О мастере
Карл Брюллов родился в 1799 году в семье обрусевшего француза и немки. Всем своим детям родители уделяли немало внимания, стараясь прививать любовь к красоте. Умение видеть самые разные грани мира, понимание искусства стало основным из главных жизненных принципов для юного Брюллов.
Что интересно, один из его братьев, Александр, также решил связать свою жизнь с творчеством, став архитектором. Именно вместе с ним живописец отправился в 1822 году в зарубежную поездку. На тот момент Карл Брюллов же был известен как подающий надежды художник. Он закончил Академию искусств с золотой медалью, а его работы появлялись на нескольких выставках.
Александр Павлович Брюллов «Автопортрет», 1830 годМестонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Сначала братья Брюлловы отправились в Германию, а затем приехали в Италию, где проживали в Риме, изучая местные красоты и достопримечательности. Итальянские виды и особая атмосфера этой страны вдохновили Карла на создание ряда известных картин.
В первые годы пребывания в Риме были созданы «Итальянское утро», «Итальянский полдень», копия «Афинской школы» Рафаэля (она была сделана живописцем по заказу). Наиболее масштабной и длительной стала работа над «Последним днём Помпеи», полотном сложным и большим.
Карл Павлович Брюллов «Автопортрет», 1848 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Барельефы на тему «Одиссеи».
Барельефов, посвященных этой теме, четыре и все они изумительные.
Если «Илиада» — гомеровское описание Троянской войны, то «Одиссея» — рассказ о возвращении Одиссея на родину в Итаку, где масса женихов обхаживает его жену (Одиссей считался пропавшим без вести), а их общий сын Телемах все это созерцает. Потом Одиссей возвращается под видом странника, открывается жене. Та приносит на пир одиссеев лук посостязаться. Стрельнуть из лука смог лишь Одиссей. Потом Одиссей и Телемах расстреливает из лука женихов.
Пир женихов Пенелопы. 1814. Воск. 15х26 см. Самый левый -Телемах, с ним рядом сидит старец Ментор (старый друг Одиссея), стоят прислужницы
Телемах во дворце у Менелая. 1814. Телемах сидит за столом справа, плачет, так как ему прекрасная Елена, законная жена Менелая, рассказывает про гибель Одиссея
Избиение женихов Пенелопы вернувшимся Одиссеем. 1815. Все ясно без комментариев
Меркурий ведет в ад тени убитых женихов Пенелопы. 1810
Меркурий своим жезлом (кадуцеем – жезлом глашатаев) указывает толпе теней женихов дорогу в ад, слева стоят Ахилл и Агамемнон. Путь пролегает мимо вод седого Океана, мимо врат бога солнца Гелиоса. Ад, точнее Подземное царство, у греков специфичен, там мрачно и в основном тоскливо.
История создания
Картина «Всадница» была написана Брюлловым в конце итальянского периода творчества – в 1832 г. Работа над полотном велась в Милане, по заказу Юлии Самойловой – русской графини, которую многие биографы считают музой Брюллова. Сразу по завершении картины «Всадница» была отдана на выставку в местную Академию Брера, где произвела мощное впечатление на искусствоведов и критиков. Портрет называли лучшим среди конных изображений. Брюллова сравнивали с такими видными портретистами, как Рубенс и Ван Дейк.
Жанр картины определяется как конный портрет. Однако, уже современники Брюллова заметили, что «Всадница» значительно выходит за узкие рамки этого определения. Это произведение Брюллова, благодаря своей сложной для портрета композиции, ближе к пейзажу – кроме самой наездницы на картине присутствуют и другие фигуры, а центральный силуэт изображен на холсте «Всадница» в некотором отдалении и не занимает большей части полотна.
Популярные сочинения
- Сочинение-описание картины Зимний вечер Крымова (6 класс) Перед нами представлено произведение русского художника Дмитрия Анатольевича Крымова, картина «Зимний вечер». Мы видим, что на картине изображена маленькая деревня в зимний период времени.
- Сочинение Дарья Мелехова в романе Тихий Дон (образ и характеристика) В романе-эпопее Тихий Дон М.А.Шолохов не последнее место отводит женским образам. Донская казачка в произведении символизирует тепло родного дома, семейного очага, стойкость духа и готовность к преодолению
- Сочинение-описание по картине Единородный Сын Слово Божие Васнецова Виктор Михайлович Васнецов – отличный пример талантливого художника. Его наследие осталось многим поколениям ценителей настоящего искусства, и будет продолжать радовать глаз всех желающих
Детские годы
Карл Павлович Брюллов родился в декабре 1799 года в Санкт-Петербурге. Его семья была многодетной. Карл рос вместе с двумя сестрами и тремя братьями. Его отец был достаточно известным живописцем. Наверное, это сыграло большую роль в жизни юного Карла. Его художественная судьба была предопределена. Стоит сказать, что все его братишки занимались в Академии художеств, в которой работал преподавателем их отец. Было бы странным, если бы ребенок в такой творческой семье выбрал иное направление.
В раннем детстве мальчик был очень болезненным. До семи лет он практически не вставал с кровати. Однако его отец был суров к нему. Он не давал ребенку поблажек, поэтому Карл должен был в день рисовать определенное количество фигурок. Норма его работ была такой же, как и у братьев. Если же мальчик не справлялся с задачей, его непременно наказывали. Наименьшим наказанием было лишение еды. Как можно знать из биографии Карла Брюллова, однажды за подобную провинность отец сильно ударил его, из-за чего он на всю жизнь остался глухим на одно ухо.
Не удивительно, что такая жуткая дисциплина и природный талант ребенка в конечном итоге дали свои плоды. С юных лет Карл вникал в мельчайшие тонкости мастерства.
Образец сочинения
Карл Павлович Брюллов — великолепный художник, который писал на разные темы. Он написал замечательные полотна:
- «Всадница».
- «Исповедь итальянки».
- «Прогулка».
- «Сон монашенки».
- «Девушка в лесу».
Карл Брюллов впервые обратился к теме святочных гаданий, используя те впечатления, которые он получил, видя одно из таких гаданий, а также прочитав произведение Василия Жуковского.
Ещё с давних времён девушки всегда гадали на Руси разными способами, надеясь узнать не только свою судьбу, но и, прежде всего, понять, когда же уже они выйдут замуж и кем будет их суженый. Также поступает и героиня картины «Гадающая Светлана». Всё вокруг неё покрыто темнотой, а центральное место на полотне занимает сама Светлана, которая собирается гадать.
Девушка сидит перед красивейшим старинным зеркалом и небольшим столом, которое заботливо покрыто жёлтой вязаной скатертью. Рядом с зеркалом стоит подсвечник из серебра, и в нём горит свеча. Это пламя является единственным освещением в комнате, поэтому везде так загадочно темно. Лицо героини напряжено и печально. Кажется, что девушка даже немного боится. Но ведь гадать всегда страшно, понимая, что это может сбыться.
И вот Светлана начинает вглядываться в зеркало, где можно увидеть лишь только темноту и её приглушённое тёмными бликами отражение. И опять кругом таинственность. Руки девушки покорно лежат на столе. Картинная героиня выглядит просто прекрасно. Девушка надела прекрасное платье и жемчужные бусы, которые она не носит обычно.
На голове героини изумительный кокошник красного цвета
Он сразу же обращает на себя внимание, так как остальные цветовые тона тёмные и мрачные. Видно, что девушка долго готовилась к этому вечеру, так как давно уже мечтает увидеть своего суженого. Но всё-таки, несмотря на страх и мистику, любопытство преодолевает всё
Но всё-таки, несмотря на страх и мистику, любопытство преодолевает всё.
Если же самому всмотреться в эту репродукцию, то можно тоже почувствовать и таинственность, и загадочность, и даже какое-то напряжение. Кажется, что внутри появляется страх и ожидание чего-то страшного. Тёмная цветовая гамма, использованная живописцем, ещё больше усиливает впечатление от картины. Похоже, что в комнате тепло и уютно, но Брюллов не даёт её описание на холсте.
Но лучше всего на холсте передано эмоциональное состояние девушки, которая скоро может увидеть своё будущее. Это вызывает у неё страх и беспокойство. Автор картины изобразил девушку так, что зритель может заглянуть в душу Светланы, а также почувствовать всю атмосферу, которая царит в таинственной комнате. Художник так умело подбирает цвета, что зритель становится невольным героем этого полотна.
1.Выкуп Шевченко.
Вспомним обстоятельства выкупа Т.Г.Шевченко (1814-1861) из крепостной зависимости.
До 1838 Шевченко был крепостным крупного малороссийского помещика П.В.Энгельгарта, плохо относившегося к своим крепостным, но Шевченко он позволил научиться рисовать и хотел его сделать своим крепостным домашним живописцем.
Т.Шевченко. Портрет П.В.Энгельгарта. 1833. Акварель
В 1836, рисуя в Летнем саду в С.-Петербурге, Шевченко познакомился с художником И.М.Сошенко, тот показал его А.К.Мокрицкому, ученику К.П.Брюллова.
Аллея Летнего сада со статуями. 1800-ые годы, то есть когда «француз убогий» «в Летний сад гулять водил»…Пушкина. Акварель неизвестного художника
Тот показал его Брюллову. Брюллов решил выкупить Шевченко и дать ему свободу. Энгельгарт противился, торговался и боялся продешевить. Брюллов очень нелицеприятно отзывался об этом крепостнике.
Для получения требуемой суммы Брюллов написал портрет В.А.Жуковского.
Портрет был начат в апреле 1837, закончен в 1838. Аккуратный Жуковский приходил на петербургскую квартиру Брюллова, выдержанную в красных тонах, иногда Брюллов посылал ученика к поэту на приглашение на сеанс. Будущий римский пенсионер и ученик Брюллова А.К.Мокрицкий так вспоминал эти процедуры:
Рисование портрета затянулось, поскольку Жуковский в качестве наставника должен был сопровождать будущего Александра II в его путешествии по России.
В 1838 в Аничковом дворце, где жил сын Николая I будущий Александр II и где была квартира у В.А.Жуковского, состоялась лотерея. Лотерею выиграла императрица Александра Федоровна (супруга Николая I). Картина была куплена за 2500 рублей. «Этою ценою куплена была моя свобода», — пишет потом Шевченко. Ему было тогда 24 года.
Брюллов. Портрет Жуковского. 1837-1838. Киев. Национальный музей Т.Г.Шевченко
А вот, как сам Жуковский изобразил процесс рисования его портрета.
Рисунок из письма Жуковского от апреля 1838
Жуковский же дал описание рисунка:
Все рисовали шаржи и карикатуры, когда-то этим делом впервые начал заниматься великий Бернини. А почитайте самого Шевченко про события тех дней — сколько в них признательности окружающим его людям.
Александра Федоровна подарила портрет Жуковского своему сыну будущему Александру II, чьим наставником был Жуковский. Любопытно, что независимый Брюллов не сразу отдал портрет из своей мастерской, мотивируя это необходимостью его закончить. Об окончании работы над портретом было сообщено в «Художественной газете» в 1841, но еще в 1849 портрет находился в мастерской Брюллова. После смерти Брюллова в 1852 (сам художник находился в Риме), вероятно, портрет достался его родным.
С портрета Жуковского были сделаны две копии учениками Брюллова А.Мокрицким и Н.Быковым.
Интересно, что бы сказал сейчас сам Шевченко по поводу того факта, что в 1940-ых (!) годах, при Сталине, создавался и был открыт Киевский государственный музей имени Т.Г.Шевченко, наполненный произведениями русских мастеров эпохи Брюллова и самого «брюлловца» Шевченко. Теперь шедевр Брюллова – оригинал картины «Портрет Жуковского» — хранится в Киеве именно в этом музее, носящим современное название «Национальный музей Тараса Шевченко». Музей посвящен жизни и творчеству Шевченко, хотя основные события его биографии и образования разыгрывались в Северной Пальмире и связаны с русской Альма-матер русских художников (то есть в Императорской Академией художеств). Из 47 лет жизни Шевченко прожил в России 27 лет, из них – 17 лет в Санкт-Петербурге. Умер он в Санкт-Петербурге.
Отпускная Т.Г.Шевченко, выданная 22.04.1838
Эту отпускную Жуковский вручил Шевченко в мастерской Брюллова 25.04.1838.
Литературная и общественная деятельность
В последующее десятилетие Алексей Константинович лишь укреплял свой авторитет в литературном сообществе Российской империи. В 1860 году он становится редактором журнала «Современник», а также выполняет работу по вычитке текстов в периодических изданиях «Русский Вестник» и «Вестник Европы», попутно работая над сборником собственных стихотворений, опубликованном в 1867 году под настоящим именем писателя.
В это время Толстой активно экспериментирует со стихотворными формами, создавая баллады и подражания народным формам поэзии. С 1863 по 1870 год он публикует цикл трагедий, посвященных русской императорской линии: «Князь Серебряный», «Смерть Ивана Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис».
В литературном портрете Алексея Толстого к тому времени стали отчетливо появляться оттенки сатиры и юмора. Именно Алексей Константинович известен как один из создателей сатирического образа Козьмы Пруткова.
Незадолго до своей смерти писатель предпринял крупное путешествие по странам Европы, итогом которого стал сборник путевых заметок, изданный за год до смерти писателя, в 1874 году.
«Всадница» – кто она?
Поразительно, но относительно личности всадницы, изображённой на картине, существовали некоторые разногласия. К моменту написания полотна Самойловой было 30 лет, что по тем времена считалось зрелым возрастом, началом увядания женщины.
Однако с картины на нас смотрит юная девушка, находящаяся в самой цветущей поре своей жизни. Однако при сравнении историки отметили, что главная героиня полотна совсем не похожа на кого-либо из воспитанниц графини. На мой взгляд, личность этой особы не может вызывать сомнений, поскольку сходство с Самойловой на других изображениях очевидно.
Карл Павлович Брюллов «Всадница», 1832 год(Возможно портрет Джованины и Амацилии Пачини, воспитанниц графини Ю.П. Самойловой)Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Около сорока лет «Всадница» Брюллова находилась в коллекции графини, однако к концу жизни Самойлова разорилась и вынуждена была продать бесценные творения, некогда созданные для неё. Полотно было приобретено для Третьяковской галереи.
Что примечательно, живописцы считают, что на нём всё-таки изображена не сама графиня, а её юная помощница – Джованина. Об этом косвенно могут свидетельствовать записи Брюллова, помеченные как “Жованин на лошади”. Впрочем, относительно личности прекрасной наездницы это утверждение остаётся спорным.
Карл Брюллов «Портрет Ю. П. Самойловой с воспитанницей Джованниной и арапчонком», 1832-1834 годаКартина находится в Музее Хиллвуд, Вашингтон, США
Начало литературной деятельности
Выйдя в отставку, Алексей Толстой принимает решение заняться активной литературной деятельностью. Всего за два года он подготавливает к публикации сборник рассказов, а также фантастическую повесть «Упырь». В 1841 году обе книги были изданы под псевдонимом Краснорогский и получили определенную известность в литературных кругах. Критики отмечали новаторство идей молодого писателя, особенный стиль изложения, а также интересную философскую составляющую произведений.
Легендарный критик и литературовед Виссарион Белинский, прочтя обе книги, отметил, что в них наличествуют все признаки еще слишком молодого, но тем не менее весьма замечательного дарования.
Стремительное начало
В 1809 году юный Карл Брюллов начал учиться в столичной Императорской Академии художеств, что, конечно, неудивительно, с его-то отцом. Там одним из его учителей был художник Андрей Иванович Иванов. Получив строгую школу дома и блестяще овладев техникой рисования, Карл быстро снискал уважение у преподавателей.
Своим сокурсникам Брюллов правил экзаменационные работы, правда, не бесплатно. За время учебы в Академии молодой художник собрал все возможные медали, от серебряной малой до большой золотой.
Первыми значимыми работами Брюллова можно назвать “Гений искусства” и «Нарцисс, смотрящий в воду», которую купил его преподаватель Иванов. Студенты, получившие большую золотую медаль, могли поехать на практику за границу, а Брюллов получил её в 1821 году за свою выпускную работу, которой стала картина «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского». Президент Академии просил юношу остаться в стенах учебного заведения ещё на несколько лет для совершенствования.
Выпускная работа Карла Брюллова «Явление Божие Аврааму у дуба мамврийского в виде трех ангелов», 1821 годМестонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
В итоге Карлу дали преподавателя, который был менее искусен, чем ученик, и даровитого художника не устроил в качестве наставника, а заменить его по просьбе Брюллова не пожелали. Уже достаточно искусному живописцу больше нечего было делать в стенах Академии, так как ничего нового у плохого мастера он почерпнуть не мог.
Со своим старшим братом Александром Карл решает покинуть отчий дом и пуститься в свободное плавание, самостоятельно зарабатывая на жизнь. Младший начинает зарабатывать написанием портретов, и уже первые работы показывают талант юного художника. Несостоявшаяся заграничная поездка всё же состоялась, но не благодаря Академии художеств.
Карл Павлович Брюллов «Портрет архитектора Александра Павловича Брюллова», брата художника 1823-1827 годыМестонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Выдающийся талант заметили в молодом Обществе поощрения художников. Эта организация отправила обоих братьев за границу, так как без Александра Карл ехать отказался, честно признавшись:
Старший брат Брюллова был архитектором. В 1822 году, перед поездкой за границу, император позволил братьям Брюлло стать Брюлловыми, именно с тех пор их фамилия была русифицирована.
История создания
Карл Брюллов был близком другом графини Самойловой. Скорее всего, они познакомились в Италии. Графиня, не сомневаясь, заказала ему портрет двух своих воспитанниц. Амалиция являлась дочерью композитора Джузеппе Пачини. Стоит отметить, что в свое время опера этого композитора вдохновила К. Брюллова создать одноименную картину.
Картина писалась на вилле под Миланом. Выйдя в свет, она вызвала как положительные отзывы, так и отрицательные. Многие критики указывали на безжизненное, застывшее лицо всадницы. Их описание картины «Всадница» Брюллова сводилось к тому, что девушка слишком свободно сидит на лошади. Из-за этого пропадает ощущение скорости и динамики.
Неоконченный Брюлловым портрет А.Н.Демидова
По иронии судьбы главным летописцем последних лет жизни Брюллова оказался упоминавшийся неоднократно полуреволюционер и демократ В.В.Стасов, который в то время находился в Италии, поскольку за свои политические демарши был вынужден уехать из России и с 1851 подвязался секретарем у богатого А.Н.Демидова, князя Сан-Донато. Пройдет некоторое время, и тот же Стасов начнет чернить Брюллова, виня его в академическом застое. Кстати, тоже большой любитель демократии, Репин, однако, поругался со Стасовым, защищая Брюллова.
Когда-то в первый свой заезд в Италию в 1820-ых Брюллов с А.Н.Демидовым гулял по Неаполю, тот предложил оплатить картину, так Брюллов пришел к мысли о «Последнем дне Помпеи». Тогда же Брюллов начал здоровенный конный портрет этого юного богача и страшного бонапартиста, транжирившего в Италии русские деньги, но не окончил. Вот теперь, во второй приезд, Демидов, уже в титуле князя Сан-Донато, просил окончить портрет, чего Брюллов так и не сделал, в итоге дописал портрет другой художник, он же и пририсовал голову князю.
Так что, бывая в Манциане, Стасов сочетал приятное с полезным, то есть отрабатывал жалованье и напоминал о портрете своего работодателя умирающему художнику (стоял над душой, надо думать).
А выглядел Брюллов в это время неважно
Бюст К.П.Брюллова работы скультора Д.Страцци. 1850-1852. Рим. Собрание Титтони (сделан из папье-маше, а мраморный экземпляр в 1960-ых находился в Ленинграде)
Карл Брюллов. Керубино Корньенти. Портрет А.Н.Демидова на коне. 1852. Голову дорисовал Корньенти, получился пупсик, а конь явно брюлловский. Спасибо Корньенти, что зарисовал Брюллова на смертном одре
Есть подозрение, что Брюллов особых симпатий к А.Н.Демидову не питал, как их не питал и Николай I, считавший, что через него уплывают огромные деньги из России. А писал портреты Брюллов либо людей, ему симпатичных, поскольку искал возвышенное в лицах людей, либо по принуждению. Но весьма интересно объяснение самого Брюллова по поводу невозможности окончить портрет, которое воспроизводит вездесущий на тот момент Владимир Стасов. Он воспроизводит слова Брюллова, подтверждающие, что истина (правильность рисунка) весьма конкретна:
К.П. Брюллов. Портрет А.Н.Демидова. 1829
Забавно, но так выглядел молоденький примерно пятнадцатилетний парнишка, предложивший оплатить «Последний день Помпеи».
Халат у парнишки роскошный, да еще и арапчонок! Но тогда, в 1820-ые, Анатолий Николаевич был еще простым русским парнем с лицом сытого приказчика, а князем Сан-Донато стал в 1840: чтобы не принизить будущую супругу принцессу Матильду Бонапарт, он специально придумали такой титул по месту нахождения своей роскошной виллы Сан-Донато недалеко от Флоренции.
Описание и особенности картины
Работа «Всадница» была признана критикой своего времени необычной и новаторской. Брюллов изображает на картине молодую аристократку верхом на вороной лошади, гарцующей у крыльца дома. На пороге, опираясь на металлическую перегородку, стоит маленькая девочка с декоративной собакой. Еще один пес расположился в нижнем правом углу перед конем. На дальнем фоне композиции «Всадница» — густые заросли лиственного леса. Полотно Брюллова дышит гармонией легкости, молодости и свежести – такая атмосфера характерна для большинства женских портретов его кисти.
Оригинальный масштаб картины – 291×206 см., для портрета полотно довольно крупное. Форма холста «Всадница» – вертикально ориентированный прямоугольник. Картина написана Брюлловым на стандартном холсте с помощью масляных красок.
Цветовая палитра
Как и многие другие картины этого живописца, «Всадница» выполнена в несколько темной, но насыщенной и выразительной цветовой гамме. Приглушенные тона фона выгодно оттеняют фигуры на переднем плане, освещенные как будто сбоку. В работе над полотном «Всадница» Брюллов использовал следующие цветовые оттенки:
- Темно-зеленый.
- Изумрудный.
- Грязно-желтый.
- Белый.
- Небесно-голубой.
- Черный.
- Нежно-розовый.
Двух героинь художник выделил на картине яркими тонами платьев – голубым и розовым. А кипельно-белые воротники подчеркивают свежесть юных лиц и блеск черных волос. Не менее яркими акцентами в композиции смотрятся изумрудная вуаль девушки на фоне тусклой, желтовато-зеленой листвы, и красная портьера на входе в дом.
Сюжет картины
Картина «Всадница» иллюстрирует, по всей видимости, начало, или завершение конной прогулки юной аристократки. О высоком социальном статусе героини говорит роскошное утреннее платье и соответствующая ее положению прическа из мелких завитых локонов, обрамляющих лицо с обеих сторон. Крыльцо, от которого отъезжает героиня, выполнено в стиле классицизма.
Всадница совершает прогулку на резвом, холеном вороном коне в сопровождении своей собаки – спаниеля в красном ошейнике. Брюллов показал лошадь вставшей на дыбы, чтобы придать картине динамики. Стоящая рядом девочка завороженно смотрит на наездницу – возможно, ей тоже не терпится оказаться в седле. Дальний план полотна «Всадница» лишен четких деталей и выглядит немного размытым – по замыслу Брюллова, он не должен отвлекать внимания от изображенных в центре героинь.
Контекст
Произведение «Всадница», как и более ранняя «итальянская» диалогия Брюллова, отражает в своей композиции романтику молодости, энергии, легкости и цветущей прелести, воплощенной в юных и прекрасных героинях. Пейзаж на фоне здесь не играет большой роли – он нужен, чтобы уравновесить композицию «Всадница» и сделать ее более живой и реалистичной.
Практически все герои полотна находятся в движении: конь гарцует, девочка протягивает руку к наезднице, собаки обернулись к своим хозяйкам и готовы броситься с места в любой момент. Холст «Всадница» преисполнен жизненной энергии, герои его активно взаимодействуют друг с другом, составляя эффектную, выразительную, наполненную естественной гармонией композицию.
Где картина находится сейчас
После завершения работы над полотном, «Наездница» была отдана заказчице Самойловой. Около сорока лет картина украшала интерьер итальянской виллы графини. Однако, к 1872 г. Самойлова окончательно разорилась и ее имущество было распродано. «Всадницу» купил Ж. – Ф. Дюлю. В 1893 г. картина была перекуплена меценатом Третьяковым для своей коллекции. С тех пор и до сегодняшнего дня «Всадница» хранится в Третьяковской галерее и экспонируется в зале №9.
Брюллов К.П.
Брюллов (Брюлло) Карл Павлович (1799, Санкт-Петербург — 1852, Манциана близ Рима)
Живописец, акварелист, рисовальщик.
Член Миланской, Пармской академий и Академии Св. Луки в Риме, профессор Флорентийской Академии художеств, почетный вольный общник Императорской Академии художеств.
Первоначальные художественные навыки получил у отца — академика «орнаментной скульптуры» и живописца-декоратора П.И. Брюлло. Учился в Академии художеств у А.И. Иванова и А.Е. Егорова (1809-1822). В 1822-1835 — пенсионер в Италии на средства Общества поощрения художников. Работал в Риме, Милане, Неаполе. За картину «Последний день Помпеи» (1833) награжден большой золотой медалью на выставке в Париже и избран профессором 2-й степени ИАХ (1836). По возвращении в Россию жил в Петербурге. В 1836-1849 преподавал в Академии художеств, профессор, вел класс исторической живописи.
В 1842-1847 исполнял монументальные росписи для Казанского и Исаакиевского соборов в Петербурге. С 1849 жил за пределами России, с 1850 — в Италии.
Крупнейший представитель академической исторической живописи, автор многочисленных портретов, в том числе ряда композиционных портретов-картин.
Карл Брюллов
С Карлом Павловичем Брюлловым судьба свела молодого писателя в 1836 году, когда юному литератору было всего 19 лет. Пожилой художник смог запечатлеть на своем портрете юного Толстого, который только что окончил университет и проводил лето в имении своего дядюшки, предаваясь беззаботному отдыху перед началом государственной службы.
«Портрет Алексея Толстого в юности» К. П. Брюллов написал всего за один раз, не используя заранее заготовленных эскизов или пробных набросков.
Позже художник признавался, что портрет А. Толстого стал одной из лучших его работ, полноценно отразившей пору юности и высоких духовных стремлений молодого человека.
Алексей Константинович Толстой уже тогда мог заинтересовать своих более старших современников ясностью мысли, чистотой воззрений и недюжинным литературным талантом, привлекавшим к нему многих известных людей того времени.
Работа Карла Петровича находится в государственном музее Эрмитаж.
Мария Малибран
В 1975 году знаменитый оперный театр «Ла Скала» выпустил книгу, которая посвящалась выдающимся певцам, чьи голоса звучали с его сцены. «Всадницу» в этом издании представили как «Романтический портрет Малибран» из Театрального музея «Ла Скала».
Марию Фелиситу Малибран-Гарсия, сестру Полины Виардо, называют одной из самых ярких легенд в истории оперного искусства. Певица владела дивным голосом, обладала горячим темпераментом и имела великий дар актёрского перевоплощения. Кроме того у неё была внешность, соответствовавшая романтическому канону. Стройная фигура, бледное лицо, иссиня-черные волосы и большие сверкающие глаза. Ею восхищались Россини, Доницетти, Беллини, Шопен, Мендельсон, Лист, Готье, Брюллов, посвящали стихи Мюссе и Ламартин. И это её образ вошёл в роман Жорж Санд «Консуэло».
Страстная любительница верховой езды, Мария Малибран скончалась от ушибов, полученных при падении с лошади. Ей было всего двадцать восемь лет. Безвременная кончина закрепила родившуюся ещё при жизни певицы легенду. Один миланский адвокат, подаривший Театральному музею «Ла Скала» гравюру с картины «Всадница», посчитал, что на ней изображена Малибран.
Директор Театрального музея профессор Джанпьеро Тинтори напрочь опроверг это предположение после посещения Третьяковской галереи. Он, в частности, сказал: «… светловолосая всадница (в жизни Джованина была рыженькой) не может изображать жгучую брюнетку Малибран. Я говорил об этом тем, кто подбирал для книги иллюстрации, но они лишь добавили к слову «портрет» эпитет «романтический», то есть представили картину как некую фантазию на тему увлечения певицы верховой ездой».