Выставка в октябре 2014

«Помним, восхищаемся, любим!»К 100-летию со дня рождения художника

«Иногда я готов бросить почти все ради занятия живописью» — воскликнул однажды Уинстон Черчилль, которого живопись спасла от депрессии после неудачи в большой политике и увлечение которой никогда его больше не оставляло. Это замечательное свойство живописи известно всем художникам — она даёт возможность создать свой собственный мир, где не нужно кланяться окружающей действительности, играть по чужим правилам, зачастую таким, которые противоречат твоим убеждениям, дает возможность сохранить гармонию в душе и независимость от внешних обстоятельств.

Именно такой и была живопись Александра Батурина, которому в этом году исполняется сто лет и который был достойным учеником прекрасного художника Владимира Стерлигова. Владимир Стерлигов никогда не сдавался на милость действительности — ни тогда, когда попал в застенки НКВД и не сломался; ни тогда, когда в живописи, вместе с Малевичем, бросил вызов подражанию природе; ни тогда, когда уже в конце жизни попал в унылые советские стены и покрыл фресками и картинами стены и мебель — светлые, яркие краски, чаша земли, купол неба.

Александр Батурин, будучи его учеником, но всего на десять лет младше, воспринял лучшие качества учителя; помноженные на несомненный, самобытный талант, они подарили искусству художника мощного, неординарного, увлекающего в свой мир даже самого несведущего в живописи, неподготовленного зрителя, и это при том, что искусство его, строго говоря, нельзя назвать реалистическим.

Очень может быть, что свою роль в восприятии живописи Батурина играет роль его личность, его характер, которые неуловимо сквозят в каждой картине. Это был человек, если можно так сказать, несгибаемой жизнерадостности. Никакие горести и лишения, никакие удары судьбы не смогли лишить его улыбки, с которой он смотрел в лицо жизни. Это не было легкомыслием, это была настоящая мудрость. Никогда он, даже в преклонные годы, не ныл, не жаловался, не брюзжал: Общение с этим человеком было легким и радостным.

Несмотря на праздничную открытость своей натуры, Батурин не имел педагогической жилки, у него не было учеников. Он, который всегда приветствовал новые таланты, с живым интересом посещал выставки других учеников Стерлигова, своих последователей не имеет, что придает его творчеству еще более уникальный характер. Каждая его выставка становится событием в мире искусства, и с каждым годом, с учетом того, что картины оседают в частных коллекциях, проведение такой выставки усложняется.

Юбилейная выставка живописи Александра Борисовича Батурина, посвященная его столетию и собравшая на стенах галереи прекрасные картины — это прощальный поклон, солнечная улыбка художника, который ушел от нас уже больше десяти лет назад, но память о котором не только не тускнеет, но с годами все более бережно хранится в сердцах поклонников его таланта.

И очень может быть, что эта выставка подарит радость знакомства с творчеством Батурина людям, которые раньше не видели его картин, но светлая тайна его искусства покорит их тоже.

В галерее Санкт-Петербургского Союза художников «Голубая гостиная» открывается выставка петербургского мастера Владимира Прошкина

Экспозиция приурочена к его 90-летию

Имя советского и российского живописца и графика, заслуженного художника РФ Владимира Прошкина хорошо известно всем любителям живописи. Прежде всего потому, что он является представителем славной династии ленинградских художников Прошкиных – Анатолия, Виктора и Марианны. «Он родился в семье очень известных художников, которые уже вошли в историю Ленинграда. Его мать Виктория Белаковская и отец Виктор Прошкин в свое время работали с такими мастерами, как Самохвалов и Дейнеко. А сам Владимир Викторович уникален еще и тем, что хорошо знает историю Союза художников и всегда отстаивает его позиции. С ним очень интересно разговаривать об искусстве», – объяснила «Петербургскому дневнику» куратор выставки, искусствовед Елена Лысак. Сам мастер, отмечающий свой 90-летний юбилей, не просто продолжил дело родителей, но и сумел вписать собственное имя в историю искусства. Художник пишет пейзажи, жанровые картины, натюрморты. Работает в технике масляной живописи, акварели, занимается книжной иллюстрацией, промышленной графикой и оформительским искусством. «Владимир Викторович – один из последних могикан, старейший член Союза художников, который продолжает творить. И эта выставка – своего рода итог его работы за последние годы», – говорит Елена Лысак. Особое место в творчестве художника занимает Петербург, историю которого он пишет на протяжении всей своей жизни. Вот и на открывающейся сегодня выставке будут представлены пейзажи и натюрморты с изображением любимого города. «Несмотря на пандемию, а художник почти не выходит из дома, Владимир Викторович не утратил жажды творить, жажды творчества. Этой выставкой он как бы говорит нам, что несмотря ни на что, на мир надо смотреть радостно, созидательно и жизнеутверждающе», – комментирует куратор выставки. Произведения Владимира Прошкина находятся не только в Русском музее и в других музеях страны, но и за рубежом. Например, в галерее Rauma-Repola (Финляндия), Музее современного европейского искусства в Сеуле (Южная Корея), а также в частных собраниях в Латвии, Эстонии, Франции, Италии, Финляндии, Израиле, Японии, Великобритании и других странах. Сам художник, несмотря на все сложности текущего периода, собирается прийти на свою выставку, которая откроется сегодня на Большой Морской улице, 38, в 17:00. «Хоть в скафандре, но я обязательно приду», – процитировала его слова Елена Лысак.

09 Фев Персональная выставка в Голубой гостиной. Союз художников С-Пб

Posted at 22:09h
in Выставки
by

В октябре 2008 года в галерее «Голубая гостиная» состоялась выставка Анны Виноградовой, вызвавшая интерес не только у посетителей галереи, но и у членов Санкт-Петербургского Союза художников.

Ей посчастливилось учиться и в 2006 году окончить мастерскую профессора В.В.Пименова (которой прежде руководил В.И Рейхет и Б.С. Угаров) — одну из немногих мастерских в Институте им. И.Е. Репина, где пытались сохранить традиции русской реалистической школы. Ее педагогами в период обучения были Н.Н.Репин, Н.С.Лысак, Н.Д.Блохин.

Многие работы Анны Виноградовой посвящены теме национальных праздников, русской истории и культуре. Этот глубинный интерес автора к отечественным традициям неслучаен. Ее детство прошло в одном из красивейших городов русского Севера — Вологде. Отец — известный архитектор , занимавшийся в том числе, и культовой архитектурой, Мать — известный этнолог и искусствовед. В этой среде, пропитанной искусством, вырос художник. Творчество Анны 2007-2008 годов отдает дань русской реалистической живописи конца 19 — начала 20 века, но в современном, глубоко индивидуальном преломлении.

Ее работы «Портрет сына», «Переходящая брод», «Девушка пришивающая кружева», «Портрет В.А. Мерзлякова»- говорят о том, что Анна Виноградова использует приемы традиционного психологического портрета. От спокойно сидящих фигур веет значительностью, уверенностью. В изображении конкретных лиц иногда ощущаешь некую отстраненность, недосказанность. За каждой личностью — история целой жизни с ее радостью и ее грустью. В «Портрете сына» доминируют светлые тона; лирическое настроение, улыбка, восхищение — и никакой слащавости. Маленький мальчик — луч надежды, он олицетворяет чистоту и поэзию…

Одна из наиболее поэтичных ее картин — «Плетение венков» . В ней хорошо передано ощущение пленительного летнего воздуха в лесу, освещенном солнцем. Молодые девушки находятся в полном единении с природой , являясь одним из проявлений ее красоты. Смысловой центр холста акцентирован яркими пятнами, в то время как пейзаж решен уже в более спокойной, нейтральной гамме. Отдельные образы в картине очень выразительны. Мы восхищаемся красотой красного цвета в изображении одежды героинь ( колористичеком и эмоциональном ядре картины ) — художнику удалось мастерски разобрать цвет в оттенках и написать легко и свежо. Анна Виноградова сумела донести до зрителя состояние внутренней гармонии.

«Переходящая брод» подкупает профессионализмом исполнения — великолепно написаны лицо, глаза, руки. Перед нами молодая, красивая женщина, в облике которой заключена тайна. Она выражается в позе фигуры , движении рук , вопросительном взгляде, наклоне головы. Как будто она вопрошает зрителя: каким будет мой жизненный путь? Стремление предать психологическую насыщенность усилено колоритом. Образ героини построен на ассоциативном сочетании различных ритмов и интонаций. По — другому решена работа «Девушка, пришивающая кружева». Сосредоточенность героини на действии, движение рук, вся ее поза говорят о простом, спокойном ритме жизни; она «плетет» эту жизнь сама, без участия других … Динамичный красный на темном фоне усиливает эмоциональное впечатление в картине «Пляшущие» — автор воспитывает любовь к жизни, страсть, радость, несмотря на трудности крестьянского быта.

В Петербурге отметили 60 лет ленинградского эстампа

В галерее «Голубая гостиная» Санкт-Петербургского Союза художников открылась выставка «Ленинградский эстамп. 1930-1990»

На выставке представлены 58 произведений мастеров, в разное время работавших в экспериментальной литографской мастерской Ленинградского отделения Союза советских художников. Это эстампы (литографии, офорты, линогравюры, монотипии) из фонда графики и частных собраний. Как рассказала «Петербургскому дневнику» искусствовед Елена Лысак, тот факт, что все эти работы представлены именно в галерее Союза художников, совсем не случаен. «В истории Союза было такое знаменательное явление, как экспериментальная литографическая мастерская. Располагалась она именно в здании на Большой Морской, 38. Здесь поставили станки, на которых мастера изготавливали свои литографии. В то время ими было принято украшать Дворцы культуры, театры и другие общественные учреждения. А так называемая массовая печатная продукция шла в народ. Она была очень популярна и вполне доступна для обычных любителей искусства». На выставке можно увидеть работы Александра Ведерникова, Бориса Ермолаева, Алексея Пахомова, Георгия Верейского, Александра Якобсона и других мастеров, каждый из которых вошел в историю ленинградской школы графического искусства. «Это самые разноплановые произведения. Например, работы 30-х годов прошлого века показывают нам, как прекрасна, на взгляд художников, советская жизнь. О годах войны и блокады повествуют агитационные плакаты в технике цветной литографии «Боевого карандаша». В работах 50-60-х годов мы видим удивительно красивых женщин и детей, целеустремленных людей, верящих в светлое будущее», – рассказала Елена Лысак. По ее мнению, выставка настолько цельная, что выделить одну или несколько каких-либо работ очень затруднительно. При этом каждую из них можно описывать и изучать. Тем более что история ленинградской литографской школы еще недостаточно систематизирована. Между тем, это было очень яркое явление в искусстве Ленинграда, о котором нельзя забывать. «Конечно, все это надо видеть своими глазами. Поэтому было бы неплохо, если бы зрители пришли и посмотрели нашу выставку», – считает искусствовед. По ее словам, выставка еще интересна тем, что на ней представлены договоры художников с госзаказчиками как свидетельство заботы государства о мастерах. Любопытно будет взглянуть и на литографский камень художника Николая Гетманского, с которого делался оттиск с изображением Феликса Дзержинского, окруженного детьми. «Эта выставка интересна прежде всего тем, что она характеризует графическую школу ленинградского искусства. Поэтому люди, которым не чуждо понятие «ленинградская культура», обязательно должны ее посетить», – уверена искусствовед Елена Лысак. Добавим, что выставка приурочена к 200-летию Императорского общества поощрения художеств, существовавшего в Петербурге до 1929 года и сыгравшего важную роль в продвижении эстампа и пропаганде изобразительного искусства в целом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: