«Сусанна и старцы»: как библейская легенда стала вызывающим произведением искусства
Книга пророка Даниила, являющаяся частью Ветхого Завета, содержит захватывающую историю о женщине по имени Сусанна и двух старцах возжелавших ее. Сама история известна еще с древнейших времен, но лишь в эпоху Возрождения приобрела особую популярность став сюжетом для весьма вызывающих произведений искусства.
Но что же это за история и почему она стала столь популярна?
«Сусанна и старцы». Гвидо Рени, конец XV — начало XVI века.
Согласно Книге пророка Даниила, в Вавилоне жил богатый человек Иоаким, с красивой и благочестивой женой по имени Сусанна, ставшей объектом вожделения двух старцев (по всей видимости, являвшихся не только весьма уважаемыми людьми, но и местными старейшинами).
Возбудилось в них желание……их мысли сбились с пути, глаза их сбились с пути… «Сусанна и старцы». Массимо Станционе, начало XVII века.
В один из дней они тайно спрятались в саду Сусанны, когда она пошла искупаться, и стали подглядывать.
Ибо …им было стыдно сообщить о вожделении своем… «Сусанна и старцы». Якопо Тинторетто, 1557 год.
Примечательно, что по Библии подобное происходило уже неоднократно
…и старцы прилежно наблюдали за ней каждый день…
Но в этот раз, после того, как Сусанна искупалась и уже собралась возвращаться домой, старцы остановили ее и принялись домогаться, шантажируя, что в случаи если она не даст им то, что они хотят.., то будет обвинена в прелюбодеянии.
«Сусанна и старцы» Артемизия Джентилески, 1610 год.
Но Сусанна осталась непоколебимой, отказалась и закричала.
Старцы схватили Сусанну, отвели в город и объясняли людям, что застали ее за прелюбодеянием с неизвестным человеком.
«Сусанна и старцы». Геррит ван Хонтхорст, 1655 год.
- После этого они публично осудили женщину и приговорили ее к смерти.
- Но когда решение суда уже должно было быть приведено в исполнение, появился пророк Даниил, получивший послание от Святого Духа, и решил сам допросить свидетелей.
- Он спросил старцев независимо друг от друга, под каким деревом Сусанна обманула мужа.
«Сусанна, старцы и пророк Даниил».
- Один из них заявили, что под кедром, другой сказал, будто то дуб был.
- Когда и еврейские власти, и народ услышали обоих лжецов, оба они были уличены в лжесвидетельствовании и казнены по закону Моисея.
- С христианской точки зрения, спасение Сусанны наиболее известно как явление Даниила в качестве пророка и судии.
«Сусанна и старцы» Бартоломео Джузеппе Кьяри, 1654 год.
Но многие художники эпохи Возрождения использовали эту библейскую историю лишь как хороший и вполне богоугодный повод, чтобы изобразить обнаженное женское тело обосновав это ветхозаветным сюжетом.
Легенда о Сусанне. Взгляд Рембрандта
Сусанна и старцы — очень популярный в живописи сюжет из библейских апокрифов.
В то время как Сусанна обнажённая купалась в своём саду, за ней подглядывали два старика (уважаемые старейшины, которые евреями были избраны судьями), а затем, угрожая обвинить её в прелюбодеянии, пытались уговорить её отдаться им.
Сусанна отказалась удовлетворить желание старейшин, была ими ложно обвинена и приговорена за это к смерти, но в последнюю минуту была спасена благодаря пророку Даниилу, который допросил старцев раздельно. Лжесвидетели были уличены во лжи и казнены.
На эту тему написано множество работ — в том числе великолепных, кисти, например, Тинторетто или Рубенса. Ими можно любоваться бесконечно:
Якопо Тинторетто
Питер Пауль Рубенс
Гвидо Рени
Себастьяно Риччи
Мы видим, что художники активно использовали сюжет легенды, чтобы показать красоту и соблазнительность женского тела, причём часто сюжет о целомудрии приобретал откровенно эротическую трактовку:
Алессандро Аллори
- Джентилески Артемизия
- Теперь посмотрим, какова Сусанна на взгляд великого голландца.
- Рембрандт «Купание Сусанны»
На примере этой картины можно видеть, насколько его трактовка сюжета могла отличаться от большинства работ на ту же тему.
Юная Сусанна, почувствовав чьё-то недоброе присутствие, испуганно сжалась, судорожно пытаясь прикрыться первой подвернувшейся под руку тряпкой и не попадая ногой в туфлю. Она смотрит прямо в глаза зрителю.
Этот тревожный взгляд больших тёмных глаз превращает нас в участников происходящего, вызывая смущение, сочувствие и желание защитить.
Пожалуй, никто до Рембрандта не переносил на холст простые человеческие чувства так честно, глубоко и нежно. Ему великолепно удавалось передать внутренний мир модели и драматизм события.
Рембрандт писал на исторические, библейские, бытовые темы, выполнил множество портретов и автопортретов. При жизни он познал и славу, и признание, но хватило на его долю также непонимания, зависти и забвения.
Современные ему модные художники, имена которых теперь ничего нам не скажут, даже обвиняли Мастера в том, что он не умеет рисовать, поскольку манера его письма была далека от салонной живописи, и в то же время он не следовал слепо классическим эталонам.
Рембрандт своенравно не желал потакать модным тенденциям, он следовал своим путём в искусстве. Главной темой его творчества был человек и его жизнь без приукрашенности и прилизанности — человек, как он есть. Благодаря любви к жизни и человечности, Рембрандт своим мастерством выводит нас за пределы внешней красивости.
Даже самые некрасивые тела он любит так же, как любит жизнь, и возвышает их своим искусством. Скульптор Огюст Роден говорил: «Красоту у Рембрандта рождают контрасты между обыденностью физической оболочки и внутренней одухотворённостью».
Умер Мастер в бедности, и даже место его захоронения затерялось (в Амстердаме есть его «символическая могила»), но великое наследие осталось в память о нём на многие века. Рембрандт Харменс ван Рейн в полной мере воплощает слова, сказанные Леонардо да Винчи: «Хороший художник должен уметь писать две вещи — человека и душу».
Глобальное использование файлов
Следующие другие вики используют этот файл:
- Использование на an.wikipedia.org
- Использование на ar.wikipedia.org
- رعاة أوروبا
- الب: رعاة أوروبا في المسيحية حسب البلد
- Использование на ast.wikipedia.org
- Анксель
- Барроку
- Использование на ca.wikipedia.org
- Использование на cs.wikipedia.org
- Использование на de.wikipedia.org
- Использование на en.wikiquote.org
- Уильям Джеймс
- Wikiquote: Цитата дня / ноябрь 2011 г.
- Wikiquote: Цитата дня / 11 ноября 2011 г.
- Использование на en.wiktionary.org
- Использование на es.wikipedia.org
- Barroco
- Анхель
- Рубио
- Гвидо Рени
- Сатанизм
- Мария Ауксилиадора
- Мария Ауксилио де лос Кристианос
- Куросицудзи
- Doctrina de la Iglesia católica
- Использование на eu.wikipedia.org
- Использование на fy.wikipedia.org
- Использование на it.wikipedia.org
- Лука Джордано
- Арканджело Микеле
- Опере ди Гвидо Рени
- Использование на ko.wikipedia.org
- 미카엘
- 미카엘 (대천사)
- Использование на lmo.wikipedia.org
- Использование на lt.wikipedia.org
- Аркангелас Миколас
- Arkangelas
- Использование на ne.wikipedia.org
- Использование на oc.wikipedia.org
- Использование на pt.wikipedia.org
- Использование на scn.wikipedia.org
- Использование на sv.wikipedia.org
- Использование на ta.wikipedia.org
Гвидо Рени и две его картины
Гвидо Рени учился живописи с 9-ти лет. За свою не слишком долгую жизнь он написал много картин и почти все шедевры. Женские образы ему удавались как-то особенно, возможно, потому, что прекрасно передавал эмоции. Вот две картины, диаметрально противоположные по смыслу, и даже удивительно, что они созданы одним художником.
Рени написал Деву совсем юной, в окружении девушек-мастериц. Художник особым образом подчёркивает её значимость уже в молодом возрасте. Восемь девушек, занятых рукоделием, собрались вокруг Девы Марии.
Они занимаются своим делом и увлечённо слушают о чём та им говорит
Главную фигуру Гвидо Рени поместил в центр картины, тем самым подчёркивая её исключительную важность, даже отсутствие светотени — художник пытался изобразить лицо вполоборота, наводит на мысли о том, что это не спроста: этой высветленностью лица и фигуры подчёркивается избранность Девы
Нет перспективы, фон моногамный, все играет на значимость центральной фигуры и делает, кстати, картину удивительно современной. Так могли бы написать сегодня, если бы нашелся еще один такой тонкий гений живописи, как Рени.
И вот картина, наполненная совсем другими чувствами – внутренним волнением, ожиданием чего-то неизведанного и чудесного… Бог Юпитер принимает форму быка, чтобы унести Европу через море в этом чрезвычайно необычном изображении знаменитого мифа.
В других картинах, у Тициана, например, она полна сексуальной напряженности.
Рени, однако, изображает полностью одетую Европу, удобно сидящую на ее ласковом и нежном звере. Она смотрит на небо в образе католической святой.
Это образ божественного откровения, типичный для высокого барочного стиля. Он мог бы показаться абсурдным, если бы не великолепное мастерство Рени. Его серое море значительно отличается от традиционных синих или зеленых океанов более раннего искусства. Бык также каменистый серый, как статуя. Против этого он устанавливает блестящие розовые, синие и золотые платья Европы, этим создается цветочная, яркая, ароматная красота.
Рени Гвидо. Барокко | World of Art
Динамичная композиция картины подчинена действию, объединяющему всех персонажей. Попытка драматизации действия в духе Караваджо, приобрела у Рени, как и у болонцев, театральную аффектацию. Особенно выразительна фигура матери с младенцем на руках, с криком убегающей от убийцы, с занесенном ножом. Фон картины художника напоминает красивую сценическую декорацию. В некоторых работах Гвидо Рени этого времени появляется больше повествовательности, обилие бытовых деталей («Моисей и сбор манны небесной», 1614-1615, Равенна, собор), но фигуры главных персонажей по-прежнему хорошо смотрятся издали. Глубокий пиетет Гвидо Рени к изучению наследия античности и Рафаэля проявился в росписи плафона палаццо Роспильози («Аврора», 1613-1614). Грация легких, словно парящих фигур, гармония ритма композиционного строя, чистые светлые тона красок придают изысканную красоту этой фреске живописца, пополнившей галерею шедевров, созданных в Риме болонскими мастерами.
Богатая палитра цвета, динамика, присущи известному полотну Рени — «Аталанта и Гиппоменей» (1622-1625, Неаполь, Национальный музей, галерея Каподимонте, второй вариант — Прадо, Мадрид). Скрещенные и ярко освещенные холодным светом фигуры переданы в резких движениях, эффектно выделяются на коричнево-голубом фоне земли и неба. Развевающиеся края их пеплосов тоже привносят острую динамику в композицию. На протяжении всего творчества Рени будет сохранять верность своей стилистике, основанной на богатой палитре ярких холодных цветов и динамичной композиции. Хотя в этот период живописная манера художника приобретет большую утонченность: краски станут более прозрачными, образы более печальными и нежными. Лучшие свои картины Рени отсылал в церкви Болоньи и другие города, что способствовало распространению влияния его манеры. Кроме того, работы Рени много копировали его многочисленные ученики.
Характерным примером поздней манеры Рени может служить полотно «Похищение Елены» (1631, Музей Лувр, Париж), исполненное для Болоньи. Композиция приобретает в нем большую статику: она обрела строгую выверенность и совершенное равновесие всех элементов — цвета, света, рисунка, что свидетельствует об усилении классицистического начала. Образы наделены благородной красотой и изнеженной грацией. Кажется, что они движутся под звучащую музыку барочных театральных мелодрам.Рени был учителем целого ряда живописцев, Лаури, Лолли, Динарелли, Элизабеты Сирани, Джесси, Сементи, Марескатти, Руджиери, Кантарини, Лафранко, Читтадини и многих других. Из картин Гвидо Рени, кроме вышеупомянутых, наибольшей известностью пользуются: «Подвиги Геркулеса» (Музей Лувр, Париж), «Се человек» (Картинная галерея, Дрезден), «Клеопатра» (Палаццо Питти, Флоренция), собственный портрет (Капитолийский музей, Рим) и женский портрет (Музей Прадо, Мадрид).
В Государственном Эрмитаже имеется одиннадцать картин Рени, из которых лучшими могут считаться: «Поклонение пастырей», «Поклонение волхвов», «Святое семейство на пути в Египет», «Апостол Петр», «Отцы церкви, рассуждающие о бессемянном зачатии», «Святой Иероним», «Похищение Европы» и «Юность Богоматери». Живописец Гвидо Рени известен также как гравер; им были исполнены эстампы «Богоматерь с младенцем», по собственной картине, и «Святое семейство» с картины Аннибале Карраччи. Гвидо Рени был ярким мастером болонской школы живописи. Он стал одним из образцов для подражания в системе европейского академического обучения в 17-19 веков, как самый верный последователь классицистического принципа соединения идеализации и натурности. Искусство Гвидо Рени оказало большое влияние на мастеров академического направления в европейском искусстве.
Леонардо да Винчи (1452—1519).
Леонардо да Винчи. Автопортрет. 1512. Королевская библиотека в Турине, Италия.
Леонардо да Винчи — один из титанов Эпохи Возрождения. Он колоссальным образом повлиял на развитие живописи.
Именно да Винчи повысил статус самого художника. Благодаря ему представители этой профессии отныне не просто ремесленники. Это творцы и аристократы духа.
Леонардо сделал прорыв в первую очередь в портретной живописи.
Он считал, что ничто не должно отвлекать от главного образа. Взгляд не должен блуждать от одной детали к другой. Так появились его знаменитые портреты. Лаконичные. Гармоничные.
Леонардо да Винчи. Дама с горностаем. 1489—1490. Музей Черторыйских, Краков.
Главное же новаторство Леонардо — это то, что он нашёл способ сделать образы … живыми.
До него персонажи на портретах были похожи на манекены. Линии были чёткими. Все детали тщательно прорисованы. Раскрашенный рисунок никак не мог быть живым.
Леонардо изобрел метод сфумато. Он растушевал линии. Сделал переход от света к тени очень мягким. Его герои словно покрыты еле уловимой дымкой. Персонажи ожили.
Леонардо да Винчи. Мона Лиза. 1503—1519. Лувр, Париж.
Сфумато войдёт в активный словарь всех великих художников будущего.
Часто встречается мнение, что Леонардо, конечно, гений, но не умел ничего довести до конца. И картины часто не дописывал. И многие его проекты так и остались на бумаге (между прочим, в 24 томах). И вообще его бросало то в медицину, то в музыку. Даже искусством сервировки одно время увлекался.
Однако сами подумайте. 19 картин — и он — величайший художник всех времён и народов. А кто-то даже близко не стоит по величию, при этом написав 6000 полотен за жизнь. Очевидно же, у кого КПД выше.
О самой знаменитой картине мастера читайте в статье “Мона Лиза Леонардо да Винчи. Загадка Джоконды, о которой мало говорят”.
Работы художника
- Святой Франциск и ангел, 1605-1607, Пинакотека, Болонья
- Аталанта и Гиппоменей, 1611, Музей Прадо, Мадрид
- Самсон-Победитель, 1611-1612, Пинакотека, Болонья
- Фортуна, дарующая любовь, 1622, Картинная галерея, Ватикан
- Избиение младенцев, 1611, Пинакотека, Болонья
- Смерть Екатерины Александрийской, 1607, Музей Диочезано, Албенья
- Похищение Деяниры, 1621
- Похищение Деяниры, 1621
- Портрет дамы в образе сивиллы, 1640
- Апостол Матфей и ангел, 1635
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: art-100.ru,
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Гвидо Рени: жизнь и творчество художникаПроголосуйте
«Плачущий мальчик», Джованни Браголин (Бруно Амадио) (1950-е годы)
На эту картину невозможно смотреть спокойно, ведь все, кто лицезрел ее, утверждают, что так натурально плачет мальчик, так жалобно и при этом зло он смотрит. Действительно, зрелище не для слабонервных. Хотя и история создания репродукции весьма странная.
По одной легенде, художник изобразил собственного сына. По другой, натурщиком стал бездомный нищий мальчик, над которым Браголин мог ставить любые жестокие опыты, остававшись безнаказанным.
Как бы там ни было, редкий ребенок может плакать «по заказу», а Джованни хотел, чтобы портрет получился натуралистическим. Поэтому зная, что мальчик боится огня, художник подносил к его лицу зажженную спичку. Сын или же беспризорник плакал – Барголин довольный задумкой продолжал работу. Однажды несчастный натурщик не выдержал и крикнул: «Чтоб ты сам сгорел!»
Мы не знаем, насколько эта история соответствует действительности, как и то, что через две недели после того, как картина была закончена, ребенок слег с пневмонией и умер. Вскоре не стало и самого художника, который буквально сгорел в своей же мастерской вместе со всеми картинами. Хотя биографы склонны считать, что легенду с мальчиком придумал сам Барголин, чтобы вызвать интерес к своей работе, а сам он до сих пор жив и здоров. Но, как ни странно, «Плачущий мальчик» начал приносить несчастья всем тем, кто осмеливался его приобрести: стоило ему оказаться в каком-либо доме, как тут же начинался пожар. При этом в огне погибало все, кроме самой картины, которая оставалась целой и невредимой.
В конце 80-х годов газета The Sun устроила своеобразную акцию, собрала копии репродукции (сам художник создал 65 портретов плачущих детей) и сожгла их. С тех пор, по утверждению редакции, проклятие сошло на нет. Но в глобальной сети то и дело появляются сообщения с разных уголков мира о том, что не все экземпляры картины были уничтожены и продолжают творить свои черные дела.
П.Рубенс картина «Сусанна и старцы»
Украшение коллекции фламандского искусства в Ростовском музее — большое полотно мастерской Питера Пауля Рубенса (1577 — 1640) «Сусанна и старцы». Сюжет ее восходит к Ветхому Завету, Книге пророка Даниила. Красивую и набожную Сусанну решили соблазнить двое старцев. Они спрятались возле купальни в саду у Сусанны и, когда она осталась одна, набросились на нее. Старцы пригрозили, что если она не отдастся им, они обвинят ее в прелюбодеянии с молодым человеком — преступлении, каравшемся смертью. Сусанна вырвалась и стала кричать, моля о помощи. Тогда старцы заявили публично, что видели Сусанну с молодым человеком под деревом. Сусанну обвинили и приговорили к смерти. Однако явился пророк Даниил и спросил у каждого из старцев под каким деревом они видели Сусанну, совершающей грех. Получив разные ответы, он уличил их в лжесвидетельстве. Сусанна была оправдана, развратные старцы казнены.
Тема преследования невинной Сусанны была любимым сюжетом художников, начиная с эпохи Возрождения. Они воспевали прекрасное тело женщины в контрасте с безобразными фигурами стариков. Наша картина — гимн обнаженной цветущей фламандке, с золотыми волосами и нежной розовой кожей. Этот тип женской красоты не уставал прославлять великий живописец.
Сусанны изображена сидящей у края бассейна с фонтаном. Композиция выдержана в строгом, недвижно-пластическом стиле, характерном для творчества Рубенса около 1615 г. С большим искусством включены в узкое пространство три фигуры, четко и ясно выражено значение каждой из них.
Один из стариков срывает с женщины покрывало, другой, нагнувшись, уговаривает ее. Застигнутая врасплох, Сусанна слабо сопротивляется движениям и увещеваниям настойчивых старцев. Поза и выражение лица живо передают испытываемые Сусанной стыд и страх.
Так, монументальные и декоративные качества композиции наполняются убедительной жизненной конкретностью.
Эта картина была гравирована Лукой Ворстерманом, работавшим в ателье Рубенса. Виртуозно владевший техникой резцовой гравюры, Ворстерман в 1617 — 1622 гг. воспроизвел главные полотна своего учителя. Эта же композиция украшает интерьер к картине голландского художника Яна Стена «Больной старик», хранящейся в музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.
Знаменитый художник Рубенс, «король живописи и живописец королей», как величали его современники, следовал традиции Ренессанса, считающей, что главное — идея, замысел, а исполнение — это ремесленная сторона искусства.
Рубенс сочинял композицию будущей картины, делал эскиз, а по нему ученики мастера писали ее на большом холсте, который он потом проходил кистью или сам дописывал наиболее важные места. Наша картина — работа ученика по эскизу мастера.
В мастерской Рубенса работали и учились много замечательных художников, ставших впоследствии знаменитыми. Творчество Рубенса оказало влияние на все фламандское искусство. Картина находилась в коллекции князей Юсуповых во Дворце на реке Мойке в С.-Петербурге. После Октябрьской революции 1917 г.
картина была передана в Эрмитаж. В 1940 г. она поступила в Ростовский областной музей изобразительных искусств.
В РОМИИ (пр.Чехова, 60) на постоянной выставке «Западноевропейское искусство» можно увидеть картину знаменитого художника Питера Пауля Рубенса «Сусанна и старцы».
Люцифер и Михаил
Архангел Михаил повергает Люцифера, Francesco Maffei
Борьба с Люцифером — это символичный момент, так как соединяет в себе все аспекты культа Архангела Михаила. Вполне логично что святой (раз его возвели в ранг командира войска Господнего) должен быть победителем Сатаны и всей Тьмы, которая существует в нашем мире. Именно этого освободителя в нем увидели люди.
Основная задача Михаила — борьба с Люцифером, которая не заканчивается поражением второго в самом начале создания вселенной. В начале всех времен Михаил свергнул противника, одолел, а в конце времен поведет всех усопших верующих на Страшный суд. И между двумя этими крайними точками, которые являются началом и концом истории человечества, Архангел Михаил все еще борется с Люцифером ради всего человечества.
Творящий чудеса, защищающий праведников, поражающий злые силы своим праведным мечом Архангел Михаил является хранителем душ усопших и заступником живых. Обращайтесь к нему с молитвой, и вы получите поддержку одного из самых сильных божественных помощников.
Биография
Гвидо Рени. Похищение Деяниры, Лувр
Гвидо Рени родился в Болонье в семье музыкантов и был единственным ребенком Даниэле Рени и Джиневры Поцци. В возрасте девяти лет он поступил в ученики к проживавшему в Болонье фламандскому живописцу Денису Калверту. Вскоре к нему присоединились в этой студии Альбани и Доменикино. Он также мог обучаться у художника по имени Феррантини. Когда Рени было около двадцати лет, трое учеников Калверта, включая его самого, перешли в растущую конкурирующую студию под названием «Академия дельи Инкамминати», возглавляемую Лодовико Карраччи. В 1598 году, после спора с Карраччи, Рени покинул студию. В это же время он создал свои первые гравюры, серию, посвященную визиту папы Климента VIII в Болонью в том же году.
К концу 1601 года Рени и Альбани переехали в Рим, чтобы работать под руководством Аннибале Карраччи, кузена Лодовико, над фресками дворца Фарнезе.
Ещё до переезда в Рим, Гвидо Рени расписал фасад палаццо Цани в Болонье и исполнил для болонской церкви Сан-Микеле-ин-Боско образ «Святой Бенедикт в пустыне». В Риме им были написаны по заказу кардинала Боргезе картина «Распятие святого Петра» (находится в Ватиканской галерее) и знаменитый плафон «Аврора» в палаццо Паллавичини-Роспильози. По возвращении Рени на родину из-под его кисти вышло «Избиение младенцев» (находится в Болонской пинакотеке). Вскоре он снова отправился в Рим, по вызову папы Павла V, поручившего ему расписать стены капеллы в квиринальском дворце сценами из жития Богородицы. Также папа Римский заказал Рени картину «Поклонение кресту» для церкви Сан-Грегорио. Дальнейшие работы Рени: «Рай» для базилики Сан-Доминико в Болонье, «Вознесение» для церкви Сан-Амброджио в Болонье, «Распятие» для капуцинской церкви в Генуе (находится в Болонской пинакотеке), «Собирание небесной манны» и другие фрески в Равеннском соборе. В 1622 году Рени трудился над украшением капеллы святого Януария в Неаполе, но вскоре принужден был удалиться оттуда, спасаясь от преследований и мести со стороны завидовавших ему живописцев Ланфранко и Риберы. Под конец своей жизни он предался азартным играм, страсть к которым мало-помалу погубила его талант.