Облака и метафизика
Есть еще одна деталь, сближающая творчество Куинджи с идеями эпохи романтизма. На вышеупомянутой картине «Осенняя распутица» изображена бескрайняя степь. Когда небо сливается с землей, мы можем потерять ориентиры — точно так же мы теряем их в лесу, который обступает нас со всех сторон. Но ведь и романтики предлагают нам отказаться от ориентиров, превознося ценность мира как тайны, в которой исчезают привычные способы решения проблем и задач. Потерю ориентиров в лесу хорошо видно на картине «Березовая роща (Лес)» (1880-х годов), которую Куинджи создал в годы затворничества (с 1882 по 1910, год смерти художника):
Березовая роща. Архип Куинджи. 1880-ые годы
Но что произойдет, если мы действительно потеряем все привычные для нас ориентиры, заблудимся в лесу и наша рациональность больше не сможет прийти нам на помощь? Что будет, если мы окажемся в состоянии, которое нам транслирует картина «Поляна в лесу. Туман» (1890-е годов)?
Поляна в лесу. Туман. Архип Куинджи. 1908 год
Ответ можно отыскать в творчестве самого Куинджи. Если присмотреться к одной из самых известных его картин — «Березовая роща» (1879), то на ней некоторые деревья по форме напоминают облака:
Березовая роща. Архип Куинджи. 1879 год
А на полотне 1890-х годов «Облако над степью» (1890-х годов), кажется, что облако по форме напоминает деревья, расположенные по — в особенности, если брать более поздний вариант этого полотна (1901):
Облако над степью. Архип Куинджи. 1890-ые годы
Березовая роща. Архип Куинджи. 1901 год
Но наиболее отчетливо, на мой взгляд, близость облаков и деревьев зафиксирована в полотнах «Дерево на фоне вечернего неба» и «Лесное озеро. Облако» (обе картины начала XX века):
Дерево на фоне вечернего неба. Архип Куинджи. 1890-1895 годы
Лесное озеро. Облако. Архип Куинджи. До 1890 года
И здесь, если моя догадка о схожести деревьев и облаков верна, начинается метафизика. Деревья возвышаются до облаков, а небо как бы спускается на землю, и нам открывается что-то надприродное в природе, надфизическое в физике. Оказавшись в лесу и потеряв ориентиры, мы понимаем, что этот лес больше и не лес вовсе: в нем происходит тайна общения земли и неба.
А на картине «Ночь на Дону» (1882) можно увидеть, что в сказочном лесу Куинджи происходит и встреча со светом — тем, который может быть незаметным для нас в суете и спешке обыденной жизни. Этот мотив встречи с тайной, происходящей здесь и сейчас, один из ключевых в творчестве Куинджи в целом.
Ночь на Дону. Архип Куинджи. 1882 годы
Годы затворничества
В 1880-м году художник старательно подходит к выставке своей одной картины в Обществе поощрения художеств «Лунная ночь на Днепре», которая производит приятное впечатление на зрителя. Полотно становится лакомым кусочком для коллекционеров, но приобрести его смог лишь Великий князь Константин Константинович.
Затем состоялось ещё несколько выставок, но внимание зрителя рассеялось, столкнувшись с разочарованием — картина Куинджи «Днепр утром». Расстроившись, художник замолкает на целых двадцать лет. Публике сложно объяснить это молчание, в основном ссылаются на то, что Архип исчерпал себя и выпал в творческий кризис
Но, на самом деле, Куинжди устал от постоянной суеты, что сопровождала выставки
Публике сложно объяснить это молчание, в основном ссылаются на то, что Архип исчерпал себя и выпал в творческий кризис. Но, на самом деле, Куинжди устал от постоянной суеты, что сопровождала выставки.
Он искал новые способы передавать цвета в своих работах, чтобы наслаждение жизнью в его полотнах было ещё доступнее. В то время как обвиняется в том, что стремится создать дешёвый эффект и напускной пафос для своих картин, он прячет скрытые подсветки за полотнами.
Куинджи живёт в посёлке Кикене вместе со своей женой. Первое время они жили без особых удобств, в шалаше. Дальше, живописец возводит там небольшое имение и в будущем часто посещает его.
Сочинение-описание по картине Куинджи «Север» — Сочинения, рефераты, доклады на все темы
В творчестве Святослава Рериха постепенно появляются религиозные мотивы. Начало положила работа «Голова францисканского монаха» (1923, Музей Николая Рериха, Нью-Йорк), по оценке самого художника «очень выразительная и полная жизни».
Первоначально полотно предназначалось для Руфи Пейдж, но, когда оно было закончено, художник отказался посылать свое творение в Америку: «Сожалею, что не смогу послать его тебе.
Ожидания не всегда оправдываются, он получился излишне саркастическим, и в нем слишком много жизни.
Подробнее…
Сочинение по картине Поленова «Золотая осень»
В художественной школе нашему классу дали задание: нарисовать осенний пейзаж. В пример преподаватель представил нам иллюстрации нескольких картин. Больше всего меня поразила картина Поленова Василия Дмитриевича «Золотая осень».
Картина выполнена в мягких желтых, голубых и зеленых тонах, это говорит о том, что художник находился в хорошем, спокойном настроении, когда создавал это произведение искусства. Пожелтевшие листья, готовящиеся упасть на землю, напоминают золото. В гуще золотистых деревьев сквозят молодые зеленые сосенки, а три старые сосны, собравшись в кучу, возвышаются над ними.
Подробнее…
Сочинение по картине Серебряковой «За туалетом»
Картина Зинаиды Серебряковой «За туалетом» — это автопортрет самой художницы, который был написан в 1909 году и принес Серебряковой известность далеко за пределами Петербурга, где была выставлена.
В центре полотна изображена молодая женщина, которая совершает утренний туалет. Обстановка комнаты здесь небогата, видно, что здесь изображен обычный домик в деревне. Но разве женщина с картины унывает? Вовсе нет, выражение ее лица, грация, лучистые глаза – все это говорит о радости и счастье этой женщины.
Подробнее…
Сочинение по картине Шишкина Первый снег
Как точно подметил русский народ, что нет правил без исключения. Кто-то недоуменно пожмет плечами: о чем это я? Нет, я все верно, все по теме
Только обратите внимание на картину, о которой предстоит говорить
Трудно со всей категоричностью утверждать, что ее автор – великий пейзажист Шишкин. И совсем не потому, что есть какие-то сомнения.
А что мы видим на картине «Первый снег»? Уныние, слякоть, грязь, сырость, тоску. Переизбыток уныния словно выплескивается на зрителя, такое ощущение, что ноги увязли в рыхлом снеге, перемешанном с раскисшей грязью.
Подробнее…
Сочинение по картине Айвазовского “Морской пейзаж”
Море – необыкновенная и удивительная стихия, которая приковывает к себе взгляды всех мечтателей, мыслителей и мудрецов. Художники, которые имеют смелость взяться за написание такой сложной композиции как движущееся море, называют маринистами. Картины, написанные на холсте маслом, изображающие необъятную голубизну и глубину, вызывают особые эмоции у зрителя.
Художник Иван Айвазовский как никто другой умело изображал море на своих картинах. И не раз он брался за это. Одна из достойнейших его работ называется “Морской пейзаж”. Данная картина была написана в 1870-ом году и до сих пор остается примером классики и шедевра в своем роде.
Подробнее…
Сочинение по картине Репина «Портрет Рубинштейна»
И. Е. Репин, очень любивший музыку, написал портреты многих выдающихся музыкантов. Портрет композитора и дирижера Антона Григорьевича Рубинштейна, который был другом художника, Репин писал много раз. Последний портрет писался с 1909 по 1915 год уже после смерти композитора.
Данный портрет отличается торжественностью, монументальностью. Художник немного приподнимает свою модель, усиливая этим ощущение парадности. Этому же эффекту способствует и выбранная красно-золотистая гамма картины.
Подробнее…
Сочинение по картине Репина “Арест пропагандиста”
Если верить историческим данным, то это произведение Репин рисовал около 9 лет, и спустя три года после завершения, внес все равно изменения.
Репин считался первым художником, кто в своих произведениях сумел затронуть тему народовольчества.
По мнению историков, при написании этой картины у художника возникали проблемы с образом революционера, но все-таки ему удалось изобразить пропагандиста с типичными для него чертами, такими как, борца за социалистическую идею.
Подробнее…
Символизм и диалог со зрителем
Картину «Осенняя распутица» (1870/1872) Архип Куинджи написал под влиянием передвижников и идей народничества. На полотне еще нет леса, но уже хорошо чувствуется реализм: мы видим грязь и застрявшую в ней телегу, которая так и не добралась до дома, исчезающего в тумане. Ощущается трудность преодоления «раскисшего» пространства, «застревание» в нем. Налево ведет тропинка, и, судя по ее направлению (чуть ли не в небо), женщина и ребенок тоже до дома не доберутся. Одинокое дерево из последних сил выглядывает из тумана. Так само содержание картины вступает с нами в диалог, навевает переживания и мысли, а вместе с ними и смыслы.
Осенняя распутица. Архип Куинджи. 1870 год
Но не стоит сводить реальность лишь к набору предметов, ведь они могут становиться символами — указывать на нечто, чем сами по себе не являются.
У русского мыслителя Павла Флоренского есть рассуждения о диалогичности искусства. Он говорит, что картина диалогичнее скульптуры, потому что призывает нас вступить с ней в диалог и дает нам больше возможностей для додумывания, достраивания художественного образа (а книга по этой же причине диалогичнее кино, в котором все образы нам уже даны). В случае с «Осенней распутицей» мы также можем домыслить произведение: воспринять постройку, утопающую в тумане, как дом, до которого не добралась телега, разглядеть в пейзаже осеннее увядание природы, увидеть исчезновение пути, по которому идут люди. Таким образом, содержание картин Куинджи — это не набор предметов, а единство вещей-символов, с которыми можно попытаться выстроить диалог.
«На острове Валааме» (1873) — первая картина Архипа Куинджи, пополнившая коллекцию Павла Третьякова. И на ней уже появляется лес — причем не просто хвойный или смешанный, а дремучий, темный и непроходимый:
На острове Валааме. Архип Куинджи. 1873 год
В русской культуре и сказке в таком лесу живет Баба-Яга, в нем можно заблудиться, это чуждый человеку лес в его дремучем состоянии. В этом смысле Куинджи художник состояний, но состояний не только природы, но и состояний человека, ее созерцающего. Он каким-то образом дает возможность вернуться назад к природе, к ее восприятию и вместе с тем ее осмыслению. Лес на картине — не немая древесина для изготовления мебели. Это не предмет, а вещь-символ, с которой мы вступаем в диалог и на пути этого общения находим путь назад к природе.
Смерть
В 1907 году здоровье художника начало ухудшаться. Сначала он заметил сильную одышку. А весной 1909-го, вернувшись из Крыма, больше недели провел между жизнью и смертью. Врачи сделали рентген и обнаружили сильное расширение сердца и аорты. Болезнь художник запустил основательно. Приступ был купирован, и живописец смог поправиться, но не окончательно.
Архип Куинджи на смертном одре
Следующей весной, во время поездки в Крым, Куинджи остановился в гостинице, где и настигла его болезнь. У него диагностировали воспаление легких. Художнику было 68 лет. В таком возрасте болезнь особенно коварна, а в сочетании с больным сердцем практически неизлечима. Миокардит постепенно убивал гения.
Врачи прописали полный покой, никаких встреч и бесед. Вера Леонтьевна в это время оставалась в Петербурге. Обеспокоенная отсутствием вестей, отправилась в Ялту. На тот момент Архипу Ивановичу стало лучше. Она вернулась в Северную столицу, куда должны были перевезти художника. Но этого не происходило. Она второй раз приехала в Ялту и сама организовала переезд. Врачи советовали лечиться на Кавказе, но мастер предпочел курортный Сестрорецк. Однако и туда ему попасть не удалось.
Памятник Архипу Куинджи
В Петербурге состояние Архипа Ивановича ухудшилось настолько, что стало понятно – дни его сочтены. Два месяца прошли в мучениях. Художник понимал, что смерть уже рядом. Ему хотелось видеть друзей. В это время к нему часто приходили ученики Рерих, Зарубин, Рылов. Друзья также не оставляли его.
Доктор Александр Гаврилович Гурвич записал в своем дневнике некоторые беседы с художником в последние недели его жизни. В частности, он проводил параллель между художниками и врачами, рассуждая:
Могила Архипа Куинджи
Много философских бесед вел талантливый художник в последние дни жизни. Касался он темы искусства, религии и человеческой морали. Будучи добрейшим человеком с широкой душой, уходил он мучительно трудно.
Ранним утром 11 июля 1910 года Архипа Ивановича Куинджи не стало. Гроб с телом поставили в Академии художеств, а оттуда до кладбища его несли на руках ученики. К процессии присоединились нищие, которым не раз помогал художник. Могила «художника света» — на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. К ее оформлению приложили руку архитектор Щусев, скульптор Беклемишев, художник Николай Рерих, мозаист Фролов.
Описание картины Ивана Шишкина «Вид на острове Валааме»
Описание картины Ивана Шишкина «Вид на острове Валааме»
Картина написана Иваном Ивановичем Шишкиным в 1858 году.
Живописец изобразил на полотне остров Валаам. Мы видим самое прекрасное время – лето. Вся зелень настолько сочная, что просто нельзя ей не радоваться. Живописец сумел передать ее свежесть и красоту. Сколько оттенков зеленого цвета использовал Шишкин.
Чтобы максимально естественно изобразить каждую травинку и каждый листик. Они далеко не одного монотонного цвета. Деревья, освещенные лучами летнего солнца максимально естественными. Мы не просто видим их, а словно ощущаем легкое дуновение летнего ветерка, который ласково колышет листья и траву.
Так и хочется оказаться здесь, чтобы насладиться красотой и особой тишиной, наполненной еле слышными звуками природы. Вот-вот застрекочут кузнечики и зашуршат слегка потревоженные листья. Каждая деталь прорисована Шишкиным максимально точно. Возникает ощущение, что это даже не картина, а фотография.
Ее можно увидеть каждый день. Но именно в этом ее подлинная сила. Только мастер может не только увидеть, но и передать на своей картине живую природу, которая вся напоена летним солнцем. В повседневной жизни мы все куда-то спешим.
На некогда остановиться и прислушаться.
Шишкин любил природу и умел передать ее красоту. Мастерство художника – подметить незаметное, найти необычное в обычном, услышать звуки тишины.
Вся природа на картине объемна. Каждый камень полностью осязаем, каждая травинка и листья деревьев объемны. Так хочется их потрогать, и кажется, что это вполне реально.
Живописец вложил в эту картину свою душу.
(6 votes, average: 4.33
Осенняя распутица
Картина была создана в 1872 году.
Поздняя картина живописца «Осень. Туман» служит своеобразным отражением полотна «Осенняя распутица». Место, где написано произведение, неизвестно.
В годы его создания автор примыкал к обществу художников-передвижников, поэтому в целом картина писалась по принципам, которые они использовали в живописи.
Искусствоведы называют пейзаж жанровым, именно он принес Куинджи звание классного художника.
На нем изображена повозка, запряженная лошадью, которая пытается преодолеть размытую дождем дорогу, одиноко стоящее дерево, люди, вдали виднеется поселение.
Рисуя пейзаж, автор использовал серые холодные тона, чтобы как можно реалистичнее передать ощущение осенней непогоды.
Популярные сочинения
- Сочинение Описание картины Страдная пора. Косцы Мясоедова (5. 6 класс) Григорий Григорьевич Мясоедов был одним из тех художников, что не стеснялись своей нации, а наоборот, всеми возможными способами старались показать культуру, традиции, обычаи и быт русского народа
- Сочинение Герои пьесы Свои люди — сочтемся! Островского Пьеса А. Н. Островского Свои люди — сочтемся — это сатира на купечество середины девятнадцатом века, на его стремления, желания и взгляды
- Сочинение Описание картины Русская зима. Лигачево Юона (5, 6, 7 класс) Картина изображает русскую деревню зимой. Автор, видимо, специально выбрал образы, которые тогда и, отчасти сейчас, олицетворяют нашу страну – типичный сельский пейзаж с избами и русскую зиму.
Женитьба и череда творческих успехов
В 1875 году Архип Куинджи посетил Париж, где его заметили за выбором свадебного цилиндра. Мастер живописи готовился связать себя узами брака с девушкой, которую полюбил еще в подростковом возрасте. Из Франции Куинджи отправился в Мариуполь, где женился на дочери богатого купца – Вере Кетчерджи-Шаповаловой. Романтический период в жизни художника ознаменовался подобными веяниями в творчестве. «Степь» и «Украинская ночь» вызвали восхищение публики. Он ввел в творчество яркие цвета, начал пользоваться приемом уплощения предметов, чтобы усилить глубину пространства картин, создал оригинальную декоративную систему. Архип Куинджи стал наслаждаться жизнью и отражать это в своих полотнах, он уже не стремился истолковать все с точки зрения передвижников и отказался от их идей.
История одной пропавшей картины
Работы Куинджи никого не оставили равнодушным. Причем настолько, что картину украли средь бела дня. Немногие шедевры могут похвастаться такими приключениями. Нашумевшая картина Куинджи «Ай-Петри. Крым», которую бесшумно украли из Третьяковской галереи. Над ней художник трудился 10 лет! Самоуверенный ценитель искусства просто снял картину и тихо вынес. Вора нашли, картину вернули.
Чтобы лучше разбираться в искусстве, изучите курсы истории искусств онлайн. Художник сделал себя сам, заявил о себе на весь мир и оставил след, который никогда не померкнет. Его картины – это сильно, тонко, глубоко. Волшебство света, переданное кистью и красками. Равнодушных к творчеству Куинджи нет. В картинах — отражение сознания великого художника. Если море – это Айвазовский, горы – это Рерих. Дубы, сосны, березы – это, конечно, Шишкин. А вот если от картины исходит свет и пейзажи выглядят, как после лучшего фотошопа – это Куинджи. Ведь кажется, что даже природа не может так красиво. А он смог.
Направление и символизм работ Куинджи
Куинджи всегда искал свой путь в искусстве
Каждая новая его работа была открытием, которая приковывала внимание. Ранние работы Куинджи «Осенняя распутица», «Ладожское озеро» и «На острове Валааме» принесли ему истинное восхищение и призвание. Многие говорят, что они написаны под влиянием работ Айвазовского
Но Куинджи быстро нашел свой фирменный стиль в пейзаже и наполнил его философским смыслом. Кстати, с «Ладожским озером» был связан громкий и грязный инцидент. Художник-маринист Руфин Судковский представил миру картину «Мертвый штиль». После презентации Куинджи обвинил Руфина в плагиате «Ладожского озера». В это некрасивое разбирательство вмешались и другие творцы – кто-то был на стороне Судковского, а кто-то рьяно утверждал, что его картина – почти копия Куинджи. Творческое сообщество художников признало правым Куинджи
Многие говорят, что они написаны под влиянием работ Айвазовского. Но Куинджи быстро нашел свой фирменный стиль в пейзаже и наполнил его философским смыслом. Кстати, с «Ладожским озером» был связан громкий и грязный инцидент. Художник-маринист Руфин Судковский представил миру картину «Мертвый штиль». После презентации Куинджи обвинил Руфина в плагиате «Ладожского озера». В это некрасивое разбирательство вмешались и другие творцы – кто-то был на стороне Судковского, а кто-то рьяно утверждал, что его картина – почти копия Куинджи. Творческое сообщество художников признало правым Куинджи.
Архип Куинджи писал контрастными цветовыми пятнами. Сквозь невероятно красочный слой часто просвечивает грунт и плетение ткани. Также он обращался и к цветному грунту за дополнительным эффектом. Создавал оптическую иллюзию, которой сводил с ума миллионы.
Пейзажи Куинджи в основном строились на контрасте света и тени. Его действительно считали гениальным колористом. Говорят, Куинджи работал необычными красками, которые из-за особого состава имеют свойства темнеть. После выставки начиналась целая охота за красками Куинджи. Многие хотели добиться такого же свечения. Но для этого надо было просто быть Архипом Куинджи.
Картины мастера способны раздробить сердце на маленькие кусочки. И эти кусочки разлетаются по самым тайным уголкам воспоминаний. Вот вы на даче, лежите на траве и грезите о будущем. А вот в Крыму. Вот та самая Ай-Петри. Вы смотрите вдаль и не можете надышаться морским воздухом. А вот – в густом лесу. Пушистый снег, не протоптанная дорожка. Есть воспоминания, которые спрятаны глубоко в нас. И картины Куинджи способны достать самое сокровенное.
От картин мастера веет теплом и чем-то очень настоящим. То, что было в жизни каждого из нас. Энергия работ Куинджи настолько велика, что перед ними затихают даже самые громкие ценители искусства.
Как можно так фантастически передавать свет? Его картины светятся изнутри.
Человек или Бог
В период затворничества в работах художника, в которых представлена тематика леса, появляется еще один интересный мотив. Развитие мысли Куинджи можно зафиксировать на картинах «Солнечный свет в парке» и «Солнечный день в лесу» (1890-х годов). «Солнечный день в парке» дает нам возможность соприкоснуться со светом вне условностей обыденной жизни:
Солнечный свет в парке. Архип Куинджи. 1898-1908 годы
На втором, похожем полотне смысловым центром выступает не свет, а некая фигура, которая притягивает к себе наше внимание:
Солнечный день в лесу. Архип Куинджи. 1890-ые годы
Однако известно, что люди на полотнах Куинджи, посвященных природе, практически не встречаются. В редких случаях можно увидеть только намек на существование человека — например, лесную дорожку. Но тогда что это за фигура? Возможно, странник или просто прогуливающийся по лесу человек. Впрочем, мне кажется, что можно сделать другое предположение: этот путник — Бог.
Странник в русской народной традиции, с которой Куинджи был несомненно знаком, зачастую понимается как Христос. Знаменитый русский собиратель фольклора второй половины XIX века Александр Афанасьев писал: «По народным сказаниям, Спаситель вместе с апостолами и теперь, как некогда…, ходит по земле, принимая на себя страннический вид…»
Это поверье отразилось и в народных пословицах и поговорках. Владимир Даль приводит в пример такие: «В окно подать — богу подать», «Просит юродивый, а подаешь богу». Проник этот мотив и в русскую поэзию. Читаем у Тютчева:
Удрученный ношей крестной,Всю тебя, земля родная,В рабском виде Царь небесныйИсходил, благословляя.
У Есенина в стихотворении «Не ветры осыпают пущи…»:
И в каждом страннике убогомЯ вызнавать пойду с тоской,Не Помазуемый ли БогомСтучит берестяной клюкой.
И может быть, пройду я мимоИ не замечу в тайный час,Что в елях — крылья херувима,А под пеньком — голодный Спас.
А есенинское стихотворение «Чую радуницу Божью…» вообще можно прочитать как пояснение к полотну Куинджи:
Между сосен, между елок,Меж берез кудрявых бус,Под венком, в кольце иголок,Мне мерещится Исус.
Он зовет меня в дубровы,Как во царствие небес,И горит в парче лиловойОблаками крытый лес.
Смысловой центр картины «Солнечный день в лесу» — фигура путника, но рядом с ней также расположен и световой центр полотна, то место, где художник собрал максимальное количество света.
Мотив встречи Бога в лесу находит развитие в знаменитой картине «Христос в Гефсиманском саду» (1901), где фигура Иисуса также является смысловым и световым центром (а сад в христианской традиции — это и есть переосмысленный лес):
Христос в Гефсиманском саду. Архип Куинджи. 1901 год
Таким образом, в лесу, где теряются все привычные рационалистические ориентиры, человек встречает Бога. И этой встрече две другие — с тайной общения земли и неба и с истинным светом — никоим образом не противоречат.
Биография Куинджи
Есть люди, про которых говорят — родился под счастливой звездой. И всё как-то ладится с самого детства, а с неба будто спускают коробки с подарками. Но это не про Архипа Куинджи. Биография великого Куинджи не менее интересна, чем его работы. Он – воплощение целеустремленности, упорства и веры в свои силы.
Будущий гений родился в Мариуполе, в семье грека. Кстати, фамилия Куинджи переводится с татарского как «золотых дел мастер». Куинджи рано остался без родителей. Жил у дальних родственников, работал, чтобы как-то выживать. Страсть к рисованию проснулась у него с детства. Где видел, там и рисовал. Эта привычка с ним так и осталась. Интересно, что самая первая выставка мастера состоялась, когда ему было всего лишь 11. Куинджи трудился над строительством храма и какое-то время жил у своего работодателя. Маленький художник с любовью расписывал свои стены, а хозяин и не возражал. На «выставку» заглядывали соседи и одаривали мальчика комплиментами. Говорят, что большой популярностью пользовался портрет местного церковного старосты. Соседи были в восторге, староста почему-то не очень. Мальчик стал знаменитостью в местных кругах.
Через несколько лет Куинджи нашел работу у одного хлеботорговца. Тот оказался добрым человеком и посоветовал мальчику не ждать подарка от судьбы, а брать её в свои руки – ехать учиться к Айвазовскому. Вопреки надеждам Куинджи, Айвазовский перспектив в мальчике не увидел и предложил ему покрасить забор. Раз уж приехал. Но тут опять же стоит упомянуть о целеустремленности Куинджи. Даже после такого приема, он не сомневался, что его ждут в Петербургской Академии художеств. После нескольких неудачных попыток поступить, он представил на выставке академии картину «Татарская сакля». После чего будущего гения живописи зачислили в Академию. Ему исполнилось 28 лет. В то время художник подружился с Репиным и Васнецовым. Началась долгая дорога к признанию и славе.
Куинджи стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. Однако пробыл там художник недолго и покинул коллектив из-за неприятной ситуации. Разразился настоящий скандал, который связан с написанием гневной статьи пейзажиста Михаила Клодта. Он обвинил Архипа Куинджи в чрезмерной эффектности и однообразности.
В конце XIX века у мастера начинается период молчания, он решает расстаться с публичностью. Почти 30 лет Куинджи рисует «в стол» — и это одна из самых больших загадок для поклонников его творчества. Уйти в самом расцвете и на пике популярности – почему? Почему, достигнув такого признания, он замолчал на столько лет? Ответов нет, и, наверно, уже не будет. Говорят, что художник устал от публичности и захотел творить для себя. Он продолжал создавать шедевры, но никому их не показывал.
Архип Иванович возглавлял пейзажную мастерскую Высшего художественного училища при Академии художеств. В это время родилось полотно, которое считается лучшим пейзажем Куинджи. Картина “Ранняя весна” потрясала миллионы своей реалистичностью. “Весна” Куинджи передает атмосферу первых долгожданных солнечных лучей. Скованная льдами речка в ожидании первого света после долгой зимы. В 1901 году Куинджи впервые за несколько десятков лет показал своим ученикам новые работы – «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща». В ноябре мастер организовал свою последнюю выставку. После неё никто не видел новых картин творца до самого ухода из жизни.
Архипа Куинджи не стало в июле 1910 года. Все имущество он оставил своему Обществу имени Куинджи, которое основал в 1908 году вместе с пейзажистом Константином Крыжицким во имя поддержки художников.