Джорджо вазари. художник и искусствовед в одном лице

Биография художника и архитектора джорджо вазари: жизнеописания знаменитых живописцев

Вазари-архитектор

Успех Вазари в архитектуре был переменчив. Вазари был талантлив в декоре, но мирился с неудачами в монументальной архитектуре. Он неудачно перестроил несколько зданий, не сумев сохранить единство архитектурного образа. Построенные Вазари новые здания отличаются своеобразной красотой и оригинальностью. Здание для

Джорджо Вазари при жизни был весьма известным и популярным живописцем и архитектором
. В наши дни он, прежде всего, известен как основатель искусствоведения. Его грандиозная энциклопедия «Жизнеописания самых знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», который обычно кратко называют «Жизнеописания», является ценным источником сведений (и забавных анекдотов) о великих мастерах прошлого.

Вазари родился 30 июля 1511 года в Ареццо (Тоскана). Еще ребенком, благодаря рекомендации своего родственника Луки Синьорелли, стал учеником известного мастера витражей, Гильома де Марсилья. В 16 лет отправился во Флоренцию, где стал вхож в круг живописца Андреа дель Сарто. Был близким другом , чье влияние отразилось на собственном живописном стиле Вазари. Большинство живописных работ мастера, в том числе фрески Вазари, сохранились до наших дней. Художник отличался энергичностью и скоростью; картины
, выполненные в стиле маньеризма, пользовались успехом у публики, хотя современные критики отмечают в них некоторые ошибки. В качестве архитектора он работал как над перестройкой и модификацией уже существующих сооружений, так и возводил здания по собственным проектам. К примеру, в 1562 Вазари построил купол для собора Богородицы Смирения в Пистое, который считается одним из выдающихся архитектурных сооружений Высокого Возрождения. В Риме он построил здание для Папы Юлия III, известное как Вилла Джулия — сейчас это национальный музей этрусского искусства.

Однако делом всей жизни Вазари стала работа над первой энциклопедией по искусствознанию. «Жизнеописания» были впервые изданы в 1550 году. Именно Джорджо Вазари впервые в литературе использовал термин «Возрождение»; он также ввел в обиход выражение «готическое искусство». Энциклопедия в первой редакции отражала вкусы и взгляды самого Вазари и не отличалась беспристрастностью — большая часть текста была посвящена флорентийскому искусству; основные заслуги также приписывались флорентийским мастерам (в ущерб венецианским художникам, да и всем остальным европейцам). Перед изданием второй редакции своего труда Вазари посетил Венецию и внес кое-какие корректировки и дополнения в «Жизнеописания». Хотя Вазари не слишком утруждал себя проверкой дат в архивах (и современное искусствоведение внесло поправки в его датировки), за малым исключением его эстетические суждения отличаются острой наблюдательностью, вкусом и объективностью. Второе издание «Жизнеописаний» было опубликовано в 1568 году.

Карьера Джорджо Вазари сложилась успешно; он заработал солидное состояние и выстроил себе роскошную виллу в родном Ареццо. Был избран гонфалоньером и при финансовой поддержке Козимо Медичи основал первую Академию живописи во Флоренции. Джорджо Вазари коллекционировал живописные полотна и другие произведения искусства, и теперь его вилла превращена в музей, посвященный его памяти.

Групповое авторство

Вазари отнёсся весьма добросовестно к созданию монументального произведения о деятелях итальянского искусства, которое ему посоветовал написать Джовио (беседа состоялась на званом обеде в присутствии Павла III). Когда первая часть рукописи была готова, он передал её Аннибале Каро, который помог ему своими замечаниями и посоветовал довести работу до конца. Позднее монах Маттео Фаэтано, имевший литературное образование, по поручению Вазари «подшлифовал» слог. Таким образом, произведение имело коллективное авторство ради соответствия тогдашним стандартам и требованиям к литературному произведению. Отсюда — анекдоты и беллетристика в материалах жизнеописаний, как, например, известные истории о музыкантах, которые услаждали слух Джоконды, пока Леонардо да Винчи писал её портрет, или о мухе, которую юный Джотто нарисовал на носу одной из фигур Чимабуэ и которую его учитель тщетно пытался отогнать. Осознание, что это не только научное и культурологическое произведение, но также и литературный памятник эпохи, пришло только в XX веке.

Интересные факты о статуе Давида

  1. Давид является персонажем Библии. Согласно библейскому сказанию, юноша поверг Голиафа при помощи камня и пращи, хотя обнаженное тело героя противоречит устоям религиозной книги.
  2. Давид во Флоренции превышает рост человека почти в 3 раза.
  3. Правая рука юноши является ассиметричной, и не подходит к пропорциям остальных частей тела. Многие эксперты считают, что эта «оплошность» была сделана специально, чтобы подчеркнуть прозвище Давида – сильная рука.
  4. Из-за того, что праща находится в левой руке Давида, героя считают левшой. Однако положение тела скульптуры говорит об обратном.
  5. Первоначально статую Микеланджело планировали разместить на куполе собора. Увидев созданный мастером шедевр, его решили разместить на более видное место – площадь Синьории.
  6. До создания знаменитого Давида Микеланджело успел заявить о себе как о талантливом скульпторе. Известность мастеру принесла работа «Римская Пьета». Позже итальянец создал фрески Сикстинской капеллы, и был признан выдающимся живописцем того времени.
  7. Поза Давида имеет явные сходства со скульптурами Геракла.
  8. Давид имеет множество копий. Самые известные из них находятся на площади Синьории и Микеланджело во Флоренции, в лондонском музее Альберта и Виктории, а также в московском Пушкинском музее.
  9. В 1857 году английской королеве Виктории была подарена копия Давида. Королеве не понравилась нагота героя, и она приказала прикрыть его половой орган фиговым листочком, выполненным из гипса.
  10. В XX веке власти Флоренции хотели подарить слепок скульптуры ветхозаветного персонажа Иерусалиму. Власти израильского города отказались от подарка, обосновав это тем, что Давид изображен в образе итальянца, а не иудея. Согласно религии страны, у мужчин-иудеев должна быть обрезана крайняя плоть полового члена.

Это тоже интересно: Достопримечательности Сиены

История

Точная дата создания скульптуры неизвестна. Большинство исследователей относят её к периоду между 1430 и 1440 гг., хотя не исключается и более поздняя датировка, вплоть до 1460-х годов. Первое документированное упоминание о Давиде относится к 1469 году: в этом году Лоренцо Великолепный сочетался браком с Клариче Орсини, и статуя в это время находилась во внутреннем дворике Палаццо Медичи. Предполагается, однако, что она попала туда несколькими годами ранее, в 1450-х или 1460-х гг .

Согласно Дж. Вазари, статуя Давида была создана по заказу Козимо Медичи, но достоверными эти сведения считать нельзя. Вазари также даёт описание несохранившегося пьедестала, на котором располагалась статуя. Автором пьедестала был Дезидерио да Сеттиньяно:

«В юности он сделал для Донато пьедестал Давида, находящегося во дворце герцога флорентинского; на этом пьедестале он прекрасно сделал из мрамора несколько гарпий, а из бронзы несколько виноградных лоз, очень изящных и хорошо задуманных».

В 1495 году, после изгнания Медичи из Флоренции, статуя была перенесена в Палаццо Веккьо. C 1738 года (некоторые историки называют 1777 год) она находилась в галерее Уффици. В 1865 году был основан Национальный музей Барджелло, и во второй половине XIX века Давид занял место среди его экспонатов.

Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев

Несмотря на большое число архитектурных работ и плодовитость мастера в живописи, Джорджо Вазари увековечил свое имя благодаря тому, что стал основоположником такой науки, как искусствоведение. Его фундаментальный труд «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» («Le Vite de’piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti») стал для потомков главным источником знаний о 178 великих итальянских творцах эпохи Возрождения.

Вазари впервые давал критический анализ художественным произведениям мастеров и систематизировал теоретическую базу истории искусств. Он ввел такое понятие как «Ренессанс», а также «Раннее (XIV век), Среднее (XV век) и Высокое (XVI век) Возрождение». Была проведена колоссальная и кропотливая работа по сбору и обработке материалов: использовались автобиографии, письма, отзывы и воспоминания современников.

Все жизнеописания художников, скульпторов и архитекторов изложены в хронологическом порядке. Галерея исторических портретов охватывает период с середины XIII до середины XVI веков. Некоторые главы дополнены гравюрами, выполненными в том числе и самим автором книги. Сведения представлены в форме занимательных новелл, повествующих об интересных и курьезных биографических данных деятелей искусств, особенностях их характера, привычках, друзьях и врагах. За описаниями обстоятельств жизни следует полный перечень работ и их подробный искусствоведческий анализ. Вазари дает тщательную оценку стилю исполнения, манере, техническим приемам и особенностям. В литературном труде представлена история жизни и описание творений и самого автора.

https://www.youtube.com/watch?v=fg-fVW5_rTYVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Виктор Арсланов. Лекция 19. Часть 1-3: «Жизнеописания» Вазари (https://www.youtube.com/watch?v=fg-fVW5_rTY)

К созданию своего монументального литературного труда Вазари приступил примерно в 1540-1546 годах. Поводом к тому, по утверждению исследователей, стала встреча с историком и ученым-гуманистом Паоло Джовио (Paolo Giovio), занимавшимся жизнеописаниями знаменитых людей. В 1550 году книга вышла в свет и имела колоссальный успех у современников.

Спустя еще 18 лет была издана вторая отредактированная версия пятитомной работы, дополненная теоретическими трактатами и портретами. Существенные поправки, касающиеся стиля повествования, были внесены по поручению автора, сначала писателем Аннибале Каро, а потом монахом Маттео Фаэтани, знавшими толк в литературе.  В России переведенное на русский язык произведение Вазари (в сокращенном виде с биографиями 12 деятелей искусств) стало доступным для читателей в 1933 году.

Несмотря на субъективизм и имеющиеся неточности, с художественной и научной точки зрения, фундаментальный литературный труд итальянского мастера не теряет своей актуальности вот уже пять веков, и по прежнему остается настольной книгой как узких специалистов, так и всех, кто интересуется историей, живописью и скульптурой. ПОЛЕЗНЫЕ САЙТЫ И СТАТЬИ ️ ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ????️

Вазари в России

Несмотря на огромное наследие Вазари, в России его работ очень мало. “Собственным Вазари” могут похвастаться лишь два русских музея.

Картина “Триумф Вакха”, относящаяся к 1560-м годам, находится в Радищевском музее в Саратове.

Джорджо Вазари. Триумф Вакха. Около 1560 г. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

Она была отобрана по разрешению Александра III из запасников Эрмитажа А.П. Боголюбовым (основателем Саратовского музея).

До недавнего времени под сомнением было подлинное авторство картины. Но последние исследования, проведенные искусствоведами, доказали, что “Триумф Вакха” действительно принадлежит кисти Джорджо Вазари.

О картине читайте подробнее в статье “7 картин Радищевского музея, которые стоит увидеть”.

Одного Вазари Эрмитаж оставил себе. Так как сомнений в его авторстве никогда не было. Речь идёт о картине “Обручение святой Екатерины”.

Джорджо Вазари. Обручение святой Екатерины. 16 век. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Artchive.ru

История статуи Микеланджело

В XV веке во Флоренции шли строительные работы по возведению собора Санта-Мария-дель-Фьоре. В годы завершения строительства встал вопрос об украшении внутренних интерьеров здания. Этим делом занималась успешная и предприимчивая гильдия торговцев шерстью. Они являлись и заказчиком, и спонсором строительства храма, а также его внутреннего оформления. Члены общества сошлись во мнении, что для придания зданию особой красоты и изысканности необходимо украсить его 12 статуями пророков из Ветхого Завета.

В 1464 году скульптором Донателло и его учеником Агостино ди Дуччо были созданы 2 статуи. Гильдии понравились работы мастеров, и они заказали у них еще одну статую – Давида. Для этого во Флоренцию был доставлен большой кусок мрамора, добытый в Карраре. После смерти Донателло в 1466 году его подмастерье отказался от выполнения контракта. Создание Давида перешло в руки Антонио Росселино, однако и он не смог выполнить данный ему заказ.

Глыбу, находящуюся под открытым небом, местные жители прозвали «Гигантом». Из-за смены погоды и температуры мрамор уменьшался в размерах, на нем появлялись трещины и сколы. В начале XVI века служители собора проконсультировались с Леонардо да Винчи, который признал камень годным к созданию скульптуры.

Следующим мастером, которому доверили выполнение статуи Давида, стал 26-летний Микеланджело Буонарроти. В августе 1501 года он подписал контракт, и через месяц приступил к обработке бесформенного мрамора в шедевр идеального тела человека. Скульптор трудился в одиночку дни напролет. Глыба стояла под открытым небом, поэтому в процессе создания своего творения Микеланджело стойко переносил и проливные дожди, и зимнюю стужу, и летний зной.

В январе 1504 года был запланирован «показ» готовой статуи Давида. К собору пришли такие флорентийские мастера как Андреа дела Роббиа, Боттичелли, Джулиано и Антонио Сангалло, Перуджино, Андреа Совино и др. Им предстояло оценить творение молодого и амбициозного итальянца. После устранения ограды, защищающей скульптуру от посторонних взглядов, взору собравшихся критиков предстал идеальный Давид Микеланджело. Все пришедшие мастера восхищались его творением, а присутствовавшая Синьория предложила сделать скульптуру символом новой республиканской Флоренции.

Это тоже интересно: Аутлет Барберино

Давид был размещен на площади Синьории в мае 1504 года, на месте статуи «Юдифи», выполненной Донателло. В 1527 году правление Флоренцией вновь оказалось в руках рода Медичи. В результате обороны одной из построек города рука Давида была разбита вдребезги. Осколки собрал скульптор Вазари, и через 16 лет (1543 год) восстановил шедевр по велению Козимо I Медичи.

Несколько веков простоял Давид под открытым небом. Из-за непостоянства погоды материал приходил в негодность. В XIX веке скульптура подверглась 2 реставрациям, однако они были проведены крайне неудачно. В 1873 году Давид был перемещен в Галерею Академии, где занял специально отведенное для него место – крупную трибуну. Место на площади Синьории также не осталось в запустении. В 1910 году здесь установили отличную копию ветхозаветного персонажа.

В 2003-2004 годах статуя Микеланджело была очищена от накопившихся слоев пыли и грязи. Работы проводились профессиональными реставраторами. К сожалению, некоторые гости флорентийского музея наносят вред величественной скульптуре. В 1991 году один из посетителей умудрился отколоть от пальцев левой ноги Давида несколько кусочков мрамора.

Как построил Джорджо Вазари жизнеописания

На базе новеллы, уже хорошо знакомой читателю-современнику, Вазари пишет биографии деятелей искусства, представляющих гордость итальянской нации. Он сообщает биографию скульптора, художника или архитектора и дает анализ и особенности его творчества. Обязательно указываются все произведения творца. Так как Джорджо Вазари сам художник, то, выступая как искусствовед, он со знанием дела анализирует рисунок, школу, манеру исполнения. Для каждой новеллы писатель тщательно собирал мельчайшие факты из жизни художника. В каждой статье имеется портрет, иногда выполненный самим Вазари. Жизнеописатель старался проследить связь каждого художника с народом. Если он описывает образы библейских персонажей, созданных тем или иным мастером, то Джорджо Вазари стремится связать эти образы с повседневной жизнью художника. Книгу открывает биография и творчество Джотто, а заканчивает — Микеланджело. Но второе издание, вышедшее восемнадцать лет спустя, дополнено поправками, уточнениями и новыми биографиями. Всего их опубликовано около двухсот. Этот труд мессира Вазари на многие столетия определил пути искусствоведения как науки. Не потерял актуальности его взгляд на искусство и в наши дни.

Скончался мастер во Флоренции в 1574 году.

Коридор Вазари во Флоренции

Одним из самых известных и необычных архитектурных творений мастера считается крытая галерея, соединяющая здания Палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio) и Палаццо Питти (Palazzo Pitti), расположенные на противоположных берегах реки Арно.

Коридор Вазари (Corridoio Vasariano) – так называется 750-метровое сооружение, был возведен в рекордно быстрые для того времени сроки (5 месяцев) в 1565 году. Проект осуществлялся по заказу Козимо I, и был приурочен к торжественному заключению династического брака между сыном великого герцога Тосканы, Франческо I Медичи (Francesco I de Medici), и представительницей старинного монаршего рода Габсбургов, Иоанной Австрийской (Giovanna d’Austria), младшей дочерью императора Фердинанда I.

Влиятельный клан Медичи переехал в 1560 году в более просторный Палаццо Питти, находящийся на западном берегу реки Арно. Сооружение коридора, объединяющего новую резиденцию со Старым Дворцом (Палаццо Веккьо), где происходили заседания правительства Флоренции, позволяло титулованным особам, не выезжая в город, быстро, а главное инкогнито, попадать из одного здания в другое.

Пространство крытого перехода условно разделялось на несколько секций. Войти сюда можно было как из Галереи Уффици, так и через личные апартаменты герцогини Элеоноры Толедской (Eleonora di Toledo). Коридор начинался с огромного помещения, получившего название «Зал Пятисот» (Salone dei Cinquecento).

Просторный холл был построен еще во времена правления Джироламо Савонаролы (Girolamo Savonarola), вмещал пять сотен народных представителей Флоренции и олицетворял демократическую власть. При Козимо I помещение использовалось для проведения торжественных приемов и балов. На стенах и потолках, высота которых была значительно увеличена архитектором, появились панно и фрески, выполненные Вазари, описывающие жизнь представителей клана Медичи.

Особый интерес вызывает участок перехода с круглыми слуховыми окошками и металлическими решетками, простирающийся вдоль набережной к старинному мосту Понте Веккьо (Ponte Vecchio).

Несмотря на многочисленные реставрационные работы, этот отрезок коридора сохранился практически в первозданном виде.

Именно здесь хранится около полутора тысяч ценных полотен именитых живописцев, относящихся к XVI-XVII векам, в том числе уникальная по своим размерам коллекция автопортретов, состоящая исключительно из подлинников.

В экспозиции можно найти и картину с изображением Джорджо Вазари, кисти самого мастера. Доступ в этот участок коридора осуществляется только в рамках специальных экскурсионных программ по предварительной записи.

Секция галереи, проходящая через жилые дома и торговые помещения на мосту, оборудована панорамными окнами с видом на Флоренцию и реку Арно. В 1939 году, по приказу итальянского диктатора Бенито Муссолини (Benito Mussolini), смотровые отверстия были увеличены. Примечательно, что во времена Козимо I мясные и рыбные лавки, располагавшиеся на Понте Веккьо, заменили на ювелирные магазины, дабы зловонный запах не беспокоил величественных особ. Павильоны, торгующие украшениями из золота и драгоценных камней, функционируют здесь и в наши дни.

В галерее есть участок, вплотную прилегающий к древней церкви Санта Феличита (Santa Felicita). Для великого герцога тосканского и членов его семьи в стене храма было вырублено окно и сооружен импровизированный балкончик, находясь на котором, можно было присутствовать на богослужении, оставаясь незамеченным для всех прихожан.

На последнем участке крытого перехода размещена выставка автопортретов современных художников. Здесь была проведена масштабная реставрация в 2013 году. Галерея заканчивается выходом во двор Палаццо Питти и раскинувшимися за дворцом садами Боболи (Giardino diBoboli), представляющими собой уникальный парковый ансамбль с гротами, причудливыми статуями и фонтанами.

В наши дни коридор Вазари является частью музейного комплекса Уффици, и считается одной из самых интересных достопримечательностей Флоренции.

К сожалению для туристов и ценителей искусства, в феврале 2019 года администрацией города было принято решение о закрытии для посещений этого уникального архитектурного сооружения, хранящего сотни бесценных экспонатов. Коридор Вазари станет доступным для гостей Флоренции в 2021 году.

Как и где увидеть статую Давида

Статуя Давида Микеланджело по-прежнему находится в Галерее Академии, в самом центре Трибуны.

Доступ к статуе свободный, несмотря на то, что в 1991 г. некто Пьеро Канната нанес по ней два удара молотком, отбив средний палец левой ноги Давида. Но теперь предприняты беспрецедентные меры безопасности, и статуе, так же как и посетителям Галереи, ничто и никто не угрожает.

Галерея Академии открыта ежедневно – со вторника по воскресенье – с 8:15 до 18:50. По понедельникам, а также 1 января, 1 мая и 25 декабря Галерея закрыта.

Билеты можно приобрести на месте, но нередко, и особенно в сезон школьных экскурсий, очередь в кассу может отнять от 1-го до 3-х драгоценных часов.

Статуя Давида в Галерее Академии

Чтобы сэкономить время и обойти очередь, билеты имеет смысл приобретать заранее через интернет. Сделать это можно на туристическом портале Getyourguide, где, помимо билетов в Галерею Академии, можно забронировать вход без очереди и во многие другие популярные достопримечательности Италии.

Пропуск посетителей и продажа билетов заканчиваются за час до закрытия музея. Давид Микеланджело виден издалека, но чтобы без помех пробраться к нему по анфиладе, ведущей к Трибуне, лучше прийти пораньше, к открытию Галереи.

Совершенная мужская красота в современной разноплановой подсветке стоит того, чтобы увидеть ее как можно ближе.

История вопроса

Писатель Паоло Джовио выразил желание написать трактат о современных художниках на вечеринке в доме кардинала Фарнезе, который попросил Вазари чтобы предоставить Джовио как можно больше актуальной информации. Джовио вместо этого передал проект Вазари.

Как первый итальянский историк искусства, Вазари положил начало жанру энциклопедии художественных биографий, который существует и сегодня. Работа Вазари была впервые опубликована в 1550 г. Лоренцо Торрентино во Флоренции и посвящена Козимо I Медичи, великому герцогу Тосканы. Он включал ценный трактат о технических методах, используемых в искусстве. Он был частично переписан и расширен в 1568 году и снабжен гравюрами на дереве портретами художников (некоторые предположительные).

Работа пользуется неизменной и печально известной пользой флорентийцев и склонна приписывать им все новые разработки в искусстве эпохи Возрождения, например, изобретение гравюры. Венецианское искусство в особенности, не говоря уже о других частях Европы, систематически игнорируется. Между первым и вторым изданиями Вазари посетил Венецию, и во втором издании было уделено больше внимания венецианскому искусству (включая, наконец, Тициана ), но без достижения нейтральной точки зрения. Джон Саймондс утверждал в 1899 году, что «очевидно, что Вазари часто писал небрежно, путая даты и места и не прилагая усилий, чтобы проверить истинность своих утверждений» (в отношении жизни Вазари Никола Пизано ), признавая, что, несмотря на эти недостатки, он является одним из основных источников информации о Ренессансе в Италии.

Биографии Вазари перемежаются забавными сплетнями. Во многих его анекдотах есть доля правды, хотя, вероятно, они выдуманы. Другие представляют собой художественные произведения общего характера, такие как рассказ о юном Джотто, рисующем муху на поверхности картины Чимабуэ, которую старший мастер неоднократно пытался отмахнуться, жанровая сказка, которая перекликается с анекдоты рассказывают о греческом художнике Апеллесе. Он не исследовал архивы для определения точных дат, как это делают современные историки искусства, и, естественно, его биографии наиболее надежны для художников его собственного и непосредственно предшествующего поколения. Современная критика — со всеми новыми материалами, открытыми в результате исследований, — исправила многие из его традиционных дат и атрибуций. Эта работа и сегодня считается классической, хотя многие согласны с тем, что ее необходимо дополнять современными научными исследованиями.

Вазари включает сорокадвухстраничный набросок своей биографии в конце своего Журнала, а также добавляет дополнительные сведения о себе и своей семье в его жизнях: Лазаро Вазари и Франческо де Росси.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: