Художник александр бенуа (1870

Последние годы жизни

Уже в 1920-е годы  Матисс приобрел всемирную известность: выставки проводили в Европе и США, его начинали узнавать. Примерно в то же время у Анри заболела жена и требовалась помощница, которая могла бы ухаживать за ней. На пороге их дома появилась Лидия Делекторская — русская эмигрантка, чья семья погибла во время гражданской войны.

Мадам Матисс нисколько не переживала, что молодая особа работала в их доме. С Лидией у них сложились прекрасные отношения: девушка была аккуратна, скромна, внимательно относилась к женщине. К тому же, светловолосая Лидия не была во вкусе Матисса — ему нравились невысокие брюнетки южной внешности. Долгое  время он ее даже не замечал. Но однажды Лидия сидела рядом с кроватью Амели, сложив руки на спинке стула и облокотив голову, внимательно слушая ее. Матисс задержал на ней свой взор и попросил не двигаться. Он сделал пару зарисовок, после чего стал чаще писать ее портреты.

Лидия Делекторская Портрет Лидии Делекторской

Жена была недовольна таким поворотом, хотя явной измены или проявления отношений между Матиссом и Делекторской не было. Но боялась Амели другого: раньше она была единственной его музой, источником вдохновения, его поддержкой. Теперь Матисс светился лишь рядом с Лидией. В скором времени брак между Амели и Анри распался, после чего Матисс провел с Делекторской более 20 лет. Она стала его секретарем и помощницей. Она ухаживала за ним во время болезни, смешивала краски, раскрашивала бумагу. Между ними никогда не было физической связи, их любовь была платонической и очень благотворной. «Каждый раз, когда я скучаю я сажусь за портрет госпожи Лидии — и тоски как не бывало» — говорил Матисс.

Театр при «вок-зале»

Бенуа Н. Л. Эскизы фасада католического алтаря из малахита. Пометы об утверждении проекта заказчиком — императором Николаем I.
Тушь, акварель, карандаш, белила. 1847 г..
Ф. 63, оп. 1, ед. 124, л. 3.

Бенуа Н. Л. Проект бронзовых столов для Нового Эрмитажа.
Тушь, акварель. 4 июля 1847 г..
Ф. 63, оп. 1, ед. № 52.

Бенуа Н. Л. Проект фарфоровой тарелки с гербом по заказу Николая I.
Тушь, карандаш, акварель, позолота. 19 июля 1849 г..
Ф. 63, оп. 1, ед. № 126.

Бенуа Н. Л. Проект дворцовых конюшен в Петергофе. Фасад.
Тушь, карандаш, акварель. .
Ф. 63, оп. 1, ед. № 70, л. 2.

Н. Л. Бенуа. Проект главных ворот дворцовых конюшен в Петергофе. Варианты (2).
Акварель, 2-й вариант на наклейке. 28 августа 1850 г..
Ф. 63, оп. 1, ед. № 79.

Н. Л. Бенуа. Проект главных ворот дворцовых конюшен в Петергофе. Варианты (2).
Акварель, 2-й вариант на наклейке. 28 августа 1850 г..
Ф. 63, оп. 1, ед. № 79.

Бенуа Н. Л. Проект фрейлинских корпусов в Петергофе. Фасады.

Тушь на кальке. .
Ф. 63, оп. 1, ед. № 65, л. 2.

Бенуа Н. Л. «Угловой кавалерский дом. Фасад на церковную площадь».
Тушь, акварель. Июль 1856 г..
Ф. 63, оп. 1, ед. 63.

Бенуа Н. Л. Проект лазарета в Петергофе. Разрез и фасад.
Тушь, акварель. 28 августа 1850 г..
Ф. 63, оп. 1, ед. № 61, л. 2.

Бенуа Н. Л. и Кавос А. К. Проект здания почты в Петергофе. План и фасад. Копия Н. Л. Бенуа с подлинника, подписанного А. К. Кавосом и утвержденного Николаем I.
Тушь, акварель. 18 февраля 1850 г..
Ф. 63, оп. 1, ед. № 59, л. 1.

Бенуа Н. Л. Проект железнодорожной станции «Новый Петергоф». Вариант. Перспективный вид.
Тушь, акварель. 1854 г..
Ф. 63, оп. 1, ед. № 54, л. 1.

Бенуа Н. Л. Лисинское учебное лесничество. Эскиз дома для практикантов. Главный фасад.
Тушь, перо. 18 марта 1853 г..
Ф. 63, оп. 1, ед. № 34.

Бенуа Н. Л. Проект православной церкви в Лисинском учебном лесничестве. План и боковой фасад.
Карандаш, акварель.
Ф. 63, оп. 1, ед. № 36, л. 1 (фрагмент).

Бенуа Н. Л. Проект загородной резиденции «Охотничий дворец». Главный фасад.
Акварель (21 февраля 1879 г.).
Ф. 63, оп. 1, ед. № 133, л. 49.

Бенуа Н. Л. и Кавос А. К. Проект Зимнего сада перед Инженерным замком в Петербурге. Варианты. Планы, фасады, разрезы.
Тушь, карандаш, акварель. 1851-1852 гг..
Ф. 63, оп. 1, ед. 44, л. 2.

Бенуа Н. Л. Главный фасад церкви св. Марии на кладбище Выборгской стороны.
Карандаш, акварель. 1876-1879 гг..
Ф. 63, оп. 1, ед. № 50, л. 1.

Бенуа Н. Л. Петровская Земледельческаая Академия. Планы и надворный фасад.
Тушь, акварель. 18 сентября 1862 г..
Ф. 63, оп. 1, ед. № 89.

Бенуа Н. Л. Жилой дом и караульня на даче Д. Н. Шереметева в Ульянке. План и набросок фасада.
Карандаш, тушь, акварель. 1866-1868 гг..
Ф. 63, оп. 1, ед. № 133, л. 30 (№ 63).

Бенуа Н. Л. Перспективный вид церкви в с. Высоком.
Тушь, акварель. 1867-1868 гг..
Ф. 63, оп. 1, ед. № 24.

Бенуа Н. Л. Проект летнего деревянного театра в Павловске. Главный фасад.
Тушь, акварель. 1876 г..
Ф. 63, оп. 1, ед. 37, л. 1.

Биография художника Александра Бенуа

Художник Александр Николаевич Бенуа родился в 1870 году, в Петербурге, в семье известного архитектора Николая Леонтьевича Бенуа. В семье будущего художника просто почитали искусство, однако родители настояли на том, чтобы сын поступил в Петербургский университет и получил профессию юриста.

Во время обучения в университете Александр Николаевич самостоятельно изучал историю искусств, занимался рисованием, освоил акварельную живопись. История умалчивает о том, каким юристом был Бенуа. В 1894 году (в год окончания университета Александром) вышел третий том «Истории живописи в XIX веке» Р. Мутера. В этот том вошла глава о русском искусстве, автором которой был Александр Бенуа.

И о Александре Николаевиче сразу заговорили, как о талантливейшем искусствоведе, который просто перевернул устоявшиеся представления о развитии русского искусства.

В 1897 году, после поездок во Францию, Александр Бенуа представил публике первую серию своих акварелей под общей темой «Последние прогулки Людовика XIV». Публика была в полном восторге, а критики заговорили о появлении нового талантливого самобытного художника.

Прогулка короля

Купальня маркизы

Фантазия на Версальскую тему

Представление султанше

Людовик XIV кормит рыб

Король прогуливается в любую погоду

Прогулка короля

Прогулка короля

В 1893 году Бенуа пишет серию акварельных пейзажей окрестностей Петербурга. Нужно сказать, что его пейзажи – это скорее дань истории, чем природе. Художника в большей мере увлекают исторические персоны, архитектура, костюм. А природа служит лишь великолепной декорацией изображенных живописцем событий.

Ораниенбаум

Аллея

Картины Петербурга

Парад при Павле I

Карнавал на Фонтанке

Ораниенбаум. Японский сад

Китайский павильон. Ревнивец

С 1897 по 1898 годы Бенуа пишет серию акварельных картин о Версальских парках. И снова критики говорят не о великолепии природы, а о явно воссозданном духе ушедших времен, атмосфере красивого великолепного былого.

Водный партер в Версале

Пруд в Версале

Фонтаны Версаля

Версаль

Версаль под дождём

Версаль. У Курция

Каштаны весной. Версаль

Следующей большой темой в творчестве художника становится Петергоф, Ораниенбаум и Павловское. И снова величие архитектуры, фонтаны, парки и история.

Беседка в парке. Павловск

Петергоф

Петергоф

Большой дворец. Петергоф

В конце девятнадцатого века Александр Бенуа создает объединение «Мир искусства» в котором становится основным теоретиком и вдохновителем, много пишет, выступает в печати и становится автором еженедельных «Художественных писем» в газете «Речь».

Не забывает Бенуа и о истории искусства – в 1901 и 1902 годах на свет появляется широко известная книга «Русская живопись в XIX веке». Издатель Бенуа начинает публиковать серии «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов». Выпуск этих серий прекращается, по вполне понятным причинам, в 1917 году.

Был ещё журнал «Художественные сокровища России» и великолепный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». И всё это было сделано при самом активном и непосредственном участии (и под руководством) Александра Николаевича Бенуа.

А ещё было увлечение книжной графикой и создание иллюстраций для целого ряда произведениям А.С. Пушкина. И труды великолепного театрально художника Бенуа. Он создавал эскизы костюмов и декораций к театральным спектаклям, балетам и операм. Я не буду утомлять вас перечислением всего сделанного на этом поприще – иному художнику только театрального творчества хватило бы на всю жизнь с избытком. Чего стоит одно участие в управлении театром МХТ совместно с К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко!

Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»

Декорация к трагедии А.С. Пушкина «Пир во время чумы»

Эскиз декорации к «Соловью» Стравинского

Итальянская комедия

Итальянская комедия

Революция 1917 года железной рукой перечеркнула огромное количество проектов и начинаний Александра Николаевича Бенуа и он занялся работой в самых различных организациях, которые пытались сохранить памятники старины и искусства.

С 1918 года Бенуа заведовал картинной галереей Эрмитажа, разработал новый план общей экспозиции музея, который был замечен и отмечен ещё оставшимися в России любителями живописи.

С 1926 года художник живет и работает в Париже. Он уже практически не пишет картин – его просто съедает тоска по Родине. Эскизы костюмов и декораций для театра Дягилева, участие в создании театральных постановок…

И мемуары. Просто ценнейшие воспоминания и размышления о людях, событиях, искусстве.

Умер художник в феврале 1960 года. Похоронен в Париже.

6

Просмотрено: 3 981

Николай Фешин портреты

Дама в лиловом (Портрет неизвестной)

Капустница

Портрет С.Т. Коненкова

В 1910 г. Фешин совершил пенсионерскую поездку по нескольким европейским странам: Австрии, Германии, Италии и Франции. В поездке его сопровождала Н. М. Сапожникова (1877—1944) — представительница казанской купеческой династии, которая сама занималась живописью, и была моделью и меценатом Фешина. По собственным воспоминаниям, он настолько устал от новых впечатлений, что по результатам поездки не смог представить Академии отчётной работы, и был лишён пособия на следующий год. «Портрет Н.М. Сапожниковой»

В живописи Николая Фешина 1900-х годов доминировал импрессионизм. Его картины были динамичны, красочны и реалистичны. Примером таких работ могут служить «Черемисская свадьба»(1908), (проданная американским музеем в 2011 году на аукционе неизвестному за 3,3 млн долл.) и «Обливание» (1911), в Музее изобразительных искусств Республики Татарстан в Казани. С 1910 годахудожник регулярно участвовал в международных выставках в Европе и США. В1916 году Николай Фешин стал членом ТПХВ и получил звание академика живописи. В 1913 году он женился на Александре Белькович — дочери директора Казанской художественной школы, в 1914 году у них родилась дочь Ия.

Пейзажи и портреты кисти Александра Бенуа

Последний зал экспозиции знакомит посетителей с Бенуа-портретистом и пейзажистом. Это разнообразные по мотивам и духовной наполненности пейзажи Бретани — её суровой природы, диких скал, долин, заброшенных жилищ, облик которых отражает замкнутый характер и образ жизни обитателей. В 1910-е Бенуа в Италии, Швейцарии и Испании работал над пейзажами небольших городков и деревенек («Наш сад в Монтаньоле», «Розовый дом в Кресоньо» — обе 1912). В эмиграции он остался верен жанру пейзажа. Бенуа открыл для себя Париж старинных парков и кварталов («Улица в Париже», 1924). В 1930-е годы художник создал целый ряд пейзажей Франции и Италии («Кассис. Улица», 1931).

Открытие выставки состоится в режиме онлайн 8 декабря. Выставка продлится до 9 марта 2021 года. Выставка организована при поддержке Благотворительного фонда «Лукойл».

Редакция благодарит пресс-службу Государственного Русского музея за помощь в подготовке материала

Творчество

В середине 1890-х, воспользовавшись тем, что дебютные картины привлекли внимание специалистов, Бенуа выступил как историк и теоретик искусства. Он написал раздел о русских мастерах для выпуска альманаха «История живописи XIX века». Спустя пару лет Александр с друзьями посетил Францию для того, чтобы написать «Версальские серии», представлявшие собой сцены с прогулок короля Людовика Великого де Бурбона, а также его придворных, жен и детей

Спустя пару лет Александр с друзьями посетил Францию для того, чтобы написать «Версальские серии», представлявшие собой сцены с прогулок короля Людовика Великого де Бурбона, а также его придворных, жен и детей.

В 1897-м цикл акварелей, созданный по возвращении из Парижа и предместий, заслужил восторженные отзывы знатоков живописи. Три работы после официальной выставки приобрел создатель «Третьяковки» — Павел Михайлович Третьяков.

В тот же период Бенуа стал основоположником и идейным вдохновителем творческого союза «Мир искусства». Совместно с театралом Сергеем Павловичем Дягилевым и портретистом Константином Андреевичем Сомовым он занимался пропагандой прогрессивного русского и западноевропейского искусства и выпускал тематический журнал.

Со временем участники объединения постарались привлечь внимание общественности к исконным народным промыслам, прикладному декоративному искусству, графике и архитектуре. Благодаря статьям, созданными «мирискусниками», в обиход вошли понятия «русский сезанизм» и «авангард». В начале 1900-х Бенуа создал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» Александра Сергеевича Пушкина

Окружающие с первого взгляда не оценили прелесть графических изображений, поэтому зарисовки увидели свет только стараниями единомышленника — Дягилева

В начале 1900-х Бенуа создал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» Александра Сергеевича Пушкина. Окружающие с первого взгляда не оценили прелесть графических изображений, поэтому зарисовки увидели свет только стараниями единомышленника — Дягилева.

Иллюстрация Александра Бенуа к «Медному всаднику» / «Наследие Александра Бенуа»

Позже Александр Николаевич в статусе признанного мастера-графика предоставлял работы для оформления классических книжных изданий, напечатанных в гостипографии имени Ивана Федорова. В 1923-м на свет появилась книга великого русского поэта с 37 рисунками Бенуа.

Запоминающимися литературно-художественным произведениями живописца и теоретика считались картина «Аполлон и Дафна», а также издания «Азбука в картинках». Образы, в основанные на греческой и русской мифологии, пришлись по душе массе людей.

В 1910-х Бенуа проиллюстрировал повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама». Серия завершенных картин отличалась детальной прорисовкой костюмов и городских пейзажей. Искушенным читателям казалось, что они попали в театр.

Автору удалось вызвать сильные эмоции благодаря многолетнему сотрудничеству с антрепризой Сергея Дягилева, известной под названием «Русские сезоны». Гастролируя вместе с артистами имперской оперы и балета в статусе худрука, Бенуа сформировал особый взгляд на изобразительное искусство и сделал живопись похожей на спектакль.

После Февральского переворота, приведшего к свержению монархии, Бенуа занимался охраной памятников старинного и классического искусства. Став главой картинной галереи петербургского Эрмитажа, художник создал актуальный каталог работ.

Вкладом сына архитектора в развитие русского искусства считалось оформление спектаклей, шедших на сцене столичных театров. Красочными декорациями славились балет «Петрушка» и оперетта «Женитьба Фигаро».

В начале 1920-х Александр Николаевич завершил работу над новым альбомом акварелей. 26 картин с авторским предисловием, послесловием и подписями получили название «Версаль»

Французский дворцово-парковый комплекс неизменно притягивал внимание живописца. Мастерство в изображении изящных пейзажей заслужило море похвал

Как Матисс стал пуантилистом

В 1904 году прошла первая выставка Анри Матисса, однако в художественном сообществе она осталась незамеченной. Но не для Анри — там он познакомился с пуантилистом Полем Синьяком. Вскоре они вместе уехали  в Сент-Тропе за свежими идеями и новыми впечатлениями. Стиль пуантилизма, для которого характерны яркие точечные мазки, вдохновил Матисса. Из поездки он вернулся со своим первым шедевром «Роскошь, покой и наслаждение»

Однако примкнуть к направлению пуантилистов Матиссу было не суждено: довольно скоро он отказался от этой техники в пользу энергичных мазков и смелых цветов.

Уже тогда Анри осознал: цвет совсем не обязательно использовать, чтобы выразить действительность наиболее реалистично.. Он способен выразить отношение, состояние, образ и чувства, которые испытывает сам художник. Матисс говорил: «если бы я хотел получить точное изображение, я позвал бы фотографа». В его палитре появились бирюзовый, красный, оранжевый — все те цвета, которые художники не рисковали использовать и прятали за тщательной растушевкой. Краски на его полотнах наконец начали обретать голос.

Роскошь, покой и наслаждение, 1904 Попугайные Тюльпаны, 1905

Важным моментом в становлении Матисса как независимого художника стала его встреча с женой. Анри и Амели познакомились на свадьбе у друга. Уже тогда молодые люди поняли, что влюбились друг в друга. Трогательные письма, долгожданные встречи, букеты фиалок. Амели первая поверила в талант Матисса и убедила его в том, что он должен продолжить заниматься искусством, искать свой стиль. Матисс перед свадьбой признался Амели, что хотя он и любит ее, живопись он всегда будет любить больше. Она приняла эту правду, став его главной музой жизни. Амели родила ему двоих сыновей и воспитала его внебрачную дочь, которая была у Матисса от его модели Каролины Жобло.

Анри Матисс. Анри и Амели Матисс, 1913

В трудные периоды, когда заработка едва хватало на обеспечение семьи, жена открыла свой салон шляпок, на заработок с которого они долгое время существовали. Терпеливая, сочувствующая и бесконечно верящая в своего мужа — такой была Амели.

Библиография

  • Бенуа // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Бурлюк Д. Д. Галдящие «бенуа» и Новое Русское Национальное Искусство (Разговор г. Бурлюка, г. Бенуа и г. Репина об искусстве); Н. Д. Б. О пародии и о подражании. СПб.: Книгопечатня Шмидт, 1913. 22 с.
  • Эрнст С. А. Бенуа. П., 1921.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, , 

Александр Бенуа: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Александр Бенуа: жизнь и творчество художника
3.2 (64%) 5 голос(ов)

Бенуа А.Н. (1870 – 1960). Итальянская комедия. 1919

Бумага, акварель, гуашь 31,5х42,2 На изображении слева внизу: Ал-др Бенуа 1919. Итальянская комедия. Поступление: 1944,из Свердловского отдела по делам искусств.

Художник Живописец, график, художник театра, а еще – редкий знаток истории искусств, художественный критик, музейный деятель… Все это об Александре Николаевиче Бенуа, казалось прожившем несколько жизней и успевшем сделать так многое. Впрочем, все представители славной семьи Бенуа-Лансере-Серебряковых внесли существенный вклад в становление культуры России на рубеже XIX-ХХ вв. Живя в семье художников и архитекторов, Александр Бенуа не мог не заниматься искусством. Первые уроки графики взял у брата Альберта Бенуа. Пройдя курс вольнослушателя Императорской академии художеств в 1887 – 1888 гг. и окончив юридический факультет Петербургского университета в 1894 г., он начал свою карьеру не только графика, но и теоретика и историка искусства, стал автором не только исследовательских, но и критических статей в газетах «Слово», «Речь», журналах «Старые годы», «Аполлон», «Золотое руно». В 1901 – 1904 гг. художник был редактором журналов «Художественные сокровища России» и «Мир искусства». Последний стал главным детищем Александра Бенуа, как и общество, основателем и идейным руководителем которого он был. С начала ХХ века Бенуа увлекся театром, а его любовь к балету оказалась настолько сильной, что вдохновленный им Сергей Дягилев продюссирует организацию Русских сезонов в Париже в 1909 – 1911 гг., которым суждено было стать триумфальными. Бенуа в труппе занял пост директора художественной части, оформил множество спектаклей. Уже позже он сотрудничает с театрами Парижа, Милана, Лондона, Нью-Йорка, Вены, оформляет спектакли в Москве и Петербурге, являясь художником и режиссером, и даже руководителем наряду с К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко. После революции 1917 года Бенуа возглавил Картинную галерею Эрмитажа, издал ее новый каталог, продолжал оформлять спектакли. В 1926 году он эмигрировал, не вернувшись из заграничной командировки в Париже. Всю оставшуюся жизнь он продолжал свое любимое дело – оформление спектаклей, сыграв большую роль в развитии театрально-декорационного искусства.

Картина

В 1918 – 1919 гг. в революционном Петрограде создается новый театр – Большой драматический театр, более известный как БДТ. Это была инициатива М. Горького и одной из актрис МХТ, комиссара Марии Андреевой. В числе основателей был и Александр Бенуа, в то время уже признанный театральный художник с почти двадцатилетним стажем, оформитель спектаклей в Париже, Милане и Лондоне, Нью-Йорке и Вене, и даже самой Дягилевской антрепризы. Репертуар БДТ был сразу определен жестким треугольником – трагедия, романтическая драма и комедия масок, ставшие позднее классикой советского театра. Жанр комедии масок, которую также называют комедия дель-арте или Итальянская комедия, восходит к первым профессиональным постановкам XVI-XVIII вв. Тогда только складывалась система актёрского мастерства. В комедии дель-арте было два центра – неаполитанский и венецианский, много действующих лиц, за каждый из которых был закреплен свой костюм и характер. Традиционная система оформления веселого спектакля была точно воспринята Александром Бенуа: в листе присутствуют персонажи классической комедии, любовная сцена, портальный занавес и многоплановая сцена с кулисными декорациями

Последнее особенно важно, поскольку художники БДТ, с вниманием относясь к каждой детали бутафории и сценических костюмов, стремились, прежде всего, к сохранению пространства и перспективы. Но главное – в работе проявилось требование «мирискусников» к созданию художественного ансамбля, что рассматривалось как высший эстетический критерий. В 1920 году А

Бенуа оформляет в БДТ всего два спектакля – «Царевич Алексей» Д. Мережковского и «Венецианский купец» У. Шекспира. Последний, подготовка к постановке которого могла быть начата годом раньше, и мог быть решен в духе комедии дель-арте

В 1920 году А. Бенуа оформляет в БДТ всего два спектакля – «Царевич Алексей» Д. Мережковского и «Венецианский купец» У. Шекспира. Последний, подготовка к постановке которого могла быть начата годом раньше, и мог быть решен в духе комедии дель-арте.

Художник Александр Бенуа

Поиски души Петербурга всегда неизменно приводят к акварелям Александра Бенуа – как ни крути. Кажется, что этот вид краски был создан специально для изображения города «под морем», крыши которого подпирают собой сизо-каменный свод туч, как атланты – свод Эрмитажа. К слову сказать, Бенуа в 1918 присоединился к мифическим каменным гигантам в роли руководителя галереи и в том же году издал ее обновленный каталог.

Вообще художник не сидел на месте (разве что только когда писал картины): он оформлял постановки Большого драматического театра в Петрограде и позже – «Русских сезонов» Дягилева в Париже, участвовал в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств, собрал вокруг себя творческое объединение «Мир искусства», выпускавшее журнал с тем же названием… Кажется, пора сказать «стоп», чтобы не утонуть в цепочках однородных членов предложения. Впрочем, всё это неудивительно для человека, с рождения окруженного творческой атмосферой, ведь в роду Бенуа и до этого загорались звезды дарования. Например, отец художника был известным архитектором – он создал проекты костела в Петербурге, здания вокзала в Петергофе, перестроил «большой» и «шахматный» гроты. Направление деятельности Бенуа старшего не могло не повлиять на сына: недаром в его картинах столько внимания уделяется дворцам, фонтанам и красивым зданиям. По всему видно, как безоглядно художник был влюблен в Петербург и его окрестности, а еще – во французский Версаль. Особенно его влекут красивые и давно ушедшие времена, рассыпающиеся пудрой париков, развевающиеся оборками кринолинов по французским регулярным садам времен Людовика XIV и Петра I.

Петергоф. Большой каскад Оранжерея Китайский павильон

К слову о Петре I… Прекрасен и в то же время страшен образ северной столицы в иллюстрациях к поэме “Медный всадник”. Холодно-красивый город – в точности такой, каким его изобразил бы сам Пушкин. Кстати, иллюстрации к не менее мистической “Пиковой даме” тоже заслуживают внимания.

Герман у подъезда дома графини Медный всадник

Книги с иллюстрациями художника выпускаются до сих пор, например, на ozon.ru появилось вот такое издание:

«Медный Всадник. Пиковая Дама», А.С. Пушкин
(иллюстрации А.Н. Бенуа)

Кажется, что всё таинственное и загадочное притягивает взгляд Бенуа как магнит, и в этом кроется вся суть так называемого петербургского мифа (литературоведческий термин), одним из создателей и продолжателей которого и стал художник. Тягой к мрачноватой мистике “грешат” все мирискусники, обрисовывающие образ города облаками и туманами в довольно темной цветовой гаме.

Отношение к акварели в среде почитателей искусства никогда не было очень серьезным, она воспринимается как некий переходный этап к созданию «настоящего» полотна или даже вовсе как краска для уроков ИЗО в школе. Бенуа был одним из тех, кто сломил этот стереотип и вернул акварели гордый статус самостоятельного материала. За это ему – отдельное спасибо от художника-акварелиста!

Если статьи в блоге Вам полезны, буду благодарна за взнос любого размера. Осуществить перевод можно через ЯндексДеньги, Qiwi-копилку или PayPal, воспользовавшись банковской картой или электронными платежными системами.

Работает

  • Psyché faisant ses adieux a sa famille (1791)
  • L’Innocence entre la vertu et le vice
  • Портрет Мадлен (ранее известный как Portrait d’une négresse (1800, Musée du Louvre ))
  • Портрет мадам Филиппа Панона Дебассайнс де Ричмонт и ее сына Евгения (1802, Метрополитен-музей )
  • Портрет Наполеона (1804, двор Гента )
  • Портрет маршала Брюна (1805 г., детство; копирование в музее Шато де Версаль )
  • Портрет Полины Боргез (1807, Музей Версальского замка)
  • Портрет Мари-Элизы, великой герцогини Тосканской (Pinacoteca Nazionale, Лукка )
  • Портрет императрис Мари-Луизы ( Шато де Фонтенбло )
  • La lecture de la Bible , (1810, муниципальный музей, Лувье )
  • La Consultation ou La Diseuse de bonne-aventure , муниципальный Сент- музей.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: