Курбе, гюстав: биография

Самые известные картины Гюстава Курбе

Картины Гюстава Курбе отличались смелостью, подчёркнутой реалистичностью сюжетов. В нашей статье представлены самые известные работы живописца, заслужившие как положительные оценки, так и гневную критику:

  • «Похороны в Орнане» (1849-1850) — возмутила зрителей и критиков, считавших, что сельские похороны не заслуживают масштабности картины: 3 метра 15 см в высоту, 6 метров 68 см в ширину.
  • «Веяльщицы» (1853) — изображает бытовую картинку из жизни крестьянства своего родного Орнана. В качестве моделей Гюстав Курбе использовал своих сестёр и сына.
  • «Купальщицы» (1853) — вызвала бурю возмущений. Критиковали натурализм, тяжеловесное женское тело, грязные ноги. Больше всего возмутился император Наполеон III, ударив картину тростью.
  • «Порыв ветра» (1865) — хранится в музее техасского города Хьюстон. По одной из версий, натурой для написания работы послужил лес Фонтенбло. Другое название картины: «Приближение шторма».
  • «Натюрморт яблоки и гранаты» (1871) — написана во время тюремного заключения по обвинению в участии в Парижской коммуне. Живописцу позволили взять с собой мольберт, что позволило написать несколько натюрмортов похожего содержания. Никто из окружающих художника людей не захотел ему позировать.

Гюстав Курбе стал одним из основателей реализма в живописи, стремясь изображать жизнь такой, какая она есть. На сайте Very Important Lot, можно почитать про развитие реалистического направления в живописи. Для ценителей изобразительного искусства есть возможность принять участие в аукционах, недорого купить картины, рисунки, скульптуры известных мастеров, украсить свою коллекцию работами талантливых современных художников.

НАТЮРМОРТЫ И ПЕЙЗАЖИ

В жизни Гюстава Курбе были два периода, когда он писал и натюрморты. В 1862—1863 годах он создал целую серию картин, включающую в себя, в частности, «Натюрморт с яблоками и гранатами» и «Натюрморт с цветами». В этих натюрмортах отчетливо прослеживается влияние голландской живописи XVII века. Позже, во время тюремного заключения в 1871 году, Курбе за неимением человеческой натуры писал вазы с фруктами, которые ему приносили сестры. На этих натюрмортах в качестве места создания вызывающе указана тюрьма. Незаурядность и мощь — вот чего не могли простить ему его враги. Как писал критик Рихард Мутер, его ненавидели за то, что, в совершенстве владея мастерством, он писал так же естественно, как другие едят, пьют или разговаривают.

Натюрморт с яблоками и гранатами (1871)

Натюрморт с цветами (1863)

Курбе был автором замечательных пейзажей, прославляющих стихийную мощь природы: густые леса с их дикими обитателями, водопады, горы. Он часто писал морские пейзажи, и они ему превосходно удавались. Однажды в лесу он работал вместе с художником Камилем Коро, причем они выбрали один и тот же мотив. Через некоторое время, внимательно рассмотрев набросок Коро, Курбе заметил: «Я не такой мастер, как Вы, г-н Коро. Поэтому я принужден писать только то, что вижу».

Порыв ветра (1859)

Залив и отвесные скалы берега (1869)

Ему удавались и лесные чащи, населенные оленями, косулями, он хорошо знал и любил лес. Натура была манией Гюстава Курбе. Но понимал он это слово довольно своеобразно. Чтобы работать с этой натурой, он, например, устроил у себя специальную мастерскую. Там, чтобы рисовать все как в жизни, он однажды привязал теленка и писал его, не выходя из мастерской. Для пущей правдоподобности он набросал на пол сена и даже навоза. И приговаривал: «Мою мастерскую от природы не отличишь! Тут есть все — даже живые телята».

Лиса на снегу (1860)

А теперь признайтесь, только честно: поверите ли вы, что автор картины «Похороны в Орнане» и автор этих потрясающих пейзажей и натюрмортов — один человек? Тем не менее это так.

Описание картины Гюстава Курбе «Похороны в Орнане»

Описание картины Гюстава Курбе «Похороны в Орнане»

Работа Гюстава Курбе посвящена его деду, после похорон которого, художника и осеняет мысль запечатлеть это событие на холсте. Многие из присутствующих горели желанием оказаться на картине. Так оно и произошло. Как говорил после художник, было очень трудно разместить такое количество народу в своей маленькой мастерской. Ему позировали и викарий, который проводил обряд, и мэр города, присутствующий на похоронах, а также обычный люд, воспевавший покойного. Многие, кого Курбе забыл пригласить, обижались на него, требуя своего участия.

Мрачную атмосферу похорон подчеркивают, как гримасы на лицах присутствующих, так и фон неба. Многие не выдерживая, прятали свои лица под платками, другие же проводили обряд с безмятежными лицами.

Также эта догадка кажется справедливой, если учесть белые облака в правом краю картины.

Слева мы можем наблюдать людей в шляпах, которые несут гроб. Их лица опущены вниз, что подчеркивает значимость покойного при жизни. Грусть заметна и на почетных гостях.

К примеру, мэр в своей черной треуголке. Он находится возле погребальной ямы и протягивает руку. Рядом с ним находится, по сей видимости, близкий родственник Курбе.

Присев на одно колено, он дожидается, когда гроб будет опущен.

Особенно бросается в глаза крест с распятым человеком. Поначалу это вызывает недоумение, ведь откуда взяться такому явлению посреди французских земель. Да и времена, судя по одеждам присутствующих, близки к 18-ому веку. Однако если присмотреться получше, то становится ясно, что это крест с распятием, который держит в руке служитель церкви. Тогда все встает на свои места.

(6 votes, average: 4.00

Слайд 2 Гюстав Курбе родился в 1819 году в Орнане,

Франш-Конте, в 25 км от Безансона, около швейцарской границы. Его

отец, Режис Курбе, владел виноградниками около Орнана. В 1831 году будущий художник начал посещать семинарию в Орнане. Утверждается, что его поведение столь контрастировало с тем, что ожидалось от семинариста, что никто не брался отпускать ему грехи. Так или иначе, в 1837 году по настоянию отца Курбе поступил в Collège Royal в Безансоне, что, как надеялся его отец, должно было подготовить его к дальнейшему юридическому образованию. Одновременно с обучением в коллеже, Курбе посещал занятия в Академии, где его учителем был Шарль-Антуан Флажуло, ученик крупнейшего французского художника-классициста Жака-Луи Давида.

Реалист-бунтарь

Академическая традиция живописи XIX века требовала, чтобы на больших объемных холстах изображались только исторические, библейские или мифологические сюжеты. Однако Курбе игнорировал эти правила и рисовал на больших полотнах знакомые ему из детства сцены сельского быта. По мнению художника, сюжеты, описывающие современность Франции, заслуживали таких больших форматов.

Академия изящных искусств и посетители Парижского салона считали такие обыденные сюжеты низкими и простонародными. Так, крупноформатная картина Курбе «Похороны в Орнане» встретила полное непонимание и возмущение публики. Картина размером более трех метров в высоту и более шести метров в ширину была выставлена в Парижском салоне 1850-1851 годов. На ней, как считают искусствоведы, художник мог изобразить похороны своего деда.

Курбе любил провоцировать аудиторию, раздвигая границы приличия в искусстве. В 1856 году он написал «Девушек на берегу Сены», две героини которой в беспорядочной одежде свободно лежат под деревом у реки. Это шокировало публику. Аналогичную реакцию получила другая картина Курбе «Женщина с попугаем», на которой художник в реалистической манере изобразил свою обнаженную натурщицу.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption «Женщина с попугаем» Гюстава Курбе

Картина Курбе «Возвращение с приходской конференции», на которой были изображены пьяные священники, непринужденно беседующие на проселочной дороге, была отвергнута на Салоне 1863 года как «грубо попирающая нормы религиозной морали». Выставлять ее художнику запретили.

На следующий год Курбе хотел выставить ныне исчезнувшую работу «Венера и Психея», но Салон отверг и ее за непристойность.

Картина «Происхождение мира», на которой Курбе изобразил тело женщины с раздвинутыми ногами и ее половые органы, из-за чрезмерной сексуальной откровенности долгое время вообще нигде не выставлялась и впервые была показана широкой публике только в конце XX века.

Тайна личности натурщицы

Интриги полотну придает отсутствие лица женщины. Личность натурщицы до сих пор вызывает споры.

Изучающие творчество Гюстава Курбе искусствоведы и биографы чаще всего склоняются к версии, что художнику для написания «Происхождения мира» позировала Джоанна Хиффернан — его возлюбленная. В этот период времени она была натурщицей при создании большинства картин Курбе. Усомниться в этом позволяет лишь тот факт, что знаменитая ирландка была рыжеволосой.

По другой версии Курбе написал полотно по заказу османского дипломата Халила Шерифа-паши. Полотно предназначалось для пополнения его эротической коллекции. Поэтому художнику позировала возлюбленная заказчика — французская балерина Констанс Кеньо. Этот факт считался практически неоспоримым во времена популярности картины.

Из-за громких скандалов по поводу этичности демонстрации произведения широкой публике «Происхождение мира» надолго исчезла с поля зрения и о Кеньо как о позировавшей для Курбе натурщице говорить перестали. Тем более, что она посвятила себя благотворительной деятельности.

Это интересно: 1041,Гуччио Гуччи: кратко

Скандальное Происхождение мира

Искусствоведы Клод Шопп и Сильви Обена раскрыли загадку одной из самых скандальных картин в истории мировой живописи — на ней крайне реалистично изображена лежащая обнаженная женщина, раздвинувшая ноги; на полотне видны ее гениталии, живот и грудь.

С большой долей вероятности на полотне Происхождение мира Гюстава Курбе изображена парижская балерина Констанс Кеньо.

Она была любовницей дипломата Османской империи Халила Шерифа Паши, который и заказал художнику картину для своей частной эротической коллекции.

Считалось, что моделью для полотна была ирландка Джоанна Хиффернан, у которой был роман с учеником Курбе Джеймсом Уистлером, и, вероятно, с ним самим.

В середине 1860-х Хиффернан позировала для нескольких произведений Курбе, в том числе Прекрасная ирландка и Спящие, которая изображает обнаженных женщин в постели и также была написана для Халила Шерифа Паши.

Несколько лет назад сообщалось, что «верхняя» часть картины с головой модели, которую художник якобы отрезал, чтобы не навредить репутации Хиффернан.

Искусствовед Жан-Жак Фернье, специалист по творчеству Курбе, признал картину его работой.

Владелец картины утверждал, что сопоставление холстов и живописной техники подтвердили сходство двух картин и что на найденной им картине изображена именно Хиффернан.

Однако эксперты не приняли эту теорию, заявив, что Происхождение мира является цельной работой, а не фрагментом. Кроме того, автор книги История рыжих Джеки Колис Харви указывала, в частности, что ирландка была рыжей, а лобковые волосы на картине Курбе — темные.

В этом году впервые были найдены документы, который позволяют искусствоведам быть уверенными на 99 процентов, что Курбе написал свое полотно с Констанс Кеньо.

Гюстав Курбе Происхождение мира

Главный аргумент в пользу новой версии нашелся в переписке Александра Дюма-младшего и Жорж Санд. В одном из отрывков Дюма-сын написал коллеге следующее: «Нельзя кистью передать деликатное и яркое интервью мадемуазель Кеньо из Оперы».

Насилие и секс: шокирующее искусство Древнего Рима

Французский историк Клод Шопп сверился с рукописным оригиналом и обнаружил, что на самом деле вместо слова «интервью» (entretien) Дюма написал «чрево» (entrailles). Многие историки подтвердили находку Клоппа, и теперь версия Кеньо стала основной.

Балерина танцевала в парижской Опере до 1859 года. На момент написания Происхождения мира она была любовницей османского дипломата. По мнению руководителя отдела печати и фотографии французской национальной библиотеки Сильви Обенас, личность натурщицы на картине Курбе в то время не была тайной.

Констанс Кеньо / twitter.com/MuseeOrsay

Картина, написанная в 1866 году, имеет скандальную историю из-за своего содержания и долгое время воспринималась как художественная провокация. В 1868 году после банкротства Халила Шерифа Паши картина попала к торговцу антиквариатом.

В 1889 году писатель Эдмон де Гонкур нашел ее спрятанную за обшивкой из дерева в лавке. В 1910 году владельцем стал венгерский барон Ференц Хатвани, который обладал полотном до конца Второй мировой войны.

В 1955 году известный французский философ Жак Лакан купил Происхождение мира и повесид в загородном доме, подальше от посторонних глаз.

После смерти Лакана в 1981 году полотно было передано в музей Орсе. Впервые оно было показано публике только в 1988 году в Бруклинском музее в Нью-Йорке. С 1995 года Происхождение мира является постоянным экспонатом Орсе.

Картину спрятали под бронированное стекло и поставили постоянную охрану.

Биография

Гюстав Курбе родился в 1819 году в Орнане, городке с населением около трёх тысяч человек, расположенным во Франш-Конте, в 25 км от Безансона, около швейцарской границы. Его отец, Режис Курбе, владел виноградниками около Орнана. В 1831 году будущий художник начал посещать семинарию в Орнане. Утверждается, что его поведение столь контрастировало с тем, что ожидалось от семинариста, что никто не брался отпускать ему грехи. Так или иначе, в 1837 году по настоянию отца Курбе поступил в Collège Royal в Безансоне, что, как надеялся его отец, должно было подготовить его к дальнейшему юридическому образованию. Одновременно с обучением в коллеже, Курбе посещал занятия в Академии, где его учителем был Шарль-Антуан Флажуло, ученик крупнейшего французского художника-классициста Жака-Луи Давида. В 1839 году он отправился в Париж, дав отцу обещание, что будет изучать там юриспруденцию. в Париже Курбе познакомился с художественной коллекцией Лувра. На его творчество, в особенности раннее, большое влияние впоследствии оказали малые голландцы и испанские художники, в особенности Веласкес, у которых он заимствовал общие тёмные тона картин. Курбе не стал заниматься юриспруденцией, а вместо этого начал занятия в художественных мастерских, прежде всего у Шарля де Штейбена. Затем он отказался от получения формального художественного образования и стал работать в мастерских Суисса и Ляпена. В мастерской Суисса не было специальных занятий, студенты должны были изображать обнажённую натуру, и их художественные поиски не ограничивались. Такой стиль обучения хорошо подходил Курбе. В 1444 году первая картина Курбе, «Автопортрет с собакой», была выставлена в Парижском салоне (все остальные картины были отвергнуты жюри). С самого начала художник показал себя крайним реалистом, и чем далее, тем сильнее и настойчивее следовал по этому направлению, считая конечной целью искусства передачу голой действительности и жизненной прозы и пренебрегая при этом даже изяществом техники. В 1840-х годах он написал большое количество автопортретов. Между 1844 и 1847 годами Курбе несколько раз посетил Орнан, а также путешествовал в Бельгию и Нидерланды, где ему удалось установить контакт с продавцами живописи. Одним из покупателей его работ был голландский художник и коллекционер, один из основателей Гаагской школы живописи Хенрик Виллем Месдаг. Впоследствии это заложило основы широкой известности живописи Гюстава Курбе за пределами Франции. Примерно в это же время художник устанавливает связи в парижских артистических кругах. Так, он посещал кафе Brasserie Andler (находившееся непосредственно около его мастерской), где собирались представители реалистического направления в искусстве и литературе, в частности, Шарль Бодлер и Оноре Домье. В конце 1840-х годов официальным направлением французской живописи все ещё был академизм, и работы художников реалистического направления периодически отвергались устроителями выставок. Так, в 1847 году все три работы Курбе, представленные в Салон, были отвергнуты жюри. Более того, в этом году жюри Салона отвергло работы большого числа известных художников, включая Эжена Делакруа, Домье и Теодора Руссо, так что они вынашивали планы о создании собственной выставочной галереи. Планы не осуществились из-за начавшейся революции. В результате в 1848 году все семь работ Курбе, представленных жюри, были выставлены в Салоне, но ему не удалось продать ни одну картину. При уме и значительном таланте художника, его натурализм, приправленный, в жанровых картинах, социалистической тенденцией, вызвал много шума в артистических и литературных кругах и приобрёл ему немало врагов (к ним относился Александр Дюма-сын), хотя также и массу приверженцев, к числу которых принадлежал известный писатель и теоретик анархист Прудон. В конце концов, Курбе стал главой реалистической школы, возникшей во Франции и распространившейся оттуда в другие страны, особенно в Бельгию. Уровень его неприязни прочих художников дошла до того, что в течение нескольких лет он не участвовал в парижских салонах, а на всемирных выставках устраивал из своих произведений особые выставки, в отдельных помещениях. В 1871 Курбе примкнул к Парижской коммуне управлял при ней общественными музеями и руководил низвержением Вандомской коллонны. После падения Коммуны, отсидел, по приговору суда, полгода в тюрьме; позже был приговорён к пополнению расходов по восстановлению разрушенной им колонны. Это заставило его удалиться в Швейцарию, где он и умер в нищете в 1877.

Интересные факты из жизни художника

Сын состоятельного землевладельца, которому принадлежали необозримые поля и виноградники, питал вполне естественную для сельского жителя любовь к здоровому, ядреному телу. Он до конца жизни не научился грамоте, его неразборчивые каракули содержали массу ошибок даже в простейших словах. И чтение не доставляло ему удовольствия. Но что касается полных женщин с чувственными формами — в этом он отлично разбирался.

До Курбе никто подобного себе не позволял.

Биографы Гюстава Курбе пытались установить фамилии женщин, населивших его картины и, по намекам хороших знакомых, одаривших его более чем благосклонностью. Это оказалось делом непосильным.

За три месяца, проведенных, например, на морском курорте, он принял в мастерской свыше двух тысяч (!) дам, настойчиво желавших заказать ему свой портрет и готовых оплатить его по высшей ставке.

Он и в зрелом возрасте мог по пять часов сидеть в пивной и поглощать в несметных количествах хмельные напитки. Однажды, наведавшись в Мюнхен, где его очень почитали, он включился в четырехдневный марафон поклонников пива. На старте их было шестьдесят, до финиша добрались трое, но лавры победителя достались, конечно же, Курбе.

 При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: , 

Гюстав Курбе: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

2.7/5 — (3 голоса)

Смерть скупца: Иероним Босх, 1490

Показывая жестокие мучения умирающего, один из великих художников Босх осуждает скупость — один из самых страшных смертных грехов. Своим полотном мастер пытается донести до зрителя идею о том, что скупой человек, умирая, не будет знать покоя и покаяния, одолеваемый мыслями о своем богатстве.

Смерть скупцаИероним Босх

Вероятно, произведение было написано для украшения одной из створок алтаря в католическом храме. Об этом говорит своеобразная композиция картины, ориентированная по диагонали.

Смерть человека, запертого в маленькой комнате и постоянно тревожащегося за свое богатство, не вызывает сочувствия; скорее, образ скупого вызывает отвращение и горячее осуждение.

ПАРИЖСКАЯ КОММУНА И ИСТОРИЯ ВАНДОМСКОЙ КОЛОННЫ

Правительство пыталось привлечь художника на свою сторону, вручив ему орден Почетного легиона в 1865 году. Но Курбе отклонил пожалованный ему орден и написал министру изящных искусств Морису Ришару: «Мои убеждения как гражданина не позволяют мне принять награду, основанную на монархических принципах». Во время недолгого правления Парижской коммуны Курбе много сделал для спасения музеев от разграбления, но на его совести — один довольно странный поступок. На Вандомской площади в Париже стояла колонна — копия знаменитой колонны Траяна, — поставленная в ознаменование военных побед Франции. У коммунаров эта колонна прочно ассоциировалась с кровавым императорским режимом. Поэтому одним из первых решений коммуны было снести колонну. Курбе был целиком «за»: «Мы сделаем доброе дело. Быть может, тогда подружки новобранцев не будут мочить слезами столько платочков». Но когда колонну валили, Курбе затосковал: «Падая, она раздавит меня, вот увидите». И он оказался прав. После падения коммуны ему припомнили колонну, стали называть «бандитом», и в конце концов суд обвинил его в разрушении памятников. Курбе пришлось отсидеть несколько месяцев в тюрьме, а потом до самой смерти скрываться в Швейцарии от выплаты гигантского штрафа размером свыше 300 000 франков на покрытие издержек по восстановлению Вандомской колонны, свергнутой во время коммуны.

Разрушение Вандомской колонны

Когда Курбе спрашивали, уважает ли он старых мастеров и кого из них он считает своим «учителем», он высокомерно отвечал: «Я не желаю быть ничьим подражателем. Я не классицист, не академист, не романтик, я представитель своего направления в живописи. Я — курбетист!»

Сегодня можно сделать удивительный вывод, что по многим параметрам Гюстав Курбе абсолютно современный художник. Когда видишь его картины, хочется сказать: «Здравствуйте, господин Курбе! Оставайтесь с нами!»

Встреча («Здравствуйте, господин Курбе!») (1854)

ПОЙДИТЕ ВОН, МСЬЕ БОДЛЕР

Близким другом Гюстава Курбе был французский поэт-символист Шарль Бодлер. Какое-то время Курбе и Бодлер даже жили вместе, но это продлилось недолго: поэт оказался уж слишком буйным соседом, и Курбе попросил его съехать. Но, несмотря на это и даже на то, что Курбе считал, что писать стихи «бесчестно» и что сама поэзия — это «потуги на аристократизм», их дружба оставалась крепкой и непоколебимой. Поэтому справа на картине Курбе «Мастерская художника» 1855 года (место, отведенное друзьям Гюстава, слева — враги) мы можем найти в уголке читающего книгу поэта.

Мастерская художника, истинная аллегория семи лет моей творческой и нравственной жизни (1855)

Портрет Шарля Бодлера (1848)

Пьяница, забияка и скандалист

«Если эти господа называли вульгарным натурализмом изображение крестьянина на тропинке, то они наверняка поперхнулись бы своим изысканным вином при виде другого произведения, написанного Курбе, — хорошо всем известного, но мало кем изображенного. Его картина «Происхождение мира» (1866) стала одной из самых провокационных работ в истории искусства, знаменитая своим, мягко говоря, откровенным и бесстыдным изображением голого женского тела от груди до бедер, с широко раздвинутыми ногами, которое, для пущего порнографического эффекта Курбе еще и обрезал по бокам», — писал в своей книге «Непонятное искусство» редактор отдела искусств Би-би-си Уилл Гомперц.

«Ему нравилась репутация грубоватого, неотесанного художника-пьяницы, забияки и скандалиста. Предшественник нынешних отвязных радиодиджеев, он был человеком из народа, которому популярность у соотечественников дала в руки увесистую палку, чтобы лупить художественное начальство. Когда академики обвиняли его в самодовольстве, Курбе лишь пожимал плечами. Когда его критиковали за явные нарушения пропорций и за изображение забитой и простонародной современной Франции, он преспокойно продолжал работать в том же духе», — описывал Гомперц творчество Курбе.

Курбе был убежденным противником монархии. Он поддержал Парижскую коммуну, а после ее падения был арестован правительственными силами и приговорен к шести месяцам лишения свободы. Впоследствии он был вынужден уехать в Швейцарию. Там художник страдал от нехватки денег, начал сильно пить, а писать картины стал все реже. Умер в конце 1877 года недалеко от Женевского озера.

Хотите узнавать обо всем самом важном и интересном через мессенджер? Тогда подписывайтесь на наш -канал

Краткая история жанра

Изначально движение зародилось в литературе, но почти сразу же перекочевало в художественную сферу. Вслед за популярным в то время психоанализом сюрреалисты пытались показать, что творческая энергия находится в бессознательном, проявляясь в состояниях сна, гипноза, болезненного бреда и в автоматических неконтролируемых действиях. В своих работах они совмещали привычные глазу повседневные образы с аллюзиями и парадоксами из сновидений.

Вдохновленные идеями левой идеологии, последователи течения призывали к освобождению от навязанной рациональности с помощью искусства и выступали за то, что наше восприятие крайне иллюзорно из-за искажений, вызываемых бессознательными процессами. Работы сюрреалистов стремятся передать посыл: зачастую мы видим совсем не то, что нам кажется.

Примечания

  1. [www.musee-orsay.fr/en/collections/index-of-works/notice.html?no_cache=1&nnumid=924 Gustave Courbet — Un enterrement à Ornans] (HTML). Musée d’Orsay. Проверено 3 ноября 2012. [www.webcitation.org/6DHAOyfFb Архивировано из первоисточника 29 декабря 2012].
  2. [www.musee-orsay.fr/en/collections/works-in-focus/search/commentaire/commentaire_id/un-enterrement-a-ornans-130.html?no_cache=1 Gustave Courbet — Un enterrement à Ornans / A Burial at Ornans] (HTML). Musée d’Orsay. Проверено 3 ноября 2012. [www.webcitation.org/6DHAQ2xfd Архивировано из первоисточника 29 декабря 2012].
  3. Michael Fried. [books.google.com/books?id=kBdybhvrd4kC&pg=PA111 Courbet’s Realism]. — University of Chicago Press, 1992. — С. 378. — 111—121 с. — ISBN 9780226262154.
  4. [www.pbs.org/wgbh/cultureshock/flashpoints/visualarts/courbet_a.html Gustave Courbet’s «A Burial at Ornans»] (HTML). Public Broadcasting Service, www.pbs.org. Проверено 4 ноября 2012. [www.webcitation.org/6DHARNpox Архивировано из первоисточника 29 декабря 2012].
  5. [impressionnisme.narod.ru/COURBET/courbet29_about.htm Гюстав Курбе «Похороны в Орнане»] (HTML). impressionnisme.narod.ru. Проверено 4 ноября 2012. [www.webcitation.org/6DHAS1x7O Архивировано из первоисточника 29 декабря 2012].
  6. [slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C%20%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0/%22%D0%9F%D0%BE%D1%85%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%8B%20%D0%B2%20%D0%9E%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B5%22/ «Похороны в Орнане»] (HTML). Словарь изобразительного искусства на slovari.yandex.ru. Проверено 4 ноября 2012. [www.webcitation.org/6DHASryX1 Архивировано из первоисточника 29 декабря 2012].
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: