Верещагин Василий Васильевич, русский живописец
Верещагин Василий Васильевич (1842-1904), русский живописец. Баталист. Учился в петербургской АХ (1860-63), в мастерской Ж. Л. Жерома в Париже (1864-65). Много путешествовал по России и Западной Европе, а также по Сирии, Палестине, Индии, Японии, США. Участвовал в завоевании Средней Азии (в 1867-68 и 1869-70), в русско-турецкой (1877-78) и русско-японской (1904-05) войнах; погиб в Порт-Артуре при взрыве броненосца «Петропавловск». По демократической направленности своего творчества близок к передвижникам. В тематических сериях картин «Туркестанская» (1871-74), «Балканская» (1877-78 и 1880-е гг.), на тему Отечественной войны 1812 (1887-1904) и др. Верещагин с глубоким драматизмом показал жестокие будни войны, несущей неисчислимые страдания народам , раскрыл тяжесть и героику ратного труда (триптих «На Шипке всё спокойно!», 1878-79, местонахождение неизвестно), мужество и нравственную силу народа, сражающегося с захватчиками («Не замай, дай подойти!», 1887-95, ГИМ). В его творчестве романтическое изображение военной схватки впервые в русской батальной живописи уступило место философски глубоким размышлениям о войне («Апофеоз войны», 1870-71, ГТГ), обличению феодально- религиозного фанатизма («Торжествуют», 1872, ГТГ) и колониализма («Подавление индийского восстания англичанами», около 1884, местонахождение неизвестно). На основе зарисовок и этюдов с натуры Верещагин создал особый жанр документально-этнографической живописи, имевший большое просветительское значение и окрашенный глубоким гуманизмом, уважением к разным народам и их культуре («Всадник-воин в Джайпуре», после 1874-76, «В горах Алатау», 1869-70, «Мавзолей Тадж-Махал в Агре», 1874-76, — все в ГТГ). В произведениях Верещагина документальная точность изображения сочетается с тщательно разработанной композицией, точным рисунком, часто — с яркой красочностью живописных решений. Условные приёмы академической живописи, постепенно преодолевавшиеся Верещагиным на протяжении творческого пути, уступали место поискам правдивого изображения окружающего мира. Стремясь пропагандировать свои гуманистические и антимилитаристские взгляды, Верещагин устраивал выставки в России (1874, Петербург, и др.), Западной Европе, Америке. Пользовавшиеся горячим одобрением демократической общественности, они, как и всё творчество Верещагина, подвергались постоянным нападкам со стороны реакционных кругов России и других стран.
Соч.: Избранные письма, М., 1981. Лит.: А. К. Лебедев, В. В. Верещагин, 2 изд., М., 1972; его же, В. В. Верещагин. , М., 1974; В. В. Верещагин, Воспоминания сына художника, Л., 1982.
Японка
“Японка” – вероятно, одна из самых лирических работ художника, которая раскрывает менее известную сторону его таланта. В этой работе ярко проявилась любовь Верещагина к этнографии, особенностям быта, традициям и аутентичным нарядам Японии.
Даже цветовая гамма полотна настраивает зрителя на восточное настроение: сочетание красного, черного, лилового… Написана картина во время посещения художником Японии.
С точки зрения построения композиции, полотно хорошо продумано – даже рама для картины подобрана специально и, вероятнее всего, по индивидуальному заказу самого Верещагина. На ней изображен классический восточный орнамент.
Личная жизнь
В личной жизни художника, насыщенной путешествиями и военными экспедициями, нашлось место любовным отношениям. Живописец дважды состоял в браке. Любопытно, что обе супруги так или иначе были соратницами его творчества. Первая жена – Элизабет Фишер, знакомство с которой состоялось в Мюнхене, помогала писать книги.
Лидия Андреевская в образе медсестры на картине Василия Верещагина «Письмо»
Свадьбу сыграли в 1871-м, а в 1889-м, во время поездки в США, Василий Васильевич увлекся пианисткой Лидией Андреевской, занимавшейся музыкальным сопровождением его выставок. В 1894 году пара связала себя узами брака.
https://youtube.com/watch?v=UuifeITEZ0M
Документальный фильм о Василии Верещагине «Летописец войны»
В союзах у художника родились пятеро детей. Событиям в жизни Верещагина от детских воспоминаний до смерти в хмурых волнах Порт-Артура посвящен документальный фильм «Летописец войны» телеканала «Культура».
1863-1865: Кавказская серия
В 1863 г. Василия Верещагин отправился в кавказское путешествие. Ему захотелось на волю, посмотреть, увидеть собственными глазами незнакомые, дикие и еще малоизведанные края. На Кавказе он прожил больше года, путешествуя свободным художником, делая зарисовки и с любопытством наблюдая местные нравы. Ногайские степи, калмыцкие кочевья, грузинские и армянские селенья — что только не прошло за это время перед его пытливым взором!
Ананури. 1863 г.
Прапорщик Гассан-Бек Джагранов. 1863-1864
Представление начальству (Русский офицер и кавказцы). 1863-1864
Лезгинка. 1864-1867
Возвратившись в Петербург, он направляется в Париж, чтобы продолжить художественное образование. Там он сходится с известным академистом Жеромом и попадает во французскую Академию художеств. И опять ему не сидится на месте. Усердно отработав зиму в мастерской у Жерома, он каждый теплый сезон уезжает в долгие путешествия. Тяга к странствиям и живой, неприкрашенной жизни вынудила его в конце концов через три года оставить Парижскую академию.
Бурлак с шапкою в руке. 1866
Бурлак, держащийся руками за лямку. 1866
Бурлаки. 1866
Успех и новая война
По окончании Туркестанской кампании у Верещагина было две персональных выставки в столице. Его имя стало на слуху у многих людей. Батальные картины показали войну с другой стороны, открыли все её неприглядные стороны. Картины Василия Верещагина многие ругали, но многие ими и восхищались. Среди сторонников творчества художника были Крамской и Третьяков. Люди же, привыкшие к нейтральным салонным картинам, были сильно удивлены реализмом на полотнах Верещагина. К картинам Туркестанской серии относятся: «Победители», «Торжествуют», «Русский лагерь в Туркестане» и многие другие.
Василий Васильевич Верещагин «Торжествуют», 1872 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Мирное время было недолгим, началась новая русско-турецкая война, предполагающая упрочение влияния Российской империи на Балканах. Наш художник и здесь оказался в эпицентре военных действий. В эту кампанию он пишет «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной», «Нападают врасплох», «После удачи», «Перед атакой. Под Плевной», «Шипка-Шейново», «Каннивал» и другие. Участвуя в атаке на турецкий пароход, Верещагин получает серьезное ранение, но восстановившись, снова творит в гуще событий. Журналист Немирович-Данченко, очевидец тех событий, рассказывает:
Василий Васильевич Верещагин «Перед атакой. Под Плевной», 1881 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Балканская серия работ, как и Туркестанская, произвела большое впечатление на публику, а сам художник говорил:
В прессе о войне говорили лишь то, сколько побед оказалось одержано, сколько территории отвоёвано, а Верещагин показал все откровенные ужасы войны, как никто и никогда ещё в Европе. Василий Васильевич считал, что очередная война не принесла решений геополитических проблем, а лишь забрала тысячи человеческих жизней. Конечно, такие мысли расходились с политикой власти, наследник престола отозвался о художнике следующей фразой:
Василий Васильевич Верещагин «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой», 1883-1888 годыМестонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Провластные критики приписали Верещагину нигилистские взгляды и отсутствие патриотизма. Всё это давление отозвалось в художнике не лучшим образом:
Другие идеи, действительно, были у Верещагина. Он хотел создать цикл картин, отражающих подвиг русского народа в войне с Наполеоном. Так появилась серия «1812-й год». Её художник в 1902 году повез на выставку в Нью-Йорк. Эта выставка была грандиозной, стены помещения были украшены бархатным полотном и экзотическими тканями с восточным узором.
Василий Васильевич Верещагин «Конец Бородинского сражения», между 1899 и 1900 годамиМестонахождение: Музей Отечественной войны 1812 года, Москва, Россия
Саму экспозицию дополняли предметы быта, оружие, развешанное на стенах, и музыкальные инструменты. Картины, наравне с естественным светом, освещало ещё электричество. Чтобы воссоздать русскую атмосферу, Верещагин выписал из России певчих и музыкантов. Среди картин этой серии были: «Мир во что бы то ни стало», «В покоренной Москве», «Конец Бородинского сражения», «На этапе. Дурные вести из Франции» и прочие.
Выставка, конечно, имела большой успех, но все затраты на её организацию ввергли художника в большие долги, он не мог даже вернуться домой. Чтобы рассчитаться со всеми долгами, Верещагину нужно было продать картины, и он выставил их на аукцион. Он также написал письмо в столицу с прошением спасти полотна, но ответа от властьимущих не поступало. Находясь уже на грани отчаяния, Верещагин всё же получает депешу с короткой резолюцией на его прошении, написанной императором:
Василий Васильевич Верещагин «На этапе. Дурные вести из Франции», между 1887 и 1895 годамиМестонахождение: Музей Отечественной войны 1812 года, Москва, Россия
Нападают врасплох
Картина “Нападают врасплох” изображает один из важных моментов баталии. Главной темой этой работы является несгибаемость и невиданный героизм русского солдата. Эти черты проявляются не только в минуты доблестных побед, но также и в самом тяжелом положении.
Небольшой отряд русских солдат в горной долине внезапно подвергся атаке врага. Очень достоверно передано настроение батальной сцены и экспрессия несущейся на лагерь конницы.
При этом, несколько отважных русских солдат не растерялась перед лицом смертельной угрозы и сплотились, чтобы давать бой неприятелю до последней капли крови.
Биография Верещагина:
Василий Васильевич Верещагин родился 14 октября
1842 года в семье предводителя дворянства города Череповца
Новгородской губернии. Так же как его братья, он учится на
военного и уже в 9 лет поступает в морской кадетский корпус
в Санкт-Петербурге. По окончанию, недолго служил, но ушёл
в отставку для поступления в петербургскую Академию художеств
(учился с 1860 по 1863 год). Не доучившись окончательно, он
оставляет Санкт-Петербург и уезжает на Кавказ писать с натуры.
Но затем, Верещагин решает вернуться к обучению и учится живописи в
Париже под руководством Жан-Леона Жером (французский художник,
ярый сторонник академизма в искусстве, оппозиционер импрессионизма)
с 1864 по 1865 гг.
Затем у молодого Верещагина случается странный
период. Он бросает Париж и уезжает снова на Кавказ, много
работает, а осенью 1865 едет в Санкт-Петербург (где, возможно,
он получил критические замечания по своим работам). Затем,
вновь возвращается в Париж где продолжает учёбу в Парижской
академии. Весной 1866 года Василий Верещагин возвращается
в петербургскую Академию художеств и завершает своё официальное
обучение.
В 1867 году Верещагин принял приглашение
Туркестанского генерал-губернатора К. П. Кауфмана приехать
в Самарканд (как военный художник) в звании прапорщика. И
практически сразу оказывается в центре боевых действий. Небольшой
самаркандский гарнизон русских солдат (оставленный в городе) вынужден
героически обороняться от восставших местных жителей. Верещагин
сумел отличится в обороне, подняв бойцов в контратаку. За
что был награждён орденом Св. Георгия 4-й ст.
В 1869 году организует «туркестанскую
выставку», где демонстрирует свои работы. По окончании
возвращается в Туркестан. Затем совершает путешествие по западному
Китаю, наблюдает жестокое подавление восстания дунган, участвует
в завоевании Туркестана.
В 1871 году Верещагин едет в Мюнхен, где
работает над картинами для «Туркестанской серии».
Проводит выставки 1871-1874 гг. и имевшей колоссальный успех
в Европе. В 1873 году он устроил персональную выставку картин
в Хрустальном дворце в Лондоне.
Весной 1874 года возвращается в Россию и
проводит выставку в Петербурге, на которой подвергнут критике
со стороны императора Александра II и его окружения.
В 1874-1876 гг. Верещагин живёт в Индии,
выезжая также в Тибет, а весной 1876 г. возвращается в Париж.
С началом русско-турецкой войны 1877 г. записывается
добровольцем в армию, получает должность адъютанта с возможностью
свободного передвижения по войскам. И в том же году Верещагин
был тяжело ранен на борту миноносца «Щука».
В 1878-1879 гг. в Париже художник работает
картинами получившими название «Балканская серия».
В 1882-1884 годах Верещагин снова путешествует
по Индии, Сирии, Палестине.
Летом 1894 года Василий Верещагин путешествует и рисует русский
север (Белое море, Северная Двина, Соловки).
В 1896 году художник работает над серией
картин посвящённых войне 1812 года.
В 1899 году проводит лето в Крыму. В 1901 г. посетил Филиппинские
острова, в 1902 побывал в США и на Кубе. А в 1903 году посетил
Японию.
Авторитет Верещагина в Европе как «борца
с войной» таков, что в 1901 году он выдвинута на соискание
первой Нобелевской премии мира.
С началом русско-японской войны Верещагин
оказывается в действующем флоте.
Василий Верещагин погиб 31 марта 1904 года. Броненосец «Петропавловск»,
на котором находился художник, подорвался на мине на внешнем
рейде Порт-Артура.
САЙТЫ + САМАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПОДДЕРЖКА
Мулла Рахим и мулла Керим по дороге на базар ссорятся
В 1869-1870 годах Верещагин снова посетил Туркестан. Там его ожидали полные опасностей и удивительных открытий приключения, в результате которых он написал большую серию рисунков и этюдов с натуры, используемых им позже для создания Туркестанской серии полотен.
В итоговом варианте Туркестанская серия вмещала 13 картин, 81 этюд и 133 рисунка, среди которых была картина “Мулла Рахим и мулла Керим по дороге на базар ссорятся“. В таком виде она была экспонирована в Лондоне в 1873 году.
Эти работы отличаются разнообразием тематики полотен, которые охватывали разные стороны бытовой жизни, специфики общественных отношений и обычаев народов Азии.
Виды среднеазиатской природы тесно пересекаются с этнографически точным отображением ярких народных типов и своеобразием местных нравов.
Учеба в Академии художеств
Наибольшее влияние в этот период жизни Верещагина на него оказал Лев Жемчужников (выходец из знатной дворянской семьи). Он пропагандировал отображать в картинах сцены из реальной жизни, близкой народу. Скорее всего именно его влияние и повлияло на весь дальнейший творческий путь Верещагина. До конца своей жизни, рисуя картины, он следовал именно этим заветам — изображал на холсте реальную жизнь такой, какая она есть.
В марте в Академии художеств состоялась выставка картин, в том числе современных художников Франции
Именно там внимание Верещагина привлекли картины Жан Леон Жерома: «Дуэль», «Албанец», «Продажа невольницы» (возможно «Бассейн в гареме»). Эти картины впоследствии пополнили коллекцию Эрмитажа. На тот момент Жерому было 36 лет, спустя 3 года Верещагин найдёт его в Париже и обратится с просьбой принять его в свою мастерскую
На тот момент Жерому было 36 лет, спустя 3 года Верещагин найдёт его в Париже и обратится с просьбой принять его в свою мастерскую.
Особенно на выставке выделялась картина «Дуэль после маскарада», она привлекла общественность своим трагизмом. В путеводителе по выставке о ней было написано: «У кого не сжималось сердце перед этой волнующей драмой, где великий художник так хорошо сумел передать ужасный контраст оледенелой природы и дикой горячности человеческих страстей».
Дуэль после маскарада
Позже весной 1862 года с Верещагиным произошёл следующий случай. Он работал над переносом эскиза «Избиения женихов Пенелопы» на картон. И, видимо недовольный своей работой, разрезал картон и сжёг в его печи. Впоследствии, уже будучи зрелым художником, Верещагин аналогичным образом поступит с тремя своими картинами: вырежет их из рамы и сожжет.
Зимой 1862 года Верещагин работает над иллюстрациями к произведениям Лермонтова и обращается кавказскому пейзажу. Это тема начинается его волновать, тем более что в то время продолжалось Кавказская война (1817–1864). В этот период времени Верещагин берется за разную работу: в том числе и за ту, к которой не лежит душа. В нём созревает решение на время покинуть учёбу и поехать рисовать на свободе. Как и в кадетском корпусе, его тяготят жесткие рамки.
В итоге бросать Академию насовсем его отговорили и Верещагин взял творческий отпуск. На руки ему был выдан документ с надписью: «Ученик Императорской Академии художеств Василий Васильевич Верещагин отправляется в отпуск для художественных занятий на юг (на Кавказ) на неопределенное время до окончания занятий».
«Всё прочувствовать и проделать»
Из Туркестана Василий Васильевич вернулся, по словам историка искусств Владимира Васильевича Стасова, «живописцем войны». Его Туркестанская серия полотен произвела на современников ошеломляющее впечатление. Власть обвинила художника в непатриотичности, коллеги подвергли критике его стиль. И всё же туркестанский цикл, выкупленный за большие деньги меценатом Павлом Третьяковым, стал, по мнению Ивана Крамского, успехом русской школы.
В 1877-м Верещагин, добровольно отбывший на начавшуюся войну с Турцией, во время атаки на Дунае получил серьёзное ранение, чуть не стоившее ему жизни. Едва оправившись после операции, хромая, он уже был у стен Плевны, где русские войска готовились к штурму. Осада болгарского города стала сюжетной канвой целого цикла полотен художника.
В 1879-м балканские работы Верещагина были выставлены во Франции. И снова Василий Васильевич остался верен себе: никаких триумфальных сцен, лишь нечеловеческий труд, раненые и погибшие люди. Когда знакомые спрашивали его, во имя чего он раз за разом рискует жизнью, художник отвечал: «Дать обществу картины настоящей, неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далёка… Нужно не бояться жертвовать своею кровью, своим мясом — иначе картины мои будут «не то»».
Неприятие обществом Верещагин переживал очень остро. «Больше батальных картин писать не буду — баста! — сетовал он в письме к Стасову. — Я слишком близко принимаю к сердцу то, что пишу; выплакиваю (буквально) горе каждого раненого и убитого».
Персональные выставки «непатриотичного» художника, демонстрировавшего не победы, а изнанку сражений, не только в России, но и за рубежом сопровождались горячими дискуссиями. «Солдатам и школам, — писал Василий Васильевич о своей выставке в Берлине, — запрещено было ходить гуртом на мою выставку». Нечто похожее имело место и в США: «На предложение моё водить на выставку по дешёвой цене детей я получил ответ, что картины мои способны отвратить молодёжь от войны, а это, по словам этих господ, нежелательно».
Верещагин за мольбертом, 1902 год. (ru.wikipedia.org)
Считая путешествия «великою школою», художник много ездил по миру. Но «фурия войны», как на холсте, так и в жизни, не отпускала его. Начавшийся в 1904-м русско-японский вооружённый конфликт заставил Верещагина снова встать в строй. 31 марта он находился на борту броненосца «Петропавловск», по свидетельству очевидца, стоял на мостике и зарисовывал морскую панораму, когда корабль подорвался на японской мине и пошёл ко дну.
Верещагин Василий Васильевич — Школьные сочинения по картинам
- Балканская серия картин, известного русского художника Верещагина Василия Васильевича показывает зрителю, какую высокую цену заплатила русская армия за победу в русско-турецкой войне.Известного русского художника Василия Васильевича Верещагина приглашали в Туркестан, для того, чтобы он создал художественную хронику военных действий.После поездки в Среднюю Азию в арсенале художника-баталиста появился Туркестанский цикл картин.Художник военной тематики Верещагин Василий Васильевич своими произведениями всегда пытался бороться с бесчеловечностью войны. Автор всегда показывал правду военных действий.Во многих большие эмоции вызывают картины Верещагина Василия Васильевича именно Балканского цикла.Благодаря совершенным поездкам в Индию художником Верещагиным Василием Васильевичем мы можем любоваться красивыми пейзажами этой страны, увидеть жизнь ее народа.Большое впечатление произвела на меня картина художника-баталиста Верещагина Василия Васильевича «Побежденные. Панихида». Она совсем не похожа ни на одну из военного цикла.В известного русского художника военной тематики Верещагина Василия Васильевича есть много серий из картин, посвященных разным войнам.Продолжая тему войны и ее последствий, русский художник Верещагин Василий Васильевич создал целую серию картин под названием «1812-й год».Хотя многим Верещагин Василий Васильевич известен именно своими картинами про войну, но есть в его арсенале и жанровые полотна, показывающие тему Востока в русской культуре.Около двух десятков картин художник-баталист Верещагин Василий Васильевич посвятил действия происходящим в 1812. Это было время Отечественной войны.Известный русский художник-баталист Верещагин Василий Васильевич целую серию своих картин посвятил Отечественной войне 1812 года.Верещагин Василий Васильевич своими картинами о войне всегда хотел показать ее разрушительный и губительный характер. Сколько бед она приносит обеим сторонам.Рассматривая тему Отечественной войны 1812 года в картинах Верещагина Василия Васильевича четко видно, что, с одной стороны, автор показывал великий патриотический дух русского народа, аИзвестный русский художник-баталист Верещагин Василий Васильевич посвятил целую серию картин Отечественной войне проходящий в 1812 году.Очень большие чувства вызвала у меня картина художника-баталиста Верещагина Василия Васильевича «На Шипке все спокойно!». Автор сотворил триптих о войне под Шипкой.Своими картинами об Отечественной войне Верещагин Василий Васильевич в первую очередь хотел показать презрение, которое она в нем вызывает.Помимо сцен войны у художника Верещагина Василия Васильевича есть замечательные пейзажи, изображения архитектуры, чувственные полотна.Многие изучавшие или даже слышавшие об Отечественной войне 1812 года знают, сколько бед и несчастий принесла наполеоновская армия русскому народу.Одним из известных и талантливых художников-баталистов в русской живописи есть Василий Васильевич Верещагин.
Путешествие по Семиречью
После работы в Туркестане художник отправляется в путешествие по Семиречью. Это сейчас район в Центральной Азии, в основном приходящийся на территорию Казахстана. Также художник Василий Верещагин посещает Западный Китай.
Из этого путешествия он привозит много интересных работ. Например, «Богатый киргизский охотник с соколом», виды на реки и горы, которые встречаются ему на пути.
При этом на западе Китая очень неспокойно. В этих местах обосновались китайские мусульмане, которые подняли восстание в одной отдельно взятой провинции, в которой удерживают оборону уже 7 лет.
Со временем искра мятежного восстания перекидывается на соседние провинции. На городских улицах начинают встречаться трупы, а также груды человеческих костей. По мнению биографов и исследователей творчества художника, именно эти события послужили поводом для написания картины «Апофеоз войны».
Цикл Варвары как политический памфлет
Выше был пересказан сюжет цикла «Варвары». Каждая картина цикла по отдельности и все они вместе должны убеждать зрителя: в Самарканде живут и правят варвары. Которые верят, что бог велит им резать головы. И поэтому они нападают, режут головы и складывают башни из черепов. И так и будет, пока в Самарканде правят варвары. Таков посыл цикла в целом.
На случай, если зрители — точнее английские зрители — сами не поймут смысл послания, цикл «Варвары» был заботливо расшифрован самим Верещагиным.
В каталоге первой персональной выставки Верещагина сам художник писал прямым текстом: «Варварство среднеазиатского населения так явно, его экономическое и социальное положение так низко, что чем скорее проникнет в эту страну европейская цивилизация, с той или другой стороны, тем лучше. Если эти правдивые наброски помогут рассеять сомнения английской публики относительно их настоящих друзей и соседей в Средней Азии, трудности путешествия и выставки будут более чем вознаграждены».
С какой именно стороны в Самарканд должна проникнуть европейская цивилизация художник предоставлял судить судить самим зрителям. Да хоть бы и из английских владений в Индии, если только англичане сумеют пробиться через разделяющие их страны. Главное — обуздать варваров в Самарканде. Не дать им нападать на окружающие страны — и Индию в том числе! — и воздвигать башни из отрезанных голов. Вроде той, что показана на заключительной картине цикла «Варвары». И английская публика должна понять, догадаться и сообразить, кто же ее настоящие друзья и соседи в Средней Азии.
Прогулка в лодке
На протяжении всего своего творческого пути Верещагин испытывал большой интерес к Японии. Страна восходящего солнца привлекала живописца своей непохожей ни на одну азиатскую страну культурой.
Еще в 1874 он собирался посетить Японию и лишь спустя 7 лет мечта наконец осуществилась. Впечатления от путешествия нашли свое отображение отражение только в нескольких картинах Верещагина, одной из которых является “Прогулка в лодке“.
Картинам художника на японскую тему свойственны определенная неуравновешенность композиции, заостряющая внимание на случайности запечатленного эпизода, воздушность цветовой гаммы, использование импрессионистических техник