ему снились казни, он переживал сильный страх и с облегчением просыпался по утрам.
Искусство: как началась мода на Север
Долгое время для русских художников-пейзажистов творческой меккой была Италия. Императорская Академия художеств с момента основания в 1757 году отправляла своих стипендиатов в Европу изучать историю и технику живописи. Программа обучения в пейзажном классе вменяла в обязанность копировать ландшафты иностранных мастеров, изображение русского пейзажа не допускалось. Достойной изображения считалась только природа Италии. Карл Брюллов как-то заметил, что у нас все время зима, а писать зиму и снег невозможно: «Все выйдет пролитое молоко».
Однако первый подлинно русский пейзаж создал именно ученик Брюллова — художник Никифор Крылов.
Со второй половины XIX века российские художники перестали ездить за красотой в Италию, окружающий их ландшафт уже не казался им невзрачным и невыразительным. Стал формироваться самобытный русский национальный пейзаж. Сначала мастера отдавали предпочтение средней полосе и южным степям. А затем началась мода на Север.
Валаам
В 1868 году Академия художеств включила в программу для студентов обязательные этюды на Валааме. Пейзажисты Иван Шишкин, Архип Куинджи, Александр Гине, Павел Джогин, Федор Васильев, Петр Балашов, Николай Рерих посвятили природе и архитектуре острова свои работы — всемирно признанные шедевры.
“Для Куинджи, Рериха, Васильева, других мастеров пейзажного жанра Север — это прежде всего проблема света и цвета, — говорит искусствовед музея ИЗО РК Алла Мельникова. — Такого яркого рассеянного света нет ни в какой другой географической зоне. Принято считать, что северной природе не свойственны яркие цвета, резкие линии, четкие грани: воздух влажен, очертания расплывчаты, все зыбко, мягко, почти неуловимо. Однако северный пейзаж открывает взору удивительные воздушные дали и зеркальную гладь воды, бесконечные просторы ландшафтов в соединении с конкретностью природного и архитектурного мотива”.
Алла Мельникова. Фото: “Республика” / Леонид Николаев
По словам Аллы Мельниковой, большой вклад в эстетизацию северной природы внес Василий Поленов, создатель лирического направления в этом жанре. Выпускник Олонецкой губернской мужской гимназии Петрозаводска, Поленов посвятил красоте пейзажных видов южной Карелии 38 своих живописных работ.
Николай Рерих несколько лет жил с семьей в Сортавале и в этот период часто бывал на Валааме, которому посвятил серию картин «Ладога». Увлеченность художника мифологией и религиозными аспектами искусства, прославившими его в дальнейшем, начиналась именно на карельском Валааме.
Что касается Ивана Шишкина, то Русский Север подарил ему любимый мотив – изображение сосен (искусствоведы говорят, что из всех видов деревьев у Шишкина больше всего сосен).
Путешествие на Север
В 1894 году знаменитый меценат Савва Мамонтов, строивший железную дорогу от Вологды до Архангельска, предложил художникам Константину Коровину и Валентину Серову совершить путешествие по Белому морю и Кольскому полуострову в Швецию и Норвегию. Из двухмесячной поездки художники привезли северные этюды, которые представили на традиционной Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Павильон назвали «Крайний Север», и он произвел настоящий фурор.
«Все были поражены красотой и необычностью увиденного, — рассказывает Алла Мельникова. – Вслед за Коровиным, открывшим Север, в Архангельскую губернию, на Мурман, в Карелию потянулись и другие художники – Василий Переплётчиков, Абрам Архипов, Сергей Виноградов, Александр Борисов, Леонард Туржанский, Николай Досекин, Николай Прахов, Николай Клодт. Появился новый тип русского пейзажа – «северный пейзаж», по суровой красоте и непривычности затмевавший южный. Кроме того, северные этюды Коровина и Серова утвердили в русской живописи 1900-х годов господство благородной гаммы жемчужных и серо-пепельных тонов. Сам Коровин говорил, что нигде не встречал такого многообразия оттенков цвета, как на якобы монохромном Севере».
Век прошлый: новый мир и героика Севера
После революции внимание искусства было приковано к построению новой жизни, появлению «нового человека», — на всей протяженности бывшей Российской империи, и здесь географические нюансы были не особо важны. Но уже в тридцатые годы, когда появилась задача показать эту самую новую, изменившуюся жизнь людей во всех уголках страны, художников специально стали отправлять в экспедиции на Север
В таких экспедициях побывал и Михаил Гуревич, позднее ушедший добровольцем на фронт и погибший в 1943 году. Его работы, посвященные Северу, — романтическое яркое проживание увиденной природы, достижений техники («Полярный разведчик “Персей”», 1933; «Волны Баренцева моря», 1933; «Порт Игарка», 1932). Кстати, его работы показывают, что соцреализм еще не захватил власть, не стал единственно возможным способом художественного выражения, и художники могли решать свои художественные задачи иначе, так, как казалось интересным им
Но уже в тридцатые годы, когда появилась задача показать эту самую новую, изменившуюся жизнь людей во всех уголках страны, художников специально стали отправлять в экспедиции на Север. В таких экспедициях побывал и Михаил Гуревич, позднее ушедший добровольцем на фронт и погибший в 1943 году. Его работы, посвященные Северу, — романтическое яркое проживание увиденной природы, достижений техники («Полярный разведчик “Персей”», 1933; «Волны Баренцева моря», 1933; «Порт Игарка», 1932). Кстати, его работы показывают, что соцреализм еще не захватил власть, не стал единственно возможным способом художественного выражения, и художники могли решать свои художественные задачи иначе, так, как казалось интересным им.
«Полярный разведчик “Персей”», Михаил Гуревич
Участвовал в арктической экспедиции и Федор Решетников (1906–1988). В своих «северных» работах он показывает героику арктической жизни, эта героика — и в драматических моментах, и в художественном рассказе о жизни полярников («Больной О. Ю. Шмидт покидает лагерь челюскинцев», 1934; «Первый камбуз на льдине», 1934).
3