Александра экстер

Александра экстер - мост севр, 1914: описание произведения

Адреса

Дом в Киеве по ул. Гимназическая 1 (ныне Богдана Хмельницкого, 27/1), где 1905—1920 жила Экстер; в 1918—1919 здесь располагалась её мастерская живописи

Киев

1905 (или 1906)—1920 — Жилой дом, ул. Гимназическая, 1 (ныне Богдана Хмельницкого, 27/1). Экстер проживала на втором этаже дома. Переехала на эту квартиру к своему мужу Николаю Экстеру, отец которого был владельцем дома, гласным городской думы, школьным учителем гимнастики. В 1918—1919 гг. в доме размещалась её мастерская живописи, где работали художники: Вадим Меллер, Анатолий Петрицкий, Александр Тишлер, Любовь и Григорий Козинцевы, Сергей Юткевич; бывали писатели Илья Эренбург, Бенедикт Лифшиц, Осип Мандельштам, Виктор Шкловский.

Представители

Наиболее ярко супрематизм развился в рамках русского авангарда. После появления картины «Черный квадрат» этот стиль стал привлекать множество живописцев. Влияние стиля ощутимо в работах таких художников:

Экспрессионизм как стиль в живописи

Ольга Розанова

Представительница русского авангарда, работала в стилях супрематизм, кубофутуризм, абстракционизм. Ее работы выделялись особой колористикой. Картины: «Город», «Письменный стол», «Беспредметная композиция», «Зеленая полоса».

Любовь Попова

Художница-авангардистка, стили: кубофутуризм, конструктивизм, супрематизм. Картины Поповой выставлены в Третьяковской галерее, в музеях Испании и Канады.

Иван Клюн

Художник-авангардист, чей талант развивался под влиянием К.Малевича и М.Врубеля. Наиболее известная работа – «Супрематический рисунок».

Александра Экстер

Художница, работавшая в стилях супрематизм и кубофутуризм. Она известна, как одна из основателей необычного стиля «арт-деко».

Супрематист, уникальный мастер работы с фарфором.

Иван Пуни

Авангардист, творчество развивалось в кружке, созданном Казимиром Малевичем. Картины: «Улица», «Красная скрипка», «Литейный», «Церковь», «Композиция».

Александр Родченко

Один из основателей конструктивизма, авангардист, оказавший влияние на многих творцов в супрематическом и кубофутуристическом стилях.

Сюрреализм как стиль в живописи

Александр Древин

Художник-модернист, авангардист. Его талант был замечен Малевичем и Татлиным, который предложит ему работу Отделе искусства Народного комиссариата просвещения. Картины: «Степной пейзаж с лошадью», «Спуск на парашюте», «Барки», «Алтай. Сухая береза».

В 1919 году Малевич с единомышленниками создали группу «Утвердители нового искусства». Это группа главной целью ставила развитие супрематизма и авангарда. Президентом Творческого комитета был основоположник супрематизма в архитектуре – Лазарь Хидекель. Авангардное искусство не было популярно в Советском Союзе, поэтому идеи из живописи постепенно перешли в архитектуру, скульптуру, дизайн.

Трудности перевода

«Мягкий» фарфор и глазурь для него оказались очень капризными: образовывали некрасивые потеки и подпалины. В результате севрские мастера упростили формы посуды, чтобы получать ее с помощью литья, а также освоили декорирование золотом: плотные мазки золотого состава позволяли скрыть дефекты глазури.

Севрский фарфор использовался в основном в десертных сервизах и декоративных предметах, так как от постоянного соприкосновения со столовыми приборами на капризной глазури оставались некрасивые серые полосы. 

Однако французы не были бы французами, если бы не обернули трудности в свою пользу. Выяснилось, что «мягкий» фарфор отлично взаимодействует с глазурью ярких цветов: бирюзовой, лавандовой, розовой, и обжиг при деликатных температурах ее нисколько не портит.

Кроме того, севрские мастера дали жизнь бисквитному (не покрытому глазурью) фарфору, который выглядит очень изящно и аристократично.

Русские художники-авангардисты

Художники-абстракционисты стремились к тому, что искусство стало отвлеченным. Художественные образы должны вызывать определенный ряд ассоциаций, поэтому особую роль в создании любого полотна играют формы и цвет. Основоположником и основным представителем этого течения стал В. Кандинский. Подобные идеи поддерживали также Н. Гончарова, М. Ларионов, К. Малевич. Последний, развивая идеи абстракционизма, создал новое направление – супрематизм.

Программным произведением К.Малевича стало знаменитое полотно «Черный квадрат», в котором художественность сведена к минимуму. В супрематизме цвет и сочетание плоскостей в картине выходят на первый план. Идеи супрематизма так или иначе отражались в творчестве А.Экстер, Н. Удальцовой, И. Клюна, О. Розановой.

Стремление заставить искусство служить не отвлеченным идеям, а производству, техническим достижениям стало основой конструктивизма. Наиболее полно идеи этого направления выражались в архитектуре, в живописи основными представителями конструктивизма стали Э. Лисицкий и В. Татлин.

Переходным явлением, послужившим основой для многих других течений русского авангарда, стал кубофутуризм. Это направление соединило в себе традиции итальянского футуризма и французского кубизма. О. Розанова, Л. Попова, Н. Удальцова, Н. Гончарова, А. Экстер, К. Малевич в определенный период своего творчества работали в духе кубофутуризма. Эти работы были максимально абстрактными, отвлеченными от конкретных форм действительности и традиционных правил создания живописного произведения.

Наследие

Получив блестящее академическое образование и впитав в себя все актуальные течения начала XX века от фовизма и кубизма до итальянского футуризма и советского конструктивизма, Александра Экстер добилась глубины, филигранности и точности в своих работах и выработала уникальный персональный стиль, который оказал основополагающее влияние на становление арт-деко. Значительное влияние на иконографию художницы оказало народное искусство – преимущественно украинское. Так, в годы жизни в Киеве Экстер специально выискивала старинные предметы декоративно-прикладного искусства, в основном, вышиванки и литургическое шитьё.

 Судьба наследия художницы сложна и противоречива: Экстер не оставила никаких теоретических заметок, эссе или манифестов, её живописные и графические работы разбросаны по миру, многие утрачены, подлинность многих полотен находится под вопросом.

Возрождение интереса к творчеству Экстер на её исторической родине началось после распада Советского союза. В Украине и России её знают преимущественно как театральную художницу и создательницу костюмов к «Аэлите». Единственная монография, охватывающая всю её карьеру, начиная со студенческой скамьи и заканчивая последними днями в Париже, была написана в 2003 году Жаном Шовленом (JeanChauvelin). В 2010 году вышла двухтомная монография Георгия Коваленко в связи с открытием в Московском Музее современного искусства устроенной им ретроспективной выставки Александры Экстер.

Отрывок, характеризующий Экстер, Александра Александровна

Алекса́ндра Алекса́ндровна Эксте́р (в девичестве Григоро́вич), (6 января 1882, Белосток — 17 марта 1949, Фонтене-о-Роз) — русско-французская художница-авангардистка (кубофутуризм , супрематизм), график, художница театра и кино, дизайнер. Представительница русского авангарда , одна из основоположниц стиля «ар-деко ».

Родилась в городе Белосток Гродненской губернии Российской империи в семье коллежского асессора Александра Аврамовича Григоровича.

Обучалась в Киеве в гимназии Св. Ольги, которую закончила 1899 году.

С 1901 по 1903 годы, а также, как вольнослушатель, с 1906 по 1908 годы занималась в Киевском художественном училище .

В 1903 году вышла замуж за двоюродного брата, адвоката Николая Евгеньевича Экстера.

В те же годы организовала в своем доме салон-мастерскую, ставший местом встреч представителей киевского авангардного искусства.

В 1907 году уехала в Париж, где стала заниматься в парижской академии Гранд-Шомьер и посещать класс портретиста Карло Дельваля. Во время этой поездки у неё сложились дружеские отношения с П. Пикассо и Г. Аполлинером.

С 1908 по 1914 годы жила в разных городах Российской империи (Москва, Киев, Одесса, Петербург), много путешествуя по Европе.

В 1908 году организовала в Киеве вместе с Д. Д. Бурлюком выставку «Звено».

В 1912 году в Италии познакомилась с художником-футуристом Арденго Соффичи, а через него — с ведущими авангардистами этой страны, принимала участие в их выставках.

Принимала участие в большинстве наиболее значительных выставок авангардного искусства в России (выставки Бубнового валета — февраль 1912 года, Союза молодежи, Трамвай В и др.), Франции (Салон Независимых — март 1912-го и др.), в Италии.

В 1913 году принимала участие в организации «Кольца» — художественной группы кубофутуристичиского направления. В 1914 году принимала участие в организации и в выставке «Кольца» в Киеве.

В 1915 году вступила в группу К. Малевича Супремус.

В 1915-1916 годах вместе с другими художниками-супрематистами Экстер работала с крестьянами в художественной артели села Вербовка (руководитель — её ученица Нина Генке) и села Скопцы (руководитель Наталья Давыдова).

В 1918-1921 годах — вместе с Вадимом Меллером работала с Брониславой Нижинской, сестрой В. Нижинского, в её балетной студии в Киеве.

В 1921 году принимала участие в концептуальной выставке конструктивистов «5х5=25».

В 1923 году вместе с В. И. Мухиной оформила павильон газеты «Известия» на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве.

А. А. Экстер преподавала в Одесской детской художественной школе, затем в собственной студии в Киеве (1918). С 1921 по 1922 годы вела курс во ВХУТЕМАСе .

С 1924 года жила за границей. В 1925 году приняла участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже.

Как художник театра и кино работала над спектаклями Московского камерного театра А. Я. Таирова («Фамира Кифаред» И. Ф. Анненского (1916), «Саломея» О. Уайльда (1917)), «Ромео и Джульетта» У. Шекспира (1921), фильмами («Аэлита» Я. А. Протазанова) и др.

В качестве дизайнера по костюмам сотрудничала с Московским ателье мод, работала над созданием парадной формы Красной Армии (1922-1923).

В 1924-1925 годах участвовала в оформлении Советского павильона на XIV Международной выставке в Венеции и подготовке экспозиции советского отдела Всемирной выставки современного индустриального и декоративного искусства («Арт Деко») в Париже.

В начале 1930-х годов Александра Экстер начала работать в направлении Les Livres Manuscrits — создание уникальных, выполненных от руки книг, каждая страница которых имеет авторский автограф. Эти книги Экстер делала, как правило, в одном, изредка — в трех-пяти экземплярах.

Персональные выставки Александры Экстер — Берлин (1927), Лондон (1928), Париж (1929), Нью-Йорк (1930), Прага (1937).

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Студентка Киевского художественного училища и парижской Академии де ла Гранд-Шомьер

Александра Экстер. Город ночью. 1913. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Александра Экстер. Париж, Франция, середина 1930-х годов. Фотография: Музей «Анна Ахматова. Серебряный век», Санкт-Петербург

Александра Экстер. Киев (Город). 1913. Вологодская областная картинная галерея, Вологда

Александра Григорович родилась 18 января 1882 года в городе Белосток Гродненской губернии Российской империи (сейчас — Польша). Ее отец Александр Григорович служил крупным чиновником в губернском акцизном управлении, а мать была домохозяйкой.

Фамилию Экстер Александра Григорович взяла в 1903 году. Тогда она вышла замуж за своего двоюродного брата — юриста Николая Экстера.

В конце XIX века семья переехала в Киев, куда пригласили на работу ее отца. Там она поступила в Киевскую министерскую женскую гимназию.

С детства Александра Экстер интересовалась искусством — ходила с родственниками в музеи и театры, мечтала стать художником и брала уроки живописи. В 1899 году она окончила гимназию и поступила в Киевскую рисовальную школу. В ней преподавали художники Николай Мурашко и Харитон Платонов. В школе учились Казимир Малевич и Валентин Серов.

Еще Экстер занималась в Киевском художественном училище. Там она изучала особенности композиции, академического рисунка. В училище Экстер познакомилась с Аристархом Лентуловым и Александром Архипенко. Вместе они начали экспериментировать с цветом и формой фигур на картинах. Экстер использовала сочетание желтого, красного, синего и оранжевого цветов. Первые картины художницы показали на выставках, которые устраивал в Киеве пейзажист Сергей Светославский.

В 1907 году вместе с мужем Александра Экстер уехала в Париж. Здесь она поступила в художественную Академию де ла Гранд-Шомьер — училась писать портреты в классе французского живописца Анри Каро-Дельвейе. Однако оттуда Экстер ушла через несколько месяцев: Каро-Дельвейе критиковал ее работы за слишком яркие цвета.

В своей парижской квартире Экстер открыла художественную студию, где проводила творческие вечера. На них приходили известные российские и иностранные писатели, актеры, художники. С Экстер дружили Пабло Пикассо и Жорж Брак, стихи на ее вечерах читал поэт Гийом Аполлинер. Актриса Алиса Коонен так описывала квартиру Экстер: «В парижской квартире Экстер заметно своеобразное сочетание европейской культуры с украинской жизнью. На стенах между картинами Пикассо и Брака висела украинская вышивка; на полу лежал украинский ковер, к столу подавали глиняные горшки, разноцветные майоликовые тарелки с пельменями».

Модельер, театральный художник и оформитель

Александра Экстер. Сатир. Эскиз костюма к спектаклю Александра Таирова «Фамира Кифаред». Московский Камерный театр, Москва. 1916. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва

Александра Экстер. Сцена Иоканаана и Саломеи. Эскизы декораций к спектаклю Александра Таирова «Саломея». Московский Камерный театр, Москва. 1917. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва

Александра Экстер. Саломея. Танец семи покрывал. Эскиз костюма к спектаклю Александра Таирова «Саломея». Московский Камерный театр, Москва. 1917. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва

На выставке «Трамвай В» в 1915 году Александра Экстер познакомилась с режиссером Александром Таировым. Он пригласил художницу в московский Камерный театр. Таиров хотел, чтобы Экстер придумала костюмы и декорации к нескольким его спектаклям. Первой работой художницы в Камерном театре стала постановка драмы «Фамира Кифаред» Иннокентия Анненского. Премьера спектакля состоялась 2 ноября 1916 года. Экстер создала несколько эскизов костюмов, вместе с Верой Мухиной оформила декорации. Алиса Коонен вспоминала: «Оформление Экстер, которое на премьере произвело впечатление разорвавшейся бомбы, как ни странно, было безоговорочно принято и взыскательными знатоками и сварливой буржуазной критикой». И костюмы, и декорации были выполнены в стиле кубизма. Наряды актеров были объемными и многоцветными. А на сцене по задумке художницы расставили фигуры в форме кубов и конусов.

В следующем году Экстер оформила спектакль «Саломея» по одноименной пьесе Оскара Уайльда. Еще художница начала работать над постановкой трагедии «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира. Их Экстер создавала несколько лет. Премьера спектакля состоялась 7 мая 1921 года. Искусствовед Абрам Эфрос писал о декорациях и костюмах художницы: «Она хотела, чтобы это был кубистичнейший кубизм в барочнейшем барокко. Цветные массы материалов, блеск их поверхностей и фактур… игра объемов, стекающих каскадами ступенек или распускающимися складками, как створки веера, изломы мостов, друг над другом, в центре сцены, повторенными изломами балконов и площадок, умножались, удесятерялись движениями фигур в таких же сложно-фактурных, многоскладчатых костюмах, взвихренных и поднимавших на каркасах в воздух свои округлости, языки и спирали».

Больше над спектаклями Камерного театра Александра Экстер не работала. Ее костюмы и декорации часто ругали критики и другие художники. Они считали, что авангардное оформление не подходит классическим пьесам.

Также Экстер создавала эскизы костюмов для танцовщицы Брониславы Нижинской. Еще художница работала в Московским ателье мод, Мастерской современного костюма. Экстер стала автором парадной формы Красной армии 1922–1923 годов. А еще на московских фабриках начали выпускать ткани с рисунками художницы.

Александра Экстер. Эскиз костюма Аэлиты к художественному фильму Якова Протазанова «Аэлита» (1924). Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург

Александра Экстер. Эскиз занавеса для Камерного театра. Московский Камерный театр, Москва. 1920. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург

Александра Экстер. Эскиз костюма Гора к художественному фильму Якова Протазанова «Аэлита» (1924). Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург

Экстер сотрудничала и с киностудиями. В 1924 году вместе с художником Исааком Рабиновичем и модельером Надеждой Ламановой она создала костюмы для фантастического фильма Якова Протазанова «Аэлита». Декорации к фильму разработал конструктивист Виктор Симов. Критик Нея Зоркая писала: «Фантастический роман Алексея Толстого лишился на экране всякой фантастики и поэзии. Потому что нужно было быть очень трезвым человеком и стоять обеими ногами на грешной нашей земле, чтобы выстроить на Марсе… модные театральные декорации шероховатой фактуры… одеть марсианок в черный бархат костюмов… Экстер, марсиан обернуть во что-то прозрачное вроде целлофана».

Вместе с Верой Мухиной Экстер оформила павильоны газеты «Известия ЦИК и ВЦИК СССР» и журнала «Красная нива» на 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве в 1923 году. Работу художницы и скульптора признали одной из лучших. На крыше павильона газеты «Известия» по их задумке установили аэроплан.

Биография

С 1908 по 1914 годы жила в разных городах Российской империи (Москва, Киев, Одесса , Петербург), много путешествуя по Европе.

В 1908 году организовала в Киеве вместе с Д. Д. Бурлюком выставку «Звено».

В 1912 году в Италии познакомилась с художником-футуристом Арденго Соффичи , а через него — с ведущими авангардистами этой страны, принимала участие в их выставках.

Принимала участие в большинстве наиболее значительных выставок авангардного искусства в России (выставки Бубнового валета
— февраль 1912 года, Союза молодежи
, Трамвай В

и др.), Франции (Салон Независимых
— март 1912-го и др.), в Италии.

В 1913 году принимала участие в организации «Кольца» — художественной группы кубофутуристичиского направления. В 1914 году принимала участие в организации и в выставке «Кольца» в Киеве.

В 1915-1916 годах вместе с другими художниками-супрематистами Экстер работала с крестьянами в художественной артели села Вербовка
(руководитель — её ученица Нина Генке) и села Скопцы
(руководитель Наталья Давыдова).

В 1916 г. для издательства «Центрифуга» художница готовит так и не изданный альбом гуашей «Разрыв. Движение. Вес». В следующем году для того же издательства выполняет обложку книги И. Аксёнова «Пикассо и окрестности».

Увлекается она и декоративно-прикладным искусством – создаёт рисунки на платьях, платках, скатертях, подушках, декоративных ширмах, абажурах.

После смерти мужа в 1918 г. Экстер в Киеве вместе с И. Рабиновичем открывает мастерскую декоративно-прикладного искусства, в которой занимаются П. Челищев , А. Тышлер , Н. Шифрин , А. Петрович и др.; готовит эскизы костюмов для танцевальных и балетных номеров Брониславы Нижинской , сестры В. Нижинского , открывшей в Киеве танцевальную «Школу движения».

В 1920 г. она переезжает в Москву, где выходит замуж за драматического актёра Георгия Георгиевича Некрасова.

В 1921 г. художница оформляет постановку «Ромео и Джульетты» для Камерного театра , разрабатывает образцы рисунков ситца для промышленного производства, сотрудничает с Мастерской современного костюма, а затем – с ателье мод «Москвошвея», работая и над созданием парадной формы для Красной армии. В 1922 г. в её оформлении выходят «Записки режиссёра» А. Таирова и книга Я. Тугенхольда «Искусство Дега».

В качестве дизайнера по костюмам сотрудничала с Московским ателье мод, работала над созданием парадной формы Красной Армии (1922-1923).

В 1924-1925 годах участвовала в оформлении Советского павильона на XIV Международной выставке в Венеции и подготовке экспозиции советского отдела Всемирной выставки современного индустриального и декоративного искусства
(«Арт Деко») в Париже .

В начале 1930-х годов Александра Экстер начала работать в направлении Les Livres Manuscrits
— создание уникальных, выполненных от руки книг, каждая страница которых имеет авторский автограф. Эти книги Экстер делала, как правило, в одном, изредка — в трех-пяти экземплярах.

Персональные выставки Александры Экстер — Берлин (1927), Лондон (1928), Париж (1929), Нью-Йорк (1930), Прага (1937).

Александр Родченко

Центральная фигура русского конструктивизма, один из основоположников дизайна, фотомонтажа, художник книги, фотограф, мастер рекламы.

Учился в художественной школе в Казани с 1911 по 1914 гг. В 1914 году увлекается идеями Малевича. Учится в Строгановском художественно-промышленном училище. После его окончания занимался собственным творчеством, например, создал ряд графических композиций, используя чертежные инструменты. Демонстрирует их на выставке «Магазин» (1916). В 1914-1915 гг. впервые создает первые образцы фотомонтажа. В 1916 году занимался творческой исследовательской деятельностью, выявляя пространственную глубину и форму элементов.

В 1918 году заведует музейным бюро, некоторое время – директор Музея живописной культуры, организатор Московского отдела ИЗО, который входил в состав Наркомпроса. Сотрудничает в газете «Искусство коммуны». Создает серию «белых скульптур». Автор графической серии эскизов, построенных на циркульных окружностях. Отрабатывает конструктивный прием стержневого высотного сооружения.

Расцвет творческой деятельности художника пришелся на 1920-е годы. В 1919-1920 гг. вместе с А. Шевченко, Л. Поповой и др. входит в объединение Живскульптарх. В 1920-е гг. Родченко был преподавателем во ВХУТЕМАСе, возглавлял Лабораторию по изучению живописи при ВГХМ. В 1922 году вышла его книга «Лабораторное прохождение через искусство живописи и конструктивно-пространственные формы к индустриальной инициативе». Одновременно с подготовкой книги Родченко работал в области плаката – фотомонтажа. В 1923 году готовил обложки для «ЛЕФа». В 1929 году оформил спектакль «Клоп» В. Маяковского.

В следующее десятилетие творческая жизнь для Родченко раздвоилась. С одной стороны, он занимался агитпропагандой в соответствии с соцреализмом, а с другой – сохранял внутреннюю свободу, что выражалось в создании фоторепортажей и произведений станковой живописи на тему цирка. Для последних лет творчества характерны декоративные композиции в стиле абстрактного экспрессионизма.

Во время ВОВ находился в эвакуации, в 1943 году вернулся в Москву и был главным художником Дома техники. Проектировал серию плакатов о В. Маяковском, создал эскизы оформления поэмы «Хорошо!» совместно с женой В. Степановой, участвовал в оформлении выставок и альбомов. В целом, его позднее творчество противоречило официальной эстетике, причем в 1951 году Родченко был даже исключен из Союза художников, т.к. продолжал заниматься собственной независимой деятельностью, в основном экспериментальной, правда, в 1954 был восстановлен. Скончался художник в Москве 3 декабря 1956 года.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: