1870-е
Изображение | Имя | Год | Текущее местоположение | Ссылка |
---|---|---|---|---|
Раб | 1872 | частная коллекция | ||
1872 | местонахождение неизвестно | |||
Унесено, но не забыто | 1873 | частная коллекция | ||
Непрошеный товарищ: Уличная сцена в Каире | 1873 | Художественная галерея и музей Таунли-Холл, Бернли | ||
1874 | Художественная галерея Рочдейла, Рочдейл | |||
1874 | частная коллекция | |||
Сон и его сводный брат Смерть | 1874 | частное собрание | ||
1875 | частное собрание (предполагается) | |||
c. 1875 | частное собрание | |||
ок. 1875-1878 | частное собрание | |||
1876 | частное собрание | |||
1877 | частное собрание | |||
1878 | частная коллекция | |||
или The White Feather Fan | 1879 | частная коллекция (предполагается) | ||
1879 | частная коллекция |
Леди из Шалот (картина Уотерхауса)
«Леди из Шалот» (англ. The Lady of Shalott) — одна из самых известных картин английского художника Джона Уильяма Уотерхауса, созданная в 1888 году. Это первая версия картины, посвященная одноимённой поэме Альфреда Теннисона «Волшебница Шалот» (в России известна в переводе Бальмонта).
Сюжет
В поэме Теннисона «Волшебница Шалот» рассказывается история девушки по имени Элейн, на которой лежит проклятье: она обязана оставаться в башне на острове Шалот и вечно ткать длинное полотно. Шалот расположен на реке, текущей в Камелот. Никто не знает про существование Элейн, потому что проклятье запрещает ей покидать башню и даже смотреть из окна. Взамен у неё в комнате висит огромное зеркало, в котором отражается окружающий мир, и девушка занимается тем, что ткет гобелен, изображая на нём чудеса окружающего мира, которые ей удалось увидеть. Постепенно мир все больше захватывает её, а одинокое сидение в башне утомляет. Однажды она видит в зеркале, как сэр Ланселот скачет в Камелот, и покидает комнату, чтобы поглядеть на него из окна. В ту же секунду исполняется проклятье, гобелен распутывается, а зеркало трескается.
Порвалась ткань с игрой огня,Разбилось зеркало, звеня.«Беда! Проклятье ждёт меня!» —Воскликнула Шалот. |
Элейн понимает, какой необдуманный поступок совершила, и бежит из башни. На берегу реки она находит лодку и записывает на ней свое имя. Она плывет по реке и поёт печальную песню, но умирает прежде, чем доплывает до Камелота, где могла бы обрести счастье и любовь. Когда её находят жители, Ланселот дивится, что это за прекрасная женщина.
Описание картины
Поэзия Теннисона была очень популярна среди прерафаэлитов, к которым примыкал Уотерхаус. Хотя в данном случае Теннисон пишет о трагической любви, художники (Холман Хант, Россетти,Артур Хьюз, Уотерхаус) всегда наполняли картины по «Волшебнице Шалот» своим смыслом и отражали мировоззрение людей Викторианской эпохи, избирая для иллюстрации разные сюжетные отрывки и по-разному интерпретируя статус женщины. Возрастала роль женщины как хранительницы домашнего очага, а прерафаэлиты, в то же время, показывали внутренний конфликт между частными, личными надеждами и общественными обязанностями женщин.
Уотерхаус изображает Леди из Шалот в тот момент, когда она уже сидит в лодке и держит в руках цепь, которая крепит лодку к берегу. Рядом лежит гобелен, когда-то являвшийся средоточием её жизни, а теперь забытый и частично погруженный в воду. Свечи и распятие делают лодку похожей на погребальную ладью, Элейн смотрит на них с грустным, одиноким и одновременно отчаявшимся выражением лица. В то время свечи символизировали жизнь, на картине две их них задуты. Автор намекает, что Элейн осталось жить совсем недолго. Рот девушки открыт: она поёт прощальную песню.
Пейзаж нарисован небрежно — Уотерхаус отступил от прерафаэлитских традиций, когда природа изображалась максимально достоверно и подробно.
Позднейшие версии
Позднее Уотерхаус нарисовал ещё две картины, посвященные «Леди из Шалот». Вариант 1894 года называется «Леди из Шалот смотрит на Ланселота» (англ. The Lady of Shallot Looking at Lancelot) и по композиции напоминает картину Холмена Ханта «The Lady of Shalott»: девушка находится в своей башне. Элейн изображена в момент «падения», она смотрит в зеркало, которое уже начало трескаться, а гобелен замотан вокруг колен. Как и в версии 1888 года, Уотерхаус не винит женщину, отдавшуюся эмоциям, а сочувствует ей. Как писал Теннисон, «на её лице написано рождение любви к чему-то, чего она была столь долго лишена, и эта любовь вырывает её из мира теней и ведет в мир реальный».
Финальная версия картины (1911) носит название «„Меня преследуют тени“, — сказала Леди из Шалот» (англ. «I am Half-Sick of Shadows» said the Lady of Shalott). «Меня преследуют тени» — цитата из поэмы Теннисона. Вопреки сюжету поэмы, Леди из Шалот одета не в белое платье, а в ярко-красное, её фигура напоминает чувственную позу Марианы с картины Милле «Мариана» (1851). Комната освещена солнцем и нарисована в ярких тонах, в стиле ранних прерафаэлитов. Создается впечатление, что Элейн страдает от скуки, таким образом, очевидно, что рано или поздно она поддастся на искушение поглядеть на настоящий мир.
Примечания
- Рыбакин А. И. Словарь английских фамилий. — М.: Астрель, 2000. — 576 с. — ISBN 5-271-00590-9.
- Возможные варианты написания фамилии: Ватерхаус ,Вотерхаус ,Уотерхауз ,Ватергоуз . Читается [Ўо́тэхаус ].
- ↑ 12 [www.telegraph.co.uk/news/celebritynews/3534690/Andrew-Lloyd-Webber-facing-court-battle-over-6.6million-painting.html Andrew Lloyd Webber facing court battle over £6.6million painting]
- [online.multilex.ru/default.asp?artsub=1&article=2107837872&art=1&lang=4.0er&dictionary=ENRUbrit Источник]
- [www.tate.org.uk/art/artworks/waterhouse-consulting-the-oracle-n01541 Consulting the Oracle, Tate Gallery]
- [www.tate.org.uk/servlet/ViewWork?workid=15985&searchid=16930 The Magic Circle, Tate Gallery]
- [www.tate.org.uk/servlet/ViewWork?workid=15984&searchid=16942 The Lady of Shalott, Tate gallery]
- [www.ngv.vic.gov.au/col/work/4457 Ulysses and the Sirens, National Gallery of Victoria]
- [www.liverpoolmuseums.org.uk/walker/collections/20c/waterhouse.aspx Echo and Narcissus, Walker Art Gallery]
биография
Ранние годы
Уотерхаус родился в городе Риме в семье английских художников Уильяма и Изабеллы Уотерхаус в 1849 году, в том же году, что и члены Братства прерафаэлитов, в том числе Данте Габриэль Россетти, Джон Эверетт Милле и Уильям Холман Хант, впервые вызвали ажиотаж на лондонской арт-сцене. Точная дата его рождения неизвестна, хотя он был крестился 6 апреля, и более поздний исследователь работы Уотерхауса, Питер Триппи, считает, что он родился с 1 по 23 января. Его ранняя жизнь в Италии была названа одной из причин, по которой многие из его более поздних картин были установлены в древний Рим или на основе сцен, взятых из Римская мифология.
В 1854 году Уотерхаусы вернулись в Англию и переехали в недавно построенный дом в Южный Кенсингтон, Лондон, который находился недалеко от недавно основанного Музей Виктории и Альберта. Уотерхаус, или «Нино», как его прозвали, происходивший из семьи художников, поощрялся к рисованию и часто делал наброски картин, которые он находил в британский музей и Национальная галерея. В 1871 году он поступил в Королевская Академия Художеств школа, сначала изучать скульптуру, прежде чем перейти к живописи.
Ранняя карьера
Сон и его сводный брат смерть, 1874
Ранние работы Уотерхауса не были прерафаэлитскими по своей природе, а были на классические темы в духе Алма-Тадема и Фредерик Лейтон. Эти ранние работы выставлялись в Галерея Дадли, а Общество британских художников, а в 1874 г. его картина Сон и его сводный брат смерть был выставлен на Летняя выставка Королевской академии. Картина имела успех, и Уотерхаус будет выставляться на ежегодной выставке каждый год до 1916 года, за исключением 1890 и 1915 годов. Затем он набирал силу на лондонской художественной сцене, его произведение 1876 года. После танца заняв первое место на летней выставке того года. Возможно, благодаря его успеху, его картины обычно становились все больше и больше в размерах.
Более поздняя карьера
Хорошие соседи (или же Сплетни), 1885
В 1883 году Уотерхаус женился Эстер Кенуорти, дочь учителя художественной школы из г. Илинг которая выставляла свои цветочные картины в Королевской академии и в других местах. В 1895 году Уотерхаус был избран действительным академиком. Он преподавал в Художественная школа Сент-Джонс Вуд присоединился к клубу St John’s Wood Arts Club и был членом Совета Королевской академии.
Один из самых известных сюжетов Уотерхауса — Леди Шалотт, исследование Элейн из Астолата как изображено в Поэма 1832 года к Альфред, лорд Теннисон, который умирает от загадочного проклятия, глядя прямо на прекрасную Ланселот. На самом деле он нарисовал три разные версии этого персонажа в 1888, 1894 и 1916 годах. Еще одним из любимых сюжетов Уотерхауса был Офелия; самая известная из его картин Офелии изображает ее незадолго до смерти, укладывая цветы в волосы, когда она сидит на ветке дерева, склонившись над озером. Нравиться Леди Шалотт и другие картины Уотерхауса, в нем изображена женщина, умирающая в воде или рядом с ней. Возможно, он также был вдохновлен картинами Офелии Данте Габриэль Россетти и Джон Эверетт Милле. Он представил свой 1888 г. Офелия живопись, чтобы получить диплом Королевской Академии. (Изначально он хотел представить картину под названием Русалка, но вовремя не достроили.) После этого картина пропала до ХХ века. Теперь он отображается в коллекции Лорд Ллойд-Уэббер. Уотерхаус снова нарисовал Офелию в 1894 и 1909 или 1910 годах, и он запланировал еще одну картину из этой серии, названную Офелия на погосте.
Уотерхаус не смог закончить серию картин Офелии, потому что тяжело болел. рак к 1915 г. Он умер два года спустя, и его могилу можно найти в Кенсал-Грин кладбище В Лондоне.
Жизнь
Родился в Риме, в семье художников. Позднее они переехали в Лондон, где Уотерхаус прожил всю оставшуюся жизнь. Поначалу живописному мастерству его обучал отец, в 1870 году юноша поступил в Королевскую Академию художеств.
В ранних работах художника чувствуется влияние Альма-Тадема и Фредерика Лейтона. В 1874 году, в возрасте двадцати пяти лет, представил на выставке картину «Сон и его сводный брат Смерть», которая была хорошо встречена критикой и впоследствии выставлялась практически каждый год, вплоть до смерти художника.
В 1883 году Уотерхаус женился на художнице Эстер Кенуорти, чьи картины также появлялись на выставках Королевской Академии художеств. У них было двое детей, которые рано умерли, но, несмотря на это, брак был счастливым.
В 1895 году был избран членом Королевской академии. Художник умер от рака в 1917 году. Похоронен на лондонском кладбище Кенсал Грин.
Изображен на британской почтовой марке 1992 года.
Модели для произведений искусства
Однако своей непреходящей популярностью художник обязан более всего очарованию его задумчивых моделей считается, что при написании полотна «Леди из Шалот» моделью была жена художника.
В 1908-1914 годах Уотерхаус создает ряд картин, основанных на литературных и мифологических сюжетах («Миранда», «Тристан и Изольда», «Психея», «Персефона» и другие). В этих картинах художник пишет свою любимую модель, недавно идентифицированную исследователями творчества Уотерхауса, Кеном и Кэти Бейкр, как мисс Мюриэл Фостер. Очень немного известно о частной жизни Уотерхауса — только несколько писем сохранилось до нашего времени и, собственно, много лет персоналии его моделей оставались тайной. Из воспоминаний современников также известно, что Мэри Ллойд, модель шедевра лорда Лейтона «Пылающий июнь», позировала и для Уотерхауса.
Джон Уотерхаус
Джон Уотерхаус родился в 1849 в Риме. В 1850-х семья художников находится в Англии. До поступления в Королевскую академическую школу юноша помогает отцу в его студии. Отец учит Джона живописному мастерству. После, в академии, Уотерхаус учится живописи и скульптуре под руководством Пикерсгила.
Первые работы художника написанны в классическом стиле, он показывает их в Обществе британских художников, галерее Дадли. В своих работах Уотерхаус часто изображает сцены из итальянской жизни, по которым видно, как он любит свою родину, куда в течение жизни часто возвращался.
Чуть позже, ведущими героями главных сюжетов художника становятся персонажи мифов и преданий, поэтических произведений, историй из Библии.
В 1880-х годах художник совершает несколько поездок в Италию, а в 1883 году обосновывается в Студиях Примроз Хилл, где вместе с ним проживают художники Ракхэм и Колфилд.
В 1884 году Уотерхаус добивается успеха с картиной «Леди из Шалот», которую покупает сэр Генри Тэйт. По работам этого периода можно видеть рост интереса художника к темам прерафаэлитов, особенно, к созданию образов трагических и роковых женщин, как в картинах: «Клеопатра», «Цирцея, завлекающая Одиссея», «Цирцея Инвидиоза». Также художник проникается живописью пленэра.
Ему нравится изображать Офелию. Его «Офелии» написаны в период в 1894-1910 годы.
В 1885 году Джона Уотерхауса избирают в Королевскую Академию, но академиком он становится только спустя 10 лет.
За свою жизнь пишет около 200 полотен на мифологические, литературные, исторические темы. Картины Уотерхауса хвалят критики, его репутация очень высока, ему подражают молодые художники.
В последние два года жизни художник страдает от рака и умирает в 1917 году.
Уотерхаус Джон
Благовещение
Бумага от 311 ₽ / Холст от 528 ₽
Уотерхаус Джон
Данаиды
Бумага от 307 ₽ / Холст от 522 ₽
Уотерхаус Джон
Девушка в восточном интерьере
Бумага от 307 ₽ / Холст от 522 ₽
Уотерхаус Джон
Девушка, собирающая букет
Бумага от 290 ₽ / Холст от 497 ₽
Уотерхаус Джон
Диоген
Бумага от 320 ₽ / Холст от 541 ₽
Уотерхаус Джон
Клеопатра
Бумага от 290 ₽ / Холст от 497 ₽
Уотерхаус Джон
Ламия
Бумага от 328 ₽ / Холст от 553 ₽
Уотерхаус Джон
Ламорна
Бумага от 303 ₽ / Холст от 516 ₽
Уотерхаус Джон
Леди из Шалотт
Бумага от 299 ₽ / Холст от 510 ₽
Уотерхаус Джон
Леди на балконе
Бумага от 333 ₽ / Холст от 559 ₽
Уотерхаус Джон
Любимцы императора Гонория
Бумага от 337 ₽ / Холст от 566 ₽
Уотерхаус Джон
Любовное зелье
Бумага от 299 ₽ / Холст от 510 ₽
Уотерхаус Джон
Магический круг
Бумага от 311 ₽ / Холст от 528 ₽
Уотерхаус Джон
Миранда
Бумага от 307 ₽ / Холст от 522 ₽
Уотерхаус Джон
Наяда или Гилас с нимфой
Бумага от 350 ₽ / Холст от 584 ₽
Уотерхаус Джон
Одиссей и сирены
Бумага от 362 ₽ / Холст от 603 ₽
Уотерхаус Джон
Офелия
Бумага от 333 ₽ / Холст от 559 ₽
Уотерхаус Джон
Песня весны
Бумага от 294 ₽ / Холст от 503 ₽
Уотерхаус Джон
Прекрасная Розамунда
Бумага от 303 ₽ / Холст от 516 ₽
Уотерхаус Джон
Русалка
Бумага от 311 ₽ / Холст от 528 ₽
Уотерхаус Джон
Св. Цецилия
Бумага от 324 ₽ / Холст от 547 ₽
Уотерхаус Джон
Св. Цецилия, фрагмент
Бумага от 303 ₽ / Холст от 516 ₽
Уотерхаус Джон
Судьба
Бумага от 294 ₽ / Холст от 503 ₽
Уотерхаус Джон
У оракула
Бумага от 328 ₽ / Холст от 553 ₽
Уотерхаус Джон
Ундина
Бумага от 299 ₽ / Холст от 510 ₽
Уотерхаус Джон
Фисба
Бумага от 299 ₽ / Холст от 510 ₽
Уотерхаус Джон
Флора
Бумага от 371 ₽ / Холст от 615 ₽
Уотерхаус Джон
Флора
Бумага от 307 ₽ / Холст от 522 ₽
Уотерхаус Джон
Хрустальный шар
Бумага от 320 ₽ / Холст от 541 ₽
Уотерхаус Джон
Цирцея
Бумага от 371 ₽ / Холст от 615 ₽
Уотерхаус Джон
Эскиз головы
Бумага от 307 ₽ / Холст от 522 ₽
Уотерхаус Джон
Эхо и Нарцисс
Бумага от 337 ₽ / Холст от 566 ₽
Уотерхаус Джон
Ясон и Медея
Бумага от 294 ₽ / Холст от 503 ₽
Творчество
Одной из самых известных картин Уотерхауса считается «Леди из Шалот», посвященная Элейне из Астолата (она же Лилейная дева) — девушке, умершей от неразделённой любви к рыцарю Ланселоту, персонажу из легенд о короле Артуре и героине поэмы Теннисона «Волшебница Шалот». Уотерхаус создал три варианта картины: в 1888, 1896 и 1916 годах.
Другая героиня художника — Офелия. На первой картине (1889) художник показывает её лежащей на лугу, затем, на картине 1894 года — перед смертью, сидящей у берега озера. На полотне 1910 года Офелия стоит на берегу ручья, придерживаясь за дерево, в готовности сделать последний шаг в воду.
В июне 2006 года картина «Святая Цецилия» была продана на аукционе «Кристис» фонду Ллойда Веббера за 6,6 млн. фунтов стерлингов.
Некоторые произведения
- «Сон и его сводный брат Смерть», 1874
- «Обращение к оракулу», 1884 (галерея Тейт, Лондон)
- «Магический круг», 1886 (галерея Тейт, Лондон)
- «Леди из Шалот», 1888 (галерея Тейт, Лондон)
- «Офелия», 1889, 1894, 1910
- «Одиссей и сирены», 1891 (Национальная галерея Виктории, Мельбурн)
- «Цирцея подаёт бокал Одиссею», 1891
- «Безжалостная красавица», 1893
- «Сирена», ок. 1900
- «Хрустальный шар», 1902
- «Борей», 1903
- «Эхо и Нарцисс», 1903
- «Срывайте розы поскорей», 1909
- «Миранда — „Буря“», 1916
Афиша Город: От «Офелии» до «Гиласа и нимф» – Архив
Самая, пожалуй, известная картина прерафаэлитов — и не просто так.
Идеал женской красоты, что искали все члены братства английских художников, воплотился в их будущей натурщице и музе — Элизабет Сиддал, а Джон Милле, в стиле которого была тщательная проработка деталей полотна, наилучшим образом сумел объединить черты женского идеала и красоту английской природы, а также трагичность сюжета, которая отразилась и на всей истории жизни знаменитой натурщицы — мистическое повторение, питающее умы писателей даже в наше время: Лиз Сиддал едва не утонула, позируя для «Офелии», а вследствие умерла молодой, подобно героине трагедии Шекспира.
Одна из первых и известнейших работ в рамках идеологии «Братства прерафаэлитов» — показывать жизнь такой, какая она есть, и в то же время видеть красоту и смысл в любом моменте: жизнь загадочна и удивительна сама по себе, ей не нужны приукрашивания, позы и пафос, привносимые разными стилями искусств, не нужна слепота реализма, ведь только тот, кто смотрит сердцем, а не глазами, видит правду. И прерафаэлиты смотрят именно сердцем. Дева Мария показана здесь простой девушкой — не с ритуальной торжественностью принимающей весть, а удивленной, немного испуганной, и сколько же в этой простоте возвышенного, неразглашенного, тайного.
Картина главенствует среди религиозных произведений Ханта. Поиски истины и смысла однажды неизбежно приводят человека к попытке понять духовное — такую линию успешно развивает Хант в своих картинах. На этом полотне Христос идет в ночи и стучится к каждому в двери — кто откроет ему? Кто готов увидеть этот свет?
Необычно проникновенный сюжет о детстве Христа. Христос был сыном плотника, простым, обыкновенным человеком, когда еще никто не знал о нем.
Он уже знает обо всем, что его ждет, и художник с поразительным чувством показал это. Взгляните в его лицо — простой ли он человек?
Полотно уже о взрослой земной жизни Христа, написанное с не меньшим психологизмом. Совершая омовение ног ученика перед началом Тайной вечери, Великий испытывает любовь там, где другие боялись пережить унижение. Христос своим ученикам преподает один из последних уроков — и это урок смирения, отказа от собственной гордыни.
Посмертный портрет Элизабет Сиддал, той самой, что позировала для «Офелии», и к тому времени ставшей супругой Данте Габриэля Россетти, основоположника «Братства прерафаэлитов».
«Беата Беатрикс» — вершина и память этой грустной истории любви, написанная словно икона, но прославляющая реальную женщину.
«Апрельская любовь» относится к картинам позднего прерафаэлитизма, когда уже сложились и стали узнаваемыми идеалы течения: душевная чистота в чертах лиц, поучительные сюжеты из античности, библейских времен и Средневековья — с точки зрения Викторианской эпохи. Глубокие переживания юности и первой любви автор сумел передать так тонко, что никто и не скажет, что ранние чувства легкомысленны и несерьезны, — ведь здесь все ровно наоборот.
Настоящий гимн непорочности и благочестию. Леди, пытающаяся защитить своих подданных перед жестоким мужем, сознательно идет на унижение, показываясь в городе обнаженной.
Но благодарный народ не выходит на улицы и наглухо закрывает ставни из уважения к ее поступку.
С таким же уважением художник изобразил эту прекрасную девушку — без вызывающей чувственности, но с преклонением перед ее чистой красотой.
Картина также относится к позднему прерафаэлитизму. Уотерхаус не был первопроходцем, но сумел найти и создать свой особый идеал — здесь он показан наиболее многогранно и полно: все русалки, заманивающие юношу в глубину источника, написаны с одной девушки. Этот сюжет символичен, как и сама суть искусства — увлекающего и манящего позабыть обо всем и сделать бесповоротный шаг.
Джон Уильям Уотерхаус / John William Waterhouse
Биография мастера ниже, под картинами.
Леди из Шалотт. 1888
Пенелопа и женихи. 1912
Тщеславие. 1910
Магический кристалл. 1902
Диоген. 1882
Ариадна. 1898
Эхо и Нарцисс. 1903
Миранда. Буря. 1916
Тристан и Изольда с любовным эликсиром. 1916
Пробуждение Адониса. 1900
Леди из Шалотт. Я половина тени… 1915
Нарциссы. 1912
Мои любимые розы. 1903
В перистиле. 1874
Волшебница. 1911
Рассказ из Декамерона. 1916
Борей. 1902
Судьба. 1900
Аполлон и Дафна. 1908
Офелия. 1889
Полевые цветы. 1902
Study for The Lady Clare — 1900
Адонис и нимфы. 1896
Данаиды. 1904
Заклинательница. 1911
К прекрасной даме. 1893
Ламия. 1905
Нимфы, нашедшие голову Орфея. 1900
Магический круг. 1886
Одиссей и сирены. 1891 (Сирины по-нашему)
Офелия. 1894
Пандора. 1896
Психея, входящая в сад Купидона. 1904
Психея, открывающая золотой ларец. 1903
Русалка. 1901
Сирена. 1890
Цирцея. 1911
Биография мастера
Джон Уильям Уотерхаус (John William Waterhouse), английский художник.Джон Уильям Уотерхаус родился в 1849 в Риме, в семье художника. В 1850-х семья вернулась в Англию. Перед поступлением в Королевскию академическую школу в 1870 Уотерхаус помогал отцу в его студии. Живописи и скульптуре учился под руководством художника Пикерсгила. Ранние работы Уотерхауса на классические темы в духе сэра Лоренса Альмы-Тадема и Фредерика Лейтона, были показаны в Королевской Академии, Обществе британских художников и галерее Дадли.
В конце 1870-х и 1880-х Уотерхаус совершил несколько поездок в Италию. После брака с Эстер Кенуорти в 1883 Уотерхаус обосновался в Студиях Примроз Хилл. Там же проживали художники Артур Ракхэм и Патрик Колфилд. В 1884 Уотерхаус добивается признания, его картина “Леди из Шалот” была приобретена сэром Генри Тэйт, после выставки в Академии. Живописные работы этого периода показывают рост интереса Уотерхаус к темам связанным с прерафаэлитами, особенно к созданию образов трагических или властных роковых женщин (“Цирцея Инвидиоза”, 1892; “Клеопатра”, 1890; “Цирцея, завлекающая Одиссея”, 1891 и др.), а также к живописи пленэра.
В 1885 Уотерхаус был избран в Королевскую Академию, академиком стал в 1895. Его дипломной работой была “Нереида” (окончательный вариант картины в 1901).В середине 1880-х Уотерхаус много выставляется в галерее Гросвенор, Новой галерее, а также на провинциальных выставках в Бирмингеме, Ливерпуле и Манчестере. Картины этого периода широко показывались в Англии и за границей как часть международного движения символистов. В 1890-х Уотерхаус начинает писать портреты. С 1900-х годов принимает участие в различных общественных организациях художников и деятелей искусств Англии.Несмотря на страдания от наступившей болезни, Уотерхаус в течение последних десяти лет жизни продолжал активно заниматься живописью вплоть до своей смерти от рака в 1917 году.
Его часто относят к прерафаэлитам, хотя он формально и не принадлежал к этому течению. За свою жизнь он написал более двухсот полотен на мифологические, исторические и литературные сюжеты. Уотерхаус разделял интерес прерафаэлитов к сюжетам, заимствованным из поэзии и мифологии. Он безошибочно передавал драматизм момента, демонстрировал блестящее владение композицией и живописной техникой. Однако своей непреходящей популярностью художник обязан более всего очарованию его задумчивых моделей (считается, что при написании полотна «Леди из Шалот» моделью была жена художника).
В 1908-1914 он создает ряд картин, основанных на литературных и мифологических сюжетах (“Миранда”, “Тристан и Изольда”, “Психея”, “Персефона” и другие). В этих картинах он рисует свою любимую модель, недавно идентифицированную исследователями творчества Уотерхауса, Кеном и Кэти Бейкр, как мисс Мюриэл Фостер. Очень немного известно о частной жизни Уотерхауса — только несколько писем сохранилось до нашего времени и, собственно, много лет персоналии его моделей оставались тайной. Из воспоминаний современников также известно, что Мэри Ллойд, модель шедевра лорда Лейтона “Пылающий июнь”, позировала и для Уотерхауса. Эстер Уотерхаус пережила мужа на 27 лет, скончавшись в частном санатории в 1944 году.
* * *
Русский дух в англо-американской вариации
На Замковой горе людям давали языческие имена
1910-е годы
Изображение | Имя | Год | Текущее местонахождение | Ссылка |
---|---|---|---|---|
Портрет девушки | 1910 | |||
1910 | частное собрание | |||
1910 | местонахождение неизвестно | |||
Цирцея (Волшебница) | 1911 | частная коллекция | ||
1911 | частная коллекция | |||
1911 | частное местоположение | |||
1911 | неизвестное местоположение | |||
1912 | частная коллекция | |||
1912 | частная коллекция | |||
1912 | Художественная галерея и собрание музеев города Абердина, Абердин | |||
1912 | частное собрание | |||
1914 | частное собрание | |||
1914 | частное собрание | |||
Матильда (ранее Беатрис) | 1915 | Частная коллекция | ||
1916 | Галерея искусств леди Левер, Ливерпуль | |||
Я наполовину больна тенями, — сказала Леди Шалотт | 1916 | Художественная галерея Онтарио, Торонто | ||
1916 | частная коллекция | |||
1916 | Леди Левер Художественная галерея, Ливерпуль | |||
c.1916 | частная коллекция | |||
1917 | частная коллекция | |||
c.1910 | частное собрание | |||
c.1910 | частное собрание | |||
c.1910 | частное собрание | |||
1911 г. | частное собрание | |||
1911 г. | частное собрание | |||
c.1913 | частная коллекция | |||
Mystic Wood | c.1914-17 | Квинслендская художественная галерея, Брисбен | ||
Данте и Беатрис (или Данте и Матильда) | около 1915 года | Музей Дахеш, Нью-Йорк | ||
около 1916 года | частное собрание | |||
c.1916 | частное собрание |
Дальнейшее чтение
- Болдри, А. Лис (январь 1895 г.), Дж. В. Уотерхаус и его работа , том. 4, стр. 103–115.
- Бенезит, Э. (2006). «Уотерхаус, Джон Уильям». Словарь художников . Том. 14. Париж: Грунд. стр. 668–669.
- Дормент, Ричард (29 июня 2009 г.), «Уотерхаус: современный прерафаэлит в Королевской академии — обзор» , The Daily Telegraph
- Гинцбург, Даррелин (2010). «Джон Уильям Уотерхаус, за пределами современного прерафаэлита». Художественная книга . 17 (2): 70–72. doi10.1111/j.1467-8357.2010.01104.x . ISSN 1368-6267 .
- Хобсон, Энтони (1980). Искусство и жизнь Дж. В. Уотерхауса, РА, 1849–1917 гг . Риццоли. ISBN 978-0-8478-0324-8.
- Мойл, Фрэнни (13 июня 2009 г.), «Искусство прерафаэлитов: картины, которые были одержимы викторианцами » , The Daily Telegraph (Обзор) , стр. R2 – R3.
- Симпсон, Эйлин (17 июня 2009 г.), «Прерафаэлиты для нового поколения: письма, 17 июня: возрождение прерафаэлитов» , The Daily Telegraph.
- Картрайт, Роб (2021), ВКЛЮЧАЯ СВЕТ НА Дж. В. УОТЕРХАУЗА, РА — БИОГРАФИЯ
биография
Джон Уильям Уотерхаус родился в Риме в 1849 году , где его отец работал художником, и получил крещение.6 апреля. Некоторые историки искусства полагают , что он родился между 1 — й и23 января. Его родители — художники Уильям и Изабелла Уотерхаус. Джону было пять лет, когда семья переехала в Лондон ( Южный Кенсингтон ), недалеко от музея Виктории и Альберта . Его отец обучал его рисованию, а Джон Уильям Уотерхаус помогал ему в его студии, копируя работы из Национальной галереи и посещая занятия в школе Южного Кенсингтона, пока он не был принят в Королевскую академию в 1870 году . Его ранние работы очень классические в духе Альма-Тадемы и Фредерика Лейтона . Консультации с оракулом приносят ему положительные отзывы. Картина была приобретена сэром Генри Тейтом, который также приобрел «Леди Шалотт» на выставке в Академии 1888 года. Поздние работы показывают растущий интерес Уотерхауса к темам, связанным с прерафаэлитами, особенно через женщин с трагической судьбой или влиятельных и роковых женщин. , но и через пленэрную живопись. В середине 1880-х годов Джон Уильям Уотерхаус начал выставлять такие картины, как Мариамна (1889), в Англии и за рубежом как член движения символистов.
Фавориты императора Гонория (1874 г.), Аделаида , Национальный музей Южной Австралии .
В 1874 году Уотерхаус представил классическую аллегорию « Сон и смерть его сводного брата» на летней выставке Королевской академии. Картина очень хорошо принята. Он стал ассоциированным членом Королевской академии в 1885 году и полноправным членом в 1895 году. Он также был избран в Королевский институт художников акварели в 1883 году, хотя и ушел в отставку в 1889 году.
Уотерхаус выставляется в Обществе британских художников, галерее Дадли, галерее Гросвенор и ее преемниках, Новой галерее, а также на выставках за пределами столицы, таких как Бирмингем, Ливерпуль и Манчестер. Он получил серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже в 1889 году. Почти каждый год до самой смерти Уотерхаус представлял картины в Королевской академии. В 1883 году он женился на дочери учителя рисования Эстер Кенуорти . У пары не будет детей. В году Уотерхаус был избран членом Королевской академии художеств. Он умер от рака.10 февраля 1917 г.. Его могилу можно увидеть на кладбище Кенсал-Грин в Лондоне.