Антонелло да мессина

Антонелло да Мессина биография

Антонелло да Мессина (Antonello da Messina) — великий итальянский художник. Родился около 1429-31 г. — умер в 1479 году. Стал одним из самых ярких представителей эпохи Раннего Возрождения.

Талант Антонелло да Мессины виден даже тем людям, которые не являются ценителями профессиональной живописи. Его картины выглядят потрясающе и по-настоящему гениально даже сегодня, когда история изобразительного искусства изобилует именами талантливых творцов. Можно себе представить, каким потрясающим и невероятным казалось его искусство зрителям в XV веке. Талант художника был настолько явным, что сегодня Антонелло да Мессина считается одним из самых видных представителей итальянской школы живописи Раннего Возрождения.

Антонелло да Мессина переводится, как — Антонелло из Мессины. Назвали его так потому, что художник родился в городе Мессина, который находится на Сицилии. Учился у художника Колантонио (Никколо Антонио), который, в свою очередь, известен тем, что стал первым итальянским художником, который начал писать маслом. Основными направлениями художника являются — религиозная живопись и портрет

Отличительной чертой искусства Антонелло да Мессины является внимание к деталям, монументализм, глубина фона, эмоциональность

Среди картин религиозной направленности самыми известными считаются «Распятие», «Распятие с Марией и Иоанном», «Мария Аннунциата», «Святой Себастьян», «Святой Иероним в келье». Не менее известным считается и портретное искусство художника

В своих портретах он уделял внимание высокой реалистичности, а также эмоциональной составляющей. Мельчайшие черты выражения лица очень ярко характеризуют саму личность изображаемого

Исследователи творчества художника, предполагают, что один из его портретов «Мужской портрет», на котором изображён молодой человек в красном головном уборе, может являться автопортретом художника.

«Св. Иероним в келье»

В рассмотренных выше картинах нет даже минимального интереса к проблеме передачи окружающего пространства. Но в других работах живописец в этом отношении существенно опередил своё время. На картине «Св. Иероним в келье» изображён читающий за пюпитром святой. Его кабинет расположен внутри готического зала, на задней стене которого прорезаны окна в двух этажах. На переднем плане изображение обрамлено бордюром и аркой. Они воспринимаются как проскениум (приём, распространённый в искусстве стран, находящихся севернее Альп). Горчичный цвет камня подчёркивает контраст тени и света внутри помещения, похожего на пещеру. Детали картины (пейзаж вдали, птицы, предметы на полках) переданы с очень высокой степенью точности. Достичь такого эффекта можно лишь при нанесении масляной краски довольно мелкими мазками. Но самое главное достоинство живописи да Мессина заключается всё-таки не в достоверной передаче деталей, а в стилистическом единстве воздушной среды и света.

Донателло

Продолжительность жизни: 1386 — 13 декабря 1466

Национальность: итальянец

Донателло

Донателло вместе со своим другом, известным архитектором Филиппо Брунеллески, совершил поездку в Рим и изучил древнеримские руины, которые до сих пор не изучались в таких подробностях. Донателло и Брунеллески продолжали оказывать большое и глубокое влияние на искусство и архитектуру эпохи Возрождения. Донателло дал другое направление западной скульптуре, уводя ее от господствующего готического стиля, отмеченного мягко изогнутыми линиями и невыразительным лицом, к классическому стилю с драматическими выражениями и детальным реализмом. Он также впервые применил несколько художественных приемов, которые будут иметь огромное влияние на последующие поколения художников эпохи Возрождения. Донателло был ведущим скульптором раннего Ренессанса, и он создал некоторые из самых известных скульптур в мире, включая Бронзового Давида и конную статую Гаттамелаты.

Шедевр: бронзовый Давид (1440-е годы)

бронзовый Давид (1440-е годы)

Другие известные работы: —

  • Конная статуя Гаттамелата (1453)
  • Кающаяся Магдалина (1455)

«Мария Аннунциата» Антонелло да Мессина

Данная работа, в отличие от картины «Это человек», совершенно другая по настроению. Но от зрителя она также требует внутреннего переживания и эмоционального участия. Что касается «Марии Аннунциаты», Антонелло словно помещает зрителя на место архангела в пространстве. Это даёт чувство мысленного соучастия. Сидящая за пюпитром Дева Мария левой рукой придерживает накинутое на неё голубое покрывало, а другую руку она поднимает. Женщина совершенно спокойна и задумчива, её ровно освещённая, скульптурно вылепленная голова как будто излучает свет на тёмном фоне картины.

«Мария Аннунциата» — это не единственный погрудный портрет женщины, написанный Антонелло да Мессина. «Благовещение» — вот название другого подобного полотна живописца, на котором изображена та же Дева Мария, только в иной позе: она придерживает голубое покрывало двумя руками.

В обеих пытался выразить ощущение духовной связи женщины с высшими силами. Её выражение лица, поза рук и головы, а также взгляд говорят зрителю, что Мария сейчас далека от бренного мира. А чёрный фон полотен лишь подчёркивает отрешённость Богородицы.

Микеланджело (1475—1564).

Даниеле да Вольтерра. Микеланджело (фрагмент). 1544. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Микеланджело считал себя скульптором. Но был универсальным мастером. Как и другие его коллеги Эпохи Возрождения. Поэтому его живописное наследие не менее грандиозно.

Он узнаваем прежде всего по физически развитым персонажам. Он изображал совершенного человека, в котором физическая красота означает красоту духовную.

Поэтому все его герои такие мускулистые, выносливые. Даже женщины и старики.

Микеланджело. Фрагменты фрески “Страшный суд” в Сикстинской капелле, Ватикан.

Часто Микеланджело писал персонажа обнаженным. А потом уже сверху дописывал одежду. Чтобы тело было максимально рельефным.

Потолок Сикстинской капеллы он расписывал в одиночку. Хотя это несколько сотен фигур! Он даже краски растирать никому не позволял. Да, он был нелюдимым. Обладал крутым и неуживчивым характером. Но больше всех он был недоволен … собой.

Микеланджело. Фрагмент фрески “Сотворение Адама”. 1511. Сикстинская капелла, Ватикан.

Микеланджело прожил долгую жизнь. Пережил угасание Возрождения. Для него это было личной трагедией. Поздние его работы полны печали и скорби.

Вобще творческий путь Микеланджело уникален. Ранние его работы — это восхваление человека-героя. Свободного и мужественного. В лучших традициях Древней Греции. Как его Давид.

В последние годы жизни — это трагические образы. Намеренно грубо отесанный камень. Как будто перед нами памятники жертвам фашизма XX века. Посмотрите на его “Пьету”.

Скульптуры Микеланджело в Академии изящных искусств во Флоренции . Слева: Давид. 1504 г. Справа: Пьета Палестрины. 1555 г. 

Как такое возможно? Один художник за одну свою жизнь прошёл все этапы искусства от эпохи Возрождения до XX века. Что же делать последующим поколениям? Идти своим путём. Осознавая, что планка поднята очень высоко.

О самой известной фреске читайте в статье “Сотворение Адама. Почему это шедевр”.

«Пьета» и «Распятие»

Масляная живопись Антонелло, а точнее, возможность передачи освещения этой техникой, была очень высоко оценена его коллегами-художниками. С того времени венецианский колоризм основывался исключительно на разработке большого потенциала нового направления. Произведения да Мессина венецианского периода имеют ту же концептуальную тенденцию, что и его ранние работы. Сильно стёртая картина «Пьета», даже в таком повреждённом состоянии наполняет зрителей напряжённым чувством сострадания. На крышке гробницы мёртвое тело Христа удерживают три ангела с рассекающими воздух остроконечными крыльями. Художник изобразил центральную фигуру крупным планом.

Она как бы прижата к поверхности полотна. Сопереживание изображённому страданию — вот чего, используя указанный выше приём, добивался Антонелло да Мессина. «Распятие» — это другая картина живописца. Она схожа тематикой с «Пьетой». На полотне изображён Иисус, распятый на кресте. Справа от него сидит Мария, а слева — апостол Иоанн. Также как и «Пьета», полотно нацелено на то, чтобы вызвать у зрителя сопереживание.

«Св. Иероним в келье»

В рассмотренных выше картинах нет даже минимального интереса к проблеме передачи окружающего пространства. Но в других работах живописец в этом отношении существенно опередил своё время. На картине «Св. Иероним в келье» изображён читающий за пюпитром святой. Его кабинет расположен внутри готического зала, на задней стене которого прорезаны окна в двух этажах. На переднем плане изображение обрамлено бордюром и аркой. Они воспринимаются как проскениум (приём, распространённый в искусстве стран, находящихся севернее Альп). Горчичный цвет камня подчёркивает контраст тени и света внутри помещения, похожего на пещеру. Детали картины (пейзаж вдали, птицы, предметы на полках) переданы с очень высокой степенью точности. Достичь такого эффекта можно лишь при нанесении масляной краски довольно мелкими мазками. Но самое главное достоинство живописи да Мессина заключается всё-таки не в достоверной передаче деталей, а в стилистическом единстве воздушной среды и света.

«Мария Аннунциата» Антонелло да Мессина

Данная работа, в отличие от картины «Это человек», совершенно другая по настроению. Но от зрителя она также требует внутреннего переживания и эмоционального участия. Что касается «Марии Аннунциаты», Антонелло словно помещает зрителя на место архангела в пространстве. Это даёт чувство мысленного соучастия. Сидящая за пюпитром Дева Мария левой рукой придерживает накинутое на неё голубое покрывало, а другую руку она поднимает. Женщина совершенно спокойна и задумчива, её ровно освещённая, скульптурно вылепленная голова как будто излучает свет на тёмном фоне картины.

«Мария Аннунциата» — это не единственный погрудный портрет женщины, написанный Антонелло да Мессина. «Благовещение» — вот название другого подобного полотна живописца, на котором изображена та же Дева Мария, только в иной позе: она придерживает голубое покрывало двумя руками.

В обеих пытался выразить ощущение духовной связи женщины с высшими силами. Её выражение лица, поза рук и головы, а также взгляд говорят зрителю, что Мария сейчас далека от бренного мира. А чёрный фон полотен лишь подчёркивает отрешённость Богородицы.

Из биографии

Антонелло да Мессина. Автопортрет

Художник родился в городе Мессина (о. Сицилия) между 1429 и 1431 г. Окончил провинциальную школу. Затем переехал в Неаполь (приблизительно в 1450 г.), где начал учёбу у Колантонио
(Никколо Антонио). Многие сведения о жизни Антонелло утрачены, сомнительны или спорны. Однако известно, что поскольку Колантонио изучал фламандское искусство, особенно творчество Яна ван Эйка, то нидерландские традиции живописи нашли отклик и в творчестве Антонелло да Мессина. А в зрелых его работах особенно ярко проявился сплав итальянской и нидерландской техник.Колантонио был первым итальянским художником, начавшим писать маслом. Технику чистой масляной живописи он позаимствовал у Яна ван Эйка. А затем в этой технике начал работать и Антонелло да Мессина.В 1475-1476 гг. да Мессина работал над заказами в Венеции. Там он познакомился со многими художниками и особенно подружился с Джованни Беллини. Считается, что написанные в Венеции картины Антонелло да Мессина являются лучшими в его творчестве.

Антонелло да Мессина «Распятие» (1475). Национальная Галерея (Лондон)
Евангельский сюжет передан художником в нидерландском стиле и по-своему. Как известно, свидетелями казни Иисуса Христа были 4 человека (не считая распятых разбойников, римских воинов и народа, стоявшего вокруг): Его Мать Мария, евангелист Иоанн, Мария Магдалина и Мария Клеопова. Но Антонелло да Мессина изображает на своей картине только Богородицу и Иоанна, которому Иисус вверил заботиться о своей матери: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Её к себе» (Ин. 19:26-27).На заднем плане картины изображён родной город художника – Мессина.

Антонелло да Мессина «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелом»
На светлом фоне с трудом различается родной город художника – Мессина, но отчетливо вырисовываются фигуры Христа и ангела. Ангел тихо плачет, глаза его потемнели, покраснели веки, две почти невидимые слезы оставили влажные следы на его лице…

Антонелло да Мессина «Ecce Homo» («Се, человек»). Пьяченца, Городской музей
«Вот человек» – слова Понтия Пилата об Иисусе Христе.Вид человеческого страдания невыносимо мучителен. Нагой Христос, с веревкой вокруг шеи и слезами на лице, пристально смотрит на нас. Фигура почти полностью заполняет поле картины; трактовка сюжета отходит от иконописной отвлеченности в сторону передачи физической и психологической реальности образа Христа, что заставляет нас сосредоточиться на смысле его страдания.

Творчество Антонелло да Мессина

В 1475-1476 гг. да Мессина посетил Венецию, где получал и выполнял заказы, подружился с художниками, особенно с Джованни Беллини, перенявшими у него в известной мере живописную технику.

Стиль художника характеризуется высоким уровнем технической виртуозности, тщательной проработкой деталей и интересом к монументализму форм и глубине фона, свойственным итальянской школе.

На картине «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелами» фигуры отчётливо вырисовываются на озарённом светлом фоне, где смутно различается Мессина, родной город художника. Иконография и эмоциональная трактовка темы связаны с творчеством Джованни Беллини.

Написанные им в Венеции картины принадлежат к числу лучших. «Распятия» (1475, Антверпен) говорит о нидерландской выучке художника.

В 1470-е значительное место в творчестве стали занимать портреты («Юноша», ок. 1470; «Автопортрет», ок.1473; «Мужской портрет», 1475 и др.), отмеченные чертами нидерландского искусства: темный нейтральный фон, точная передача мимики модели.

Творчество Антонелло да Мессина является примером того, как в итальянской живописи примерно с 1470 года новые формы портрета распространяются в различных центрах почти одновременно, иногда — независимо друг от друга, и нередко — благодаря установлению контактов между художественными школами и определяющей роли нескольких ведущих мастеров.

Так, одновременно с Мантеньей в 1470-е годы на далекой окраине — в Сицилии, выдвинулся другой крупнейший мастер портрета — Антонелло да Мессина, который создал ряд произведений, являющихся образцом трехчетвертного погрудного портрета, на десятилетия определившего основной путь развития венецианского портрета (вдобавок, он покорил венецианцев, научив их писать масляными красками).

Сохранилось около 10 достоверных его портретов, но в развитии станковой портретной живописи Раннего Ренессанса он занимает очень важное место

Избранные произведения

  • Распятие в Сибиу (1455) — Muzeul de Artà, Бухарест
  • Авраам, которого служат ангелы — Museo della Magna Grecia, Реджо-ди-Калабрия
  • Ecce Homo (ок. 1470) — Панель, темпера, масло, 42,5 x 30,5 см, Метрополитен-музей, Нью-Йорк Город
  • Ecce Homo (1470) — Панель, темпера и масло, 40 x 33 см, Galleria Nazionale di Palazzo Spinola, Генуя
  • St. Иероним Кающийся — Различные техники работы с деревом, 40,2 x 30,2 см, Museo della Magna Grecia, Реджо-ди-Калабрия
  • Полиптих Сан-Грегорио (1473) — Темпера на панели, 194 x 202 см, Региональный музей, Мессина
  • Ecce Homo (ок. 1473) — Панель, темпера, 19,5 x 14,3 см, Частная коллекция, Нью-Йорк
  • Портрет Человека (1474) — Дерево, масло, Staatliche Museen, Берлин
  • Мадонна с младенцем (Солящая Мадонна) — Дерево, масло, 43,2 x 34,3 см, Национальная галерея, Лондон
  • Портрет мужчины (1474) — Дерево, масло, 32 x 26 см, Staatliche Museen, Берлин
  • Благовещение (1474) — Масло на панели, 180 х 180 см, Региональная галерея Белломо Палас, Сиракузы
  • Св. Иероним в своем кабинете (ок. 1474) — Дерево, масло, 46 x 36,5 см, Национальная галерея, Лондон
  • Ecce Homo (1475) — Масло на панели, 48,5 x 38 см, Collegio Alberoni, Пьяченца
  • (1475) — Дерево, масло, 35 x 38 см, Musée du Louvre, Париж
  • Распятие (1455) — Масло, панель 52,5 x 42,5 см, Koninklijk Museum for Schone Kunsten, Антверпен
  • Распятие (1475) — Дерево, 42 x 25,5 см, Национальная галерея, Лондон
  • Мужской портрет (ок. 1475) — Дерево, масло, Галерея Боргезе, Рим
  • Мужской портрет (ок. 1475 г.) — Масло, панель, 36 x 25 см, Национальная галерея, Лондон
  • Портрет мужчины (1475–1476) — Масло, панель, 28 x 21 см, Museo Thyssen-Bornemisza, Мадрид
  • Алтарь Сан-Кассиано (1475–76) — Масло, панель, Художественно-исторический музей, Вена
  • (1475–78) — Панель, 74 x 51 см, Museo del Prado, Мадрид
  • Христос у колонны (ок. 1475–1479) — Дерево, масло, 25,8 x 21 см, Musée du Lo uvre, Париж
  • — Масло на панели, Старая пинакотека, Мюнхен
  • Портрет мужчины (1476) — Масло на панели, Museo Civico d’Arte Antica, Турин
  • Богородица Благовещения (ок. 1476) — Дерево, масло, 45 x 34,5 см, Museo Nazionale, Палермо
  • St. Себастьян (1477–1479) — Холст, масло перенесено с панели, 171 × 85 см, Gemäldegalerie Alte Meister, Дрезден
  • Портрет молодого человека (ок. 1478) — Панно, 20,4 x 14,5 см, Staatliche Museeun, Берлин
  • Портрет неизвестного — Масло на панели, Museo Mandralisca, Чефалу
  • Мадонна с младенцем — Масло и темпера на панели, перенесенные с панели, Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия

Описание картины Благословляющий Христос – Антонелло да Мессина

Антонелло да Мессина – яркий представитель итальянской школы живописи Раннего Возрождения. Зрелое творчество мастера являет собой сплав итальянских и нидерландских элементов. Образ благословляющего Христа является вариантом иконографического типа, получившего определение “Salvator Мuпdi” .

Христос изображен без державы, символа власти, и не коронованным

Его всепроникающий взгляд и благословляющий жест приковывают внимание. Рука, поднятая над рамой, написана с явным перспективным сокращением

Она должна была поражать современников иллюзией, будто выступает за плоскость картины и направлена непосредственно к стоящему перед ней зрителю.

(No Ratings Yet)

  1. Мертвый Христос, поддерживаемый ангелом – Антонелло да Мессина Антонелло да Мессина видный представитель южной итальянской школы эпохи раннего Возрождения. Живописцу свойственны высокая техническая виртуозность, тщательная проработка мельчайших деталей,……
  2. Мужской портрет – Антонелло да Мессина Замечательный образец мастерства Антонелло-портретиста – портрет молодого человека, исполненный около 1475 года. Фон, как и в других его портретах, был……
  3. Благовещение – Антонелло да Мессина На этой известнейшей картине Антонелло передает с помощью небольшой гаммы оттенков, в простых формах и сдержанных жестах пик эмоционального напряжения:……
  4. Распятие – Антонелло да Мессина В этой картине Антонелло удалось передать напряжение кульминационного момента трагических событий, и она является лучшей художественной версией среди прочих, сделанных……
  5. Благословляющий Христос – Джованни Беллини “Благословляющий Христос” принадлежит к ранним работам художника. Беллини тяготел к тонкому и мягкому изображению. Ясное и спокойное чередование планов, ощущение……
  6. Христос перед Пилатом – Якопо Тинторетто Картина Якопо Тинторетто “Христос перед Пилатом”. Размер картины 515 x 380 см, холст, масло. В середине 60-х годов 16 века……
  7. Христос перед Каиафой – Ганс Гольбейн “Страсти Господни в серых тонах” считаются одним из главных творений Ганса Гольбейна Старшего. Цикл получил такое название благодаря серой монохромной……
  8. Портрет А. Н. Львова – Карл Брюллов Неспокоен, при всей кокетливости позы с эффектно перекинутым через плечо плащом, образ А. Н. Львова. Слегка подавшийся вперед корпус и……
  9. Христос в доме Марфы и Марии – Ян Стен Религиозная живопись не пользовалась официальным признанием в протестантской Голландии. Но Стен, будучи католиком, не разделял иконоборческих взглядов своих соотечественников. В……
  10. Христос на Масленичной горе – Марко Базаити Другое традиционное название полотна – “Моление о чаше”. Работу заказал художнику Франческо Фоскари для семейного алтаря в церкви Сан-Джоббе. Поэтому……
  11. Христос у колонны – Микеланджело Меризи да Караваджо По словам арт-биографа мастера – Джан Пьетро Беллори, данная работа была заказана семьей ди Франко, для часовни святого Доменико Маджоре…….
  12. Христос на кресте – Диего Веласкес Созданная в середине творческого пути художника, работа изображает распятого Иисуса. Оригинальное полотно, передающее спокойствие, достоинство и благородство Христа, считается поворотным……
  13. Христос в доме Марфы и Марии – Ян Вермеер Дошедшие до нас религиозные полотна Вермеера поразительно отличаются от жанровых работ живописца. Историки искусства полагают, что картина “Христос в доме……
  14. Христос в доме Марфы и Марии – Якопо Тинторетто Еще один евангельский сюжет в творчестве Тинторетто. Марфа и Мария были сестрами Лазаря, которого любил Господь и которого Он воскресил……
  15. Мертвый Христос – Витторе Карпаччо Картина Витторе Карпаччо “Мертвый Христос”. Размер картины 145 x 185 см, холст, темпера. Бездыханное тело Иисуса Христа на скамейке, покрытой……
  16. Христос в пустыне – Иван Крамской В картине Крамского пустыня производит впечатление холодного ледянящего пространства, в котором нет и не может быть жизни. Могучая вертикаль словно……
  17. Христос, несущий крест – Эль Греко Картина испанского художника Эль Греко “Христос, несущий крест”. Размер картины 105 х 79 см, холст, масло. Необычные приемы изобразительного языка,……
  18. Христос перед Пилатом – Ганс Гольбейн “Страсти Господни в серых тонах” считаются одним из главных творений Ганса Гольбейна Старшего. Цикл получил такое название благодаря серой монохромной……
  19. Мертвый Христос с Богоматерью и Марией Магдалиной (Пьета) – Аньоло Бронзино В своем раннем творчестве Бронзино интерпретирует тему смерти Христа еще не столь смело, как он делал это впоследствии. Лица Марци……
  20. Христос, освящающий хлеб и вино – Джон Констебл Констебл в роли мастера религиозной живописи практически неизвестен. В самом деле, картины религиозного содержания – наименее удачное из того, что……

Портретный мастер

По рождению Антонелло да Мессина был итальянцем, но по художественному образованию он в существенной мере относился к живописным традициям северной Европы. Он великолепно рисовал портреты, которые составили почти тридцать процентов из его сохранившихся работ. Обычно Антонелло изображал модель погрудно и крупным планом. При этом плечи и голова помещались на тёмном фоне. Иногда на переднем плане художник рисовал парапет с прикреплённым к нему картеллино (небольшая бумажка с надписью). Иллюзионистическая точность и графичность в передаче данных деталей свидетельствуют о том, что они имеют нидерландское происхождение.

«Это человек»

Портреты итальянца привлекают зрителя глянцевой, блестящей поверхностью и камерным форматом. А когда эти качества да Мессина переносит в религиозную живопись (картина «Это человек»), то вид людских страданий становится ужасно мучительным.

Со слезами на лице и верёвкой вокруг шеи, нагой Христос пристально смотрит на зрителя. Его фигура заполняет практически всё поле полотна. Трактовка сюжета немного отличается от иконописной тематики. Итальянец стремился максимально реально передать психологический и физический образ Христа. Именно это и заставляет зрителя сосредоточиться на смысле страданий Иисуса.

Рекомендации

  1. ^ , п. 13.
  2. ^ , п. 14.
  3. ^
  4. В письме к венецианцу Маркантонио Микиэлю от 20 марта 1524 года, в котором рассказывается о состоянии искусства в Неаполе и о работах там нидерландских художников, речь идет о Колантонио и его нидерландской технике, которая, как считается, ассимилирована в искусстве Антонелло; он был опубликован Фаусто Никколини, L’arte napoletana del Rinascimento (Неаполь) 1925: 161-63. Это переведено Кэрол М. Ричардсон, Ким Вудс и Майклом В. Франклином, Пересмотр искусства эпохи Возрождения: антология первоисточников (2007:193-96).
  5. , п. 15.
  6. Raunch pg. 361
  7. Raunch pg. 361
  8. Хартт стр. 562
  9. Raunch pg. 361
  10. ^ , п. 23.
  11. ^ , п. 51.
  12. , п. 60.
  13. , п. 22.
  14. Хартт стр. 563
  15. Хартт стр. 563; Raunch pg. 361
  16. , п. 29.
  17. .

Источники

  • Папа-Хеннесси, Джон (1966). Портрет в эпоху Возрождения. Лондон: Phaidon.
  • В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в всеобщее достояние: Чисхолм, Хью, изд. (1911). «Антонелло да Мессина «. Британская энциклопедия. 2 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 148.

Не только Леонардо

На выставке в основном представлено искусство северной Италии, которая развивалась не так, как Флоренция. Это искусство гораздо меньше известно, потому что когда широкому зрителю мы говорим об искусстве Ренессанса, все вспоминают Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Боттичелли, Перуджино. Но очень многих, даже Беллини, знают далеко не все, а это один из величайших художников.

Джованни Беллини был первым художником эпохи раннего Возрождения в Венеции.На выставке представлены две картины Беллини. Я могу заверить наших слушателей, что музей многократно пытался получить хотя бы одну картину Беллини на выставку одного шедевра, которую, как вы знаете, мы регулярно устраиваем. Мы получали и картины Рафаэля «Донну Велату» и Тициана мы получали неоднократно, и «Венера Урбинская» у нас была, и портрет Тициана из Палаццо Питти. Но Беллини нам никогда не давали. Это такие жемчужины в истории искусства, которые очень трудно получить, трудно настоять на том, чтобы дали на выставку. Кроме того, он писал на досках, а доски, как правило, не перевозятся.

Джованни Беллини. Мадонна с Младенцем (Мадонна ди Альцано), около 1485-1487, дерево, масло

А на нашей выставке, повторяю с гордостью, целых две картины Беллини, причем обе относятся к числу его шедевров.

Антонелло да Мессина. Как совершенствуется мастерство в живописи?

Шедевр мал размером, всего 46×36,5 см, но по трехмерному пространству и сложной композиции равен большой картине. Его создатель — Антонелло да Мессина, один из самых интересных и выдающихся живописцев XV столетия. Как ясно из имени, происходил он из старинного города Мессины в северо-восточной части острова Сицилия. Лишь узкий Мессинский пролив отделяет Сицилию, омываемую тремя морями, от Италии в ее самой южной оконечности — Калабрии. Географическая близость к итальянскому континенту и постоянная связь с ним в значительной степени определили и художественный облик этого мастера

Его глубоко индивидуальное творчество, в котором своеобразно сочетались стиль, приемы и техники двух разных живописных школ, привлекло к себе внимание многих искусствоведов

Антонелло да Мессина учился в Неаполе у итальянского живописца Колантонио и там же мог широко ознакомиться с произведениями прославленных нидерландских мастеров XV века: Яна Ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, Петруса, Кристуса, Дирка Боутса и других.

Их картины находились в художественных собраниях неаполитанской знати и особенно в коллекции короля Альфонсо, большого любителя живописи. Таким образом, не выезжая за пределы королевства, Антонелло да Мессина имел возможность увидеть и познать новое живописное мастерство и поразительную по цвету и тонкости масляную технику лучших представителей иноземной школы.

Это и наложило глубокий отпечаток на его искусство, особенно раннего периода, до путешествия в северную Италию.

На втором этапе своего творческого пути Антонелло да Мессина достигает расцвета мастерства — изображения человеческой фигуры. К таким выдающимся картинам относится «Благовещение Марии».

На темном фоне четко выделяется полуфигура Марии, закутанная с головой в темно-голубой плащ, спускающийся на лоб.

По контрасту с этим интенсивным цветом, основным в картине, особенно выделяется ее лицо, исполненное в твердых и четко очерченных формах.

В 1475 г. Антонелло поселился в Венеции.

Проезжая через северную Италию, он познакомился с произведениями выдающихся художников того времени — Пьеро дела Франческа и Андреа Мантеньи, которые оказали на него большое влияние.

В Венеции он оказывается в среде крупнейших живописцев этой школы во главе с Джованни Беллини. Прежние нидерландские влияния уступили место новым впечатлениям, новым средствам художественного выражения.

Самым поразительным и выдающимся примером нового живописного видения Антонелло да Мессина является картина «Святой Себастьян» (171×85,5 см), написанная в 1475—1476 гг. в Венеции.

Небольшой формат был обусловлен тем, что она представляла собой левую створку ныне исчезнувшего алтарного образа, в центре которого находилась статуя святого Рока, а на правой створке — изображение святого Христофора.

Эти трое святых почитались как покровители-защитники от чумы.

Посреди дворика с мраморным полом могучее дерево, вершиной уходящее в небеса и срезанное краем рамы. К этому-то дереву и привязан пронзенный стрелами святой Себастьян, чья атлетическая фигура безупречна. Объемность и монументальность фигуры, высота которой достигает высоты двухэтажного палаццо, расположенного слева, подчеркнута также массивным обломком колонны, лежащей у ее ног.

Таков «Портрет молодого человека в красной шапке». Его взгляд устремлен на зрителя, губы сжаты, выражение лица замкнуто и серьезно. Устанавливается какой-то личный контакт между ним и смотрящим на него человеком.

Настолько портретные образы, созданные Антонелло да Мессина, благородны, умны и реалистичны в своем бытии.

К превосходным его картинам относится также «Портрет Тривульцио», человека средних лет в ярко-красной одежде и черном головном уборе.

Портреты Антонелло да Мессина — подлинные шедевры в итальянском искусстве Возрождения. И имя мастера неразрывно связано с этой блестящей эпохой человеческой культуры.

«Пьета» и «Распятие»

Масляная живопись Антонелло, а точнее, возможность передачи освещения этой техникой, была очень высоко оценена его коллегами-художниками. С того времени венецианский колоризм основывался исключительно на разработке большого потенциала нового направления. Произведения да Мессина венецианского периода имеют ту же концептуальную тенденцию, что и его ранние работы. Сильно стёртая картина «Пьета», даже в таком повреждённом состоянии наполняет зрителей напряжённым чувством сострадания. На крышке гробницы мёртвое тело Христа удерживают три ангела с рассекающими воздух остроконечными крыльями. Художник изобразил центральную фигуру крупным планом.

Она как бы прижата к поверхности полотна. Сопереживание изображённому страданию — вот чего, используя указанный выше приём, добивался Антонелло да Мессина. «Распятие» — это другая картина живописца. Она схожа тематикой с «Пьетой». На полотне изображён Иисус, распятый на кресте. Справа от него сидит Мария, а слева — апостол Иоанн. Также как и «Пьета», полотно нацелено на то, чтобы вызвать у зрителя сопереживание.

Представитель нового направления

Многие сведения о жизнедеятельности Антонелло да Мессина спорны, сомнительны или утрачены. Но совершенно очевидно, что именно он продемонстрировал венецианским художникам светоносные возможности масляной живописи. Тем самым итальянец положил начало одному из ключевых направлений западноевропейского искусства. По примеру многих других художников того времени, Антонелло сочетал нидерландскую традицию оптически точной передачи деталей изображения с живописными новациями итальянцев.

Историки нашли запись о том, что в 1456 г. у героя данной статьи был ученик. То есть, вероятнее всего, живописец появился на свет до 1430 года. Неополитанец Колантонио был первым учителем Антонелло да Мессина, произведения которого будут описаны ниже. Этот факт подтверждает сообщение Дж. Вазари. Как раз в то время Неаполь находился под культурным воздействием скорее Пиренейского полуострова, Нидерландов и Франции, нежели Северной Италии и Тосканы. Под влиянием творчества Ван Эйка и его сторонников интерес к живописи возрастал с каждым днём. Ходили слухи, что герой данной статьи обучался технике масляной живописи именно у него.

«Мужской портрет»

Эта картина, написанная Антонелло да Мессина в 1474-1475 гг. является одной из его самых лучших работ. Палитра мастера ограничена насыщенным коричневым, чёрным и отдельными мазками телесного и белого цветов. Исключение составляет красная шапка, дополненная выглядывающей тёмно-красной полосой нижнего платья. Внутренний мир нарисованной модели практически не раскрыт. Зато лицо излучает интеллект и энергию. Антонелло очень тонко смоделировал его светотенью. Острая прорисовка черт лица в сочетании с игрой света придаёт произведению Антонелло почти скульптурную выразительность.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: