Шемякинмихаилмихайлович

Фёдор Михайлович Шемякин

Купец, промышленник Фёдор Михайлович Шемякин (1846-1895) Владелец крупной московской деревообделочной фабрикой, на которой изготовлялась тара и знаменитая красочная жестяная упаковка для изделий кондитерского производства Абрикосовых.

Женат на дочери известного фабриканта-кондитера Алексея Абрикосова (впоследствии знаменитая фабрика «Бабаевская).

Фёдор Михайлович Шемякин состояла в браке с Анной Алексеевной (рожд. Абрикосова) Шемякиной (1851-1924),

У них были дети. Александра (1869-1945), Николай (1871-1923), Пантелеймон (1873-1942), Михаил (1875-1944), Татьяна (1878-1950).

Дочь. Александра Федоровна (1869-1945), попечительница Яузского женского училища, директор Московского городского музея наглядных пособий.

Сын. Николай Федорович (1871-1923), железнодорожный инженер-механик, до 1917 года принимал участие в революционном движении

ШЕМЯКИН Федор Михайлович

ШЕМЯКИН Федор Михайлович (7.01.1905-7.02.1981), доктор химических наук, профессор. Более 30 лет (с 1950 по 1981 г.) заведовал Кафедрой аналитической химии в Московской медицинской академии им И.М. Сеченова.

Были разработаны хроматографические, электрохимические методы анализа алкалоидов, сульфаниламидов, соединений металлов, фотометрические методы анализа различных лекарственных веществ.

Были разработаны хроматографические, электрохимические методы анализа алкалоидов, сульфаниламидов, соединений металлов, фотометрические методы анализа различных лекарственных веществ.

На кафедре развивались исследования по обоснованию аналитической классификации катионов и анионов. Начиная с 1950 г. на кафедре стали проводиться исследования по применению хроматографических методов в анализе – ионообменной, осадочной, распределительной, тонкослойной хроматографии (катионов ряда металлов, алкалоидов, сульфаниламидов, барбитуратов, кальцийсодержащих препаратов, биожидкостей, настоек лекарственных веществ).

Слайд 22История созданияМихаил Шемякин: «Лужков вызвал меня и сказал, что поручает создать

такой памятник. И дал мне листок бумаги, на котором были

перечислены пороки. Заказ был неожиданный и странный. Лужков меня ошеломил. Во-первых, я знал, что сознание постсоветского человека привыкло к городским скульптурам явно реалистическим. И когда говорят: «Изобразите порок «детская проституция» или «садизм» (всего было названо 13 пороков!), ты испытываешь большие сомнения. Поначалу я хотел отказаться, потому что смутно представлял, каким образом можно воплотить эту композицию в жизнь. И только шесть месяцев спустя я пришел к решению, что только символические образы могут встать достойно в этой экспозиции, чтобы не оскорблять зрение зрителей. 
Получилась такая символическая композиция, где, допустим, пороки разврата изображает лягушка в платье, отсутствие образования — осел, танцующий с погремушкой. И так далее. Единственный порок, который мне пришлось заново облечь в символическую форму, — это наркомания. Потому что до нашего «благословенного времени» никогда дети от этого порока не страдали. Этот порок в виде страшного ангела смерти, протягивающего ампулу с героином, встал у меня в этом страшном сборище пороков».

Личная жизнь

Первой супругой Шемякина была Ревекка Модлина, художница и скульптор, уроженка Ленинграда. Брак с Михаилом Михайловичем был для нее третьим. В 1964 году женщина родила мужу дочь Доротею Шемякину. Она пошла по стопам родителей и стала художницей, книжным графиком. Ревекки не стало в 2014-м. Спустя четыре года мир после продолжительной болезни оставила и наследница живописца.

Со второй женой, переводчицей Сарой де Кэй, художник познакомился благодаря дружбе с Владимиром Высоцким. Сара переводила американский фильм о советском барде. Ей рекомендовали связаться с другом Высоцкого. По словам Шемякина, женщина восприняла рекомендацию буквально и связала с ним личную жизнь. Вместе пара более 20 лет. В интервью на сравнение его супруги с Галой Дали, женой и музой Сальвадора Дали, Михаил Михайлович подчеркнул, что «Сара вмещает в себя несколько Гал».

Михаил Шемякин и Эдуард Лимонов /

Галифе, сапоги и фуражка стали «фирменной» одеждой Шемякина, но он объясняет их ношение бытовыми и физиологическими причинами. Козырек фуражки бережет больные глаза от света, а высокие сапоги защищают от змей, которых немало во французской деревне, где последние 25 лет живет мастер.

При этом художник не забывает о России. В 2019-м Михаил Михайлович встретился с Владимиром Путиным. Он подарил президенту России свою книгу, рассказал о творческих проектах и сообщил, что желает передать после смерти свое наследие российскому народу.

Факты из биографии: юность

Михаил родился в Москве в военное время. Его отец был родом из Кабардино-Балкарии. Будучи кадровым военным, Шемякин-старший не понимал желания сына стать художником. Мать же поддерживала маленького Мишу в его устремлениях. Будущий художник поступает сначала в школу живописи, отрабатывает навыки, много читает книг, в их числе – запрещенные в СССР издания. По этой причине последовали донос и исключение из учебного заведения.

Проблемы с действующей властью преследовали Шемякина и впоследствии. Избранное творческое направление не устраивало партийных работников. Но молодой художник продолжал упорно работать, параллельно устроился в Эрмитаж, где в свободное время занимался копированием работ старых мастеров.

ШЕМЯКИН МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ

ШЕМЯКИН МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ 26.07.1908 — 25.06.1970. Химик, один из основоположников биоорганической химии, академик АН СССР (1958), Герой Социалистического Труда (1969).

Организатор и первый директор (с 1959) Института химии природных соединений АН СССР (с 1974 Институт биоорганической химии им. М. М. Шемякина). Труды по химии природных соединений (антибиотики, витамины и др.).

Его именем назван (1970) Институт биоорганической химии АН СССР). Награжден двумя орденами Ленина.

Михаил Михайлович Шемякин родился 13 (26) июля 1908 г. в Москве в семье медицинских работников. Родители дали Михаилу хорошее домашнее воспитание и образование. Ряд лет семья жила в г. Болшево Московской области, где в 1925 г. М. Шемякин завершил обучение в средней школе.

Слайд 46… Хотелось бы всех поименно назвать,Да отняли списки и негде

узнать…И если зажмут мой измученный рот,Которым кричит стомильонный народ…Затем, что

и в смерти блаженной боюсьЗабыть громыхание черных марусь,Забыть, как постылая хлопала дверь,И выла старуха, как раненый зверь.И пусть с неподвижных и бронзовых век,Как слезы, струится подтаявший снег,И голубь тюремный пусть гулит вдалиИ тихо идут по Неве корабли…А.Ахматова, 1935-1940

Оттого все, кто глубже черпанул, полнее изведал – те в могиле уже не расскажут. Главное об этих лагерях – уже никто никогда не расскажет.А. Солженицын

Все взято в трубы, перекрыты краны,ночами только ноют и скулят,что надо… надо сыпать соль на раны,чтоб лучше помнить – пусть они болят!В.Высоцкий

В эмиграции

Шемякин прибыл во Францию практически без денег и без вещей. Первые годы существования на чужой земле были непростыми. Приходилось много работать, одновременно – продолжать учиться и совершенствоваться. Работа по контракту практически не приносила дохода, все деньги уходили на краску и материалы для живописи. Но мастер был рад предоставленной свободе, знакомствам с современниками – деятелями культуры, живописцами, музыкантами и писателями.

Круг общения значительно повлиял на творчество Михаила Михайловича – картины художника Шемякина стали более совершенными, зрелыми

На них все чаще стали обращать внимание владельцы галерей. Современное искусство становилось модным направлением на Западе и в Америке. Именно тогда произошла одна из знаковых встреч парижского периода жизни художника: знакомство с Высоцким

Общие интересы и увлечения, схожая жизненная позиция сблизила двух сильных личностей. Эта дружба продлилась долгие годы, вплоть до смерти музыканта. По сей день Шемякин тепло вспоминает своего друга, посвятил ему книгу «Две судьбы», по которой был поставлен спектакль

Именно тогда произошла одна из знаковых встреч парижского периода жизни художника: знакомство с Высоцким. Общие интересы и увлечения, схожая жизненная позиция сблизила двух сильных личностей. Эта дружба продлилась долгие годы, вплоть до смерти музыканта. По сей день Шемякин тепло вспоминает своего друга, посвятил ему книгу «Две судьбы», по которой был поставлен спектакль.

Живопись

Желание быть поближе к искусству снова привело Михаила Шемякина в Эрмитаж, где он устроился разнорабочим. Трудился в бригаде, где две трети коллег были такими же непризнанными художниками.

Михаил Шемякин и Юрий Любимов

В 1962-м состоялась первая выставка картин Шемякина, которую организовал ленинградский журнал «Звезда». С творчеством мастера познакомились Юрий Любимов, Мстислав Ростропович, Альфред Шнитке, питерская интеллигенция. Спустя 2 года выставку произведений рабочих Эрмитажа устроил директор, за что поплатились все – и руководство, и сами непризнанные художники.

Михаил Шемякин снова остался без работы, пережил несколько обысков, во время которых конфисковали репродукции религиозной тематики, запрещенные книги, письма матери. Безработного грозились выслать из города за тунеядство.

Михаил Шемякин и Владимир Высоцкий

В 1967 году Шемякин организовал художественную группу «Петербург». В тандеме с философом Владимиром Ивановым взялся за поиск новых форм иконописи. 2 года был послушником в мужском Псково-Печерском монастыре. Выставки картин Михаила в стиле андеграунда раздражали и власть, и коллег, творивших в традиционных, дозволенных рамках.

Работами Михаила Шемякина заинтересовались на Западе. Дочь эмигрантов, галеристка Дина Верни, помогла эмигрировать супруге художника, с которой он предварительно развелся. Вскоре за женой и дочерью последовал Шемякин. Его отправили в эмиграцию, не позволив взять даже маленького чемодана с вещами.

Скульптора Михаила Шемякина «Дети — жертвы пороков взрослых»

В Париже Михаила встретили родные и Верни. Во Франции началась новая жизнь художника, поначалу трудная и на грани нищеты. Друзья помогли найти угол в покинутом бильярдном клубе. Зато Шемякин наслаждался свободой, запоем читал запрещенные книги, изучал западное искусство и рисовал.

Серии работ «Карнавалы Санкт-Петербурга», «Метафизические головы», «Чрево Парижа» принесли Михаилу Шемякину славу. С картинами российского мастера европейцы познакомились на выставке, организованной дизайнером Жан-Клодом Гобером в середине 1970-х. Заказы, контракты посыпались на мастера как из рога изобилия. Желающие купить его картины выстраивались в очередь.

Альманах Михаила Шемякина «Аполлон»

Вскоре культурная среда Парижа показалась Михаилу Шемякину скучной. Он работал без устали – рисовал, ваял скульптуры, издавал альманах «Аполлон», открывая Западу имена русских авангардистов и импрессионистов. Но Франция все больше «давила» художника мелкобуржуазностью и сытым покоем. Побывав в Нью-Йорке, Шемякин попал в родную стихию: ощутил бешеный темп жизни и попал в гущу мировой творческой мастерской.

В начале 1980-х Михаил Шемякин переехал в США и принял гражданство. Семья предпочла теплую и спокойную Грецию. Первые годы мастер обитал в Сохо, в середине 80-х превратившегося в мекку художественной богемы Нью-Йорка.

Дом Михаила Шемякина в Шато де Шамуссо, Франция

Через 8 лет Шемякин приобрел заброшенный замок в двух часах езды от бушующего города, в Клавераке. Разместил в просторных комнатах скульптурную и художественную мастерские. Вскоре он стал действительным членом Нью-Йоркской академии наук и академиком искусств Европы. В России с многогранным творчеством Михаила Шемякина познакомились в конце 1980-х.

Жизнь в Америке

Свои картины Михаил Шемякин не причисляет ни к какому определенному стилю, а отмечает, что произведения созданы по принципу «метафизического синтетизма»

Работы вызывают яркие эмоции у зрителя, привлекают внимание яркой палитрой, удивительными персонажами

Стремление переехать в Америку было связано с тягой к свободе, полному отсутствию ограничений в творчестве. Здесь у художника появилась возможность создавать более монументальные произведения. Шемякин работает в собственном замке, любит уединение и покой. Всегда с ним рядом его вторая жена Сара, переводчица.

Были созданы крупные скульптурные произведения. Например, монумент Петру I, установленный потом в Санкт-Петербурге. Это не единственный памятник, привезенный в Россию. После развала СССР Михаил Михайлович стал часто бывать на Родине. Теперь и здесь картины Михаила Шемякина приобрели популярность.

Награды

  • 1971 – Награжден медалью на конкурсе книги в Венеции за иллюстрации к сборнику «Классическая испанская эпиграмма»
  • 1984 – Удостоен почетной докторской степени Университета Сан-Франциско
  • 1987 – Почетная докторская степень Европейской академии искусств Франции
  • 1989 – Почетная докторская степень Cedar Crest College, Аллентаун, шт. Пенсильвания
  • 1993 – Государственная премия в области литературы и искусства Указом Президента России Б. Ельцина
  • 1994 – Орден «Кавалер искусств и литературы» Министерства культуры Франции
  • 1996 – Почетные докторские степени: Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ; Москва) и Университета Кабардино-Балкарской республики, Нальчик
  • 1997 – Президентская премия
  • 1998 – Золотая медаль «Достойному» Российской академии художеств
  • 2001 – Премия «Золотой софит» — как лучший театральный художник 2001 года (Санкт-Петербург)
  • 2001 – Премия «Петрополь» за уникальный вклад в культуру Санкт-Петербурга
  • 2002 – Лауреат премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа художника в музыкальном театре» (за спектакль «Щелкунчик» в Мариинском театре)
  • 2002 – Специальный приз «Балтика» за лучшую авторскую работу в театре (Санкт-Петербург)
  • 2009 – Орден Дружбы
  • 2018 – Нагрудный знак Министерства культуры РФ «За вклад в Российскую культуру»

Михаил Шемякин: Как гений русского авангарда лечился от алкоголизма и дружил с Высоцким

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Детство Михаила Шемякина прошло в ГДР, где служил его отец, а вот юность, пришедшаяся на 60-70-е – в Ленинграде. Первые же опыты начинающего художника в стиле андеграунд привели его к исключению из средней художественной школы им. Репина «за несоответствие нормам соцреализма». Молодому дарованию пришлось поработать и почтальоном, и вахтером, и такелажником в Эрмитаже. Однако искусство остается для Михаила главным, и в 1962 году проходит его первая персональная выставка. Сам он описывает это время так:

Как известно, за «интересную духовную подпольную жизнь» в Советском Союзе можно было получить еще больше, чем за творчество в стиле «неофициального авангарда», тем более что такие отклонения от соцреализма часто сопровождались и неумеренными возлияниями. В случае Михаила Шемякина распространенная болезнь русской интеллигенции принимала настолько угрожающие формы, что некоторые издания до сих пор называют его «алкогением». В конце концов, это дало повод Союзу художников СССР инициировать его принудительное лечение в психиатрической клинике.

После полугодового лечения пить Михаил не перестал, да и художественный стиль не поменял, но зато обратился к Богу и два года жил послушником в Псково-Печерском монастыре. С тех пор мастер авангарда понял и полюбил русскую иконопись. Именно ее он считает первым явлением в русском искусстве. А с алкоголизмом он справился тоже, но гораздо позднее и самостоятельно:

«Однажды я понял, что доставляю слишком много хлопот тем людям, которых люблю, вспомнил об ответственности перед искусством. И бросил — без помощи всяких химических средств.»

В 1971 году будущий лауреат Государственной премии РФ под угрозой уголовного преследования был выслан из Советского Союза. Правда, этот жизненный поворот оказался очень близок к русской пословице про то, что «Не было бы счастья…». Западный мир был готов в полной мере воспринять творчество опального художника, поэтому вдали от родины его творческая судьба складывалась весьма удачно.

«Все мы, родившиеся при советской власти, остались советскими людьми с определенным взглядом на жизнь. Как бы мы не хотели от этого избавиться, мы все равно несем эту сложное клеймо. Я не считаю его позорным. Мы привыкли к иному мышлению, к иному взгляду на жизнь, научились приспосабливаться и выживать при любых условиях. Советская власть нас ко многому приучила. И лично я многому ей обязан и за многое остаюсь благодарным.»

Уже в эмиграции он познакомился с Владимиром Высоцким. Дружба с поэтом стала отдельной страницей в жизни и творчестве Михаила Шемякина:

«Высоцкий был в завязке, выпивки ни на столе, ни под столом не было. Но был ошеломляющий и опьяняющий концерт – спектакль одного актера, певца, поэта Владимира Высоцкого. Трагизм текста и нечеловеческая энергетика, исходящая от исполнителя, покорили и захватили меня. На улицу мы с Володей вышли вместе и до рассвета бродили вдоль Сены. Было ощущение, что мы давным-давно знаем друг друга, но только очень долго были в разлуке. Наша дружба состоялась.»

Высоцкий посвятил авангардному художнику около 12 песен и стихов, а тот рисовал иллюстрации к его произведениям и после смерти поэта создал его памятник. Кроме того, в личной студии Михаила Шемякина в Париже Высоцкий записал для друга целый ряд песен. Это собрание сегодня является уникальным и включает в себя 7 виниловых пластинок.

Михаил Шемякин никогда не ограничивал свою творческую натуру одной живописью. Сегодня он известен и как скульптор, оформитель и постановщик балетов и спектаклей, организатор шествий, маскарадов и представлений.

Советский период, несмотря на жесткую цензуру, подарил нам ряд замечательных поэтов, художников и певцов, создававших новое искусство. В 80-е года XX века Борис Гребенщиков исполнил одну из лучших песен XX века «Под небом голубым»

Шемякин Василий Иванович

Шемякин Василий Иванович (25.10.1840 – 27.03.1916) российский деятель народного просвещения. Родился в усадьбе своих родителей «Бор», расположенной на берегу реки Шелони, примерно в 60 км от В. Новгорода и 20 км от г. Сольцы Новгородской губернии. В. И. Шемякин был награжден орденами св. Станислава 1-й степени, св. Анны 1-й степени и св. Владимира 3-й степени. Похоронен в с. Велебицы около церкви св. апостола Иоанна Богослова

В. И. Шемякин был награжден орденами св. Станислава 1-й степени, св. Анны 1-й степени и св. Владимира 3-й степени. Похоронен в с. Велебицы около церкви св. апостола Иоанна Богослова.

Василий Иванович Шемякин был назначен основным наблюдателем церковноприходских школ Российской Империи. Убежденность Шемякина в жизненной необходимости церковноприходских школ, вера в просветительскую силу духовенства сделали его в буквальном смысле «апостолом» данной идеи. Исполняя свои служебные повинности, он исколесил Россию вдоль и поперек. Благодаря сиим разъездам он великолепно знал местные условия и умел просто разрешать все недоразумения по организации школьного дела на местах.

В итоге этого Шемякин всенародно заслужил титул «Имперского» наблюдающего церковноприходских шко

УСАДЬБА ШЕМЯКИНЫХ «БОРКИ». д. Велебицы, Солецкий район Новгородская область.

Шемякин Евгений Иванович

Шемякин Евгений Иванович. В 1972 году был избран и утверждён директором Института горного дела СО АН СССР, пост которого занимал до 1987 г. С 1980 г. по 1985 г. был зам. председателя СО АН СССР, с 1987 г. по 1992 г. — председателем ВАК СССР. С 1972 г. по 1987 г. являлся главным редактором журнала ФТПРПИ.

Доктор технических наук, профессор, академик РАН, действительный член Королевской Шведской Академии инженерных наук, Академии естественных наук РФ (1993 год) и Академии горных наук РФ. Заведовал кафедрой волновой и газовой динамики МГУ. В дальнейшем был главным консультантом Института динамики геосферы РАН.

Лауреат Государственной премии СССР (1984), премий Президиума АН СССР (1985). Награждён орденами Трудового Красного Знамени, Дружба народов, «Знак Почёта», медалями.

Е. И. Шемякин известен научному отечественному и зарубежному сообществу как учёный — специалист в области механики деформируемого твёрдого тела, механики горных пород, механики взрыва, разрушения горных пород. Им опубликовано более 250 научных работ, включая пять монографий. Он автор (в составе творческого коллектива) открытия № 400 СССР «Явление зональной дезинтеграции горных пород вокруг подземных выработок» (1991).

Комментарии

Микеланджело Буонарроти

великий мастер эпохи Ренессанса, скульптор, живописец, архитектор

Николай Васильевич Ясиненко

народный художник Украины, донецкий художник и скульптор

Тео Янсен

нидерландский художник и кинетический скульптор

Идл

бельгийский и французский скульптор и график

Христо Явашев

американский скульптор и художник болгарского происхождения, прославившийся вместе со своей женой Жанной-Клод де Жийебон своими работами, в которых «упаковывал» различные объекты — от пишущей машинки и автомобиля до здания Рейхстага и целого морского побережья

Валерий Юрлов

российский художник, живописец, график, художник книги, скульптор, автор коллажей и объектов

Марисоль Эскобар

американский и венесуэльский скульптор

Ганс Эрни

швейцарский художник и скульптор

«Пётр-паук»

Бронзовый Петр I, сидящий на троне в Петропавловке – один из самых спорных и интересных образов царя-реформатора. Идея создания монумента, как и многое в жизни Шемякина, пришла случайно. В его мастерской давно хранилась копия прижизненной восковой маски царя, выполненная ещё в 1719 году Растрелли. Сегодня считается, что она довольно точно показывает истинное лицо Петра. Однажды её увидел Владимир Высоцкий и предложил художнику изваять императора: «Ты много рисуешь Петра, а почему никогда не делал скульптуру?»

В 1980-м Высоцкий умер и Шемякин в память о друге ещё в США приступил к работе.

«Я стал создавать первые наброски из глины. Сразу в натуральную величину,- вспоминал Шемякин.- Мы выносили замотанные макеты в парк и ставили их на кресло. Здесь и выяснялось, что с расстояния 5 метров Петр производил впечатление весьма невысокого человека, хотя ростом был под два метра. И я стал увеличивать туловище. До тех пор, пока не пришел к пропорциям русской иконы. На них ведь у апостолов — крошечная голова и длинное тело…»

Над скульптурой Шемякин трудился 8 лет. Надпись на боковой плоскости постамента гласит: «Основателю Великого Града Российского императору Петру Первому от Итальянского скульптора Карло Растрелли и от Русского художника Михаила Шемякина. 1991 год. Отлита в Америке». Кстати, чтобы прочитать эти слова приходится склонить голову, так скульптор ещё раз заставляет нас быть почтительным с императором.

Фигура удивляет нарушением естественных пропорций: лицо напоминает обитателей Кунсткамеры, голова лысая и карикатурно маленькая, тело же слишком крупное, туловище, ноги и руки очень вытянуты. Особо выделяются наводящие жуть пальцы. Они такие долгие и тонкие, что острословы назвали памятник «Пётр-паук».

«Моя работа создана не для созерцания и любования, а размышлений о трагической судьбе России последних трёх веков,- говорит скульптор.- Возможно, это понимание приходит не сразу».

Когда памятник только был создан, многие эксперты, в том числе известные архитекторы, выступили за его установку в Летнем саду. Однако вмешался первый мэр города Анатолий Собчак и «шокирующую» скульптуру открыли у Комендантского дома Петропавловской крепости. Это произошло в июне 1991 года, накануне возвращения Ленинграду исторического имени Санкт-Петербург, что ещё подлило масла в огнь. На творение Шемякина сразу обрушился вал критики.

Нападок было столько, что в первые дни возле скульптуры пришлось даже выставить охрану, чтобы избежать вандализма. Но со временем к новому образу сидящего на троне самодержца привыкли и он стал достопримечательностью Петербурга. Более того – исполнителем желаний. Прочно укрепилась легенда, что если потереть длинные пальцы Петра – всё загаданное исполнится. Правую руку – посыплются денежки, левую – снизойдёт творческое вдохновение. Ну а если посидеть на коленях – всё будет хорошо в личной жизни. И, судя по тому, как буквально блестят длинные пальцы, а колени почти истёрты – мечты сбываются…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: