О Юрии Соболеве-Нолеве и журнале «Знание — сила»
Параллельно с детской полиграфией прогрессивное художественное сообщество привлекали научпоп-издания и фантастика. Одним из наиболее ярких явлений стало объединение иллюстраторов художественного отдела журнала «Знание — сила».
«Знание — сила» — советский научно-популярный и научно-художественный журнал, публикующий материалы о достижениях в различных областях науки.
С 1960-х годов в нем успели поработать ранее упомянутые Илья Кабаков и Виктор Пивоваров, а также Владимир Янилевский, Эрнст Неизвестный, Анатолий Брусиловский, Юло Соостер и другие представители неофициального искусства. Этот либеральный состав иллюстраторов был образован благодаря главному художнику журнала Юрию Соболеву.
Юрий Соболев-Нолев — одна из ключевых фигур в истории советского неофициального искусства. Помимо того, что он внес огромный вклад в отечественный полиграфический дизайн, художник также получил известность как пионер отечественного мультимедийного искусства, мастер перформанса, открывший школу в Царском Селе, один из основоположников советской арт-терапии. Кроме того, ряд исследователей связывают с его деятельностью зарождение второй волны русского авангарда, так как благодаря влиянию и поддержке Соболева в отечественном современном искусстве закрепились многие громкие имена.
Юрий Соболев в своей квартире в Москве. Источник
Всё началось с запретов
Новая эстетика, сформированная лидерами первой волны авангарда, уже в 1930-е годы была вытеснена социалистическим реализмом. Любые творческие идеи, не соответствующие официальному направлению, клеймились излюбленным партийным клише «буржуазный формализм».
Авторов, попадавших под эту категорию, относили к диссидентам. Их ждали гонения и жесткие репрессии: от принудительных отправок в психиатрические лечебницы до расстрелов.
Спустя двадцать лет, во время хрущевской оттепели, зародилась вторая волна русского авангарда (во многом связанная с появлением концептуального искусства) и понятие «нонконформизм», объединяющее художников, несогласных с советской культурной политикой. Несмотря на массовые освобождения репрессированных граждан, ослабление цензуры в этот период носило лишь показательный характер, и утопии 1960-х вскоре перестали восприниматься творческим сообществом как возможность открыто продолжать свободную деятельность. Независимое искусство существовало в подполье, а работы почти не покидали квартир и мастерских (но даже это не гарантировало художникам безопасности).
Недетские мультфильмы
Деятельность некоторых мультипликаторов второй половины ХХ века также делилась на официальную и неофициальную. К последней категории их творчества относились экспериментальные работы, зачастую апеллирующие к взрослой аудитории.
Дипломный фильм Андрея Хржановского «Жил-был Козявин» в буквальном смысле чудом был допущен до защиты. Работу хотели забраковать из-за подозрений в сюрреализме, но заведующий кафедрой ВГИКа Сергей Герасимов вступился за ученика и определил мультфильм как «наш, социалистический сюрреализм».
Хржановский приглашал к сотрудничеству знаковых для своего времени художников, среди которых были иллюстраторы журнала «Знание — сила». В 1968 году режиссер представил мультфильм «Стеклянная гармоника», созданный совместно с Юрием Соболевым и Юло Соостером. Гармоника — существующий в действительности редкий музыкальный инструмент, ставший в фильме метафорой истинного искусства, способного преображать людей.
Визуальная составляющая «Стеклянной гармоники» была пронизана образами из мировой живописи: ленту наполняли герои Дюрера, Магритта, Босха, Брейгеля, Арчимбольдо, Гойи и других классических авторов. Идея была отнюдь не детской: она затрагивала проблемы культурного кризиса СССР и в иносказательной манере изобличала пороки общества. Фильм подвергался критике и неоднократно запрещался к показу.
Кадры из фильма «Стеклянная гармоника» (реж. А. Хржановский, 1968)
После премьеры «Гармоники» Андрей Хржановский вновь работал с Соболевым над мультфильмом «Бабочка» (1972), а через год вместе с известным неофициальным художником Владимиром Янилевским (также сотрудничавшим с журналом «Знание — сила») снял анимационный фильм «В мире басен» (1973).
Кадры из фильма «Бабочка» (реж. А. Хржановский, 1972)Владимир Янилевский. Рисунок к фильму «В мире басен» (реж. А. Хржановский, 1973). Источник
«Экстракт детского иллюстратора»
Сотрудничество с представителями партийной линии для нонконформистов было единственным вариантом обеспечивать себя, не уходя из профессии. Многие авторы в официальной ипостаси творческой деятельности занимались иллюстрациями для календарей, кубиков и головоломок. Порой подобная работа воспринималась художниками пренебрежительно, ассоциировалась с обезличиванием и халтурой, но была практически единственным допустимым способом выжить под прицелом цензуры.
В детских изданиях также наблюдался приток новых авторов, во многом связанный с периодом оттепели. Авангардные традиции в это время воспринимались не так резко и даже представлялись частью большого дела — воспитания новых людей, способных смотреть на окружающую действительность через футуристическую оптику художника. Но даже этот путь напоминал хождение по тонкому льду. В «детском» авангарде границы дозволенного определялись субъективно и регулярно варьировались редакторской бюрократией.