Картина айвазовского «чесменский бой»: кратное описание полотна художника

История создания картины Чесменский бой художника ИКАйвазовского

Сочинение-описание картины Айвазовского «Чесменский бой»

Чесменское сражения является героическим эпизодом в истории войны между турецким и русским морскими флотами, что была на протяжении 1768-1774 гг. С 25 июня на 26 1770 г., ночью, российским суднам удалось «запереть» турков и разгромить вражеской флот. Во время боя героически погибли 11 русских моряков, а убито было врагов примерно 10 000 человек. Эта победа считается беспримерной за всю истории сражений русского флота.Художник Иван Айвазовский, естественно, не принимал участия в этой героической битве, но нарисовал уникальное творение искусства, в котором очень хорошо показал гордость и радость моряков русского флота. Полотно было создано художником 1848 года. В связи с этим картина относится к творчеству великого мариниста. Это зрелище батальное, пронизанное драматизмом и страстной патетикой. Художник на этом произведение живописи показал блестящее мастерство, уникальную технику исполнения, чему на протяжении долгих лет учился в К.П. Брюллова. Впервые глянув на картину, чувствуется радостное волнение от блестящего фейерверка.Сосредоточившись на деталях эскиза заметно сюжет полностью. Сражение, как и по истории, проходит в ночное время суток. На переднем плане, художник показал славных героев русского флота, а на заднем изображены турецкие корабли в огне, которым уже нет спасение. Присмотревшись, можно увидеть много обломков судов, а на них беспомощные матросы. Части корабля охваченные дымом и огнем, что отлетают при взрыве, превращаются в огромный костер над морскими волнами. Автор создал оригинальное сочетания трех стихий природы, которые вместе создали трагический фейерверк, что завораживает взгляд. Видно радость и гордость за родной флот, ведь живописец сам переживал моменты сражения во время создания.

Вероятно, Айвазовский был последним художником, который смог настолько грамотно представить в русской живописи романтическое направление. Полотно «Чесменский бой» находится на самих славных страницах истории флота России.

    • Картина известного русского художника Ивана Билибина, который один из первых рассмотрел проблему иллюстраций детской литературы. На сегодняшний день сложно представить себе… Подробнее…
    • Билибин постоянно тяготел к иллюстрированию разного рода былин и сказаний. «Иллюстрация к былине Вольга» выполнена в орнаментальном графическо-декоративном исполнении, которая… Подробнее…
    • Иллюстрирование «Белой уточки», ровно как и еще шести сказок, знаменательно тем, что Билибин смог разработать и активно внедрить в свое творчество особую технику рисунка – тушь,… Подробнее…
    • Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их друг другу, добавляя что-то свое и этим… Подробнее…
    • Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке. Билибин – настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный… Подробнее…
    • И.Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И.Репин и П.Чистяков. Больше всего мастер любил изображать на своих… Подробнее…
    • Будучи некогда неверующим, психика Гения кардинально изменилась, и он обратился в веру. Эти изменения сразу же выразились в его творчестве – странные образы объединились с… Подробнее…
    • Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист. В картине “Радуга” нашли отражение романтическое мировосприятие мастера, его восхищение необъятной,… Подробнее…
    • Художники братья Ткачёвы, Сергей Петрович (1922) и Алексей Петрович (1925) приобрели значи­тельную известность ещё в середине прошлого века. Художники имеют многочисленные… Подробнее…
    • Судьба талантливой художницы Зинаиды Васи­льевны Серебряковой сложилась счастливо и одно­временно трагически. Родившись в семье Лансере-Бенуа, в которой было несколько поколений… Подробнее…

Десант Николая Раевского у Субаши

Десант Николая Раевского у Субаши. 1839. Самарский областной художественный музей

Операцию, которая прошла в 1839 году, молодой Айвазовский видел собственными глазами: адмирал Михаил Лазарев пригласил его стать свидетелем битв Кавказской войны. Ныне Субаши — это сочинский район Головинка, а в те годы это были дикие черкесские территории. Раевский высадил десант в устье рек Шахе и Субаши, отбил территорию у горцев и построил на ней форт. Айвазовский участвовал в высадке, делая зарисовки. На обороте картины есть надпись: «Принадлежит старшему в роде Раевских, без права продавать».

«Чесменский бой», Айвазовский

Год написания: 1848Размер: 193 × 183 смМестонахождение: Картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия

Вариант 1 — Кратко

9 предложений/ 102 слова

Батальное полотно Ивана Айвазовского «Чесменский бой» посвящено одному из главных сражений русско-турецкой войны, состоявшемуся в 1770 году. На картине художник изображает самый разгар битвы.

Спереди и по центру видны статные русские корабли. К одному из них — флагману «Три иерарха» направляется шлюпка с боеприпасами. В глубине бухты полыхают подбитые снарядами турецкие суда. Пламя, которым объяты корабли, высокими столпами поднимается прямо в небо, а густой серый дым перемешивается с пеленой грозных туч. Среди облаков над морем призрачно светит луна.

Всюду в воде видны корабельные осколки, а также упавшие за борт люди. Особенно выделяются фигуры нескольких турецких солдат, пытающихся спастись, схватившись за обломок мачты.

Вариант 2 — Подробно

20 предложений/ 244 слова

«Чесменский бой» Ивана Айвазовского — это батальное полотно, посвящённое одному из главных сражений русско-турецкой войны, состоявшемуся в Эгейском море. Битва продлилась целых три дня (с 5 по 7 июля 1770 года) и закончилась победой русский войск.

На картине изображён решающий момент сражения, когда перевес сил уже находится на стороне российского флота. Поэтому в глубине бухты можно заметить горящие турецкие корабли. Их корпуса разрушены взрывами и объяты ярким пламенем, которое поднимается к небесам. В воздухе кружат осколки, а по воде плывут обломки деревянных мачт.

Чёрный дым от горящих судов перемешивается с седой пеленой облаков, ещё больше разгоняя в зрителе ощущение тревоги. Сквозь небольшой просвет среди туч над морем бледно светит луна, озаряя своим зеленоватым блеском тёмные воды.

В центре полотна изображены несколько русских судов. Их статные силуэты грациозно возвышаются над волнами. Белые паруса одной из шхун торжественно подняты.

На переднем плане справа можно увидеть часть флагмана российского флота, носящего название «Три иерарха». В его сторону движется шлюпка с боеприпасами. Слева довольно крупно изображены потерпевшие кораблекрушение турецкие солдаты, которые пытаются выжить, хватаясь за плывущие по воде обломки мачты. Эти люди выглядят очень напуганными. Они беспомощно протягивают к небу свои смуглые руки.

Полотно написано в тёмных красках ночи, поэтому и люди, и корабли кажутся на нём объятыми полутьмой. Лишь только яркое зарево пожаров нарушает общий колорит, придавая картине динамичность. Несмотря на тревожность изображаемых событий, в этой работе Айвазовского отчётливо заметны торжественные нотки. Художник гордится непобедимостью российского флота, восхищается силой и стойкостью соотечественников, ведущих нелёгкую борьбу с неприятелем.

см. также:Все сочинения-описания картин

Чесменский бой. 1848 г.

Иван Айвазовский. Чесменский бой. 1848 г. Картинная галерея им. И.К. Айвазовского, г. Феодосия. Wikipedia.org

“Чесменский бой” – одна из самых известных картин в батальном жанре.

Очень яркий огонь. Будто картина на самом деле горит. Летят щепы от взрыва. В воде пытаются спастись моряки.

Все так живо и правдоподобно. Как будто художник присутствовал при этом сражении.

Этот морской бой российских и турецких кораблей произошёл в 1770 году. Так что Айвазовский его вживую не видел. Он ещё к тому времени не родился. Но это не значит, что он вообще не видел сражений.

Ещё как видел. Ведь он был официальным художником военно-морского флота. Ему был открыт доступ на все корабли. В том числе во время реальных военных действий.

Он не боялся пуль. Даже игнорировал риск для жизни. С линии огня уходил лишь по приказу главнокомандующего.

Айвазовский отлично знал оснастку кораблей. Даже если корабль изображён далеко, детали на нем все равно тщательно прописывал.

Иван Айвазовский. Смотр черноморского флота в 1849 г. 1886 г. Центральный военно-морской музей, г. Санкт-Петербург

Сочинение по картине Айвазовского «Чесменский бой»

И.К. Айвазовский — это один из талантливейших художников своего времени. Дело в том, что каждая его картина — это огромное эпическое полотно, которое производит неизгладимое впечатление. Он творец с большой буквы, который с помощью кисточки и красок творит настоящие чудеса.

Чтобы убедиться в умениях творца достаточно посетить музей Айвазовского и увидеть его лучшее полотно «Чесменский бой». Размер картины — 195*185 см. Она занимает огромную стену в музее. Оказываясь перед такой величественной вещью невозможно не залюбоваться ей. Во всем мире существуют единицы таких произведений.

Данное сражение стало переломным в ходе войны. Это была великая победа нашего флота над превосходящей флотилией противника. С помощью хитрости наши войска смогли заманить врагов в ловушку и полностью их уничтожить.

Айвазовский не принимал участия в этом сражении. Однако его это совершенно не смущало и художник создал своё шедевралное произведение.

На переднем плане картины можно увидеть русские корабли. Они величественны и угрожающе. Видно, что автор пытался показать величие нашего флота в столь масштабном сражении. Не случайно один из наших кораблей выставлен на самый первый план (он одним из первых бросается в глаза).

В дали можно разглядеть горящий флот противника. Он уже полностью повержен. Нет ни единого шанса на достойный отпор. Огонь только разрастается, поглощая турок и унося их с собой на тот свет.

За обломки кораблей цепляются окровавленные и полуживые люди. Они понимают, что шансов на спасение уже нет. Все они принимают свою судьбу и величие могучей флотилии России. Возможно некоторое попадут в плен. Но большинство просто отправятся на корм рыбам.

Вся эта картина поражает своей масштабностью. Дым, огонь, вода — все это смешивается в невероятный салют из цветов и красок, от которого просто невозможно оторваться.

Все это огненное великолепие освещает с небес Луна. Она ещё пробивается через серые клочья тумана, однако её вполне можно разглядеть.

Не смотря на всю жестокость и мрачны тона видно, что автор испытывал чувство гордости за Россию. Картина пробуждает в душе гамму патриотических чувств. Сразу понимаешь, что Россия — это могучая сила, с которой нужно считаться. Неслучайно именно мы смогли остановить Наполеона и Гитлера от их тирании.

И.К. Айвазовский — это удивительный художник. Он создает удивительные произведения смотреть на которые приятно любому человеку. Картина «Чесменский бой» — это яркое тому подтверждение. Это полотно понравится всем патриотам и просто ценителям боевых произведений. Подобные произведения рождаются только раз в столетие.

Жанр и история создания

Картина «Чесменский бой» Айвазовского — одна из известных работ раннего периода творчества выдающегося живописца

Она посвящена важному эпизоду русско-турецкой войны, сыгравшему решающую роль при подписании мирного договора между странами

После поражения в Хиосском заливе турецкий флот был вынужден отступить под прикрытие прибрежных батарей в Чесменскую бухту. Военные суда образовали две линии, остальные корабли заняли оборонительную позицию между ними и берегом.

Русская флотилия обстреляла турецкие суда, но даже с небольшого расстояния она не смогла причинить урона береговым укреплениям. В ночь на 26 июня 1770 года 26 русских кораблей атаковали превосходящие силы противника. Командование приняло решение создать брандер из вспомогательных судов, который вступил в схватку с турецким линкором.

В ходе сражения лейтенант Ильин решил поджечь брандер. Вместе с командой он покинул горящее судно на шлюпке. После взрыва на турецких кораблях вспыхнул пожар. Этот момент сражения описан на полотне «Чесменский бой». Картина Айвазовского рассказывает о победе российского флота в бою, который происходил 25−26 июня 1770 года

Это важное событие положило начало празднованию Дня воинской славы или Дня победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении, который отмечают 7 июля

В 1844 году художник вернулся из Европы и был назначен живописцем морского флота. В его обязанности входило описание главных русских портов. В это время он увлекся батальной живописью.

Айвазовский не мог оставить без внимания это историческое событие, и в 1848 году он представил зрителям полотно. Событиям русско-турецкой войны Айвазовский посвятил два парных полотна:

  • «Бой в Хиосском проливе»,
  • «Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года».

Ранее победу русского флота запечатлел на своей картине немецкий художник Хаккерт. Он с документальной точностью описал расположение судов воюющих сторон. Живописец основывался на записях судовых журналов, мемуарах и свидетельствах участников.

От взрыва начался сильный пожар, который полностью уничтожил линейный флот турок. Айвазовский изобразил грандиозное пугающее зрелище — огромные корабли взрываются, горят и тонут.

От алого пламени поднимается густой черный дым, который смешивается с облаками и плотной пеленой закрывает небо. Сквозь дымовую завесу пробивается лунный свет. Кажется, что луна спокойно наблюдает за тем, что происходит внизу.

На остатках затонувшего судна пытаются спастись турецкие моряки. Они взывают о помощи. Их единственная надежда на спасение — плен, который не даст им погибнуть в сумрачных водах.

Детство и юность

Родился будущий художник в 1871 году в Феодосии в семье Геворка и Рипсиме Гайвазовских. Мать Ованеса (настоящее имя живописца, его армянский вариант) была по национальности чистокровной армянкой. Отец происходил из армян, переселившихся из Западной Армении, оказавшейся под владычеством турок, в Галицию. В Феодосии Геворк поселился под фамилией Гайвазовский, записав ее на польский манер.

Отец Ованеса был удивительным человеком, предприимчивым, смекалистым. Он знал турецкий, венгерский, польский, украинский, русский и даже цыганский языки. В Крыму Геворк Айвазян, ставший Константином Григорьевичем Гайвазовским, весьма успешно занялся торговлей. В те времена Феодосия стремительно росла, приобретя статус международного порта, но все успехи предприимчивого купца свела к нулю эпидемия чумы, вспыхнувшая после войны с Наполеоном.

К моменту рождения Ивана у Гайвазовских уже был сын Саргис. Старший брат художника в монашестве принял имя Габриэл. Затем родились еще три дочери, но семья жила в большой нужде. Репсиме помогала мужу, продавая свои искусные вышивки. Иван рос смышленым и мечтательным ребенком. С утра он просыпался и убегал на берег моря, где мог часами наблюдать за входившими в порт судами, маленькими рыбацкими лодочками, любуясь необыкновенной красоты пейзажами, закатами, штормами и штилями.

Свои первые картины мальчик писал на песке, а через несколько минут их смывал прибой. Тогда он вооружился кусочком угля и украсил рисунками белые стены домика, где жили Гайвазовские. Отец посмотрел, хмурясь на шедевры сына, но не отругал его, а крепко задумался. С 10 лет Иван работал в кофейне, помогая семье, что вовсе не мешало ему расти умным и талантливым ребенком.

В детстве Айвазовский сам выучился играть на скрипке и, конечно, постоянно рисовал. Судьба свела его с феодосийским архитектором Яковом Кохом, и этот момент принято считать поворотным, определяющим в биографии будущего гениального мариниста. Заметив художественные способности мальчика, Кох снабжал юного художника карандашами, красками и бумагой, давал первые уроки рисования. Вторым покровителем Ивана стал градоначальник Феодосии Александр Казначеев. Губернатор оценил умелую игру Вани на скрипке, ведь он и сам нередко музицировал.

В 1830 году Казначеев определил Айвазовского в симферопольскую гимназию

В Симферополе на талантливого ребенка обратила внимание жена таврического губернатора Наталья Нарышкина. Иван стал часто бывать у нее дома, причем светская дама предоставила в его распоряжение свою библиотеку, коллекцию гравюр, книги о живописи, искусстве

Мальчик непрестанно работал, копировал известные произведения, рисовал этюды, эскизы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: